Каким я представляю художественный образ. Четыре вида литературных образов. Что такое художественный образ

Созданное талантливым художником, оставляет «глубокий след» в сердце и сознании зрителя или читателя. Что же оказывает такое сильное воздействие, заставляет глубоко переживать и сопереживать увиденному, прочитанному или услышанному? Это художественный образ в литературе и искусстве, созданный мастерством и личностью творца, который смог удивительным образом переосмыслить и преобразовать действительность, сделать ее созвучной и близкой нашим собственным личным ощущениям.

Художественный образ

В литературе и искусстве - это любое явление, обобщенное и творчески воссозданное художником, композитором или писателем в предмете искусства. Он нагляден и чувственен, т.е. понятен и открыт для восприятия, и способен вызывать глубокие эмоциональные переживания. Эти особенности присущи образу потому, что художник не просто копирует жизненные явления, а наполняет их особым смыслом, расцвечивает с помощью индивидуальных приемов, делает более емкими, цельными и объемными. Естественно, что, в отличие от научного, художественное творчество очень субъективно, оно и привлекает к себе прежде всего личностью автора, степенью его воображения, фантазии, эрудиции и чувства юмора. Яркий образ в литературе и искусстве создается еще и за счет полной свободы творчества, когда перед творцом открываются безбрежные дали художественного вымысла и безграничные способы его выражения, с помощью которых он создает свое произведение.

Своеобразие художественного образа

Художественный образ в искусстве и литературе отличается удивительной цельностью, в отличие от научного созидания. Он не расчленяет явление на составляющие части, а рассматривает все в неделимой целостности внутреннего и внешнего, личного и общественного. Своеобразие и глубина художественного мира проявляются еще в том, что образами в произведениях искусства выступают не только люди, но и природа, неодушевленные предметы, города и страны, отдельные черты характера и свойства личности, которым часто придаются облики фантастических существ или, напротив, очень приземленных, обыденных предметов. Пейзажи и натюрморты, изображенные на картинах художников, также являются образами их творчества. Айвазовский, рисуя море в разное время года и суток, создавал очень емкий художественный образ, который в мельчайших нюансах цвета и света передавал не только красоту морского пейзажа, мироощущение художника, но и будил воображение зрителя, вызывая в нем сугубо личные ощущения.

Образ как отражение действительности

Художественный образ в литературе и искусстве может быть очень чувственным и рациональным, очень субъективным и личным или фактографичным. Но в любом случае он является отражением реальной жизни (даже в фантастических произведениях), так как творцу и зрителю свойственно мыслить образами и воспринимать мир как цепь образов.

Любой художник - творец. Он не только отображает действительность и пытается ответить на бытийные вопросы, но и создает новые смыслы, важные для него и для времени, в котором он живет. Поэтому художественный образ в литературе и искусстве очень емкий и отражает не только проблемы объективного мира, но и субъективные переживания и размышления автора, создавшего его.

Искусство и литература как отражение объективного мира растут и развиваются вместе с ним. Меняются времена и эпохи, возникают новые направления и течения. Сквозные художественные образы проходят сквозь время, трансформируясь и видоизменяясь, но вместе с тем возникают новые в ответ на требования времени, исторические перемены и личностные изменения, ведь искусство и литература - это, прежде всего, отражение реальности через постоянно меняющуюся и соразмерную времени систему образов.

Художественный образ

Художественный образ - любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает дей­ствительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного об­раза определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.

Итак, «художественный образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина челове­ческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимо­феев).

Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как «парус» у М. Ю. Лермонтова).

Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевско­го «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», - думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.

Это происходит по двум причинам:

изменяется сам предмет изображения - человек,

изменя­ются и формы его отражения искусством.

Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романти­ками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.

В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвы­шают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических про­изведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живопис­цы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственны­ми мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем, как и сама жизнь.

Художественные средства создания образов

Речевая характеристика героя :

- диалог – разговор двух, иногда более лиц;

- монолог – речь одного человека;

- внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.

Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

ЦЕЛИ:

  • дать представление о сущности произведения искусства и его структуре;
  • сформировать навыки анализа произведений искусства;
  • выработать умение различать разные способы создания художественной образности и умение их объяснять и обосновывать.
ПЛАН:

1) Особенности произведения искусства.

2) Понятие и специфика художественного образа.

3) Основные типы художественного обобщения.

