М. А. Булгаков, "Собачье сердце": сочинение по произведению. Основные мотивы творчества Булгакова. Русский писатель вне родины существовать не может

Более шестидесяти лет «Собачье сердце» ждало своего читателя. В Германии и Англии повесть была напечатана в начале 60-х годов, в это же время в СССР лишь в «Самиздате» ее могли прочитать счастливчики, которых было мало. И только в 1987 году произведение вышло в свет в журнале «Знамя», а через год было экранизировано В 1925 году написал М.А. Булгаков «Собачье сердце», сочинение, которое до сих пор будоражит умы и приоткрывает смысл произошедшего в России в те годы.

Совсем не школьный Булгаков

В обязательную программу по литературе для среднего образования входят два произведения этого автора: «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». Будучи сыном профессора богословия и внуком священников, писатель в каждое свое творение вложил религиозные символы, сделал замысел многослойным. Наверное, поэтому при перечитывании его книг каждый раз открывается что-то новое.

Несмотря на сложность идейного содержания, в школе сочинение по повести Булгакова «Собачье сердце» писать придется. А для этого необходимо проанализировать жанр, название и главные образы произведения.

Обычно «Собачье сердце» называют Это верно. Но частично. Все, что говорит о разрухе, домкоме и советских газетах - конечно, памфлет. То, о чем рассуждают и что делают Швондер и Шариков, тоже, без сомнения, сатира. Да еще и какая! Острая. Беспощадная.

А вот эксперимент с псом - антиутопия. В его образе показано рождение нового человека молодой формации, выявлены опасные тенденции развития такого общества. Получается, что как предупреждение написал Михаил Булгаков «Собачье сердце». Сочинение по повести должно отражать наличие признаков обоих жанров: и сатиры, и утопии.

Почему сердце собачье?

При анализе произведения малой формы (повесть, новелла, рассказ) не последнее место занимает его название. Итак, почему Булгаков остановился именно на этом словосочетании, ведь в тексте профессор Преображенский, парируя Борменталю по поводу сердца Шарикова, утверждает, что оно у него теперь человеческое, только самое паршивое из всех.

В толковых словарях прилагательное «собачий», кроме прямого значения, указывающего принадлежность к этому животному, имеет другие, переносные, разговорно-сниженные с отрицательной характеристикой, обозначающие что-то трудное, невыносимое, а также подлое, низкое и презренное. И тогда все становится понятным, тем более подзаголовок повести - «Чудовищное происшествие» - дает подсказку о том, что хотел сказать Булгаков. «Собачье сердце» - сочинение сатирическое, в его названии заключен не орган собаки, а испорченное сердце новоявленного человека.

Система образов

Удивительно, но факт: в сатирических произведениях Михаила Булгакова нет положительных героев. И «Собачье сердце» не исключение. Профессор, который так правильно рассуждает и справедливо обличает новую власть, совершает чудовищную ошибку: доктор должен помогать людям в лечении недугов, а он пытается исправить то, что создано Богом. Преображенский только потом осознает недопустимость таких опытов.

Послушным винтиком вновь создающейся формации показан Швондер - демагог с ограниченными умственными способностями, возомнивший себя хозяином дома. Он и профессор - носители абсолютно разных начал, даже сравнение их невозможно.

Так на ком из героев нужно сделать акцент, когда задано написать сочинение «Булгаков: "Собачье сердце"»? Шариков - результат эксперимента Ф.Ф. Преображенского - именно он является главным в повести и в какой-то степени объектом спора между Швондером и профессором. Но имела ли смысл эта борьба?

Высокоразвитая личность не получилась

Все, что связано с православием, Булгаков знал досконально, и неслучайно в его произведениях упоминаются определенные даты или указания на них. Например, в «Мастере и Маргарите» все указывает на то, что действие происходит на перед Пасхой, в повести же о Шарикове события начинаются в конце декабря, а к 7 января появляется новый человек - Полиграф Полиграфович.

Ни много ни мало, а к Рождеству приурочивает преображение пса Булгаков. «Собачье сердце» - сочинение, автор которого с болью констатирует не только разрушение лучшего, что было до революции, но и появление существа, которое продолжит это истребление, но уже не воровством и заколачиванием парадных, а духовным опустошением.

Почему Полиграф?

