Занятие по развитию речи русские народные сказки. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "русские народные сказки". Методы и приемы

Тема: Путешествие по русским народным сказкам

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
  2. закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
  3. закрепить навыки детей пересказа сказок.
  4. расширить словарный запас;
  5. закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие:

  1. Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
  2. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  2. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Использование современных технологий:

  1. Методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».
  2. «ТРИЗ в детском саду» С.М. Гин.
  3. Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В.Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)

Оборудование:

  1. Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Просмотр презентации «Загадки Кота Ученого»
  4. Игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Словесные:

  1. сюрпризный момент;
  1. беседа;
  2. ответы на вопросы;
  3. обращение к опыту детей;
  4. загадывание загадок;
  5. педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

  1. демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические:

  1. моделирование сказки;
  2. решение проблемной ситуация;
  3. поисковые действия;
  4. драматизация сказки;
  5. дидактические игры;
  6. физминутка;
  7. мимическое упражнение;
  8. дыхательная гимнастика.

Ход занятия:

Дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель : Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения ). Смотрите, вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель : Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка (Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказок) Давайте, закроем глаза и 3 раза скажем: «1-2-3 в сказке окажись, страна Сказок, покажись!». Вот мы и попали в страну Сказок!

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Дети называют сказку, героев). И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета? Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.

Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок) . Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите!». Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).

  1. «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)
  2. «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба»)
  3. «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
  4. «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  5. «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
  6. «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
  1. «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»)
  2. «Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки "(проводят дети под руководством педагога)

1 ребенок : Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
2 ребенок : Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
3 ребенок : Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится конверт с иллюстрациями к сказкам). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка - не знаю! Поможем, ребята? (Проводится игра «Собери сказку по картинкам». Дети кратко передают содержание сказок. Находим зеленую страницу)

Воспитатель: Вот и зеленая страничка, а клубок ведет нас дальше.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(Гуси-лебеди)

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

(Колобок)

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

(Козлята)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?

(голубого)

Клубок зовет нас вперед! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть. Игра называется «Персонажи беседуют». Предлагаю вам шапочки персонажей, а вы покажете нам отрывок из сказки.

(шапочки: волка и лисы («Лисичка сестричка и серый волк»); заяц и петух («Заюшкина избушка»); мышка и лягушка («Теремок»); волк и коза («Волк и семеро козлят»)

Воспитатель: Вот и синяя страница нашлась! Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»).

Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета? Фиолетовая. У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, ….., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

  1. удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
  2. лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
  3. весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! (воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка) .

Воспитатель: Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит

(Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу


Образовательная область: речевое развитие.

Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.

Возраст: 6-7 лет.

Тип занятия: Комбинированное.

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Методы и приемы:

Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение) .

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок («Маша и медведь» , «Три медведя» , «Колобок» , «Лиса и заяц» , «Репка» , «Теремок» , рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой» .

Предполагаемый результат:

  • Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
  • Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
  • Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
  • Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.

Продолжительность занятия: 30 мин

1. Организационный момент:

Дети заходят, становятся в круг.

Игра психологического здоровья.

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» , «Воздушный поцелуй»

2. Основная часnь:

Воспитатель:

Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

Почему вы их любите? (Ответы детей)

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ) . Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель:

Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли) .

Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения) .

Вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель:

Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки» : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).

Воспитатель:

Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей) .

Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!» , клубочек покатился к сундучку) .

Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

(Сказка «Три медведя» . В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Маша и медведь» , «Курочка-Ряба» , «Репка» , Дети называют сказку, героев) .

Воспитатель:

И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого) .

Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок» .

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся) .

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!» . Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки) .

Игра «Помогите!» .

Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя» )

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок» )

«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» )

«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк» )

«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)

Воспитатель:

Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)

Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки"

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"

Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

«Гуси-лебеди» . Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?

Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба» .)

А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого) .

Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

1. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)

3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)

5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)

6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)

Воспитатель:

Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)

Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.

Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.

Игра: «Ты мне – я тебе» .

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка» .

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… -; Молодцы! -

Воспитатель:

Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)

У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …, фиолетовый.

Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей) .

Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап, снуре!» . Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

  • удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
  • лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
  • весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Рефлексия:

3. Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски) . Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.

Воспитатель:

Чему нас учат сказки?

Какие бывают сказки?

Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)

Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.

Список литературы

  1. Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  2. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л. М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2000
  3. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 2006. - №5
  4. ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.
  5. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа» , 2007.
  6. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М.: «Планета детства» , 2003.
  7. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» - М.: «ВАКО» , 2005.

Цель:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать связную речь, мышление, память, воображение.
  2. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
  3. Продолжать формировать умение строить работу предложения.
  4. Формирование навыка координации движения.
  5. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Оборудование:

Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , .

  1. Организационный момент:

Игра психологического здоровья.

Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Дети:

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

  1. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» , «Воздушный поцелуй»

3.- Ребята, вы любите сказки ?

Вы знаете уже много сказок . И сегодня мы еще раз вспомним любимые сказки , и узнаем, кто из вас знает больше.

Итак, путешествие в страну сказок начинается !