  • 1.Особенности произведения искусства

    Вопрос об особенностях произведения искусства - вопрос о том, что создается и воспринимается в искусстве.

    Произведение искусства - сложное образование, и его признаки относятся к разным явлениям и в содержательном, и в феноменологическом плане. Поэтому и анализ произведения искусства - большая сложность, и нужно удержать эти уровни и их диалектику.

    Эстетика дает методологию анализа, восприятия произведения искусства.

  • Произведение искусства может быть рассмотрено как трехуровневая система. Специфика произведения может быть раскрыта как существование, взаимодействие этих уровней. Конечно, произведение искусства, прежде всего, артефакт, продукт человеческой деятельности, и в этом нет еще ничего специфического. Но есть две важные особенности художественного артефакта: это артефакт, представляющий из себя особую вещь, это текст - предмет. Второе - это артефакт - текст, воплощающий и передающий определенную информацию; это осознанно сделанное сообщение, предназначенное человеком для человека, который будет его воспринимать. Произведение искусства, таким образом, это моделирование и трансляция определенной информации. Художник создает текст и знает, что создает текст как послание от себя другим людям. Художественная информация - текст, который человек должен уметь прочитать. Искусство - форма контакта одного человека с другим. Еще одна важная особенность художественных текстов - их эстетическое качество. Эстетическая организация самого текста основана на претензии творца создать нечто совершенное, и это эстетическое качество создается для воспринимающего. И, хотя современный реципиент искусства становится субъектом практической деятельности, если участвует в хэппенинге, например, но и здесь деятельность созерцательная, сотворческая, не с целью достижения практического результата. Художественные тексты современного искусства становятся все более зашифрованными, и, тем не менее, по природе этот текст все равно остается посланием, направленным публике.

    Что же несет текст как продукт художественной деятельности?

    Здесь тоже два уровня. Сразу перейдем на уровень информации в чистом виде к содержанию произведения искусства. В современном искусстве информация уже не носит предметно-познавательного характера, искусство уже не передает знание о действительности. В ХХ веке эстетика пришла к выводу о том, что искусство несет ценностную информацию , информацию о значимости мира для человека и об отношении человека к миру. Но и ценностная информация имеет в искусстве определенную специфику. Если эта информация носит телесно-побудительный характер (надпись на столбе: не влезай - убьет), этого недостаточно. Искусство моделирует и передает духовно-ценностную информацию, информацию, которая несет жизнь человеческого духа.

    Вторая особенность информации - искусство дает своеобразный духовно-ценностный информационный синтез . Информация, которую мы называем художественной, это сплав различных типов информации: информация эстетического характера, информация мировоззренческая. Именно произведение современного искусства несет установку на мировоззренческую интерпретацию. Современное искусство часто моделирует определенные состояния, интенции человеческого сознания, но искусство осуществляет моделирование целостного типа сознания, в этом его задача специфика.

    Итак, с помощью текстов искусство моделирует особую реальность, делает видимым определенное сознание. Но, главное, как оно является человеку, как это дано нам и как обнаруживается в художественной деятельности.

    Искусство существует как особая, самоценная реальность, которая столь же условна, сколь и безусловна. Мы воспринимаем художественный мир, который не внешний по отношению к нам, но властно нас захватывает, превращает нас в часть себя, и чем сильнее мы втягиваемся, тем определенней говорим, что это художественный мир. Человек начинает чувствовать, что живет особой жизнью, и это касается любого произведения искусства. Почему реальность существует, в чем суть искусства?

  • 2. Понятие и специфика художественного образа

    Из социокультурной необходимости искусства вытекают его основные особенности: особое отношение искусства к действительности и особый способ идеального освоения, который мы находим в искусстве и который называется художественным образом. Другие сферы культуры - политика, педагогика обращаются к художественному образу, чтобы «элегантно и ненавязчиво» выразить содержание.

  • Художественный образ - это структура художественного сознания, способ и пространство художественного освоения мира, существования и общения в искусстве. Художественный образ существует как идеальная структура в отличие от произведения искусства, материальной реальности, восприятие которой рождает художественный образ.

    Проблема понимания художественного образа в том, что исходная семантика понятия образ фиксирует гносеологическое отношение искусства к действительности, то отношение, которое делает искусство неким подобием реальной жизни, прообразом. Для искусства XX века, отказавшегося от жизнеподобия, становится сомнительной его образная природа.

