Как я была эмо. Дети — эмо в современной школе

Мы продолжаем вас знакомить с подробностями книжного проекта по мотивам скандального сериала «Школа». Напомним, суть проекта - рассказать о том, что же было с героями за год до «эфирных событий», т. е. в восьмом классе. В заметке «Школа» вышла в тираж » Вокруг ТВ представил мнения автора книги «Школа: Дневник Марлы » Лены Миро и актера Алексея Литвиненко , сыгравшего Илью Епифанова. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с актрисой Валентиной Лукащук, исполнившей в фильме роль Ани Носовой.

- Валя, понравилась ли вам книга о вашей героине?

К сожалению, я ее пока не успела прочитать, но обязательно сделаю это в ближайшие дни. Лично я думаю, что трагедия Ани Носовой в том, что ее просто запугали. Все говорили, что нельзя делать это, нельзя - то, поэтому она себя так и вела. Вот вы хотите перекрасить волосы в рыжий цвет, у вас такое внутреннее ощущение, вам это необходимо. А вам говорят, что это плохо, вульгарно… Аня на протяжении долгого времени жила одна в двухкомнатной квартире – это страшно. Вот про нашего сериального режиссера Германику тоже говорят, что у нее пирсинг, татуировки, а это ведь ее жизнь, и она никому не мешает.

Хорошо, тогда открою маленький секрет - в этой книге Носова переписывается со взрослым мужчиной, потом знакомится с ним в реальной жизни, а он оказывается педофилом. Думаете, могло такое произойти с вашей героиней?

Нет, она бы на это не пошла, побоялась.

- Что произошло бы с вашей Носовой, если бы она оказалась, скажем, в 19-м веке?

Не знаю, она продукт своего времени, очень современна. Может, в монастырь бы пошла или, как Анна Каренина, под поезд бросилась...

- А вы сами какой героиней себя ощущаете?

Мне кажется, я больше чеховская героиня, чем современная. В наши дни нужно быть сильнее, чем ты есть на самом деле, наглее и злее даже… А мне по душе больше мягкость.

- Как же вам удалось так натурально сыграть неуравновешенную девочку-эмо?

Просто на тот момент меня все сильно в жизни достало. Ведь на самом деле я бездарная актриса, и если бы у меня был тогда благоприятный период, я бы никогда так не сыграла. Думаю, художник должен быть всегда несчастен, иначе ему нечего будет сказать людям.

- Аня Носова в итоге совершает суицид, почему?

Мы с самого начала с Лерой Германикой договорились о том, что Аня - это не совсем образ живого человека. Это что-то темное, что должно было умереть. Если бы был другой финал – то не было бы смысла делать сериал. Ведь после такого трагического конца ее одноклассники начинают понимать, что вели себя с ней неправильно. А если бы был открытый хэппи-эндик, какой часто встречается в наших фильмах, то ничего бы в понимании окружающих Аню людей не изменилось.

- С эмо общались?

Когда сериал только начали снимать, мне искали подружек-эмо. Девушка, которая проводила кастинг, пыталась через сообщество «В контакте» выйти на группу эмо, но они почему-то негативно реагировали на ее письма. Тогда на контакт с ними вышла я. Писала, что мне очень нужна их помощь. Но и ко мне они отнеслись с непониманием. Короче, так ничем и не помогли. А когда сериал вышел и сразу стал заметным, быстренько написали: «Пристрой нас в какую-нибудь массовочку»... У нас на съемках была только одна настоящая эмо - девушка, которая играла Меланью. Вот она меня немного консультировала.

Вы уже работали с Гай Германикой в фильме «Все умрут, а я останусь». Чем подкупили ее, что она взяла вас в «Школу»?

Не знаю, об этом, наверное, ее спрашивать надо. А работать с ней приятно. И на площадке у нас была веселая, но в то же время творческая атмосфера. Снимали мы в Южном округе, в районе метро «Красногвардейская». Сама видела: ребята там, как и в сериале, курили на улице, в подвалах, сейчас такую картину можно наблюдать в любой школе. Слышала, что и в элитных лицеях подростки погибают от передозировок героина. Какая разница, где учиться, главное – что в мозгах.

- А в вашей родной школе происходило что-то, напоминающее события в сериале?

Я окончила московскую 647-ю школу пять лет назад. Чего-то экстраординарного там не происходило. Да, пили, курили… А вот о том, что кто-то умирал от наркотиков, я не слышала. В родной школе хорошо отнеслись к моей работе в сериале, все говорили, что смотрят, переживают. Никто не упрекал, что я предательница, что выношу сор из избы… Наоборот – гордились.

- До этого вы учились в Пушкино, а как в московской школе приняли ребята, не гоняли?

Конечно, поначалу мне надо было что-то доказывать, но ничего плохого никто со мной не делал.

