Краткий анализ произведения ася. «Ася» И.С. Тургенева. Систематический анализ повести и разбор ее некоторых связей с немецкой литературой

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.

В 1857 году свет увидело трогательное, лирическое и прекрасное произведение Тургенева “Ася”. Отзывы общественности о данной повести превзошли все ожидания. “Ася” покорила сердца миллионов читателей всего мира и была переведена на многие основные европейские языки.

В чем же секрет притягательности и популярности этой грустной и незатейливой истории любви? Давайте узнаем.

В данной статье вашему вниманию будут предоставлены лаконичный анализ произведения, сжатая характеристика его героев и краткий пересказ. “Ася” Тургенева обязательно увлечет и вас своей нежной сентиментальной чувственностью и бесхитростной, простой целомудренностью. Она побудит вас посмотреть на мир по-новому, научит ценить искренность и чистоту.

Итак, встречайте - покорившая миллионы сердец “Ася” Тургенева! Цитаты и выдержки из повести, упомянутые в данной статье, предоставят вам возможность насладиться прекрасным слогом и стилем писателя, а красивые иллюстрации, поданные ниже, помогут на долгое время запечатлеть образы главных героев и их характерные черты.

История создания

Однажды, во время путешествия по Германии, Иван Сергеевич стал случайным наблюдателем мимолетной картины: из окна первого этажа небольшого каменного дома выглядывала чинная пожилая женщина. Через какое-то мгновение в окне этажом выше показалось миловидное личико юной девушки. Какова была судьба этих женщин? И что могло их свести в одном доме? Фантазии писателя по этому поводу и отображает лирическая “Ася” Тургенева. Анализ повествования говорит о том, что автор проникновенно, с тонким психологизмом смог передать атмосферу немецкого городка и дружбы двух различных, но очень милых женщин.

Прототипы

Говорят, что прообразом несмелой и чувственной Аси была собственная незаконнорожденная дочка писателя - Полина Брюэр. Прототипом главной героини могла быть и единоутробная сестра Тургенева - Варвара Житова. Обе девушки, глубоко переживая свое сомнительное положение, так и не смогли найти себя в аристократическом обществе.

Что же хотел донести до своего читателя Тургенев? “Ася” (анализ произведения представлен в статье) определенно отвечает на этот вопрос. Но перед тем как приступить к детальному изучению повести, давайте коротко вспомним сюжет.

Начало печальной истории

Краткий пересказ “Аси” Тургенева следует начать с описания главного персонажа, от лица которого ведется рассказ событий.

Пред критическим взором читателей предстает анонимный господин Н. Н. Он, вспоминая молодость, восстанавливает в памяти события своего турне по Европе и знакомства с необычными соотечественниками.

Он встречает Гагиных - молодого мужчину и юную девушку, брата и сестру, которые путешествуют вместе. Мужчины быстро сближаются друг с другом, часто проводят время сообща за беседами и развлечениями.

Главные герои “Аси” Тургенева испытывают друг к другу неподдельные чувства дружбы и симпатии. Со временем господин Н. Н. начинает обращать внимание и на сестру своего товарища.

Главная героиня

Ася - девушка особенная и необычная. Она очень начитанна и умеет красиво рисовать, тонко чувствует прекрасное и обладает обостренным чувством справедливости.

У Аси переменчивый характер и сумасбродная натура, временами она бывает отчаянна и безрассудна. С другой стороны, девушка ранима и впечатлительна, добра и ласкова, чиста и естественна.

Обладая таким удивительным и необычным характером, она притягивает к себе внимание главного героя и заставляет его искать причины ее странного поведения. Его чувства к ней поистине противоречивы: он одновременно осуждает девушку и любуется ею.

Наблюдая за братом и сестрой, главный герой начинает подозревать, что в действительности они не являются таковыми. Какие же отношения их связывают? Неужели они - любовники, бесстыдно играющие чувствами своего знакомого?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо узнать историю жизни главной героини. Это и есть главная тема “Аси” Тургенева.

