Иван глинка композитор краткая биография. История жизни. М. И. Глинка. Краткая биография: возвращение на родину

Личное дело

Михаил Иванович Глинка (1804 - 1857) родился в селе Новоспасское Смоленской губернии, расположенном в двадцати верстах от города Ельня. Отец его был помещиком. С десяти лет мальчик начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 1817 году его отдали в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге. Михаил отлично учился, особых успехов достиг в рисовании и иностранных языках. Одновременно он серьезно занимался музыкой с ирландским пианистом и композитором Джоном Филдом, жившим в России с 1802 года, а также с другими преподавателями. Во время летних каникул в усадьбе родителей Глинка исполнял с крепостными музыкантами сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена и других авторов. В 1822 году закончил обучение в пансионе. Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ. С 1824 по 1828 год был помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

Первые музыкальные произведения Михаил Глинка создает в 1820-х годах. Уже в 1825 году он пишет знаменитый романс «Не искушай» на стихи Баратынского. В конце апреля 1830 года Глинка уехал за границу. Он побывал в Неаполе, Милане, Венеции, Риме, Вене, Дрездене. Поселившись в Милане, много слушал итальянские оперы. «После каждой оперы, - вспоминал он, - возвратясь домой, мы подбирали звуки, чтобы вспомнить слышанные любимые места». Продолжал работу и над собственными сочинениями. Среди произведений, созданных им в эти годы, выделяются «Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса» и «Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота». Глинка знакомится с крупнейшими композиторами того времени: Доницетти, Беллини, Мендельсоном, Берлиозом. В Берлине изучает теорию музыки под руководством знаменитого педагога Зигмунда Вильгельма Дена.

Заграничные занятия Глинки были прерваны известием о смерти его отца. Вернувшись в Россию, он занялся реализацией возникшего еще в Италии плана - создать русскую национальную оперу. По совету Вяземского, Глинка выбрал сюжет о подвиге Ивана Сусанина. В конце апреля 1835 года Глинка женился на Марии Ивановой. («Кроме доброго и непорочнейшего сердца, - писал он матери о своей избраннице, - я успел заметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок и бережливость... несмотря на молодость и живость характера, она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях»). Композитор поселился в родовом имении, посвящая почти все свое время работе над оперой.

Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Годы после постановки первой оперы стали временем признания Глинки в России и за рубежом. В это время им были написаны многие замечательные произведения. На стихи Нестора Кукольника Глинка создал цикл из двенадцати романсов «Прощание с Петербургом» и романс «Сомнение». Тогда же были сочинены лучшие романсы на стихи Пушкина - «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье». Были романсы и на стихи Жуковского и Дельвига. Как руководитель придворной певческой капеллы Глинка ездил по стране в поисках хороших голосов (эту должность он занимал до 1839 года).

В 1837 году Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила». Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к другим поэтам с просьбой сочинить либретто. Среди них были Нестор Кукольник, Валериан Ширков, Николай Маркевич и другие. Итоговый текст принадлежит Ширкову и Константину Бахтурину. Туда вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава), подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы. Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге ровно через шесть лет после премьеры первой оперы. Если жанр «Жизни за царя» Глинка обозначил как «отечественная героико-трагическая опера», то вторую свою оперу он назвал «большая волшебная опера». По словам Глинки, публика приняла оперу «очень недружно», император и его двор демонстративно покинули зал до окончания представления. Фадей Булгарин резко критиковал оперу в печати. В поддержку Глинки выступил Одоевский. Он писал: «...на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

В 1844 году Глинка отправился в Париж, затем с 1845 по 1848 годы жил в Испании, изучал народные песни и танцы. Результатами этого стали увертюры на народные темы «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848). В последующие годы он живет в в разных городах: Петербург, Варшава, Париж, Берлин. Пишет оркестровые вариации «Вальса-фантазии», влияние которых чувствуется в симфонических вальсах П. И. Чайковского. Приехав в Берлин, Глинка вновь встречается со своим учителем по музыкальной теории Деном. Он изучает полифонические произведения Баха, мечтая создать русскую полифонию. Однако сделать это он уже не успел. Михаил Иванович Глинка умер в Берлине в феврале 1857 года.

Чем знаменит

Михаил Глинка

Традиции, заложенные двумя операми Глинки, развились в русской музыке в жанры героико-эпической и сказочной оперы. Наследниками этих традиций стали Даргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский. «Жизнь за царя» произвела такое впечатление на современников и потомков, что, несмотря на то, что и до нее русские композиторы создавали оперы, историю отечественной оперной музыки часто отсчитывают с ее премьеры. Более скрупулезные историки все равно признают ее значения, относя все предшествующие русские оперы к «доглинкинской эпохе».

