М пришвин биография кратко. Известность, сближение с модернистами. Экранизации произведений Михаила Пришвина

Михаи́л Миха́йлович При́швин ( -) - русский советский писатель, прозаик, публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой. Его жанр: рассказ, поэма, роман, дневник.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Пришвин родился в родовом имении Хрущёво-Лёвшино , которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

    Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин (1837-1873) [ ] после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

    Отец проигрался в карты, ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

    Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества .

    В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

    Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

    Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

    Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни. Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. Там же есть фразы, где М. М. Пришвин даже называет себя коммунистом по своему мировоззрению, и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

    Художник света

    Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата .

    В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство » . В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica .

    Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира ».

    Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:

    надеть пенсне на шнурке - выдвинуть объектив - установить глубину резкости и выдержку («скорост ь») - настроить фокус «движением безымянного пальца » - взвести - сбросить пенсне и нажать спуск - надеть пенсне - записать условия съёмки и т. д.

    Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать », называл себя «художником света » и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро ». Работая над циклами «фотозаписей » «Паутинки », «Капли », «Почки », «Весна света » он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит ».

    Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры .

    В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой », в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post , в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность… » Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

    Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

    Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком ».

    Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

    Семья

    Первым браком был женат на смоленской крестьянке Ефросинье Павловне (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал », и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

    В 1940 году М. М. Пришвин женился во второй раз. Его супругой стала Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). После смерти писателя она работала с его архивами, написала о нём несколько книг , много лет возглавляла музей Пришвина .

    Награды

    • Библиография

      • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-4. М.: Гослитиздат, 1935-1939
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-3. СПб.: Знание, 1912-1914
      • Пришвин М. М. Избранные произведения в двух томах. М.: Гослитиздат, 1951-1952
      • Пришвин М. М. Колобок: [По крайнему северу России и Норвегии] / Рисунки А. Могилевского . - М. : Л. Д. Френкель, 1923. - 256 с.
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Художественная литература, 1982-1986.

      Экранизации

      • - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
      • - «Ветер странствий »

      Примечания

      1. Печко Л. П. Пришвин М. // Краткая литературная энциклопедия - М. : Советская энциклопедия , 1962. - Т. 9. - С. 23–25.

    Михаил Пришвин – русский писатель, прозаик и публицист. В своих произведениях он уделял особое внимание вопросам человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины.

    Свое место в литературе Пришвин определил так: «Розанов – послесловие русской литературы, я – бесплатное приложение. И всё…»

    В середине 20-х годов Пришвин начал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», над которым он будет трудиться до конца жизни.

    Через несколько лет он приобрел фургон, назвав его «Машенькой». На нем он путешествовал по российским городам, собирая материал для своих произведений.

    После этого в биографии Пришвина появилась машина марки «Москвич-401», находящаяся сегодня в его доме-музее. На этом автомобиле ему удалось побывать на Дальнем Востоке.

    Получив массу впечатлений от поездки, он написал книгу «Дорогие звери». Затем Михаил Пришвин посетил Кострому и Ярославль, после чего им была написана повесть «Неодетая весна».

    В это время его начала особенно интересовать фотоохота. Он делал снимки животных и птиц, а также фотографировал деревья, озера, лесные опушки и прочее пейзажи. Позже писатель оформлял свои книги сделанными им самим фото.

    Основным трудом в биографии Пришвина являются «Дневники», состоящие из 8 томов. В них он подробно изложил свое видение на жизнь, религию и политическую ситуацию в стране.

    Личная жизнь

    Первой женой в биографии Михаила Пришвина была Ефросинья Баныкина. В этом браке у них родилось трое детей – Лев, Петр и Сергей (последний умер еще в раннем детстве).

    Со временем писатель потерял интерес к супруге и решил уйти к другой женщине.


    Михаил Пришвин и Валерия Лиорко

    В возрасте 67 лет, Пришвин женился на Валерии Лиорко. Интересен факт, что вторая жена была младше его на 26 лет. Их семейный союз продлился 14 лет, вплоть до самой смерти прозаик.

    Смерть

    За полгода до смерти у Пришвина обнаружили рак желудка. Болезнь быстро прогрессировала и через несколько месяцев писателя не стало.

    Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в возрасте 80 лет. Известного русского писателя похоронили на Введенском кладбище в Москве.

    Фото Пришвина

    Ниже можно посмотреть те немногие фото Пришвина, которые имеются.

    Если вам понравилась краткая биография Пришвина – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

    Понравился пост? Нажми любую кнопку.

    Родился 23 января (4 февраля н.с.) в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование.