История Аси

Ася - не простая барышня-дворянка. Она - дочь состоятельного барина, отца Гагина, и бедной крепостной. Двусмысленное положение, недостаток воспитания и личные горести накладывают определенный отпечаток на поведение и манеры главной героини. Она не может ловко, по-светски вести беседу, не может уверенно владеть своими чувствами и эмоциями.

Чем же притягательна Ася Тургенева? Отзывы о ней рассказчика свидетельствуют о том, что главные недостатки девушки являются ее основными добродетелями. Ася не похожа на светских кокеток, лицемерных и бездумных барышень. Она наделена воображением, страстностью, живостью и непосредственностью, что делает ее очаровательной и желанной в глазах главного героя.

Брат и сестра

Между Асей и ее братом существуют непростые и своеобразные отношения. Гагин, осознавая свой долг касательно младшей сестры, испытывает к ней любовь и жалость одновременно. Он обращается с ней свысока и в то же время искренне, надменно и в то же время по-доброму. А она… Она привязана к нему неподдельно и страстно, боясь огорчить или запятнать его.

“Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я
хочу любить - и навсегда”, - пылко и эмоционально открывается она брату.

Несчастная любовь

Общение с господином Н. Н. пробуждает в сердце юной и неопытной девушки бурю новых и невразумительных для нее чувств. Она, непонимающая себя и страшащаяся своих ощущений, ведет себя странно и переменчиво, но это не обычные капризы. Поведение Аси отражает ее внутреннюю борьбу и смятение, ее желание понравиться и очаровать.

Не умея скрывать своих чувств и даже не осознавая, что это необходимо делать, девушка открывает душу своему брату и любимому. В этом детском наивном поступке раскрывается вся она - невинная и порывистая Ася Тургенева. Главные герои не могут по достоинству оценить ее откровенность и темпераментность.

Гагин называет сестру сумасшедшей и сокрушается, что “она погубит себя, непременно”. Однако он все же отмечает возвышенные и благородные чувства Аси, а также ее чистоту и искренность.

Главный же герой, напротив, не может оценить редкие и прекрасные качества девушки, которая любит его и которую любит он сам. "Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!" - думает господин Н. Н. Да, он не может идти наперекор светским правилам, не может жениться на незаконнорожденной, не может бороться за свою любовь. И даже когда Гагин прямолинейно и грустно спрашивает друга о том, собирается ли он жениться на его сестре, тот избегает прямого ответа и молчит.

Чем же заканчивает свою повесть “Ася” Тургенев? Отзывы и рецензии о произведении свидетельствуют о том, что выбранный эпилог очень реалистичен и удачен.

Конец

Главная героиня, осознав, что ее не любят и не понимают, решается навсегда покинуть свою первую любовь. Она не навязывается, не устраивает сцен. Она просто уходит, унося с собой разбитое сердце и неутихающую боль.

В этом проявляется сильная сторона характера девушки - она решительна и непреклонна в том, что считает правильным, ее гордость и мудрость достойны подражания.

Что хотел показать своим произведением Иван Сергеевич Тургенев? “Ася” (содержание и сюжет повести кратко описаны выше) учит читателей тому, что важно бороться за свое счастье, ценить искренность и невинность и не идти на поводу у мнения большинства.

Современные отзывы

Какое же производит впечатление на современных читателей чистая и прямодушная Ася Тургенева? Отзывы о данной повести продолжают оставаться восторженными и положительными.

Несмотря на то что многое из произведения не до конца понятно сердцу и уму нынешних читателей, все же история Аси побуждает задуматься над истинными чувствами и отношениями.

