Литературоведение как наука ее основные разделы. Литературоведение как научная дисциплина. Рифма точная и неточная

Библиография:

Функции художественной литературы. Понятие художественного образа.

Искусству присущ свой неповторимый способ отражения действительности – художественный образ. Художественный образ представляет собой результат осмысления художником какого-либо жизненного процесса. Образ становится художественным, когда олицетворяется в фантазии автора в соответствии с его внутренней художественной концепцией. Всякий образ эмоционален и неповторим. Впервые термин «художественный образ» употребил Гёте.

Художественная литература – это духовный процесс, выполняющий множество функций:

1)познавательная (помогает познать мир, общество, природу, самого себя);

2)коммуникативная (язык художественных произведений основывается на системе символов, что позволяет ему быть средством общения поколений);

3)оценочная (каждое литературное произведение прямо или косвенно даёт оценку современности);

4)эстетическая (способность литературы влиять на взгляды людей, формировать их художественные вкусы, духовные запросы);

5)эмоциональная (оказывает воздействие на чувства читателя, облагораживая его);

6)воспитательная (книга несёт в себе духовные знания, воспитывает человека).

Своеобразие литературы как части искусства. Отличие литературы от других видов искусства.

Художественная литература связана с другими видами искусства. Самые важные из них – это живопись и музыка.

В глубокой древности слово и изображение были отмечены полным единством: слово было изображением, а изображение – словом (древнеегипетские погребальные фрески с пиктограммами) – нарративный текст (повествовательный). Но по мере эволюции человеческого мышления слово стало более абстрактным.

Современная наука утверждает, что между словом и изображением существует тесная связь. Но словесный образ каждый воспринимает субъективно, а живописный – конкретно.

С одной стороны музыка близка литературе. В древности музыка и лирика воспринимались как единое целое. С другой стороны, поэтическое слово, попадая в сферу музыки утрачивает конкретность и его восприятие протекает вне зрительных ассоциаций. Одна из задач поэзии – выразить переживания с помощью словесного оборота, а музыки – воздействовать на эмоции.

Понятие содержания и формы в литературоведении, их связь.

Форма – как это содержание представлено перед читателем.

Главная особенность литературного произведения – взаимосвязь формы и содержания.

Любой писатель подсознательно старается достичь единства содержания и формы: к умной мысли он старается подобрать хороший, красивый образ. Литературоведу практически невозможно выстроить даже примерную схему создания текста. Писатель – уникальная личность и создать типологию его произведений невозможно.

Тема (греч. – то, что положено в основу) – это предмет художественного изображения и художественного познания.

Тема – круг событий, образующих жизненную основу литературных произведений.

Художественные темы:

Основная тема,

Частная тема.

Основная и частная темы образуют тематику произведения.

Предметом познания в литературе становятся и так называемые вечные темы. Вечная тема – комплекс значимых для человечества во всей эпохе явлений (тема смысла жизни, тема смерти, любви, свободы, нравственного долга).

Текст тематики, связанной с универсальными общечеловеческими явлениями, вечными категориями – философская тематика.

Идея (греч. – то, что видно). Этот термин пришёл в литературоведение из философии, где идея – синоним слова «мысль». В литературе идея – это не просто сухая научная, а обобщающая эмоционально-образная мысль. Это своего рода сплав обобщённой мысли и чувств писателя – пафос. Пафос включает в себя авторскую оценку.

Литературное содержания – это то, о чём ведётся повествование в данном литературном тексте.

Проблема (греч. - задача) – это основной вопрос произведения.

Проблема:

Основная,

Частная.

Основная и частная проблемы создают проблематику художественного произведения.

Проблематика:

Социальная,

Идейно-политическая,

Философская,

Нравственная.

Драма как род литературы.

драма-род лит-ры в котором как и в эпосе наличествует система персонажей,драме присуще конфликты между героями,сюжет.человек раскрывает себя через события,поступки,борьбу.особенность:отсуствует длинная описательность.автор проявляется в прямом виде,характер раскрывается в речах.основа драмы-действие в наст времени.действие показывается через конфликт и лежит в центре произведения.диалог-основное средство развития действия,конфликта.присуствует монолог-речь лица обращенная к себе,другим.в отличие от диалога монолог не зависит от ответных реплик.драматич род лит-ры имеет три жанра:трагедия,комедия,драма(в узком смысле)трагедия-козлиная песня,основывается на трагичности героических персонажей.в трагедии изображается реальность как сгусток внутренних противоречий человека.комедия-веселая песня.характерны ситуации в смешных формах.зародилась в др греции,основатель аристофан.бывает высокой и бытовой.драма-пьесса с острым конфликтом,который не столь возвышен,более приземлен,обычен нежели трагедия,крнфликт разрешим,разрешение зависит от личной воли человека.в россии и в европе драм жанр распростанился в 18 века,популярной была мещанская драма,лирич,документ,эпич драмы.

Литературоведение как наука. Цели и задачи науки о литературе структура литературоведения (разделы науки о литературе).

Литературоведение – наука о художественной литературе, её происхождении, сущности.

Основной объект - человеческое слово в художественной, образно выразительной функции.

Эта наука требует большой начитанности от исследователя.

Современное литературоведение:

1)теория литературы (изучает природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы и понятия художественной литературы);

2)история литературы (история возникновения и смены литературных направлений, течений, школ, периодов, исследует своеобразие различных национальных литератур);

3)литературная критика (занимается разбором и оценкой новых, современных художественных произведений; литературный критик – живой посредник на пути литературного произведения от автора к читателю: писателю всегда важно знать, как воспринимается его произведение, а читателю критика помогает увидеть достоинства и недостатки современного произведения.

Таким образом, в литературоведении устанавливается тесная взаимосвязь всех трёх дисциплин: критика опирается на данные теории и истории литературы, а последние учитывают и осмысляют опыт критики.

2.Взаимосвязь литературоведения со смежными научными дисциплинами. Вспомогательные науки в литературоведении.

Литературоведение как наука тесно соприкасается с такими смежными науками как языкознание (лингвистика), философия и психология:

1)связь с языкознанием у литературоведения обусловлена общностью объекта изучения: и литературоведение, и языкознание изучают человеческий язык, но языкознание выявляет законы построения любого текста, а литературоведение изучает художественный текст во всём многообразии жанра, внимание привлекает содержание текста, а языкознание рассматривает его средства.