Хотим с ребятами создать свой театр. Мне кажется, вокруг все бездарно. Мало хороших спектаклей, пьес. Не хочу идти в современный театр, мне он не нравится. Думала поступить в труппу Петра Фоменко, но со второго тура слетела. А по поводу съемок в кино - у меня много предложений. Но раскрывать секреты пока не буду.

Сергей Амроян

Фото Юрий Самолыго

Странные девушки и парни с черно-розовыми прядями волос, детский стиль одежды с яркими аксессуарами, заколками и браслетиками, одежда с рисунком расколотых черепов. Не сложно догадаться, о ком пойдет речь. Кто они такие — дети эмо?

Наверняка многим понятно, что название субкультуры «ЭМО» происходит от слова «ЭМОциональный». Изначально эмо существовали в Америке в 80е годы. Только тогда это были не разукрашенные дети, а участники панк-групп, которые играли необычную для тех времен музыку. Отличительной чертой таких групп был «чистый вокал», лиричность и чрезмерная эмоциональность. Отсюда и пошел данный характер субкультуры эмо.

Со временем субкультура эмо стала выходить за грани музыкальных групп и начала оставлять отпечатки на умах современной молодежи. Сейчас стало модно показывать всему обществу свое душевное состояние. Эмо собираются в компании и делятся своими мыслями. А мысли у них обычно о непрекращающейся депрессии. Такой молодежи свойственна частая смена настроения, причем без повода. Если обычный человека спросить ЭМОциональное дитя «Как дела?» , то в ответ услышит безразличное «нормально…». У представителей субкультуры эмо есть только 2 состояния: им либо очень весело, либо до ужаса грустно.

Естественно, хуже всего, когда им грустно. Так начинаются затяжные депрессии, ненависть к людям и к окружающему миру, беспричинные слезы и истерики. Конечной точкой такого поведения являются мысли о суициде. И эмо не стесняются говорить об этом напрямую. Ведь главная чета этих подростков- искренность во всем. Они считаю, что таким способом они самовыражаются и самоутверждаются.

Такие дети очень часто заигрываются в роль мучеников этого злобного мира, их символом по жизни становится растерзанное сердце на черно-розовой футболке. В реальности они стараются как можно натуралистичнее доказать всем, что они не обычные и способны на поступки. Но для этого они выбирают совсем не подходящие методы. Как быть родителям и преподавателям в школе, если в их семье или классе появился эмо-кид?Как его понять и принять, стоит ли насильственно заставлять ребенка отказаться от субкультуры эмо?

Утверждение о том, что эмо пытаются чаще остальных детей покончить с собой будет не совсем верным. Скорее всего именно те дети, которые задумываются о суициде, выбирают для себя субкультуру эмо. Но почему же у будущего поколения напрочь отсутствует инстинкт самосохранения? На это есть ряд причин.

Во — первых, все депрессии, хандры от утраты связи с другими поколениями. Что уж скрывать, в наше время родители редко интересуются жизнью своего чада. Максимум что может спросить у подростка его родитель, это «Как дела в школе?». На что ребенок, конечно же, ответит: «нормально».

Материальные ценности так же являются главное причиной выбора эмо как субкультуры и мысли о суициде. Современные дети настолько избалованны, что, если не купить им очередной новый телефон или модную вещь, они сразу же впадают в депрессию и жалуются: «Мне так плохо живется». В этом случае всем родителям стоит не забывать о правильном воспитании своего ребенка.А именно о том, что духовные ценности гораздо важнее материальных.

Но не только родители вкладывают в ребенка воспитание. Этим занимаются и учителя. Эмо в школе обычно «забитые», тихие, но выделяются из толпы своим внешним видом. Не трудно заметить такого ученика. Если педагог увидел эмо-кида в коридорах школы, не нужно проходить мимо, необходимо поговорить с ребенком, выяснить причины такого поведения и постараться решить их.

Но главное в таком разговоре — не потерять доверие подростка. Мудрый учитель сразу же объяснит всему педагогическому составу, что с этим ребенком нужно вести себя не как со всеми. Лучше всего будет разработать вместе с коллегами план, в котором будет описано «спасение» такого ученика. И, конечно же, нужно подключить к этой проблеме родителей. Без их помощи преподавателю не справиться. Если эмо-ученик захочет поговорить, его всегда нужно выслушать.

Им не хватает понимания и сопереживания, именно поэтому они и припадают к таким субкультурам. В качестве примера можно привести случай с перевоспитанием девочки-эмо в гимназии №10 города Минска. Учителям удалось заинтересовать ее психологией, мировой литературой, и упрямый подросток превратился в умную красавицу. Но ради этого было сдвинуто не мало гор.

