Концептуальная картина. Что надо знать о концептуализме

Профессия фотографа сегодня является одной из самых массовых. Пожалуй проще здесь было бы стать лучшим из лучших в начале или середине XX века. Сегодня, когда каждый второй или третий фотограф, ну по-крайней мере себя таковым считает, критерии хорошей фотографии, на первый взгляд, размыты. Но это только на первый, поверхностный взгляд. Стандарты качества и установка на талант никуда не делись. Всегда нужно держать перед глазами своего рода эталон, пример, на который можно было бы равняться. Мы подготовили для вас список 20 лучших фотографов мира, который станет отличным камертоном...

Александр Родченко

Фотограф-революционер. Родченко для фотографии значит столько же, сколько Эйзенштейн для кинематографа. Он работал на стыке авангарда, пропаганды, дизайна и рекламы.

Все эти ипостаси составляли неразрывное единство в его творчестве.




Переосмыслив все жанры, что существовали до него, он совершил своего рода великий перелом в искусстве фотографии и задал курс всему новому и прогрессивному. Знаменитые фотографии Лили Брик и Маяковского принадлежат его объективу.

  • А еще он автор знаменитой фразы “Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев”.

Анри-Картье Брессон

Классик уличной фотографии. Уроженец Шантелуп, департамента Сены и Марны во Франции. Начинал как художник, рисующий в жанре “сюрреализм”, но этим его достижения не исчерпываются. В начале 30-х годов, когда в его руки попала знаменитая «Leica», он навеки влюбился в фотографию.

Уже в 33-м году прошла выставка его работ в «Julien Levy», галерее Нью-Йорка. Он работал с режиссером Жаном Ренуаром. Особенно ценятся уличные репортажи Брессона.



Особенно современники отмечали его талант оставаться незаметным для фотографируемого.

Поэтому в глаза бросается непостановочный, достоверный характер его фотографий. Как настоящий гений, он оставил плеяду талантливых последователей.

Антон Корбайн

Пожалуй, для фанатов западной рок-музыки это имя - не пустой звук. Вообще, один из самых известных фотографов мира.

Самые оригинальные и незаурядные фотографии таких групп, как: Depeche Mode, U2, Nirvana, Joy Division и других сделаны Антоном. Он же является оформителем альбомов группы U2. Плюс снял клипы для ряда команд и исполнителей, среди которых: Coldplay, Том Уэйтс, Ник Кейв, легенда кантри Johnny Cash, мастодонты трэш-метала Metallica, певицы Roxette.



Критики отмечают оригинальность стиля Корбайна, у которого, впрочем, сонмы подражателей.

Мик Рок

Бывают фотографы-папарацци, без спросу вторгающиеся в личную жизнь звезд и безжалостно оттуда вышвыриваемые. А бывают такие, как Мик Рок.

Что это значит? Ну как вам сказать. Помните Дэвида Боуи? Вот Мик - единственный из людей с объективом наперевес, кто был вхож в личное пространство открывателя новых музыкальных горизонтов, трикстера и марсианина от рок-музыки. Фотоработы Мика Рока - это своего рода кардиограмма периода творчества Боуи с 1972 по 1973, когда Зигги Стардаст еще не вернулся обратно на свою планету.


В тот период и ранее Дэвид и его соратники усиленно работали над образом настоящей звезды, который в результате стал явью. По бюджету работы Мика недорогие, но производящие впечатление. “Всё было создано на очень маленьких средствах с дымом и зеркалами”, - вспоминал Мик.

Георгий Пинхасов

Оригинальный фотограф своего поколения, член агентства Magnum, выпускник ВГИКА. Именно Георгий был приглашен Андреем Тарковским на съемочную площадку фильма “Сталкер” в качестве репортера.

В годы Перестройки, когда в приоритете среди продвинутых фотографов был жанр “ню”, Георгий одним из первых обратил внимание на важность репортажного снимка. Говорят, что он сделал это с подачи Тарковского и Тонино Гуэрры.