    Но все же опыт и искусства, и эстетики ХХ века говорит о том, что категория «художественный образ» необходима, поскольку художественный образ отражает важные аспекты художественного сознания. Именно в категории художественный образ аккумулируются важнейшие специфические особенности искусства, существование художественного образа обозначает границы искусства.

    Если подходить к художественному образу функционально, то он предстает как: во-первых, категория, обозначающая присущий искусству идеальный способ художественной деятельности; во-вторых, это структура сознания, благодаря которой искусство решает две важные задачи: освоение мира - в этом смысле художественный образ - способ освоения мира; и передачу художественной информации. Таким образом, художественный образ оказывается категорией, которая очерчивает всю территорию искусства.

    В произведении искусства можно выделить два слоя: материально-чувственный (художественный текст) и чувственно-сверхчувственный (художественный образ). Произведение искусства и есть их единство.

    В произведении искусства художественный образ существует в потенциальном, возможном, соотносительном с восприятием мире. У воспринимающего художественный образ рождается заново. Восприятие является художественным в той мере, в какой затрагивает художественный образ.

    Художественный образ выступает как специфический субстрат (вещество) художественного сознания и художественной информации. Художественный образ - это специфическое пространство художественной деятельности и ее продуктов. Переживания по поводу героев происходят в этом пространстве. Художественный образ - это особая специфическая реальность, мир художественного произведения. Она сложна по своей структуре, разномасштабна. Только в абстракции художественный образ может восприниматься как надындивидуальная структура, в реальности художественный образ «привязан» к субъекту, который его породил или его воспринимает, это образ сознания художника или воспринимающего

    Художественный образ реализуется через индивидуальное мироотношение, что приводит к вариантной множественности художественного образа, которая существует на уровне восприятия. А в исполнительских искусствах - и на уровне исполнения. В этом смысле оправдано употребление выражения «Мой Пушкин», «Мой Шопен» и т. д. И если задать вопрос, где же существует подлинная соната Шопена (в голове Шопена, в нотах, в исполнении)? Однозначный ответ на него вряд ли возможен. Когда мы говорим о «вариантной множественности», мы имеем в виду «инвариант». Образ, если он художественен, обладает определёнными характеристиками. Непосредственно данная человеку характеристика художественного образа - целостность. Художественный образ - не суммирование, он рождается в сознании художника, а затем воспринимающего скачком. В сознании творца он живет как самодвижущая реальность. (М. Цветаева - «Произведение искусства - рожденное, а не сотворенное»). Каждый фрагмент художественного образа обладает качеством самодвижения. Вдохновение - это психическое состояние человека, в котором зарождаются образы. Образы предстают как особая художественная действительность.

    Если обратиться к специфике художественного образа, то возникает вопрос: является ли образ образом? Можем ли мы говорить о соответствии между тем, что мы видим в искусстве и объективным миром, ведь главный критерий образности - это соответствие.

    Старое, догматическое понимание образа исходит из толкования соответствия и попадает впросак. В математике есть два понимания соответствия: 1) изоморфное - взаимно-однозначное, объект - копия. 2) гомоморфное - частичное, неполное соответствие. Образ какой реальности воссоздает для нас искусство? Искусство есть всегда преображение. Образ имеет дело с ценностной реальностью - именно она отражается в искусстве. Т. е. прообразом для искусства выступают духовно-ценностные отношения между субъектом и объектом. У них очень сложная структура и ее воссоздание - важная задача искусства. Даже самые реалистические произведения не дают нам просто копии, что не отменяет категорию соответствия.

    Объектом искусства является не объект как «вещь-в-себе», а объект, значимый для субъекта, т. е. обладающий ценностной предметностью. В субъекте важно отношение, внутреннее состояние. Ценность объекта может быть раскрыта только в соотнесенности с состоянием субъекта. Поэтому задача художественного образа - найти способ соединения субъекта и объекта во взаимосвязи. Ценностная значимость объекта для субъекта есть явленный смысл.

    Художественный образ есть образ реальности духовно-ценностных отношений, а не объекта самого по себе. И специфика образа определяется задачей - стать способом реализации в сознании другого человека этой особой реальности. Каждый раз образы есть воссоздание с помощью языка вида искусства определенных духовно-ценностных отношений. В этом смысле мы можем говорить о специфике образа вообще и об обусловленности художественного образа языком, с помощью которого он создается.

    Виды искусства разделяются на два больших класса - изобразительные и неизобразительные, в них по-разному существует художественный образ.

