История русской литературной критики лекции. О русском типе критики. «Журнальная критика» как отражение борьбы идей

Критика XVIII века. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков – создатели новой (классицистической) литературы и критики в России. Оригинальность их литературно-критических концепций. В.К.Тредиаковский. Требование к произведению литературы соответствия правилам классицизма в грамматике и языке, точного указания на источники подражания. Критика прямого заимствования в тексте. «Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии», «О древнем, среднем и новом стихе», «Рассуждение о комедии вообще...».

М.В. Ломоносов. Работы: «О чистоте российского языка», «О правилах российского стихотворства», «О преимуществах российского языка», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», «Краткое руководство к красноречию», «О нынешнем состоянии словесных наук в России». Требование «чистоты стиля», научного подхода к оценке литературных произведений, благозвучия, умеренности в употреблении славянизмов, верности «мыслей». А.П.Сумароков. Публицистичность - важный признак критики Сумарокова. Установка на необходимость общественной полезности литературы. Завершение формирования русской классицистической критики в работах А.П.Сумарокова. Полемика между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым по вопросу о «высоком» и «среднем» стиле.

Проблемы литературной критики в работах Г.Р.Державина («Рассуждение о лирической поэзии или об оде») и М.М. Хераскова («Рассуждение о российском стихотворстве»). Н.И. Новикόв. Просветительские идеи в журнально-издательской деятельности Новикова (журналы «Трутень», «Живописец», «Пустомеля»), Историзм критических взглядов Новикόва («Опыт исторического словаря о российских писателях»).

А.Н. Радищев. Работы: «Памятник дактилохореическому витязю...», «Слово о Ломоносове», «О человеке, его смертности и бессмертии». Признание важности «сопряжения с мыслью» в деятельности писателя и критика, высокой духовности, способности понять ближнего, учета социальных, климатических и других обстоятельств среды. Требование свободы и общественной ответственности писателя, верности своим убеждениям.

И.А. Крылов. Критика субъективных вкусовых критериев оценки литературных произведений («Почта духов», «Речь, говоренная в собрании дураков», «Каиб»). Н.М. Карамзин. Признание эстетики и критики как «науки вкуса» («Что нужно автору», «Письма русского путешественника», «О счастливейшем времени жизни»). Демократическая реформа языка в работах Карамзина. Карамзин – основоположник сентименталистского направления в литературе и критике.

Литературная критика первой половины XIX века. Программа гражданского романтизма в критике декабристов. Периодические издания и альманахи декабристов («Полярная звезда», «Мнемозина», «Сын Отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения»). Черты декабристской романтической эстетики: высокая гражданственность литературы, борьба за самобытность литературы, патриотизм. Полемический диалог декабристов и А.С. Пушкина.


Становление русской философской критики. Философская и эстетическая платформа Д. Веневитинова, И. Киреевского, С. Шевырева, В. Одоевского. Увлечение критиков этого направления Ф. Шеллингом и Г. Гегелем. Главные идеи критиков-любомудров: поиск разумных закономерностей в мире и искусстве, органическая сменяемость форм в развитии поэзии.Роль В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского в разработке романтического направления в критике

А.С. Пушкин - критик. Эстетические и литературно-критические взгляды Пушкина (статьи «О прозе», «О журнальной критике», «Опровержение на критики»). Пушкин - театральный критик («Мои замечания о русском театре»). Проблемы историзма в критике Пушкина. Общечеловеческое и национальное в критике. Проблема народности («О народной драме и драме "Марфа Посадница"», «О народности литературы»). Эволюция Пушкина-критика от романтизма к реализму («О поэзии классической и романтической»). Пушкин о критике как науке. Журнально-публицистическая деятельность Пушкина.

Становление и развитие идей «демократического романтизма» в критической деятельности Н.А. Полевого и К.А. Полевого. Литературно-критические взгляды Н.И. Надеждина.

Н.В. Гоголь - критик. Своеобразие критических статей Н. В. Гоголя (статьи «Несколько слов о Пушкине», «Петербургские записки 1836 года», «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность?», «О движении журнальной литературы»). Взгляд Гоголя на развитие русской литературы. Гоголь о жанре басни, о приемах гротеска.

В.Г. Белинский. Концепция русского критического реализма в работах В. Г. Белинского.

Место Белинского в истории русской критики. Основные периоды литературно-критической деятельности Белинского. Деятельность Белинского в журнале «Телескоп» (статьи «Литературные мечтания», «О русской повести и повестях Гоголя»). Ведущая роль Белинского в журналах «Отечественные записки», «Современник». Идейно-философские искания Белинского. Соотношение идеализма и материализма в критике Белинского. Теоретические положения в статьях Белинского: о сущности искусства, о художественности и поэтичности, о разделении поэзии на роды и виды, о народности литературы, о пафосе творчества, о романтизме и реализме. Заслуги Белинского в создании нового взгляда на историю русской литературы и ее периодизации. Статьи Белинского о писателях XVIII века, о творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Герцена, Гончарова, Тургенева, Достоевского. Историко-литературная концепция в цикле о Пушкине. Развитие жанра годового обзора в критике Белинского. Статьи «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Творческие принципы «натуральной школы». Белинский - идеолог «натуральной школы». Позиция Белинского в идейной полемике западников и славянофилов. Особенности индивидуального стиля Белинского и его личности. Значение Белинского в истории русской критики.

Русская литературная критика второй половины XIX века. Соотношение и борьба направлений в критике («революционно-демократического», «эстетического», «органического», «почвеннического», «славянофильского»). Различные принципы оценки русской литературы в критике этих лет. Ведущие периодические издания этого периода.А.В.Дружинин. Сотрудничество в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения». Эстетические принципы оценки литературного произведения в работах Дружинина. Причины разрыва с журналом «Современник». Статьи Дружинина о Гончарове, Фете, Тургеневе и Л.Толстом. П.В. Анненков. Литературно-критические взгляды. Анненков - продолжатель идей Белинского в критике первой половины 50-x гг. («О мысли в произведениях изящной словесности»). Разрыв с «Современником». «Органическая критика» Ап.Григорьева. «Почвенническая критика» в трудах Н.Н.Страхова. Н.Г.Чернышевский - продолжатель идей Белинского в критике и эстетике, лидер демократического движения в России 50-60-х гг. А. Добролюбов. Концепция «реальной критики». Публицистическое начало в литературно-критических статьях Добролюбова. Д.И. Писарев - наиболее радикальный представитель демократической критики. Соотношение идейно-эстетических взглядов Писарева с взглядами Чернышевского и Добролюбова. Деятельность Писарева в журнале «Русское слово». Оценка Писаревым образа Катерины из «Грозы» Островского. М.А. Антонович. Его роль в «Современнике». Участие в полемике вокруг романа «Отцы и дети». Статья «Асмодей нашего времени».

