Легенды Праги: история, достопримечательности города, интересные факты. Каменный колокол в Праге ★. Мясник с огненным топором

Горимира и Шемика

Когда чешскими землями правил князь Кржесомысл, в деревне Неуметели жил-был фермер по имени Горимир. И был у Горимира очень умный конь, и звался он Шемик. Князь Кржесомысл был одержим желанием отыскать сокровища, которые, поговаривали, были сокрыты в тех землях. Князь повсеместно поощрял тех людей, которые бросали фермерство и становились шахтерами. Горимиру были не по душе деяния Кржесомысла, и он предостерегал людей, что отказ от фермерского хозяйства приведет к голоду. Однако предостережения Горимира не понравились шахтерам, и однажды они сожгли все, чем обладал Горимир. В отместку Горимир и его друзья сожгли дотла шахтерскую деревню. За это Горимир был осужден и приговорен к смертной казни.

На Карловом мосту стоит статуя рыцаря Брунцвика (Роланда). По преданию, меч героя был замурован в основании Карлова Моста , и, когда Праге будет угрожать враг, он появится и острием укажет на неприятеля. У каменного Брунцвика в руках волшебный меч, а у ног рыцаря – лев, его верный друг и слуга.

Когда его спросили о последнем желании, он попросил позволения в последний раз прокатиться по замковому двору на своем любимом коне Шемике. Ему позволили. Горимир вскочил на своего белого коня и прошептал что-то ему на ухо. Шемик устремился к крепостному валу, перепрыгнул через него и скользнул вниз по скале. Когда стражники добежали до крепостного вала, они увидели ошеломительную картину - Горимир и Шемик на другом берегу Влтавы направляются прямо в Неуметели. Но чудесный прыжок забрал все силы Шемика. Умирая, конь обратился к Горимиру на человеческом языке и попросил построить ему надгробие. Горимир выполнил желание своего коня. Надгробие не сохранилось с тех пор, но говорят, что Шемик покоится в Вышеградской скале и готов вновь выйти на белый свет, когда потребуется его помощь.

Происхождение Праги

Легенда о Деве Марии Дождевой

Легенда о чертовых камнях

Очень интересной является также легенда о чёртовых камнях. Согласно легенде, один вышеградский священник заключил пари с дьяволом (причина пари объясняется в различных легендах по разному): священник должен был успеть прочитать мессу раньше, чем дьявол принесёт на Вышеград столб из храма святого Петра в Риме. Чёрт, наверняка, победил бы, но благодаря святому Петру, который три раза сбросил его столб в море, дьявол не успел появиться вовремя. Итак, взбешенный дьявол бросил столб на вышеградский храм святого Петра и Павла.

Столб разбился на три куска, а дыру, которая осталась в крыше, невозможно было заделать. С подобной легендой можно встретиться у различных народов, место и время, конечно, отличаются. Но куски разбитого столба, оставшегося на Вышеграде , сохранились до наших дней, их можно увидеть собственными глазами. Они лежат в нескольких метрах от храма, а их происхождение до сих пор является неизвестным. Существуют самые различные толкования, но как они сюда попали, и чему они служили, этого не знает никто.

Рядом с этими легендами старой Праги отдыхают и Эдгар По, и Альфред Хичкок, и Квентин Тарантино вместе взятые. Старожилы знают, что пражские улицы умеют не только вдохновлять, но и страшить своими историями, которые оживают, как только солнце садится за горизонт...

Великий и ужасный Голем


фото: flick.com

Кто не знаком с Големом, тот ничего не знает о Праге. По популярности это несколько бесформенное существо своим глиняным плечом уже готово сдвинуть Кафку с пьедестала почета пражских героев. Он глядит на нас, как Большой Брат, с туристических книг и открыток, а его неуклюжие шаги слышатся в старых еврейских кварталах. Некогда еврей Рабби Иуда Лёв вылепил Голема-гиганта из влтавской глины, дабы защитить еврейское население от постоянных гонений. Умному еврею это удалось, однако он не предвидел одного малоприятного факта: подросший «малый» взбунтовал и начал наводить ужас на жителей города. Хозяину пришлось умертвить свое непослушное детище, и Голем больше никогда не появлялся в криминальных хрониках. Но ходят слухи, что сын Рабби вернул его к жизни, и, стоит вам недружелюбно похлопать по плечу любого пражского еврея, Голем непременно явится, чтобы поговорить с вами с глазу на глаз в темном переулке.

Сладкая парочка без головы


Дом у золотого колодца, фото: flickr.com

Если вы отважитесь на тур по мистической Праге, то вас наверняка накормят легендой о безглавом рыцаре и его жене. Обычно имена этих героев умалчиваются, но вы можете спросить их об этом лично - при встрече в доме у золотого колодца, что находится на углу улиц Карловой и Семинарской. Приходите сюда ночью, ибо, согласно легенде, рыцарь без головы и его жена ведут ночной образ жизни после чрезвычайного происшествия многовековой давности. Когда-то они прибыли в Прагу из Испании и остановились здесь на ночлег. Хозяин дома, страдающий тяжелой формой золотой лихорадки, отрезал супругам головы и прибрал к рукам их деньги. Далее в лучших традициях серийных маньяков он закопал тела в подвале, а головы выбросил в реку. Призраки рыцаря и его жены решили, что без денег на том свете им не обойтись и стали являться жадному убийце с требованием вернуть старый должок.