Многим нравится глубина чувств и полнота эмоций, переданная Тургеневым в книге. Автор писал точно и ярко, без ненужных размытых фраз и рассуждений. Он затрагивает сердце не пафосом или эротикой, не сарказмом или жестокостью (как это может быть принято в современной литературе). Нет, Иван Сергеевич описывает на страницах своей повести тихие и простые чувства, нежные и благородные порывы, которые находят в потаенных уголках человеческой души доброту, достоинство и великодушие.

Очень надеемся, что данная статья побудит вас взять в библиотеке томик “Аси” и окунуться в нежный и романтический мир Тургенева, мир, где царит взаимопонимание и нравственность, сострадание и благоразумие. И, конечно же, любовь.

И.С. Тургенев вошёл в русскую литературу, прежде всего, тонким исследователем внутренних переживаний человека, воплотившим их в необыкновенно лирической форме. Мастером психологической анализа он проявил себя и в повести «Ася» (1858). Уже современников поражало в этом произведении глубина, точность, динамизм в изображении зарождающейся любви, непосредственность повествования. Неслучайно Некрасов отмечал, что от этой повести «веет поэзией», светом, радостью.

Внешне произведение рассказывает о глубоком чувстве, раскрывшемся в сердце юной Аси и молодого русского путешественника, не ответившего на это чувство взаимностью, вспоминающего те далёкие дни молодости уже в одиночестве. Внутренне эта история любви открывает духовный, психологический облик каждого персонажа, сущность которого проверяется любовью. Отсюда та тонкость в передаче душевных переживаний персонажей. На глазах читателя они преображаются любовью, но эта любовь так и не приносит им счастья.

Искренность, правдоподобность описываемых событий передаётся через форму повествования от первого лица. Перед читателем возникает образ уже немолодого дворянина, вспоминающего себя двадцать лет назад во время своего путешествия по Рейну. Отсюда гармоничное сочетание в повести эмоциональности, горячности восприятия молодого человека и мудрые мысли человека, прожившего жизнь. Рассказчик одновременно описывает свои непосредственные переживания здесь, сейчас и смотрит на себя со стороны.

Этот приём позволяет настроить читателя на доверительный диалог, вместе поразмышлять над причинами несложившегося чувства, бесцельно прожитой жизни. В молодости господин N – это наблюдательный, тонко чувствующий природу и стремящийся к общению с людьми юноша. Он восхищается красотой природы: городок кажется ему устремленным ввысь, он наслаждается радостной игрой света, «сияющей прозрачностью воздуха».

Казалось бы, психологически он открыт большому чувству. Но автор даёт тонко понять, что в его персонаже незаметно пробуждались и эгоистические мысли: он привык жить без цели, без оглядки, воспринимал молодость как должное, хотел просто наслаждаться жизнью. Таковы были зачатки его слабоволия, трусости, явного непонимания того, что Ася любит его всей душой, открыто, свободно, всецело.

Психологически в повести возникает печальная коллизия отношений Аси и господина N. Тонкая психологическая игра начинается из-за того, что этот господин не замечает очевидного, не имеет мужества открыть своё сердце истинному чувству, взять на себя ответственность. По силе психологических переживаний, глубине духовного мира он не сравнится с девушкой, оказавшейся в своём искреннем стремлении к любви мудрее и прозорливее его. Тайный психологизм повести раскрывается не только через внутренние монологи-рассуждения главного героя, психологически точно описано поведение Аси, встретившей свою настоящую любовь.

Изначально эта удивительная девушка представляет собой тайну для главного героя. Он не может и не хочет уловить её внутренних переживаний, заветных мыслей, хотя они были столь прозрачными и естественными. Внешне Ася каждый раз представала перед ним новой, неизвестной: то он казалась ему слишком подвижной, рискованной, то предельно искренней и душевной. Она могла предстать и благовоспитанной барышней, напоминающей домовитую Доротею, истинно русской девушкой, напевающей «Матушку, голубушку» и дичком.

Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, пониманию главного героя. Она была предельно открыта своему чувству и в то же время не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки.

