Как описывает берга толстой. Л. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных. Виды работы с учащимися

Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Задачи:

  • обучающая – синтез и углубление знаний об образах героев романа;
  • развивающая – развивать навыки мыслительной деятельности;
  • воспитывающая – воспитать стремление познать себя, любовь к литературе и искусству слова.

Виды работы с учащимися:

  • групповая
  • коллективная
  • индивидуальная.

Оснащение урока: экран, компьютер, проектор, презентации, фрагменты фильма, тексты романа, портрет писателя.

Ход урока

Сущность её жизни – любовь…
Л.Н. Толстой.

I. Оргмомент

(проверка готовности к уроку).

II. Слово учителя.

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя…

Л. Н. Толстой.

Эти слова мы можем соотнести с героями романа «Война и мир», с лучшими из них. Чистота их нравственного облика проявляется во всём: и в семейной жизни, и в быту.

Вспомним тему предыдущего урока: «Быт поместного дворянства». Сейчас на этапе реализации домашнего задания мы послушаем выступление группы. А вы, ребята, выпишите в тетради наиболее характерные черты семьи Ростовых.

III. Реализация домашнего задания.

Беседа (выступление по группам).

А) Расскажите, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т? Что главное подчёркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

А что же означает это великое слово «любовь»?

Для этого внимательно посмотрите на экран.

«Любовь» - чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Это толкование мы встречаем в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

«Любовь» - состояние любящего, страсть, привязанность.

А данное видим в «Толковом словаре» В.И. Даля.

Давайте же проследим за развитием великого чувства у наших героев.

Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке также, как Карай (собака) – наперерез зверю, выбрав единственное верное направление).

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки. В пении дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) – «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка,..-… и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке». «Дядюшка пел так, как поет народ…» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) – и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. « А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».

Б) Другая тема, разрешение которой включено во II т. – это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа – переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б.Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

- Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен?

Элен Курагина никогда никого не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разврат и зло, что у неё нет стыда, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере – все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы – там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»

- Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

Дело не в материальном расчёте (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее,… - олицетворявшее вполне его мечты о счастье». Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.

- Расскажите, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Курагиной.

Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключая браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).

- В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовала его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныло и темнота…» и Наташины: «… но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьезности их чувств.

- Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи. Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: «Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову», но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов – новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея – все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев.

- Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.

- Какое место в жизни героев занимает любовь?

JI . Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.

Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

______________________________________________________________________________________________________________________

Цель:

    на материале романа JI . Н. Толстого «Война и мир» рас­крыть тему «Мысль семейная», используя элементы ана­лиза средств создания образов героев;

    через сопоставитель­ную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи;

    совершенствовать исследовательские навыки учащихся:

Умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;

    формировать собственный семейный идеал учащихся.

Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный мате­риал, таблицы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся раскрывают тему «Мысль семейная» на мате­риале романа JI . Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют автор­ский взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

    Организационный этап

    Актуализация опорных знаний

Беседа

    Как группируется система образов в романе-эпопее?

    Как посредством портретной характеристики JI . Н. Толстой раскрывает

психологию героя и его внутренний мир?

    Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

- В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души. Атмо­сфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психоло­гии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особен­ности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем опреде­ляет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Именно поэтому в системе всех основных образов романа JI . Н. Толстой выде­ляет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,- это и хранящие аристократические традиции Бол­конские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начина­ет своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге ро­мана JI . Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и На­таша, Николай и Марья, семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

    Работа над темой урока

    Аналитическая работа (в группах, с опорой на текст романа)

1-я группа. Семья Бергов - идеалы, «фундамент» семьи, образцы, которым следуют Берги, характеристика Берга, Веры.

    Какие из эпизодов свидетельствуют о расчётливости Берга, Веры?

2-я группа. Семья Курагиных - стиль отношений между членами семьи. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи? Какими члены семьи выходят в жизнь? Характеристика князя Василия, Анатоля, Элен.

    Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

    Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благород­ство, совесть, жертвенность?

3-я группа. Семья Ростовых - стиль отношений в семье, основная черта всех Ростовых, единодушие в семье - залог счастья всех её членов.

    Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для JI . Н. Тол­стого?