Огненный индюк на мельнице



Мельница у острова Кампа в Праге, фото: czechtourism.cz

Кроме жертв жадности, встречаются на пражских улицах и бывшие рабы обжорства. Старая легенда Праги гласит, что жил на Кампе некий пан с большим сердцем и не менее вместительным желудком. Любимым блюдом господина была запеченная индейка, которая появлялась на столе по любому поводу. В Великую Пятницу верующий пан пытался воздержаться от пищи, но воспоминания об индейках оказались сильнее религиозного долга. В конце концов он набросился на печеного индюка - и вся диета пошла коту под хвост, а сам пан через некоторое время отправился на тот свет из-за проблем с желчью. С тех пор каждую Страстную пятницу на мельницу в Кампе стал прилетать огненный индюк, заклевавший до смерти местных псов и подпаливший всех, кто вставал у него на пути. Орнитологи считают его реинкарнацией прожорливого пана, а туристам пожарные рекомендуется приходить на Сововы мельницы с огнетушителем.

Танец с дьяволом в хлебных туфельках



Чернинский дворец в Праге, фото: wikipedia.org

Прекрасным сюжетом для черных рассказов Эдгара По могла бы служить история одной капризной графини, жившей в Чернинском дворце. Она была избалована роскошью до такой степени, что могла позволить себе туфли из птичьей кожи и пальто из меха полярных лис. Однажды, готовясь к очередному балу, у графини случился приступ небывалой экстравагантности: к своему розовому шелковому платью она велела смастерить туфельки из хлеба. Башмачник покрутил пальцем у виска, но покорно исполнил приказ капризной женщины. Во время бала все были в восторге от ее смелости, хотя в душе проклинали модницу за излишки тщеславия. Один из кавалеров, одетый во все черное, нашептал ей во время танца кучу комплиментов и обещал показать в конце вечера нечто особенное. Дальше… детей можно уводить от экрана. По лабиринтам дворца они отправились прямиком в подвал, где после слов «приз в студию!» приросшие к ногам хлебные туфельки графини заполыхали огнем. Ни графиню, ни ее розовое шелковое платье спасти не удалось. До сих пор женщина бродит по длинным коридорам и причитает на судьбу. Но без куска хлеба графиня не осталась. Кстати, туфли из хлеба сегодня можно увидеть в Музее пражских преданий и привидений (ул. Мостецкая, 18).

Фауст и черная дыра


Дом Фауста в Праге, фото: flickr.com

Будьте осторожны: в некоторых пражских домах водятся не только домовые, но и сам дьявол. Впрочем, если на ближайшее будущее у вас есть очень амбициозные планы, лучшего места, чем Прага, для их исполнения не найти. Все, что вам потребуется, небольшая юридическая формальность - договор с дьяволом. Адрес магической конторы: Карлова площадь, 40. Именно из этих стен вышла легенда о знаменитом докторе Фаусте, которые в ретортах и тиглях варил волшебные порошки, а по ночам вызывал черта, который служил ему, как конь вещему Олегу. Как известно, когда срок службы подошел к концу, Фауст отправился прямым авиарейсом в ад. В доме после его исчезновения осталась черная дыра на потолке, которая никак не затягивалась, несмотря на все старания каменщиков: наутро кирпичи все равно лежали на полу, а из отверстия жутко несло серой и дымом. Сегодня в стенах этого магического дома в Малой Стране можно увидеть алхимические символы и, если повезет, обговорить с рогатым детали будущего контракта.

Мясник и гражданский долг


Костел Святого Якуба в Праге, фото: flickr.com

Лучше поздно, чем никогда. Такой приговор вынесли в небесной канцелярии одному пражскому мяснику, который не выполнил свой гражданский долг при жизни. В давние времена, когда на город нападали недруги (например, шведы в 1648 году), пражские мясники вставали со своими топорами на защиту женщин, детей и коров. Легенда гласит, что во время немецкой атаки в 1611 году один мясник предпочел остаться в горячих объятиях любовницы вместо того, чтобы броситься в жаркий бой с врагом. После смерти на небесах ему вынесли незавидный приговор: по ночам мясник обязан блюсти покой жителей города с огненным топором в руках. Если вы окажетесь в районе костела святого Якуба в Праге, знайте, что здесь наконец-то можно расслабиться: никакой злой нечисти - только милое привидение со сверкающим огненным топором за спиной.

Притон на Кармелитской

Напротив костела с Езулатком на Кармелитской улице бродит, пожалуй, самая несчастная женщина пражских легенд - сводница с пробитым языком. Не просто сводница, а бесстыжая сводница, которая всем показывает язык с дыркой от гвоздя. При жизни гражданка Куличкова зарабатывала тем, что сдавала свою квартиру девушкам легкого поведения. При этом работа сутенера тоже ложилась на ее хрупкие плечи. Однажды она пообещала одному дворянину невинную леди, но вместо этого подсунула в кровать опытную химеру, которая наградила знатного гражданина неприятной болезнью богини любви. Дворянин оказался парнем не робкого десятка. В качестве мести за обман он прибил лживую сводницу языком к воротам, у которых она долго и мучительно умирала. Ее неуспокоенная душа до сих пор бродит около бывшего притона и отправится в мир иной только после того, как в той самой квартире невинная девушка отдастся дворянину. По оценкам моралистов, этого не произойдет никогда.

Привет, друзья!

Осенние вечера располагают к чтению.

Не знаю как вас, а меня в преддверии Хеллоуина так и тянет на мистику и легенды.

Чтение на чешском все ещё гимнастика для моего ума, поэтому, параллельно с чешским вариантом в удовольствие читаю легенды на русском языке.

В сентябре я познакомилась с Галиной Пунтусовой – автором книги “Легенд и историй старой Праги”.

Сегодня с удовольствием предлагаю Вам интервью с ней.

Увлекательного чтения Вам!