    В первом классе искусств, художественных языков моделируются ценностные отношения через воссоздание объектов и субъективная сторона раскрывается опосредовано. Такие художественные образы живут потому, что искусство пользуется языком, воссоздающим чувственную структуру - изобразительные искусства.

    Второй класс искусств моделируют с помощью своего языка реальность, в которой состояние субъекта дано нам в единстве с его смысловым, ценностным представлением, неизобразительные искусства. Архитектура - «застывшая музыка» (Гегель).

    Художественный образ - это особая идеальная модель ценностной реальности. Художественный образ выполняет моделирующие обязанности (что снимает с него обязанность полного соответствия). Художественный образ - это присущий художественному сознанию способ репрезентации реальности и одновременно - модель духовно-ценностных отношений. Именно поэтому художественный образ выступает как единство:

    Объективного - Субъективного

    Предметного - Ценностного

    Чувственного - Сверхчувственного

    Эмоционального - Рационального

    Переживания - Размышления

    Сознательного - Бессознательного

    Телесного - Духовного (При своей идеальности образ вбирает в себя не только духовно-психическое, но и телесно-психическое (психосоматическое), что объясняет эффективность его воздействия на человека).

    Соединение в искусстве духовного и телесного и становится выражением слияния с миром. Психологи доказали, что при восприятии происходит идентификация с художественным образом (через нас проходят его токи). Тантризм - слияние с миром. Единство духовного и телесного одухотворяет, очеловечивает телесность (жадно поедать пищу и жадно танцевать). Если мы испытываем чувство голода перед натюрмортом, то, значит, искусство не оказало на нас духовного влияния.

    Какими способами раскрывается субъективное, ценностное (интонационное), сверхчувственное? Общее правило здесь: все неизображаемое раскрывается через изображаемое, субъективное - через объективное, ценностное - через предметное и т. п. Все это реализуется в выразительности. За счет чего это происходит? Два варианта: первый - искусство концентрирует ту действительность, которая имеет отношение к данному ценностному смыслу. Это приводит к тому, что художественный образ никогда не дает нам полной передачи объекта. А. Баумгартен назвал художественный образ «сокращенной Вселенной».

    Пример: Петров-Водкин «Играющие мальчики» - его интересует не конкретика природы, индивидуальность (смазывает лица), а универсальные ценности. «Выброшенное» здесь не имеет значения, т. к. уводит от сути.

    Второй случай - подтекст. Мы имеем дело как бы с двойным образом. Именно подтекст оказывается наиболее выразительным. Подтекст побуждает наше воображение, а воображение опирается на наш личный опыт - именно таким образом мы включаемся.

    Еще одна важная функция искусства - преображение. Меняются контуры пространства, цветовое решение, пропорции человеческих тел, временной порядок (останавливается мгновение). Искусство дает нам возможность экзистенциального приобщения ко времени (М. Пруст «В поисках утраченного времени»).

    Всякий художественный образ есть единство жизнеподобного и условного. Условность - черта художественного образного сознания. Но минимум жизнеподобия необходим, поскольку речь идет о коммуникации. Разные виды искусства имеют различную степень жизнеподобия и условности. Абстракционизм - попытка открыть новую реальность, но сохраняет элемент сходства с миром.

    Условность - безусловность (эмоций). Благодаря условности предметного плана возникает безусловность ценностного плана. Мироощущение не зависит от предметности: Петров-Водкин «Купание красного коня» (1913 г.) - в этой картине, по признанию самого художника нашло выражение его предчувствие гражданской войны. Трансформация мира в искусстве есть способ воплощение мироощущения художника.

    Еще один универсальный механизм художественно-образного сознания: особенность трансформации мира, которую можно назвать принципом метафоры (условное уподобление одного предмета другому; Б. Пастернак: «…он был как выпад на рапире…» - о Ленине). Искусство раскрывает в качестве свойств некоторой реальности другие явления. Происходит включение в систему свойств, близких данному явлению, и, в то же время, противопоставление ему, сразу возникает некоторое ценностно-смысловое поле. Маяковский - «Адище города»: душа - щенок с обрывком веревки. Принцип метафоры - условное уподобление одного объекта другому, и чем дальше отстоят объекты, тем более метафора насыщена смыслом.