Это имя считается выдумкой Булгакова, хотя известно, что в календарных святцах пролетариата того времени уже значилась его женская интерпретация. О чем же мог предупреждать писатель повторением: Полиграф Полиграфович? Когда создавал Михаил Булгаков «Собачье сердце», сочинение подобных произведений не могло стать достоянием широкого круга читателей. А жаль! Тогда бы многие поняли: имя главного героя связано с полиграфией, что значит - тиражирование, то есть их должно стать много.

Писатель опасался (и не напрасно), что шариковы будут идеальны для новой власти. Лишенные собственного мнения, не имеющие духовных связей, традиций, эти люди будут выполнять не только то, что им прикажут, но и проявлять инициативу, направленную на разрушение, так как созидать они не умеют по определению. Создать их тем путем, каким случайно удалось профессору Преображенскому, не получится, но воспитать молодежь в таком духе окажется вполне реально.

Вот о чем должно быть сочинение на тему «Собачье сердце». Булгаков не смог достучаться до современников, вернее не имел возможности, но и через многие десятилетия эта повесть так же актуальна.

Современная наука движется вперед, пытаясь найти панацею от болезней и продлить дни человека на земле, но не стоит забывать, что вместе с длинной жизнью можно получить и собачье сердце, которое сделает прожитый век бесцельным и бесполезным.

Дата: 31.03

Класс:-9-в

Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства».

Цели: рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения, прививать интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века.

Формы контроля: устный опрос.

Оборудование: портрет писателя.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

    Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.

    Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа по жизни и творчеству Булгакова:

Где и когда родился писатель?

Где прошло его детство? Какое он получил образование?

Как он воспринял революцию 1917 года? Как это отразилось на его творчестве?

Когда была написана повесть «Собачье сердце?» Когда она впервые была напечатана? Почему так получилось?

3. Работа над темой урока.

1) Вопросы к учащимся:

- «Какие герои в повести являются главными?»

(профессор Преображенский, доктор Борменталь, пес Шарик- Шариков, Швондер)

Охарактеризуйте каждого из героев.

Примерная характеристика (записана на доске)

- Возраст героя

- Черты характера

- Уровень образованности

-Отношение к окружающим

- Отношение героя к окружающим

Учащиеся делятся на группы и составляют характеристику на одного их героев. Потом выбирают представителя группы, который зачитывает полную характеристику героя, подтверждая суждения цитатами из тексиа.

ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

Филипп Филиппович Преображенский – автор чудовищного эксперимента по пересадке человеческого гипофиза собаке.

2)Здесь уместно дополнение учителя.

Дополнение учителя: На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.

В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники , занимавшейся «выведением» особой породы людей.

Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз .

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза . Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма . Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.

Самым главным эндокринным органом является гипофиз - небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием "турецкое седло".

Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.

профессор Преображенский представитель московской русской интеллигенции: проживает в прекрасной семикомнатной квартире, имеет прислугу, интеллигентно говорит и одевается. Он воплощает уходящую из жизни русскую аристократическую культуру: об этом говорят интерьер квартиры, обеды, представляющие настоящий ритуал. Профессор Преображенский талантлив, остроумен, уверенно чувствует себя в компании представителей нового класса общества, не скрывает своего негативного отношения к пролетарским порядкам. Преображенский пользуется огромным авторитетом у новой власти, как редкое светило медицины, умеющий проводить сложные операции по омоложению. Профессор Преображенский считает недопустимым насилие над живыми существами. Но сам решается на страшный эксперимент улучшения несовершенной природы человека: проводит операцию по пересадке собаке части человеческих органов. Неудача проведенного эксперимента возвращает профессора к пониманию безнравственности подобного экспериментального насилия над природой человеческой жизни. В итоге профессор Преображенский приходит к выводу, что «украшающие земной шар» выдающиеся гении выделяются согласно законам эволюции, а не экспериментов. Автор неоднозначно относится к своему герою: уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные насильственные методы проводимых опытов.

ДОКТОР ИВАН АРНОЛЬДОВИЧ БОРМЕНТАЛЬ

Он также занимает важное место в системе образов повести «Собачье сердце». Иван Арнольдович молод, благодаря Преображенскому превратился из бедного студента в ассистента профессора, обучался мастерству у светила медицины и неплохо зарабатывал. Эксперимент с собакой Шариком, превратившимся в гражданина Шарикова, тесно сблизил Борменталя с учителем. Он был помощником в проводимой операции, затем проживал в квартире профессора Преображенского, записывая результаты опыта в дневник и воспитывая Шарикова. Доктор Борменталь интеллигентен, но, осознав невозможность перевоспитания такого «человека», готов задушить Шарикова, чтобы облегчить жизнь своему учителю и благодетелю.