Вместе с тем усложняется, наполняется новым содержанием её чувство. Вначале Ася предстаёт перед читателем открытой миру, не боящейся стоять над пропастью на старой башне, образно воспринимающей мир. Она могла довериться природе, людям, была внутренне свободной. Это состояние было недоступно главному герою, замыкавшего себя вокруг собственного Эго. Поэтому его брала досада, глядя на Асю.

Вместе с тем у неё проявлялась дерзкая усмешка, объясняемая ущемлённым самолюбием, двойственным положением Аси в обществе. По происхождению она – незаконнорожденная дочь богатого помещика, отца Гагаева. По воспитанию и взглядам на жизнь – благородная дворянка, которая была способна на трудный подвиг, жертву. Двойственное положение развило в героине недоверчивость, самолюбие. Она стыдилась мучительных переживаний по поводу своего происхождения. Всё существо Аси стремилось к правде. Она привыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают. Неслучайно в повести говорится, что Ася напоминает рафаэлевскую Галатею. Это не девушка-«хамелеон», как думал о ней господин N. Это сильная личность, требующая во всём правды, откровенности. Это внешне хрупкая, грациозная девушка, обладающая огромным духовным потенциалом.

Силу переживаний Аси трудно сравнить с малодушием главного героя, переступающего через своё чувство ради нелепых предрассудков. В людях Ася больше всего презирает лесть и трусость. Именно поэтому во время окончательного объяснения с главным героем, видя его нерешительность и слабоволие, она незамедлительно уходит от него, уходит навсегда. Тургенев показывает, какой силы, духовного взлёта достигало чувство Аси, когда она признаётся, что готова взлететь, как свободные птицы. Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину N. Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи – «ваша»! Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы её считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределённости в отношении к ней главного героя. А тот в свою очередь стал упрекать её за чрезмерную открытость, искренность.

Только спустя много лет, после приобретённого опыта рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя. Он не увидел, не почувствовал своего счастья, которое само открывалось ему. Всему виной Эго, вызывающее малодушие, страх, предрассудки. Мастерство тайного психологизма И.С. Тургенева в этой повести находит своё выражение в раскрытии внутреннего мира двух столь далёких друг другу персонажей, один из которых своей любовью мог обнять весь мир, взлететь на небеса, другой же так и остался на земле, печально смотрящим на небо.

Алексеева Евгения

Данная работа рассматривает некоторые "одинаковости" в жанре, композиции, идейном содержании, обрисовке характеров в повестях И.С.тургенева "Ася" и "Первая любовь".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская гимназия»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Сравнительный анализ

жанрово-тематических, композиционных параллелей

В повестях И.С.Тургенева «Ася» и «Первая любовь»

(Исследование)

Выполнила:

Алексеева Евгения, ученица 9 класса

Руководитель:

Тихонова Т.Н., учитель русского

Языка и литературы

1 квалификационной категории

1. Вступление………………………………………………………………………………..2 стр.

  1. Сравнительный анализ повестей И.С.Тургенева

«Ася», «Первая любовь»…………………………………………………….3 стр.

Жанр, сюжет…………………………………………………………………………..3 стр.

Господин Н.Н. и Володя…………………………………………………..3 стр.

Женские образы…………………………………………………………………..4 стр.

Тема смерти в повестях…………………………………………………..6 стр.

Роль шедевров искусства……………………………………………….6 стр.

Особенности композиции………………………………………………..7 стр.

3. Заключение…………………………………………………………………………………9 стр.

4. Список литературы…………………………………………………………………10 стр.

I. Вступление.

Любовь... Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – что это такое? Как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.

Любовь, подобно свече, внесенной в темную, заброшенную комнату, озаряет жизнь. Но долговечна ли она и счастлива ли? Да, свеча любви кратковременна, но символизирует одновременно и вечное солнце, и негасимый дух, извне и изнутри согревающие человека.