На протяжении года социальные работники, преподаватели, родители следили за ней, помогали ей выбирать правильный путь, подсказывали. Естественно, были и проблемы. Девочка сбегала ото всех в свою компанию других таких трудных подростков. Но со временем начала понимать, что это всего лишь игра, а заигрываться в нее нельзя. Сейчас она выпускница медуниверситета по профессии психотерапевт, успешно выступает на Минском радио с советами и консультациями. В жизни каждого подростка есть трудный переходный возраст, но она смогла его преодолеть. И в этом ей помогли чуткие и понимающие учителя.

В нынешнее время в школах, для выявления к принадлежности эмо, проводятся мониторинговые исследования. В таких тестах нет вопросов, поэтому его не просто обмануть. Эти тесты цветовые. Каждый цвет, выбранный ребенком, рассказывает о его творческих способностях, отношению к курению, выпивке, здоровому образу жизни.

Такие тесты могут показать, на поведение какого ребенка учителям стоит обратить внимание. Есть и другие способы наблюдения за детьми в школе- анкетирование, общение с ребятами. Вообще, положено 1 раз в месяц проводить в классе открытые уроки на тему «Каким я вижу свое будущее».

Через такое сочинение любой образованный педагог увидит, в опасности ли ребенок, или же с его психикой все в порядке.Если в сочинении будут апатичные мысли, нежелание ничего делать и куда-либо идти — стоит бить тревогу. Самое ужасное, если от природы любознательному существу ничего не нужно от жизни. Нужно скорее выяснять причины

Участились случаи, когда дети уходят из дома. Родители сбиваются с ног, ища родное дитя. Но им даже в голову не придет, из за чего эмо-ребенок ушел. Невозможно компенсировать отсутствие любви и ласки деньгами. Даже если ребенок обеспечен, ему всегда будет не хватать родительской любви. А именно по этой причине эмо и сбегают из дома, собираются своими группами и выговариваются друг другу.

Родители с ребенком должны быть друзьями, а с ЭМОциональными детьми уж тем более. Когда подростки рисуют черные стрелки на глазах и разрисовывают их темными тенями, это не эпатаж, а способ выразить свою боль на лице. Черная челка на все лицо отделяет их от этого мира. Тут не помогут ни ругань, ни крики. Все это еще больше усугубит ситуацию.

Обычно детей, принадлежащих к субкультуре эмо, ненавидят в школе. Особенно под горячую руку недоброжелателей часто попадают эмо парни. Им достается больше всех. Таких подростков шугают старшеклассники, вымогают с них деньги, но что хуже всего — их избивают. Если педагог заметит такую ситуацию в коридорах своей школы, он просто обязан обратиться за помощью к коллегам и защитит ребенка-эмо.

Эмо-подростки создают себе отдельный мирок. Жизнь в этом мирке состоит из протестов, направленных на реальный окружающий мир. Все свое существование эмо борются со стереотипами о них. Точнее они считаю, что все эти мнения психологов ошибочны. Ведь они то уверены в своей личной правде. ЭМОциональные думают, что обычные люди усложняют им жизнь специально.

Главное убедить такого ребенка, что это не так. Но не в коем случае нельзя без фактов и аргументов просто настаивать на своем правильном мнении. Таких трудных подростков нужно переубеждать аккуратно, постепенно. Всегда нужно учитывать их мнение, оно для них самое важное и правильное. И нужно смириться, что, для изменения внешнего облика и психологического состояния эмо-кида должно пройти время. Иногда и не мало времени.

Не удивительно, что родители и учителя, читающие данную статью, напуганы. Информация о том, что эмо-дети чаще остальных склонны к суициду — не из приятных. Но можно сказать одно, что если в семье есть гармония и любовь, если ребенок чувствует свою значимость для родителей и учителей, то его обойдет стороной эмо-волна. Подросткам в переходном возрасте нужно давать уверенность, что из любой ситуации есть выход. Стоит только захотеть.

Необходимо уверять его, что родители или учителя всегда помогут и поддержат, что он не останется один в трудную минуту. Если эти правила буду соблюдаться, то коллектив школы и семья будут застрахованы от того, что однажды их чадо заявится домой с длинной розовой челкой, черными глазами и ярким черепом во всю грудь и в слезах станет жаловаться на то, как ему плохо живется.

Всегда нужно обязательно помнить, что задача родителей — не только дать крышу над головой, а задача преподавателей — не только отвести 45минутный урок, а так же вкладывать в ребенка понимание общечеловеческих ценностей и формирование личности будущего взрослого человека.

Главная работа- это социализация ребенка. Люди должны быть чуткими, отзывчивыми,добрыми, жизнерадостными. А кто, как не родители, воспитает это в них? Будущее всей Земли в руках современной молодежи. Если они пойдут по неправильному пути, забудут про настоящие ценности, весь мир рухнет, как карточный домик.

