Саломея библейская история. История и этнология. Факты. События. Вымысел. Иродиада и саломея

И, жен. и СОЛОМЕЯ, и. Редк.; стар. Саломия, и.Производные: Саломейка; Самейка; Мея.Происхождение: (От др. евр. salom мир.)Именины: 16 авг. Словарь личных имён. Саломея См. Соломея. День Ангела. Справ … Словарь личных имен

САЛОМЕЯ - (франц. Salome) героиня драмы О. Уайльда «Саломея» (1893). Пьеса была написана по французски и позднее переведена на английский язык лордом А.Дугласом. Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя.… … Литературные герои

САЛОМЕЯ - «САЛОМЕЯ», Россия, 1992, цв., 75 мин. Телеспектакль. По произведениям В.Набокова, О.Уайльда. Танцевальные мистерии в постановке А. Сигаловой. В ролях: Анна Политковская, Анна Терехова (см. ТЕРЕХОВА Анна Саввовна), Андрей Сергиевский, Иван… … Энциклопедия кино

саломея - сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

САЛОМЕЯ - 1. (библ.; дочь Иродиады, попросившая у Ирода Антипы в награду за танец голову Иоанна Крестителя) В тени дворцовой галлереи, Чуть озаренная луной, Таясь, проходит Саломея С моей кровавой головой. АБ909 (III,102.2); А ты во мглу веков глядись В… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Саломея - (Salomea) св., королева Галиции и Венгрии, дочь Лешка Белого, князя краковского и сандомирского, сестра Болеслава Стыдливого, жена Коломана, короля венгерского. После смерти мужа С. вернулась на родину и в Завистове основала монастырь св. Клары,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Саломея - дочь Филиппа, сына Ирода Великого и Иродиады. Воспитывалась в Риме, где вела образ жизни авлетриды. Прибыв по приглашению матери в крепость Махерон, танцевала на дне рождения своего отчима Ирода Антипы. Сладострастный танец С. произвел столь… … Сексологическая энциклопедия

Саломея - Салом ея … Русский орфографический словарь

Саломея - русск. женское имяСловарь личных имён и отчеств

Саломея - іменник жіночого роду, істота … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Саломея , Оскар Уайльд. Оскар Уайльд (1854 - 1900), рано познавший опьяняющий вкус славы, был неудержим в своих страстях. Кумир женщин и объект привязанности мужчин, Уайльд жадно пил из чаши наслаждений, окруженный… Купить за 710 руб
  • Саломея Нерис. Стихотворения и поэмы , Саломея Нерис. В сборник Саломеи Нерис вошли стихотворения и поэмы 1940-1945 г., стихотворения 1927-1939, поэмы-сказки (ПОДАРКИ ЛАУМЕ, СИРОТКА, ЭГЛЕ, КОРОЛЕВА УЖЕЙ)…

Библейская история о Саломее, обезглавившей Иоанна Крестителя, занимает одно из центральных мест в жанровой живописи, как и в искусстве в целом. Со временем Саломея стала ассоциироваться с образом фатальной, и в то же время притягательной женщины

Оскар Уайльд написал пьесу «Саломея », Рихард Штраус создал по её мотивам , а Флоран Шмитт написал балет «Трагедия Саломеи », поставленный в своё время легендарным .

Но чаще все библейская Саломея появлялась в живописи художников разных эпох.

Нужно отметить, что в Новом Завете о Саломее сказано немного. Она была иудейской царевной, царицей Халкиды и Малой Армении, дочерью Иродиады и Ирода Боэта, а позже - падчерицей Ирода Антипы. Последний приходился ей дядей по отцу, и с ним же ей мать имела связь. Эту связь Иродиады и Ирода Антипы публично осуждал Иоанн Креститель, за что был посажен в тюрьму.

В это время Саломея танцевала на дне рождения Ирода Антипы, и её танец настолько понравился дяде, что он пообещал племяннице исполнить любое её желание. Возможно под влиянием матери, но Саломея попросила Ирода Антипу принести ей голову Иоанна Крестителя. По приказу Ирода Иоанна Крестителя обезглавили и принесли его голову Саломее на блюде.

Эта история больше похожа на легенду, ведь Иоанна Крестителя могли убить из политических мотивов. Также история с танцем и желанием Саломеи могла быть создана для отвода глаз, ведь существует мнение, что Ирод Антипа не хотел убивать Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой». Как бы там ни было, а образ роковой образ Саломеи навеки пленил умы художников.

Одним из первых упомянул Саломею в живописи итальянский художник Джотто, на картине «Пир у царя Ирода» 1320 года. За ним последовали другие художники эпохи Возрождения (Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Рембрандт) и более поздние (Гюстав Моро, В. Суриков и другие).

