Кто кавказский пленник жилин и костылин. Сочинение: "Жилин и Костылин - две разные судьбы" по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Анализ названия рассказа "Кавказский пленник"

/ / / Жилин и Костылин - почему Толстой выбрал именно такие фамилии (по рассказу «Кавказский пленник»)

Рассказ Льва Толстого одобрительно приняли современники автора. О популярности говорит и многократное переиздание произведения. Да и нам, людям 21 века, есть чему поучиться у талантливого писателя. «Кавказский пленник» - рассказ о моральном выборе, который совершают разные по характеру люди. Кроме контрастной галереи образов в произведении привлекает внимание пленительность Кавказа. В этом плане можно говорить о двузначности названия. Кавказскими пленниками становятся главные герои, потому что их берут в плен горцы. Но так же герои в плену у самого Кавказа.

В центре повествования два образа – и . Их объединяет то, что они оба русские офицеры и принадлежат к дворянам. И, пожалуй, это все, чем они подобны. Остальная характеристика сводится к противопоставлению этих персонажей.

Лев Толстой тщательно прорабатывает образы главных героев. Смысл заложен даже в их фамилиях. Жилин и Костылин – невероятно «говорящие» фамилии.

Жилин происходит от слова «жила». Жилы, как известно, не так просто вырвать. Жилы животных даже применяются в качестве материала в разных ремеслах. Герой с такой фамилией ассоциируется с сильным, «жилистым» человеком. Именно таким и хотел изобразить нам Ивана Жилина Лев Толстой. Так же Жилин ассоциируется со словом «жить». Главный герой умеет выживать, бороться за жизнь. Находясь в плену, Жилин не сдается, он приживается в татарском ауле, находит общий язык с доброй местной девочкой Диной. Именно она потом помогает сбежать с плена русским офицерам.

Костылин происходит от слова «костыль». Это приспособление необходимо людям с физическим недугом. В образе Костылина соединяется как физический, так и духовный недуг. Он слабый физически, грузный, толстый человек. Но не на этом сосредотачивает внимание автор. Внешняя слабость – это лишь намек на духовное бессилие, отсутствие силы воли. Костылин всегда ищет опору в ком-то, не умеет принимать самостоятельные решения. Единственная яркая его черта – это эгоизм, который приводит к предательству.

Жилин всегда оправдывает свою фамилию. Он продолжает бороться даже тогда, когда шансов почти нет. Он дает неплохой отпор татарам, хотя не имеет оружия. А попав в плен, не смиряется со своей участью, а продолжает показывать свою «жилистость».

Костылин тоже оправдывает свое имя. Даже однажды предав своего друга, он не стыдится опереться на него. Он взбирается на спину Жилина во время побега, тем самым уменьшая его шансы уйти от врага.

Лев Толстой не просто так дает красноречивые фамилии своим главным героям, в этом есть тонкий намек на их человеческие качества.

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Жилин и Костылин.

Сравнительная характеристика героев

рассказа Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ


обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;

учить сжато излагать повествовательный текст;

развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

продолжить работу по развитию культуры речи школьников

развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.


Человек сам отвечает за свою судьбу.

Л.Н.Толстой

Береги честь смолоду, а платье снову.

Сам погибай, а товарища выручай.

Пословицы


Вспомним прочитанное.

Композиция рассказа «Кавказский пленник»

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.

Экспозиция:

Завязка:

Развитие действия:

Кульминация:

Развязка:

Эпилог:

Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.

Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.

Второй побег из плена.

Жилин оказывается в своей крепости.

Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.


Характеристика литературного героя

Характер – это …

совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,

ведь пленников двое?

В плен попадают два офицера,

но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».

Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,

именно он – герой рассказа Толстого.

Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,

т.е.дадим им сравнительную характеристику


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Происхождение, род занятий

Костылин

Смысл фамилии

Внешность

Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.

Жилы кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.

Костыль высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.

«Не велик ростом, а удал».

«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Предусмотри-тельность

Костылин

Отношение к лошади

«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…

«Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».

«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время встречи с татарами

Костылин

«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».

Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.

Трус, не поддержал товарища.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение в плену

Костылин

«Написал письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».

«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».

Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Мнение татар о пленниках

Костылин

Наблюдательность

«Джигит»

«Смирный»

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».

«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время первого побега

Костылин

«Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».