Настя: Галина, Ваша профессия не связана с чешским языком, насколько мне известно, Вы инженер. Расскажите, пожалуйста, как возникла Ваша любовь к Праге, Чехии, чешской культуре и истории? Вы до сих пор посещаете Прагу ежегодно с 2006 года?

Галина: Она в 2006 году и возникла. Во время приезда в Прагу по приглашению чеха мне для вечернего чтения дали книгу – сборник пражских легенд. И с чехом я старалась разговаривать на чешском.

Сначала, наверно, для него это было мучение. Много лет назад я с одним знакомым переводила короткие статьи для музыкального клуба. И вот вспомнилось. Сейчас я говорю, думаю и читаю на чешском почти так же, как на русском, только иногда с ошибками и с акцентом.

Как не любить Чехию, как не любить Прагу?

Чехи такие приветливые, душевные люди.

Что Чехия и Прага – сердце Европы – не просто красивые слова. Так и есть.

Настя: Как Вы учили чешский язык и как достигли такого уровня, что стали автором 3 книг-бестселлеров: Пражских легенд и двух томов “Тайны старой Праги”?

Галина: И чешский, и английский учить мне было лень, поэтому обучение происходило само по мере чтения книг, с минимальным заглядыванием в словарь.

Так и порядок слов в предложении усваивается лучше, чем из учебника, и незнакомые слова постепенно обретают конкретное значение, и никакого перенапряжения, одно удовольствие.

Я – переводчик статей, которые я помещаю на своем сайте “Прага. Тени минувшего”. Лично моих статей там немного.

А книги мои, написаны с использованием материалов из старых книг и исследований современных чешских “загадологов”.

Возможно, я стану переводчиком на русский язык книги одного чешского исследователя. Но этот вопрос пока в стадии решения – сначала ему нужно определиться с изданием.

Настя: Вы состоите в обществе братьев Чапеков в Петербурге, какие проекты реализуете в настоящее время? Какие уже реализовали?

Галина: Русско-чешское Общество им. братьев Чапеков занимается вопросами культуры, как современной, так и прошлых веков.

Я сделала несколько докладов. Мой декабрьский доклад был о Карлштейне.

Настя: Расскажите, пожалуйста, как у Вас появилась идея создания своего сайта. Вы сами делали фотографии и выбрали дизайн блога?

Галина: Сайты я начала делать в 1999 году, уделяя основное внимание их содержанию.

Потом в 2003 году вместе со знакомым гатчинцем мы сделали сайт о Гатчине, потом разделили его, и у каждого из нас свой сайт со своим содержанием. У меня “Гатчина сквозь столетия”.

Сайт о Праге (прим.ред. “Прага.Тени минувшего. Легенды старой Праги ”) сначала появился как просто выставленные в интернете переводы нескольких пражских легенд – не в Word-документах же их рассылать знакомым для чтения, когда мне привычнее оформить как сайт.

По мере сбора и перевода легенд он уже обрел форму полноценного сайта, а не ссылки для чтения. За легендами последовали другие темы.

Но все они касаются старой Праги, исчезнувшей Праги, мистической Праги.


Легенды старой Праги

Настя: Как пришла идея перевода легенд с чешского на русский язык? Почему Вас привлекают именно легенды? В чем сила этого литературного жанра на Ваш взгляд?

Галина : Как я уже ответила выше – случайность. Мне дали книгу. Во время прогулок по Праге я представляла себе персонажей легенд.

Позже по историческим хроникам я уточнила адреса, где происходили события, описанные в легендах. И это был шок!

Привидения обрели конкретное место пребывания, история была привязана не к какому-то неизвестному дому в улице, а к конкретному, в котором, например, я еще вчера дегустировала вино.

Чтение дистанционное отличается от восприятия легенд на их конкретном месте. Поэтому некоторые воспринимают легенды как сборник сказок. Не удивлюсь, если кому-то кажется, что я выдумала эти легенды (“Могла бы и поинтереснее и что-нибудь новенькое”).

Суть легенд в том, что эти случаи действительно произошли, и в конкретном месте.

Потом их пересказывали, добавляя свои детали для более интересного сюжета. И со временем у некоторых легенд этот сюжет стал неузнаваем.

Как например, возгорание в алхимической лаборатории – огонь после взрыва распространился по подземному коридору, выбиваясь через его свод и между камнями мощения над ним, благодаря увлеченным рассказчикам превратился в повозку огненных козлов. далеко не у всех легенд удается добраться до случая, породившего эту легенду.


Герои пражских легенд и автор книги

Галина: Я не думала над этим. Я собирала информацию, которая меня заинтересовала, переводила и помещала ее на сайт, который,по сути, является библиотекой статей о Праге, объединенных одной темой

Настя: Как попасть к Вам на экскурсию в Праге?

Галина: Экскурсии я проводила по одному разу. Мне было интересно и самой почувствовать, и группе слушателей рассказать информацию, которая мне дорога и интересна, чтобы мы с любовью к старой Праге погрузились в прошлые века.

Чтобы максимально представить,что и как было, забыв, что мы стоим на уже давно снесенной и перепланированной территории.

В моей голове это было как бы оживление прошлого. Но можно заранее договориться, и когда я приеду в Прагу, то проведу экскурсию.

Почему бы еще раз не побывать в минувших столетиях? 🙂

Настя: Какие трассы и какие места в Праге Ваши самые любимые? Почему?

Галина: Там, где сохранились старые дома и где мало людей.

Там у меня возникает душевный контакт со старой Прагой – мне хорошо, спокойно, самое подходящее слово – v pohodě.

Настя: Какие произведения чешской литературы нашли отклик в Вашей душе (кроме легенд?) и почему? Что бы Вы рекомендовали прочитать?

Галина: Если интересует тема старой Праги, то книги Алеша Чесала, Ивана Мацкерле, Богумила Вурма, Яна Антонина Новака – это на современном чешском языке.