Джотто. "Пир у царя Ирода". 1320

Практически на всех картинах Саломея - это красивая, изящная, молодая женщина. И её невинная красота очень контрастирует с присутствующей на многих полотнах головой Иоанна Крестителя.

Беноццо Гоццоли. "Танец Саломеи". 1461-1462

Себастьяно дель Приомбо. "Дочь Иродиады". 1510

Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1515

Лукас Кранах Старший. "Пир Ирода". 1530

Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". Ок. 1530

Караваджо. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1605

Mobile applications Everbook, МТС, Билайн and etc.

Биографические сведения о Саломее отличаются неполнотой и множеством разночтений. Без указания имени она упоминается в Библии (Евангелие от Матфея 14:3-11 и Евангелие от Марка 6:17-29). Более подробный рассказ о Саломее содержится в сочинении историка Иосифа Флавия «Иудейские древности».
Мать Саломеи – Иродиада, младшая дочь Береники (Вероники ) и Аристобула, казненного сына Ирода Великого. Оставшись сиротой, Иродиада вышла замуж за собственного дядю Ирода Филиппа I. Образцом для подражания Иродиада избрала Клеопатру и легендарную ассирийскую царицу Семирамиду. Подобно Ливии, жене императора Августа, она подыскивала стареющему мужу любовниц-девственниц, чтобы упрочить свое влияние. Ее дочь Саломея с детских лет находилась в Риме, обучалась танцам и музыке. Честолюбивая Иродиада жаждала власти, поэтому вскоре бросила Ирода Филиппа ради галилейского тетрарха Ирода Антипы (Антиспас или Сосипатр ), сводного брата бывшего мужа.
В библейские времена близкородственная связь Иродиады отнюдь не была чем-то исключительным. Тем не менее, народ глухо роптал: «Иродиада ведь не вдова, к тому же имеет ребенка, вот в чем мерзость! » Особенно сильно досаждал Иродиаде иудейский проповедник ессейского толка Иоканаан, прозванный Иоанном Крестителем. Одной из главных тем его критики было обличение безнравственности Иродиады. Согласно Библии: «Иродиада же, злобясь на него, желала убить его: но не могла. Ибо Ирод боялся Иоканаана, зная, что он муж праведный и святый, и берег его: многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его «. Тем не менее, дерзкого еретика на всякий случай заключили в темницу.
Вскоре Иродиаде представился весьма удобный случай расправиться с Иоанном. В 39 (?) Ирод Антипа справлял свой день рождения в крепости Махерон на границе Палестины и владений аравийского царя Ареты. На торжество пригласили многочисленных гостей, «вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских «. Среди них была и Саломея. Она привлекла всеобщее внимание своей внешностью и смелыми манерами. В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки каноническая историяСаломеи излагается почти одними и теми же словами: «Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства «.
В Библии не содержится описания танца, который Саломея исполнила пред своим отчимом. В позднейших сочинениях он называется танец семи покрывал (dance of the seven veils) . Античные авторы Дион Кассий, Павсаний, Демосфен и др. упоминают реально существовавший в древности эротический танец кордак: ритмические покачивания бедрами, сопровождающиеся сбрасыванием одежды. По мнению некоторых историков, Саломея вообще не могла танцевать на пиру. На тот момент ей едва исполнилось пять-шесть лет и она просто играла сама с собой, а Ирод восхитился наивной прелестью ребенка.
В любом случае, Саломея была так молода, что не смогла выбрать себе награду без подсказки матери: «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Евангелие от Марка 6:24-25). «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей». (Евангелие от Марка 6:26-28). По преданию, отрубленная голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Тогда Иродиада исколола язык пророка булавкой и бросила голову в выгребную яму.
Бессмысленное убийство Иоанна не принесло Иродиаде никакой выгоды. Народ Галилеи возмущался и откровенно сочувствовал проповеднику. Муж не оправдал ее надежд: Ирод Антипа отнюдь не обладал высокими амбициями, вполне удовлетворяясь ролью мелкого провинциального деспота. Деятельная натура Иродиады не могла смириться с такой участью. Она настояла на поездке в Рим, чтобы заручиться поддержкой императора Калигулы. Однако, тот встретил супругов сурово. Он подозревал Ирода в измене и сговоре с парфянским царем Артабаном. Калигула лишил Ирода трона, отобрал все имущество и приговорил к ссылке в гальский город Лугдунум (нынешний Лион). Незадачливая чета иудейских интриганов окончила свои дни в изгнании, бедности и забвении.
Достоверная информациия о дальнейшей судьбе Саломеи отсутствует. По некоторым данным, она вернулась в Рим, где продолжила беззаботную светскую жизнь. Через некоторое время Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. Этот брак оказался бездетным. Овдовев, Саломея повторно вышла замуж, на этот раз за Аристобула, сына Ирода Халкидского, своего двоюродного брата по матери. Супруги прожили долгую жизнь и произвели троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Об этом периоде жизни Саломеисвидетельствуют сохранившиеся монеты с ее изображением, датируемые 56-57. На лицевой стороне монет отчеканен профиль её мужа и надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ (царь Аристобул ), на обратной изображена сама Саломея и надпись ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ (царица Саломея ).
Точная дата и обстоятельства смертиСаломеи неизвестны.
Образ легендарной искусительницы и роковой женщины древности породил целую традицию в европейской художественной культуре. В живописи: Джотто. Пир у царя Ирода, 1320; Мазаччо. Обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1426; Донателло. Пир царя Ирода, 1427; Фра Филиппо Липпи. Пир царя Ирода, 1452-1465; Д.Беллини. Голова Иоанна Крестителя, 1464-1468; А.Вероккио. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1477-1480; С.Боттичелли. Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, 1488; А.Дюрер. Обезглавливание Св. Иоанна, 1510; Ироду приносят голову Св. Иоанна Крестителя, 1511; Тициан. Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок. 1515; Ч. да Сесто. Саломея, 1516; Б. Луини. Иродиада, 1527-1531; Лукас Кранах Старший. Саломея, ок. 1530; Караваджо. Саломея с головой Крестителя, 1605; Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1605; П.Рубенс. Пир у царя Ирода; Г.Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1639-1640; Рембрандт. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1640; Г.Доре. Дочь Иродиады получает голову Св. Иоанна Крестителя, 1865; В.Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде, 1872; Г.Моро. Саломея, танцующая перед Иродом, 1874-1876; О.Бердсли. иллюстрации к пьесе «Саломея», 1893; Ловис Коринт. Саломея, 1900; Ф. фон Штук. Саломея, 1906; Г.Климт. Саломея, 1909 и др.