«Костылин всё отстаёт да охает».

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .

Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.

«Бросать товарища не годится».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Подготовка ко второму побегу

Костылин

Выносливость

Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.

Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.

«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».

«…не годится товарища бросать».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Костылин

Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.

Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери

Раскис, упал духом.

Сумел прижиться в ауле

Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.

Ему интересны другие люди, любит детей.

Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.

Великодушный, честный.

Способен на предательство, трус


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

Какие основные черты характера они проявили?

Жилин

Костылин

Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.

Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:

«Человек сам отвечает за свою судьбу»?

Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Объясните смысл русских пословиц

« Береги честь смолоду, а платье снову»,

«Сам погибай, а товарища выручай »,

опираясь на прочитанное произведение

Чему научил вас рассказ

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?


— рассказ Толстого, который знакомит нас с русским офицером, попавшим в плен к горцам. Это происходит во время Кавказской войны. Читая рассказ, мы знакомимся с двумя главными героями — офицерами, чью сравнительную характеристику нам задали сделать на дому.

Как мы уже сказали, главными героями рассказа являются два офицера русской армии Жилин и Костылин. У них имеются как общее, так и отличительные человеческие характеристики. Наверное следует сказать об их общих чертах, что делает героев схожими. Это их общая служба на Кавказе. Оба они дворянского происхождения, служат в звании офицеров, одновременно идут в отпуск и вместе одновременно попадают в плен. А дальше читатель видит, насколько это разные люди, разные не только по внешности, но и по поведению. Один из них — герой, а второй — слабый человек, что вызывает лишь отвращение. Остановимся на героев Жилина и Костылина подробнее.

Характеристика Жилина

Жилин — человек, что заслуживает уважения. Несмотря ни на что, он остается всегда человеком. Хоть Жилин и небольшого роста, но во всем он был удальцом. Это офицер, чье мужество и сила видна сразу, при этом он никогда не стремился показаться героем. Даже в трудную минуту Жилин думает не о том, как спасти свою шкуру, а о том как защитить мать от известия, что он попал в плен. Жилин самостоятельно пытается найти способ, как решить проблему. Он и организовывает побег, который из-за Костылина не удается в первый раз. Но это не сломило героя. Жилин не опускает руки и находит спасение. Данный герой силен духом и его уважают даже враги. Жилин смел и решителен и этим невозможно не восхищаться.

Характеристика Костылина

А вот Костылин совершенная противоположность. Внешне это грузный толстый человек, жалкий и ничтожный. Уже само его описание вызывает неприязнь. А когда знакомишься с этим героем рассказа дальше, то и вовсе начинаешь его презирать. Костылин эгоист по натуре, для него важно спасти свою шкуру, поэтому он сразу бросился писать родным, чтобы те готовили за него выкуп. Костылин подлый человек, которому неизвестно понятие дружбы и уж точно его героем никак нельзя назвать.

Цели и задачи урока:

  1. Формирование умений вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров;
  2. Развитие навыков сравнения на примере противопоставления Жилина и Костылина;
  3. Развитие речи учащихся и привитие навыка анализа текста.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя: тема и цель урока.

III. Основная часть. На доске записаны три пункта, по которым будет идти работа на уроке:

  1. Поведение героев в критических ситуациях.
  2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.
  3. Отношение окружающих к героям.

1. Поведение героев в критических ситуациях.

Беседа по вопросам.

1) Какие критические ситуации в рассказе самые главные?

  • Жилин и Костылин попадают в плен;
  • Татары требуют выкупа;
  • Жизнь Жилина и Костылина в плену;
  • Первый побег из плена;
  • Второй побег.

2) Вспомните, как брали в плен Жилина и Костылина. Расскажите об этом так, чтобы мы увидели рассказанное как бы на экране. Нарисуйте словесную картину.

Жилин видит опасность – шестеро татар несутся наперерез, отступление невозможно. Тогда он с шашкой поскакал на красного татарина и наверняка срубил бы его, если бы пуля не попала в лошадь. Конь не просто упал, а “придавил хозяина”. Сначала двое татар бросились на Жилина, но он сумел скинуть их, тогда еще трое соскочили с коней и начали бить прикладами по голове. И только пятеро смогли скрутить Жилина, уже бывшего в беспамятстве.