    Этот принцип работает не только в прямых метафорах, но и в сравнениях. Пастернак: благодаря метафоре искусство решает громадные задачи, которые и обусловливают специфику искусства. Одно входит в другое и насыщает это другое. Благодаря особому художественному языку (у Вознесенского: Я - Гойя, затем Я - горло, Я - голос, Я - голод) содержательно каждая следующая метафора наполняет другую: поэт - горло, с помощью которого озвучиваются некоторые состояния мира. Кроме того, внутренняя рифмовка и через систему ударений и аллитерацию созвучий. В метафоре срабатывает принцип веера - читатель разворачивает веер, в котором в свернутом виде уже все есть. Это действует во всей системе тропов: установление некоторого сходства и в эпитетах (выразительное прилагательное - деревянный рубль), и в гиперболах (преувеличенный размер), синекдохах - усеченных метафорах. У Эйзенштейна - пенсне доктора в фильме «Броненосец Потемкин»: когда доктора выкидывают за борт, на мачте остается пенсне доктора. Другой прием - сравнение, которое является развернутой метафорой. У Заболоцкого: «Прямые лысые мужья сидят как выстрел из ружья». В результате обрастание моделируемого объекта выразительными связями и выразительными отношениями.

    Важный образный прием - ритм, который приравнивает смысловые отрезки, каждый из которых несет определенное содержание. Происходит как бы сплющивание, сминание насыщенного пространства. Ю. Тынянов - теснота стихового ряда. В результате образования единой системы насыщенных отношений, возникает определенная ценностная энергетика, реализуемая в акустической насыщенности стиха, и возникает определенный смысл, состояние. Этот принцип универсален, по отношению ко всем видам искусства; в результате мы имеем дело с поэтически организованной действительностью. Пластическое воплощение принципа метафоры у Пикассо - «Женщина - цветок». Метафора создает колоссальную концентрацию художественной информации.

  • 3. Основные типы художественного обобщения

    Искусство - не пересказ действительности, но образ силы или тяги, через которую реализуется образное отношение человека к миру.

    Обобщение становится реализацией особенностей искусства: конкретное получает более общий смысл. Специфика художественно-образного обобщения: художественный образ соединяет воедино предметное и ценностное. Цель искусства - не формально-логическое обобщение, но концентрация смысла. Искусство дает смысл, относящийся кподобного рода объектам, искусство дает смысл ценностной логике жизни. Искусство говорит нам о судьбе, о жизни в ее человеческой наполненности. Таким же образом обобщаются реакции человека, поэтому применительно к искусству говорят и о мироощущении, и о миропонимании, и это всегда модель мироотношения.

    Обобщение происходит за счет трансформации того, что происходит. Абстрагирование - отвлечение в понятии, теория - система логической организации понятий. Понятие - репрезентация больших классов явлений. Обобщение в науке - ход от единичного к всеобщему, это мышление абстракциями. Искусство же должно удержать конкретность ценности и оно должно обобщать, не отвлекаясь от этой конкретики, именно поэтому образ - синтез единичного и общего, и единичность сохраняет свою отдельность от других объектов. Это происходит благодаря отбору, трансформации объекта. Когда мы смотрим на отдельные этапы мирового искусства, мы находим типологические устоявшиеся черты способов художественного обобщения.

  • Три основных типа художественного обобщения в истории искусства характеризуются различием содержания общего, своеобразием единичности, логикой соотношения общего и единичного. Выделим следующие типы:

    1) Идеализация. Мы находим идеализацию как тип художественного обобщения и в античности, и в средние века, и в эпоху классицизма. Суть идеализации - особое общее. В качестве обобщения выступает доведенные до некоторой чистоты ценности. Задача - выделить до чувственного воплощения идеальные сущности. Это присуще тем типам художественного сознания, которые ориентируются на идеал. В классицизме строго разделяются низкие и высокие жанры. Высокие жанры представляет, например, картина Н. Пуссена «Царство Флоры»: миф, представленный как фундаментальное бытие сущностей. Единичное здесь не играет самостоятельной роли, из этого единичного устраняются собственно неповторимые характеристики, и предстает образ самой неповторимой гармонии. При таком обобщении сиюминутные, бытовые характеристики действительности опускаются. Вместо бытового окружения возникает идеальный пейзаж, находящийся как бы в состоянии сновидения. Это логика идеализации, где цель - утверждение духовной сущности.