2)философия (греч. - люблю мудрость) – наука, которая изучает природу человеческого мышления, общества, мира, в котором живёт человек; в литературоведении художественное мышление – это особая форма освоения реальности.

3)психология (греч. – учение о душе) – в союзе с ней литературоведение полнее изучает характер человека.

Литературоведение включает в свой состав вспомогательные научные дисциплины: текстологию и библиографию.

1)текстология – наука о тексте литературных произведений, её задача – критически проверить и установить подлинность авторского текста;

2)библиография (греч. – пишу книгу) – наука, связанная с описанием и точной систематизацией информации о произведениях, в печати – фактические сведения (автор, заглавие, год и место издания, автор, объём в страницах и краткая аннотация).

Библиография:

Научная вспомогательная (комментарии),

Интеллектуалистское направление представляет литературная теория и практика «научной поэзии», отрицающей какие- либо эмоции. Переживания, утверждают сторонники «научной поэзии», «обедняют», делают «примитивным» поэтическое произведение. Чувство перестает являться и основной темой поэтического исследования, и импульсом для поэта, а сущность поэзии заключается в ее призвании синтезировать полученные в результате научного анализа данные.

Если ученый опирается на метод научного анализа и логического мышления, то поэт — на свои жизненные впечатления и на метод интуитивного синтеза. Наука, чтобы дать человеку знания, разделяет, дробит на части окружающую его действительность; поэзия восстанавливает — но уже на новом уровне — гармонию во Вселенной, осмысливает связи знакомых частей и элементов с жизнью и обобщает их в единое целое.

«Научная поэзия» предъявляет особые требования к поэтической форме. Утверждается, к примеру, что фонетическое содержание стихотворной лексики должно находиться в полном согласии с поэтической идеей, чтобы характеризовать ее звуком, приблизительно воссоздать внешнюю ситуацию, при которой эта идея воплощается в жизнь. Для доказательства своих идей представители «научной поэзии» составляли таблицы соотношений между гласными и согласными, краткими и долгими, резкими и приглушенными звуками, рассуждали об употреблении простых, грубых и напевно-мелодичных звукосочетаний и слов, о ритме, об использовании научных формул и терминов. Попытка объединить науку и поэзию обернулась механическим синтезом, надежда найти универсальные принципы описания мира еще более отдалила мысль от духовного поиска. По существу, поэзия была поставлена вне границ самостоятельного художественного исследования и превращена в образную иллюстрацию научных открытий и законов.

Многие представители «интеллектуальной», «наукообразной» поэзии доводят разложение стиха до геометрической композиции из букв, которую выдают затем за поэтическое произведение. Скандально сенсационные геометрические образы показывают, что «математический лиризм» отбрасывает не только насущную проблематику и художественную специфику поэзии как вида искусства, но стремится лишить ее традиционных изобразительных средств. Ведь поэзия родилась и существует благодаря поэтическому слову. Произведения авторов-экспериментаторов могут представлять интерес как своенравный разброс шрифта или как имитирующий символику полиграфический ребус.

В формальной экспериментальной поэзии многообразное содержание мира приносится в жертву чистой форме, которая приводит к пренебрежению единством выражения и изображения и разрушает целостность художественного образа. Игнорируется тот факт, что характер изобразительности зависит от языка и от жанровых законов искусства, которые обладают консервативностью и относительной самостоятельностью, и от творческой индивидуальности писателей, которые разными способами выражают человеческие эмоции, мысли и настроения эпохи.

Художественный язык, в отличие от научного, отмечен образно-эмоциональной выразительностью. Именно поэтому исключительно важное значение в нем приобретают тропы и мелодический рисунок. Эффект неразрывности изобразительности и разительности предельно явлен в поэзии, в которой ущемление одной из составляющих ведет к распаду художественного образа.

Анри Пуанкаре утверждал, что научное мышление осуществляется в «изъявительном наклонении», а мораль, в широком смысле культура, — в «повелительном». Подчинение второго первому, как показывают некоторые тенденции культуры XX века, приводит к тому, что литература становится суммой экспериментов, а не поиска, необходимого для познания мира.

Не следует преувеличивать значение литературы в качестве источника понимания мира. Не в задачах автора примирять противоборствующие стороны реальности или разрабатывать точные методы, которые решат многочисленные проблемы, стоящие перед человеком и обществом. Ошибочно применять к оценке произведения критерии целесообразности выбора. Между тем нельзя игнорировать и тот факт, что именно на границе науки и художественного творчества рождаются ответы на вечные вопросы и запросы современности.

Наука постигает непрерывный и предсказуемый процесс существования человека, поддающийся обобщению в формулах и понятиях физических, физиологических и т. д. структур, ее методы связаны с интеллектуальной деятельностью и ориентированы на объективный результат.

Художественная литература предлагает особый тип антропологического познания, она рассматривает разностороннее и спонтанное выражение индивидуального и социального, обобщает случайное. Писатели исследуют противоречия между потребностями и возможностями героев, пытаются найти компромисс между общественной необходимостью и личными устремлениями персонажей, стремятся художественно постичь границы индивидуальных претензий, норм и запретов, которые в итоге определяют читательское представление о мире, характер потребностей и желаний реципиента.

Художественная литература не является образной иллюстрацией научных понятий и идей. Это самобытная духовно-познавательная система, достигающая единства между всеобщей истиной и ее конкретными проявлениями. Литература как форма художественного познания не адаптирует научно-философские истины к чувственному созерцанию, а исследует соотношение объективного и субъективного в их конкретном текстовом воплощении.

Своеобразие образной природы литературы определяется, прежде всего, особым характером предмета изображения. Если ученый стремится постигнуть сущность объекта независимо от человеческих отношений и оценок, то действительность интересует писателя не сама по себе, а в ее отношении к человеку, к его жизненно-эмоциональным непосредственным впечатлениям. Социальная и индивидуально-психологическая действительность преломляется художником через существенные человеческие отношения, мысли, чувства и только в свете такой оценки входит в предмет искусства. Художественный образ, в отличие от научного понятия, обладает эстетической чувственно-эмоциональной непосредственностью. Даже язык в литературе играет роль не только символа, но и пластического материала, из которого создается образ.