    К какому типу семьи примыкают Ростовы?

    Что значит для них родительский дом?

    В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

    Каковы взаимоотношения родителей и детей?

    Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить се­мья в жизни Наташи-матери?

4-я группа. Семья Болконских - идеалы, фундамент семьи, стиль отноше­ний между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Анд­рея, Марьи.

    Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?

    Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?

    Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

    Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?

    Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

    Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Ориентировочные ответы

Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приоб­ретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выго­ды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым i ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хоро­шие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодуши­ем к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,- материальные приобретения, кото­рые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены се­мьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью! лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоте Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Волков­ских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе ти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то ь в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому можно предположить, что такая семья может воспитать нравственного отношения к жизни.

Семья Болконских. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавли- в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ и бережно сохраняет все традиции аристократии.

Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого,- расплата за его деспотизм. Бол­конский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети - князь Андрей и княжна Марья - лю­бят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Мо­жет быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоин­ство, патриотизм.

Семья Ростовых . На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Росто­вы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непри­нуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна жи­вость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вы­воза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых на­следуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие, стремление лю­бить весь мир, всё человечество.

    Обобщение учителя

- «Эпилог» - это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в мо­лодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязан­ность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.

Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь этих людей зарождается в мо­мент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины - только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь, смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опо­рой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» явля­ется одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привыч­ки, мировоззрение и мироощущение.

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования - это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впере­ди. Судьба героев романа - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегод­ня, в начале XXI в., читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё - не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть»,- считает А. Яшин.

Наше время - особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья - это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили, и надеюсь, что, создавая свою се­мью, вы вспомните сегодняшний урок.

Каждая семья - это большой сложный мир, в котором свои традиции, отно­шения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети - эхо своих родителей. Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естествен­ной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям. Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших де­тей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные тради­ции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонима­ние, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!

    Рефлексия. Подведение итогов урока

«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

    Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?

    Какая же семья для Толстого - идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?

    Домашнее задание

    Опережающие задания

    Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау» (т. 1, ч. 2, гл. 1. 2, 3) и выразительное чтение отрывка из т. 1, ч. 2, гл. 2 от слов «Как же сказывали, Кутузов кривой...» и до «То-то и видно, что дурак, ты слушан больше...».

    Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2. гл. 7-8), обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.

