Легенды Праги: Как раввин Лев создавал Голема. Праздник трех королей ★. Очароваться Златой улочке

Ещё в Праге у меня появилась мысль сделать пост из чёрно-белых фотографий. Столица Чехии известна не только своей историей и архитектурой, но и легендами, мистикой. Во множестве книг и фильмов Прага это город вампиров и оборотней, магов и рыцарей. И, гуляя по улочкам Праги вечерами, я понимал откуда у города такая репутация. Он и правда фантастичен в своей готике. Тут легко можно представить и вампиров, и гаргулий, и оборотней... И мне кажется, что чёрно-белые фотографии лучше всего подходят для рассказа о пражских легендах.

Княжна Либуше . Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиподами,— имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение. Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник — безголовый рыцарь — появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.

2.

Ведьма Драгомила. Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой, вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры. Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными — внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан.


3.

Адские псы - хранители кладов. Со Средних веков в Праге ведутся записи о появлении адских псов. Одного видели у старой ратуши в Градчанах на Лоретанской улице, другого в Вышеграде около ротонды Святого Мартина. «Призрак черного пса с раскаленной цепью на шее по ночам бегает у ротонды Святого Мартина, направляется вниз и исчезает на углу бастиона, у замурованных Иерусалимских ворот, которые снаружи можно увидеть с Пршемысловой улицы». Если верить преданиям, пес с кровавыми глазами охраняет вышеградский клад. Там, где привидение ходит кругами, вероятнее всего, находится потаенный вход в подземелье Вышеградской скалы. Когда-то в ее недрах клад якобы спрятала княгиня Либуше, но тайну этого места она унесла с собой в могилу. Сокровища безуспешно искали многие. Говорят, что раз в год ночью Вышеградская скала раздвигается, и туда можно попасть, правда, клад способен забрать только человек честный, чья душа не отягощена грехами. Он должен войти в открытую скалу и идти, не оборачиваясь, что бы ни случилось. Таких смельчаков, видно, еще не нашлось, раз пес по-прежнему выполняет поручение княгини — караулит ее сокровища.

4.

Белая пани на колокольне Вышеграда. Издавна на Вышеграде каждый сам себе готовил могилу. У колокольни, снесенной в 1903 году, вышеградская скорнячка Ягодова приготовила себе могилу. Ходила на нее каждый день, а вместе с ней на соседнюю могилу ходил старик с сыном. Летними вечерами они приходили в 9 часов и оставались там до ночи. Кладбище не закрывалось, поэтому могли уйти когда им удобно. Одним таким летним вечером скорнячка Ягодова сидела у своей могилы и разговаривала с соседом стариком и его сыном, пока не отбило 11 часов. - Пора домой, - напомнил старик, и все трое встали. В этот момент от стены колокольни отделилась Белая пани и пошла с ними. Она летела за ними по воздуху, а они были вне себя от ужаса. Белая пани шла за ними по кладбищу, а около сада пробста оставила их, прислонилась к стене сада, а через минуту уже возвращалась на кладбище. Перепуганная троица как по команде оглянулась, вероятно, от страха - не идет ли Белая пани за ними, и видит, как она рисует за ними три крестика и кивает им. Как они добрались домой, никто из них не рассказывал, но в течение года все они умерли.

5.

Дом Фауста. Одна из знаменитых легенд Праги. По некоторым данным здесь четыре дома претендовали на то жилище легендарного доктора-алхимика Иоганна Фауста, который в жажде получения сверхчеловеческих знаний и способностей отписал свою душу дьяволу. Самая знаменитая легенда про дом на Карловой площади. По ней в этом доме творил Фауст и отсюда чёрт его забрал в ад. Доктор сопротивлялся, но безуспешно. Черт, держа его в своих когтях, вырвался с ним наружу, и не через дверь, а прямо через крышу. Та дыра, через которую они вылетели, осталась. Неоднократно ее пытались закрыть, но всякий раз кладка к утру рассыпалась, и дыра появлялась снова. Позже оставили попытки закрыть дыру, потому что в доме стал появляться дух доктора Фауста, и даже самый смелый наниматель не выдерживал ни дня в его доме. Позже в этот дом случайно забрёл голодный бездомный студент. Он нашёл лабораторию Фауста и блестящее блюдо из черного мрамора, а в нем серебряный талер, чистый и блестящий. Студент забрал его и наконец-то поел. Следующим же вечером он вернулся в дом и нашёл ещё один талер. Студент привык к дому и даже стал читать записи Фауста, но жадность обула его. Он захотел золота и стал вызывать духов. Конец очевиден: в один ужасный момент духи забрали бедного студента через ту же дыру, через которую утащили и Фауста.

6.

Вампир Лукаш . В 16 веке один старый князь решил заняться алхимией, что бы вернуть себе былую молодость. Он испробовал множества рецептов, но ничего не помогало ему. Однажды ночью, он пошел на Жижков и подслушал о чем говорят мертвецы в своих могилах. Мертвецы жаловались, что им нужна новая кровь, и если эту кровь выпить из чаши, которая сделана из глины, что можно найти на кладбище, то уж тогда они снова будут живыми. Старый князь Лукаш на следующий день собрал глину на старом кладбище и повелел сделать из нее чашу. Когда чаша была готова, князь Лукаш убил служанку, наполнил ее кровью эту чашу и выпил. На некоторое время князю показалось, что к нему возвращается молодость. Через несколько дней он убил еще одну служанку, а потом и ее малолетнего сына и выпил их кровь. Когда прошел месяц, соседи стали жаловаться, что пропадают люди. Когда солдаты ворвались в дом к Лукашу, то они увидели старого князя, который сидел на груде мертвых тел и пил кровь. Солдаты убили Лукаша, а его труп не решились похоронить на кладбище, а кинули в колодец, что был в подвале дома и замуровали его, чашу из волшебной глины разбили на множество частей. Говорят что с тех пор, недалеко от Градчан можно встретить старого князя, который просит у прохожих крови, чтоб вернуть себе молодость...

7.