    В 1883 мальчик поступил в Елецкую гимназию, из 4-го класса которой был изгнан "за дерзость учителю", заканчивал обучение в Тюменском реальном училище.

    В 1893 молодой Пришвин поступил в Рижский политехнический институт, где увлекся идеями марксизма. За участие в марксистских кружках был арестован в 1897, провел год в Митавской тюрьме и был выслан в двухгодичную ссылку в Елец.

    В 1900 — 1902 учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по окончании которого работал в Луге земским агрономом, опубликовал несколько статей и книг по специальности.

    Первый рассказ Пришвина "Сашок" был напечатан в журнале "Родник" в 1906. Оставив свою профессию, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по северу (Олонец, Карелия, Норвегия), знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги "В краю непуганых птиц", 1907; "За волшебным колобком", 1908). Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Толстым.

    В 1908 результатом путешествия в Заволжье явилась книга "У стен града невидимого". Очерки "Адам и Ева" и "Черный араб" были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912 — 1914.

    В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

    После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу "Календарь природы" (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом "Кащеева цепь", начатый им в 1923, над которым трудился до последних дней.

    В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга "Дорогие звери", послужившая основой для повести "Жень-шень" ("Корень жизни", 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести "Неодетая весна".

    В годы Великой Отечественной войны писатель создал "Рассказы о ленинградских детях" (1943), "Повесть нашего времени" (1945), сказку-быль "Кладовая солнца". В последние годы жизни писатель много сил и времени отдавал дневникам (книга "Глаза земли", 1957). Почти все его творчество посвящено описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. К. Паустовский справедливо называл его "певцом русской природы".

    Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование.

    В 1883 поступает в Елецкую гимназию. Пришвин был исключен за «свободомыслие» из Елецкой гимназии. Учился в Тюменском реальном училище. Студент Рижского политехникума, Пришвин за участие в марксистских кружках был арестован (1897 ). В 1902 году окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета. Служил агрономом в земстве (Клин, Луга). Опубликовал несколько книг и статей по сельскому хозяйству.

    Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году в журнале «Родник». Оставив свою профессию, Пришвин увлекся фольклором и этнографией. Рождение Пришвина как писателя связано с его путешествиями по Северу (Олонец, Карелия, Норвегия). Наблюдения над природой, бытом и речью северян, записи сказов вылились в своеобразную форму путевых записей-очерков: книги «В краю непуганых птиц» (1907 ) и «За волшебным колобком» (1908 ). Оказавшись в центре литературной жизни, Пришвин сблизился с петербургскими декадентами (А. Ремизов, Д. Мережковский и др.). Их влияние ощутимо в рассказах «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище» и повести-очерке «У стен града невидимого» (1909 ). Результатом поездок в Крым и Казахстан явились очерки «Адам и Ева» (1909 ), «Черный араб» (1910 ), «Славны бубны» (1913 ) и др. Появлению первого собрания сочинений Пришвина (1912-1914 , издательство «Знание») содействовал М. Горький.

    Пришвин считал, что личная жизнь у человека должна сложиться. Он женился в возраст 25 лет на простой крестьянке со Смоленщины, от брака с которой у него было трое сыновей, двое из которых также приобрели известность в литературе.

    В годы Первой мировой войны Пришвин был фронтовым корреспондентом; его очерки печатались в газетах «Биржевые ведомости», «Речь», «Русские ведомости».

    После Октябрьской революции Пришвин некоторое время вел педагогическую деятельность; он страстно увлекался охотой, краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье). Опубликовал очерк «Башмаки» (1923 ), охотничьи и детские рассказы, фенологические записки «Родники Берендея» (1925 ), вышедшие с дополнениями под названием «Календарь природы» (1935 ). Писатель учит в них «родственному вниманию» к природе, зовет узнавать «…лицо самой жизни, будь это цветок, собака, дерево скала или даже лицо целого края». Параллельно этой линии у Пришвина развивается и другая: очерки, связанные между собой единым героем (чаще всего лирическим «я» писателя), его философскими, нравственными исканиями, становятся главами повести или романа. В 20-е годы начат автобиографический роман «Кащеева цепь», над которым Пришвин работал до последних дней жизни (1923-1954 ). Романтические искания главного героя Алпатова, развиваясь на фоне жизни России и Германии конца 19 века, превращаются в историю роста творческой личности и анализ существа творческой деятельности вообще. Поэтически конкретные образы романа одновременно выступают как олицетворение мифа (Второй Адам, Марья Моревна и др.). Примыкающая к роману повесть о творчестве «Журавлиная родина» (1929 ) вводит читателя в лабораторию художника.