Становится понятно, что данный период в жизни подростка очень трудный. Хотя иногда сам эмо этого и не осознает. Возможно, этот совет пригодится родителям и учителям: не забываете про детей, интересуйтесь их жизнью!

На родительских собраниях учителя рассказывают, чем чревато движение «розово-черных»

У шестиклассницы Кати на запястье черно-розовые браслеты, ногти покрашены в ярко-розовый цвет, черная кофточка с розовой надписью - типичная эмо!

И тебя в таком виде в школу пускают?

Да никто и внимания на меня не обращает! Относятся так же, как ко всем.

Мы прошлись по этажам школы и встретили еще нескольких представителей «черно-розовых». Кажется, они чувствовали себя вполне спокойно и даже не знали, что на них объявлена «охота».

Четыре месяца назад Управление ФСБ Нижегородской области направило на имя губернатора официальное письмо: «…в нашей области получили развитие идеи негативной молодежной субкультуры «эмо», которые связаны с суицидальными наклонностями подростков 12 - 16 лет. Просим обратить особое внимание…» Письмо переправили в Министерство образования, оттуда оно разошлось по школам. Директорам разъяснили, что дети в «розово-черной одежде, с иссиня-черными волосами, ногтями, покрытыми черным лаком» требуют особого контроля. На родительских собраниях учителя стали просвещать «предков» подростков, как страшно, если ваш ребенок - эмо.

В чем суть движения эмо

Поклонники эмо (сокр. от emotion (англ.) - эмоциональный, обозначает особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительно сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля - манера вокала, включающая в себя зачастую визг, плач, стоны, шёпот) одеваются в розово-черные тона, красят ногти и волосы в иссиня-черный цвет и тайно мечтают умереть в ванне от потери крови, перерезав собственные вены в области запястий. Поэтому некоторые из них носят повязки, которые закрывают ранее нанесенные раны.

Я, например, не понимаю этого движения, - разводит руками директор школы № 91 Нижнего Новгорода Игорь Богданов и зачитывает выдержку из письма Министерства образования. - Что значит: «Мечта каждого эмо - умереть в ванне от потери крови?..». Что я с этим могу сделать? Мы, конечно, с ними беседуем, но молодежь на беседы взрослых вообще не реагирует - будь это хоть эмо, хоть фашисты, хоть скауты, хоть пионеры. Мол, вы взрослые, вам надо говорить, вот и говорите.

Директор школы, где учится шестиклассница Катя, солидарен со своим коллегой:

Мы не имеем права вмешиваться в личную жизнь наших детей. Единственное, что я могу - попросить родителей обратить внимание на необычное поведение их детей.

К счастью для многих маленьких эмо, суть этого течения всего лишь в яркой, вызывающей одежде. Только для единиц эта культура становится не только смыслом жизни, ... но и смерти.

В Интернете нижегородские эмо даже создали специальный форум, где обсуждают необычные способы уйти из жизни: «случайно» уронить фен в ванну с водой или броситься под трамвай, на котором ежедневно твой любимый ездит в школу...

Мне нравится одеваться, как одеваются эмо, мне близки их эмоции. Я часто плачу по мелочам, мне близко состояние меланхолии, - мы смотрим на эту милую, симпатичную девчонку и диву даемся - откуда в голове этой 11-летней девчушки все это?! - Зачет не получу - плачу. Нет, я, конечно, понимаю, что это ерунда, но сдержаться не могу, мне так жить легче. А на мальчиков я внимания не обращаю! Была влюблена один раз, но так давно, что уже забыла об этом.

А пока директора вместе с родителями школьниц учатся различать эмо от обычных учеников, эксперты ФСБ прогнозирует в ближайшее время большой всплеск этого течения среди подростков.

Цитата из блога «Эмо-сообщество»

«По поводу борьбы с эмо: ну пусть борются. Интересно: что, всех эмо исключат из комсомола и выгонят из партии? С другой стороны, молодежь совсем охамела в последнее время: то евреев режут, то пиво пьют, то кровью хотят истечь в ванне. Куда только родители смотрят?!»

Ирина Быстрова, Алена Малихина, Комсомольская правда

Художники Людмила Дюпина , Жанна Пахомова

  • Актеры из этого сериала снялись в клипе группы «Тараканы!» на песню «То, что не убивает тебя», режиссером которого была Валерия Гай Германика.
  • Роли 14-16-летних школьников исполняют в основном выпускники актерских вузов.
  • Роль девушки-эмо, Меланьи, исполняет Татьяна Шевченко, которая на самом деле принадлежит к этой субкультуре.
  • В 7 серии в роли тренера в спортивном зале снялся Алексей Огурцов, отец Игоря Огурцова, который исполняет роль Леши Шутова.
  • В 25 серии, на 18 минуте, на стене за спиной Анны Носовой можно увидеть надпись: «Germanica is love».
  • В 57 серии, на 17 минуте можно заметить, как Епифанов просматривает в интернете сайт сериала «Школа».
  • В 66 серии есть сцена предсмертного видео Носовой, которая была снята без единой монтажной склейки.
  • В 69 серии во время похорон Носовой появляется Сергей Пахомов. Так же в этой сцене, на могильном кресте можно заметить дату рождения: 12 марта. Она совпадает с датой рождения актрисы, исполнявшей роль Носовой.