Литературная критика 1880-1917 гг. Возникновение народнической критики (Н.К. Михайловский, А.М. Скабичевский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев). Социал-демократическая критика (Г.В. Плеханов). Споры о наследстве 1860-х гг. Писательская критика в выступлениях и публикациях Л. Толстого, И.Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Г. Успенского. Религиозно-философские, литературно-эстетические концепции В.В. Соловьева, В.В. Розанова. Журналистика и публицистика конца века. Возникновение модернистских течений в литературе и критике (Н.М. Минский, А.Л. Волынский, Д.С. Мережковский). «Северный вестник», «Мир искусства». Манифестационные формы выражения в акмеистической критике и критике футуристов Формирование оппозиции символизму в акмеизме и футуризме. Манифесты акмеистов: отталкивание от символистских доктрин и осмысление достижений символизма (Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий. «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштам. «Утро акмеизма», 1913). Программы различных групп и объединений: эгофутуризма (И. Северянин «Пролог эгофутуризма», 1911; И. Игнатьев «Эгофутуризм», 1913), кубофутуризма («Пощечина общественному вкусу», 1912; «Садок судей. П.», 1911; «Слово как таковое», 1913). Критическая прозаА. Блока.Правоверное «соловьевство» его рецензий в журналах «Новый путь» и «Золотое руно». Замкнутость в символ» стекой проблематике. Расширение диапазона блоковской критической прозы после революции 1905-1907 гг. Формирование принципов критики марксистской ориентации. Идеологизация и политизация марксистской критики. Превращение марксистской критики в «часть общепролетарского дела» в работах В.И. Ленина. Дискуссия о пролетарском искусстве в критике 1910-х гг. Вопрос о судьбах искусства в буржуазном обществе и перспективах его развития в бесклассовом обществе будущего - центральный в этой дискуссии. Преувеличение роли романтического и героического начал в пролетарского искусстве. Столкновение сторонников и противников возможности построение пролетарской культуры в современных условиях.

Советская литературная критика. 1920-30-е гг. Новые формы литературной критики. Роль критики в разработке модели литературного (и бытового) поведения писателя, способов его контакта с читателем, приемов письма, в определении социальных функций всех участников литературного процесса. Роль Пролеткульта в развитии литературы и литературной критики 1920-х гг. Два подхода к литературному произведению впервые послеоктябрьские годы: анализ содержания и анализ формы художественного произведения. А.К. Воронский – автор «теории единого потока» в литературе, создатель группы «Перевал», автор статей в жанре литературного портрета («Андрей Белый», «Евгений Замятин», «Сергей Есенин» и др.). Полемика с напостовцами. Идеи «Перевала»: критерий художественности, ценность классики, сознательного и бессознательного в творчестве, вдохновения и формы.

1930-е гг. Создание концепции социологического реализма. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Создание Союза советских писателей. Первый съезд советских писателей. Партийная литературная критика: жесткая определенность и однозначность суждений, жанровая и стилевая монотонность, неприятие «другой» точки зрения.

Литературной критики периода «оттепели». Литературная критика на страницах журнала «Новый мир». Редакторская работа А.Т.Твардовского. Дискуссия о статье В.М. Померанцева «Об искренности в литературе» («Новый мир». - 1953. - № 12.). Публикация в журнале рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в 1962 г. – прерывание молчания вокруг темы ГУЛАГа в литературе. Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике». Обвинение критики в недостаточной активности, в субъективизме, в групповых пристрастиях. Бесперспективное состояние критики в 1970 – начале 1980-х годов. Распад Союза писателей России на две противостоящие организации. Задача критики – «поступательное движение общества к коммунизму», распространенный жанр – жанр хвалебной рецензии. Клишированность, ангажированность, размытость, обобщенность, избыточная восторженность критики. Жанры журналов и газет – портрет и рецензия, однотипность их заглавий.

Журнальный бум в связи с возвращением «задержанной» литературы. Перегруппировка литературных сил. Журнальная борьба. «Огонек», «Знамя», «Октябрь» - разоблачение последствий сталинизма и застоя в литературном деле. «Молодая гвардия», «Наш современник», «Москва» - пропаганда русской патриотической идеи и патриархальной старины.

Русская литературная критика 1990-х гг. Смена литературно-общественной ситуации. Популярность исторической документалистики. Изменение роли литературы. Ликвидация цензуры. Сложное положение журналов. Газетная критика. Жанры газетной критики: полусветский комментарий, заметки по поводу, «поведенческий» фельетон (рецензента заменил хроникер литературной жизни). Достоинства и недостатки критики в Интернете. Миграция критиков в академические сферы филологического знания.

«Тусовка» в литературной критике. Противники «тусовочного стиля»: литературно-критические аналитики (И. Роднянская, Вл. Новиков, Л. Бахнов, И. Ефимов, А. Зорин, Н. Елисеев, О. Славникова и др.).

Критика литературоведов. Писательская литературная критика, ее жанры: литературный портрет, мемуарный очерк, литературно-критическое эссе.

Постмодернистская критика: приблизительность мысли и словесного выражения, клише и цитаты прошедшей эпохи.

Новые проблемы литературной критики: невозможность классифицирования текстов, разрушение системы «писатель-читатель-критик». Тема литературных премий. «Филологическая критика» 1990-х годов (А. Василевский, А. Немзер, В. Курицын, М. Золотоносов, А. Архангельский и др.). Деятельность журнала «Новое литературное обозрение».

История

Выделяется уже в эпоху античности в Греции и Риме, также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие. Но долгое время имеет только «прикладное» значение. Задача её - дать общую оценку произведения, поощрить или осудить автора, рекомендовать книгу другим читателям.

Затем, после длительного перерыва снова складывается как особый вид литературы и как самостоятельная профессия в Европе , начиная с XVII века и до первой половины XIX века (Т. Карлейль , Ш. Сент-Бев , И. Тэн , Ф. Брюнетьер , М. Арнолд , Г. Брандес).

История русской литературной критики

До XVIII века

Элементы литературной критики появляются уже в письменных памятниках XI века. Собственно, как только кто-то выражает своё мнение о каком-либо произведении, мы имеем дело с элементами литературной критики.

В число произведений, содержащих такие элементы входят

  • Слово некоего доброго старца о чтении книг (входит в Изборник 1076 г., иногда ошибочно называемый Изборником Святослава);
  • Слово о законе и благодати митрополита Илариона , где есть рассмотрение Библии как литературного текста;
  • Слово о полку Игореве , где в начале заявлено намерение петь новыми словами, а не по обыкновению «боянову» - элемент дискуссии с «бояном», представителем предыдущей литературной традиции;
  • Жития ряда святых, которые были авторами значимых текстов;
  • Письма Андрея Курбского Ивану Грозному , где Курбский попрекает Грозного слишком большой заботой о красоте слова, о плетении словес.