И.С.Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей с поэтическим трепетом повествует о рождении вечно юного чувства – любви. Трагически равнодушная и одновременно обольстительно прекрасная, его любовь имеет свою оборотную сторону. Радость и восторг первой любви смягчает ее жесткий трагизм. В повестях «Ася» и «Первая любовь» автор рассматривает чувство любви как неизбежное подчинение и добровольную зависимость, рок, господствующий над человеком.

В «Асе» и в «Первой любви» основные темы схожи. Это утраченное счастье, которое было так близко и так возможно, это горькое и бесплодное раскаяние. Главный герой в этих повестях – не устроитель своей судьбы. Скорее – разрушитель. Любовь в представлении Тургенева – это стихия, она не подвластна человеку, заставить ее служить своему счастью человек не может.

Несмотря на миновавшее столетие с момента написания повестей, несмотря на значительно изменившиеся отношения между людьми, позиция автора «Первой любви» и «Аси» остается понятной и близкой современному читателю, может быть, оттого, что первая любовь – понятие, существующее вне времени. Талант и мастерство Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполне актуальны и сегодня.

Обе повести вызвали во мне живой интерес и побудили желание изучить их более пристально. Поэтому в данной работе я рассматриваю некоторые «одинаковости» в жанре, композиции, идейном содержании, характерах героев.

II. Сравнительный анализ.

И.С.Тургенев строит большинство своих произведений как повествование – воспоминание. В итоге «происходит не только воспроизведение, но и преображение пережитого в памяти». Произведения писателя отличает неповторимая тональность – интонация элегии, интонация светлой грусти воспоминаний.

«Ася» построена как рассказ от первого лица. О своей любви повествует некий господин Н.Н., который, спустя много лет, подводит итоги собственной жизни. Уже пожилой человек находит нужным выделить этот маленький эпизод как едва ли не главный в череде прожитых лет. Он по-другому, с высоты пережитого, оценивает свои слова и действия.

Много общего с «Асей» имеет завязка сюжета повести «Первая любовь». И здесь, и там пожилой человек повествует о первом своем чувстве. Читая «Асю», мы можем лишь догадываться, кто были слушатели господина Н.Н. Во вступлении «Первой любви» и персонажи, и ситуация конкретизированы. Герои названы по именам – «хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович». Рассказать историю первой любви – такой вариант препровождения времени предлагается хозяином дома гостям после вкусного ужина. Решение закрепить пережитое на бумаге показывает значимость его для Владимира Петровича. Таким образом, мы можем причислить повесть Тургенева «Первая любовь» к эпистолярному жанру с ярко выраженной композицией «рассказ в рассказе».

Обоих героев объединяет трагичность любви и сожаление о несказанных вовремя словах: «Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!» («Ася», гл.22), «О, что бы я сделал, если бы я потерял времени даром!», «И теперь, когда уже на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что у меня осталось более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе?» («Первая любовь», гл.22), «О кроткие чувства, мягкие звуки, доброта и утихание тронутой души, тающая радость первых умилений любви, - где вы, где вы?» («Первая любовь», гл.7). Почему же не состоялось счастье наших героев? Может быть, из-за излишнего созерцательного отношения к миру господина Н.Н. и излишней робости и покорности отцу Володи?

Именно это не позволяет героям вовремя осмыслить отношение к людям и даже разобраться в себе, это же не позволяет им совершить верное действие. В решительные моменты своей жизни и тот, и другой начинают рефлексировать, копаться в себе, анализировать свое душевное и психологическое состояние. А ведь для счастья иногда достаточно одного сказанного вовремя слова. «…а между тем на сердце у меня было очень горько.» «Однако, - думал я, - умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него…» («Ася», гл.6); «Уже руки мои скользили вокруг ее стана… Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.» («Ася», гл.16). «Мне вдруг стало очень грустно… Я силился не плакать…» («Первая любовь», гл.4)

Н.Н. уже взрослый сформировавшийся молодой человек 25 лет, Володя - неопытный восторженный юноша 16 лет…

Им обоим несказанно повезло: судьба подарила им редкостный дар – они любили и были любимы. А настоящая любовь не проходит бесследно. «Я не в состоянии передать чувство, с которым я удалился. Я бы не желал, чтобы оно когда-нибудь повторилось; но я почел бы себя несчастливым, если бы я никогда его не испытал.» («Первая любовь», гл.20).