Изначально Глинка сомневался, стоит ли ему браться за оперу о Сусанине, так как уже существовала опера Катерино Кавоса «Иван Сусанин», впервые поставленная в 1815 году. Однако Жуковский убедил композитора, сказав, что многие произведения созданы на одинаковые сюжеты, и это не мешает им сосуществовать. По предложению Жуковского, для написания либретто был приглашен барон Егор Розен. В советский период биографы характеризовали его как навязанного Глинке «весьма посредственного поэта, к тому же плохо владевшего русским языком». Но надо признать, что Розен сумел справиться с весьма трудной задачей, так как опера создавалась необычно: сначала Глинка писал музыку, и лишь потом Розен сочинял стихи. Было свойственно Розену и крайнее упорство. Если композитору не нравился какой-либо стих, Розен упрямо спорил с ним до последнего, отстаивая свой вариант.

Закончена опера была в октябре 1836 года. Директор императорских театров А. Гедеонов передал ее на отзыв Кавосу, автору оперы «Иван Сусанин» 1815 года. Кавос написал блестящий отзыв и приложил много усилий, помогая постановке, а в день премьеры сам дирижировал оркестром. Есть легенда, что Николай I изменил название оперы «Иван Сусанин» на «Жизнь за царя». На самом деле название изменил сам Глинка по совету Жуковского - они сочли неверным использовать название оперы Кавоса, которая тогда еще шла в театрах. Выбрали новый вариант «Смерть за царя». Николай I же, сказав: «Отдавший жизнь за царя не умирает», исправил слово «смерть» на «жизнь».

Премьера была назначена на 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Михаил Иванович отказался от положенного ему гонорара, сказав: «Я не торгую своим вдохновением!». Публика Большого театра в Петербурге восторженно приняла оперу, император плакал во время спектакля.

О чем надо знать

После февральской революции А. Городцов предложил заменить в либретто оперы «Жизнь за царя» заключительный гимн новым вариантом со словами: «Славься, свобода и честный труд». После октября 1917 года опера «Жизнь за царя» не ставилась до 1939 года, когда под руководством дирижера С. А. Самосуда стала готовиться новая постановка - под названием «Иван Сусанин». Либретто написал поэт Сергей Городецкий. В его варианте сюжет был довольно сильно изменен. Действие было перенесено из 1613 года в октябрь 1612, когда польские войска в Москве были окружены ополчением Минина и Пожарского. Сюжет стал несколько странным: король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить русское ополчение, однако отряд, направившийся из Польши в Москву, по неизвестным причинам оказывается под Костромой, в деревне, где живет Иван Сусанин. У Сусанина же поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина. О том, что Сусанин спас находившегося в монастыре под Костромой царя Михаила Федоровича, в новом варианте ничего не говорилось. В либретто вообще отсутствовали упоминания о царе. В заключительном гимне вместо «Славься, славься, наш русский царь, / Господом данный нам царь-государь! / Да будет бессмертен твой царский род, / Да им благоденствует русский народ! » стали петь: «Славься, славься, ты Русь моя! / Славься, родная моя земля! / Да будет во веки веков сильна / Любимая наша родная страна!.. ». В таком варианте опера Глинки ставилась с 21 февраля 1939 года. В 1992 году Большой театр поставил оперу с первоначальными названием и либретто.

Прямая речь

«Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу», - М. Глинка.

«Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни», - В. В. Стасов.

«Глинка возвысил народный напев до трагедии», - В. Ф. Одоевский.

«Хоту только что исполняли с величайшим успехом... Уже на репетиции понимающие музыканты... были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом... какие тонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какая увлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!», - Ференц Лист об «Арагонской хоте» Глинки.