Больше фактов (+5)

Ошибки

  • В 69 серии во время похорон Носовой на ее могильном кресте можно заметить дату смерти: 22 мая 2010 года. При этом на улице повсюду лежат сугробы снега, которых не может быть в конце мая.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

В начале четверти 9 «А» лишается классного руководителя, Анатолия Германовича Носова, у которого случился сердечный приступ. Новым руководителем назначают учительницу литературы, Валентину Харитоновну. Она пытается наладить отношения с классом, но ей это не удается. Девятиклассники бунтуют.

В классе появляется новенький – Илья Епифанов, который стравливает одноклассников с учителями и друг с другом. Илья умеет манипулировать людьми и пользуется этим, создавая конфликты, в которых обнажается истинная сущность окружающих. В начале сериала он знакомится с Аней Носовой, внучкой бывшего классного руководителя, и в шутку предлагает ей избавиться от деда. Когда-то от скуки Аня выложила свои откровенные фото в интернет. После того как они попадаются на глаза Носову, у него случается инсульт.

Мать Ильи больна раком, и чтобы достать деньги на операцию, он крадет антикварную статуэтку у знакомого художника. Несмотря на лечение, мать умирает, и парень винит в этом тетю Катю, часто грубит ей. Илья влюбляется в одноклассницу – первую красавицу Ольгу Будилову, самоуверенную и жестокую. Он поддерживает девушку во время ссор с матерью, дарит подарки, но та не отвечает ему взаимностью. В конце сериала Ольга понимает, что Илья - ее единственный верный друг, но продолжает рассматривать его только в качестве запасного варианта.

Аня Носова влюбляется в Илью, но понимает, что тот увлечен Будиловой. Аня живет с бабушкой и дедушкой. Из-за болезни она до 9 класса обучалась дома. После приступа деда Аня бунтует и возвращается в школу в новом образе эмо. У нее нет друзей, кроме подростков из эмо-субкультуры. Безответная любовь к Епифанову доводит ее до невроза.

Над Носовой постоянно издевается Будилова вместе со своими подругами. Однажды между ними случается ссора, которая заканчивается тем, что Ольга со свитой бросаются на Аню и раздевают ее. Аня впадает в депрессию, семья отправляет ее в психологический центр на реабилитацию. Но Аня совершает суицид, оставив предсмертную видеозапись. В последней серии проходят похороны Ани.

Отзывы о сериале «Школа»

  1. Добавить

    Необходимо миниум 10 символов, у вас 0

Рецензии на сериал «Школа»

  • Young j 16 февраля 2018 Оценка сериала 6 из 10

    Серіал для «не замороченого» глядача, чи все ж таки хіт для тінейджерів? «Це, скоріше, в дусі реаліті-шоу «Дом - 2», «Нічого спільного зі справжньою школою цей серіал не має!», «Серіал абсолютна правда», «Гра акторів-нуль!», «Дивитися можна після 16-ти - шедевр!». Ви також розгубились, чи не так… Нет комментариев 0
  • Анна Азарина 8 августа 2016 Оценка сериала 10 из 10

    Какова школьная жизнь изнутри? Приоткройте завесу

    Начну с того, что изначально я была настроена скептически, мне почему то казалось что сериал будет слишком банальным и мыльным по типу "а-ля для девочек-подростков". С первых же серий я поменяла свое мнение. Очень атмосферно снято, полное погружение в жизнь и проблемы героев, начинаешь узнавать в каких то ситуациях себя, вспоминать свои школьные годы, этот бурлящий юношеский максимализм граничащий местами с далеко не детской жестокостью по отношению к окружающим… Нет комментариев 2
  • Elli 5 февраля 2016 Оценка сериала 10 из 10

    Отличный сериал!