Скелет-попрошайка. Он бродит по окрестностям близ Каролинума (часть Пражского университета) после заката. Он не опасен, и трезвые люди ему не интересны. Деньги он будет выпрашивать только у пьяниц. История этого призрака печальна: раньше в Каролинуме располагался медицинский факультет, где работал очень высокий и симпатичный молодой человек по имени Винсент. Старый профессор анатомии восхищался ростом юноши, и как-то сказал ему, что Винсент станет венцом его коллекции скелетов. Молодой человек был беден, поэтому он предложил профессору еще при жизни купить его скелет. Профессор с радостью согласился и дал Винсенту немаленькую сумму денег. К сожалению, молодой человек истратил все на выпивку и азартные игры и был убит своими пьяными собутыльниками во время драки в баре. Теперь Скелет бродит по улицам и просит денег у пьяных прохожих, чтобы выкупить свою свободу у профессора.


8.

Железный человек. В Старом городе в Праге вы можете наткнуться на памятник Железному человеку. Железный человек - чуть ли не единственный призрак в мире, которому поставили памятник! Настоящее имя призрака - Йоахим Берка, он дожидается свободы уже более четырехсот лет. Его история такова: Йоахим был помолвлен со своей любимой и собирался жениться, но ему пришлось отправиться защищать свою страну. Поползли слухи, что его любимая неверна, поэтому, вернувшись с войны, Йоахим женился на другой девушке, живущей по соседству. Он разбил сердце бывшей невесте, и она утопилась. Отец девушки не смог пережить позора, и тоже покончил с собой, спрыгнув с высокой башни. Когда Йоахим Берка узнал об этом, его стала мучать совесть. В Страстную Пятницу он задушил свою жену и повесился сам. Так как умер он насильственной смертью, его призрак до сих пор бродит по Платнержской (Platnerska) улице в ожидании свободы. Однако получить свободу призраку непросто, потому что шанс появляется у него лишь раз в сто лет.


9.

Однорукий Вор. Если забредете в церковь Святого Иакова в центре Старого Города Праги, на входе обязательно посмотрите вверх и направо. Вы увидите кость человеческой руки! По легенде, она принадлежит человеку, которого прозвали Однорукий Вор. Вор спрятался внутри церкви и ждал, когда священник уйдет и запрет двери. Оставшись один он начал наполнять свою сумку драгоценностями, золотом и священными предметами прямо перед статуей Девы Марии. И статуя схватила его за руку! Утром вора нашли без руки.


10.

Святой Ян Непомуцкий . Самая популярная легенда Карлова моста связана с одной из статуй, на нем стоящих. Святой Ян Непомуцкий, покровитель тайных любовников, некогда поплатился жизнью за сокрытие тайны адюльтера королевы и был сброшен с моста во Влтаву по приказу разгневанного короля. После смерти Ян Непомуцкий был канонизирован, и теперь его статуя возвышается на мосту, обласканная миллионами рук людей, верующих в то, что их любовное желание исполнится, а тайная связь не станет явной.

11.

И это далеко не все мистический легенды Праги. Надеюсь вам понравилось. Теперь я могу перейти к рассказу о прогулке по Праге, о пражском зоопарке, но начать мне хотелось именно с этого поста.

Королевский город Прага окутан множеством тайн, легенд и мифов. Здесь на каждой узенькой улочке, трактире и костеле можно услышать уникальную историю о привидениях. Считается, что любая легенда является реальным случаем, но сильно приукрашенная очередным рассказчиком. Предприимчивые пражцы даже подсчитали объекты в городе, где можно встретится с привидениями, и таких мест оказалось 2 тысячи.

Это настоящий символ города - две остроконечные башни, возвышающиеся над крышами домов. Храм этот древний, ему уже более семи столетий. Строительство церкви длилось около двух веков, поэтому в здании перемешаны архитектурные стили, ведь каждый правитель старался привнести в строение что-то свое.

Есть Праги, связанная с В былые времена недалеко от церкви жила очень жадная и злая госпожа. Она своих служанок просто изводила. Одна из девушек, прислуживающая госпоже, была очень набожной, и как только она слышала колокол храма, сразу же складывала руки и молилась. В очередной раз, когда госпожа застала за молитвой свою служанку, то извела ее до смерти. После этого у злой женщины проснулась совесть, и она ушла в монашки, а свое добро завещала бедным людям, а часть отдала на строительство колокола для Тынского храма. Теперь привидение госпожи ходит по ночам и раскачивает язык колокола, на который сама и дала деньги.

В старой части города (между площадями Республики и Староместской) есть церковь в барочном стиле, очень богато инкрустированная. Это вторая святыни по значимости в городе после Собора Святого Вита и самое старое готическое строение города.

Именно здесь упокоился граф из Митровиц канцлер Вратислав. Помимо того, что у могилы установлен самый красивый саркофаг, вокруг захоронения существует страшнейшая легенда Праги. Как гласит миф, после захоронения Вратислава из склепа долгое время слышался шорох и ужасающие звуки. В какой-то момент было принято решение скрыть саркофаг и там обнаружили канцлера в сидячем положении. Скорее всего, что его похоронили в момент, когда он был в летаргическом сне.

Еще одна легенда Праги, связанная с собором, а точнее с иссохшей кистью человека, которая находится с правой стороны при входе. Согласно истории, это рука вора, который пытался ограбить церковь, но был схвачен и не смог освободиться без посторонней помощи, поэтому пришлось ему отрезать руку.

Еще одна легенда гласит, что художник, расписывающий главный алтарь, в период, когда в городе была чума, не заболел, пока не закончил работу. Как только роспись алтаря была завершена, он сразу же заболел и в скорости умер.

Королевский путь

Вряд ли кто-то из туристов прошел мимо улицы Целетной. Ведь это настоящий королевский путь от Пороховых ворот до Староместской площади. На этой улице множество достопримечательностей. Это и дом «У Золотого ангела», дом в стиле кубизма под названием «У Черной Богоматери», старый монетный двор.

Существует легенда старой Праги, связанная с этой улицей. В былые времена женщина легкого поведения, прогуливающаяся по Целетной улице, решила соблазнить капеллана, обнажив грудь. Он в возмущении ударил ее крестом по голове, причем насмерть. Расстроившись от содеянного, капеллан тут же умер. Считается, что так они по сегодняшний день блуждают этой улицей вместе.