Мне нравятся книги Зикмунда Винтера и других авторов конца 19 – начала 20 века.

Там более старый чешский язык, и именно такая манера, старый чешский, как говорят чехи, гладит мне душу, успокаивает и переносит в те далекие времена.

Настя: Чему стоит поучиться у чехов и Чехии?

Галина: Душевности, доброте. Хотя Вам виднее – вы тут живете, а я приезжаю в отпуск.

Настя: Какая она Ваша Прага? Какое слово для Вас характеризует Прагу?

Здравствуйте, Катержина! Спасибо Вам огромное от меня и от моих друзей за организацию наших экскурсий! Все было очень хорошо, мы замечательно провели время в Праге! Все время, начиная с переписки по электронной почте и заканчивая трансфером в аэропорт, мы чувствовали Вашу заботу о нас, Ваш профессионализм как гида и организатора! Если мы еще раз соберемся в Прагу, обязательно свяжемся с Вами и также порекомендуем Вас всем нашим друзьям. Светлана Соколова

Светлана Соколова Санкт-Петербург

Мы пользовались услугами Катержины дважды: в мае 2014 и в январе 2015 Большое спасибо Вам Катержина за те интересные и познавательные экскурсии, которые вы организовывали и проводили! Если кто-то ищет гида по Праге, то мы рекомендуем Катержину. Она очень интересный собеседник, очень приветливая,пунктуальная. С ней чувствуешь себя как будто знакомы много лет. Дети слушают её рассказы, как заворожённые. Катержина отлично знает историю и легенды своего родного города. Обязательно будем обращаться ещё и советовать всем! С уважением, Наталья, Виктор, Александр, Елена и наши дети. Отзыв оставлен на портале Туристер.ру

Самсакова Наталья

Я знакома с Катержиной несколько лет.Первый раз я была с подругами в Праге в 2008 году и познакомилась с Катержиной.Все экскурсии были замечательные!Особенно хочется отметить пунктуальность и порядочность Катержины. Второй раз я была в Праге с мужем и сыном. Сын задержался с приездом на несколько часов,но несмотря на позднее время,экскурсия состоялась.Огромное спасибо!!И еще: мой старшим сыном попал в авто аварию под Прагой и в этом случае нам очень помогла Катержина!За это отдельное огромное ей спасибо!! Это не только замечательный гид,но и очень отзывчивый человек!! Отзыв с портала Туристер. ру

Березовская Вера

Здравствуйте, Катержина! С теплом вспоминаем Вас и ваш город! Обязательно вернемся еще! Надеюсь и с Вами встретиться еще раз.

Роман Крылов Россия, Москва

Котельникова Иссэт

Катерина здравствуйте! Большое спасибо за хорошую организацию наших мероприятий! всем очень понравилось. Денис Буденков

Денис Буденков Воронеж, Россия

Добрый день,Катержина! Простите,что пишу немного с запозданием,но хочется поблагодарить Вас, за Вашу ответственность и внимание к работе. Благодарю Вас за проведенную экскурсию,за транспорт и встречу в аэропорту наших детей. Всем очень понравилось,а мы родители рады,что все получилось и дети посмотрели Прагу.Вы умничка! Огромное Вам спасибо, рада тому,что встретила на просторах инета такого профессионала как Вы. Удачи Вам во всех Ваших делах!

Ольга Середа Алматы, Казахстан

Добрый день, Катержина! Мы Вам очень благодарны за организацию интересной, увлекательной экскурсии по Праге. Мы очень довольны и сохраним надолго память об этой прогулке. Надеюсь, что когда-нибудь мы еще раз сможем посетить ваш родной город. Высылаю фото с Вами во время нашей экскурсии. С наилучшими пожеланиями, Юрий, Татьяна.

Юрий, Татьяна Россия

Катерина, доброе утро! Хочу Вас поблагодарить за экскурсии. Родители в восторге!!! И отдельное СПАСИБО за вафли, они ооочень вкусные. Надеюсь, у меня когда-нибудь получиться приехать в Прагу и послушать Ваши интересные рассказы. Еще раз огромное СПАСИБО. Елена Крылова

Елена Крылова Екатеринбург

Спасибо, Катержина, за экскурсии и приятное общение!!! Все очень понравилось. Редко встречаются такие профессионалы. Очень интересно, познавательно и не тривиально! За несколько дней узнали столько всего, что с удовольствием еще хотим приехать на другие экскурсии и исключительно с Вами, КАТЕРЖИНА! Спасибо Вам и Вашим ребятам! Отзыв оставлен на портале Туристер.ру

Шалаев Александр

Прага — один из наиболее мистических городов Европы, а возможно, и всего мира. Г. Майрипк, писатель и финансист (по слухам, использовавший в борьбе с конкурентами запрещенные оккультные приемы), дает свое определение уникальности Праги: "Другие города, какими бы древними они ни были, кажутся мне невольниками тех, кто в них обитает; они как будто дезинфицированы какой-то сильной стерилизующей кислотой — Прага же управляет своими жителями как марионетками: дергает их за ниточки с первого до последнего вздоха"... Магическая сущность города лучше всего проявляется в низкий сезон, когда осенние или весенние туманы, вступающие в Прагу от реки Влтавы — Мольдау, возвращают призракам разных веков и эпох полноценные права гражданства.

Современную столицу Чехии составили четыре города: Градчаны (выросший вокруг королевской крепости — Града), торговый и университетский Старый Город (Старе Место), заложенный для немецких колонистов королем Пржемыслом Отакаром II квартал Мала Страна и, наконец, возведенный императором Карлом IV Новый Город (Нове Место). Каждый из этих городов имел свои законы, права и привилегии. В единую административную систему они слились только в 1784 году. Если прибавить сюда древний рыцарственный Вышеград и Старый Еврейский город, объединенный с Прагой лишь в 1850 году, то пражских городов получится уже шесть.