Костылин (он рассказывает об этом Жилину уже в плену): увидевший татар Костылин “ожаривает лошадей”, бьет изо всех сил, но лошадь выбилась из сил, стала. Ружье у Костылина осеклось. Его нагоняет Абдул и увозит с собой.

Отношение к лошадям: Костылин нещадно “ожаривает” лошадь, Жилин – любовно относился, просит: “Матушка, вынеси…”

3) Прочитайте выразительно сцену требования выкупа.

Чтобы взять верный тон в чтении, надо сначала уяснить суть поведения пленников.

Каково же поведение Жилина и Костылина в сцене требования выкупа?

Жилин – отказывается платить большой выкуп.
Костылин – соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется.
Жилин – письмо пошлёт с неверным адресом, а всё равно торгуется, он гордый, смелый, не боится татар и их угроз.
Костылин – трусит, безвольный. Татары это видят и прижимают его.

- Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

Костылин – надеется на судьбу. Спит.

Жилину – всё интересно: обычаи народа, как сакля убрана, как татары одеваются, как едят, как ведут себя, когда у них горе, когда радость. Везде ходит, всё смотрит. Татарские дети полюбились ему, он стал им делать куклы. Активный, любознательный. В плену - мастерит, чинит. Цель – убежать из плена, место обследовать, собаку подкормить, чтоб не лаяла на беглецов, еду запасти.

4) Сцена первого побега из плена.

Жилин – трудно “копать от камней”. Заботливо разрыл яму пошире, чтобы его грузный товарищ мог пролезть.
Костылин – трусливый наблюдатель. Всего боится. Не помогает. Даже в дыру бесшумно пролезть не может. Во время побега ноет: то в сапогах ноги стер, то без сапог ноги обрезал.
Не смог далеко унести – взяли их татары, из-за Костылина побег сорвался.

5) Второй побег.

- Зачем Жилин мастерит кукол детям, чинит ружьё?

Чтобы расположить татар.

Зачем Жилин пошёл смотреть, как живет старик-татарин?

Осмотрительный Жилин почувствовал в старике-татарине опасного врага и, готовясь к побегу, хотел предвидеть все возможные препятствия.

Жилин – храбрый, Костылин – трусливый.

Жилин, пока жив, будет бороться за свободу, а Костылин – сломленный и покорный, он даже слушать не хочет ни о каком побеге.

2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.

Как Жилин и Костылин относятся к людям?

Доброе отношение Жилина к Костылину. Жилин доверяет ему, считает, что тот, как и всякий порядочный офицер, должен держать слово. А уговор был, когда поехали без обоза, не разъезжаться.

Встретились офицеры в плену, и ни слова упрека не услышал Костылин, хотя он один был виноват в плачевном положении их обоих.

Жилин заботится о Костылине: и за себя, и за Костылина высказывает требования татарам: колодки снять, кормить хорошо, дать одежду.

Жилин помнит и выполняет одну из заповедей Ветхого Завета: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Он и в плену заботится о матери (“Где она деньги возьмет? Она тем жила, что я посылал ей”), о Дине. Дружески относится к беднякам – татарам.

Костылин – спит, считает дни, когда деньги дойдут. Равнодушен ко всем.

Толстой умалчивает об отношении Костылина к людям – тоже средство его характеристики.

Жилин не насмехается над татарскими обрядами, уважительно и серьезно наблюдая чужие обычаи.

Костылин – равнодушный, трусливый, ленивый.

Жилин едет навестить старую мать, он тепло распростился с солдатами и по всему видно, что это хороший человек.

- В каком положении мы видим Жилина и Костылина в татарском ауле и воспринимают ли они всех жителей аула как своих врагов?

Суровые условия: рваная одежда, еда – вода и хлеб, иногда и просто тесто непеченое.

Жилин – в колодках, ему все интересно. Мирные татарские жители ему вовсе не враги, он им помогает, чинит все – кому часы, кому пистолет.

Костылин – жил, как раб. Ни с кем не знался – все ему враги. Не помогал готовить побег для них обоих.

- Что можно сказать об отношении Жилина и Костылина к людям из эпизодов первого и второго побегов?

Костылин ноет – “дороги не знает”, “не дойдем в ночь”, “сапоги ноги стерли”.

Жилин – терпит нытье Костылина. Тащит его, в сердцах думает: “И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел”. Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать, по-братски прощается с ним.