Значимые имена этого периода - Максим Грек , Симеон Полоцкий , Аввакум Петров (лит.произведения), Мелетий Смотрицкий .

XVIII век

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 г. в сатире «О воспитании». Ещё на французском - critique. В русском написании оно войдет в частое употребление в середине XIX в.

Литературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие » (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин , предпочитавший жанр монографической рецензии.

Характерные черты литературной полемики XVIII века:

  • лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностям языка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова и Сумарокова);
  • нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма);
  • вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).

XIX век

Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика , отклик, заметка , позже основными стали проблемная статья и обзор . Представляют большой интерес рецензии А. С. Пушкина - это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительном развитии русской литературы. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.

Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.

Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм , сентиментализм , романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.

На рубеже XIX - XX веков активно развиваются промышленность и культура. По сравнению с серединой XIX века значительно ослабляется цензура, вырастает уровень грамотности. Благодаря этому, выпускается множество журналов, газет, новых книг, увеличиваются их тиражи. Литературная критика также испытывает расцвет. Среди критиков большое количество писателей и поэтов - Анненский, Мережковский, Чуковский. Вместе с появлением немого кино рождается кинокритика. До революции 1917 г. выпускалось несколько журналов с рецензиями на фильмы.

XX век

Новый культурный всплеск происходит в середине 1920-х гг. Закончилась гражданская война, и молодое государство получает возможность заняться культурой. На эти годы приходится расцвет советского авангарда. Творят Малевич, Маяковский, Родченко, Лисицкий. Развивается и наука. Крупнейшая традиция советской литературной критики первой половины XX в. - формальная школа - рождается именно в русле строгой науки. Главными ее представителями считаются Эйхенбаум, Тынянов и Шкловский.

Настаивая на автономии литературы, идее независимости ее развития от развития общества, отвергая традиционные функции критики - дидактическую, моральную, общественно-политическую, - формалисты пошли вразрез с марксистским материализмом. Это привело к концу авангардного формализма в годы сталинизма, когда страна стала превращаться в тоталитарное государство.

В последующие 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма - официального стиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. В 1940 году был закрыт журнал «Литературный критик», распущена секция критики в Союзе писателей. Теперь критика должна была направляться и контролироваться непосредственно партией . Во всех газетах и журналах появляются колонки и отделы критики.

Известные русские литературные критики прошлого

  • Белинский, Виссарион Григорьевич ( -)
  • Павел Васильевич Анненков ( , по другим данным -)
  • Николай Гаврилович Чернышевский ( -)
  • Николай Николаевич Страхов ( -)
  • Николай Александрович Добролюбов ( -)
  • Николай Константинович Михайловский ( -)
  • Говорухо - Отрок, Юрий Николаевич ( -)

Жанры литературной критики

  • критическая статья об отдельном произведении,
  • обзор , проблемная статья,
  • критическая монография о современном литературном процессе.

Школы литературной критики

  • Чикагская школа , также известная под названием «неоаристотелевской».
  • Йельская школа деконструктивистской критики.

Примечания

Литература

  • Крупчанов Л. М. История русской литературной критики XIX века: Учеб. пособие. - М.:"Высшая школа", 2005.
  • История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи/ Под ред. Е.Добренко и Г.Тиханова. М.: Новое литературное обозрение, 2011

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Литературная критика" в других словарях:

    Область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в т. ч. насущных проблем… … Большой Энциклопедический словарь

    Занимается оценкой отдельных произведений литературы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    литературная критика - (от греч. kritike искусство оценивать, судить) область литературного творчества на грани искусства и науки о литературе (литературоведение). Занимается истолкованием и оценкой художественных произведений с точки зрения интересов современной… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем… … Энциклопедический словарь

    Оценка и истолкование художественного произведения, выявление и утверждение творческих принципов того или иного литературного направления; один из видов литературного творчества. Л. к. исходит из общей методологии науки о литературе (см.… … Большая советская энциклопедия

Вопрос о времени возникновения русской литературной критики является одним из наиболее актуальных. Дискуссии по данной проблеме начались еще в 19 веке, и до сих пор ученые не пришли к единому мнению: когда именно критика окончательно выделяется из литературы и литературоведения, с какого времени ее можно считать самостоятельной отраслью знаний.

Критика, как и любая другая наука, не могла возникнуть внезапно. Исследователи отмечают ряд предпосылок зарождения русской литературной критики и высказывают несколько разных точки зрения.
Наиболее известна теория В.В. Прозорова, изложенная в книге «История русской литературной критики». Ученый считает, что процесс формирования русской литературной критики начинается в петровскую эпоху и связан с изменениями в литературном сознании. Начальный этап русской критики, по мнению исследователя, - 1740-1770-е годы. Прозоров отмечает, что критика на этом этапе еще тесно связана с литературой и литературоведением, не является чем-то особенным, отдельным. На данном этапе еще нет профессиональных критиков, критической деятельностью занимаются поэты и писатели, а сама критика – это обоснование «авторского права на индивидуальный эстетический опыт, своеобразная форма защиты автором своего произведения от возможных нападок».

Этой же точки зрения придерживается В.И. Кулешов: «зарождение и развитие русской критики в 18 веке было органическим и глубоко закономерным процессом». Он указывает на синхронное совпадение событий (сам термин критика появляется почти одновременно в трудах Кантемира и Тредиаковского) и заинтересованность авторов в развитии критической мысли. Исследователь приходит к выводу о том, что начальным этапом развития литературной критики в России должны считаться 30-90-е годы 18 века.

В «Истории русской критики» под редакцией Б.П. Городецкого высказывается мысль о том, что русская критика окончательно складывается в 19 веке. По мнению авторов, отдельные критические элементы можно выделить еще в фольклоре на самых ранних стадиях его развития. Неслучайно при этом наличие нескольких разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Свое развитие критический элемент получает в эпоху Древней Руси. В литературе этого времени еще не существовало специальных произведений литературоведческого характера, но в некоторых памятниках можно найти суждения древнерусских писателей о своей и чужой литературной манере, об отношении тогдашних читателей к художественным особенностям старых и новых литературных произведений. Так, в «Слове о полку Игореве» дана характеристика манеры Бояна, которая, несмотря на свою поэтическую, художественную форму, является образцом древнерусского литературно-критического суждения. Дальнейшие критические суждения в древнерусской литературе включают полемику, направленную против религиозных учений, чуждых православной церкви. Для трудов Максима Грека, протопопа Аввакума, Симеона Полоцкого уже характерны значительная принципиальность и конкретность, в них отражены особенности общественной борьбы того времени. Эти суждения достигают относительно высокого уровня к середине 18 века, постепенно приобретая специфические черты собственно литературной критики, которая окончательно оформляется к 19 веку.