    В эти годы Пришвин постоянно печатается в журналах «Новый мир», «Красная новь» и др. Писатель ищет живой материал в поездках по Дальнему Востоку, Северу и Кавказу. Он выступает с пропагандой жанра очерка («Мой очерк», 1933 ). И снова от научного знания и фольклора идет к художественной прозе, создавая поэтические рассказы и повести. Так, очерк об оленях «Дорогие звери» предшествовал повести «Жень-шень» (первое название – «Корень жизни», 1933 ), одному из лучших произведений Пришвина, в котором «корень жизни» выступает как многогранная метафора, символизирующая и поиски «творчества жизни», и силу страсти, и боль утрат. Реалистичные и романтичные элементы, бывалое и небывалое, правда и сказка, сливаясь, дают сплав светлого пришвинского мироощущения. Рассказывая о путешествии по Костромской и Ярославской земле в повести «Неодетая весна» (1940 ), Пришвин стремится уловить неповторимые черты переменчивого лика природы. Он создает жанр дневниковых записей – поэтических миниатюр. Цикл таких миниатюр составила поэма в прозе «Фацелия» (1940 ), о которой писатель говорил: «Это моя песнь песней». К ней примыкает и цикл «Лесная капель» (1940 ).

    В сентябре 1941 года семья М. Пришвина вместе с ним переезжает в глухую деревню Усолье под городом Переславль Залесский и остается там до окончания войны. В 1943 году Михаила Пришвина награждают Орденом Трудового Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны писатель создает «Рассказы о ленинградских детях» (1943 ), «Повесть нашего времени» (1945 , полностью опубликована 1957 ). В сказке-были «Кладовая солнца» (1945 ), сюжетно связанной с повестью-сказкой «Корабельная чаща» (1954 ), Пришвин снова стремится «…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой». Он показывает, как воля людей превращается в деяние, как правда смыкается со сказкой.

    С 1946 по 1954 годы Михаил Михайлович проживает на своей даче под Звенигородом, где сейчас действует музей М.М. Пришвина. В последние годы жизни Пришвин, как всегда, много сил отдавал дневникам (опубликована посмертно книга «Глаза земли», 1957 ). В 1957 году опубликован роман-сказка «Осударева дорога» (начатый еще в 30-е годы), в котором встречаются история и современность.

    Точность наблюдений художника и натуралиста, напряженность философских исканий, высокое нравственное чувство, язык, питаемый соками народной речи, - все это сообщает прозе Пришвина неотразимое обаяние.

    Михаил Михайлович Пришвин - русский советский писатель, получивший известность в основном благодаря произведениям о природе, рассказам и повестям для детей. Родился Пришвин 4 февраля (23 января по ст. ст.) в Орловской губернии, Елецком уезде, где находилось их фамильное имение Хрущево-Левшино, принадлежавшее некогда деду, успешному купцу.

    Отец семейства, Михаил Дмитриевич, получил богатое наследство и ни в чем себе не отказывал. Однажды проиграв в карты, он был вынужден заложить имение и расстаться с конезаводом - нервное потрясение привело его к параличу и смерти. На руках у матери Михаила, Марии Ивановны, осталось пятеро детей и заложенное имение, тем не менее, она смогла исправить ситуацию и обеспечить детям образование. В 1882 г. Михаил - ученик деревенской начальной школы, в 1883 г. его переводят в Елецкую классическую гимназию, однако конфликт с учителем (будущим знаменитым философом В. Розановым) послужил причиной его отчисления.

    В 1893 г. Пришвин переехал в Тюмень к родному дяде, крупному промышленнику И. Игнатову, где шесть классов проучился в городском Александровском реальном училище. Бездетный дядя видел в племяннике преемника, но Михаил отказался и в 1893 г. стал студентом химико-экономического отделения Рижского политехникума. За участие в марксистских кружках и революционную деятельность его исключили, и на протяжении 1898-1900 гг. он жил в родном Ельце в статусе высланного.

    В 1900 г. Пришвин уезжает в Германию, где до 1902 г. учится в Лейпцигском университете (агрономическое отделение) и возвращается домой с дипломом инженера-землеустроителя. Его трудовая биография началась с должности земского агронома в Клинском и Луганском уездах; работал он и в агитационной лаборатории, в Петровской сельскохозяйственной академии, был секретарем у крупного чиновника в Петербурге. В это время появились в печати его первые труды, посвященные сельскому хозяйству.