Эта достопримечательность находится недалеко от Карлового моста на реке Чертовка. На острове не очень помпезные домики и очаровательная мельница, с которой связано несколько легенд Праги.

По одной из легенд, мельница ранее принадлежала мельничихе с несносным характером. Она постоянно вступала в ссоры с соседями, мучала работников и мужа. В свете этого к женщине прилипло прозвище Чертовка. Женщина настолько этим гордилась, что даже позвала художника, чтобы тот изобразил на мельнице семерых чертей. Говорят, что после смерти мельничихи река успокоилась, но так и осталась Чертовой.

По другой версии, у мельника была красивая дочь, которая готова была все отдать за знакомство с принцем. И в какой-то момент появилась личность в темном одеянии, которая выполняла все пожелания девушки, включая получение приглашения на бал. Однако после бала девушку больше никто не видел.

Если бы не легенды и истории Праги, то об этом доме мало кто бы знал. Находится он на Тынской улице.

По легенде, в этом доме ранее останавливались купцы из других государств. В какой-то момент неосторожное привидение теряет перстень, который находит местный житель. Правда непонятно, откуда он узнал, что это перстень привидения. История об этом умалчивает. Однако в дальнейшем перстень признали символом защиты от злых духов и повесили на здание над входом. Теперь обязательно предупреждают, что по ночам здесь лучше не гулять, так как можно встретить привидение, которое ищет свой перстень.

Чтобы максимально получить адреналин, лучше всего отправиться в музей, посвященный городским призракам и легендам. Находится он недалеко от Карлового моста и поделен на две части.

На первом этаже представлена книга, которая находится под охраной духа всего города. Здесь расскажут множество легенд и мифов. В подвале отдыхающие оказываются на улочке Старого Города, где можно встретить Голема, гномов и призраков.

Больше всего эмоций можно получить на ночной экскурсии, когда все экспонаты выглядят намного интригующее и пугающе.

Белая Дама

В мистические истории можно верить или не верить, но в городе настолько много древних замков, что в каком-то из них уж точно можно встретить привидение. Самая популярная легенда Праги и страны - о Белой Даме. Эта дама родилась еще в 1429 году и нарекли ее при рождении Перхтой. В 20 лет отец девушки насильно отдает ее замуж. Муж оказался настоящим извергом, и Перхта решила вернуться домой. Однако отец ее даже не пустил на порог, и женщине пришлось вернуться к мужу. Прожила она еще в браке 20 лет, когда вдруг муж раскаялся и начал просить прощения у супруги, но она была неумолима. Тогда супруг прокричал: «Чтобы ты не нашла покоя даже в гробу!». Через три года после смерти мужа умерла и Перхта. И после этого периодически призрак Белой Дамы появляется во всех пяти замках, принадлежащих семье Рожмберк.

Многие легенды и призраки Праги учат человека не терять надежду. Как, к примеру, история о серебряной рыбке. По легенде, когда из Праги бежал богатый Мыслик, он все свои серебряные монеты переплавил в рыбку и спрятал в одной из стен своего дома. Спустя какое-то время, в доме объявился новый хозяин, но местные власти обязали его выстроить новый дом вместо обветшавшего. У этого человека не было денег, и он был сильно расстроен, когда же он уже был готов покинуть свои владения, он обнаружил серебряную рыбку, которой хватило на строительство нового дома.

Легенды Чехии
Материалы частично предоставлены Лоренцо Кордини

Происхождение Праги

История происхождения Праги уходит своими корнями в древние времена, в VII век, и связана с именем славянской княжны Либуше, женщины прекрасной и мудрой, обладавшей даром предвидения. Либуше и ее муж, князь Пршемысл, мирно правили чешскими землями с Вышеградского холма. Согласно легенде, однажды на Либуше снизошло видение. Она стояла на вершине скалы, глядя на Влтаву и лесистые склоны реки, и провозгласила: «Зрю я великий град, слава которого дойдет до небес». Она приказала своим людям пойти и возвести замок на том месте, где некий человек строил порог (по-чешски práh ) нового дома. «И поскольку даже знатный дворянин должен низко кланяться перед порогом, назовите этот замок Прага». Ее приказания были исполнены, и спустя двести лет город Прага стал резиденцией династии Пршемысловичей.

История Горимира и Шемика

Когда чешскими землями правил князь Кржесомысл, в деревне Неуметели жил-был фермер по имени Горимир. И был у Горимира очень умный конь, и звался он Шемик. Князь Кржесомысл был одержим желанием отыскать сокровища, которые, поговаривали, были сокрыты в тех землях. Князь повсеместно поощрял тех людей, которые бросали фермерство и становились шахтерами. Горимиру были не по душе деяния Кржесомысла, и он предостерегал людей, что отказ от фермерского хозяйства приведет к голоду. Однако предостережения Горимира не понравились шахтерам, и однажды они сожгли все, чем обладал Горимир. В отместку Горимир и его друзья сожгли дотла шахтерскую деревню. За это Горимир был осужден и приговорен к смертной казни. Когда его спросили о последнем желании, он попросил позволения в последний раз прокатиться по замковому двору на своем любимом коне Шемике. Ему позволили. Горимир вскочил на своего белого коня и прошептал что-то ему на ухо. Шемик устремился к крепостному валу, перепрыгнул через него и скользнул вниз по скале. Когда стражники добежали до крепостного вала, они увидели ошеломительную картину - Горимир и Шемик на другом берегу Влтавы направляются прямо в Неуметели.

Но чудесный прыжок забрал все силы Шемика. Умирая, конь обратился к Горимиру на человеческом языке и попросил построить ему надгробие. Горимир выполнил желание своего коня. Надгробие не сохранилось с тех пор, но говорят, что Шемик покоится в Вышеградской скале и готов вновь выйти на белый свет, когда потребуется его помощь.

Прага — один из наиболее мистических городов Европы, а возможно, и всего мира. Г. Майрипк, писатель и финансист (по слухам, использовавший в борьбе с конкурентами запрещенные оккультные приемы), дает свое определение уникальности Праги: "Другие города, какими бы древними они ни были, кажутся мне невольниками тех, кто в них обитает; они как будто дезинфицированы какой-то сильной стерилизующей кислотой — Прага же управляет своими жителями как марионетками: дергает их за ниточки с первого до последнего вздоха"... Магическая сущность города лучше всего проявляется в низкий сезон, когда осенние или весенние туманы, вступающие в Прагу от реки Влтавы — Мольдау, возвращают призракам разных веков и эпох полноценные права гражданства.