В книге «Очерки истории русской литературной критики» под редакцией Ю.В. Стенника дается сходная позиция. Авторы также отмечают отдельные элементы критического характера еще в древнерусских текстах, однако считают неверным определять эти высказывания как литературную критику. «Литература петровской эпохи, равно как и древнерусская, не знала литературной критики как отдельного вида литературного труда», - этими словами начинается первая глава учебника. Это связано со средневековой концепцией творчества, которая критическую оценку заранее исключала, так как отсутствовало само понятие индивидуального авторства, авторской собственности и оригинальности. По мнению авторов «Очерков», формирование литературной критики начинается в конце 17 века и связано с возрастанием индивидуально авторского начала в литературе. В русской литературной культуре параллельно со связью «автор – читатель» возникает связь «автор – другой автор». Проявляется подобная связь на данном этапе не в критике одного автора другим, а в попытке защиты своего произведения от возможных нареканий. В 18 веке критика еще не обретает своей основной функции – быть органом литературного самосознания, и не может быть выделена в самостоятельную сферу словесной культуры. Задачи критики на этом этапе напрямую сливались с задачами теории литературы, в качестве критиков выступали преимущественно поэты, а сами критические высказывания содержались в произведениях художественных жанров – сатирические послания, басни, бурлески. В таком состоянии русская критика пребывает до конца 18 века и лишь в 1830-е годы достигает самодостаточного статуса в выступлениях Н.И.Надеждина и В.Г.Белинского.

Проанализировав эти концепции, можно сделать вывод о несомненном существовании критики во второй половине 18 века в отличие от единичных высказываний критического плана в древнерусской литературе. Однако подобные критические высказывания еще не достигли профессиональных высот и находились в непосредственной связи с литературой и литературоведением с одной стороны, и с философией и риторикой с другой. Таким образом, если принимать во внимание критерий степени профессионализации критики, то примерной датой ее выделения следует назвать 1830-е годы, как это сделано в работе Ю.В. Стенника. Я считаю его позицию наиболее аргументированной. Критика в классическом ее понимании – это специализированные жанры, особый профессиональный подход к анализу произведений. Ничего этого мы не можем найти в критике эпохи классицизма. Возможно, правильнее будет сказать, что критические высказывания того времени необходимо отнести к писательской критике, в то время как профессиональная критика будет сформирована лишь к середине 19 века.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА:

1.любая филологическая рефлексия по поводу любого словесно-организованного текста.

2.род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельности, направленный на понимание и оценку по преимуществу современных словесно-художественных произведений.

Критика в переводе с греч. – «разбор», «обсуждение».

ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ:

1) Цель ЛК не изучение литературы, а формирование самой литературы из отдельных художественных миров. ЛК является составной частью литературы.

Белинский : «Критика – самосознание литературы»

2) Критика обязательно должна быть художественной и научной одновременно

Андрей Белый : «Критик, оставаясь ученым, всегда поэт».

Леонид Гросман: «Диссертации дрыхлеют, художественные этюды остаются».

3) Публицистичность, актуальность, провокационность (повышенная диалогическая активность).

4) Хороший критик – это всегда хороший читатель.

Роман Барт: «Критика занимает промежуточное положение между наукой и чтением».

Иван Ильин: «Критик больше, чем просто читатель, он – художественно аналитический читатель».

5) Объектом ЛК может быть словесно-художественное произведение любого эстетического достоинства.

ЛК с т. зр. субъекта критической рефлексии (того, кто ее пишет) бывает:

1. профессиональная творческая деятельность, ставшая для автора основным, преобладающим родом занятий. Мера профессионализма критика определяется умением понять и оценить литературное произведение, исходя из внутренних свойств текста и многосторонних современных духовных потребностей общества. Традиционные жанры: литературно-критические статьи, циклы статей, обзоры, годовые или иные по своим хронологическим объемам обозрения, очерки, рецензии, программные манифесты, эссе, диалоги, библиографические заметки и аннотации. Проф. критика - явление пограничное между художественной словесностью и литературоведением.

2. писательская – подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступление литераторов, основной корпус творческого наследия которых составляют художественные тексты. Литературно-критическая позиция писателя выражается в эссеистских набросках, заметках, отрывках, раздумьях дневникового характера, эпистолярных признаниях, разного рода суждениях о современной литературе, включенных в образный строй собственных художественных произведений.

3. читательская (любительская ) – разнообразные аргументированные реакции на современную художественную словесность, принадлежащие людям, профессионально не связанным с литературным делом. Читательская критика отмечена печатью непосредственности, проникнута духом исповедальности. Самый распространенный жанр – письма, адресованные писателям, профессиональным критикам, издателям.

2. Методологическое и стилистическое своеобразие литературно-критической мысли 18 века. Основные представители .

Формирование русской литературной критики – длительный процесс, начавшийся в петровскую эпоху и связанный как с изменениями в литературном сознании (прежде всего с возрастанием индивидуального авторского начала), так и с усложнением характера литературной коммуникации, расширением и расслоением читательского круга.

Петровские реформы дали мощный толчок развитию российского общества. В самых разных сферах духовной жизни обнаруживали себя просветительские идеи: была учреждена Академия наук (1725), открыт Московский университет (1755), развертывалась книгоиздательская деятельность, появились первые газеты и журналы. Русская литература и критика 18 века развивалась в тесном контакте с западноевропейским просветительским движением, не только осваивая мировой эстетический опыт, но и выражая растущее национальное самосознание.

Начальный этап в развитии русской литературной критики связан с утверждением в отечественной литературе классицизма (1740-1770-е годы). Специфика критики этих десятилетий состояла в ее невыделенности среди других форм литературно-художественной и научно-литературной деятельности.

ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА – начальный период (предкритика)

Критические суждения о литературе долгое время являлись привилегией русских писателей. В 18 векекритическое выступление чаще всего становилось обоснованием авторского права на индивидуальный эстетический опыт, своеобразной формой защиты автором своего произведения от возможных нападок. критическое начало ярко заявляло о себе в «письмах», «рассуждениях» и «предисловиях», которыми авторы нередко сопровождали издаваемые сочинения, а также в многочисленных эстетических трактатах и «риториках». «Письма», «рассуждения», «предисловия» выполняли по существу функцию литературной критики, становясь посредниками между автором и читателями, направляя и воспитывая эстетический вкус образованной части российского общества и начинающих авторов.

Литературно-критические суждения писателей-классицистов носили нормативный, во многом «филологический» характер.

Главными «жизненными центрами» рождающейся литературы стали споры вокруг проблем литературных жанров, стилевой упорядоченности и языковой ясности.

