Словесное творчество дошкольников изучение словесного творчества творческой деятельности

Исходным для понимания сущности словесного творчества является понятие «творчество». Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира. А.Л. Венгер отмечает, что детское творчество - это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий мир, создает нечто новое для других и для себя .

И. А. Киршин говорит о том, что словесное творчество - это сложный вид творческой деятельности ребенка, рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием восприятия произведений искусства и проявляющаяся в создании успешных сочетаний - рассказов, сказок, стихов. Словесное творчество понимается как двуединый процесс накопления впечатлений в процессе педагогической деятельности и творческой переработки их на язык словесных знаков .

По мнению О. С. Ушаковой, словесное творчество - продуктивная деятельность, возникающая под влиянием произведения искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений .

Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Е.А.Медведева, Н.А.Селянина, Р.М.Чумичева, Д.Б.Эльконин, У.В.Ульенкова отмечают, что среди видов художественной творческой деятельности словесное творчество занимает особое место как жизненно важная, коммуникативная и социально-личностная функция, формирующаяся в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.

По мнению исследователей Л.М.Гурович, Н.И.Лепской, О.Н.Сомковой, Е.И.Тихеевой - словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах: словотворчестве, сочинении стихотворений, собственных рассказов, сказок, творческих пересказах, придумывании загадок и небылиц .

В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований) .

Остановимся на психолого-педагогических основах словесного творчества детей дошкольного возраста. Становление творческой деятельности детей традиционно рассматривается психологами в связи с развитием воображения. Согласно общепринятой в отечественной науке идее Л. С. Выготского, воображение начинает развиваться в игре, а затем продолжает свое развитие в других видах деятельности: в конструктивной, изобразительной, музыкальной, литературно-художественной .

Способствует проявлению творчества и образность мышления дошкольника. Она обеспечивает свежесть, нешаблонность детского восприятия мира, способствует развитию воображения и фантазии. А. В. Запорожец многократно в своих работах подчеркивал, что образный характер детского мышления надо рассматривать как достоинство и развивать его именно в дошкольном возрасте, так как оно лежит в основе творческой деятельности художников, писателей, конструкторов и т.п.

Восприятие художественных произведений и словесное творчество связываются воедино посредством поэтического слуха. Так, О. С. Ушакова считает, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. При этом поэтический слух следует понимать более широко, как относящийся к восприятию любых произведений, не только поэтического жанра. «Поэтический слух - это способность чувствовать выразительные средства художественной речи, различать жанры, понимать их особенности, а также умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения» .

Итак, для активного и успешного участия ребенка в словесном творчестве необходима психологическая платформа в виде развитых воображения, мышления, восприятия.

Татьяна Козлова
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения , предполагающего новизну, неопределенность познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов ее разрешения .

Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей . Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс . Другие считают источниками творчества окружающую жизнь , искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей , но считают нужным разумное влияние педагога.

По определению, творчество - это деятельность , в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Оно характеризуется двумя основными показателями : оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Считается, что полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности . Художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ему творить и принимает на себя функции критика и частично созидателя. В развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. И только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня.

Детская творческая деятельность не имеет художественной ценности для окружающих, однако, в общественно-педагогическом отношении она важна для ребенка. Так как в своем творчестве ребенок активно открывает новое для себя и о себе.

Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания .

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное или словесное творчество .

Детское словесное творчество -это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка-самовыражение.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы » - условное название рассказов , которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку ) . Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.

Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества : умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение .

В развитии детского художественного творчества выделяют три этапа . На первом этапе происходит накопление опыта. На втором – собственно процесс детского творчества , непосредственно связанный с возникновением замысла, с поисками художественных средств. На третьем этапе создается новая продукция.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии ребенка. Источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений и жизненного опыта ребенка.

Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия , способствующие словесному творчеству .

Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить , оказывающего положительное влияние на творчество ребенка .

Развитие воображения - своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

Развитие наблюдательности .

Воспитание трудолюбия.

Обучение на занятиях.

Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений , помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов .

Умение детей связно рассказывать , владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Правильное понимание детьми задания «придумать» , т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров , понимание их особенностей , умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра) .

Развитие словесного творчества возможно , если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения , характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.

На это направлены творческие задания : уточнять понимание смысла образных слов и выражений ; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков , исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий , в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.

По определению психологов, творчество – это деятельность,

в результате которой человек создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Крупнейший отечественный учёный и психолог Л.С. Выготский дал следующее определение понятию творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся в самом человеке». Кроме того, он подчёркивал, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде,

а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ» .