Условия научного подхода к реальности заключаются в том, что в пределах поставленной задачи сопоставляются факты, затем отобранный материал классифицируется, исследуется взаимодействие элементов. Потом следуют эксперименты, наблюдения и сравнения с целью проверки внутренних связей структуры. Схематизация является характерной чертой научного подхода.

Писатель заставляет «взаимодействовать» в рамках определенной сюжетной модели различные элементы реальности. Он выносит результаты художественного осмысления на суд читателя. В книге во взаимодействие вовлекаются социальные явления, исторические сведения, психологическое самочувствие людей, философские системы, финансовые отношения, гуманитарные понятия, физиологические данные. Степень их «точности» и объективности может быть различной, но общее направление процесса творчества ориентировано на обнаружение внутренних связей явлений действительности, создание уникального портрета реальности.

Художественная литература познает и обобщает мир с помощью художественных образов. Она исследует преобладающие тенденции общественной и индивидуальной эволюции. Литературное произведение становится для читателя познавательной сферой, источником знания о тех или иных жизненных ситуациях, с которыми он в реальности сталкивается. Литература расширяет мир читателя, открывает безграничные возможности для поиска знания, отличного от того, которое достигается научным путем.

Наука изучает совокупного человека. Литература сознательно принимает во внимание индивидуальные особенности людей, которые, в конце концов, являются ее авторами и объектами изучения.

Чтобы выяснить специфические отличия литературы от научного творчества, следует в качестве примера сопоставить результаты труда ученого, проводившего в своей лаборатории эксперимент, и писателя, создавшего произведение.

Обычно результаты научного опыта представляются в научном журнале или книге. Из бесчисленного множества мыслей, действий и разнообразных подходов, которые непосредственно относились к эксперименту, в статье упоминается лишь очень малая их часть. Сообщаются цели эксперимента, описываются экспериментальная установка и методы работы, излагается теоретическое обоснование, указываются нововведения в расчетах и т. д. В заключение дается результат, получение которого предположительно и стимулировало исследование.

Художественное произведение отлично от научного утверждения тем, что это субъективный образ объективных вещей, в котором обобщение и индивидуализация неотделимы от законов жанра и языка.

Художественная литература обеспечивает передачу нашего культурного наследия через века и представляет собой «живое» и типичное свидетельство социальной и духовной жизни человека, является портретом прошлого, аллегорической картиной настоящего, источником размышлений о будущем.

Безукоризненная математическая формула, подобно гениальному литературному произведению, способна вызвать эстетическое переживание совершенством логической конструкции, лаконизмом, аргументированностью и всесторонностью подхода.

На реплику физика-теоретика Эренфеста о волновой механике де Бройля («Если это так, то я ничего не понимаю в физике»), Эйнштейн ответил: «В физике ты понимаешь, ты не понимаешь в гениях». Литературное творчество, как и научное, изменяет представления человека о мироздании и о самом себе, побуждает отправиться в путь, о котором раньше никто не отваживался и думать. Безусловно, каждое выдающееся произведение литературы и науки становится равновеликим событием истории культуры и цивилизации. Гении, в каких бы жанрах они ни творили, воздействуют на сознание людей, пересматривают сложившиеся границы познания. Они изменяют логику, точки отсчета в оценках, критерии ценностей, стиль мышления.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

1.1. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

1.2. Литературоведение и другие научные дисциплины

Слово "литература" происходит от латинского littera, что означает "буква". Понятие "литература" охватывает все писаные и печатные произведения на разные темы. Есть литература философская, юридическая, экономическая и т. Д. Художественная литература - это один из видов искусства, образно воспроизводит мир средствами языка.

Осознание литературы как искусства приходится на XIX век.

Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

Литературоведение - это наука об искусстве слова. Она сформировалась в конце XVIII - начале XIX веков.

В литературоведении выделяют три основных и ряд вспомогательных дисциплин. Основными являются: история литературы, теория литературы, литературная критика. Каждая из них имеет свой предмет и задачи.

История литературы (греч. Historia - рассказ о прошлом и лат. Litteratura - буквенное письмо) изучает особенности развития художественной литературы в связях и взаимовлияниях; роль отдельных писателей и произведений в литературном процессе; формирование родов, видов, жанров, направлений, течений. История художественной литературы исследует развитие литературы в связи с развитием общества; социальным, культурным средой, начиная от древнейших времен и заканчивая произведениями настоящего. Есть национальные, континентальные и всемирная истории литературы. Художественная литература каждого народа имеет свои специфические особенности.

Теория литературы (греч. Thedria - наблюдения, исследования) изучает общие закономерности развития художественной литературы, ее сущность, содержание и форму, критерии оценки художественных произведений, методологию и методику анализа литературы как искусства слова, особенности родов, видов, жанров, течений, направлений и стилей. Теория литературы утвердилась на рубеже XVIII-XIX вв.

Литературная критика (греч. Kritike - суждение) изучает новые произведения, текущий литературный процесс. ее предмет - отдельное произведение, творчество писателя, новые произведения нескольких писателей. Литературная критика помогает читателям понять особенности содержания и формы художественного произведения, его достижения и потери, способствует формированию эстетических вкусов.

Ведущие жанры литературной критики - литературные портреты, литературно-критические обзоры, рецензии, отзывы, аннотации и т.

Теория литературы, история литературы и литературная критика тесно связаны между собой. Без теории литературы нет истории, а без истории - нет теории литературы. Достижения теории литературы используют историки литературы и литературные критики. Литературный критик - это и теоретик литературы, и историк литературы, и компаративист (лат. Comparativus - сравнительный). Он изучает литературу в взаимосвязях, взаимовлияниях, отыскивая подобное и отличное в художественных произведениях.

Литературная критика обогащает историю литературы новыми фактами, проявляя тенденции и перспективы развития литературы.

Вспомогательными литературоведческими дисциплинами являются текстология, историография, библиография, палеография, герменевтика, переводоведение, психология творчества.

