Литературные особенности жития александра невского. Биобиографический словарь. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО . Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221-1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В списках Ж. не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости”, “Слово о великом князе”, “Житие блаженного великого князя”. Автор Ж. называет себя современником Александра, “самовидцем” его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников.

Ж. Александра - это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. С исторической точки зрения в Ж. много неточностей. Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Ж. нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: из Ж. не сразу ясно, кто такой “король страны Римской из полуночной земли”, о каком городе, построенном некими “от Западной стороны”, идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем. История и сама деятельность Александра Ярославича в Ж. предстает в преображенном виде, не столько в своих конкретных проявлениях и событиях, сколько в вечной сущности, не в житейских подробностях, а в житийном облике.

В Ж. много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию “святой, и честной, и славной” жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую.

“Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...” - так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, современники это хорошо знали (см.: Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории.- 1986.-№2.-С. 174-176). В Ж. изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: “Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей”. Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, “пыхая духом ратным”, “шатаясь от безумия”, угрожая: “Если можешь, защищайся”. Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою “на лице самого короля оставляет след своего копья”. Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: “Не в силе Бог, но в правде”. Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Князь не может снести похвальбы немцев: “Покорим себе славянский народ!” Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: “Пойдем и победим Александра, и захватим его”. Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и “вели босыми подле коней тех, кто называет себя “божьими рыцарями”. Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов, которые помогают представить, какой жестокой была сеча: “Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью”. Слава о победах Александра разнеслась повсюду. “И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима”.

Во всем подобны князю и его воины. Автор Ж. включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, “не имея страха в сердце своем”. У каждого из шести свои ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Сава обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня. Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить свои головы за князя. Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Ж. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Езекии, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: “А от вас учения не примем”. Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: “Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему”. И это помогает Александру “отмолить” русские полки от участия в походах монголо-татар.

Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: “О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!” Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. “Уже зашло солнце земли Суздальской!” - говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), “Уже погибаем!” - вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита,- кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании “о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра”. И. П. Еремин назвал Ж. “восторженной данью светлой памяти князя”. Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Ж., его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Ж., “История иудейской войны” Иосифа Флавия, “Хронографическая Александрия”, “Девгениево деяние”. Д. С. Лихачев полагает, что Ж. продолжает южнорусские литературные традиции, обнаруживая сходство в стиле с биографией Даниила Галицкого из Галицкой летописи. Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Ж. Александра Невского, написанное в 80-е гг. XIII в., явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV-XVI вв. (их более десяти). На долгое время Ж. стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей, его влияние ощутимо в “Повести о Довмонте”, в “Сказании о Мамаевом побоище”, в “Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского” и многих других произведениях древнерусской литературы.

Изд.: Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст.- СПб., 1913 (ПДП, № 180); Житие Александра Невского/ Подг. текста, перевод и примеч. Ю. К. Бегунова // Изборник (1969).-С. 328-343, 739-742; Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой // ПЛДР: XIII век.- М., 1981.- С. 426-439, 602-606; Повесть о житии Александра Невского / Подг. текста, перевод и примеч. В. И. Охотниковой // Воинские повести Древней Руси - С 120-135, 474-476.

Лит.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века: “Слово о погибели Русской земли” - М., Л., 1965 - С 12-66; Дмитриев Л. А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы XI- XVII вв.-М, 1985-С. 152-156; Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников - Вып 1 - С. 354-363.

В. И. Охотникова

В эпоху начала монголо-татарского нашествия на Русь развивался такой древнейший литературный жанр, как житие. Изменения, которые наблюдались в нем в это время, были связаны в первую очередь с новыми явлениями действительности. Героями произведений житийного жанра становились не только равноапостолы, мученики, преподобные, но и люди, защищавшие Русь и веру христианскую от врагов-иноверцев. Признание значимости и духовного, и материального подвига во имя Родины достойным изображения привело в произведения житийного жанра приемы и средства, характерные для народного творчества и воинской повести.

Примером, обнаруживающим присутствие новых явлений в житийном жанре, может служить «Повесть о житии Александра Невского».

Данный памятник дошел до нас в большом числе списков, разделенных современными исследователями на 9 редакцией XIII—XVI вв.; выявлены и более поздние редакции. Многие вопросы истории текста остаются невыясненными. Большинство ученых признает, что первоначальная редакция произведения была написана в 80-е гг. XIII в. в монастыре Рождества Богородицы во Владимире по инициативе митрополита Кирилла и сына героя жития — Дмитрия Александровича, возможно, автором-галичанином. Эта редакция вошла в состав Лаврентьевской и Псковской II летописей как самостоятельное произведение.