Василий Кириллович Тредиаковский вынес своеобразный приговор устаревшей силлабической системе стихосложения по польскому образцу, подчеркнув ее неорганичность для отечественной словесности: большего «сладкоголосия» достигает русский народ в своих песнях, построенных по тоническому принципу. Разрабатывая начала новой силлабо-тонической системы стихосложения, автор трактата впервые вводил понятия «тонического размера» и «стопы» («Новый и краткий способ к сложению российских стихов»).

Михаил Васильевич Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства» объявил силлабо-тонический принцип стихосложения наиболее соответствующим духу русского языка, выделив среди других стихотворных размеров ямб. Существенной преградой для художественного творчества вместе с Тредиаковским считал и не упорядоченность лексического состава русского языка. В «Речи о чистоте российского языка» Тредиаковский заявлял, что «славяно-российский» язык для «мирской книги очень «темен», а поэтому литературным вполне может стать русский разговорный язык. Подлинным преобразователем РЯ стал Ломоносов (автор «Риторики», «Российской грамматики» и «Предисловия о пользе книг церковных в российском языке»). Он изложил учение о трех «штилях», разграничив разные стихии языка и закрепив за ними определенные жанры. «Высокий» стиль характерен для героической поэмы, оды и речей «о важных материях»; «посредственного» («среднего») стиля должны держаться театральные сочинения, сатиры, элегии и стихотворные дружеские письма; «низкий» стиль приличен для комедий. эпиграмм, песен, дружеских писем в прозе.

Александр Петрович Сумароков. Окончательное утверждение эстетики классицизма на русской почве знаменовалось появлением его стихотворного трактата «Две Эпистолы. В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве». В переработанном варианте эти эпистолы составят основу опубликованного позже труда «Наставление хотящим бытии писателями». «Эпистолы» предлагали читателям систему норм и правил, следование которым могло бы привести к созданию литературы нового европейского типа». Он не столько подводил итоги литературного развития (литература русского классицизма в этот период находилась еще в стадии становления), сколько подготавливал для него почву. Единственным русским поэтом, получившим высокую оценку в труде, являлся Ломоносов как автор од.

Важное место в литературно-критических выступлениях писателей-классицистов занимала проблема литературных жанров. Они стремились не только дать их классификацию, но и разработать теорию отдельных литературных жанров, расцвет которых, по их мнению, выведет новую русскую литературу на мировой уровень.

Особенности:

- терминологическая невнятность (нет терминов)

Нет языка литературы, поиск языка

Основная черта литературы – НОРМАТИВНОСТЬ (возникновение теории литературы – «3 штиля»)

Жанры ЛК: эпистолы, поэтики, риторики, рассуждения

Разработка теории классицизма

Острая полемичность

Программа рассчитана на студентов старших курсов педагогических вузов и наряду с курсом теории литературы завершает цикл литературоведческих дисциплин. Курс лекций по истории критики в сочетании с практическими занятиями призван познакомить студентов с научными принципами и приемами эстетической и социальной оценки литературных явлений, то есть с теорией литературной критики, а также привить им навыки письменного оформления своих суждений в виде рецензии или критической статьи, предусмотренных в итоге работы.

Цель курса - изучить процесс становления и основные этапы развития литературной критики в России, выявить характер ее взаимосвязей с развитием литературы, эстетики, философии, журналистики, раскрыть ее роль в литературном процессе и русском общественном движении на протяжении XVIII-XIX вв.

В лекционном курсе рассматриваются проблемы периодизации литературной критики, ее типологические и жанровые разновидности, проблемы методологии. По усмотрению преподавателя, ведущего курс, материал распределяется между лекционными и практическими занятиями. Часть тем может быть вынесена для самостоятельного изучения. Общий объем курса - 24 часа. Курс завершается экзаменом (зачетом).

Предпосылки литературной критики в античности (Аристотель, Платон).

Оценочные элементы в древнерусской литературе ("Слово о полку Игореве", переписка Ивана Грозного с Курбским, "Слова" протопопа Аввакума).

Литературная критика как наука.

Концепции и понятия, связанные с проблемами специфики литературной критики в отечественном литературоведении.

Критика первой половины XVIII в.
Литературное развитие

Истоки оценочных критериев классицизма в "Поэтике" и "Риторике" Ф.Прокоповича, в письмах и сатирах А.Кантемира.

Критерии оценки: польза, смысл, точность "подражания образцам" в жанре, языке, стиле.

Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков - создатели новой (классицистической) литературы и критики в России. Оригинальность их литературно-критических концепций.

В.К.Тредиаковский. Требование к произведению литературы: соответствия правилам классицизма в грамматике и языке, точного указания на источники подражания. Критика прямого заимствования в тексте. Первичное требование системности ("алфавитный способ"), умеренности в полемике, высоких политических и нравственных идей. Основные работы: "Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии", "О древнем, среднем и новом стихе", "Рассуждение о комедии вообще..."

М.В.Ломоносов. Работы: "О чистоте российского языка", "О правилах российского стихотворства", "О преимуществах российского языка", "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке", "Краткое руководство к красноречию", "О нынешнем состоянии словесных наук в России". Учение о соответствии жанров и стилей образцам. Требование "чистоты стиля", научного подхода к оценке литературных произведений, благозвучия, умеренности в употреблении славянизмов, верности "мыслей".

А.П.Сумароков. Работы: "Наставление хотящим быть писателем", "О критике". Учение о роли в искусстве "чувства", "разума" и "страстей". Опора на правила и образцы в оценке произведении литературы. Требования "простоты" и "морали". Вкусовые критерии в оценке языка и стиля. Публицистичность - важный признак критики Сумарокова. Установка на необходимость общественной полезности литературы. Завершение формирования русской классицистической критики в работах А.П.Сумарокова. Взгляд Сумарокова на общественную функцию критики. Статьи: "К несмысленным рифмотворцам", "Критика на оду". Суждения по поводу од Ломоносова. Полемика между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым по вопросу о "высоком" и "среднем" стиле.

Критика второй половины XVIII в.
Литературное развитие

Проблемы литературной критики в работах Г.Р.Державина ("Рассуждение о лирической поэзии или об оде") и М.М.Хераскова ("Рассуждение о российском стихотворстве").

Н.И.Новиков. Просветительские идеи в журнально-издательской деятельности Новикова (журналы "Трутень", "Живописец", "Пустомеля"). Историзм критических взглядов Новикова ("Опыт исторического словаря о российских писателях"). Биографический и вкусовой принципы оценки. Требование правдивости и "благопристойности в формах изложения критических суждений".