Древнеславянский город был основан в IX веке княгиней-пророчицей Либуше близ городка Мелник, где у слияния вод Влтавы и Лабы разошлись пути Чеха, Леха и Руса.

Легенда о Големе

На территории Чехии евреи появились еще во времена правления римлян. Правители благодушно относились ко вновь прибывающим еврейским купцам. Вскоре их и вовсе стали называть «слугами королевской знати». Однако в 2580 году священнослужитель Тадеуш решил нарушить установившийся мир. Когда заговор против евреев был раскрыт, Егуда Лев бен Бецалель взмолился небесам, и во сне ему раскрылась истина. Голос приказал ему создать Голема из глины. Это создание должно было уничтожить подло мыслящих людей. Когда фигура мужчины была слеплена, ее одели и назвали Йозефом. Голем был послушным слугой, выполняя все приказания хозяина. Через 13 лет все враги были уничтожены, и рабби решил избавиться от Йозефа. На чердаке Староновой синагоги был проведен обряд, который превратил Голема в ком глины. Теперь же существует поверье, согласно которому по еврейской части города бродит призрак Голема. Люди даже нашли комнату без входа, в которой прячется это мистическое существо. Однако проникнуть в нее никому не удавалось, т.к. все люди разбивались насмерть.

О воеводе Чехе

Хорватская земля с давних времен славилась наличием большого количества племен со своими нравами и традициями. Однако в один момент началась вражда между этими народами и стали они истреблять друг друга. Но два брата Чех и Лех не захотели участвовать в этой резне и покинули родные земли, чтобы найти себе новую родину. В скором времени обзавелись они новым племенем, помолились богам и отправились в дорогу. Дошли они до горного края, в котором жили незнакомые им роды, говорившие на неведомых языках. Чех и Лех убили всех этих людей, и пошли дальше. Когда показалась третья большая река Влтава, народ Чеха и Леха начал роптать, жаловаться на усталость. Тогда братья указали им на гору Ржип, у подножия которой и было решено разбить поселение. Спустя трое суток Чех предложил своему народу выбрать название своей земле. И все старейшины в один голос заявили: «Твоим именем пусть зовется она!» С тех пор начали распахивать поля, вырубать леса и выкорчевывать пни. Построили жилища, вокруг которых высаживали прекрасные сады. Ежегодно увеличивалось число жителей этого поселения, земля плодила все обильнее. У каждого было свое дело, свое занятие: женщины пряли, мужчины охотились. Однако ровно в полдень замолкало все живое: полуденницы вылетали на свет, носились над городом, высматривая детей; колдуньи с разноцветными глазами повергали всех людей в слезы. Чехи трепетали перед ними, страшась своей гибели. Но самым страшным оставался Перун, который метал гром и молнии и демоны, заполняющие тело человека. Для того чтобы их умилостивить, люди приносили жертвы: черных кур и голубей. Спокойнее всего было внутри селения, ведь здесь чехов защищали духи предков, домовые и различные обереги. До того хорошо жили люди у подножия горы Ржип, что вскоре не хватало места всем желающим поселиться здесь. Потому вырастали новые поселения рядом со старыми, ширясь во все стороны света. Вскоре Лех решил взять группу людей и повести их подальше на восток. Прощаясь, Лех сказал, что не уйдет он далеко, а поселится в трех днях пути, чтобы в случае опасности прийти на помощь брату и своему народу. Городище, построенное одним из братьев, получило название «Коуржим». Вскоре Чех умер и горевал весь народ, оплакивая любимого воеводу. Похоронили его со всеми почестями, собрав пепел и кости его в одну урну, над которой насыпали холм. И поныне приходят люди на этот курган, чтобы преклонить колено перед воеводой, который спас свой народ от неминуемой гибели.

Тайна дома «У семи чертей»

Еще одна легенда рассказывает о доме, расположенном на Мальтезской площади в столице Чехии - Праге. Сегодня это здание зовется Дворцом Страковых из Недабылиц и стоит всего в нескольких шагах от Карлова моста. Загадочная история этого дома началась в 1821 году, когда пражский адвокат Вацлав Немцов стал отцом маленькой Алоизы. Шли годы, и девушка становилась все краше. В конечном итоге, появился мужчина, попросивший у Вацлава руки его дочери. Однако свадьбе не суждено было состояться, т.к. жених просто напросто не явился к алтарю. Как выяснилось впоследствии, злой разлучницей молодых стала лучшая подруга Алоизы. В скором времени отец молодой девушки скончался, а сама она, так и не обретя семейного счастья, отправилась в здание на Мальтезской площади. Дом был слишком большой для одной женщины, поэтому Алоиза сдавала комнаты желающим. Единственное условие, которое она ставила перед ними - не прислонять мебель к стенам. Это многих пугало, так что вскоре не осталось ни одного постояльца. А так как Алоиза практически не выходила из своих комнат, по городу поползли различные слухи. Среди прочих вещей, поговаривали, что в этом доме собирается нечистая сила. Один оскорбленный художник даже решился на жестокую шутку: на шести колоннах, подпирающих здание, он нарисовал чертей, а на входе подписал «Дом у семи чертей». Как вы, наверное, догадались, под седьмым чертом подразумевалась хозяйка. Все стали сторониться этого дома. Однако когда Алоиза умерла, в комнатах «Дома у семи чертей» под верхним покрытием были обнаружены старые фрески, принадлежащие руке известного швейцарского художника Яна Рудольфа Бисе. Оказалось, что Немцова лишь пыталась сохранить эти произведения нетронутыми.