Жанровые особенности «Повести о житии Александра Невского»

По своему художественному облику "Повесть о житии Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития. Это сказалось прежде всего в композиции памятника. Автор сохранил традиционное вступление, начал основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято. Но вместо рассказа о детстве героя, чьи поступки уже в этот период должны были выявить присущие ему добродетели, появляется своеобразный "портрет" Александра Невского, построенный на основе сравнения его качеств с чертами библейских героев: силой Самсона, премудростью Соломона, красотой Иосифа, храбростью римского царя Веспасиана. Эта характеристика служит экспозицией для развития дальнейшего действия в житии, состоящего, как определял канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.

Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце, который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране. Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него войной. В дальнейшем же структура рассказа о Невской битве повторяет построение воинской повести: прежде всего, четко выделяются три основные части, свойственные этому жанру. Первая — подготовка битвы — содержит молитву Александра в храме Святой Софии, повествование о сборе войска и речь полководца, ободряющего воинов известными словами: «Не в силахъ Богъ, но въ правде» В рассказе о выступлении войска использована формула «в мале дружине», затем точно указана по церковному календарю дата прихода войск к месту битвы. В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александра Пелгую, которое предвещает победу в будущем сражении.

Во второй части эпизода подробно описана битва. Вначале точно указывается время ее начала — «в 6 часъ дне», а затем автор останавливается на подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. Подчеркивается автором мужество русского полководца, который «самому королевы взложи печать на лице острымъ своимъ копьем». Наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, — рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «избьеныхъ отъ ангела Господня».

Третья часть эпизода кратко описывает результаты битвы.

Таким образом, этот фрагмент "Повести о житии Александра Невского" в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.

Последующие эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.

Система образов

Несомненно, соединение традиций двух жанров отразилось и на системе образов, и на характеристике главного персонажа. Центральный герой, как и в любом житии, один. Но наряду с ним появляется ряд персонажей, выполняющих служебные функции по отношению к нему: Андрейяш и Батый, признающие превосходство героя над другими властителями; шведский король, испытывающий его военное искусство и силу; враги-немцы, захватывающие русские земли, которых побеждает Александр; послы из Рима, искушающие его принятием иной веры и оказывающиеся посрамленными мудростью героя; митрополит Кирилл и суздальцы, оплакивающие гибель князя как личное горе. Особое место занимают шестеро воинов-новгородцев, отличившихся в Невской битве. Их подвиги служат подтверждением мысли о полководческом даре князя и могуществе русского войска, малыми силами побеждающего врага. Многие из упомянутых персонажей уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях — и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.

Образ автора

Особое место занимает в произведении образ повествователя. Как и во многих житиях, рассказчик начинает произведение с самоуничижения и заверения в своей искренности, ибо «во злохитру душу не внидет премудрость», сообщает об источниках повествования, которыми послужили для него рассказы "своих отецъ" и собственные воспоминания, поскольку автор "самовидець есмь возраста" Александра, т. е. знал его взрослым человеком. В произведении постоянно ощущается восхищение повествователя личностью и деяниями героя, проявляющееся через оценочные эпитеты, сопоставления с библейскими персонажами, эмоциональные отступления (например, обращение к псковичам с призывом помнить подвиги Александра и плач автора, сожалеющего о смерти князя). Таким образом, повествователь в произведении сходен с житийным образом рассказчика.

Стилистика произведения

Своеобразна стилистика памятника, тесно связанная с традициями, легшими в его основу. Бесспорно, ведущим оказывается житийное начало, проявлявшееся в широком использовании церковнославянизмов, цитат из Библии, ретроспективной исторической аналогии. В то же время, несомненно и влияние воинской стилистики, обнаруживающееся в воинских формулах, использованных в картинах битв. Наибольшее сходство было обнаружено Д.С. Лихачевым с описанием военных действий в Галицкой летописи, что дало повод говорить о западнорусском происхождении автора "Повести о житии Александра Невского", который был весьма образованным книжником и хорошо знал, кроме воинской и агиографической традиций, переводные произведения ("Девгениево деяние", "Александрию", "Историю иудейской войны" И. Флавия и др.).

Создавая биографию своего современника задолго до его канонизации, автор "Повести о житии Александра Невского" воспользовался как образцом традицией житий — единственного древнерусского жанра, дававшего жизнеописание героя. Но реальная жизнь, которую он описывал, требовала привлечения литературных форм и средств, свойственных распространенному и хорошо известному автору жанру — воинской повести. Соединение двух жанровых традиций при сохранении ведущей роли признаков жития привело к созданию новой агиографической разновидности — жития князя-воина, в дальнейшем воплощенной также в "Слове о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского" и «Житии Довмонта Псковского».