Красивая внешность Берга также обманчива. Она не соответствует его внутреннему облику, а скрывает пустоту и ничтожность. Этот человек из светского общества уже давно потерял все нравственные идеалы и принципы честного и чистого человека. Хотя, вряд ли они у него когда-то вообще были.
Берга интересовало то, что было модно, то, чем интересовались все молодые люди высшего света – он стремился быть счастливым и успешным. Казалось бы, что в этом плохого? Мне кажется то, что Берг всегда и везде видел только себя и пытался в любой ситуации перевести на себя взгляды окружающих. Чаще других в его речи звучало слово «я».
Самый обычный карьерист…. Как же ему не упомянуть в разговоре то, что «переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен»? И хвалился Берг этими страшными вещами с такой наивностью, что, наверное, очень удивился бы, открой ему кто-нибудь глаза на его безнравственность. Толстой называет такое свойство характера этого героя «наивным эгоизмом». Мне кажется, очень точное определение.
«Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе», Берг быстро занял хорошую должность. Но он постоянно стремится все выше, руководствуясь жаждой денег и желанием занять место получше. При этом больше ничего вокруг этого героя не интересует. Толстой показывает, что это было нормально для светского общества того времени.
Толстой иронизирует над Бергом в рассказе о том, как «в Фридляндском сражении ему удалось отличиться»: «Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок…» За такую «доблесть» Берг получил две награды. Но зачем же он это всем рассказывает? Мне кажется, для того, чтобы все поверили, что сей нелепый поступок было просто необходимо совершить. А про то, как он был ранен в Аустерлицком сражении, Берг так настойчиво и часто рассказывает, что получает за это целых две награды.
Этот герой такой, каким ему диктуют быть нормы поведения в светском обществе. И это по-настоящему страшно. Поражает ситуация, когда герой делал Вере Ростовой. «Я не из-за денег женюсь, я считаю это неблагородно!» - говорит Берг, а сам через некоторое время заявляет графу, что если «не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то принужден будет отказаться». Но в скором времени он опять же утверждает, что искренне любит Веру за удивительный характер. На самом деле, не говорить же невесте, что лучшей партии в финансовом плане ему и не найти! Ведь этот герой реально беден, а Вера, помимо финансовых достоинств, оказалась еще и красавицей.
Конечно, и Ростовы в какой-то степени были рады отдать Веру замуж. Они опасались, что их старшая дочь больше ни от кого не получит предложения, а ведь ей уже двадцать четыре года. Отец и мать Ростовы решили: пусть Вера будет женой этого бедного юноши. К тому же, и воспитаны они в одном духе.
К сожалению, надежды на счастье Веры не оправдались. Вскоре стал явно виден финансовый расчет со стороны Берга, ибо даже детей он считал обузой, а свою жену – глупой и слабой.
Но Толстой так описывает Берга, что этот герой не вызывает у нас особого раздражения. Он вообще не вызывает никаких эмоций, его не замечаешь. Такую реакцию вызывают только мертвецы, каковым, по сути, Берг и является.
Берг – человек аккуратный, но в нем и это не завидная черта. Она сводится к тому, что у него на приеме «все было, как у всех»: «старички со старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзиночке, какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других». И это для Берга самое важное - «улыбка радости не сходила долго с его лица».
По классификации Толстого, Берг принадлежит к «маленьким наполеончикам». Во время бегства из Москвы в войну 1812 года он не проявляет ни капли патриотизма – покупает за бесценок мебель, а потом едет к Илье Ростову с просьбой взять его на подводы. Неужели он думал, что сможет все это потом продать?
Берг не упускает ни малейшей возможности получить лишнюю копейку – будь то фуражные деньги, удачная женитьба или что-то еще. Он говорил в обществе о деньгах, хотя в высшем свете это было неприемлемо. Но его слушали, относясь с иронией. Ведь лучше выслушать, чем переубедить человека, свято уверенного в том, что он делает все правильно.
Вместе с тем, мне кажется, что от поступков Берга нет никакого вреда. И даже расчетливая женитьба на Вере не несет ничего плохого – эти молодые люди были под стать друг другу.
Образ Берга создан для контраста с другими действующими лицами романа. Этот герой всего лишь пополнил лагерь таких же, как он сам. И его примера достаточно, чтобы понять, что представляют собой подобные люди

Адольф Карлович Берг представляет собой портрет офицера российской армии немецкого происхождения. В его теле течет кровь латвийских рыцарей, которые много лет назад остались в России, заслужили доверие монарха и получили дворянский титул. Образ и характеристика Берга в романе «Война и мир» раскрыта Львом Николаевичем с целью показать нравственный облик русских офицеров разных национальностей.

Внешний вид Берга

Спокойное уравновешенное поведение выделяет персонажа на фоне веселого запала гвардейцев Семеновского полка, где он проходил службу. Поручик всегда следил за собой, выглядел чистым и свежим, несмотря на обстоятельства. Красивое лицо, безупречно выбритое, розового цвета указывало на отменное здоровье.

Форма сидела идеально на плечах молодого человека. Каждый волосок на гладко причесанной голове лежал идеально ровно. Изящные кольца дыма поднимались от янтарного мундштука, от чего рот становился еще привлекательнее. Приветливая улыбка располагала собеседника, а почтительная интонация свидетельствовала о благородном воспитании.

Преданность российскому императору Адольф Карлович демонстрировал тем, что носил волосы на висках в том же стиле, что Александр I, с закрученными наперед кончиками.

Черты характера Берга

Когда кавалер посватался к Вере Ростовой, у него было прочное положение в высшем обществе и виды на блестящую карьеру. Мужчина успел зарекомендовать себя в военном деле, как умный офицер, обладающий храбростью. Начальство ценило его преданность, скромность, умение проявлять хладнокровное спокойствие в сложной ситуации.

Главную черту характера Брега, которая бросалась в глаза окружающим, Ростовы называли добродушным эгоизмом. Родителям Веры нравилось, что жених их дочери предельно учтив, как полагается благородному дворянину. Согласно уставу, он был точен в своих высказываниях, согласно придворному этикету, внимательный к окружающим.