Особой поэзией овеяны женские образы в творчестве Тургенева. Благодаря Асе и Зинаиде появился знаменитый литературный термин «тургеневская девушка». Что же объединяет этих героинь?

Ася - экстравагантная девушка 17 лет, человек действия, живет во имя любви и людей. В ней «было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами». Ася живет непосредственным движением сердца, в ней ни одно чувство не бывает наполовину. Тургенев с первых страниц повести раскрывает внутренний мир Аси. Ей свойственно тонкое переживание прекрасного. Для житья она выбрала поэтический домик, откуда «вид был точно чудесный». Она умеет видеть красоту там, где ее никто не замечает. (Достаточно вспомнить разбитый господином Н.Н. лунный столб). Именно с появлением Аси господин Н.Н. начинает тонко чувствовать природу: «…меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха» (гл.2).

Зинаида возникает как видение между кустами зеленой малины в саду, тем самым Тургенев подчеркивает единение героини с природой, внутреннюю гармонию девушки. Неслучайно в минуты грусти она просит своего пажа прочитать Пушкина «На холмах Грузии»: «Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду…» (гл.9). Как и гриновская Ассоль, Зинаида «видит больше видимого».

Влюбленная Зинаида оказывается талантливой поэтессой: она предлагает сюжет для поэмы из времен Древней Греции и Рима, в другой раз героиня воображает «пурпуровые паруса, которые были на золотом корабле у Клеопатры, когда она ехала навстречу Антонию.»

В гордой княжне прорывается чувство отверженности, которое роднит ее с Асей. Незаконнорожденная Ася хочет

«… заставить целый мир забыть ее происхождение…» (гл.8). Из-за ложного положения «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла.»; «…но сердце в ней не испортилось, ум уцелел.» (гл.8). Зинаида также тяготится дурными манерами матери, ее неопрятностью, бедностью, неразборчивостью в знакомствах: «Оглянитесь-ка кругом… Или вы думаете, что я этого не понимаю, не чувствую?.. и вы серьезно можете уверять меня, что такая жизнь стоит того, чтобы не рискнуть ею за миг удовольствия, – я уж о счастии не говорю» (гл.10)

Обеих героинь не устраивает пустое и праздное существование: Ася мечтает «пойти куда-нибудь… на молитву, на трудный подвиг», хочет «прожить недаром, след за собой оставить…» (гл.9), взлететь, как птицы. Зинаида же «…ушла бы я на край света» (гл.9) или умчаться в ночь в темноту с вакханками.

Обе героини жаждут сильных, искренних чувств. Ася «…в состоянии занемочь, убежать, свиданье… назначить» (гл.14), ей «…нужен герой, необыкновенный человек…» (гл.8). Зинаида признается Володе: «Нет; я таких любить не могу, на которых мне приходится глядеть сверху вниз. Мне надобно такого, который сам бы меня сломил…» (гл.9). И правда, тургеневские девушки готовы подчиняться, готовы ради любви терпеть боль, готовы пожертвовать собой. Ася в порыве страсти пишет письмо господину Н.Н., приглашает его на свидание: «… голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы…

Ваша… - прошептала она едва слышно.» (гл.16). Зинаида же с трепетной благодарностью принимает удар хлыстом: «…медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевшийся на ней рубец.» (гл.21). И даже признаки влюбленности проявляются у них одинаково: смиренность, задумчивость, грусть, частая смена настроения и обилие вопросов, словно, расспрашивая окружающих, они хотят услышать ответ на свое чувство.