Герой Невской и Ледовой битв князь Новгородский Александр Ярославич, второй сын великого князя Владимирского и князя Переяславского Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо, правнук Юрия Долгорукого, навечно вошел в отечественную историю как организатор сильного государства на Северо-Востоке Руси. Выдающийся полководец и тонкий дипломат, он вел политику умиротворения и сдерживания татаро-монголов, которую передал своим потомкам - московским князьям от Даниила Александровича до Ивана Калиты и Димитрия Донского. Сохранение русского рода и Русской земли было конечной целью его политики. За это его безмерно почитал народ, а Бог прославил угодника своего необыкновенной святостью. Когда князь Александр умер, его кончина была воспринята современниками как тяжелейшая утрата для всей Русской земли. "Заиде солнце земли Суждольской!", - воскликнул митрополит владимирский Кирилл, и вслед за ним люди горестно запричитали: "Уже погибаем!".

В русскую литературу князь Александр вошел как национальный герой. Недаром первое о нем произведение - Житие - переписывалось весьма часто и было предметом многих литературных переработок. Русская церковь также относилась к имени Невского героя с большим благоговением и старалась окружить его ореолом святости и приписать ему качества идеального христианского святого. Так, в стенах Владимирского Рождественского монастыря, где он был похоронен, первоначально возникла, со слов митрополита Кирилла и эконома Севастьяна, легенда о чуде с духовной грамотой, совершившемся при погребении тела 23 ноября 1263 г. А в начале 1280-х годов один из монахов этого же монастыря составил Первую редакцию его Жития. Написанное в духе житий светских властителей (например, Vita Constantini Евсевия Памфила) и под влиянием галицкой литературной школы воинских повестей, Житие Невского героя состояло из монашеского предисловия и десятка отдельных эпизодов из жизни князя, носивших характер свидетельств "самовидцев"; в конце был приписан плач по умершему, включая описание погребения тела во Владимире и посмертного чуда с духовной грамотой. Последний эпизод свидетельствовал о его безусловной святости, в то время как весь текст говорил о нравственной чистоте и высоте духовного подвига героя.

В последующие столетия русской истории в связи с возраставшей популярностью Александра Невского как заступника Русской земли и основателя династии - московской ветви Рюриковичей - были предприняты дальнейшие шаги по мифологизации его личности и оцерковливанию всех его поступков. После открытия его мощей при митрополите Киприане (весна 1381 г.) и особенно после общерусской канонизации в 1547 г. почитание этого князя как святого распространилось повсеместно, при этом текст Первой редакции Жития неоднократно переделывался, дополнялся, изменялся; иногда менялся стиль всего повествования, отдаляясь от стиля воинской повести и приближаясь к каноническому, житийному, иногда изменялись композиция, стиль и почти всегда - идеи произведения.

Так, например, Вторая редакция Жития (новгородско-московская), 30-50-х годов XV в., приспособила текст Жития для летописи; Третья, новгородская, второй половины XV в., - для кратких чтений проложного типа; Четвертая, московская, 20-х годов XVI в., - для Никоновской летописи; Пятая, владимирская, может быть, инока Рождественского монастыря Михаила, 1549-1550 гг., - для Великих Четьих-Миней митрополита Макария; Шестая, псковская, инока Саввина Крыпецкого монастыря Василия-Варлаама (В. М. Тучкова) - тоже для Четьих-Миней; Седьмая, московская, 1563 г., книжников митрополита Андрея-Афанасия, - для Степенной книги; Восьмая, новгородская, третьей четверти XVI в., - для одного сборника; Девятая, конца XVI в., - для новой редакции Пролога; Десятая, владимирская, 1591 г., самая обширная, митрополита вологодского Ионы Думина - для всеобщего чтения. По России распространилось большое количество литературных произведений о Невском герое в списках в том жанре агиографии, который являл нам образец великорусского витийственного красноречия в духе школы "плетения и изветия словес".

Внимание к Александру Невскому со стороны правительственных кругов Москвы значительно усиливается, и почитание героя Невской и Ледовой битв окончательно становится национальным и общегосударственным. В XVII в. первые цари из новой династии Романовых также проявляли чрезвычайную заботу об увековечивании его памяти: патриарх Филарет приказал построить первый собор в честь святого над Тайницкими воротами Московского Кремля (около 1630 г.), несколько раньше создается великолепная икона "Александр Невский с деянием", ежегодными стали крестные ходы в день его церковной памяти 23 ноября. Литературная работа значительно усиливается: возникают редакции с Одиннадцатой по Пятнадцатую (Тита, Викентия, Проложная 1641 г., переделка редакции Ионы Думина). Все они полностью соответствуют поддерживаемой московскими и владимирскими церковными кругами тенденции изображать князя Александра в облике монаха-схимника, подчеркивая его христианские добродетели и посмертные чудеса. Перечень чудес у раки святого в Рождественском монастыре непрестанно увеличивается, вплоть до первого десятилетия XVIII в. Так, например, в списке середины XVIII в. редакции Викентия, присланном в 1772 г. из Владимира в Петербург, имеется добавление четырех чудес, последнее из которых датируется 1706 г.

Все 15 редакций Жития, а также многочисленные службы, краткие памяти, похвальные слова, летописные сказания о Невском герое достались XVIII в. в наследство от предшествующих столетий.5

Изображение героя, каким был Александр Невский, имело в древнерусской литературе свою специфику.