ПОЛИГРАФ ПОЛИГРАФОВИЧ ШАРИКОВ

Пес Шарик – доверчивый пес с добрым сердцем, способный на сострадание к окружающим, умеющий платить добром за добро. Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он - умственного труда человек..., этот не станет пинать ногой». И вот профессор совершает главное дело своей жизни - уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим Чугункин , двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам.

Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань и «буржуй». С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ - самая важная вещь в государстве. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба.

Шариков - в безнравственная, не поддающаяся воспитанию и образованию личность. Шариков является воплощением общества, в котором отсутствуют стойкие моральные установки: «незаконнорожденный сын» профессора ложится спать в кухне на полатях, ворует, играет на балалайке, ругается, бросает на пол окурки и т.д. Гражданин Шариков строчит доносы на «папашу» и даже грозится убить. За два месяца существования Полиграф Полиграфович получил паспорт, устроился на должность заведующего подотделом. Новая власть поддерживает его, считает полезным членом существующего общества. Антигерой Шариков в конце произведения снова становится ласковым псом Шариком, потому что аморальные, противоречащие законам человеческой жизни поступки нового «гражданина» заставили интеллигента Преображенского признать чудовищность своего эксперимента и уничтожить результаты.

Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!» Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

ШВОНДЕР

Активным участником в сюжете повести «Собачье сердце» является недавно избранный председатель домкома Швондер. Автор сознательно изобразил этого героя схематически: Швондер представляет одного из «товарищей», «общественное лицо» нового устройства жизни. Швондер с ненавистью относится к классовым врагам, его мораль заключается в нерассуждающем преклонении перед властью новых законов и нормативов. Швондер безразлично смотрит на чудо создания человека, перед ним – единица общества Шариков, которому обязательно нужно иметь документ и устроиться на работу. Главный конфликт повести «Собачье сердце», в первую очередь, отражается в противостоянии Швондера и Преображенского, представляющих два противоположных социально-этических класса.

Швондер - пролетарий, "выбранный на заседании жилтоварищества новый глава домкома". Автор представляет его как человека, "у которого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос". Несмотря на активное участие в сюжете, этот персонаж не получает развернутой характеристики. Он представлен в повести схематически. Ш. не человек, он - "общественное лицо", один из "товарищей". Автор делает акценты на его ненависти к классовым врагам, то есть к профессору Преображенскому и доктору Борменталю. Во время своего визита в шестой главе он разговаривает с профессором со "спокойным злорадством". И когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, "голубая радость разлилась по лицу Швондера".
В философии Ш. краеугольным камнем является документ, бумажка. "Документ - самая важная вещь на свете." - говорит он профессору Преображенскому и сильно возмущается, когда Преображенский сгоряча называет их идиотскими. "Довольно странно, профессор, - обиделся Швондер, - как это так вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?". В этом и есть весь Ш., в этом мораль пролетариата, преклоняющегося перед властью, верящего только в силу законов, нормативов, документов, агрессивного и нерассуждающего. Ему не режет слух откровенная глупость и нелепость составленного удостоверения личности Шарикова, которое профессор, светила мировой науки, образованный, тонкий человек не может не признать бредом. Ему не важны масштабы открытия, сделанного профессором Преображенским, он не понимает, что Филипп Филиппович совершил чудо, подобно творцу создав человека. Шариков для него лишь очередной жилец, единица общества, интересующий его только с практической точки зрения. "Что же, дело не сложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм... зародившийся в вашей, мол, квартире." В противостоянии профессора Преображенского и домкома - Швондера отражение основного конфликта повести, конфликта между двумя противостоящими социально-этическими классами.

4) Вопрос к учащимся на размышление:

В чем же заключается живучесть «шариковщины», «швондерства»?

(подведение итога всего вышесказанного)

Подсказка для учителя:

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко - над теми, кто духом высок, кто разумом высок, и потому должны быть втоптаны в грязь, чтоб над ними мог возвыситься Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и есть среди нас? Тысячи? Десятки, сотни тысяч?