    Первое литературное произведение - рассказ «Сашок» - было опубликовано в журнале «Родник» в 1906 г., после чего Пришвин уволился со службы и сотрудничал в качестве корреспондента с различными газетами. Будучи человеком живо интересующимся фольклором и этнографией, Пришвин отправился в путешествие в северные губернии, где изучал культуру местных народов, запечатлевал на бумаге их рассказы, перевоплощая их впоследствии в своеобразные путевые очерки, которые вошли в книги «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908). Таким же образом после поездок по Заволжью, по Казахстану и Крыму были написаны очередные произведения. Пришвин становится известной персоной в литературном сообществе, происходит его знакомство и сближение с А. Толстым и М. Горьким, Д. Мережковским. Именно М. Горький помог Михаилу Пришвину на протяжении 1912-1914 гг. публиковать первое собрание сочинений.

    Во время Первой мировой войны Пришвин - военный санитар и фронтовой корреспондент ряда периодических изданий. Когда произошла Октябрьская революция 1917 г., Пришвин работает агрономом, учителем, параллельно ведя краеведческую работу. Работал преподавателем он и в Елецкой гимназии, откуда его некогда исключили; учителем и директором в школе Дорогобужского района, был инструктором народного образования. В 20-ых гг. Михаил Михайлович пишет целый ряд детских и охотничьих рассказов, которые затем стали частью книги «Календарь природы», получившей широкую известность. В 1922 г. Пришвин переехал в Тверскую губернию, в город Талдом. 1923-ий был отмечен началом работы над автобиографическим романом «Кощеева цепь»; в нем он поставил точку в последние дни жизни.

    Тридцатые годы были наполнены частыми поездками по всему Советскому Союзу, в которых писатель черпал вдохновение и сюжеты для будущих произведений. Пришвин ездил на Дальний Восток, Крайний Север, странствовал по Центральной России. Подавляющее большинство произведений, которые были опубликованы при жизни М.М. Пришвина, являются описанием впечатлений, полученных от общения с родной природой. По словам Паустовского, Пришвин был настоящим «певцом русской природы», он умел рядовые явления описывать необычайно живописно, почти зримо.

    Именно благодаря таким произведениям он завоевал любовь читателя, однако сам писатель главной своей работой считал вовсе не их, а дневники. Их он писал, начиная с 1905 г. до конца жизни, их объем превышает в несколько раз восьмитомное, наиболее полное, собрание его сочинений. Частично они были опубликованы в 1980 г., полностью - в 1990 г., и читательская публика увидела Пришвина совершенно с другой стороны - как человека, объективно относившегося к происходящим в его родной стране общественно-политическим процессам. Как и многие другие представители русской интеллигенции, Пришвин поначалу воспринимал революцию как очищающее начало, старт эпохи с новой степенью нравственности, однако впоследствии пришел к выводу о тупиковости такого исторического пути.

    Выводы, сделанные им, поражают смелостью и трагизмом. Например, он говорил о том, что большевизм близок к фашизму. В условиях, когда всех и вся принуждали жить и мыслить коллективно, Пришвин упорно защищал личную жизнь человека, его простые радости и переживания. Через все его дневниковые записи лейтмотивом проходят мысли о том, что человек должен учиться жить полной жизнью, обнаруживать в окружающем его мире доброе и светлое, ценить настоящее.

    Скончался Михаил Михайлович Пришвин 16 января 1954 г., был похоронен в столице, на Введенском кладбище.

    Биография из Википедии

    М. М. Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в родовом имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей: Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил.

    Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

    Отец проигрался в карты, ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

    В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым из гимназии отчислен «за дерзость учителю». Братья Михаила учились успешно и получили образование: старший, Николай, стал акцизным чиновником, Александр и Сергей - врачами. В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди - купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться. Заканчивал обучение в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год). Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, продолжил образование в Рижском политехникуме, где 13 сентября 1893 года вступил в русскую студенческую корпорацию Fraternitas Arctica. За участие в деятельности студенческого марксистского кружка в 1897 году подвергся аресту и заключению. Находясь под следствием, он на год был заключен в одиночную камеру тюрьмы в Митаве. После освобождения уехал за границу.

    В 1900-1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии: «Картофель в огородной и полевой культуре» и другие.

    Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1907 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки».

    В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ. Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908).

    Став известным в литературных кругах, сблизился с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Н. Толстым.

    Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

    В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.