Белая дама

В 1429 году в семье Рожмберков, которые были знамениты на всю Чехию, родилась чудесная девочка, которую назвали Перхтой. Однако судьба была к ней не очень благосклонна и в двадцатилетнем возрасте ее насильно выдают замуж за настоящего тирана. Страдая от побоев, девушка решила искать защиту в доме отца. Однако тот даже не пустил свою дочь на порог дома. Больше 20 лет все это терпела Перхта и даже перед смертью Яна (мужа) не простила его за жестокое обращение. Тогда тот проклял молодую женщину, пожелав ей отсутствие покоя даже в гробу. Спустя какое-то время умерла и сама Перхта, а еще через три года поползли слухи о Белой Даме, которая появляется в замке рода Рожмберк. Хочется отметить, что наличие приведений в Чешских замках вообще не является чем-то удивительным, а скорее даже обыденным. Экскурсоводы поддерживают интерес к достопримечательностям своей страны с огромным рвением и завидным упорством. Так вот, возвращаясь к имению рода Рожмберк, недавно с подвыпившими студентами приключилась удивительная история. Когда один из парней позволил себе фривольно высказаться в отношении Белой Дамы, пообещав ей жаркие объятия и признания в любви, то она не замедлила явиться. В конечном итоге, насмерть перепуганным студентами пришлось выносить из замка своего друга, упавшего в обморок.

Легенда о Святой Барборе

День Святой Барборы считается в Чехии национальным праздником. Его отмечают 4 декабря. Однако на сегодняшний день историки до сих пор не пришли к единому мнению, как же возникла данная традиция. Согласно легенде, жизнь мученицы Барборы была прервана рукой ее же отца, который, будучи язычником, не мог принять любви своей дочери к христианству. Ходят слухи, что как только голова скатилась с плеч Барбары, ее отца поразила молния и испепелила его в один миг.

Вместе на тот свет

Эта легенда берет свое начало в 1984 году в семье Отто Туричека. На протяжении долгих месяцев отец этого молодого человека страдал от болей в желудке. Ему даже сделали операцию, но бороться с раком было бесполезно. Он медленно угасал. Однажды отец попросил воды и отправил сына домой, пробормотав при этом о каком-то друге, который ждет его. Отто решил узнать у старика об этом друге. Оказалось, что отец говорил о соседе, пане Швестаке, дружба с которым длилась на протяжении 30 лет. Отец Отто шептал, что он уже умер и теперь ждет меня, чтобы мы вместе ушли туда… Молодой человек не придал значения словам старика, приняв их за простую галлюцинацию. Через час отец скончался. Когда же Отто вспомнил о соседе, пришлось выломать дверь его квартиры, т.к. никто ее не открывал. Пан Швестак лежал на полу мертвый. Вот так вот два друга стали неразлучными навсегда.

Легенда о Бланике

Считается, что эта старинная чешская легенда была рассказана императору слепым странствующим сказителем, который обладал даром ясновидения. Есть рядом с чешским городом Бехыне местечко Луневице, в котором возвышается гора Бланик. Внизу горы, там, где из-под земли бьют холодные ручьи, находится отверстие, напоминающее готические ворота. Ворота эти являются входом в огромную подземную пещеру, представляющую собой большой зал с массивными сводчатыми потолками, как во дворце, и множеством колонн, украшенных старинным оружием.

Внутри горы спят рыцари, когда-то убитые на войне, лежа на земле и каменных скамьях; при одних лежат доспехи, другие держат в руках мечи или сидят на лошадях, склонившись на их гривы. Вода ключа, который находится рядом с горой, струями течет между оседланными лошадьми. Эти рыцари — спящее войско Святого Вацлава, которое должно проснуться в тот день, когда настанут наиболее трудные для Чехии времена и в страну вторгнутся захватчики, чьи силы будут намного превосходить численность чешского войска. Тогда Святой Вацлав очнется от смертного сна и придет к горе Бланик, чтобы созвать своих воинов. Слепой сказитель поведал Карлу IV о тех знаках, по которым можно будет определить, что день пробуждения рыцарей Бланика уже близок. Сначала высохнут верхушки деревьев, растущих на горе. После этого старый сухой бук возле близлежащего озера пустит свежие молодые побеги. В конце концов, вода переполнит горный ключ и побежит ручьем вниз, — тогда раскроется Бланик и из него выйдут все славные чешские рыцари, чтобы в окончательном бою сразить врагов отечества.

Битва у горы Бланик будет такой долгой и жестокой, что воды озера окрасятся в ярко-алый цвет от крови падших воинов. Только после того, как немало слез будет пролито и не один кровавый поединок состоится между двумя войсками, приедет на своем белом коне сам святой Вацлав. В руках он будет держать меч легендарного чешского воина Брунцвика. Увидев Вацлава, враги обратятся в бегство и попытаются укрыться в Праге, где и состоится последнее, решающее сражение, в котором чешские воины одержат решительную победу.

«А когда все это закончится, — сказал слепой сказитель Карлу IV, — настанет в чешской земле золотой век: все будут жить в мире и согласии друг с другом, не будет ни убийств, ни воровства, ни предательства». Говорят, что каждый год в день Ивана Купалы гора Бланик открывает свои недра, и рыцари едут к ключу поить своих коней. А во время полнолуний они устраивают турниры, после которых на земле остаются следы от копыт.

С рыцарями из горы Бланик связана еще одна интересная легенда.