Говорят, что у героя тысяча лиц. Одно дело герой в истории, другое дело - герой произведений литературы или фольклора. "Герой литературного произведения" - сравнительно поздний термин, появившийся в европейском литературоведении и критике с XVII в.

В эпоху античности и в период раннего Средневековья герои - это выдающиеся личности, защитники или помощники народа, полубожества или сверхлюди, вроде Гильгамеша или Геракла, явившиеся, чтобы спасти или облагодетельствовать человечество. Герои, по Гесиоду, родились в Век богов и героев, когда титаны боролись с богами. В древнейших записанных эпосах человечества ("Гильгамеш", Ветхий Завет, "Илиада", "Одиссея", "Энеида") перед нами предстает целая вереница героев, людей огромной силы, неповторимого мужества, выдающихся качеств и способностей, отмеченных к тому же покровительством богов. Ахилл, Эант, Гектор, Одиссей, Эней, Александр Македонский - эталоны героев античности. В германском и славянском эпосах герой - более человек, нежели бог. Он выше законов обыденной жизни и живет ради славы на земле. Потому герой как бы приподнят над категориями земной морали, потому и прославление героя сочетается с попыткой его испытать или даже развенчать поражением на поле битвы. Так обстоит дело при изображении Беовульфа, Валтериуса, Роланда, былинных богатырей Руси Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, князя Игоря Святославича из "Слова о полку Игореве". Все они, совершив подвиги, в конце концов гибнут, кроме князя Игоря. Последний спасается, так как он, по замыслу автора бессмертного "Слова", уповал на Богородицу, покровительницу Русской земли. Герои эпоса противостоят христианским святым, так как целью последних было лишь "подражание Христу".

В средневековой литературе изменяется облик эпических героев древности: гибельный изъян сводит на нет все их достоинства - отсутствие ведущих ко спасению христианских добродетелей. Потому и гибнут Беовульф, Бритнот, Роланд, больше верившие в доблесть и мужество, нежели во Христа. Их гибель - это гибель старого языческого мира с его политеизмом. На смену язычеству приходит христианство со своими особыми героями. Истинный герой средневековых литератур соединяет в себе тип старого эпического героя-воина и тип нового героя-святого. По логике вещей, святые - не герои, они лишь примеры или модели совершенной жизни или достойной смерти. Жизнь святого проявляется в чудесах, прижизненных и посмертных, в то время как жизнь героя - в земных делах. Поле битвы святого - духовная нива, а мотивация его поступков отнюдь не героичеекзя, а христианская, в духе десяти заповедей.6 В средневековых литературах было устранено обычное в послевергилиевой литературе противопоставление мудрости героев их силе. Во времена поздней античности и раннего Средневековья в литературы прочно вошел новый топос "fortitudo et sapientia", определивший дальнейшее развитие идеала героя. "Fortitudo" - сила и вооружение героя - принимало в позднесредневековых литературах метафорический вид: вооружение моральными и христианскими добродетелями. "Sapientia" - мудрость героя - принимала метафорический вид "подражания Христу".

Древнерусская литература отчасти заимствует тип своего героя из литератур византийской и древнеболгарской. Первые эпические герои литературы Древней Руси - святая княгиня Ольга, святые князья Владимир, Борис и Глеб, затем Владимир Мономах, Игорь Ольгович, святой Александр Невский, святой Довмонт-Тимофей, Даниил Галицкий. В этих героях было кое-что от прежнего эпического героя, былинного богатыря: сила, смелость, мужество, доблесть. Иногда в образ нового героя вплетались гиперболические черты. Он вырастал в богатыря-исполина, преграждающего путь врагам на Русскую землю, вычерпывающего реки шлемами своих воинов, мечущего огромные тяжести за облака, стреляющего по врагам в отдаленных землях. Такими предстают в произведениях древнерусской литературы Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл, Всеволод Большое Гнездо. В целях полной обрисовки героев древнерусские книжники постоянно использовали топос "fortitudo et sapientia", но никогда не обращались к следующему топосу - "armas у letras". Древнерусская литература никогда не знала героя позднего европейского Средневековья, подобного воплощенному в поэмах Боярдо рыцарю Орландо, столь же благородному в любви, как и на поле битвы, воину-ученому, одинаково владевшему пером и мечом.

Древнерусские произведения о героях, принадлежавшие разным жанрам, прославляли их как добрых христиан, превеликих чудотворцев и преподобных. Вся земная деятельность героев, воинская и государственная, изображались не иначе как следствие их веры и внимания к ним Бога.