«Когда задумываешься, в чем, прежде всего, проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки, неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве - о глубочайшем постижении композитором духа народности», - Д. Д. Шостакович

22 факта о Михаиле Глинке

  • Помимо изучавшихся в Благородном пансионе французского, английского, немецкого, и латинского языков, Михаил Глинка изучил также испанский, итальянский и персидский языки.
  • Из-за занятости Жуковский не мог сам написать либретто оперы. Он лишь создал для нее небольшую песню «Ах, не мне бедному…».
  • Партию Сусанина в первой постановке оперы исполнил Осип Петров, а партию Вани - певица контральто Анна Воробьева . Вскоре после премьеры она вышла замуж за своего партнера по сцене и стала тоже Петровой. В качестве свадебного подарка Глинка сочинил дополнительную арию Вани («Бедный конь в поле пал…» в четвертом акте).
  • В знак своего восхищения оперой Николай I подарил Глинке бриллиантовый перстень.
  • В день премьеры оперы «Жизнь за царя» А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и М. Ю. Виельгорский сочинили в честь Глинки.
  • Глинка впервые использовал балетные сцены в опере не в чисто декоративных целях, а заставив их служить раскрытию образов героев и развитию сюжета. После Глинки в русской опере даже сложился стереотип: русские поют, враги танцуют (полонез в «Жизни за царя», затем поляки у Мусоргского, половцы у Бородина).
  • В третьем действии, когда поляки убеждают Сусанина вести отряд, реплики поляков написаны в ритме полонеза или мазурки с размером 3/4. Когда речь ведет Сусанин, размер музыки 2/4 или 4/4. После того, как Сусанин решается на самопожертвование и делает вид, будто его заинтересовали предлагаемые поляками деньги, он тоже переходит на трехдольный размер (на словах «Да, ваша правда, деньги — сила»).
  • Вплоть до конца XIX века было принято, что вторым действием «Жизни за царя», где звучит знаменитая «танцевальная сюита», дирижировал не оперный, а балетный дирижер.
  • «Патриотическая песня» Глинки с 1991 по 2000 годы был официальным гимном Российской Федерации.
  • Роман на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение», посвященные Анне Керн, Глинка посвятил ее дочери Екатерине Керн.
  • Первыми исполнителями «Патетического трио» стали в 1832 году музыканты оркестра театра «Ла Скала» кларнетист Пьетро Тассистро, фаготист Антонио Канту и сам Глинка, исполнивший партию фортепиано.
  • При первой постановке «Руслана и Людмилы» в декорациях сада волшебника Черномора художник использовал изображения одноклеточных организмов: фораминифер и радиолярий , взятые из немецкого зоологического атласа.
  • Великий князь Константин Павлович настолько не любил вторую оперу Глинки, что приказал провинившихся солдат вместо гауптвахты отправлять слушать «Руслана и Людмилу».
  • В арии Финна в опере «Руслан и Людмила» Глинка использовал мелодию народной финской песни, услышанной им от ямщика-финна.
  • В «Руслане и Людмиле» Глинка придумал оркестровый прием подражания гуслям: арфа пиццикато и фортепиано, который взяли на вооружение другие композиторы, в частности Римский-Корсаков в «Снегурочке» и «Садко».
  • Партию Головы исполняет скрытый от зрителей мужской хор. Рассказ Головы об истории Черномора и чудесном мече можно назвать единственной в истории арией для хора.
  • Партия Ратмира предназначена для женского голоса контральто, а Черномор у Глинки вообще не поет.
  • В марше Черномора звучит обычно челеста - инструмент, вошедший в оркестр лишь в конце 1880-х. Она заменяет использованную Глинкой и ставшую сейчас редкой стеклянную гармонику . Сравнительно недавно оригинал нот с партией стеклянной гармоники был найден в Берлине и первоначальная версия оперы поставлена в Большом театре.
  • Народную грузинскую мелодию, которую Глинка положил в основу романса «Не пой, красавица, при мне…» на стихи Пушкина, записал в Грузии и сообщил Глинке Александр Грибоедов.
  • Поводом к созданию «Попутной песни» послужило открытие в 1837 году первой в России железной дороги.
  • Первый памятник Глинке был поставлен в 1885 году в Смоленске. Бронзовая ограда памятника выполнена в виде нотных строк, где записаны 24 отрывка из произведений композитора.
  • На основе «Жизни за царя» 1920-е годы был создан спектакль «Серп и молот», в котором действие оперы Глинки было перенесено в Гражданскую войну.

Материалы о Михаиле Глинке

Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.

Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор.

Ранние годы

Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.

Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой - только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.

Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.

Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром - играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.

Начало карьеры композитора

Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.

После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.

К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).

В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.

Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.

Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место - на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.

Расцвет творчества

В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.

В 1836 году появляется опера молодого композитора «Жизнь за царя». Первоначальное её название - «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско-польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото.

Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.

Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.

Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение было показано на публике в 1842 году и очень не понравилось музыкальным знатокам.