Проходил однажды мимо горы кузнец из Луневице, как вдруг его окликнул таинственного вида рыцарь, одетый во все черное. Он позвал кузнеца в подземную пещеру горы Бланик и попросил его подковать всех стоявших там лошадей. Кузнец сделал все так, как его попросили, а когда уже собирался уходить, рыцари сказали, что в качестве вознаграждения за свой труд он может взять немного… конского навоза.

Кузнец был сильно обескуражен таким обхождением, но ослушаться грозного вида рыцарей не смог, взял свой старый холщовый мешок, положил туда навоз и ушел восвояси. К несчастью, он не знал о чудесных свойствах, которыми обладал навоз из пещеры Бланик, поэтому, оказавшись снаружи, тут же выкинул из мешка зловонное вознаграждение. Когда кузнец пришел домой, к нему подбежали все члены семьи, взволнованно спрашивая, где это он пропадал так долго.

— Долго? — изумился в свою очередь кузнец. — Почему долго? Я провел всего лишь один вечер, подковывая лошадей для рыцарей из горы Бланик.

— Один вечер?! — вскричали его домочадцы. — Господи, тебя не было дома целый год!

Тогда кузнец рассказал о своем приключении от начала до конца и показал свой мешок из-под навоза. Однако как только он начал трясти им перед изумленными глазами членов своей семьи, оттуда неожиданно высыпалось несколько золотых монет. Тут-то кузнец и догадался об удивительных свойствах своего вознаграждения и тут же побежал искать то место, где выкинул навоз, но там уже не было никаких золотых монет.

Распятие из монастыря крестоносцев

В нескольких шагах от Карлова моста находится старый монастырь крестоносцев. В былые времена он принадлежал ордену монахов-францисканцев, знаком которого был сначала красный крест, а позже шестиконечная звезда. Так вот, в коридоре этого монастыря висит большое распятие, выражение лица которого настолько реалистично, что при взгляде на него многих охватывает ужас. О создании этого странного распятия существует легенда.

В маленьком обветшавшем от старости домике недалеко от монастыря жил молодой резчик. Работой он был одержим и мечтал вырезать такие вещи, чтобы все останавливались перед ними в изумлении. Однако никто о резчике не знал, поэтому заказы ему выпадали весьма редко, а если и выпадали, то он старался сделать все по-своему, не считаясь с мнением заказчика, отчего большинство его переговоров заканчивались ссорой. И вот как-то раз в дом к этому резчику пришел крестоносец с красной звездой и сказал: «Мы слышали, что ты хорошо работаешь с деревом и хотим сделать тебе заказ. После шведского нападения наш монастырь потерял почти все свои ценности и украшения. Мы хотим вернуть ему былое величие, поэтому нам нужен хороший резчик. Был у нас красивый крест, но когда мы его переносили, он рассыпался в прах, изъеденный червями. Если ты сделаешь такой же красивый крест, остальная работа — твоя!»

Нетрудно догадаться, с каким воодушевлением резчик принялся за порученную ему работу, ведь от этого заказа зависела его дальнейшая судьба! Купив дерево и глину для создания предварительной модели, он принялся искать подходящего натурщика. Однако это оказалось делом не из легких: долго ходил резчик по Старому городу в поисках человека, соответствующего его образу, пока не вспомнил об одном знакомом нищем с Карлова моста. Больной, худой, с неизгладимыми следами голода и нищеты, этот человек как нельзя лучше подходил в качестве натурщика.

Начиная с того дня резчик ежедневно приводил бедняка к себе домой и с нетерпением приступал к работе: привязывал руки нищего к бревну и тщательно ловил каждую деталь больного, измученного и исхудалого тела. Работа продвигалась хорошо до тех пор, пока резчик не начал изображать лицо. Бедняк был счастлив своей подработке, благодаря которой он теперь каждый день ел горячую еду, поэтому постепенно выражение его лица приобрело весьма и весьма довольный вид, совсем не соответствующий образу. Резчику работа не удавалась, ведь ему нужно было измученное выражение лица умирающего распятого. Как ни просил и ни уговаривал резчик бедняка сделать нужное выражение лица, последнему никак это не удавалось. Наконец резчик разозлился, потому что видел, что его работа может не получиться, если выражение лица не будет таким впечатляющим, каким он его себе представлял. Он понимал, что может упустить свою последнюю возможность и вновь впасть в нищету. Охваченный злостью и отчаянием, резчик ударил нищего ножом — с такой силой, что попал ему в сердце. Нищий умер. Сначала резчик испугался, но затем увидел в лице умершего как раз то выражение, которое ему было нужно. Снова принялся за работу и, когда закончил ее, закопал нищего в подвале собственного дома. Работа шла быстро, и вскоре резчик отнес готовый крест в монастырь. Приор и монахи застыли в изумлении и ужасе перед распятием — настолько реалистично было изображено лицо Христа. Они похвалили резчика за работу, хорошо ему заплатили и сделали новый заказ.

Между тем, нищие с Карлова моста заметили, что их товарищ куда-то пропал. Спросили о нем резчика, но тот отвечал, что не знает, куда исчез бедняк и сам давно его не видел. Однако несмотря на то, что резчик так долго ждал новую работу, теперь дерево в его доме лежало нетронутым. Несколько раз приходили к нему монахи узнать о том, как идут дела. Резчик не отвечал и вел себя странно. Перемены в его поведении заметили соседи, начали распространяться слухи, что он сошел с ума. Проведали об этом и представители власти, и вскоре в дом к резчику пришли из ратуши. Во время осмотра мастерской был найден нож со следами крови, резчику пришлось сознаться в убийстве нищего и показать место, где он закопал труп.