    2) Типизация. Тип художественного обобщения, характерный для реализма. Особенность искусства - раскрытие полноты этой реальности. Логика движения здесь от конкретного к общему, движения, которое сохраняет исходящую значимость самого конкретного. Отсюда особенности типизации: вскрыть общее в закономерностях жизни. Создается картина, закономерная для данного класса явлений. Тип - воплощение наиболее характерных особенностей данного класса явлений так, как они существуют в реальности. Отсюда связь типизации с историзмом мышления художника. Бальзак называл себя секретарем общества. Маркс узнал из романов Бальзака больше, чем из сочинений политэкономов. Типологическая особенность характера русского дворянина - выпадение из системы, лишний человек. Общее здесь требует особого единичного, эмпирически полнокровного, обладающего неповторимыми чертами. Сочетание уникального, неповторимого конкретного с общим. Здесь индивидуализация становится оборотной стороной типизации. Когда говорят о типизации, сразу говорят и об индивидуализации. При восприятии типических образов необходимо жить их жизнью, тогда и возникает самоценность этого конкретного. Возникают образы неповторимых людей, которые художник индивидуально выписывает. Так мыслит искусство, типизирующее действительность.

    Практика искусства XX века все перемешала, и реализм давно не оказывается последней инстанцией. XX век смешал все способы художественного обобщения: можно найти типизацию с натуралистическим уклоном, где искусство становится буквальным зеркалом. Впадение в конкретику, которая создает даже особую мифологическую реальность. Например, гиперреализм, создающий загадочную, странную и мрачную действительность.

    Но в искусстве XX века возникает и новый способ художественного обобщения. У А. Гулыги точное название этого способа художественного обобщения - типологизация. Пример - графические работы Э. Неизвестного. У Пикассо - портрет Г. Стайн - передача скрытого смысла человека, лицо-маска. Увидев этот портрет, модель сказала: я не такая; Пикассо сразу ответил: Вы будете такой. И она, действительно, стала такой, состарившись. Не случайно искусство XX века увлекается африканскими масками. Схематизация чувственной формы объекта. «Авиньонские девушки» Пикассо.

    Суть типологизации: типологизация родилась в эпоху распространения научных знаний; это художественное обобщение, ориентированное на многознающее сознание. Типологизация идеализирует общее, но, в отличие от идеализации, художник изображает не то, что видит, а то, что знает. Типологизация говорит об общем больше, чем об единичном. Единичное доходит до масштабности, клише, сохраняя некоторую пластическую выразительность. В театре можно показать понятие имперского, понятие хлестаковщины. Искусство обобщенного жеста, клишированной формы, где детали моделируют не эмпирическую, а надэмпирическую действительность. Пикассо «Фрукты» - схема яблока, портрет «Женщина» - схема женского лица. Мифологическая реальность, которая несет колоссальный социальный опыт. Пикассо «Кошка, держащая в зубах птицу» - картина, написанная им во время войны. Но вершина творчества Пикассо - это «Герника». Портрет Доры Маар - типологический образ, аналитическое начало, работа с образом человека аналитически.

  • Назовите характерные черты художественного образа?
  • Чем художественное познание мира отличается от научного?
  • Назовите и охарактеризуйте основные типы художественного обобщения.
  • Литература

    • Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М. : Гардарики, 2002. - 556 с.
    • Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С.544.
  • ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности. В узком и более конкретном смысле понятие «художественный образ» обозначает элемент, часть художественного произведения (персонаж или предмет изображения), в широком и более общем – способ бытия и воспроизведения особой, художественной, реальности, «царства видимости» (Ф.Шиллер). Художественный образ в широком понимании выступает в качестве «клеточки», «первоначала» искусства, вобравшего и кристаллизующего в себе все основные компоненты и особенности художественного творчества в целом.

    Термин «художественный образ» в его современном толковании и значении получил определение в эстетике Гегеля: «Искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа» («Эстетика», т. 4. М., 1973, с. 412). Однако этимологически он восходит к словарю античной эстетики, где были слова-понятия (напр., эйдос), различающие наружный «вид, облик» предмета и светящуюся в нем внетелесную «сущность, идею», а также более конкретные, однозначные определения из области пластических искусств – «статуя», «изображение» и т.п. Раскрывая понятие мимезиса , Платон и Аристотель рассматривали вопрос об образной природе искусства в плоскости взаимоотношений реальных предметов, явлений и их идеальных «копий», «слепков», а Плотин сосредоточился на обосновании понятия «внутреннего эйдоса», образа-смысла, сопричастного сущности предметов. Новоевропейская, прежде всего немецкая классическая эстетика выдвигает на первый план не миметический аспект, а продуктивный, выразительно-созидательный, связанный с творческой активностью художника. Понятие художественного образа закрепляется в качестве некоего уникального способа и результата взаимодействия и разрешения противоречий между духовным и чувственным, идеальным и реальным началами.