    В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

    С осени 1917 года до весны 1918 года Пришвин был членом редакции газеты партии эсеров «Воля народа», публиковал в ней антибольшевистские статьи, 2 января 1918 г. был арестован и до 17 января 1918 года находился в тюрьме. Пришвин вступил в полемику с А. Блоком по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти). Спасаясь от повторного ареста, писатель в апреле 1918 года покинул Петроград и в унаследованном от матери небольшом имении под Ельцом занимался крестьянским трудом. Но осенью 1918 года имение было реквизировано по постановлению местного сельского Совета. После этого Пришвин работал библиотекарем в селе Рябинки, а затем учителем географии в бывшей Елецкой гимназии. Летом 1920 года писатель переехал на родину жены в Смоленскую губернию, где под городом Дорогобужем в селе Следово два года работал школьным учителем и одновременно работал в селе Алексино организатором Музея усадебного быта в бывшем имении купца Барышникова.

    В 1922 г. Пришвин написал частично автобиографическую повесть «Мирская чаша» (первоначальное название - «Раб обезьяний»), но редактор журнала «Красная новь» А. Воронский отказался ее печатать, откровенно сказав автору о невозможности провести такое сочинение через цензуру. Пришвин послал повесть на рецензию Л. Троцкому, в сопроводительном письме выразив надежду на то, что «советская власть должна иметь мужество дать существование целомудренно-эстетической повести, хотя бы она и колола глаза». Однако Троцкий ответил так: «Признаю за вещью крупные художественные достоинства, но с политической точки зрения она сплошь контрреволюционна». В итоге повесть была напечатана лишь почти через 60 лет.

    В конечном итоге Пришвин смирился с новой властью: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых - правое, хотя оно победит ещё очень не скоро.

    Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

    В 1930-е годы он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл фургон «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который установлен в его доме-музее.

    В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Соловецкий лагерь (очерк «Соловки») и Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога». В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» - нетронутый топором лес, и нашёл его. Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там - сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

    В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

    Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

    Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и негативных явлений советской действительности; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

    Подробнее по этой теме см. Дневники М. М. Пришвина.

    Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни. Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. М. М. Пришвин неоднократно называет себя коммунистом по своему мировоззрению, даже «первым настоящим коммунистом», и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

    Художник света

    Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата.

    В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство ». В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica.

    Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира ».

    Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:

    надеть пенсне на шнурке - выдвинуть объектив - установить глубину резкости и выдержку («скорост ь») - настроить фокус «движением безымянного пальца » - взвести - сбросить пенсне и нажать спуск - надеть пенсне - записать условия съёмки и т. д.

    Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать », называл себя «художником света » и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро ».Работая над циклами «фотозаписей » «Паутинки », «Капли », «Почки », «Весна света » он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит ».

    Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.

    В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой », в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность… » Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

    Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

    Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком ».

    Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

    Последние полгода писатель был болен раком желудка. Скончался Михаил Михайлович Пришвин 16 января 1954 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

    Семья

    Первым браком был женат на смоленской крестьянке Ефросинье Павловне (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал», и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

    В 1940 году М. М. Пришвин женился во второй раз. Его супругой стала Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). После смерти писателя она работала с его архивами, написала о нём несколько книг, много лет возглавляла музей Пришвина.

    Награды

    • орден Трудового Красного Знамени (05.02.1943)
    • орден «Знак Почёта» (31.01.1939)

    Память

    В честь писателя названы:

    • астероид (9539) Пришвин, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 21 октября 1982 года;
    • пик Пришвина (43°46′ с. ш. 40°15′ в. д.) высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро;
    • мыс Пришвина на восточной оконечности острова Итуруп в Курильской гряде;
    • улицы Пришвина в Москве, Донецке, Киеве, Липецке, Ельце и Орле.
    • Школе МБОУ СШ № 1 в городе Ельце присвоено имя М. М. Пришвина (та самая школа, где он и учился).

    4 февраля 2015 года, в день рождения писателя, в парке «Скитские пруды» города Сергиева Посада был открыт посвящённый ему памятник.

    2 сентября 1981 года решением Совета министров РСФСР имя М. М. Пришвина было присвоено Орловской областной детской библиотеке.

    Могила Пришвина на Введенском кладбище Москвы.

    Плита на могиле Пришвина на Введенском кладбище Москвы.

    Библиография

    • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-3. СПб.: Знание, 1912-1914
    • Пришвин М. М. Колобок: [По крайнему северу России и Норвегии] / Рисунки А. Могилевского. - М.: Л. Д. Френкель, 1923. - 256 с.
    • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-4. М.: Гослитиздат, 1935-1939
    • Пришвин М. М. Избранные произведения в двух томах. М.: Гослитиздат, 1951-1952
    • Пришвин М. М. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956
    • Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Художественная литература, 1982-1986.

    Экранизации

    • 1935 - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
    • 1978 - «Ветер странствий»