Современную столицу Чехии составили четыре города: Градчаны (выросший вокруг королевской крепости — Града), торговый и университетский Старый Город (Старе Место), заложенный для немецких колонистов королем Пржемыслом Отакаром II квартал Мала Страна и, наконец, возведенный императором Карлом IV Новый Город (Нове Место). Каждый из этих городов имел свои законы, права и привилегии. В единую административную систему они слились только в 1784 году. Если прибавить сюда древний рыцарственный Вышеград и Старый Еврейский город, объединенный с Прагой лишь в 1850 году, то пражских городов получится уже шесть.

Древнеславянский город был основан в IX веке княгиней-пророчицей Либуше близ городка Мелник, где у слияния вод Влтавы и Лабы разошлись пути Чеха, Леха и Руса.

Легенда о Големе

На территории Чехии евреи появились еще во времена правления римлян. Правители благодушно относились ко вновь прибывающим еврейским купцам. Вскоре их и вовсе стали называть «слугами королевской знати». Однако в 2580 году священнослужитель Тадеуш решил нарушить установившийся мир. Когда заговор против евреев был раскрыт, Егуда Лев бен Бецалель взмолился небесам, и во сне ему раскрылась истина. Голос приказал ему создать Голема из глины. Это создание должно было уничтожить подло мыслящих людей. Когда фигура мужчины была слеплена, ее одели и назвали Йозефом. Голем был послушным слугой, выполняя все приказания хозяина. Через 13 лет все враги были уничтожены, и рабби решил избавиться от Йозефа. На чердаке Староновой синагоги был проведен обряд, который превратил Голема в ком глины. Теперь же существует поверье, согласно которому по еврейской части города бродит призрак Голема. Люди даже нашли комнату без входа, в которой прячется это мистическое существо. Однако проникнуть в нее никому не удавалось, т.к. все люди разбивались насмерть.

О воеводе Чехе

Хорватская земля с давних времен славилась наличием большого количества племен со своими нравами и традициями. Однако в один момент началась вражда между этими народами и стали они истреблять друг друга. Но два брата Чех и Лех не захотели участвовать в этой резне и покинули родные земли, чтобы найти себе новую родину. В скором времени обзавелись они новым племенем, помолились богам и отправились в дорогу. Дошли они до горного края, в котором жили незнакомые им роды, говорившие на неведомых языках. Чех и Лех убили всех этих людей, и пошли дальше. Когда показалась третья большая река Влтава, народ Чеха и Леха начал роптать, жаловаться на усталость. Тогда братья указали им на гору Ржип, у подножия которой и было решено разбить поселение. Спустя трое суток Чех предложил своему народу выбрать название своей земле. И все старейшины в один голос заявили: «Твоим именем пусть зовется она!» С тех пор начали распахивать поля, вырубать леса и выкорчевывать пни. Построили жилища, вокруг которых высаживали прекрасные сады. Ежегодно увеличивалось число жителей этого поселения, земля плодила все обильнее. У каждого было свое дело, свое занятие: женщины пряли, мужчины охотились. Однако ровно в полдень замолкало все живое: полуденницы вылетали на свет, носились над городом, высматривая детей; колдуньи с разноцветными глазами повергали всех людей в слезы. Чехи трепетали перед ними, страшась своей гибели. Но самым страшным оставался Перун, который метал гром и молнии и демоны, заполняющие тело человека. Для того чтобы их умилостивить, люди приносили жертвы: черных кур и голубей. Спокойнее всего было внутри селения, ведь здесь чехов защищали духи предков, домовые и различные обереги. До того хорошо жили люди у подножия горы Ржип, что вскоре не хватало места всем желающим поселиться здесь. Потому вырастали новые поселения рядом со старыми, ширясь во все стороны света. Вскоре Лех решил взять группу людей и повести их подальше на восток. Прощаясь, Лех сказал, что не уйдет он далеко, а поселится в трех днях пути, чтобы в случае опасности прийти на помощь брату и своему народу. Городище, построенное одним из братьев, получило название «Коуржим». Вскоре Чех умер и горевал весь народ, оплакивая любимого воеводу. Похоронили его со всеми почестями, собрав пепел и кости его в одну урну, над которой насыпали холм. И поныне приходят люди на этот курган, чтобы преклонить колено перед воеводой, который спас свой народ от неминуемой гибели.

Тайна дома «У семи чертей»

Еще одна легенда рассказывает о доме, расположенном на Мальтезской площади в столице Чехии - Праге. Сегодня это здание зовется Дворцом Страковых из Недабылиц и стоит всего в нескольких шагах от Карлова моста. Загадочная история этого дома началась в 1821 году, когда пражский адвокат Вацлав Немцов стал отцом маленькой Алоизы. Шли годы, и девушка становилась все краше. В конечном итоге, появился мужчина, попросивший у Вацлава руки его дочери. Однако свадьбе не суждено было состояться, т.к. жених просто напросто не явился к алтарю. Как выяснилось впоследствии, злой разлучницей молодых стала лучшая подруга Алоизы. В скором времени отец молодой девушки скончался, а сама она, так и не обретя семейного счастья, отправилась в здание на Мальтезской площади. Дом был слишком большой для одной женщины, поэтому Алоиза сдавала комнаты желающим. Единственное условие, которое она ставила перед ними - не прислонять мебель к стенам. Это многих пугало, так что вскоре не осталось ни одного постояльца. А так как Алоиза практически не выходила из своих комнат, по городу поползли различные слухи. Среди прочих вещей, поговаривали, что в этом доме собирается нечистая сила. Один оскорбленный художник даже решился на жестокую шутку: на шести колоннах, подпирающих здание, он нарисовал чертей, а на входе подписал «Дом у семи чертей». Как вы, наверное, догадались, под седьмым чертом подразумевалась хозяйка. Все стали сторониться этого дома. Однако когда Алоиза умерла, в комнатах «Дома у семи чертей» под верхним покрытием были обнаружены старые фрески, принадлежащие руке известного швейцарского художника Яна Рудольфа Бисе. Оказалось, что Немцова лишь пыталась сохранить эти произведения нетронутыми.