    Чисто случайно узнала об этом сериале. Решила посмотреть от начала и до конца. Хочу сказать "браво" Валерии Гай Германике! Сериал отличный, просмотрела его на одном дыхании! Сама не так давно окончила школу: все, что снималось в этом сериале, действительно и есть реальность! Актеры не переигрывают, как написали ранее в комментариях… Нет комментариев 0
  • Тимур Нургалеев 1 июля 2014 Оценка сериала 10 из 10

    Крайне жизненно

    Хочу сказать как год назад окончивший школу (слава Богу) человек: вся эта грязь, показанная нам с вами в сериале - это сущая правда, эта правда имеет место быть и закрывать на нее глаза либо же не верить в нее мне кажется глупым. Простительно это лишь людям старшего поколения. Скажу больше - до ста-процентной идентичности настоящему положению дел в современных школах сериалу не хватает, скажем так, наркотиков - можете мне поверить, каждый пятый современный восьми-девятиклассник - "легкий" наркоман… Нет комментариев 0
  • Мария Баширова 9 июня 2014 Оценка сериала 6 из 10

    Другой менталитет и вечные споры. А так же сугубое мнение о трансляции на ТВ.

    Сказать, на самом деле, толком и нечего. Не плохой сериал, но все же на любителя. Девушкам школьного возраст он еще может понравится и даже очень, но вот более старшее поколение посмотрит на него скептически. И не потому, что опять таки поднимается вопрос об отношениях ученик - учитель, ребенок - родитель, а потому, что, как я считаю, показывать нынешней эмоциональной молодежи такие вещи крайне опасны… Нет комментариев 0

Крошка сын к отцу пришел,
И сказала кроха:
«Эмо - очень хорошо,
Готы – это плохо!»


Сегодняшние восьмилетние в курсе, кто такой Дима Билан, и знают, чем он отличается от певца Трофима. Даже если родители не слушают ничего, кроме Pink Floyd или Beatles. В тринадцать дети, если и не относят себя к одной из молодёжных субкультур, легко распознают «других» – по одежде, музыке и манере поведения.

Напевая колыбельную, я иногда замираю: пройдет лет десять, и моя нежная Маша выкрасит ногти в черный цвет, воткнет серьгу в нос и отправится на концерт Шнура в компании сомнительной личности с немытыми патлами. И они там будут пить, о ужас, пиво!

На днях тринадцатилетняя родственница небрежно сообщила: «У нас в школе есть эмо, готы, ска, гламуры, панки, металлисты и хулсы. Нормальные тоже есть».

Начать решила с эмо. Уложила детей спать, поставила Sunny Day Real Estate и зарегистрировалась в эмо-блоге: «Женя Вардина, 1995 года рождения, девочка-эмо ». Придумала девиз: «Не обижай меня, а я не буду – тебя…» Родственница нашла парик, накрасилась и прислала фото – в профиль – для моего нового портрета.

Эмо (англ. «emo» от «emotional» – эмоциональный) – современная молодёжная субкультура. Её представители называют себя эмо-киды (от англ. kid – ребенок). В зависимости от пола есть понятия эмо-бой и эмо-гёрл.

Экс-подружка рокера, племянница хиппи, жена топ-менеджера, мать двоих малолетних детей, пять вечеров подряд я провела в виртуальном эмо-мире.

День первый


Вымучила первую запись: «Эмочки, вы где?»
Получила шесть личных сообщений. Два – от сексуально-озабоченных пивных брюх откуда-то из-под пальм. Черт, никогда не разрешу своим детям сидеть в Интернете!
Еще три – от эмо-боев. Хорошенькие мальчики (Новосибирск, Барнаул, Москва) с косой челочкой и нежным взглядом. Возраст – от 19 до 22-х. Один из них искал парня.
Наконец моя первая эмо-подружка – 15-летняя Анюша из Москвы, жизнерадостная красотка:
– Ты любишь Аврилушу? – спрашивает.
Пока я догадалась, что речь идет об Avril Lavigne , Анюша ушла. Мама заставила делать уроки.

Эмо как субкультура возникла на базе одноимённого направления хардкор музыки – emocore. Главная особенность – своеобразный вокал, когда мелодичная песня вдруг перемежается визгами, стонами, шёпотом и рёвом. Тексты, как правило, посвящены личным переживаниям. Историю emocore ведёт с середины восьмидесятых прошлого века. Считается, что сам термин ввел американский вокалист Иэн Маккей. За классику жанра можно признать The Hated, Moss Icon, Sunny Day Real Estate.
В двухтысячных трактовка слегка изменилась: рока стало меньше, лирической нервной составляющей – больше. Сегодня одним из ярких представителей emocore считается припанкованная американская команда Falloutboy. Однако всё чаще под эмо-музыкой понимается разнообразная попса, вроде немецких тинейджеров Tokio Hotel.

День второй

Анюши нет в онлайне. Зато познакомилась с Верой (14 лет). Спрашиваю:
– А как ты поняла, что ты эмо?
– Когда мне физичка пару влепила, прямо у доски, перед всем классом, а я заплакала.

А что? Я бы тоже плакала.
Мы обсудили, где покупать правильные сумки и значки. Преимущества австралийских UGG. Маникюрный бар в «Европейском». За кого мечтаем выйти замуж. Вера хочет банкира, красивого и умного, и троих детей. Говорю же, нормальная девочка.
Я в 14 лет мечтала об автогонщике и фиолетовых велосипедках до колен.