В результате сегодня его снимки той повседневности - не только шедевры, содержащие в себе подлинность, но и важнейшие свидетельства той эпохи. Одним из известных циклов Георгия Пинхасова являются “Тбилисские бани”. Георгий отмечает важную роль случайности в искусстве.

Энни Лейбовиц

Важнейшее имя для нашего списка лучших фотографов. Энни сделала своим главным творческим принципом погружение в жизнь модели.

Один из самых знаменитых портретов Джона Леннона сделан ею, причем довольно спонтанно.

“Я тогда еще не умела управлять моделями, просить их сделать то, что мне нужно. Я просто замеряла экспозицию и попросила Джона на секунду глянуть в объектив. И щелкнула...”

Полученный результат сразу попал на обложку Rolling Stone. Последняя фотосессия в жизни Леннона была также проведена ею. То самое фото, на котором обнаженный Джон калачиком свернулся вокруг Йоко Оно, облаченной во все черное. Кто только не попадал в объектив камеры Энни Лейбовиц: беременная Деми Мур, Вупи Голдберг, купающаяся в молоке, Джек Николсон, в домашнем халате играющий в гольф, Мишель Обама, Наталья Водянова, Мэрил Стрип. Всех и не перечислить.

Сара Мун

Настоящее имя - Мариэль Хаданг. Родилась в Париже 1941, во время режима Виши ее семья переезжает в Англию. Начинала Мариэль как модель, позируя для разных изданий, потом попробовала себя по ту сторону объектива и вошла во вкус.

Можно отметить ее чуткую работу с моделями, так как об их профессии Сара знала не понаслышке. Ее работы отличаются особенной чувственностью, у Сары отмечают талант особенно чутко передавать женственность своих моделей.

В 70-е годы Сара уходит из модельной сферы и обращается к черно-белой художественной фотографии. В 1979 году снимает экспериментальное кино. Впоследствии работала в качестве оператора на съемочной площадке фильма “Лулу”, который получит в 1987 году премию Венецианского кинофестиваля.

Салли Ман

Еще одна женщина-фотограф. Уроженка Лексингтона, штат Вирджиния. Практически никогда не уезжала из родных мест. С 70-х принципиально работает только на Юге Соединенных штатов.

Снимает только летом, все остальные сезоны занимается проявкой фотографий. Излюбленные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, архитектурная фотография. Любимая цветовая гамма: черно-белая. Прославилась Салли фотографиями, где запечатлены члены ее семьи - муж и дети.

Главное, что отличает ее работы - простота сюжетов и интерес к повседневной жизни. Салли и ее муж относятся к поколению хиппи, что стало фирменным стилем их жизни: жизнь вдали от города, огород, независимость от социальных условностей.

Себастьян Сальгадо

Магический реалист от фотографии. Все свои чудесные образы он черпает из реальности. Говорят, что красота в глазах смотрящего.

Так вот, Себастьян способен разглядеть ее в аномалиях, несчастьях и экологических катастрофах.



Вим Вендерс, выдающийся режиссер “Немецкой новой волны”, на протяжении четверти века исследовал творчество Сальгадо, результатом чего стал фильм “Соль Земли”, получивший специальный приз на Каннском фестивале.

Уиджи (Артур Феллиг)

Считается классиком криминального жанра в фото. В период его активного творчества ни один городской инцидент - от драки до убийства, не оставался без внимания Уиджи.

Он опережал своих конкурентов, а порой поспевал на место преступления даже раньше, чем полицейские. Помимо криминальной тематики, специализировался на репортажах о повседневной жизни трущоб мегаполиса.

Его фотографии легли в основу нуара Жюля Дассена Naked City, а еще Уиджи упоминается в “Хранителях” Зака Снайдера. А еще известный режиссер Стэнли Кубрик в юности учился у него искусству фотографии. Посмотрите ранние фильмы гения, они определенно сделаны под влиянием эстетики Уиджи.