Дина – верный друг Жилина. Он заботится о ее безопасности. Передавая шест, говорит: “Снеси на место, Дина, а то хватятся- прибьют тебя”.

3. Отношение окружающих к героям.

Костылина жители аула не видят. Он сидит в сарае или спит.

Жилин: хороший, добрый человек, умелец. Люди просят полечить их. Хозяин выказывает расположение к Жилину, приносит ему снасть, щипчики, буравчики, подпилочек.

Дина – настоящий друг Жилина. Она молока принесет, лепешек, баранины кусок. Дина радовалась поделкам, сделанным для нее Жилиным: кукле, глиняным зверюшкам. Она помогает выбраться из ямы, проявляя настоящий героизм: притащила длинный шест, догнала Жилина, всунула лепешки, стала разбивать колодку, горько заплакала, увидев, что не сможет ее осилить.

Вывод: человек ответственен за зло и несправедливость, каждый должен, даже в трудных условиях, быть активным, сеять не вражду и злобу, а мир и доброе расположение людей друг к другу. Люди разных национальностей могут и должны жить в мире и дружбе.

- Почему татары решили убить только Жилина?
- Зачем привели Костылина, когда требовали выкуп с Жилина?

Татары считают Костылина неопасным, трусливым и пытаются добиться его согласия на все условия, “поставить в пример” непокорному Жилину.

- Жилин добр только по отношению к Дине?

Нет, он проявляет доброе отношение к матери, к солдатам, к Костылину, к татарам, к татарским детям.

Приносит ли пользу людям доброта Жилина?

Да, он все время делает что-то доброе людям, он заботлив, внимателен, участлив. Не сводит счеты с предавшим его Костылиным.

Учащиеся подбирают эпитеты, характеризующие героев рассказа.

Жилин: добрый, честный, смелый, любознательный, активный, трудолюбивый, деятельный, гордый, благородный, высоконравственный, великодушный.

Костылин: трусливый, пассивный, бездеятельный, безвольный, сломленный, покорный.

IV. Работа с иллюстрациями.

Кто изображен на всех 3-х иллюстрациях

Жилин, герой рассказа Л. Н. Толстого, в различных ситуациях.

Писатель не дает описания внешности Жилина. О нем лишь сказано: “А Жилин хоть не велик ростом, а удал был”.

Как представляете вы внешний облик героя?
- Совпали ваши мнения с образом, данным художником.
- Почему? В чём?
- Найдите слова, которые можно употребить в качестве подписи каждой иллюстрации.

1 картина: “Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу”.
2 картина: “Сел Жилин, стал место разглядывать; стал смотреть в русскую сторону; туда, промеж этих двух гор, и бежать надо”.
3 картина: Дина стремилась помочь Жилину, освободить его от колодки.

V. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание: подобрать пословицы и поговорки, характеризующие главных героев.

  1. Правда светлее солнца.
  2. Смелость города берет.
  3. Храброму смерть не страшна.
  4. Не место красит человека, а человек место.
  5. Великому кораблю велико и плаванье.

Костылин:

  1. От волка бежал, да на медведя попал.
  2. В тихом омуте черти водятся.
  3. Не смейся, горох, не лучше бобов.
  4. Пустили козла в огород.
  5. Шило в мешке не утаить.

Второе задание состояло в рисовании понравившихся эпизодов рассказа. (“Создай свою иллюстрацию”).

Почему вы нарисовали этот эпизод?

VI. Выразительное чтение понравившихся отрывков.

Почему данные отрывки понравились?

VII. Выводы. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее заданиеписьменная работа “Жилин и Костыли н”.

Ребята, я думаю, “Кавказский пленник” никого не оставил равнодушным. Л.Н. Толстой в этом рассказе обращается к вам, детям, он учит вас отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить маму, считаться с другими, не бояться брать ответственность на себя. Спасибо за урок, добра вам и справедливости.

Средняя школа им. М.Ауэзова

Открытый урок по русской словесности в 5 русском классе.

Тема: Жизнь горцев в ауле. Жилин и Костылин в плену

(урок - обсуждение)

Учитель:Кикбаева М.К.

Тема урока « Жизнь горцев в ауле. Жилин и Костылин в плену»

Цель: Формирование определенных теоретических понятий: первоначального понимания особенностей рассказа и его сюжета; развитие навыков живого пересказа и читательского воображения, составления характеристик; определяя основную тему и идею рассказа, воспитать стреление к дружбе и миру во всем мире.