Эмо внимательно относятся к имиджу. Любимые цвета – черный (символизирует депрессию и демонстрирует отверженность) и розовый (вызов мрачному человечеству и отрицание связи с готами). Футболка в обтяжку, узкие черные джинсы, розовый ремень, кеды Converse. Девушки любят розовые лосины, пышные розовые юбки, розовые же ободки.
Большое значение имеют аксессуары (во многих магазинах продаются специальные коллекции для эмо-кидов): почтовая сумка через плечо, много значков, крупные яркие бусы, разноцветные браслеты, плюшевые мишки с распоротыми и вновь зашитыми животами.
Эмо консервативны в отношении причёсок: косая рваная чёлка, закрывающая один глаз, короткие волосы сзади (часто торчат в разные стороны), девушки иногда носят два хвостика. Глаза щедро подводят черным карандашом, а губы закрашивают бледным тональным кремом. Да-да, и юноши тоже.

В общем, если ваша дочь вдруг покрасилась в жгучую брюнетку, накупила кучу детских заколочек, нацепила футболку с Микки Маусом, розовую пачку и черные лосины, после чего перекинула через плечо большую плоскую сумку, на которой висят десять плюшевых игрушек, – можете не сомневаться, девочка считает себя эмо!

А вдруг, покупая бесчисленные заколочки с Барби и розовые маечки с пайетками для двухлетней дочери, я реализую своего внутреннего эмо-кида!? Дочь, меж тем, предпочитает пиратскую бандану и пластмассовый «узи». Может, она станет готом? Из чувства протеста.

День третий

Анюша так и не появилась. Волнуюсь. Вдруг так обиделась на маму, что пыталась покончить с собой? Эмо – очень чувствительные. Им всё время кажется, что их никто не любит. Прямо как я, честное слово. На тринадцатом году брака муж не поздравил с Днем всех влюбленных – плачу: «Ты меня разлюбил!»


У Веры тоже всё плохо. Нравится одноклассник, а он, видите ли, панк. Пытаюсь утешить:
– Ты ему скажи, что эмо – это почти панк.
Мы же, говорю, носим панковские украшения и череп с костями иногда на куртки цепляем.
Вера замолчала. Обиделась? Мама дорогая, что делать? Звонить знакомому из ФСБ? Что я скажу? Сижу в Интернете, знакомлюсь с детьми. Обидела эмо-девочку, обозвав панком. Теперь боюсь, как бы она не наложила на себя руки. Давайте по IP вычислим адрес и срочно позвоним Вериной маме!
Тут, на мое счастье, приходит сообщение от Веры:
– Прости, Женюра, переставляла бляху на поясе – череп прицепила. Ты умница!!!
И присылает двадцать розовых смайликов в виде переливающихся сердечек. Двадцать. Я сосчитала.

В массовом представлении, эмо – плаксивые мальчики и девочки, постоянно норовящие на кого-нибудь обидеться и от этой обиды немедленно наложить на себя руки. На самом деле идеология эмо – сознательная инфантильность, возведенная в куб. Это люди, сосредоточенные исключительно на внутренних переживаниях. Хотя в целом они за мир во всём мире. Эмо правдивы, верны, ценят дружбу. Чуткие, трепетные и нежные. Все поголовно мечтают о большой и светлой любви. Фанаты здорового образа жизни.

А кто в тринадцать не сосредоточен на внутренних переживаниях? Кого волнуют голодающие дети Никарагуа? Я лично до сих пор переживаю, что в том автобусе, в 89-м, Иванов сел рядом с Юлькой Максимчук…
Говорю же, обычные дети. Даже немножко старомодные.

День четвертый

Появилась Анюша. У меня на руках плачет больной ребенок, а я пишу чужой девочке, даже не пытаясь выдержать стиль:
– Куда ты пропала? Я ужасно волновалась. У тебя всё в порядке?
– Ты такая кавайненькая! Всё оки-споки, просто отец в «Варкрафт» с дядей Витей рубился!
– Три дня рубился?
– Ну! На новый уровень вышли.
– Вдвоём, за одним компьютером?
– Ты чо? В сети они…

«WarCraft – сетевая компьютерная игра, – сообщил муж и уточнил: – А какие у них кликухи?»


Позвонила родственнице. Оказывается, эмо очень любят анимэ. Многие из них – косплееры. Это значит, что они переодеваются в персонажей любимых мультфильмов и устраивают целые представления, поют и танцуют. Иногда поодиночке, иногда – группами. Кавайненькая – от японского kavai, миленькая.