Все авторы многочисленных житий Александра Невского, пользуясь для типизации известными топосами, не стремились изобразить этого князя таким, каким он был в жизни, а конструировали идеальный тип доброго христианина, Божьего угодника, преподобного, который верил во Христа и поэтому побеждал врагов Руси. Обращает на себя внимание иной, по сравнению с литературой Возрождения, принцип построения образа героя: восхождение к прототипу через деконкретизацию, диспропорциональность, итеративность, подобие. Потому автор Первой редакции Жития стремится изобразить не реального человека, а идеализированный тип, персонифицирующий некую отвлеченную идею Мира. Деконкретизация образа шла и за счет использования топосов, и путем приравнивания князя Александра Ярославича к общепризнанным героям минувшего: Иосифу Прекрасному, богатырю Самсону, императору Веспасиану, песнотворцу Давиду, царю Соломону, пророкам Моисею и Иисусу Навину. Это происходило потому, что древнерусский книжник разделял господствовавшие в средние века представления трансцендентальной

эстетики, когда предметом искусства объявляется не доступный органам чувств человека быстро меняющийся реальный мир, а вечная и неизменная идея, открывающаяся лишь умственному взору. При этом художественный образ представлялся неким подобием этой идеи Мира и выглядел в глазах древнерусского человека большей реальностью, чем открытый его чувствам мир. Неудивительно поэтому, что венцом творчества художника было не стремление к реалистическому искусству, а создание новых ценностей, отражающих божественный смысл мироздания,8 а в художественном восприятии древнерусского книжника образы действительности превращаются в символы, максимально близкие идее Мира. Потому-то князь Александр Ярославич - это не реальный человеческий характер, а средоточие идеальных качеств, которые проявляются в его деяниях - воинских подвигах и мудром княжении. Вот перечень качеств и достоинств князя словами Первой редакции его Жития: "Князь благъ: в странах - тих, уветливъ, кротокъ, и съмеренъ -по образу Божию есть, не внимая богатьства и не презря кровъ праведничю, сироте и вдовици въ правду судай, милостилюбець, благь домочьдцемь своимъ и вънешнимъ от странъ приходящимь кормитель".

Помимо четырех главных добродетелей античных героев - avSpeia (мужество), Sucaioovvi] (справедливость), аанррооьщ(скромность), (ppovrfcng (мудрость), - князь Александр наделяется еще многими христианскими качествами. А следствием этих качеств были поступки героя в Житии, которые воспринимались средневековым читателем не иначе как идеальные поступки идеального человека. Это победы над шведами на Неве (1240), изгнание немцев из новгородских и псковских пределов (1241), победа на льду Чудского озера (1242), наказание литовцев (1247), взятие Юрьева Ливонского его сыном князем Димитрием (1262). Это и гордый ответ послам папы Римского, и дипломатические поездки в Орду, и восстановление разоренной Русской земли после татарских нашествий, и приравненная к мученической кончина, и посмертное чудо с духовной грамотой (1263).

Очень мало исторического оставалось в житийном образе Александра Невского. Из-под пера древнерусского книжника вырастала идея-символ, данная под знаком вечности и охраняемая Провидением. Провиденция была основой "философии истории" русских средних веков. Разум, чувство и воля героя не выделялись, их проявления были строго обусловлены "Божественной волей". "Якоже рече Исайя пророк, - говорит автор Первой редакции Жития, - тако глаголеть Господь: „Князя азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожю я". Воистинну бо без Божия повеления не бе княжение его".11 Князь Александр всегда побеждал врагов, уповая на Бога, ангелов, святую Троицу и святую Софию, святых мучеников Бориса и Глеба. Накануне решающих сражений он молится, упав на колено, проливая слезы, воздевая руки к небу, проявляя смирение и скромность: "Бе бо иереелюбець и мьнихолюбець, и нищая любя. Митрополита же и епископы чтяше и послушааше их, аки самого Христа". Потому "распространи же Богь землю его богатьствомъ и славою, и удолъжи Богъ лет ему". Так награждает Провидение праведников. А грешников и отступников наказывает. Если люди много грешат и не хотят каяться, отступают от веры, совершают богопротивные дела, то Бог насылает на них голод, болезни, пожар, наводнение, засуху, нашествие врагов; бывает и так, что всю страну Бог казнит за грехи ее правителей, за княжеские преступления. Эти объяснения - краеугольный камень средневековой "философии истории". Неизбежным теперь становится вывод о той ничтожной роли, которая уделялась в этой "философии истории" личности; ведь всем в мире руководит Провидение! Древнерусская литература (жития и повести) и историография (летописи, хронографы, Степенная книга), запечатлевшие образ Александра Невского, как бы застыли в своей индифферентности к подлинному историзму. На протяжении четырех столетий этот образ служил примером духовного и нравственного подвига в церковном мифе о нем: иногда его мощи "творили чудеса", исцеляя больных, зажигая свечи в церкви, иногда он незримо помогал русским воинам на поле брани, побивая врагов: так было в Куликовской битве 1380 г. и в сражении при Молодех с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г. Его внелитературная роль как покровителя Владимирского Рождественского монастыря и правящей династии московских великих князей достаточно известна. Так героическая личность посмертно становится частью того Провидения, которое, по мысли средневековых книжников, вершит судьбы истории и в наибольшей степени соответствует средневековому понятию историзма.