Л.С. Выготский раскрыл механизм создания образов воображения: «Человек накапливает материал, из которого в последствии строится его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений» .

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что творчество характеризуется учёными двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Для того, чтобы определить соответствует ли данным показателям детское творчество необходимо обратиться к исследованиям психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, А.Е. Шибицкая). Они доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью,



и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях

В работах Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Превращение воображения в преднамеренное, целенаправленное - задача педагога, и при определенной работе с ним у дошкольника формируется воссоздающее воображение, результатом деятельности которого является создание образа в соответствии с описанием, чертежом, схемой, заданием. Образ же, создаваемый ребенком, есть всегда личностное образование, поэтому даже самый элементарный познавательный акт, приводящий

к созданию субъективного образа, начинается по инициативе субъекта, детерминируется его внутренними установками и эмоциями, т.е. отражает его внутренне состояние (Л.А. Венгер).

Тихеева Е.И. подчеркивает, что по своей при­роде детское творчество синтетично, часто носит импровизацион­ный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять .

В развитии детского художественного творчества Н.А. Ветлугина выделяет три этапа. На первом этапе роль педагога заключается

в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления

в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего,

т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно,а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены

и преобразованы.

В развитии восприятия детей особую роль играет искусство.

Оно помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащает мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов. Данный этап предшествует самой творческой деятельности, однако развитие восприятия, накопление художественного и жизненного опыта тесно связаны с последующей художественно-творческой деятельностью детей.

Второй этап - собственно процесс детского творчества.

Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут

во времени. Творческий акт проходит «на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л.С. Выготского, «творит

в один прием».

Роль педагога заключается, по мнению ряда авторов, в создании радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и обеспечении внутренней потребности самовыражения в творчестве. Важно обеспечить вариативность ситуаций,

в которых ребенку предстоит действовать, так как это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества необходимо время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные

и коллективные работы. Особое внимание следует уделять освоению ребенком способов сенсорного обследования предметов. Чем шире окажется ориентированность детей в самых разнообразных свойствах предметов

и явлений, тем жизненнее и образнее будет их творчество.

Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога - помочь ему в этом.

Третий (завершающий) этап характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребёнок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.

М.В. Фадеева предлагает систему, которая поможет определить уровень творческих возможностей и методы развития творческих способностей детей. В качестве критериев этого уровня она называет такие моменты, как стремление к выбору своих собственных идей или тем;

к выражению их своими собственными средствами; к организации их собственными методами . На современном этапе идут поиски наиболее эффективных путей и способов развития творчества детей.

Итак, проведённый анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что художественное творчество не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ребёнку творить

и принимает на себя функции критика и частично созидателя, т.е. функции, недоступные дошкольнику в силу его возрастных особенностей

(Н.А. Стародубова).

В развитии художественно-творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. Взрослый обучает ребёнка специальным умениям и навыкам, которые являются основой развития творчества.

Из-за отсутствия или плохого обучения наступает «спад творчества». Только при правильном педагогическом руководстве и обучении можно достичь высоких результатов.

Понятие «словесное творчество», по мнению Т.Н.Ушаковой можно применить к любому случаю креативности, связанной со словом.

В то же время оно относится к двум хотя и связанным, но все же принципиально разным областям: творчеству в речи и творчеству в языке. Речевое творчество приводит к созданию нового речевого продукта, т.е. нового текста, устного или письменного, любого объема, в любой его форме – прозаической, поэтической, кодифицированной, вольной, монологической, диалогической и т.п. В отличие от речевого, с языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе – как у отдельной личности, так и в общенациональном языке

Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.

Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец,

Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, С.Л. Славина, О.И. Соловьева,

Е.А. Флерина, Н.А. Циванюк) и деятельности воображения детей

(Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн,

М.М. Рыбакова) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов - представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов.

В рамках лингвистического подхода связное высказывание (текст) рассматривается как продукт речевой деятельности, обладающий собственной внутренней структурой и категориальными признаками

(СИ. Гиндин, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.А. Киселева, Л.М. Лосева,

О.И. Москальская, Е.А. Реферовская, Г.Я. Солганик).

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова,

Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина

и другие).

Словесное творчество - процесс, связанный с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчества. Само творчество немыслимо без овладения ребенком, богатством того языка, на котором говорит, думает. Разумеется, это овладение мы понимаем в соответствии особенностями дошкольного возраста.

В отечественной педагогике проблема словесного творчества дошкольников рассматривалось в работах Е.И. Тихеевой, Н.С.Карпинской, О.С.Ушаковой и др.