Ирвин Пенн

Мэтр в портретном жанре. Можно отметить у него ряд излюбленных приемов: от съемок моделей в углу комнаты до использования однотонного белого или серого фона.

Также Ирвин любил фотографировать представителей различных рабочих профессии в их униформе и с инструментами наперевес. Родной брат режиссера “Нового Голливуда” Артура Пенна, известного своими “Бонни и Клайдом”.

Диана Арбус

Имя, полученное при рождении - Диана Немерова. Ее семья эмигрировала из Советской России в 1923 году и поселилась в одном из кварталов Нью-Йорка.

Диану отличала тяга к нарушению общепринятых норм и к совершению экстравагантных поступков. В 13 лет, вопреки воле родителей, она вышла замуж за Алана Арбуса, начинающего актера и взяла его фамилию. Через некоторое время Алан оставил подмостки и занялся фотографией, приобщив к делу жену. Они открыли фотостудию и разделили обязанности. Творческие разногласия привели к разрыву в 60-х. Отстояв свои творческие принципы, Диана стала культовым фотографом.



Ее как художника отличал интерес к уродцам, карликам, трансвеститам, слабоумным. А также к обнаженной натуре. Больше узнать о личности Дианы можно, посмотрев картину “Fur”, где её отлично сыграла Николь Кидман.


Евгений Халдей

Очень важный для нашего списка фотограф. Благодаря ему запечатлены ключевые события первой половины XX века. Будучи еще подростком, он выбрал стезю фотокорреспондента.

Уже в 22 года он сотрудник “Фотохроники ТАСС”. Делал репортажи о Стаханове, запечатлел строительство Днепрогэс. Проработал военным корреспондентом всю Великую отечественную войну. Пройдя от Мурманска до Берлина со своей верной камерой “Leica”, он сделал ряд фотографий, благодаря которым мы сегодня может хоть немного представить военные будни.

В око его объектива попала Потсдамская конференция, водружение красного знамени над Рейхстагом, акт капитуляции фашистской Германии и другие важнейшие события. В 1995-м, за два года до смерти Евгений Халдей получил титул Рыцаря ордена искусств и литературы.

Марк Рибу

Мастер репортажного жанра. Первая его знаменитый снимок, напечатанный в Life - “Маляр на Эйфелевой башне”. Признанный как гений фотографии, Рибу отличался скромным характером.

Он старался оставаться незаметным как для фотографируемых, так и для своих почитателей.


Наиболее известен снимок девушки-хиппи, протягивающая солдатам, стоящим с автоматами наперевес, цветок. Есть у него и цикл фотографий из повседневной жизни СССР 60-х и еще масса всего интересного.

Ричард Керн

И еще немного рок-н-ролла, тем более, что это основная тема данного фотографа, наряду с насилием и сексом. Считается одним из важнейших фотохудожников для нью-йоркского андеграунда.

Запечатлел многих известных, можно сказать - экстремально известных музыкантов. В их числе абсолютный монстр и трансгрессор панк-музыкант GG Allin. Керн также сотрудничает с мужскими журналами, куда поставляет свои эротические работы.

Но подход его далек от общепринятого глянцевого. В свободное от фотографии время занимается съемкой клипов. В числе групп, с которыми Керн сотрудничал - Sonic Youth и Marilyn Manson.


Томас Моркес

Хочется спокойствия, безмолвия, а может и безлюдья? Тогда это одна из самых подходящих кандидатур. Томас Моркес из Чехии - Фотограф-пейзажист, избравший своей темой обаяние осенней природы. В этих снимках есть все: романтика, грусть, торжество увядания.

Один из эффектов снимков Томаса - желание выбраться подальше от городского шума в какие-нибудь такие дебри и поразмышлять о Вечном.


Юрий Артюхин

Считается лучшим фотографом диких животных. Является научным сотрудником лаборатории орнитологии в Тихоокеанском институте географии РАН. Юрий страстно любит птиц.


Именно за фотографии пернатых он удостаивался (и не раз) самых различных наград не только в России, но в мире.