Оборудование : портрет Л.Н.Толстого иллюстраци, картины.

План и ход урока .

І. Орг. Момент

ІІ. Проверка домашнего задания (по иллюстрациям)

1. Самые понравившиеся эпизод (пересказ)

2. Обсуждение рисунков учащихся.

    Можно ли по данным рисункам пересказать произведение Толстого?

    Как надо расположить рисунки, чтобы они помогли рассказать о событиях в рассказе по порядку?

Вывод: Эпизоды в художественном произведении даются в определенной последовательности, они связаны друг с другом.

ІІІ. Беседа о Жилине.

1. – На всех ваших рисунках изображены разные герои, но Жилин есть на каждом. Почему?

2. –Подходит ли к Жилину слово «герой» в обычном смысле?

(да, он- настоящий герой: смелый (не боится врагов) совершенный (не бросает товарища)

    Похож ли Жилин на сказочного героя: на Ивана – крестьянского сына, который идет биться с Чудом –Юдом, или на Ивана из сказки Ершован «Конек Горбунок»?

    Правильно, Жилин не ищет славы, но когда приходится, показывает и мужество, и выдержку, и самоотверженность.

    А чем Жилин отличается от этих сказочных героев? (он не сказочный, не вымышленный герой, а реальный персонаж рассказа) (он не совершает ничего чудесного)

    Правильно; рассказ в отличие от фольклорных жанров особенно от сказки, отражает реальную жизнь. И произведение «Кавказский пленник» не зря является былью (от слов «быть», «было»)

3. В начале рассказа сказано: «служил офицером один барин». Похож ли Жилин на барина?

Почему на похож? А кто действительно похож на барина? (Потому что Жилин любит трудиться, все умеет делать, терпелив, жалеет мать. А Костылин ничем себе помочь не может «сразу ноказал свою слабость», «только» мешает Жилину»)

4. Жилин мог бы ненавидеть Костылина, а он как к Кастылину относится? Почему?

(Жилин хоть и ругает Костылина колодой, но все –таки и во второй раз зовет с собой бежать, а при прощании даже поцеловался с ним. Жилин –добрый, незлопамятный, понимает, что Костылину тоже нелегко)

5. Кому тяжелее было в плену: Жилину или Костылину? (Жилину было тяжелее: он брал на себя самое трудное, даже Костылина на себя тащил, подкоп делал. А если бы он ничего не делал, то ему было бы еще хуже: сидеть, стонать, ничем себе на помогая- не легче)

Вывод: тому, кто привык и умеет трудиться, легче перенести трудные условия.

6. Почему Жилин не согласился на выкуп в 3 тысяч рублей

ІҮ. Итак, месяц прожили в ауле. Чем жил аул! Опишите жизнь горцев в ауле. Жили в ауле простые люди, они были добрые, трудолюбивые люди, они сумели оценить мастерство, трудолюбие Жилина, относились к Жилину?

(нет, не все, но многие. Дети и некоторые взрослые с интересом относились, были благодарны за помощь, детям нравились его игрушки;

А красный татарин не любил его и еще старик, который приходил из- под горы)

2. А за что старик не любил пленных? (У него русские убили 7 сыновей, а один сын предался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал. От того и не любил он русских)

Учитель: По мысли Толстого, люди все могут жить в дружбе, разные обычаи, разный язык не помешают им, если они с уважением относятся друг к другу.

А мешает война, она разжигает враждебные чувства. Война сделала горцев и Жилина врагами. И не будет у людей огня описывая жизнь горцев, Толстой показывает хорошее знание быта, обычаев горского народа, уважение к ним.

Но у детей нет этого враждебного чувства к пленникам. Поэтому и возникает дружба Жилина с Диной, взаимопонимание между ними.

ІІ. Эпизод прощания Жилина с Диной (чтение по ролям).

1. Давайте остановимся на отдельных деталях слова «как козочка прыгает»

А ведь вначале о ней было сказано: прыгнет прочь, как коза дикая» -почему такая разница (первый раз Жилин смотрит на Дину «чужими глазами»: он ее еще не любил тогда»)

2. Вопросы:

Почему Дина спасла Жилина?