А.Н.Радищев. Работы: "Памятник дактилохореическому витязю...", "Слово о Ломоносове", "О человеке, его смертности и бессмертии". Признание важности "сопряжения с мыслью" в деятельности писателя и критика, высокой духовности, способности понять ближнего, учета социальных, климатических и других обстоятельств среды. Требование свободы и общественной ответственности писателя, верности своим убеждениям.

И.А.Крылов. Критика субъективных вкусовых критериев оценки литературных произведений ("Почта духов", "Речь, говоренная в обрании дураков", "Похвальная речь Ермалафиду", "Калеб"). Элементы демократизма в критике Крылова. Требование беспристрастности и правдивости.

Н.М.Карамзин. Признание эстетики и критики как "науки вкуса" ("Что нужно автору", "Письма русского путешественника", "О счастливейшем времени жизни"). Высокая оценка роли таланта и национального своеобразия в литературе. Признание необходимости знания психологии и "душевного мира" писателя. Демократическая реформа языка в работах Карамзина. Карамзин - основоположник сентименталистского направления в литературе Ритике. Учение о характере и обстоятельствах ("О случаях и характерах в Российской империи..."). Высокая оценка творчества Шекспира. Жанровое новаторство: утверждение новых жанров в критике: общих обзоров, надписей к портретам, критических замечаний к переводам, рецензий. Критика оценочных критериев классицизма.

Критика первой половины XIX в.
Литературное движение в первой трети XIX в.

Тенденции сентименталистской критики "изящного вкуса" в статьях И. И.Дмитриева ("Письмо к издателю журнала "Московский зритель"", "О русских комедиях"), П.Макарова, И.Мартынова.

Затухание тенденции нормативной классицистической критики в работах "радищевцев", группировавшихся вокруг "Вольного общества любителей российской словесности, наук и художеств": В. В. Попугаева ("О поэзии", "Опыт о высоком изящных искусств", "Общее рассуждение о словесности, ее начале, ее гармонии и разделении ее на поэзию и прозу"), В.Красовского, И.Борна ("Краткое руководство к российской словесности"), а также в работах А.Ф.Мерзлякова ("Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических"). Многообразие романтических течений в критике 1810-1830-х гг. Журналистика и публицистика. Борьба между старыми и новыми эстетическими и литературно-критическими концепциями (общество "Беседа любителей русского слова" - кружок "Арзамас", второе десятилетие XIX в.).

Программа гражданского романтизма в критике декабристов. Периодические издания и альманахи декабристов ("Полярная звезда", "Мнемозина", "Сын Отечества", "Соревнователь просвещения и благотворения"). Трактат О.Сомова "О романтической поэзии", статья В. Кюхельбекера "О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие". Литературные обзоры Бестужева ("Взгляд на старую и новую словесность в России", "Взгляд на русскую словесность 1824 - начала 1825 г."). Статья "Несколько мыслей о поэзии" К.Рылеева. Появление новых жанров в критике декабристов: писем, дневников, обзоров. Черты декабристской романтической эстетики: высокая гражданственность литературы, борьба за самобытность литературы, патриотизм. Полемический диалог декабристов и Пушкина.

Становление русской философской критики. Философская и эстетическая платформа Д.В.Веневитинова, И.Киреевского, С.Шевырева, В.Ф.Одоевского. Увлечение критиков этого направления Ф. Шеллингом и Гегелем. Статьи Веневитинова о первой и второй главах "Евгения Онегина", С.П.Шевырева "Разговор о возможности найти единый закон для изящного", И.Киреевского "Нечто о характере поэзии Пушкина", Одоевского "Русские ночи". Главные идеи критиков-любомудров: поиск разумных закономерностей в мире и искусстве, органическая сменяемость форм в развитии поэзии. Позиции журналов "Сын Отечества", "Северный архив", "Библиотека для чтения" и их издателей и критиков Н.Греча, Ф.Булгарина, О.Сенковского в 20-30-е гг. Зарождение славянофильской критики в конце 30-х гг.: А.Хомяков ("О старом и новом"), И.Киреевский ("В ответ Хомякову").

В.А.Жуковский - критик. Преодоление нормативности критических критериев классицизма в статьях "Писатель в обществе", "О басне и баснях Крылова", "О критике", "О нравственной пользе поэзии". Требование "образованного вкуса" в критике, сочетающегося со "знанием красоты". Знакомство с романтическими идеями Шиллера. Признание воспитательных функций критики, призванной истолковать произведение литературы с нравственных и эстетических позиций. Требование беспристрастности и такта в критических оценках.

К.Н.Батюшков. Его роль в разработке романтического направления в критике. Статьи "Нечто о поэте и поэзии", "Речь о влиянии легкой поэзии на язык". Осмысление задач критики, природы вдохновения и поэтического таланта в статьях Батюшкова. Утверждение приоритета личности в художественном творчестве и литературной критике.

П.А.Вяземский - теоретик и критик романтического направления. Предисловие к "Кавказскому пленнику", "Бахчисарайскому фонтану", статья о "Цыганах" А.С.Пушкина. Судьба Вяземского - критика. Поздние выступления против Белинского и "натуральной школы".

А.С.Пушкин - критик. Эстетические и литературно-критические взгляды Пушкина. Статьи: "О прозе", "О журнальной критике", "Опровержение на критики". Пушкин - театральный критик ("Мои замечания о русском театре"). Проблемы историзма в критике Пушкина. Общечеловеческое и национальное в критике. Проблема народности ("О народной драме и драме "Марфа Посадница"", "О народности литературы"). Эволюция Пушкина-критика от романтизма к реализму ("О поэзии классической и романтической"). Пушкин о критике как науке. Журнально-публицистическая деятельность Пушкина.

Н.А.Полевой - основоположник критики "демократического романтизма", издатель и ведущий критик журнала "Московский телеграф". Философский историзм - основной принцип критики Н.Полевого ("Нынешнее состояние драматического искусства во Франции", "О романах Виктора Гюго...", "О драматической фантазии Н.Кукольника "Торквато Тассо""). Статьи о сочинениях Державина, Жуковского, Кантемира. Высокая оценка романтических произведений Пушкина. Интерес к национальному своеобразию русской литературы. Неприятие гоголевского реализма. Н.Полевой о периодизации русской литературы.

К.А.Полевой. Развитие идей "демократического романтизма". Критика субъективных критериев критики "вкуса" ("О русских романах и повестях"). Учения о литературных направлениях ("О направлениях и партиях в литературе...", "О новом направлении в русской словесности"). Критика нормативной эстетики классицизма и зарождающегося в русской литературе реалистического метода.

Н.И.Надеждин. Надеждин - ведущий критик журнала "Вестник Европы". Полемика (под псевдонимом "Никодим Надоумко") с романтическими теориями "Московского телеграфа" Н.Полевого (вторая половина 20-х гг.).

Литературно-критические взгляды Н.И. Надеждина.