Текстология (лат. Texturn - ткань, связь и греч. Logos - слово) - это отрасль историко-филологической науки, которая изучает художественные тексты, сравнивает их варианты, очищает от редакторских и цензурных изменений, восстанавливает авторский текст. Текстологическая работа важна для издания произведений и для изучения процесса творчества. Нежелательные изменения в художественные тексты вносились еще во времена античности. Много их в произведениях репрессированных в советский период писателей. Тексты, где звучала национальная идея, издатели пидретушовувалы согласно коммунистической идеологии. В стихотворении В. Симоненко «О земле с переораним лбом" с такие строки:

Вкраинонько! Гудит твое костра,

Нищета корчится и дотлевает в этом.

Кричишь мне ты в мозг, как проклятие

И захожим, и продажным твоим.

Любовь грозная! Света моя муко-!

Коммунистическая радость моя!

Бери меня В материнские руки

Бери мое маленькое гневное Я!

В рукописи первые две строки были острее:

Вкраинонько! Растерзанная в клочья,

В вони и тумане навозной.

Первые две строки следующей строфы звучали так:

Любовь света! Черная моя муко-!

И радость безрадостная моя

Задача текстолога установить оригинал произведения, его полноту, законченность, соответствие воле автора и его замысла. Текстолог может определить имя автора безымянного произведения.

Текстологи различают авторские саморедактирования и авторскую само-цензуру, вызванную идеологическим давлением. Текстологическое изучения изменений и поправок, которые вносит писатель в произведения, раскрывают его творческую лабораторию.

Историография (греч. Historia - рассказ о прошлом и grapho - пишу) - это вспомогательная дисциплина литературоведения, которая собирает и изучает материалы об историческом развитии теории, критики и истории литературы на протяжении всех эпох. ее образуют исследования исторических периодов (античности, средневековья, Ренессанса, барокко, Просвещения, романтизма, реализма, модернизма, постмодернизма) и дисциплины, посвященные конкретным персоналиям (гомерознавство, дантезнавство, шевченковедение, франкознавство, лесезнавства, сосюрознавство).

Библиография (греч. Biblion - книга и grapho - пишу, описываю) - научно-практическая дисциплина, обнаруживает, систематизирует, публикует и распространяет информацию о рукописи, печатные произведения, составляет указатели, списки, которые иногда сопровождаются лаконичными аннотациями, помогающие выбрать нужную литературу. Есть разные типы библиографических указателей: общие, персональные, тематические. Издаются специальные библиографические журналы-летописи: летопись журнальных статей, летопись рецензий, летопись газетных статей.

История библиографии начинается со II в. до н. е., с работ греческого поэта и критика Каллимаха, руководителя Александрийской библиотеки. Каллимах составил ее каталог. Отечественная библиография начинается с XI в. Первая украинская библиографическая работа - "Изборник Святослава" (1073 г.).

Палеография (греч. Palaios - древний и grapho - пишу) - вспомогательная литературоведческая дисциплина, которая изучает старинные тексты, устанавливает авторство, место, время написания произведения. До появления печатного станка художественные произведения переписывали от руки. Переписчики иногда вносили в текст свои правки, дополняли или сокращали его, ставили под произведениями свои фамилии. Имена авторов постепенно забывались. До сих пор не знаем, например, автора "Слова о полку Игореве". Палеография - историко-филологическая наука, существует с XVII века. Известны следующие виды палеографии: эпиграфике, которая изучает надписи на металле и камне, папирология - на папирусе, кодикология - рукописные книги, криптография - графику систем тайнописи. Начал палеографию французский исследователь Б. Монфокон ("Греческая палеография", в 1708 г.). В Украине первые студии палеографии у грамматике Лаврентия Зизания (в 1596 г.). Сегодня развивается иеография - наука о современных письменные тексты, в которые вносили изменения цензоры или редакторы.

Герменевтика (греч. Hermeneutikos - объясняю, объясняю) - наука, связанная с исследованием, объяснением, толкованием философских, исторических, религиозных, филологических текстов. Название "герменевтика" происходит от имени Гермес. В античной мифологии - вестник богов, покровитель путешественников, дорог, торговли, проводник душ умерших. По мнению Ю. Кузнецова, этимология понятия не связана с именем Гермеса, термин происходит от древнегреческого слова еrmа, что означает кучу камней или каменный столб, которыми древние греки обозначали место захоронения. Герменевтика - метод интерпретации художественных произведений, комментирует произведения, подготовленные к печати текстологов. Сначала герменевтика трактовала предсказания оракулов, священные тексты, впоследствии - юридические законы и произведения классических поэтов.

Герменевтика использует различные методы толкования художественных текстов: психоаналитический, социологический, феноменологический, сравнительно-исторический, экзистенциализма, семиотический, структуральное, постструкту-ный, мифологический, деконструктивистской, рецептивный, тендерный.

Переводоведение - отрасль филологии, связанная с теорией и практикой переводческого дела. ее задача - осмысливать особенности художественного перевода с одного языка на другой, составляющие переводческого мастерства. Основная проблема переводоведения - это проблема возможности или невозможности адекватного перевода. Переводоведение включая теорию, историю и критику перевода. Термин "переводоведение" ввел в украинском литературоведение В. Коптилов. Значительный вклад в осмысление проблем переводоведения сделали О.Кундзич, М. Рыльский, Роксолана Зоривчак, Лада Коломиец.

Психология литературного творчества сформировалась в конце XIX - начале XX века на границе трех наук: психологии, искусствоведения и социологии. В поле зрения психологии творчества сознательное и подсознательное, интуиция, воображение, перевоплощения, персонификация, фантазия, вдохновение. Изучением психологии литературного творчества занимались А. Потебня, И. Франко, М. Арнаудов, Г. Вязовский, Фрейд, К. Юнг. Сегодня - А. Макаров, Р. Пихманець.

Литературоведение и другие научные дисциплины

Наука о литературе связано с такими дисциплинами, как история, языкознание, философия, логика, психология, фольклор, этнография, искусствоведение.

Художественные произведения появляются в определенных исторических условиях, в них всегда отражаются особенности времени. Литературовед должен знать историю, чтобы понять то или иное литературное явление. Литературоведы изучают архивные материалы, воспоминания, письма, чтобы глубже понять события, атмосферу эпохи, биографию художника.