Внутренний мир героя оставался неизведанный никем, никому не было известно существует ли он вообще. Его рассказы звучали степенно, убежденно, в них были твердые факты, реальные события, лишенные догадок. Невольно получалось, что говорил Адольф Карлович только о себе, потому что эта тема была ему в совершенстве известна. А когда речь заходила о чем-то другом, он просто замолкал. Мог молчать несколько часов к ряду, пока обсуждали отвлеченные вопросы, не имеющие к нему отношения.

Холодный расчет

Мужчина предпочитал делать в жизни более выгодный выбор. Род войска для службы выбрал из-за большего оклада. Офицер заботится о своем будущем, аккуратно откладывая деньги. Разумный расчет не туманит его рассудок, он регулярно помогает старому отцу деньгами, как порядочный сын.

Бергу не знаком азарт, карточные игры его не привлекают, там всегда высокие риски потерять заработанное. Офицеру не свойственно гостеприимство, о чем Лев Толстой упоминает не однократно. В чертах характера героя экономность иногда плавно переходит в скупость, что свойственно бережливым людям.

Берг на войне

Свое офицерское звание Адольф заслужил по праву - приказания командования выполнял в точности, без промедления. Начальство могло положиться на полкового командира при наступлении и при отступлении. Сам офицер предположить не мог, что может ослушаться данного ему приказа, но ему частенько удавалось загадочным образом поправить свои финансовые дела во время военной кампании.

Офицер, обладая развитой памятью, наизусть знал устав, мог вспомнить детально все приказы по полку. В экстренной ситуации бывалый вояка действовал уравновешенно, не теряя самообладания, сохраняя контроль. Берг был настоящим полиглотом, как многие представители высшего общества, в совершенстве знал французский и немецкий языки.

Семейные ценности

Адольф знает, что у каждого человека имеется в жизни друг, поэтому целенаправленно называет другом одного из своих сослуживцев, хотя не питает к тому нежных чувств. Круг общения его семьи состоит из людей, которые могут быть полезными для устройства выгодных дел. По мнению молодого человека, выбор знакомых определяет успех семейных дел.

Берг выбрал Веру Ростову в жены из-за расчета, не скрывал этот факт, относясь естественно к своему подходу выбора супруги. Все женщины в его глазах были откровенно тупыми существами. Природа наделила слабый пол глупостью, отсутствием смекалки и деловой хватки, поэтому Адольфу было радостно ощущать свое превосходство над женой.

Однако супруги любили друг друга. Это была счастливая семья в понимании Льва Толстого, потому что приоритеты супругов совпадали. Люди женились по одинаковой потребности создать семью. Оба нашли свои отношения достаточно комфортными, чтобы чувствовать себя реализованными в личной жизни. Берг создал такую семью, которую хотел иметь.

Карьерный рост

Парень опередил всех своих сокурсников на карьерном поприще военного офицера. Ему удалось найти место в гвардии, где была возможность быть в центре внимания начальства. В Аустерлицком сражении он находился в чине командира роты, был ранен в руку, но продолжил воевать. Берг использовал свое ранение со всей выгодой, на которую был способный, включая новые награды.

За Финляндскую кампанию (1808-1809 г) ему удалось раздобыть две награды, стать капитаном гвардии. Благодаря этому ловкач добился хорошего места в Петербурге, как утверждает автор – особенно выгодное место.

В 1812 году Берг служил при штабе командования Первой армии, благополучно пережив войну. Результатом преданной службы был Владимир и Анна на шее, обеспеченное будущее на должности помощника штаба.

Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. Это "свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный". В начале произведения Берг поручик, а в конце произведения становится полковником, из чего можно увидеть, что Берг сделал неплохую карьеру. Он точен, спокоен, учтив, но очень эгоистичен и скуп. Любит и может разговаривать только о себе и своих успехах. Окружающие посмеиваются над ним, он чужой в доме Ростовых. Им непонятны его расчетливость, скупость. Берг делает Вере предложение и требует от старого графа обещанного приданого, невзирая на трудное финансовое положение Ростовых. Этот герой явно неприятен и чужд самому Толстому.

    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

    Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...

    Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных...

    Наполеона и народного чувства противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой»...