Лукас Кранах Старший. Саломея. 1530

Лукас Кранах Старший. Саломея с головой Иоанна Крестителя


Andrea Solari — Salome with the Head of St John the Baptist


Г.Моро. Танец Саломеи (фрагмент)


Gaston Bussiere (1862-1929) — Танец семи вуалей


О.Бердсли. Иллюстрация к пьесе О.Уайльда «Саломея»

В литературе: Гюстав Флобер. «Three Tales» («Простое сердце», «Сент-Джулиан» и «Иродиада»), 1877; пьеса О.Уайльда «Саломея» (1891), написанная специально для С.Бернар; поэма Константина Кавафиса «Salome» (1896) и др. Оперы Жюля Массне «Hérodiade» по произведению Г.Флобера, 1881 и Рихарда Штрауса «Salome», 1905. Балеты Флорента Шмитта (1907) и Акира Ифукубе (1948). В кино: одноименные фильмы «Саломея» режиссеров Гордона Эдвардса с Тедой Бара в заглавной роли (1918); Чарльза Брайанта с А.Назимовой (1923); Уильяма Дитерле с Ритой Хейуорт (1953); короткометражный фильм Педро Альмодовара (1978) и мн. др. Саломея является героиней целого ряда произведений современной рок- и поп музыки, а также видео- и компьютерных игр.

Как известно, когда Бог желает покарать, он исполняет наши желания. Так и Саломея, царевна Иудейская, прекрасная и белая, словно голубка или же светящаяся в ясную темную ночь луна, поклялась в том, что ее то желания боги точно исполнят. Волею судеб и случая ей довелось увидеть Иокаана — Иоанна Крестителя — грязного, закованного в кандалы пророка, и вожделеть его до такой степени, что ничего другого ей не надо ни за какие сокровища мира. И опутывая пророка прекрасными, как нити драгоценных камней монологами, Саломея получает в ответ лишь его проклятия, жалящие ее словно клубки ядовитых змей. И чем больше он клеймит развращенность ее души, тем сильнее разгорается огонь в ней, ибо «тайна любви больше, чем тайна смерти»…

Аль Пачино, уже не первый раз снимающий классику, видимо, изголодавшись по сочным драматическим ролям после фильмов с бесконечными мафиозными разборками (к слову, «В поисках Ричарда» был прекрасной иллюстрацией того, насколько он грандиозен как шекспировский актер), здесь берется за материал гораздо более неблагодарный и сложный. Декадентская, пронизанная с начала до конца темой неотвратимости смерти, пьеса Оскара Уайльда, которому в принципе не везет на экранизации, словно это еще одно проклятье, постигшее его, только уже посмертно, здесь же вдруг обретает полноценную плоть и кровь и становится вполне достойной своего именитого автора.