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться в бюрократической системе. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения. В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и сейчас среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смотря ни на что, пройдут везде по головам других. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему... На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Таковы невеселые раздумья о последствиях (с одной стороны возможных, с другой - совершившихся) взаимодействия трех сил: аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.

    Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия: - Сегодня я могу похвалить себя за….

Сегодня мне не удалось…, потому что….

    Домашнее задание: сатира в повести Булгакова.

    Сообщение о Шолохове, о создании рассказа «Судьба человека».

О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу. Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду. Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества. Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду. Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями. Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Основная идея

В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата. Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу. Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны. Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны. Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр. Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое. Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое. Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.
  2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям. Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».
  3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку. У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.
  4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития. Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

Основные мотивы творчества Булгакова

Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

  • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
  • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой. В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
  • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
  • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Инструкция

Главный герой повести «Собачье сердце» профессор Преображенский является автором чудовищного эксперимента. Он представитель русской интеллигенции: проживает в прекрасной семикомнатной квартире, имеет прислугу, интеллигентно говорит и одевается. Филипп Филиппович воплощает уходящую из жизни русскую аристократическую культуру: об этом говорят интерьер , обеды, представляющие настоящий ритуал. Профессор Преображенский талантлив, остроумен, уверенно чувствует себя в компании представителей нового класса общества, не скрывает своего негативного отношения к пролетарским порядкам. Преображенский пользуется огромным авторитетом у новой власти, как редкое светило медицины, умеющий проводить сложные операции по омоложению. Профессор Преображенский считает недопустимым насилие над живыми существами. Но сам решается на страшный эксперимент улучшения несовершенной природы человека: проводит операцию по пересадке собаке части человеческих органов. Неудача проведенного эксперимента возвращает профессора к пониманию безнравственности подобного экспериментального насилия над природой человеческой жизни. В итоге профессор Преображенский приходит к выводу, что «украшающие земной шар» выдающиеся гении выделяются согласно законам эволюции, а не экспериментов. Автор неоднозначно относится к своему герою: уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные насильственные методы проводимых опытов.

Доктор Борменталь также занимает важное место в системе образов повести «Собачье сердце». Иван Арнольдович молод, благодаря Преображенскому превратился из бедного в ассистента профессора, обучался мастерству у светила медицины и неплохо зарабатывал. Эксперимент с собакой Шариком, превратившимся в гражданина Шарикова, тесно сблизил Борменталя с учителем. Он был помощником в проводимой операции, затем проживал в квартире профессора Преображенского, записывая результаты опыта в дневник и воспитывая Шарикова. Доктор Борменталь интеллигентен, но, осознав невозможность перевоспитания такого «человека», готов задушить Шарикова, чтобы облегчить жизнь своему и благодетелю.

Полиграф Полиграфович Шариков появляется в повести после проведенной профессором Преображенским операции. А сначала это доверчивый пес Шарик, превращенный в результате опыта в безнравственную, не поддающуюся воспитанию и образованию личность. Шариков является воплощением общества, в котором отсутствуют стойкие моральные установки: «незаконнорожденный сын» профессора ложится спать в кухне на полатях, играет на балалайке, ругается, бросает на пол окурки и т.д. Гражданин Шариков строчит доносы на «папашу» и даже грозится убить. За два месяца существования Полиграф Полиграфович получил , устроился на должность заведующего подотделом. Новая власть поддерживает его, считает полезным членом существующего общества. Антигерой Шариков в конце произведения снова становится ласковым псом Шариком, потому что аморальные, противоречащие законам человеческой жизни поступки нового «гражданина» заставили интеллигента Преображенского признать чудовищность своего эксперимента и уничтожить результаты.

Активным участником в сюжете повести «Собачье сердце» является недавно избранный председатель Швондер. Автор сознательно изобразил этого героя схематически: Швондер представляет одного из «товарищей», «общественное лицо» нового устройства жизни. Швондер с ненавистью относится к классовым врагам, его заключается в нерассуждающем преклонении перед властью новых законов и . Швондер безразлично смотрит на чудо создания человека, перед ним – общества Шариков, которому обязательно нужно иметь документ и устроиться на работу. Главный конфликт повести «Собачье сердце», в первую очередь, отражается в противостоянии Швондера и Преображенского, представляющих два противоположных социально-этических класса.