Белая дама

В 1429 году в семье Рожмберков, которые были знамениты на всю Чехию, родилась чудесная девочка, которую назвали Перхтой. Однако судьба была к ней не очень благосклонна и в двадцатилетнем возрасте ее насильно выдают замуж за настоящего тирана. Страдая от побоев, девушка решила искать защиту в доме отца. Однако тот даже не пустил свою дочь на порог дома. Больше 20 лет все это терпела Перхта и даже перед смертью Яна (мужа) не простила его за жестокое обращение. Тогда тот проклял молодую женщину, пожелав ей отсутствие покоя даже в гробу. Спустя какое-то время умерла и сама Перхта, а еще через три года поползли слухи о Белой Даме, которая появляется в замке рода Рожмберк. Хочется отметить, что наличие приведений в Чешских замках вообще не является чем-то удивительным, а скорее даже обыденным. Экскурсоводы поддерживают интерес к достопримечательностям своей страны с огромным рвением и завидным упорством. Так вот, возвращаясь к имению рода Рожмберк, недавно с подвыпившими студентами приключилась удивительная история. Когда один из парней позволил себе фривольно высказаться в отношении Белой Дамы, пообещав ей жаркие объятия и признания в любви, то она не замедлила явиться. В конечном итоге, насмерть перепуганным студентами пришлось выносить из замка своего друга, упавшего в обморок.

Легенда о Святой Барборе

День Святой Барборы считается в Чехии национальным праздником. Его отмечают 4 декабря. Однако на сегодняшний день историки до сих пор не пришли к единому мнению, как же возникла данная традиция. Согласно легенде, жизнь мученицы Барборы была прервана рукой ее же отца, который, будучи язычником, не мог принять любви своей дочери к христианству. Ходят слухи, что как только голова скатилась с плеч Барбары, ее отца поразила молния и испепелила его в один миг.

Вместе на тот свет

Эта легенда берет свое начало в 1984 году в семье Отто Туричека. На протяжении долгих месяцев отец этого молодого человека страдал от болей в желудке. Ему даже сделали операцию, но бороться с раком было бесполезно. Он медленно угасал. Однажды отец попросил воды и отправил сына домой, пробормотав при этом о каком-то друге, который ждет его. Отто решил узнать у старика об этом друге. Оказалось, что отец говорил о соседе, пане Швестаке, дружба с которым длилась на протяжении 30 лет. Отец Отто шептал, что он уже умер и теперь ждет меня, чтобы мы вместе ушли туда… Молодой человек не придал значения словам старика, приняв их за простую галлюцинацию. Через час отец скончался. Когда же Отто вспомнил о соседе, пришлось выломать дверь его квартиры, т.к. никто ее не открывал. Пан Швестак лежал на полу мертвый. Вот так вот два друга стали неразлучными навсегда.

Легенда о Бланике

Считается, что эта старинная чешская легенда была рассказана императору слепым странствующим сказителем, который обладал даром ясновидения. Есть рядом с чешским городом Бехыне местечко Луневице, в котором возвышается гора Бланик. Внизу горы, там, где из-под земли бьют холодные ручьи, находится отверстие, напоминающее готические ворота. Ворота эти являются входом в огромную подземную пещеру, представляющую собой большой зал с массивными сводчатыми потолками, как во дворце, и множеством колонн, украшенных старинным оружием.

Внутри горы спят рыцари, когда-то убитые на войне, лежа на земле и каменных скамьях; при одних лежат доспехи, другие держат в руках мечи или сидят на лошадях, склонившись на их гривы. Вода ключа, который находится рядом с горой, струями течет между оседланными лошадьми. Эти рыцари — спящее войско Святого Вацлава, которое должно проснуться в тот день, когда настанут наиболее трудные для Чехии времена и в страну вторгнутся захватчики, чьи силы будут намного превосходить численность чешского войска. Тогда Святой Вацлав очнется от смертного сна и придет к горе Бланик, чтобы созвать своих воинов. Слепой сказитель поведал Карлу IV о тех знаках, по которым можно будет определить, что день пробуждения рыцарей Бланика уже близок. Сначала высохнут верхушки деревьев, растущих на горе. После этого старый сухой бук возле близлежащего озера пустит свежие молодые побеги. В конце концов, вода переполнит горный ключ и побежит ручьем вниз, — тогда раскроется Бланик и из него выйдут все славные чешские рыцари, чтобы в окончательном бою сразить врагов отечества.

Битва у горы Бланик будет такой долгой и жестокой, что воды озера окрасятся в ярко-алый цвет от крови падших воинов. Только после того, как немало слез будет пролито и не один кровавый поединок состоится между двумя войсками, приедет на своем белом коне сам святой Вацлав. В руках он будет держать меч легендарного чешского воина Брунцвика. Увидев Вацлава, враги обратятся в бегство и попытаются укрыться в Праге, где и состоится последнее, решающее сражение, в котором чешские воины одержат решительную победу.

«А когда все это закончится, — сказал слепой сказитель Карлу IV, — настанет в чешской земле золотой век: все будут жить в мире и согласии друг с другом, не будет ни убийств, ни воровства, ни предательства». Говорят, что каждый год в день Ивана Купалы гора Бланик открывает свои недра, и рыцари едут к ключу поить своих коней. А во время полнолуний они устраивают турниры, после которых на земле остаются следы от копыт.

С рыцарями из горы Бланик связана еще одна интересная легенда.

Проходил однажды мимо горы кузнец из Луневице, как вдруг его окликнул таинственного вида рыцарь, одетый во все черное. Он позвал кузнеца в подземную пещеру горы Бланик и попросил его подковать всех стоявших там лошадей. Кузнец сделал все так, как его попросили, а когда уже собирался уходить, рыцари сказали, что в качестве вознаграждения за свой труд он может взять немного… конского навоза.