Все древнерусские редакции Жития Александра Невского не только читались в XVIII в., но и часто переписывались, благодаря чему русские читатели многое узнали о князе Александре, чьи авторитет и репутация как святого воителя, покровителя столицы, империи и правящей династии были безупречны.

В начале Века Просвещения Петр Великий возводит почитание Александра Невского в официальный общегосударственный культ, особенно после основания Санкт-Питербурха (1703) и Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (1710). Останки святых мощей князя переносятся из Владимира в Петербург (1723-1724), и день их упокоения на новом месте 30 августа (12 сентября по новому стилю) - день заключения Ништадтского мира - объявляется днем его церковного празднования. Придворный проповедник Гавриил Бужинский написал и издал 16-ю редакцию Жития; в Елизаветинское время возникают новые литературные редакции. Предпоследняя создается в 1797 г. в стенах Александро-Невской лавры и последняя, Двадцатая, старообрядческая - в конце XVIII-начале XIX в.14 В XVIII в. берет свое начало российская историография, которая не прошла мимо попыток создания подробных жизнеописаний Невского героя (Герард Миллер, Федор Туманский, Екатерина II).

На примере истории текста Жития Александра Невского на протяжении шести столетий ясно видно следующее: во-первых, историко-литературное развитие легенды (мифа) об Александре Невском, которая полностью срастается с национальной историей, с самосознанием и самопознанием русского народа; во-вторых, историко-литературное развитие жанра, композиции и стиля агиографического произведения в тот самый период, когда народность великороссов превращалась в мощную свободолюбивую нацию. В этой связи образ Стсмма взаимоотношения редакций жития Александра Невского.

святого благоверного князя Александра Невского полностью отвечал Русской идее, всегда прекрасной в своем развитии.

Сущность движения Русской идеи могла бы быть выражена в двух словах: во-первых, это глубокая и высокая нравственность русских, преданных своим Роду, Очагу и своей Земле; во-вторых, это не менее высокий уровень утопичности идеи национального спасения, заключающейся в вере в древнерусскую государственность - Царство Московское - и в государство нового времени - Империю Российскую, основателем которой был Петр Великий.

Видный мыслитель и первый философ России первой трети XVIII в. Феофан Прокопович в "Слове в день святаго благовернаго князя Александра Невского" на вопрос, как спастись русскому человеку, уверенно отвечает: 1) "от разума естественнаго", 2) "от Священного Писания", 3) "от дел ныне празднуемого угодника Божия", т. е. святого Александра Невского.

Такой государь, как князь Александр, по мысли проповедника, служит примером для нынешнего государя Петра I: "А егда тако о должностех наших поучаемся и ставим в образ того святаго Александра Невского, - заключает Феофан Прокопович, - видим другий образ - живое зерцало тебе Александров не токмо в державе, но и в деле, наследниче Богом данный монархо наш".

Так древнерусская нравственность кладет начало российскому историзму - "исторической памяти" - в политике и культуре.

Великая одухотворяющая Идея добра, противостоящая Царству зла - вот главная идея жизнеописаний Невского героя на протяжении шести веков, в которых его образ раскрывается через искусно организованную художественную словесную ткань.

Подробное конкретное изучение текстов более чем двадцати редакций Жития по 500 рукописям - это наша следующая задача.

Краткий пересказ:

Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо - прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.

Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.

Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении - Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней - святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.

Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.

Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.

На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.



Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.

Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.

К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.

Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.

Житие Александра Невского не представляет полной и системат. изложенной биографии князя, а описывает только наиболее значительные события его жизни (победа над шведами в устье Ижоры, разгром немцев на Чудском озере, поездка князя в Орду). В Житии "нет даже связного рассказа: содержание представляет недлинный ряд отрывочных воспоминаний, отдельных эпизодов из жизни Александра" (Ключевский), автор описывает "именно такие черты, которые рисуют не историческую деятельность знаменитого князя..., а его личность и глубокое впечатление, произведенное им на современников..."

Житие относится к княжеским житиям, а потому в повествовании значителен светский элемент . Памятник создавался в годы татарского владычества, и текст повествует о русском князе, который в тяжелое для Руси время добился значительных побед над западными соседями и при этом сумел добиться относительной самостоятельности от Орды.

"Перед сражением на Неве , которое и дало прозвище Александру Ярославичу - Невский, он идет в церковь и молится со слезами Богу. Выйдя, он наставляет дружину: "Не в силе Бог, но в правде. И помянем песнословца Давида: сии в оружии, сии на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем, ти спяти быша и падоша". И в самом деле, количественный перевес на стороне противника, так как уже нет времени обратиться за подмогой к отцу Александра князю Ярославу. Перед сражением одному из воинов было видение - корабль, на котором стоят Борис и Глеб. И говорит Борис Глебу: "Брате Глебе, вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу". В самой битве небесные силы помогают Александру одержать победу. При этом, однако, рассказывается и о самом ходе сражения и даже называются по именам отличившиеся в этом сражении воины.