Делая нарочито театрализованную постановку, себе Пачино выбирает в персонажи Ирода Антипу, а на главную роль приглашает Джессику Честейн, тем самым доводя свою затею до совершенства. Фантастическая актриса, она заполняет собой не только роль, но и все пространство пьесы, каждую его клетку, и даже когда ее нет на экране, она незримо присутствует в каждом кадре. О чем бы ни говорили герои, подспудно они имеют в виду только ее. Бешенная энергетика Саломеи пробивает экран и порабощает зрителя также как всех персонажей пьесы.

Однако, при всей точности и значительности постановки Пачино, он одним крайне простым режиссерским решением переставляет акцент в пьесе на противоположный, тем самым полностью меняя всю концепцию замысла автора. Пачино переносит запрограммированную Уайльдом кульминацию пьесы с момента поцелуя Саломеей мертвой головы Иокаана на «танец семи покрывал», делая его, правда, танцем одного покрывала — очень коротким, бурным и чувственным, когда зритель реагирует на него точно также как и сам пожирающий глазами обнаженную Саломею Ирод. Но противостоять вызванным этим танцем эмоциональному натиску невозможно, он заслоняет собой все, тем самым отрубая словно мечом бешеных страстей первую часть пьесы, где посыл неистового плотского желания доминировал над рациональностью и зовом разума.

И оттого выполнение Иродом данного им обещания становится не безумием, а непременным условием, и никакие обещанные сапфиры и бериллы, как и никакой страх предсказанной ему пророком смерти не смогут заставить его отговорить Самолею от ее награды, потому как не было в ней невинности или чистоты, так нет в ней и благоразумия. И вот она бездумно стоит на своем, упиваясь властью своей женственности и красоты. Красоты не гламурной и не навязанной модой, а ведомой тем первородным инстинктом, о котором писал Мандельштам, «когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?».

И как доказывают греческие мифы, а мифы современные лишь подтверждают — не любовь, но обещание любви еще более сильное оружие и путеводная звезда. Иокаан отвергает Саломею, но обещание обладания и жажда мести не дадут ей покоя до последнего вздоха, и под щитами воинов, которые задавят насмерть эту бурю, Саломея все равно будет собственнически прижимать к себе окровавленную голову пророка, а Ирод в ужасе отвернётся, потому что ничто не страшит властителей больше, чем желания, которыми они не в силах повелевать.

ЗАВЯЗКА.

Иоанн Креститель открыто выступал против этого брака. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой. Он не переставал упрекать Ирода и после того, как его заточили в крепость. Поэтому узник был опасным для Иродиады и она искала повода разделаться с ним.

Джотто, Пир у царя Ирода, 1320

КУЛЬМИНАЦИЯ.

В день своего рождения Ирод устроил пир. Собралось много почетных гостей от военачальников до старейшин Галилеи. Ирод просит станцевать дочь Иродиады - Саломею ритуальный танец семи покрывал, которым женщина говорит мужчине, что она в его власти, Саломея соглашается за награду, которую объявит после. Она исполнила перед гостями зажигательный сирийский танец и угодила имениннику. Гости, как околдованные смотрели за нею - так прекрасна она была, так легки и изящны были ее движения. Они просили ее станцевать еще и еще.

А когда Саломея закончила, пьяный Антипа воскликнул: «Проси у меня что хочешь!! Клянусь - все, что ты захочешь, будет твоим, хоть половина царства!!!»

Он призвал в свидетели присутствующих, что клятвенно выполнит любое пожелание царевны. Саломея решила посоветоваться с матерью. Мать ненавидя пророка за его слова, которые он осмелился сказать про нее, подсказала: "Голову…..Требуй голову Иоанна! И чтоб принесли ее немедленно!»

Саломея вернувшись в зал произнесла: «Я прошу голову…..голову самого Иоанна Крестителя»

И смолкли гости. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. А теперь онемели от ужаса.Многие из них были людьми бесчестными. Немало дурных дел совершили они в жизни. Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Но убить пророка! На это из них не решился бы никто.Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение. Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал выполнить просьбу юной девушки. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Саломея отнесла страшный дар матери.

Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530

ЭПИЛОГ.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли.

Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462


"Salome" Gaston Bussiere (1862-1929)

***

Танец-обнажение появился в глубокой древности, и тогда к нему относились с благоговейным уважением. Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов. Месть семи покрывал. Танцы с раздеваниями. Были алмеи и у евреев. В танцовщицы шли девушки из знатных семей. Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. В 39 году нашей эры на дне рождения иудейского царя Ирода гостей развлекала его правнучка, танцовщица Саломея. После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Эта просьба была исполнена. Так Саломея - может быть, впервые в истории - использовала стриптиз как орудие мести. Танец с раздеванием начал превращаться из священного ритуала в источник личной выгоды для исполнительницы.

Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479


Саломея. Бартоломео Венето

***

Сохранились монеты с её изображением, датируемые - гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Первоначально, Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II . После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского ; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.