Литературоведение взаимодействует с языкознанием. Художественные произведения являются материалом для лингвистических исследований. Языковеды расшифровывают знаковые системы прошлого. Литературоведение, изучая особенности языков, которыми написаны произведения, не может обойтись без помощи лингвистики. Изучение языка дает возможность глубже понять специфику художественной литературы.

К возникновению письма художественные произведения распространялись в устной форме. Произведения устного народного творчества называются «фольклор» (англ. Folk - народ, lore - знание, учение). Фольклорные произведения появляются и после возникновения письменности. Развиваясь параллельно с художественной литературой, фольклор взаимодействует с ней, влияет на нее.

На развитие литературы и литературоведения к философии: рационализм - философская основа классицизма, сенсуализм - философская основа сентиментализма, позитивизм - философская основа реализма и натурализма. На литературе XIX-XX вв. сказалось влияние экзистенциализма, фрейдизма, интуитивизма.

Литературоведение имеет контакты с логикой и психологией. Главный предмет художественной литературы - человек. Эти науки дают возможность глубже проникнуть в его внутренний мир, понять процессы художественного творчества.

Литературоведение связано с теологией. Произведения художественной литературы могут иметь библейскую основу. Библейские мотивы в произведениях "Давиду псалмы" Т. Шевченко, "Моисей" И. Франко, "Одержимая" Леси Украинский, "Сад Гефсиманский" Ивана Багряного, "Каин" Дж. Байрона.


· теории литературы

· истории литературы

литературной критики

Художественный (литературный) образ.

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ - это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении.

Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем) .

Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки - акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.

В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

В «Поэтике» Аристотеля образ-троп возникает как неточное приувеличенное, приуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В эстетике романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица) . В эстетике сюрреализма «реальность, умноженная на семь, - правда» . В новейшей поэзии появилось понятие «метаметафора» (термин К. Кедрова) . Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идет о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.

Проблема взаимоотношений сюжета и фабулы. Элементы классического сюжета (фабулы).

Существует много определений этих двух понятий, еще более споров по этому поводу. Волькенштейн считает, что сюжет драмы это важнейшие обстоятельства и наиболее значительные события - этапы драматической борьбы. Томашевский фабулой называет совокупность событий связанных между собой, о которых сообщается в произведении. Иногда под фабулой понимается склад событий в их естественном, хронологическом и причинном порядке. Сюжет в данном случае - те же события, в том порядке, в котором они идут в художественном произведении. Сюжет и фабула могут не совпадать. На наш взгляд лучше употреблять термины композиция и диспозиция, так будет точнее. Диспозиция - естественный склад событий. Композиция - их последовательность в художественном произведении.

Довольно интересное определение сюжету дает Бентли Э: «если драма - это искусство, изображающее чрезвычайные ситуации, то сюжет - это средство, с помощью которого драматург вовлекает нас в эти ситуации и (если он того хочет) выводит из них обратно» 1 . Барбой напротив считает, что фабула не имеет столь уж большого значения. По его мнению, современный театр избавился от давления фабулы, но тем не менее, сохранил присущие ей принципы - принципы объединения всех элементов, различных по своей природе в одно, художественное целое произведение. Он называет этот принцип структурой и на основании его выводит «структурный анализ». Мы не будем останавливаться на нем, т.к. он характерен более режиссуре, чем собственно драматургии и не углубляясь в тернии терминологических споров, постараемся коротко рассмотреть данные понятия.

Литературный портрет.

Под литературным портретом понимается изображение в художественном произведении всей внешности человека, включая сюда и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику. С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем.