Описана в Житии и другая битва - знаменитое Ледовое побоище , происходившее на льду Ладожского озера: "И бысть сеча зла и труск от копеи и ломление и звук от мечного сечения, якож морю мерзшу двигнутися; не бе видети леду, покрылося бяше кровию". Битва заканчивается победой и благодарственным молебном.

В Житии описан и такой эпизод. К Александру прибывает посольство от папы, но он отказывается: "От вас учения не приемлем". Возвращаясь из Орды, где он сумел добиться разрешения русским не служить в войсках татар, князь смертельно заболел. Перед смертью он принимает монашество. Когда митрополит Кирилл хочет вложить в руку погребаемого князя духовную грамоту, он сам, как живой, протягивает за ней руку. "И бысть страх и ужас велик зело на всех". Это чудо подтверждает святость Александра"

О жанре "Житие".

"Правильному житию" было свойственно неторопливое повествование в третьем лице ; иногда допускалось отступление: обращение автора к читателю, похвала от своего имени святому. В композиционном отношении были обязательны 3 части: вступление, собственно житие, заключение. Во вступлении автор должен просить прощения у читателей за свое неумение писать, за грубость изложения и т.д. В заключении должна быть похвала святому - своеобразная ода в прозе (наиболее ответственная часть жития, требовавшая большого литературного искусства).

В Ж. много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую.

«Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...» так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, современники это хорошо знали. В Ж. изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей". Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, «пыхая духом ратным, шатаясь от безумия», угрожая: «Если можешь, защищайся». Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою на лице самого короля оставляет «след своего копья». Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: «Не в силе Бог, но в правде».

Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере . Князь не может снести похвальбы немцев: «Покорим себе славянский народ!» Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями». Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов , которые помогают представить, какой жестокой была сеча: «Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Слава о победах Александра разнеслась повсюду. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Во всем подобны князю и его воины . Автор Ж. включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, «не имея страха в сердце своем». У каждого из шести свой ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Савва обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня . Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы сложить свои головы за князя.

Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Ж., деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания Давида, Езекии, Соломона, Иисуса Навина и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.
Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!»

Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), «Уже погибаем!» вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита, кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании о житии и о храбрости «благоверного и великого князя Александра». И. П. Еремин назвал Ж. «восторженной данью светлой памяти князя». Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Ж., его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Ж., «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хронографическая Александрия», «Девгениево деяние». Д. С. Лихачев полагает, что Ж. продолжает южнорусские литературные традиции, обнаруживая сходство в стиле с биографией Даниила Галицкого из Галицкой летописи. Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл , который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Ж. Александра Невского, написанное в 80-е гг. XIII в., явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV XVI вв. (их более десяти). На долгое время Ж. стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей.

Одной из самых благородных страниц истории нашего государства является период правления Александра Невского, знаменитого государственного деятеля и великого полководца. Характеристика Александра Невского известна нам из повести, описывающей жизнь, с которой, несомненно, знаком любой школьник. Эта личность – одна из плеяды великих государственных мужей, действия которых привели к становлению великой России.

Неизменные описания блестящих исторических подвигов приводят к тому, что биография князя становится предметом сочинений в школе. В 8 классе «Житие» входит в обязательную школьную программу, что несомненно заставляет многих изучать эту тему. Знать её необходимо не только для успешной сдачи экзамена, но и для всестороннего развития личности в школе.

Князь Александр Ярославович Невский. Годы жизни 1221 - 1263

О ком идёт речь в повествовании?

Литературный труд, написанный в Рождественском монастыре (г. Владимир), рассказывает нам о полководце Александре Невском. Родился в Переяславле в 1219 году. Отец Ярослав был верующим и справедливым отцом, мать Феодосия описывается как тихая и покорная женщина. С ранних лет будущий правитель проявлял интерес к наукам, рос ловким и сильным. Уже в 17 лет занял главный пост в Новгороде, а в 20 лет приобрёл широкую славу среди населения.

Митрополит Кирилл (а именно его и указывают многие учёные как автора повести) указывает, что полководец и стратег перед любыми важными действиями – походами или войнами – неизменно предавался молитвам. Этим ещё больше подчёркивается связь духовной сферы с русской землёй: не зря в обиходе того времени то и дело звучали слова: «Мы русские, с нами Бог».

Чем прославился?

Если говорить кратко – сражениями и дипломатией. В 1240 году со стороны северо-запада на территорию Руси вторглись отряды шведских рыцарей. Столкновение дружины государя произошло с ними 15 июня 1240 года около реки Ижоры. По повести о житии можно судить и о храбрости княжеских воинов: нашему вниманию предлагается описание шести бившихся бок о бок с князем шести мужей: Гаврило, Збыслава, Якова, Михаила, Саввы и Ратмира.