Кузнец был сильно обескуражен таким обхождением, но ослушаться грозного вида рыцарей не смог, взял свой старый холщовый мешок, положил туда навоз и ушел восвояси. К несчастью, он не знал о чудесных свойствах, которыми обладал навоз из пещеры Бланик, поэтому, оказавшись снаружи, тут же выкинул из мешка зловонное вознаграждение. Когда кузнец пришел домой, к нему подбежали все члены семьи, взволнованно спрашивая, где это он пропадал так долго.

— Долго? — изумился в свою очередь кузнец. — Почему долго? Я провел всего лишь один вечер, подковывая лошадей для рыцарей из горы Бланик.

— Один вечер?! — вскричали его домочадцы. — Господи, тебя не было дома целый год!

Тогда кузнец рассказал о своем приключении от начала до конца и показал свой мешок из-под навоза. Однако как только он начал трясти им перед изумленными глазами членов своей семьи, оттуда неожиданно высыпалось несколько золотых монет. Тут-то кузнец и догадался об удивительных свойствах своего вознаграждения и тут же побежал искать то место, где выкинул навоз, но там уже не было никаких золотых монет.

Распятие из монастыря крестоносцев

В нескольких шагах от Карлова моста находится старый монастырь крестоносцев. В былые времена он принадлежал ордену монахов-францисканцев, знаком которого был сначала красный крест, а позже шестиконечная звезда. Так вот, в коридоре этого монастыря висит большое распятие, выражение лица которого настолько реалистично, что при взгляде на него многих охватывает ужас. О создании этого странного распятия существует легенда.

В маленьком обветшавшем от старости домике недалеко от монастыря жил молодой резчик. Работой он был одержим и мечтал вырезать такие вещи, чтобы все останавливались перед ними в изумлении. Однако никто о резчике не знал, поэтому заказы ему выпадали весьма редко, а если и выпадали, то он старался сделать все по-своему, не считаясь с мнением заказчика, отчего большинство его переговоров заканчивались ссорой. И вот как-то раз в дом к этому резчику пришел крестоносец с красной звездой и сказал: «Мы слышали, что ты хорошо работаешь с деревом и хотим сделать тебе заказ. После шведского нападения наш монастырь потерял почти все свои ценности и украшения. Мы хотим вернуть ему былое величие, поэтому нам нужен хороший резчик. Был у нас красивый крест, но когда мы его переносили, он рассыпался в прах, изъеденный червями. Если ты сделаешь такой же красивый крест, остальная работа — твоя!»

Нетрудно догадаться, с каким воодушевлением резчик принялся за порученную ему работу, ведь от этого заказа зависела его дальнейшая судьба! Купив дерево и глину для создания предварительной модели, он принялся искать подходящего натурщика. Однако это оказалось делом не из легких: долго ходил резчик по Старому городу в поисках человека, соответствующего его образу, пока не вспомнил об одном знакомом нищем с Карлова моста. Больной, худой, с неизгладимыми следами голода и нищеты, этот человек как нельзя лучше подходил в качестве натурщика.

Начиная с того дня резчик ежедневно приводил бедняка к себе домой и с нетерпением приступал к работе: привязывал руки нищего к бревну и тщательно ловил каждую деталь больного, измученного и исхудалого тела. Работа продвигалась хорошо до тех пор, пока резчик не начал изображать лицо. Бедняк был счастлив своей подработке, благодаря которой он теперь каждый день ел горячую еду, поэтому постепенно выражение его лица приобрело весьма и весьма довольный вид, совсем не соответствующий образу. Резчику работа не удавалась, ведь ему нужно было измученное выражение лица умирающего распятого. Как ни просил и ни уговаривал резчик бедняка сделать нужное выражение лица, последнему никак это не удавалось. Наконец резчик разозлился, потому что видел, что его работа может не получиться, если выражение лица не будет таким впечатляющим, каким он его себе представлял. Он понимал, что может упустить свою последнюю возможность и вновь впасть в нищету. Охваченный злостью и отчаянием, резчик ударил нищего ножом — с такой силой, что попал ему в сердце. Нищий умер. Сначала резчик испугался, но затем увидел в лице умершего как раз то выражение, которое ему было нужно. Снова принялся за работу и, когда закончил ее, закопал нищего в подвале собственного дома. Работа шла быстро, и вскоре резчик отнес готовый крест в монастырь. Приор и монахи застыли в изумлении и ужасе перед распятием — настолько реалистично было изображено лицо Христа. Они похвалили резчика за работу, хорошо ему заплатили и сделали новый заказ.

Между тем, нищие с Карлова моста заметили, что их товарищ куда-то пропал. Спросили о нем резчика, но тот отвечал, что не знает, куда исчез бедняк и сам давно его не видел. Однако несмотря на то, что резчик так долго ждал новую работу, теперь дерево в его доме лежало нетронутым. Несколько раз приходили к нему монахи узнать о том, как идут дела. Резчик не отвечал и вел себя странно. Перемены в его поведении заметили соседи, начали распространяться слухи, что он сошел с ума. Проведали об этом и представители власти, и вскоре в дом к резчику пришли из ратуши. Во время осмотра мастерской был найден нож со следами крови, резчику пришлось сознаться в убийстве нищего и показать место, где он закопал труп.

Всадник без головы

Эта жуткая история началась во времена Раннего Средневековья. Когда-то в Старом Городке отец со своими двумя сыновьями занимались продажей зерна. Поскольку в то время зерно было в дефиците, отец смог заработать своей семье отличное состояние. Однажды он должен был ехать в другой город, но в это день неважно себя чувствовал. Он решил отправить на дело своих наследников. Сыновья купца поехали на телеге, запряженной двумя лошадьми. И вот по дороге старший сын вдруг вывалился из телеги и попал прямо под колеса. Младший брат не захотел ему помочь, и спокойно наблюдал за медленной и мучительной кончиной родственника. Дело в том, что во времена Средневековья основная доля наследства доставалась старшему ребенку, из-за чего младший сын купца всю жизнь завидовал своему старшему брату. Узнав о смерти сына, отцово сердце не выдержало, и купец также скоропостижно скончался. Поскольку других наследников в семье не было, все имущество перешло младшему брату. Но, вопреки его ожиданиям, богатство не принесло юноше счастья, напротив, оно лишило его разума. И вот, обезумев, младший сын купца оседлал лошадь и примчался на перекресток города, чтобы повеситься. Лишь только утром местные жители обнаружили бездыханное тело молодого человека. Поскольку в то время считалось, что самоубийцы превращаются в вампиров, перед похоронами им отрезали голову. И по сей день, пражане уверяют, что в ночное время на старинных улицах Праги можно услышать стук копыт, а затем увидеть полупрозрачный силуэт Всадника без головы.

Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиполами,— имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение.

Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник — безголовый рыцарь — появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. (Народное поверье в своем поэтичном видении не считает отсутствие головы препятствием для этой задачи). Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.

Легенда повествует, что Либуше в сопровождении юных дев часто ходила в купальню под стенами Вышеграда. Считается, что когда сумерки ниспадают на Прагу, красавицы из прошлого тысячелетия появляются на месте, где они служили своей госпоже, и до припозднившегося путника может донестись их чарующее пение. В действительности же романтичная купальня Либуше с южной стороны крепости представляет собой руины сторожевой башни XV века: речные суда подвозили сюда продовольствие и по ложбине в скале его поднимали наверх.

Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой (850-895 гг.), вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Произошло это в 927 году. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры.

Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными — внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан. Другое предание говорит, что не получившая упокоения душа княгини раз в год появляется в образе огненной собаки у костела св. Микулаша.

Современный собор св. Вита (XIV в.) включает древнюю капеллу, посвященную покровителю чешских земель, святому страстотерпцу Вячеславу (Вацлаву), сыну Воротислава и Драгомиры, убитому в сентябре 935 года. В роскошно украшенную часовню ведет дверь с ручкой в форме львиной головы — именно за нее схватился князь-мученик, падая под смертельными ударами. Из часовни св. Вацлава есть проход в сокровищницу, где хранятся королевские регалии — их показывают публике только по особому поводу. В этой кладовой хранится и корона св. Вацлава. Легенда утверждает, что каждый, кто осмелится примерить венец святого князя, умрет страшной смертью. Последним, кто возложил на себя корону, был германский протектор Богемии и Моравии Гейдрих. Вскоре после этого его автомобиль был подорван чехословацкими диверсантами.

Карлов мост, построенный мастером Петром Парлержем по заданию короля Карла IV из Люксембургской династии, соединяет не только Малу Страну со Старым Городом — этот мост словно переброшен через столетия. В эпоху крестовых походов здесь располагалась важнейшая стратегическая переправа на пути, который должен был завершиться в Иерусалиме. Имеются сведения, что Карлов мост был возведен в соответствии с астрологическими и нумерологическими предписаниями. Его скульптурная галерея хранит память о сакральных рубежах чешской истории. По легендам, место, где стоит известный пражский рыцарь, в древности было отмечено языческим капищем, а идол, свергнутый отсюда, до сих пор лежит на дне реки. Перекрываемый мостом остров Кампа отделен от Малой Страны протокой под названием Чертовка. Имя это возникло не случайно — здесь издревле стояли мельницы (а мельники, как известно, знаются с нечистой силой). Один из домов остался в пражской истории под названием «У семи чертей».

Но на мосту присутствует и дух святости. Между шестым и седьмым пролетами находится статуя святого епископа Яна Непомуцкого (Непомука). С этого самого места в 1393 году пражский архиепископ был сброшен в реку. Предание гласит, что король Вацлав IV обрек его на смерть за отказ выдать тайну исповеди королевы. Сегодня не слишком, в общем-то, религиозные чехи, приходят к статуе, чтобы доверить Яну Непомуку свои самые сокровенные тайны и загадать желания (которые, как верят, будут исполнены).

На Вратиславовой улице появляется серебряный всадник — король Пржемысл Отакар II; на Целетной, близ университета Каролинум, можно встретить призраков проститутки и священника (когда-то разгневанный служитель Божий убил здесь блудницу и сам внезапно скончался от удара); в пивной «У Рибара» (а говорят, что и во многих других пивных тоже) припозднившийся посетитель не застрахован от встречи с тоскливым магистром Палехом, который когда-то предал на смерть Яна Гуса. Большое количество привидений связано со средневековым сообществом алхимиков и с еврейской диаспорой.

Высказывалось мнение, что обилие в Праге привидений объясняется каким-то природным феноменом, например, наличием в земле радиоактивных порол. Но и сама Прага, с ее архитектурным ландшафтом, остается сильнейшим фактором воздействия на сознание человека. Г. Майринк, не устававший удивляться городу на Влтаве, признавался: «Эта фантастическая готика с ее скульптурами, словно отлитыми из запекшийся крови! Сколько бы я ни смотрел на нее, она не перестает волновать мою душу».

Для тех, кто дочитал - бонус: Музей пыток в Праге. Одно из самых жутких, но вместе с тем популярных мест Европы.

Приезжая в Злату Прагу, путешественники непременно бредут по протоптанной туристической дорожке. Обязательно нужно пройтись по королевскому Карловому мосту, украшенному вереницей статуй святых и запечатлеть себя на фоне набережной Влтавы. Непременно нужно дождаться, когда знаменитые астрономические часы старинной городской ратуши на Староместской площади начнут свое маленькое представление. Нельзя пропустить смену караула возле дворца, где расположена резиденция президента. И, наконец, попасть на один из старинных пивоваренных заводов, которыми славится Богемия. Высокое качество пива обеспечено давней традицией. Начиная с XIV века, недобросовестные производители пива сажались на городской площади в ошейнике с цепью и поливались их же некачественным напитком любым прохожим, желавшим отомстить за испорченное удовольствие. После дневной прогулки по городу не стоит торопиться обратно в отель или засиживаться в одном из многочисл енных ресторанов, ведь все свои загадки и тайны Прага раскрывает в полночь.

Лишь только на город спускаются сумерки, и тьма окутывает старинные средневековые улочки, вокруг все преображается. Именно такая – сумрачная Прага вдохновляла Франца Кафку и Густава Майринка на создание мистических произведений. Каждый дом, каждая дверь, каждый сад старого города имеет свою историю. Многие из них стали достоянием всего человечества, а не только любителей чешского фольклора. Всемирную известность получила история доктора Фауста и легенда о раввине Лёве, создателе искусственного существа – Голема.