13. Художественный метод и художественный стиль. Индивидуальный и «большой» стили.
Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятиестиль : стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера. Стиль - наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в отдельном произведении, художественно-пластическая однородность предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, несущие определенное содержание. В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражением художественного переживания человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют "большими художественными стилями эпохи", и они проявляются во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства рассматривают как последовательную смену больших стилей. Каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка. При этом в каждую эпоху одновременно, как правило, сосуществовало несколько стилей: предшествующий, господствующий в данный момент и элементы формирующегося будущего стиля. В каждой стране существовала своя динамика эволюции художественных стилей, связанная с уровнем развития культуры, политическим и социально-экономическим развитием, степенью взаимодействия с культурой других стран. Так в XV в. в Италии - расцвет культуры Ренессанса, во Франции - "поздняя готика", а в Германии, особенно в архитектуре, "готика" преобладала в плоть до второй половины XVI в. Кроме того, внутри большого стиля могут развиваться микростили. Так, в пределах стиля "рококо" в 1730-1750-х гг. существовали микростили "шинуазри"(китайщина) и "тюркери" (турецкий стиль), в стиле "модерн" ("ар нуво", "либерти") в 1890-1900-е гг. можно выделить "неоготику", "неорусский" стиль и другие, в стиле "ар деко" (1920-е гг.) - "русский", "африканский", "геометрический" стили и т.д. Однако со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена больших художественных стилей. Ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образов. Уже в XIX в. появились стили, основанные на использовании стилей прошлого и их смешении ("историзм", "эклектика"). Эклектизм стал и одной из важнейших характеристик культуры XX в., особенно его последней трети - культуры "постмодерна" (эклектика - смешение различных стилей, сосуществование одновременно нескольких стилей), что оказало влияние и на моду, и на костюм. Последним "большим художественным стилем" можно считать, наверное, стиль "модерн". В XX в. на смену "большим стилям" пришли новые концепции и методы, связанные прежде всего с инновационной сущностью искусства авангарда: "абстракционизм", "функционализм", "сюрреализм", "поп-арт" и т.д., отражающие мировоззрение человека XX в. И речь может идти не о большом стиле, а скорее о модном стиле (когда стиль становится модным, теряя при этом устойчивость в течение достаточно длительного времени, которой обладали "большие стили эпохи"). В моде XX в. в каждое десятилетие были актуальны свои микростили в костюме, последовательно сменявшие друг друга: в 1910-е гг. - "восточный стиль" и "нео-грек"; в 1920-е гг. - "ар деко" ("русский", "египетский", "латиноамериканский", "африканский), "геометрический"; в 1930-е гг. - "неоклассицизм", "историзм", "латиноамериканский", "альпийский", "сюрреализм"; в 1940-е гг. - в США появились в модном костюме стили "кантри" и "вестерн", "латиноамериканский"; в 1950-е гг. - "нъю лук", стиль "Шанель"; в 1960-е гг. - "космический"; в 1970-е гг. - "романтический", "ретро", "фольклорный", "этнический", "спортивный", "джинсовый", "диффузный", "военизированный" ("милитари"), "бельевой", "диско", "сафари", "панк-стиль"; в 1980-е гг. - "экологический", стиль "новых пиратов", "неоклассика", "нео-барокко", "секси", "корсетный", "этнический", "спортивный"; в 1990-е гг. - "гранж", "этнический", "экологический", "гламур", "историзм", "нео-панк", "кибер-панк", "неохиппи", "минимализм", "милитари" и т.д. Каждый сезон модные издания пропагандируют новые стили, каждый дизайнер одежды стремится создать свой стиль. Но впечатляющее многообразие стилей в современной моде вовсе не означает, что они появляются произвольно. Актуальным становится стиль, в котором находят отклик политические события, социальные проблемы, волнующие людей, их увлечения и ценности. В модных стилях отражаются изменения образа жизни и образа человека каждого времени, представления о его I месте и роли в современном мире. На появление новых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов их обработки. Среди множества стилей можно выделить те, которые называют "классическими " - это стили, которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительного времени. Классическими становятся стили, обладающие определенными качествами, которые и позволяют им надолго "задержаться", пережив множество разнообразных "мод" и модных стилей: универсальность, многофункциональность, целостность и простота форм, соответствие потребностям человека и долговременным тенденциям образа жизни. Классическими можно считать такие стили, как "английский" "джинсовый". Помимо больших художественных стилей и микростилей существует такие понятия, как "стиль автора "-совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера, проявляющихся в типичных для него темах, идеях, в своеобразии выразительных средств и художественных приемов. Своим стилем отличалось творчество крупнейших кутюрье и дизайнеров одежды - с полным правом можно говорить о стиле "Шанель", стиле "Диора", стиле "Баленсиага", стиле "Куррежа", стиле "Версаче", стиле "Лакруа" и т.д. С понятием "стиль" связано понятие "стилизация" - художественный прием при создании новых произведений искусства. Стилизация - намеренное использование формальных признаков и образной системы того или иного стиля (характерного для определенной эпохи, направления, автора) в новом, необычном для него художественном контексте. Стилизация предполагает свободное обращение с прототипами, в частности, трансформацию форм, но при сохранении связи с исходным стилем - творческий источник всегда узнаваем. В отдельные эпохи подражание стилям классического искусства (искусства античности) было господствующим принципом, приемом стилизации пользовались в эпохи классицизма, неоклассицизма, ампира. Стилизация как художественный прием служила источником появления новых форм и образов в искусстве модерна. В современном дизайне стилизация сохраняет свое значение, особенно если речь идет о так называемом коммерческом дизайне (корпоративном дизайне), ориентированном на создание продукции для массового потребителя.Стилизация: 1) сознательное употребление признаков того или иного стиля при проектировании изделий (чаще употребляется в этом значении термин "стайлинг"); 2) прямой перенос наиболее явных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, чаще всего в ее декор; 3) создание условной декоративной формы путем подражания внешним формам природы или характерных предметов. Стилизация широко применяется в моделировании одежды с целью создания новых форм и выразительных образов. Блестящими примерами стилизации являются коллекции Ива Сен-Лорана 1960- 1980-х гг.: "Африканки", "Русские балеты/оперы", "Китаянки", "Испанки", "Памяти Пикассо" и т.п. Художественно-пластическая однородность современной предметной среды получила определение "дизайн-стиль". Дизайн-стиль отражает результаты эстетического освоения технического прогресса, достижения промышленного овладения материалом. Дизайн-стиль связан с новейшими материалами и технологиями, которые способны изменить не только облик вещей, но и придать новые качества жизни человека, влияя на взаимодействие вещи и человека.

Классицизм.

Классицизм - это один из реально существовавших в истории искусства художественных методов. Иногда его обозначают терминами «направление» и «стиль». Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Сентиментализм.

Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme , от фр. sentiment - чувство) - направление в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают особый акцент на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII-м века и окрасившее собою начало XIX-го, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе. В противоположность классицизму, который поклонялся разуму, и только разуму, и который вследствие этого в своей эстетике все строил на строго-логических началах, на тщательно обдуманной системе (теория поэзии Буало), сентиментализм предоставляет художнику свободу чувства, воображения и выражения и не требует от него безукоризненной правильности в архитектонике литературных созданий. Сентиментализм - протест против сухой рассудочности, которая характеризовала эпоху Просвещения; он ценит в человеке не то, что ему дала культура, а то, что он принес с собою в глубинах своей натуры. И если классицизм (или, как его у нас, в России, чаще называют - ложно-классицизм) интересовался исключительно представителями высших социальных кругов, царственными вождями, сферой двора и всяческой аристократии, то сентиментализм гораздо демократичнее и, признавая принципиальную равноценность всех людей, опускается в долины будничного быта, - в ту среду мещан, буржуазии, среднего класса, которая в то время как раз выдвинулась и в чисто-экономическом отношении, стала - особенно в Англии - играть выдающуюся роль на исторической сцене. Для сентименталиста интересен всякий, поскольку во всяком теплится, светит и греет интимная жизнь; и не надо особенных событий, бурной и яркой действенности, для того, чтобы сподобиться попасть в литературу: нет, она оказывается гостеприимной и по отношению к самым обыкновенным обывателям, к самой неэффектной биографии, она живописует медлительное прохождение заурядных дней, мирные заводи семейственности, тихий ручеек повседневных забот.

Романтизм.

Романтизм – литературное направление конца 18 – начала 19 века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения ее.

Романти́зм (фр. romantisme ) - идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века - первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Зародился в Германии. Предвестник романтизма - «Буря и натиск» и сентиментализм в литературе.

Лиро-эпос. Поэма.