    Со временем формула искусства как «мышления в образах» стала синонимом реалистического метода, акцентируя внимание на познавательной функции и общественном предназначении художественного творчества. Сама способность создавать образы, показывать, а не доказывать считается условием и основным признаком таланта и полноценности творчества художника. «Кто не одарен творческой фантазиею, способною превращать идеи в образы, мыслить, рассуждать и чувствовать образами, тому не помогут сделаться поэтом ни ум, ни чувство, ни сила убеждений и верований, ни богатство разумно исторического и современного содержания» (Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1956, с. 591–92). В кон. 19 – нач. 20 в. возникают различные «анти-образные» концепции искусства, подвергающие сомнению или отвергающие вообще категорию художественного образа как якобы апологию «копиистского» отношения к действительности, носителя «фиктивной» правды и голой «рассудочности» (символизм, имажинизм, футуризм, ЛЕФ и др.). Однако в зарубежной и русской эстетике это понятие сохраняет, вплоть до наших дней, статус всеобщей эстетической категории. Многие компоненты процесса художественного освоения действительности связаны с ним даже чисто лексически («во-ображение», «из-ображение», «пре-ображение», «про-образ», «без-образное» и т.д.).

    Семантика русского слова «образ» (в отличие от англ. «image») удачно указывает на: а) воображаемое бытие художественного факта, б) его предметное бытие, то, что он существует как некоторое целостное образование, в) его осмысленность («образ» чего?) – образ предполагает свой смысловой прообраз (И.Роднянская). Содержание и специфика художественного образа могут быть представлены следующими характеристиками.

    Образ искусства – это отражение первичной, эмпирической действительности. Однако независимо от степени сходства («похожести») изображаемого с отображаемым художественный образ не является «копией» послужившего ему «прообраза» (персонажа, события, явления). Он условен, «иллюзорен», принадлежит уже не эмпирической действительности, а внутреннему, «воображаемому» миру созданного произведения.

    Образ не просто отражение действительности, а ее художественное обобщение, это созданный, «рукотворный», продукт идеализации или типизации действительных фактов, событий или персонажей (см. Типическое ). «Воображаемое бытие» и «возможная реальность» оказываются не менее, а, напротив, зачастую более действительны, чем послужившие исходным «материалом» реальные предметы, явления, события. Степень и полнота смысловой насыщенности, обобщенности художественного образа, вкупе с мастерством воплощения творческого замысла, позволяют различать (даже в рамках одного произведения) образы индивидуальные, характерные и типические. В системе художественного целого существует иерархия смыслового уровня – индивидуальное, по мере углубления его смысловой «нагрузки», переходит в разряд характерного, а характерное – в типическое, вплоть до создания образов общечеловеческой значимости и ценности (напр., Гамлет в этом плане несопоставим с Розенкранцем, Дон Кихот – с Санчо Пансой, а Хлестаков – с Тяпкиным или Ляпкиным).

    Художественный образ – это акт и результат творческого претворения, преображения действительности, когда чувственное в художественном произведении возводится созерцанием в чистую видимость, так что оно оказывается как бы «посредине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью» (Гегель. Эстетика, т. 1. М., 1968, с. 44). Это не мысль и не чувство, взятые отдельно и сами по себе, а «чувствуемая мысль» (А.С.Пушкин), «непосредственное мышление» (В.Г.Белинский), содержащие в себе и момент понимания, и момент оценки, и момент деятельности. Поскольку образ искусства изначально и принципиально не умозрителен, не «теоретичен», его можно определить как художественную идею, явленную в форме художественного представления, и, стало быть, как воплощение эстетического опыта, в процессе которого человеческая чувственность воспитывает себя на своих же собственных творениях. Образотворчество выступает в искусстве как смыслотворчество, наименование и переименование всего и вся, что человек находит вокруг и внутри себя. Образы искусства наделены самостоятельной и самодостаточной жизнью и потому нередко воспринимаются как реально существующие объекты и субъекты, более того, становятся образцами для сопереживания и подражания.