«В мире много сказок грустных и смешных ,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться , наша сказка - впереди .

Сказке в дверь мы постучимся, сказка , в гости ты нас жди»

Звучит музыка, и она приглашает нас в страну сказок .

Повертелись, покружились, в стране сказок очутились.

  1. Д/ Игра с логопедическим кубиком

(Дети становятся в круг. Под музыку передают кубик друг другу, музыка останавливается ребенок, ребенок отвечает из какой сказки герой. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: коза - сказка «волк и семеро козлят» .

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Молодцы! -

  1. Беседа

Скажите, пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки?

Сказки рассказывают о небывалом, чудесном.

Какие бывают сказки?

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .

Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

А какие по характеру бывают сказки?

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро) , а зло всегда… (наказывается) .

  1. Игра: «Узнай сказку по картинке»

Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , «Лисичка - сестричка и серый волк» ) .

1) - Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят» .)

Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, надо слушаться маму, не быть злым как волк, а быть добрым.)

2) а эта иллюстрация, из какой сказки?

«Лисичка - сестричка и серый волк»

Скажите, правильно поступала лиса?

Нет, она всех обманывала

3)- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба» .)

А какая курочка в этой сказке - хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

  1. Физминутка: «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка.(дети шагают)

Стоит задом наперед.(дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка . (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

8.. Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения».

Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку) . Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов.) .

9.- Нам пора возвращаться в свою группу. Вспомним наше волшебство. Повертелись, покружились - в группу мы свою вернулись.

  1. Рефлексия

Чему учат сказки?

Какие бывают сказки?

Воспитатель.

За руки умелые,

За ум и смекалку

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Сказать я спасибо хочу!

Литература

  1. Слюсарь К.Н. Игровые коррекционно-логопедические занятия с детьми 5 лет с ОНР. - М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2014. - 271 с.- (Библиотека логопеда)
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. II период: пособие для логопедов.- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.- 96 с.
  3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет. сада. - М., «Просвещение», 1976 г.
  4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М. : Мозаика - Синтез, 2015. - 144 с.
  5. Ефросинина Л.А. Слушаем, рассматриваем, рассказываем: пособие для детей 5 - 6 лет. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 128 с.

Воспитатель Бреднева Е.Н.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цели деятельности педагога:

  1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
  2. Развивать связную речь, мышление, память, воображение.
  3. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
  4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом.
  5. Формирование навыка координации движения руки при письме, развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , ; выставка книг по сказкам; мяч; игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; заготовки для книжки, карандаши цветные на каждого ребёнка.

Планируемые результаты

Дети используют полученные знания в самостоятельной деятельности.

1. Организационный момент:

Игра психологического здоровья.

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Дети:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.

2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» , «Воздушный поцелуй»

Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. Хотите отправиться в гости к сказкам?. Тогда возьмитесь за руки и в путь. (Звучит музыка. Дети идут по кругу)

3. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица» :

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...

4. Д/ Игра с мячом

(Дети становятся в круг. Под музыку передают мяч друг другу, музыка останавливается ребенок берет картинку с героем сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка» .

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Молодцы! -

Скажите пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки?

Сказки рассказывают о небывалом, чудесном.

Какие бывают сказки?

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .

Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

А какие по характеру бывают сказки?

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро) , а зло всегда… (наказывается) .

6. Игра: «Узнай сказку по загадке»

Ребята, вы много сказок знаете? (да) . Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит) .

Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок) .

7. Игра: «Узнай сказку по картинке»

Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , «Лисичка – сестричка и серый волк» ) .

1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят» .)

Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, надо слушаться маму, не быть злым как волк, а быть добрым.)

2) а эта иллюстрация из какой сказки?

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Скажите правильно поступала лиса?

Нет, она всех обманывала

3) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба» .)

А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

8. Игра: «Узнай сказку по героям»

Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

  1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка» )
  2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба» )
  3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка» )
  4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка» )
  5. Физминутка:

«На болоте две лягушки…»
На болоте две лягушки,
Две веселые подружки
Рано утром умывались

Полотенцем растирались
Ножками топали
Ручками хлопали
Влево вправо наклонялись и обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкульт привет!!!

10. Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения»

Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку) . Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов.) . (Кошка; Мышка) .

11. Пальчиковая гимнастика:

Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки. Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Репка, Колобок, Снегурочка. Воспитатель в это время читает стихотворение:

Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!

Воспитатель.

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
Погостили мы немножко,
А теперь и в путь-дорожку,

Надо в садик возвращаться
и за дело приниматься.

(Дети под музыку «возвращаются» )

12. Художественное творчество

Я приготовила заготовку для книжки русских народных сказок, а вам предлагаю быть художниками иллюстраторами к ней. Мы подарим ее малышам, пусть порадуются. Присаживайтесь за столы.

Стол – это не кровать,
И нельзя на нем лежать.
За столом сиди ты стройно
И веди себя достойно.

(дети раскрашивают раскраски к сказке «Репка» )

13. Рефлексия

Чему учат сказки?

Какие бывают сказки?

Воспитатель.

За руки умелые,
За ум и смекалку
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался

Сказать я спасибо хочу!