Может быть, тургеневские мужчины превосходят тургеневских женщин в благоразумии, но неизмеримо уступают в жизненной силе и бескомпромиссности, пасуют перед цельным чувством героинь.

Неизменно рядом с любовью звучит у Тургенева тема смерти. Морально умирает Ася, ее чувства и жизнь разбиты, на страницах появляется Анна Николаевна, которая уже никогда не будет смотреть на мир «светлыми черными глазами» и смеяться «тихим радостным смехом». Физическая смерть настигает отца Володи и Зинаиду. В финале обеих повестей звучит элегическое философствование на тему смерти: «Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека – переживает самого человека.» («Ася», гл.22). Человеческая жизнь быстро подходит к концу. Природа вечна. В «Первой любви» несколько другая трактовка этой темы: человек устроен так, что любит жизнь и не хочет расставаться с нею: «Ветхое тело еще упорствовало». «Ужас кончины» во многом объясняется сознанием тяжких неотмоленных грехов. «Господи, отпусти мне грехи мои», - не переставала шептать умирающая старушка. «И помню я…, мне стало страшно за Зинаиду, и захотелось мне помолиться за нее, за отца – и за себя». («Первая любовь», гл.22).

Все герои Тургенева эстетически развиты, отсюда – сильнейшее воздействие шедевров искусства и литературы на них. Фоном любви господина Н.Н. и Аси служит вальс Ланнера. Герои вспоминают Пушкина, читают «Германа и Доротею» И.Гете. Володя ассоциирует себя с шекспировским Отелло, находится по впечатлением «Разбойников» Шиллера, читает наизусть «На холмах Грузии» А.С.Пушкина.

Интересна композиция повестей: уже в самом начале автор предвещает беду посредством деталей пейзажа: в «Асе» - разбитый лодкой господина Н.Н. лунный столб (гл.2). В «Первой любви» - гроза (гл.7).

Также я с удивлением обнаружила, что каждая из повестей состоит из 22 глав! Случайно ли это? 22 – четное число, пара четных чисел. Герои могли бы быть вместе, герои могли бы быть счастливы, если бы действовали вовремя. Господин Н.Н. отложил свое счастье «на завтра», но «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье» («Ася», гл.20). А Володя слишком долго собирался посетить бывшую «пассию»: она умерла. «Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда – эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека» («Первая любовь», гл.22)

III. Заключение.

Я постаралась провести параллели между двумя повестями И.С.Тургенева о первой любви. Проанализировав оба произведения, я увидела схожесть тем: переживания первой любви, схожесть идейного содержания: утраченное счастье, схожесть жанров: элегические воспоминания, схожесть композиций: по 22 главы, повествование ведется от первого лица, схожесть в характерах героев: сильные, страстные, нежные женщины и нерешительные мужчины. Но тем не менее каждая повесть прелестна по-своему. Сюжеты занимательны, пронзительны, выразителен язык повествования. Может быть, эти повести до сих пор привлекают читателей своей автобиографичностью? Сам Тургенев высоко оценивал свои творения: «Я писал ее («Асю») горячо, чуть ли не со слезами», «Это («Первая любовь») единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…».

Закончить свою работу хочу словами Н.А.Вердеревской: «Человек, познавший любовь, прикасается к великому таинству жизни… Тургеневский герой… разлюбить не может… Раз пережитое всегда неповторимо, и след, который оно оставляет в душе человека, кровоточащая рана. И здесь нет места ни скептицизму, ни иронии, ни подчеркнутой авторской отстраненности». Перед силой чувства Тургенев склоняет голову.