Ли́ро-э́пика - один из четырех родов литературы в традиционной классификации, находящийся на пересечении лирики и эпоса. В лиро-эпических произведениях художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, представленное в стихотворной форме, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную (лирическую) оценку повествователя. То есть, лиро-эпике одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности.

Поэ́ма (др.-греч.

ποίημα) - литературный жанр.

Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

На протяжении всей истории литературы жанр поэмы претерпевал различные изменения и поэтому лишён устойчивости. Так, «Илиада » Гомера - эпическое произведение, А. Ахматова «Поэма без героя » - исключительно лирическое . Минимального объёма также не существует (например, поэма Пушкина «Братья разбойники » объёмом в 5 страниц).

Мужская рифма

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская рифма

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая рифма

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Гипердактилическая рифма

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

Рифма точная и неточная

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

Литературоведение как наука. Состав литературоведения.

Литературоведение как наука возникло в начале 19 века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса и мимесиса. Платон создал иторию об идеях (идея → материальный мир → искусство).

В 17 веке Н. Буало создал свой трактат «Поэтическое искусство», опираясь на более раннее творение Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наука.

В 18 веке немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг«Лаокоон. О границах живописи и поэзии», Гербер «Критические леса»).

В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм.

Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук.

Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.

Современное литературоведение состоит из:

· теории литературы

· истории литературы

литературной критики

Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины.

Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой.

Поэтика – изучает состав и строение литературного произведения.

Теория литературного процесса – изучает закономерности развития родов и жанров.

Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.

История литературы изучает развитие литературы. Делится по времени, по направлениям, по месту.

Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений. Критики оценивают произведение с точки зрения эстетической ценности.

С точки зрения социологии структура общества всегда отражается в произведениях, особенно древних, поэтому она также занимается изучением литературы.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

1. текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии

2. палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи

3. библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету

4. библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.

11. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

12. Литературоведение и другие научные дисциплины

Слово"литература"происходит от латинского littera, что означает"буква"Понятие"литература"охватывает все писаные и печатные произведения на разные темы. Есть литература философская, юридическая, экономическая и т д. Ху удожня литература - это один из видов искусства, образно воссоздает мир средствами языковразно відтворює світ засобами мови.

Осознание литературы как искусства приходится на XIX век

11 Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

. Литературоведение - это наука об искусстве слова. Она сформировалась в конце XVIII - начале XIX веков

В литературоведении выделяют три основных и ряд вспомогательных дисциплин. Основными являются: история литературы, теория литературы, литературная критика. Каждая из них имеет свой предмет и задачи

История литературы (греч historia - рассказ о прошлом и лат litteratura - буквенное письмо) изучает особенности развития художественной литературы в связях и взаимовлияниях, роль отдельных писателей и тво коров в литературном процессе формирование родов, видов, жанров, направлений, течений. История художественной литературы исследует развитие литературы в связи с развитием общества; социальным, культурным сере высшему, начиная от древнейших времен и заканчивая произведениями настоящего. Есть национальные, континентальные и всемирная истории литературы. Художественная литература каждого народа имеет свои специфические особенностивості.

Теория литературы (греч thedria - наблюдение, исследование) изучает общие закономерности развития художественной литературы, ее сущность, содержание и форму, критерии оценки художественных произведений, методологию и м методику анализа литературы как искусства слова, особенности родов, видов, жанров, течений, направлений и стилей. Теория литературы утвердилась на рубеже XVIII-XIX сст.

Литературная критика (греч kritike - суждение) изучает новые произведения, текущий литературный процесс ее предмет - отдельное произведение, творчество писателя, новые произведения нескольких писателей. Литературная критика помо омагае читателям понять особенности содержания и формы художественного произведения, его достижения и потери, способствует формированию эстетического вкусаків.

Ведущие жанры литературной критики - литературные портреты, литературно-критические обзоры, рецензии, отзывы, аннотации и т.д.

Теория литературы, история литературы и литературная критика тесно связаны между собой. Без теории литературы нет истории, а без истории - нет теории литературы. Достижения теории литературы. Использовать вуют историки литературы и литературные критики. Литературный критик - это и теоретик литературы, и историк литературы, и компаративист (лат comparativus - сравнительный). Он изучает литературу во взаимосвязи"связях, взаимовлияниях, отыскивая сходное и отличное в художественном произведенииворах.

Литературная критика обогащает историю литературы новыми фактами, выявляя тенденции и перспективы развития литературы

Вспомогательными литературоведческими дисциплинами являются текстология, историография, библиография, палеография, герменевтика, переводоведение, психология творчества

Текстология (лат texturn - ткань, связь и греч logos - слово) - это отрасль историко-филологической науки, которая изучает художественные тексты, сравнивает варианты, очищает от редакторских и цензурных изменений, в восстанавливает авторский текст текстологическая работа важна для издания произведений и для изучения процесса творчества. Нежелательные изменения в художественные тексты вносились еще во времена античности. Много их в произведения репрессированных их в советский период писателей. Тексты, где звучала национальная идея, издатели пидретушовувалы согласно коммунистической идеологии. В стихотворении. В. Симоненко"О земле с переораним челом"с такие строкиuot; с такі рядки:

Вкраинонько!

Нищета корчится и дотливае в этом

Кричишь ты мне в мозг, словно проклятие

И захожим, и продажным твоим

Любовь грозная!

Коммунистическая радость моя!

Бери меня!

Бери мое маленькое гневное. Я!

В рукописи первые две строки были острее:

Вкраинонько!

В вони и тумане навозной

Первые две строки следующей строфы звучали так:

Любовь света!

И радость безрадостная моя!

Задача текстолог установить оригинал произведения, его полноту, законченность, соответствие воли автора и его замысла текстолог может определить имя автора безымянного произведения

текстолог различают авторское саморедагування и авторскую само-цензуру, вызванную идеологическим давлением текстологического изучения изменений и поправок, которые вносит писатель в произведения, раскрывающие его творческую в лабораториию.

Историография (греч historia - рассказ о прошлом и grapho - пишу) - это вспомогательная дисциплина литературоведения, которая собирает и изучает материалы об историческом развитии теории, критики и истории буква атуры протяжении всех эпох ее образуют исследования исторических периодов (античности, средневековья,. Ренессанса, барокко,. Просвещения, романтизма, реализма, модернизма, постмодернизма) и дисциплины, прис вячени конкретным персоналиям (гомерознавство, дантезнавство, шевченковедение, франкознавство, лесезнавства, сосюрознавствоо).