    Многообразие типов художественных образов обусловлено их видовой принадлежностью, внутренними законами развития и используемым «материалом» каждого из искусств. Словесный, музыкальный, пластический, архитектурный и т.д. образы отличаются друг от друга, напр., мерой соотношения в них чувственного и идеального (рационального) моментов. В «портретном» изображении превалирует (или по крайней мере выходит на первый план) чувственная конкретность, в символическом образе доминирует идеальное (мыслительное) начало, а в типическом (реалистическом) образе очевидно стремление к их гармоническому сочетанию. Видовые отличия, своеобразие образов искусства предметно выражаются (а во многом и оказываются заданными) характером «материала» и «языка», посредством которых они создаются, воплощаются. В руках талантливого художника «материал» не просто «оживает», но обнаруживает поистине магическую изобразительно-выразительную силу в передаче самых тонких и глубоких мыслей и чувств. Как и из какого «сора» (А.А.Ахматова) слов, звуков, красок, объемов возникают стихи, мелодии, картины, архитектурные ансамбли – это секрет искусства, который не поддается полной разгадке.

    Литература:

    1. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957;

    2. Лессинг Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957;

    3. Гегель Г.В.Ф. Эстетика, т. 1, 4. М., 1968;

    4. Гёте И.В. Об искусстве. М., 1975;

    5. Белинский В.Г. Идея искусства. – Полн. собр. соч., т. 4. М., 1954;

    6. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927;

    7. Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962;

    8. Интонация и музыкальный образ. Сборник статей. М., 1965;

    9. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М., 1972;

    10. Он же. Образ в русской художественной культуре. М., 1981;

    11. Бахтин M.M. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975;

    12. Тимофеев Л.И. Об образности. – Он же. Основы теории литературы, 5-е изд. М., 1975;

    13. Семиотика и художественное творчество. М., 1977;

    14. Шкловский В. Искусство как прием. – Из истории советской эстетической мысли. 1917–1932. М., 1980;

    15. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996;

    16. Акопова А.А. Эстетический идеал и природа образа. Ереван, 1994;

    17. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Н.Новгород, 1997.

    Искусство занимает важнейшее место в теории эстетики. Она изучает его роль в жизни, закономерности развития и особенности. Эстетика рассматривает искусстве как форму эстетического освоения мира. Искусство - это средство отражения жизни и мышление в виде художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность. Художник, отражая мир, мыслит образно-эмоционально и, воздействуя своими произведениями на чувства и разум людей, он стремится вызвать у них подобные эмоции и мысли.

    Спецификой искусства является то, что оно оказывает воздействие на человека благодаря своим эстетическим достоинствам, благодаря влиянию системы художественных образов. Художественный образ связан не только с образностью чувственно-конкретного мышлении, но и с абстрактными понятиями, в нем заключены глубина и своеобразие содержательной художественности.

    В сущности художественного образа можно выделить определенные уровни. Абстрактный уровень художественного мышления - идеальный, когда происходит осознание художественной идеи и создание образа является интеллектуальной операцией. Следующий уровень - это психический, когда значительна роль неосознанных механизмов художественного творчества. Это уровень художественных чувств и эмоций, благодаря чему происходит переживание образов произведения в процессе восприятия. Художественный образ связан с эстетическим отношением к нему, с чувствами, с оценками, с потребностями. Наконец, третий уровень существования художественного образа - это материальный, т.е. в какой материальной "оболочке" представлен образ: в цвете, в звуке, в слове, в их сочетаниях.

    При исследовании художественного образа следует учитывать все названные уровни: идеальный, психический, материальный.

    В искусстве точность изображения натуры сама по себе еще не создает произведения, оно возникает лишь в том случае, когда изображение становится художественный образом, в котором тот или иной предмет или явление освещается мыслью и чувством творца.

    Художественный образ является результатом определенной творческой ориентации автора и связан с природой его таланта. Искусство в своей основе имеет изображение чувственно воспринимаемой действительности, но степень художественного обобщения ее бывает различна. Чтобы правильно понять природу художественного образа, следует учитывать еще и такие важнейшие моменты, как индивидуальность видения художника и его эстетический идеал.

    Эти два момента взаимосвязаны и в то же время относительно самостоятельны. Эстетический идеал выступает как путеводитель автора, он направляет его зрение, он обусловлен своеобразием конкретного исторического времени. И в то же время каждый творец видит мир по-своему, и индивидуальность художественного видения автора обогащает эстетическое видение в целом, расширяет диапазон восприятия мира. Индивидуальность зрения художника может быть едва заметной или, наоборот, ярко выраженной, но в любом случае в талантливом произведении искусства она обязательна.