Хельмут Ньютон

Как насчет жанра “ню”? Отличный, очень тонкий и деликатный жанр, в котором есть свои мастера.

Своими работами прославился Хельмут весь мир. Его негласным девизом стало выражение “Sex sells”, что значит “секс помогает продавать”.

Лауреат престижнейших конкурсов, в их числе наград - французский “Орден искусств и литературы”.


Рон Галелла

Охватив различные направления фотографии, нельзя не сказать о пионере такого сомнительного и в то же время важного для понимания современного мира жанра, как папарацци.

Вы, наверное, знаете, что это словосочетание пошло от фильм Федерико Феллини “Сладкая жизнь”. Рон Гарелла относится к тем фотографам, которые не будут спрашивать разрешения на съемки, а напротив - будут подлавливать звезд, когда они к этому и не готовы в общем-то.

Джулия Робертс, Вуди Аллен, Аль Пачино, Софи Лорен - вот далеко не полный список тех, кого своевольно подловил Рон. Однажды Марлон Брандо настолько осерчал на Рона, что с ходу выбил ему несколько зубов.

Ги Бурден

Один из важнейших фотохудожников, которые нужны для правильного понимания мира моду, ее истоков и эстетики. Сочетает в своих работах эротизм и сюрреализм. Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Первые снимки он опубликовал в середине 50-х годов. Фотография была, мягко говоря вызывающими.Девушка в изящной шляпке на фоне телячьих голов, выглядывающих из витрины мясной лавки. В течение последующих 32 лет Бурден регулярно поставлял занятные снимки в журнал Vogue. Что его отличало от многих коллег, так это то, что Бурдену была предоставлена полная творческая свобода.

В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом - занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:

а. фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;

б. потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.

То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы ещё не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых мыльниц, полной автоматики и фотосвалок в интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!

Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далёким и современным эпохам.


Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004

Чуть более, чем великий и знаменитый, фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами, Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.

Ричард Аведон, США, 1923–2004

Бог чёрно-белого портрета, интересный также тем, что копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда малыш случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.

Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004

Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время - человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и заработал тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.

Себастьян Сальгадо, Бразилия, 1944

Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Сальгадо был фоторепортёром, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам - но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нём снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).

Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978

Фотожурналист, славный пожалуй всем, чем только может прославиться фотожурналист - от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера - кадров сессии с Чарли Чаплиным для журнала Life.

Ги Бурден, Франция, 1928–1991

Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968

Эмигрант из Восточной Европы, ныне - великий классик уличной и криминальной фотографии. Человек успевал приехать на любое происшествие в Нью-Йорке - будь то пожар, убийство или банальный мордобой - быстрее прочих папарации и, зачастую, полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Уиджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).

Александр Родченко, СССР, 1891–1956

Первопроходец советского дизайна и рекламы Родченко при всём этом - пионер конструктивизма. Исключен из Союза Художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло - умер своей смертью на заре хрущевской «оттепели».

Ирвин Пенн, США, 1917–2009

Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен целым обилием собственных коронных фишек - например, снимать людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съёмка пирожного тоже может быть искусством».

Антон Корбейн, Нидерланды, 1955

Самый выдающийся рок-фотограф мира, чьё восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнаваем - сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна - почти стопроцентная.

Стивен Майзел, США, 1954

Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чьё именно стало особенно на слуху в 1992-м после выхода фотокниги Мадонны „Sex“. Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Амбер Валетта.

Диана Арбус, США, 1923–1971

Настоящее её имя - Диана Немерова, и свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой - уродцами, карликами, трансвеститам, слабоумными… В лучшем случае - с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм «Fur» , где роль Дианы исполняла Николь Кидман.

Дэвид Лашапель, США, 1963

Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.

Марк Рибу, Франция, (1923-2016)

Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио из съёмок Китая и Вьетнама, хотя ты можешь найти и его сценки из жизни Советского Союза. Скончался в возрасте 93 лет.

Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928

Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».

Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943

Пока ещё живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утончённостью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.

Энни Лейбовиц, США, 1949

Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятным даже простакам, далёким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.

Основы лингвокультурологии [учебное пособие] Хроленко Александр Тимофеевич

3. Концептуальная и языковая картины мира

С ментальностью связана идея картины (иногда модели) мира. Восходящее к гипотезе Сепира – Уорф а положение о том, что в языке находит отражение «наивная» модель мира (картина мира) в настоящее время перешло в разряд общепризнанных. «Карты -на мира* в отличие от мировоззрения – совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Картина мира рождена потребностью человека в наглядном представлении о мире. Полагают, что картина мира – это синтетическое панорамное представление о конкретной действительности и о месте каждого конкретного человека в ней.

Можно выделить чувственно-пространственную картину мира, духов но-культурную, метафизическую. Говорят также и о физической, биологической, философской картинах мира [ФЭС 1998: 201]. Выясняется, что ипостасей картины мира может быть гораздо больше: это языковая картина мира, фольклорная картина мира, этническая картина мира и т. п.

Понятие «языковая картина мира» имеет несколько терминологических обозначений («языковой промежуточный мир», «языковая организация мира», «языковая картина мира», «языковая модель мира» и др.). Чаше других используется языковая картина мира.

Понятия «ментальность» и «картина мира» разграничиваются по степени осознанности: «картина мира» – осознанное представление, а «ментальность» сознанием не рефлексируется. И тем не менее о своеобразии менталитета судят по специфике картины мира.

«Картина мира» становится одним из центральных понятий многих гуманитарных наук – философии, культурологии, этнографии и др. Существует немалое количество определений термина картина мира. Каждое определение зависит от того, какой дифференцирующий признак указан перед этим словосочетанием, например, языковая картина мира. По мнению Ю.Д. Апресяна, каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации («концептуализации») мира. Выражаемые в нём значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка. В картине мира отражаются наивные представления о внутреннем мире человека, в ней конденсируется опыт интроспекции десятков поколений и в силу этого служит надёжным проводником в этот мир [Апресян 1995].

Самая строгая из гуманитарных наук – лингвистика – и та берёт в качестве методологического приёма идею картины мира, и это позволяет увидеть то, что раньше не замечалось (см. например: [Яковлева 1995]).

Идея картины мира складывается в начале XX в. Её подразумевал О. Шпенглер в своем труде «Закат Европы»: «Каждой культуре свойствен строго индивидуальный способ видеть и познавать природу , или, что то же, у каждой есть её собственная своеобразная природа, каковой в том же самом виде не может обладать никакой другой вид людей. Точно также у каждой культуры, а в пределах отдельной культуры, с меньшими отличиями, у каждого отдельного человека, есть свой совершенно особый вид истории…» [Шпенглер 1993: 198].

Русский поэт А. Белый примерно тогда же убедительно показал наличие индивидуальной картины мира у Пушкина, Баратынского и Тютчева. У этих поэтов небо разное: пушкинский «небосвод» (синий, дальний), тютчевская «благосклонная твердь», небо «родное», «живое», «облачное» Баратынского. Пушкин скажет: «Небосвод дальний блещет»; Тютчев: «Пламенно твердь глядит»; Баратынский: «облачно небо родное» [Белый 1983].

Картины мира структурированы категориальными, классификационными схемами, которые и должны изучаться историей ментальности. М. Фуко полагал, что у человека существует «сетка» представлений – скелет картины мира. Сумма или пересечения разных «сеток» дают ментальность. Картина мира, как мозаика, составлена из концептов и связей между ними, поэтому её иногда называют концептуальной картиной мира.