Как Дина называет Жилина? (Иван)

Дину Жилин как называет? (Девушка, Дина, умница)

Что она хорошего сделала Жилину? Чем помогла? (молоко, лепешки приносила, мясо, черешни; помогла выбраться из ямы- шест длинный с крыши принесла, хотела помочь сбить замок с колодки)

Как на это отзывался Жилин

(Чем он ее благодарил)

Жилин делал ей кукол, игрушечную мельницу.

Вывод: Добро делал Жилин, а девочка добром, отвечала на добро, ему спасает жизнь

Только ли он Дине помогал?

(Нет, он всем помогал)

ІҮ. Давайте вспомним эпизод о первом побеге пленников.

Как Жилин и Костылин ведут себя в плену? (Жилин изучает местность, жизнь горцев, а Костылин ничего не делает, только спит).

Кто из них проявляет заботу о товарище, готов помочьв трудную минуту: (конечно, Жилин)

Как они относятся к трудностям (Жилин терпит. А Костылин - начинает охать, жаловаться)

Что самое главное в характере Жилина (настойчивость) Еще в самом начале Жилин думал «Я уйду» написал письмо о выкупе с неправильным адресом.

А у Костылина что главное в характере? (трусость)

Кого из них положительный герой? (Жилин)

Каким должен быть положительный герой (обладать полож. Припятственными качествами добротой, терпеливостью, мужеством, смелостью)

Есть ли эти качества у Жилина?

А почему, Костылина можно назвать положительным героем, почему?

Давайте сравним Жилина и Костылина и ответим, почему Костылина нельзя назвать положительным героем.

Костылин

Внешность

Худой, легкий

Грузный, пухлый, тучный, весь красный, толстый

Поведение в плену

Наблюдает, знакомится, рукодельничает, готовится к побегу

Писал домой, ждал присылки денег, скучал, сидел, считал дни, когда письмо придет, или спал разболелся, стонал спал.

При побеге

Сделал подкоп, прикормил, собаку, дорогу пометил, подсадил на спину Костылина

Жаловался на сапоги, ноги стерли, просил отдохнуть, отказывался идти, обессилел (рассолодел)

Вывод: Жилин – умный, наблюдательный, предусмотрительный, добрый, терпеливый, мужественный, смелый, трудолюбивый.

Костылин- ленивый, трусливый, беспомощный, жалкий

Фамилии Толстой выбирает говорящие, Жилин и Костылин, они способствует раскрытию характеров и делает образы более яркими.

Образы Жилина и Костылина в произведении противопоставлены друг другу, соотносятся по принципу антитезы. (Определение)

    Каким был первый побег? Удачным или нет? Кто же был виноват?

    А во второй раз почему Костылин не убежал из плена с Жилиным? (Он отказался, у него не было сил бежать)

    Каков результат второго побега? (Удачный Жилину удалось добежать до своих)

    Как вы думаете, если бы Жилину и во второй раз не удалось бежать, попытался бы он еще бежать? (Да конечно) Почему? (Потому что Жилин уже в начале поставил цель сбежать из плена)

    Как можно эту черту характера у Жилина назвать? (Целеустремленность)

ҮІІ. Давайте, сделаем из всего выше сказанного вывод, какова основная мысль произведения людей обьединяет мир и дружба, а война разобщает. Нужно, чтобы все народы и нации уважали друг друга и понимали, только тогда можно установить мир на всей земле.

ҮІІІ. Подведение итогов.

1. Сегодня мы с вами рассмотрели рассказ Л.Н.Толстого, анализировали эпизоды, отдельные детали, получили некоторые понятия о литературоведческих терминов.

ІХ. Домашнее задание: устное сочинение: «Что мне понравилось в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник»

Х. Комменитирование оценок.

Костылин

1.спит, ничего не

2. охает, начинает

жаловаться

3. отказывается от

1. изучает местность, жизнь горцев

2. к трудностям относится терпеливо

3. делает игрушки

4. готовится к побегу, делает подкоп


1. делал ей кукол

2. сделал игрушечн

мельницу

3.помогал чинить

часы горцам

4. пленный у горцев

1. приносила молоко, лепешки, черепешки

2. помогла выбраться из ямы

3. пыталась сбить замок с колодки

4. дочь хозяина татарина

1.Попадают в плен

2. пишут письма домой по угрозой

3. мечтают о возвр