Через год государь вышел войной на литовских рыцарей, к тому времени захвативших существенную территорию около Пскова и Новгорода. 5 апреля 1242 года состоялось сражение, вошедшее в историю как , в котором рыцари были посрамлены и изгнаны с территории княжеств. Такой разгром врагов, как описывается в произведении, стал известен далеко за пределами границ Руси.

По повести о житии Александра Невского можно узнать много личных характеристик князя. Рассказчик, описывая события, ни разу не обходит вниманием и своеволие (не мог терпеть порядок сборов жителей Новгорода на вечер), и благородство (забыв обиды, первым пришёл на помощь Новгороду во время нашествия), и смелость (лично ездил к ордынскому хану, чтобы договориться о судьбе русского народа), и грамотное управление государством (военные подвиги не были основной целью, ведь после них необходимо было восстановление городов и деревень).

А дипломатия?

После смерти отца Невского, ставшего главенствующим человеком в нескольких княжествах, вызвал на поклон хан Батый. Собрав небольшую дружину, молодой государь отправился в путь. Воевать не собирался, нужно было договориться. После продолжительного разговора с ханом, были отданы все почести как наместнику Орды на землях русских, а также даны заверения в мире, который был гарантирован землям Руси.

Повесть описывает с цитатами и другой случай благородства: брат Александра, Андрей, правивший в Суздале, был жестоко наказан Батыем за своеволие. Войско монголов разорило земли суздальского княжества, открыв его на растерзание целому ряду соседствующих врагов. Но на помощь пришёл Александр – не только восстановив столицу, но и своей волей снова утвердив брата на престоле.

Как описывается государь?

В минуты покоя и мира Невский – тихий и смиренный человек, полный духовной кротости. Об этом говорят постоянные обращения правителя к молитвам, к покровителям его рода на небесах. В неспокойные же минуты сражений – князь мужественен, горяч и беспощаден.

Описывается небывалая самоотверженность в бою, которая ведёт за собой огромное людское войско, стремительность действий, неизменно приводящая к победным манёврам, а после боя – великодушие к павшим в бою, к пленённым людям противника, к раненым и покалеченным. Этот идеал правителя: с одной стороны, мудрого к своим подданным, а с другой – беспощадного к врагам, ещё долго оставался в древнерусской истории как один из главных архетипов повествований.

Связь со святыми постоянно подчёркивается в повести и житии, и храбрость, которая присуща князю неизменно обуславливается знаками, которые подаёт небо. В частности, в повести рассказан случай, когда в сражении одному из старейшин, приближенному к штабу полководца, было видение мучеников Бориса и Глеба.

Описывается это следующим образом: старейшина по имени Пелгуй во время очередного дозора увидел, как по морю в лодке «в одеждах червлёных» (багряных, тёмно-красных) «держащих руки на плече друг друга», смотря на сушу, плыли Борис и Глеб. После этого Пелгуй услышал, что один из братьев, Борис, сказал: «Вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру».

Такие строки указаны в сочинении не случайно: «сродник» — это кровный родственник, близкая душа. Невскому помогают в силу его родства с ангелами, с силами свыше. Поэтому даже небольшое войско русских в сражении смогло одержать победу над шведами, а сам полководец «самого короля ранил в лицо», что означало безоговорочную победу. Кроме этого, рассказчик, описывая портрет Александра, сравнивает его с образами из Библии: ему присущи сила Самсона, красота Иосифа, мудрость Соломона, смелось Веспасиана.

Чем заканчивается произведение?

Как и подобает житию, по плану заключительная часть неизменно описывает смерть главного героя. Очередная (четвёртая по счёту) поездка в Орду в 1262 году, результатом которой стало согласие хана Мункэ не брать никого из русских людей для завоеваний новых территорий, привела к продолжительной болезни князя.

В 1268 году и умер в г. Городце. Автор жития описывает «дивное и достойное памяти» чудо: во время погребения митрополит Кирилл III, следуя традиции, должен был вложить в руку государя «прощальную грамоту». Но во время церемонии рука покойника сама протянулась и взяла грамоту из руки изумлённого митрополита.

Значение для истории

До конца XVI века Александр Невский являлся образцом для подражания целого списка государственных деятелей всех рангов. Его имя носит один из монастырей в Петербурге, а в годы Великой Отечественной войны были отмечены десятки командиров, проявивших мужество и смелость.

«Благородный заступник людской», «духовный лидер», «мудрый защитник» — десятки положительных эпитетов характеризуют князя с самых разных сторон. Его верность идеалам, стремление защитить государство и душевная доброта навечно закреплены в «Житие Александра Невского» — одном из памятников древнерусской литературы.