Библиография (греч biblion - книга и grapho - пишу, описываю) - научно-практическая дисциплина, обнаруживает, систематизирует, публикует и распространяет информацию о рукописи, печатные произведения, составляет указатели, списки, которые иногда сопровождаются лаконичными аннотациями, которые помогают выбрать нужную литературу. Есть разные типы библиографических указателей: общие, персональные, тематические. Издаются специальные би блиографични журналы-летописи: летопись журнальных статей, летопись рецензий,. Летопись газетных статейтей.

История библиографии начинается со II в до н.э., из трудов греческого поэта и критика. Каллимаха, руководителя. Александрийской библиотеки. Каллимах составил ее каталог. Отечественная библиография начинается с XI с в. Первая украинская библиографическая работа -"Изборник. Святослава"(1073 га" (1073 р.).

Палеография (греч palaios - древний и grapho - пишу) - вспомогательная литературоведческая дисциплина, изучающая старинные тексты, устанавливает авторство, место, время написания произведения. До появления печатного с станка художественные произведения переписывали от руки. Переписчики иногда вносили в текст свои правки, дополняли или сокращали его, ставили под произведениями свои фамилии. Имена авторов постепенно забывались. До сих пор не знаем, например, автора"Слова о полку. Игореве"Палеография - историко-филологическая наука, существует с XVII века. Известны следующие виды палеографии: эпиграфика, которая изучает надписи на металле и камен и папирология - на папирусе, кодикология - рукописные книги, криптография - графику систем тайнописи. Начал палеографию французский исследователь. Б. Монфокон ("Греческая палеография", 1708 г). В Украину первые студии палеографии у грамматике. Лаврентия. Зизания (1596 г). Сегодня развивается иеография - наука о современных письменные тексты, в которые вносили изменения цензоры или редакторосили зміни цензори або редактори.

Герменевтика (греч hermeneutikos - объясняю, объясняю) - наука, связанная с исследованием, объяснением, толкованием философских, исторических, религиозных, филологических текстов. Название"герменевтика"происходит ь от имени. Гермес. В античной мифологии - вестник богов, покровитель путешественников, дорог, торговли, проводник душ умерших. По мнению. Ю. Кузнецова, этимология понятия не связана с именем. Гермеса, срок происходит от древнегреческого слова еrmа, что означает груду камней или каменный столб, которыми древние греки обозначали место захоронения. Герменевтика - метод интерпретации художественных произведений, комментирует произведения, под готовлени к печати текстолог. Сначала герменевтика трактовала предсказания оракулов, священные тексты, впоследствии - юридические законы и произведения классических поэте класичних поетів.

Герменевтика использует различные методы толкования художественных текстов: психоаналитический, социологический, феноменологический, сравнительно-исторический, экзистенциалистской, семиотический, структуральный, постст трукту-ральной, мифологический, деконструктивистский, рецептивный, тендерным.

Переводоведение - отрасль филологии, связана с теорией и практикой переводческого дела ее задача - осмысливать особенности художественного перевода с одного языка на другой, составляющие переводческой ю айстерности. Основная проблема переводоведения - это проблема возможности или невозможности адекватного перевода. Переводоведение включает теорию, историю и критику перевода. Термин"переводоведение"ввел в украинское литературоведение. В. Коптилов. Значительный вклад в осмысление проблем переводоведения сделали. О. Кундзич,. М. Рыльский,. Роксолана. Зоривчак,. Лада. Коломиецак,. Лада. Коломієць.

Психология литературного творчества сформировалась в конце XIX - начале XX века на границе трех наук: психологии, искусствоведения и социологии. В поле зрения психологии творчества сознательное и подсознательное е, интуиция, воображение, перевоплощение, персонификация, фантазия, вдохновение. Изучением психологии литературного творчества занимались. О. Потебня,. И. Франко,. М. Арнаудов,. Г. Вязовский,. С. Фрейд,. К. Юнг. Сегодня -. А. М акаров,. Р. Пихманець.. Піхманець.

12 Литературоведение и другие научные дисциплины

Наука о литературе связана с такими дисциплинами, как история, языкознание, философия, логика, психология, фольклор, этнография, искусствоведение

Художественные произведения появляются в определенных исторических условиях, у них всегда отражаются особенности времени. Литературовед должен знать историю, чтобы понять то или иное литературное явление. Литературоведы изучают архивные материалы, мемуары, письма, чтобы глубже понять события, атмосферу эпохи, биография художникаця.

Литературоведение взаимодействует с языкознанием. Художественные произведения являются материалом для лингвистических исследований. Языковеды расшифровывают знаковые системы прошлого. Литературоведение, изучая особенности языков, как кими написаны произведения, не может обойтись без помощи лингвистики. Изучение языка позволяет глубже понять специфику художественной литературытури.

До возникновения письма художественные произведения распространялись в устной форме. Произведения устного народного творчества называются"фольклор"(англ folk - народ, lore - знание, учение). Фольклорные произведения появляются и после я возникновения письменности. Развиваясь параллельно с художественной литературой, фольклор взаимодействует с ней, влияет на невпливає на неї.

На развитие литературы и литературоведения влияет философия: рационализм - философская основа классицизма, сенсуализм - философская основа сентиментализма, позитивизм - философская основа реализма и натурализма. На литературе XIX-XX вв сказалось влияние экзистенциализма, фрейдизма, интуитивизмму.

Литературоведение имеет контакты с логикой и психологией. Главный предмет художественной литературы - человек. Эти науки дают возможность глубже проникнуть в ее внутренний мир, понять процессы художественного тво орчостті.

Литературоведение связано с теологией. Произведения художественной литературы могут иметь библейскую основу. Библейские мотивы у произведениях"Давиду псалмы"Т. Шевченко,"Моисей"И.. Франко,"Одержимая"Леси Украинская,"С. Сад. Гефсиманский"Ивана. Багряного,"Каин"Дж. Байронкий" Івана. Багряного, "Каїн". Дж.. Байрона.