Современная постановка оперы «Руслан и Людмила».

Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.

Поздние годы. Смерть

Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.

В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.

В Варшаве сочиняет музыкальную пьесу «Камаринская», где сочетает мелодии русских фольклорных песен - напевной свадебной и зажигательной плясовой.

За работой.

Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.

Факты из жизни

Осталось много автобиографических заметок маэстро, а также сообщений о нём друзей и современников:

  1. Глинка называл себя «мимозой» из-за слишком заботливого бабушкиного воспитания.
  2. В молодости у композитора был прекрасный голос, им восхищались даже итальянские певцы.
  3. Исполнителей для хора в своих операх автор находил в разных губерниях Российской империи.
  4. Особая связь была у Глинки с Пушкиным. Они дружили при жизни поэта. Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Катеньку Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.

Наследие. Значение

Наследие М.И. Глинки составляют 2 оперы, несколько симфонических произведений, композиции для фортепиано и струнных, романсы и песни, церковные темы. Пьесы для одного инструмента иногда переделывались под оркестр (например, известный Вальс-фантазия).

Композитор стал основателем русского направления в классической музыке. Его мелодии строились на народных традициях, а темы большинства музыкальных сочинений были навеяны событиями российской истории.

Именно с признания творчества Глинки наша культура стала занимать всё более заметное место в мире.

В честь композитора названы три консерватории. Ему возведены памятники в Смоленске, Санкт-Петербурге, Киеве. Усадьба, где он родился, превращена в дом-музей.

Памятник М.И. Глинке в Санкт-Петербурге.

«Патриотическая песня» М. И. Глинки звучала как официальный гимн России в 1991 - 2000 годах.

Михаил Иванович Глинка - композитор, чьи сочинения оказали сильнейшее влияние на становление следующих поколений музыкантов. Идеи его произведений развивали в своем творчестве А. С. Даргомыжский, члены «Могучей кучки», П. И. Чайковский.

Михаил Глинка. Краткая биография: детские годы

Появился на свет Михаил в июне 1804 года в далеком селе Новоспасском, которое принадлежало его родителям и находилось от Смоленска в 100 верстах, и в 20 - от маленького городка Ельни. Систематически обучать мальчика как музыке, так и общим дисциплинам начали довольно поздно. Первой с ним занималась приглашенная из Петербурга гувернантка В. Ф. Кламер.

М. Краткая биография: первые опыты в сочинении

В 1822 году, как раз после завершения учебы в пансионе, Михаил написал для арфы и фортепиано несколько вариаций на тему одной из модных опер того времени. Они стали первым опытом Глинки в сочинительстве музыки. С этого момента он продолжал совершенствоваться и вскоре писал очень много и в самых разнообразных жанрах. Неудовлетворение своей работой, несмотря на признание, приводит его к поиску новых форм, к знакомству с творческими людьми. В сочинении музыки ему не могли помешать ни светские вечеринки, ни ухудшение здоровья. Это стало его глубокой внутренней потребностью.

М. И. Глинка. Краткая биография: путешествие за границу

Задуматься о поездке за рубеж его побудили несколько причин. Это, во-первых, возможность получить новые впечатления, знания, опыт. А также он надеялся, что новый климат поможет ему поправить здоровье. В 1830 году он отправился в Италию, но по пути остановился в Германии и провел там лето. Затем Глинка поселился в Милане. В 1830-1831 годах композитор особенно много сочиняет, появляются новые произведения. В 1833 году Глинка отправился в Берлин. По пути он ненадолго задержался в Вене. В Берлине композитор намеревался привести в порядок свои теоретические познания в музыке. Он занимался под руководством З. Дена.

М. И. Глинка. Краткая биография: возвращение на родину

Прервать занятия в Берлине Глинку вынудило известие о кончине отца. Когда Михаил Иванович приехал в Петербург, он стал часто гостить у Жуковского. У поэта каждую неделю собирались литераторы и музыканты. На одной из встреч Глинка поделился с Жуковским своим желанием написать впервые русскую оперу. Тот одобрил намерение композитора и предложил взять сюжет Ивана Сусанина. В 1835 году Глинка обвенчался с М. П. Ивановой.

Счастье не только не стало помехой для творчества, а наоборот, подхлестнуло активность композитора. Оперу «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») он написал достаточно быстро. Осенью 1836 года уже состоялась ее премьера. Она имела огромный успех у публики и даже у императора.