Литература:

  1. И.С.Тургенев «Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе», Москва, «Дрофа», 2002г.
  2. О.В.Тимашова «Русская классика 19 века», Саратов, «Лицей», 2005г.
  3. В.А.Недзвецкий «Любовь в жизни тургеневского героя» - ЛВШ, 2006г., №11.
  4. В.А.Недзвецкий Искушенная гармония» - ЛВШ, 2002г., №2.

Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника, данная Добролюбо­вым: «Тургенев... рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им создан­ными, сам увлекается той поэтической обстановкой, кото­рой любит всегда окружать их... И это увлечение зарази­тельно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица». С этими словами критика любопытно сопоставить признание самого Тургенева о его работе над «Асей»: «... Я писал ее очень горячо, чуть не слезами...»

Писатель действительно внес в повесть много своего, личного, им самим пережитого и перечувствованного. За­мечательно в этом смысле одно место в конце четвертой главы, когда герой повести по пути домой внезапно оста­навливается, пораженный редким в Германии запахом ко­нопли. «Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле». «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?» - спрашивает он себя, и читатель ясно различает в этих словах выражение чувств самого писателя, с его страстной, душевной любовью к родине, которой он по­святил всю свою жизнь.

Герою повести, господину Н.Н., Ася представляется сначала существом своенравным, со странными манерами, «капризной девочкой с натянутым смехом», ее поведение на прогулке он готов счесть неприличным. С легким осуж­дением он отмечает, что Ася «не походила на барышню». Действительно, от «воспитанной барышни» Асю отличает многое: в ней нет ни умения лицемерно скрывать свои чувства, ни рассчитанного кокетства, ни чопорности и жеманства. Она покоряет своей живой непосредственнос­тью, простотой и искренностью. Вместе с тем она застен­чива, пуглива, потому что жизнь ее сложилась необычно: переход из крестьянской избы в дом отца, где она не могла не чувствовать двусмысленности своего положения «неза­конной» дочери, жизнь в пансионе, где остальные «барыш­ни... язвили ее и кололи как только могли», - все это объясняет неровность и порывистость ее поведения, то развязного и слепого, то сдержанно-замкнутого.

Рассказывая историю пробуждения в душе этой девуш­ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль­шим мастерством художника-психолога раскрывает само­бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», - говорит о ней Ганин. Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь. «Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели»... - говорит Ася человеку, которого она полюбила.

Но ей пришлось горько разочароваться: господин Н.Н. не принадлежит к числу героев, способных на смелый подвиг, на сильное, самозабвенное чувство. Он по-своему искренне увлечен Асей, но это не настоящая любовь, свободная от сомнений и колебаний. Когда Ганин прямо ставит перед ним вопрос: «Ведь вы не женитесь на ней?» - он трусливо избегает ясного ответа, потому что «неизбеж­ность скорого, почти мгновенного решения» терзала его. Даже наедине с самим собой он не хочет признаться, что его пугает не только дикий нрав семнадцатилетней девоч­ки, но и «сомнительное» ее происхождение, потому что в его натуру слишком глубоко въелись барские предрассудки. В сцене последней встречи с Асей Тургенев развенчивает своего героя, рисуя его человеком нерешительным, нрав­ственно дряблым, безвольным и трусливым. Автор раскры­вает в конечном итоге несостоятельность господина Н.Н. в плане общественном.

Признавая, что «характер героя верен нашему общест­ву», Чернышевский в своей критической статье «Русский человек на рандеву» отмечает типичность жалкой фигуры господина Н.Н. с его нерешительностью и «мелочно-роб­ким эгоизмом». С большей резкостью и принципиальнос­тью, чем это сделал автор повести, в эпилоге несколько смягчивший образ своего героя, Чернышевский выносит беспощадный приговор всей общественной группе, кото­рую представляет герой повести.

Л.Н.Толстой говорил о творчестве И.С.Тургенева, что он употреблял талант не на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы ее выворачивать наружу. И в жизни, и в писаниях им двигала вера в добро - любовь и самоотвержение...