Всадник без головы

Эта жуткая история началась во времена Раннего Средневековья. Когда-то в Старом Городке отец со своими двумя сыновьями занимались продажей зерна. Поскольку в то время зерно было в дефиците, отец смог заработать своей семье отличное состояние. Однажды он должен был ехать в другой город, но в это день неважно себя чувствовал. Он решил отправить на дело своих наследников. Сыновья купца поехали на телеге, запряженной двумя лошадьми. И вот по дороге старший сын вдруг вывалился из телеги и попал прямо под колеса. Младший брат не захотел ему помочь, и спокойно наблюдал за медленной и мучительной кончиной родственника. Дело в том, что во времена Средневековья основная доля наследства доставалась старшему ребенку, из-за чего младший сын купца всю жизнь завидовал своему старшему брату. Узнав о смерти сына, отцово сердце не выдержало, и купец также скоропостижно скончался. Поскольку других наследников в семье не было, все имущество перешло младшему брату. Но, вопреки его ожиданиям, богатство не принесло юноше счастья, напротив, оно лишило его разума. И вот, обезумев, младший сын купца оседлал лошадь и примчался на перекресток города, чтобы повеситься. Лишь только утром местные жители обнаружили бездыханное тело молодого человека. Поскольку в то время считалось, что самоубийцы превращаются в вампиров, перед похоронами им отрезали голову. И по сей день, пражане уверяют, что в ночное время на старинных улицах Праги можно услышать стук копыт, а затем увидеть полупрозрачный силуэт Всадника без головы.

Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиполами,— имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение.

Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник — безголовый рыцарь — появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. (Народное поверье в своем поэтичном видении не считает отсутствие головы препятствием для этой задачи). Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.

Легенда повествует, что Либуше в сопровождении юных дев часто ходила в купальню под стенами Вышеграда. Считается, что когда сумерки ниспадают на Прагу, красавицы из прошлого тысячелетия появляются на месте, где они служили своей госпоже, и до припозднившегося путника может донестись их чарующее пение. В действительности же романтичная купальня Либуше с южной стороны крепости представляет собой руины сторожевой башни XV века: речные суда подвозили сюда продовольствие и по ложбине в скале его поднимали наверх.

Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой (850-895 гг.), вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Произошло это в 927 году. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры.

Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными — внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан. Другое предание говорит, что не получившая упокоения душа княгини раз в год появляется в образе огненной собаки у костела св. Микулаша.

Современный собор св. Вита (XIV в.) включает древнюю капеллу, посвященную покровителю чешских земель, святому страстотерпцу Вячеславу (Вацлаву), сыну Воротислава и Драгомиры, убитому в сентябре 935 года. В роскошно украшенную часовню ведет дверь с ручкой в форме львиной головы — именно за нее схватился князь-мученик, падая под смертельными ударами. Из часовни св. Вацлава есть проход в сокровищницу, где хранятся королевские регалии — их показывают публике только по особому поводу. В этой кладовой хранится и корона св. Вацлава. Легенда утверждает, что каждый, кто осмелится примерить венец святого князя, умрет страшной смертью. Последним, кто возложил на себя корону, был германский протектор Богемии и Моравии Гейдрих. Вскоре после этого его автомобиль был подорван чехословацкими диверсантами.

Карлов мост, построенный мастером Петром Парлержем по заданию короля Карла IV из Люксембургской династии, соединяет не только Малу Страну со Старым Городом — этот мост словно переброшен через столетия. В эпоху крестовых походов здесь располагалась важнейшая стратегическая переправа на пути, который должен был завершиться в Иерусалиме. Имеются сведения, что Карлов мост был возведен в соответствии с астрологическими и нумерологическими предписаниями. Его скульптурная галерея хранит память о сакральных рубежах чешской истории. По легендам, место, где стоит известный пражский рыцарь, в древности было отмечено языческим капищем, а идол, свергнутый отсюда, до сих пор лежит на дне реки. Перекрываемый мостом остров Кампа отделен от Малой Страны протокой под названием Чертовка. Имя это возникло не случайно — здесь издревле стояли мельницы (а мельники, как известно, знаются с нечистой силой). Один из домов остался в пражской истории под названием «У семи чертей».

Но на мосту присутствует и дух святости. Между шестым и седьмым пролетами находится статуя святого епископа Яна Непомуцкого (Непомука). С этого самого места в 1393 году пражский архиепископ был сброшен в реку. Предание гласит, что король Вацлав IV обрек его на смерть за отказ выдать тайну исповеди королевы. Сегодня не слишком, в общем-то, религиозные чехи, приходят к статуе, чтобы доверить Яну Непомуку свои самые сокровенные тайны и загадать желания (которые, как верят, будут исполнены).

На Вратиславовой улице появляется серебряный всадник — король Пржемысл Отакар II; на Целетной, близ университета Каролинум, можно встретить призраков проститутки и священника (когда-то разгневанный служитель Божий убил здесь блудницу и сам внезапно скончался от удара); в пивной «У Рибара» (а говорят, что и во многих других пивных тоже) припозднившийся посетитель не застрахован от встречи с тоскливым магистром Палехом, который когда-то предал на смерть Яна Гуса. Большое количество привидений связано со средневековым сообществом алхимиков и с еврейской диаспорой.

Высказывалось мнение, что обилие в Праге привидений объясняется каким-то природным феноменом, например, наличием в земле радиоактивных порол. Но и сама Прага, с ее архитектурным ландшафтом, остается сильнейшим фактором воздействия на сознание человека. Г. Майринк, не устававший удивляться городу на Влтаве, признавался: «Эта фантастическая готика с ее скульптурами, словно отлитыми из запекшийся крови! Сколько бы я ни смотрел на нее, она не перестает волновать мою душу».

Для тех, кто дочитал - бонус: Музей пыток в Праге. Одно из самых жутких, но вместе с тем популярных мест Европы.