М. И. Глинка. Краткая биография: новые труды

Еще при жизни Пушкина возникла у композитора идея написать оперу, взяв за основу сюжет его поэмы «Руслан и Людмила». Готова она была в 1842 году. Вскоре состоялась и постановка, но опера имела меньший успех, чем «Жизнь за царя». Нелегко было композитору пережить критику. Через два года он отправился в путешествие по Франции и Испании. Новые впечатления вернули композитору творческое вдохновение. В 1845 году он создал увертюру «Арагонская хота», которая прошла с немалым успехом. Через три года появилась «Ночь в Мадриде».

На чужой земле композитор все чаще обращался к русским песням. На их основе он написал «Камаринскую», которой заложил основы для развития нового типа.

Михаил Глинка. Биография: последние годы

Михаил Иванович жил то за границей (Варшава, Берлин, Париж), то в Петербурге. Творческих планов у композитора было еще полно. Но ему мешала вражда и преследования, пришлось сжечь несколько партитур. До последних дней рядом с ним оставалась Л. И. Шестакова, его младшая сестра. Умер Глинка в Берлине, в феврале 1857 года. Прах композитора был перевезен и похоронен в Петербурге.

Глинку по праву можно считать создателем русской музыкальной классики. Художественное совершенство и профессиональное мастерство его произведений вывели русскую музыку на мировой уровень. Им по-новому была решена проблема национального в музыке. Композитором были созданы образцы лучшей национальной русской лирики и в музыке выражен русский героический дух.

В творчестве Глинки оперой был приобретён характер сплошного развития. Им были написаны две оперы:

1. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») является первой народной музыкальной драмой, первой русской драматической оперой. Самим Глинкой жанр этой оперы был определён как «отечественная героико-трагическая опера».

2. «Руслан и Людмила» является первой сказочно-эпической оперой. Она совершенно не похожа на оперу «Иван Сусанин». Глинкой она была названа «большой волшебной оперой».

Глинкой было написано более 70 романсов. Этот жанр был поднят композитором на новую высокую ступень. Глинка – певец, и поэтому при написании романсов он учитывал все особенности человеческого голоса, что делало мелодии естественными и удобными для пения. В них прослеживается соединение национальных черт и итальянского bel canto.

Считают, что Глинка создал русский жанровый симфонизм. Им были написаны такие увертюры на народные темы:

- «Камаринская»,

- «Ночь в Мадриде»,

- «Арагонская хота».

Глинка является родоначальником лирического симфонизма. По высказыванию Чайковского, из симфонической музыки Глинки появилась вся симфоническая русская школа.

Глинка и Пушкин были современниками и стали классиками. У них много общего:

Цельность,

Объективность,

Стройность,

Ясность взгляда на мир,

Гармоническое равновесие между добром и злом,

Светлое восприятие мира,

Уравновешенность форм.

Глинка проникал в сущность народной песни, посвятил много времени её изучению.

Глинка был очень образованный человеком своего времени. Он владел шестью языками, поэтому мог общаться со многими музыкантами мира, усвоить все достижения мировой музыки.

С детства Глинка изучал оркестр своего дяди. Кроме этого, он обучался оркестру у Зигфрида Дена, составившего учебники по полифонии и гармонии специально для Глинки.

Также Глинкой было написано множество камерных ансамблей, фортепианных произведений, альтовых сонат, музыки к спектаклям. Композитор также написал музыкальное сопровождение к трагедии «Князь Холмский».

ГЛИНКА Михаил Иванович , русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин", 1836) и "Руслан и Людмила" (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: "Камаринская" (1848), "Испанские увертюры" ("Арагонская хота", 1845, и "Ночь в Мадриде", 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. "Патриотическая песня" Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации. Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).

Детство. Учеба в Благородном пансионе (1818-1822)

Глинка родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: "Что же делать?... Музыка - душа моя!".

В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который "хаживал к нам в пансион к брату своему". Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву - у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра - довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля.

Начало самостоятельной жизни

После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда "сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке", тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры "Бедный певец" на стихи В. А. Жуковского(1826), "Не пой, красавица, при мне" на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода - элегия на стихи Е. А. Баратынского "Не искушай меня без нужды" (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали "Лирический альбом", где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

Первое заграничное путешествие (1830-1834)

Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии композитор познакомился с В. Беллини, Ф. Мендельсоном и Г. Берлиозом. Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс "Венецианская ночь" на стихи И. Козлова. Зиму и весну 1834 Глинка провел в Берлине, посвятив себя серьезным занятиям теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.