О, это что-то новенькое. Мы любили индийские фильмы. В 13 лет вместе с подружкой восемь раз посмотрели «Танцора диско». Заворачивались в занавески, помадой рисовали точку на лбу и танцевали индийские танцы. На школьном вечере, между прочим.

Вообще, получается, эмо и не слишком-то ранимые. Мама из Интернета выгнала – не повод для обиды. Я один раз два часа на морозе гуляла назло мужу, который поздно вернулся с работы.

Позвонила родственнице. Да они же все по зеры, говорит. Ненастоящие, значит:

– Есть тру-эмо (англ. true – «подлинный»), а есть не тру. Тру в мире, может, человек cто. Ну, тысяча. А эти все – никакие они не тру. Одни просто одеваются как эмо и в «лирушечке» сидят, розовые сопли, то-сё. Другие – вообще отстой. Ягу глушат, пирс везде, по впискам ходят. Чёлочники, короче.

Перевожу: лирушечка – интернет-сервис LiveInternet (он же – li.ru); Яга – слабоалкогольный напиток Jaguar; пирс – пирсинг, вписка – квартира, где сегодня тусовка; чёлочник – от слова «чёлка», пренебрежительное название эмо.

Ну что ж, дети как дети. Только акселераты. Я в первый раз у метро пила лет в восемнадцать. Впрочем, сразу «русский йогурт».

День пятый


Знаю все кавайные точки Москвы, где можно купить розовые зимние кеды, куртку в клеточку со скидкой в 50 процентов и майку «Hello Kitty». В курсе, что певица Мара записывает эмо-альбом. Какой чёрный лак для ногтей самый стойкий. Сама я активно делилась рецептом печенья в виде сердечек. Вера даже похвалила: « Ку-ул!»

Объявился эмо-бой – тот, что находится в поисках гомосексуального партнера. Жалуется. Я тоже:
– Меня мама ненавидит!! Обозвала готом! Сказала, нас запретят всех и в тюрьму посадят.
– Отстой! Они не понимают. Бедненькая, не плачь!
И присылает сорок (!!!) розовых кошечек.

Готы – представители одной из молодёжных субкультур, возникшей на волне пост-панка в семидесятые годы ХХ века. Люди в чёрном, любят мрачную музыку (готик-рок, готик-металл), ужастики, интересуются мистицизмом и различными похоронными ритуалами. Сегодня готы признаны одной из наиболее агрессивных субкультур.


готы На самом деле и готы, и эмо не любят сравнивать себя друг с другом. По мнению готов, эмо – розовые сопли, а готы – сильная натура!
Культурологи проводят разные аналогии: «эмо – это готы в детстве» (хотя, по другой версии, из эмо вырастают кидалты); «эмо ненавидят себя, готы – всех».
В целом, эмо и готы сосуществуют относительно мирно, однако стычки на почве принадлежности к разным субкультурам случаются.

В июне 2008 года на парламентских слушаниях в Госдуме обсуждалась «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности». Разработчики приравняли эмо и готов к скинхедам, нацболам и футбольным фанатам. Так, подростки эмо «подвержены суицидальным наклонностям», тогда как готы «культивируют в себе бисексуальность». Вместе с тем обсуждалась возможность введения комендантского часа для детей и запрета на «заимствованные» праздники. Также планируется запретить игрушки, «провоцирующие» агрессию. Например, леденцы в форме скелета.

В блог пока не хожу. И так ясно: я – тоже эмо. Пусть и не тру.
Подружкам сказала, что мама не разрешает. Они, впрочем, не расстроились. Но здесь все-таки скажу спасибо другим героям: Варе Х. и Маше Р., Спанч Бобу и Постороннему, НГ и МБ. Эмочки, я вас люблю!

Моды – британская молодёжная субкультура, расцвета достигла в шестидесятые.
Моды пришли на смену тедди-боям (представители рабочего класса, стремившиеся подражать золотой молодежи: брюки-дудочки, сюртук, галстук-бантик). Считается, что моды стали предшественниками традиционных скинхедов.

Гламуры – отдельной субкультуры не существует. Вероятно, современное переосмысление модов, читающих глянцевые журналы.

Ска музыкальный стиль, появившейся на Ямайке в конце пятидесятых. В разное время ска слушали и растаманы, и панки, и скинхеды. Как самостоятельная субкультура пока не существует; возможно, только зарождается. Ска можно охарактеризовать как «интеллигентных хулиганов».

Хулсы (от английского hools – хулиганы), сленг футбольных болельщиков. Иногда употребляется слово «футфаны». Носят клетку Burberry, слушают ска, но сами ска не являются. В отдельную субкультуру пока не сформированы.

Кидалты – (сокращение от английского kid – ребёнок и adult – взрослый) – инфантильные взрослые с детскими увлечениями: канал 2×2, Симпсоны, Футурама, красивые дорогие гаджеты.