Н.И. Надеждин как издатель журнала "Телескоп" (первая половина 30-х гг.). Идея синтеза романтизма и классицизма в работах Н.И. Надеждина. Главные теоретические тезисы Надеждина: "где жизнь, там и поэзия"; искусство должно "уравновесить душу с телом". Объективные критерии искусства в эстетике Надеждина. Полемика Надеждина с Булгариным, Гречем, Сенковским. Идеи времени и народности в критике. Развитие идей Канта и Шеллинга. Статьи: "Современное направление просвещения", "Здравый смысл и Барон Брамбеус", "Европеизм и народность в отношении к русской словесности". Статьи Надеждина о творчестве А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.

Н.В.Гоголь - критик. Своеобразие критических статей Н.В. Гоголя. Взгляд Гоголя на развитие русской литературы. Гоголь о жанре басни, о приемах гротеска. Статьи: "Несколько слов о Пушкине", "Петербургские записки 1836 года", "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность?", "О движении журнальной литературы".

Литературное движение 40-х гг.

Полемика вокруг творчества Гоголя в журналах "Отечественные записки", "Библиотека для чтения" и других (работы К.Аксакова и В.Белинского). Деятельность журнала "Современник" и формирование натуральной школы. Защита концепции "натуральной школы" Некрасовым ("Очерки русских нравов...") и Герценом ("По поводу одной драмы"). Полемика В.Белинского с В.Майковым по вопросам о национальном и общечеловеческом.

С.П.Шевырев. Шевырев - критик журнала "Москвитянин". Оценка творчества Лермонтова (статьи "Стихотворения Лермонтова", "Герой нашего времени"). Противопоставление Пушкина и Гоголя (статья "Сочинения Пушкина"). Критика сатирических тенденций в творчестве писателей "натуральной школы". Тенденциозная оценка поэмы Гоголя "Мертвые души" (две статьи о "Мертвых душах" Гоголя). Начало исторической концепции развития русской литературы в работах "История поэзии", "Теория поэзии...". Противопоставление российской духовности и православия западному мироощущению и европейской религии.

В.Н.Майков. Утверждение идеи приоритетности общечеловеческих ценностей в литературе (""Похождения Чичикова, или Мертвые души" Гоголя..."). Сближение функций науки и литературы. Высокая оценка психологизма Достоевского. Критика "национальной односторонности" Белинского ("Нечто о русской литературе в 1846 году"). Высокая оценка творчества Я.Буткова, А.Плещеева, А.Кольцова ("СтихотворенияА.В.Кольцова"). Признание ценностных критериев реализма в литературе и критике.

В.Г.Белинский. Концепция русского критического реализма в работах В.Г. Белинского.

Место Белинского в истории русской критики. Основные периоды литературно-критической деятельности Белинского. Деятельность Белинского в журнале "Телескоп" (статьи "Литературные мечтания", "О русской повести и повестях Гоголя"). Ведущая роль Белинского в журналах "Отечественные записки", "Современник". Идейно-философские искания Белинского. Соотношение идеализма и материализма в критике Белинского. Теоретические положения в статьях Белинского: о сущности искусства, о художественности и поэтичности, о разделении поэзии на роды и виды, о народности литературы, о пафосе творчества, о романтизме и реализме. Заслуги Белинского в создании нового взгляда на историю русской литературы и ее периодизации. Статьи Белинского о писателях XVIII в., о творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Герцена, Гончарова, Тургенева, Достоевского. Историко-литературная концепция в цикле о Пушкине. Развитие жанра годового обзора в критике Белинского. Статьи "Взгляд на русскую литературу 1846 года", "Взгляд на русскую литературу 1847 года". Творческие принципы "натуральной школы". Белинский - идеолог "натуральной школы". Позиция Белинского в идейной полемике западников и славянофилов. Особенности индивидуального стиля Белинского и его личности. Значение Белинского в истории русской критики.

Русская литературная критика второй половины XIX в.
Литературное движение 50-60-х гг.

Соотношение и борьба направлений в критике ("революционно-демократического", "эстетического", "органического", "почвеннического", "славянофильского"). Различные принципы оценки русской литературы в критике этих лет. Ведущие периодические издания этого периода. "Современник", "Русское слово", "Библиотека для чтения", "Отечественные записки", "Москвитянин", "Дело", "Время", "Эпоха".

Смягчение антизападнических тенденций в неославянофильской критике "Москвитянина" (А.Григорьев, Т.Филиппов, Б.Алмазов). Славянофильский журнал А.И.Кошелева "Русская беседа". Выступления в журнале А.Хомякова ("Предисловие", "Замечание на статью г. Соловьева "Шлецер и антиисторическое направление""), К.Аксакова ("О русском воззрении", "Обозрение современной литературы", "О повести г-жи Кохановской "После обеда в гостях"", "О драме г. Писемского "Горькая судьбина""), И.Аксакова ("Несколько слов о Гоголе"), И.Киреевского ("О необходимости и возможности новых начал для философии").

Проблематика критических статей М.Н. Каткова и А.С. Суворина. Деятельность М.Н. Каткова как издателя "Московских ведомостей" и "Русского вестника". Статьи Каткова и Суворина о романе Тургенева "Отцы и дети" (Катков "О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева "Отцы и дети"", Суворин "По поводу "Отцов и детей""). Суворин о романах Л. Н.Толстого "Война и мир" и "Анна Каренина".

А.В.Дружинин. Сотрудничество в журналах "Современник" и "Библиотека для чтения". Эстетические принципы оценки литературного произведения в работах Дружинина. Причины разрыва с журналом "Современник". Теория "чистого искусства" и ее обоснование в статьях Дружинина - "А.С.Пушкин и последнее издание его сочинений", "Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения". Полемика с Чернышевским и "Современником". Статьи Дружинина о Гончарове, Фете, Тургеневе и Л.Толстом.

В.П.Боткин. Боткин - продолжатель идей Белинского в критике первой половины 50-х гг. (статьи в "Современнике": "Н. П.Огарев", "Заметки о журналах за июль месяц 1855 года"). Противоречия в эстетических взглядах Боткина. Переход на позиции чистого искусства ("Стихотворения А.А.Фета").

П.В.Анненков. Литературно-критические взгляды. Анненков - продолжатель идей Белинского в критике первой половины 50-х гг. ("О мысли в произведениях изящной словесности"). Противоречия в общественно-литературных позициях ("О значении художественных произведений для общества", "О литературном типе слабого человека", "О деловом романе в нашей литературе"). Разрыв с "Современником". Полемика с Чернышевским по поводу повести И.Тургенева "Ася". Интерес к проблемам историзма и народности ("Русская современная история в романе И.С.Тургенева "Дым"", "Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого "Война и мир"").