Концепт, в понимании воронежской научной школы, руководимой проф. З.Д. Поповой, – это глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант знания (здесь и далее – изложение концепции из книги: [Попова, Стернин 1999]). Концепты идеальны и кодируются в сознании единицами универсального предметного кода, в основе которых лежат индивидуальные чувственные образы, формирующиеся на базе личного чувственного опыта человека. Образы конкретны, однако они могут абстрагироваться и из чувственного превращаются в образ мыслительный. Многие концепты, если не все, сохраняют свою чувственную природу, например, концепты, представленные словами кислый, сладкий, гладкий, окурок, яма, ложка, стол, стул и под. У концепта, в отличие от понятия, нет чёткой структуры, жёсткой последовательности и взаиморасположения слоёв.

По содержанию концепты подразделяются следующим образом: 1) представление (мыслительная картинка) – яблоко, груша, холод, кислый, красный, шершавый, жара и др.; 2) схема – концепт, представленный некоторой обобщённой пространственно-графической или контурной схемой: схематический образ человека, дерева и т. п.; 3) понятие – концепт, который состоит из наиболее общих, существенных признаков предмета или явления, результат из рационального отражения и осмысления: квадрат – прямоугольник с равными сторонами; 4) фрейм - мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, объемное представление, некоторая совокупность: магазин, стадион, больница и др.; 5) сценарий – последовательность эпизодов во времени: посещение ресторана, поездка в другой город, драка, экскурсия; 6) гештальт – комплексная, целостная функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании: школа, любовь и др.

Концептуальные признаки выявляются через семантику языка. Значения слов, фразеосочетаний, схем предложений, текстов служат источником знаний о содержании тех или иных концептов. Концепты репрезентируются словами, однако вся совокупность речевых средств не даёт полной картины концепта. Слово своим значением в языке представляет лишь часть концепта, отсюда необходимость синонимии слова, потребность в текстах, совокупно раскрывающих содержимое концепта. «Муки слова», черновики, саморедактирование и литературное редактирование – следствие ограниченности языковых средств для вербализации концепта. Отсюда вывод о том, что словотворчество, речетворчество и художественное творчество – вечное право и обязанность человека.

Возможны случаи, когда концепт есть, а лексема для его вербализации отсутствует. Это называется лакуной (в русском языке есть молодожёны , но нет – старожёны). Существуют иллогизмы – отсутствие лексем и семем при наличии концепта, обусловленное отсутствием потребности в предмете (есть кролиководы , но нет лексем для специалистов по разведению носорогов).

Этническое сообщество подвергает образ определенной стандартизации, в результате чего концепты становятся общенациональными, групповыми или личными. Совокупность концептов в коллективном сознании этноса стали называть концептосферой. Концепты обладают национальной спецификой. Национальная концептосфера – это совокупность категоризованных, обработанных, стандартизованных концептов в сознании народа. Ряд концептов присущ одному этносу, а потому возможна безэквивалентная (непереводимая) лексика (например, смекалки, быт, очередник, земляк и др.). Однако значительная часть концептосфер различных этносов совпадает, чем объясняется возможность перевода с одного языка на другой.

Вербализация, языковая репрезентация, языковое представление концепта средствами лексем, фразем, высказываний – предмет когнитивной лингвистики, которой интересно, какие стороны, слои, компоненты концепта вошли в семантическое пространство языка, как они его категоризуют, в каких участках системы конкретного языка обнаруживается исследуемый концепт. Цель – представить в упорядоченном виде и комплексно описать участок системы языка, вербализующий данный концепт.

Итак, концепты реализуются прежде всего с помощью лексем. В итоге возникает языковая картина мира. <Языковая картина мира – это выработанное многовековым опытом народа и осуществляемое средствами языковых номинаций изображение всего существующего как целостного и многочастного мира, в своем строении и в осмысляемых языком связях своих частей представляющего, во-первых, человека, его материальную и духовную жизнедеятельность и, во-вторых, всё то, что его окружает: пространство и время, живую и неживую природу, область созданных человеком мифов и социум» [Шведова 1999: 15].