В историю Праги органично вплелись мистические элементы, привносящие особый колорит. Даже само основание города овеяно весьма своеобразной легендой. Жившая в IX веке княжеская дочь Либуша обладала крайне полезным для правителей навыком – ясновидением. Однажды, стоя на возвышении над рекой Влатвой, она ощутила очередной прилив «силы» и тут же изрекла пророчество о том, что вскоре будет основан город, слава которого достигнет небес. Местом основания должен был стать порог дома, который в тот момент мастерил какой-то мужчина.

Княжеские слуги отправились на поиски этого места и вскоре нашли простого пахаря по имени Пршемысл, который как раз делал праг («порог» по-чешски). Взяв его в мужья, княжна основала не только династию князей Пршемысловичей, но и город Прагу. Кто знает, было ли то пророчество откровением или просто желанием знатной дамы совершить эксцентричный поступок, выйдя замуж за мужчину низкого сословия, но благодаря этой мистико-романтической истории на просторах Богемии появился прекрасный город Прага.

Но настоящей столицей мистики город стал во времена императора Священной Римской Империи Рудольфа II. Этот весьма необычный монарх посвятил свою жизнь не войнам, и не открытию новых земель, как это было модно в его эпоху, а поиску философского камня, способного превращать в золото любой металл. С 1583 года, когда Рудольф переехал в новую столицу, со всей Европы в Пражский Град стали стекаться ученые, алхимики, астрологи, метафизики, лекари и просто шарлатаны, в надежде снискать расположение императора.

Некоторых из них Рудольф приглашал лично, спонсируя не только переезд в столицу, но и проживание. Под его покровительством работали такие ученые как Тихо Браге и Иоганн Кеплер, знаменитые астрологи Эдвард Келли и Джон Ди. По легенде, Злата уличка как раз и была тем местом, где по ночам чудодействовали ученые, звездочеты и алхимики всех мастей. Не мудрено, что каждый дом был настоящей алхимической мастерской, овеянной тайнами.

Однако не только Злата уличка славится жуткими историями про алхимические эксперименты средневековых ученых. На одном из углов Карловой площади стоит дом. Местные жители уверены, что в нем какое-то время жил печально известный доктор и чернокнижник Иоганн Фауст – прототип многих литературных и музыкальных произведений. Вообще в этом доме жило немало загадочных личностей, он словно притягивал к себе все странное. До сих пор на чердаке проклятого дома веет жутким холодом, а его мрачный сад считается последим пристанищем души Фауста, так и не обретшей покой. Изучая магические формулы в старинных книгах, Фауст нашел возможность вызвать дьявола. Заключив с ним договор, Фауст продал свою душу и получил в обмен исполнение любых желаний. Когда же пришел срок отдавать долг, чернокнижник заклинал дьявола повременить, но тот был неумолим. Он схватил Фауста и вылетел с ним из дома прямо через крышу, выбив дыру в черепице. Как бы не заделывали эту дыру последующие обитатели дома, на следующий день она разверзалась снова. Сегодня в проклятом доме располагается больница. Но следы пребывания Фауста и дьявола до сих пор остаются в верхней части дома: неисчезающее и несводимое пятно отмечает то место, откуда вылетел дьявол с несчастной душой доктора.

Вернемся к императору Рудольфу. После массового изгнания в конце XV века из Испании и Португалии всех евреев, они нашли своей приют во владениях Рудольфа, поскольку его в большей степени интересовала не астрология или алхимия, не западная европейская наука, а древнее иудейское мистическое учение – Каббала. В кварталах еврейского гетто Праги в XVI веке жил выдающийся знаток Каббалы – ученый раввин Йехуда бен Бнцалель, известный как рабби Лёв. Тридцать лет он был главой иудейской общины и раввином Староновой синагоги – самой старой синагоги Европы. Молва приписывала ему исключительную мудрость и обладание секретным знанием формулы из мистической книги Зогар («Сияние»). В этой книге, содержащей чуть более тысячи слов, сокрыта тайна имени Бога, творения и смысла жизни. Благодаря знанию формулы, Лёв смог создать из глины Голема – живое существо, выполняющее приказы своего создателя. Своеобразный средневековый робот носил на своем лбу слово «правда», оживлявшее его. Каждую пятницу рабби Лёв «дезактивировал» Голема, чтобы тот не накапливал чрезмерно энергию и остывал. Однажды он забыл это сделать и Голем, взбунтовавшись, чуть не разрушил синагогу и все гетто. Лёву пришлось стереть первую букву на лбу Голема, превратив начертанное в слово «смерть». В одно мгновение Голем превратился в груду глины. Раввин собрал ее и разместил на чердаке Староновой Синагоги. Вход на чердак он замуровал. Сегодня Синагога открыта для посещения, и говорят, что до сих пор в ночное время можно увидеть тень Голема, маячащего на чердаке.

Мистическая аура окутывает Прагу и в наши дни. Если вы отважитесь отправиться в полночь в Вышеград, у вас есть шанс увидеть немало жуткого и загадочного. Здесь есть свидетели встреч с умершими, которые являются во время полуночных месс. Часовые одного из артиллерийских складов, расположенных рядом со старым кладбищем, не раз покидали свой пост, прячась от черной загробной кареты, управляемой обезглавленным кучером и влекомой обезглавленными черными лошадьми. Особый ужас на припозднившихся пешеходов наводит черный призрачный пес с кровавыми глазами и огненным языком. Если вам посчастливилось выжить после встречи с псом, и вы заприметили место, где он крутился колесом, у вас есть шанс отыскать вход в подвалы Вышеградской горы, где хранятся несметные сокровища.

На одном из городских кладбищ есть могила с изображением девочки Анички. Говорят, что во время рождения ребенка в семье бедного музыканта произошла ошибка, и в новорожденную девочку была вселена душа непоседливого ангелочка. Так на земле появился ангел, озаряя своей прекрасной душой все вокруг. Аничке жилось не легко, она сердцем чувствовала, что должна помогать всем – и честным людям, и преступникам. Многие зачастую злоупотребляли ее добротой. Наконец Бог смилостивился, и забрал ангелочка обратно на небо – Аничка играла у окна и, потянувшись за игрушкой, выпала из него.

Текст: Ганна Ролинска