В частности, в исследовании О.С.Ушаковой , автор показывает, как развитие поэтического слуха влияет на развитие творческой словесной деятельности детей, помогая воспитать в детях чутье к родному слову, восприим­чивость к художественной литературе, по­нимание особенностей жанров. А, самое главное, поэтический слух помогает детям перенести в свои сочинения усвоенные сло­ва и выражения, помогает осознать связь содержания литературного произведения с его художественной формой, более тонко чувствовать красоту художественного слова.

В формировании художественного, в частности словесного, детского творчества Н.А. Ветлугина выделила три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребёнка надо учить образному видению окружающего.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Возникновения замысла у ребёнка проходит, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поиску средств его реализации: поиска композиции, выделении поступков героев, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить её, испытывая эстетическое удовольствие. Потому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2.Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

3.Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, продумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

4.Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но "придумал " (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Если современный нормально развивающийся ребенок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно использовать все звуки; его словарный запас составляет до 4-5 тыс. слов, то иная картина наблюдается у детей с нарушениями речи.

Вывод

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

В дошкольном возрасте значительно обогащается и усложняется эмоционально-выразительная функция речи. Ребенок усваивает значение слов, выражающих эмоциональное состояние, эмоциональное отношение к объектам и явлениям, значение слов, ассоциируемых с переживаниями эмоций, слов, обозначающих социально-значимые характеристики человека. Усвоение ребенком слов происходит в связи с более глубоким и четким различием признаков, предметов и явлений.

Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей - хорошая основа для возникновения и формирования в дальнейшем художественного восприятия и элементов художественного воображения в словесном творчестве. В обогащении восприятия особое значение имеет искусство.

Слово может быть не только средством воображения, но и его "строительным материалом". Активность ребенка реализуется в овладении языком. Это проявляется в словесном творчестве детей в широком смысле этого слова, дети манипулируют, играют стихотворными формами (ритмом, рифмой, образами).

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой комплексный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Развитие образной речи должно проходить в единстве с другими направлениями работы над словом – лексическим, грамматическим, фонетическим. По тому, как ребенок строит свое высказывание, настолько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Систематические задания на использование разнообразных средств художественной выразительности подводят детей к самостоятельному словесному творчеству.
Задания по развитию словесного творчества детей могут быть самыми разными: от составления творческих рассказов до словообразования, от организации наблюдений ориентированных на образное восприятие окружающей действительности до придумывания новых историй о…
В возрасте 5-7 лет многие дети охотно играют словами, звуками, сочиняют короткие стишки, считалки и просто бессмысленные рифмы. Ребенок активно осваивает языковую действительность, познает грамматические правила и нормы, овладевает ими в процессе практического пользования языком.
В основе детского речетворчества лежат выработанные обществом формы взаимодействия ребенка со взрослым, формы организации детской деятельности. Овладевая языком, ребенок усваивает устойчивые традиции родного языка, учится речетворчеству.
Богатый словарный запас - необходимое условие последующего развития речи ребенка, в процессе которого он учится вычленять в слове и наполнять смыслом структурные элементы (корни, суффиксы, приставки, окончания), овладевает правилами оперирования ими.
Владение способами словообразования предполагает умение находить в предметах и явлениях существенные для называния связи и отношения, умение сравнивать разные наименования между собой, подмечать в них общие элементы, несущие одинаковый смысл, самостоятельно ими оперировать и оценивать точность, правильность сказанного или услышанного. В том и состоит суть детского словотворчества, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и даже при необходимости самому их создавать. При усвоении способов словообразования важнейшей задачей является воспитание интереса к слову. Специальные речевые игры и упражнения с грамматическим содержанием, организуемые в детском саду, принесут пользу лишь в том случае, если будут опираться на опыт детей, их знания и представления об окружающем. Круг таких знаний определен программой воспитания и обучения в детском саду. Владение речью само становится условием успешности практической и познавательной деятельности ребенка, средством общения, мышления, самоорганизации.
В старшем дошкольном возрасте у ребят формируется тонкая наблюдательность, чуткость к выразительным средствам языка. Это делает речь более точной и образной.
Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, она обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины.
Дети переживают описанные в книге события так, как будто они происходят перед их глазами; при этом выявляется отношение детей к фактам, героям произведения.
Свои переживания, чувства, определившиеся отношения дошкольники выражают открыто, непосредственно - мимикой, жестами, восклицаниями, репликами (например, говорят о персонажах: «так ему и надо» или «она хорошая, добрая»).
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно – речевой деятельности.
Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках.
В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства. Необходимо воспитывать у детей интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание самому сочинить, рассказать другим детям свою сказку.