Можно с большой долей уверенности предполагать, что картина мира концептуальная и языковая соотносятся. Картины мира, и тем более языковые, этнически специфичны. Национальное своеобразие видится в наличии/отсутствии тех или иных концептов, их ценностной иерархии, системе связей и пр. Этим можно объяснить наблюдение французского исследователя, что относительно бедная система, которой располагает гомеровский язык, не может дать такого же разделения цветового спектра, какое возможно, скажем, в современном французском языке [Турина 1998: 408].

Логичен вопрос о генезисе языковой картины мира в сознании каждого носителя данного языка. На первый взгляд, кажется, что она складывается у человека постепенно по мере обретения житейского опыта и освоения языка. Как считает французский философ» теоретик языка Ж. Деррида (род. 1930), с детства человек не рассуждая усваивает названия предметов и одновременно – систему отношений, некоторые акценты, определяющие представления, например, о вежливости, о мужском и женском, о национальных стереотипах, т. е. фактически все исходные постулаты, определяющие картину мира, которые «контрабандным образом» протаскиваются в языковых выражениях (см.: [Вайнштейн 1992: 51]).

Однако есть и противоположные суждения о картине мира как феномене врождённом. По мнению Дж. Макинтайра из Европейской лаборатории прикладных нейронаук, который исследовал «интуитивные» физические знания, характерные даже для несведущих в науке людей, эксперимент подтверждает идею о том, что мозг основывается не столько на непосредственных наблюдениях, сколько на внутренней модели физического мира, которую и используют для предсказания «поведения* окружающих нас предметов [Поиск. 2001. № 27. С. 15].

Становится очевидным, что исследование отдельных языковых и речевых единиц для выявления этнически своеобразного в языке весьма ограничено. Сегодня невозможно понять, почему Гомер называет море «винным», и трудно объяснить, почему невозможно перевести на французский язык английское слово humour [Турина 1998:408]. Нужен «тотальный», системный подход к решению поставленной проблемы. А.Д. Шмелёв, например, полагает, что весьма перспективно сопоставление «русской картины мира», вырисовывающейся в результате семантического анализа русских лексем, с данными этнопсихологии. Такое сопоставление уточнит выводы, сделанные в рамках как той, так и другой науки [Шмелёв 1995: 169]. Реализацией этой перспективы стала работа А.Д. Шмелёва «Русская языковая модель мира: Материалы к словарю» (М., 2002).

Выход видится также в изучении целых языковых полей, соответствующих фрагментам картины мира. Дом, как показали участники этнолингвистической конференции «Дом в языке и культуре» (Польша, Щецин, март 1995), является весьма важным элементом культуры, языка и литературных текстов. В докладе на тему «Дом в польской и английской фразеологии» было показано, как много общего в структуре польских и английских фразеологизмов и паремий на эту тему [Плотникова, Усачёва 1996:63].

Идея языковой картины мира носит эвристический характер. Так, комплексный анализ древнеанглийских лексических единиц, называющих пахотное поле, даёт возможность наглядно представить, какую важную роль в хозяйственной деятельности англосаксов играло поле, которое засевалось (32 названия), менее значительна роль поля под паром (7 названий) и ещё меньше – сжатого поля (2 названия). Выясняется, что культ поля к англосаксам перешёл от древних германцев и индоевропейцев [Хопияйнен 2000: 331].

Через картину мира ментальность связана с культурой. Наивная картина мира носителей данного языка отражается структурой смыслов слов и определяется культурой и ментальностью эпохи, местом человека в социальном пространстве, его самоидентификацией в качестве «Я» и в качестве «Мы» [Фрумкина 1999:8].

Полагают, что основной единицей ментальности является концепт данной культуры, реализуемый в границах словесного знака в частности и языка в целом и предстающий в содержательных формах как образ, как понятие и как символ (Никитина 1999]. Разрабатывается также идея профиля картины мира, или «картинок мира» [Шведова 1999: 5]. Например, фольклорная культурно-языковая картина мира в пределах различных народно-поэтических жанров может представать в виде «картинок мира» при одной культурной модели.

Выясняется, что, казалось бы, сугубо теоретичекое понятие «образ мира» должно учитываться в процессе подготовки специалистов различного профиля, для которых важна проблема «построения профессиональной судьбы». (См. учебное пособие «Образ мира в разнотипных профессиях» [Климов 1995].)

Подводя итоги достижений лингвистики XX столетия, к числу проблем, пока еще не получивших полного разрешения, наряду с проблемой языка и мышления относят и близкую к ней проблему национальной картины мира [Алпатов 1995: 18].

1. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.

2. Баксанский О.Е., Кучер Е. Н. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» // Вопросы философии. 2002. № 8. С. 52–69.

3. Попова З.Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. Воронеж, 2002.

4. Радченко О. А. Понятие языковой картины мира в немецкой философии языка XX века // ВЯ. 2002. № 6. С. 140–160.

5. Урысон ЕВ. Языковая картина мира VS Обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // ВЯ. 1998; № 3. С. 3-21.

6. Шмелёв А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М., 2002.

Из книги Япония: язык и культура автора Алпатов Владмир Михайлович

Глава 3 ЯПОНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ И КАРТИНЫ МИРА 3.1. Японский языковой национализм Вернемся к идеям nihonjinron. Можно видеть, что они, как и сходные идеи публикаций более раннего времени, при разной аргументации и применении к разным, казалось бы, явлениям культуры и языка,

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

3.3. Картины мира и японская уникальность Особое место в исследованиях по nihonjinron занимают работы, касающиеся важнейшей проблемы-проблемы японской языковой картины мира; о ней мы далее будем говорить и в этой, и в следующей главах. Здесь мы критически рассмотрим некоторые

Из книги Социальные коммуникации автора Адамьянц Тамара Завеновна

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

§ 13. Анкета и рабочий аппарат комплексного междисциплинарного исследования «картины мира современных детей в свете парадигмы толерантности» I. Первая группа вопросов выявляет отношение к идее дружбы со сверстниками, отличающимися от самого испытуемого (когнитивный

Из книги Жить в России автора Заборов Александр Владимирович

§ 14. «Картины мира» современных школьников в свете парадигмы толерантности: опыт комплексного междисциплинарного исследования Любые исследования, связанные с детьми, должны начинаться с комплексной многофакторной диагностики их представлений о действительности –

Из книги Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы автора Субетто Александр Иванович

Из книги Современная языковая ситуация и речевая культура [учебное пособие] автора Черняк Валентина Даниловна

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

Из книги Мода и искусство автора Коллектив авторов

8. Концептуальная экология Н. Ф. Реймерса как первый шаг на пути становления ноосферной экологии В 1992 году вышла в свет работа известного российского эколога Николая Федоровича Реймерса «Надежды на выживание человечества: концептуальная экология», а вслед за ней, в 1994

Из книги Образ России в современном мире и другие сюжеты автора Земсков Валерий Борисович

Языковая составляющая гуманитарного образования Процессы, происходящие в современном мировом сообществе, принципиально изменили взгляд на роль и место образования в нем. Одной из наиболее значимых тенденций развития отечественного образования стала его

9. Языковая игра Рассматривая языковые особенности разных волн эмиграции, Е. А. Земская делает следующий вывод: «более склонны к языковой игре [люди. – А. З.] последних волн эмиграции (третьей и четвертой…). […] Представители первой [волны. – А. З.] эмиграции усваивают чужой

Из книги автора

5 Концептуальная мода ХЕЙЗЕЛ КЛАРК Любое упоминание о концептуальной моде мгновенно отсылает нас к концептуальному искусству. Установившееся к 1970 году концептуальное искусство утвердило превосходство идеи над внешней формой, саморефлексии над решительностью,

Из книги автора

Факторы, влияющие на формирование картины мира Среди таких факторов – практически все то, что определяет бытие, быт и историю. Это факторы природно-географические, климатические, цивилизационные, этнические, религиозно-конфессиональные, историко-культурные, уровень