А.А.Григорьев. "Органическая критика" Ап.Григорьева. Ап.Григорьев в молодой редакции "Москвитянина" (1850-1856). Обзоры Григорьева русской литературы за 1851 и 1852 гг. Оценка творчества А.Н.Островского в критике Ап.Григорьева. Своеобразие взгляда Ап.Григорьева на русскую литературу. Статьи: "Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина", "И.С.Тургенев и его деятельность", "После "Грозы" Островского". Деятельность Ап.Григорьева в журналах братьев Достоевских "Время" и "Эпоха". Статьи этого периода: "О развитии идеи народности в нашей литературе", "Стихотворения Н.Некрасова", "Литературная деятельность графа Л.Толстого". Основные положения "органической критики" в работах: "О правде и искренности в искусстве" и "Взгляд на основы, значение и приемы в современной критике искусства" (о "мысли сердечной и мысли головной", о произведениях "живорожденных" и "сделанных").

Н.Н.Страхов. "Почвеническая критика" в трудах Н.Н.Страхова. Сотрудничество Н.Н. Страхова в журналах "Время" и "Эпоха". Статья Н.Н. Страхова "Бедность нашей литературы". Идейная и личная близость Н.Н. Страхова с Ф. Достоевским и Л. Толстым. Оценка Страховым романа Достоевского "Преступление и наказание". Н.Н. Страхов как первый критик романа Л. Толстого "Война и мир" (4 статьи о романе). Н.Страхов о романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

Н.Г.Чернышевский. Н.Г.Чернышевский - продолжатель идей Белинского в критике и эстетике, лидер демократического движения в России 50-60-х гг. Материалистическая концепция диссертации Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". Ведущая роль в журнале "Современник". Защита концепции критического реализма в борьбе с теорией "чистого искусства" ("Очерки гоголевского периода русской литературы"). Требование объективности и правдивости в критике ("Об искренности в критике"). Проблема положительного героя в литературе ("Русский человек на render-vous"). Требования к изображению жизни народа (""Губернские очерки" Щедрина", "Не начало ли перемены?"). Статьи о творчестве Некрасова, Огарева, Толстого, А.Островского, Щербины.

Н.А.Добролюбов. Концепция "реальной критики". Публицистическое начало в литературно-критических статьях Добролюбова. Роль Добролюбова в журнале "Современник". Добролюбов о творчестве Островского, Тургенева, Гончарова. Проблема "лишнего человека" и нового героя времени в статьях Добролюбова. Статьи "Что такое обломовщина?", "Луч света в темном царстве", "Когда же придет настоящий день?". Эстетические проблемы в статьях Добролюбова: проблема соотношения мировоззрения и творчества художника, объективного начала и субъективности творца, значения художественной формы и "пользы" общественных вопросов, поднимаемых в произведении. Утилитарное истолкование многих художественных вопросов в критике Добролюбова.

Д.И.Писарев - наиболее радикальный представитель демократической критики. Соотношение идейно-эстетических взглядов Писарева с взглядами Чернышевского и Добролюбова. Деятельность Писарева в журнале "Русское слово". Оценка Писаревым образа Катерины из "Грозы" Островского. Писарев о женских образах Гончарова, Писемского, Тургенева. Участие Писарева в полемике вокруг романа "Отцы и дети". Точка зрения Писарева на образ Базарова. Оценка Писаревым романа Чернышевского "Что делать?" в статье "Мыслящий пролетариат". Взгляды Писарева на роль литературы в обществе. Статьи Писарева "Разрушение эстетики", "Посмотрим", "Пушкин и Белинский". Полемический стиль Писарева. Деятельность Писарева в журнале "Отечественные записки".

М.А.Антонович. Его роль в "Современнике". Участие в полемике вокруг романа "Отцы и дети". Статья "Асмодей нашего времени". Позднее творчество Антоновича. Статьи о Достоевском и Некрасове. "Несколько слов о Николае Алексеевиче Некрасове".

В.Зайцев - представитель радикальной демократической критики. Его деятельность в "Русском слове". Полемика с представителями "чистого искусства" и славянофилами. Статья "Стихотворения Н. Некрасова".

Н.В.Шелгунов. Критик-демократ социологического направления. Статья "Люди 40-х и 60-х годов" о героях-разночинцах. Близость идей Шелгунова с критическими взглядами Салтыкова-Щедрина.

Литературное движение 70-90-х гг.

Возникновение народнической критики (Н.К.Михайловский, Скабичевский, Лавров, Ткачев). Социал-демократическая критика (Г.Плеханов). Споры о наследстве 60-х гг. Писательская критика в выступлениях и публикациях Л.Толстого, И.Тургенева, И.Гончарова, Ф.Достоевского, Г.Успенского. Религиозно-философские, литературно-эстетические концепции В.Соловьева, В.Розанова. Журналистика и публицистика конца века. Завершение издания журналов "Русский вестник" и "Устои". Журналы "Вестник Европы" и "Русская мысль". Возникновение модернистских течений в литературе и критике (Минский, Волынский, Мережковский). "Северный вестник", "Мир искусства". Синтез идей классической и символистской критики в "Истории русской критики" И.И.Иванова. Народническая критика и ее главный представитель - Н. К. Михайловский.

Н.К.Михайловский - сотрудник "Отечественных записок" (70-е гг.), "Русского богатства" (90-е гг.). Идейное влияние Н.К.Михайловского на современников. Оценка творчества Некрасова, Щедрина, Г.Успенского в статьях Михайловского. Сильные и слабые стороны статей Михайловского: "Десница и шуйца Льва Толстого" и "Жестокий талант". Противоречивость отношения Михайловского к творчеству Чехова и Горького. Особенности критического метода Михайловского.

А.М.Скабичевский - соратник Михайловского в народнической критике. Статьи Скабичевского о Толстом и Чехове ("Мысли и заметки по поводу нравственно-философских идей графа Л.Н.Толстого" и "Есть ли у Чехова идеалы?").

Г.В.Плеханов - представитель социал-демократического течения в литературоведении и критике. Концепции раннего марксизма ("Искусство с точки зрения материалистического объяснения истории", "Письма без адреса"). Работы о критиках-демократах и народниках ("Наши разногласия"). Работы о Чаадаеве, В.Майкове, Герцене, Погодине, И.Киреевском. Трактовка специфики творчества писателя в цикле статей о Толстом ("Симптоматическая ошибка", "Отсюда и досюда", "Еще о Толстом").

В.В.Соловьев. Религиозно-идеалистические тенденции в литературоведении и критике ("Кризис западной философии"). Пересмотр эстетических материалистических концепций 40-60-х гг. ("Красота в природе", "Общий смысл искусства"). Новое прочтение Достоевского как пророка и апостола русской духовности ("Три речи в память Достоевского"), Религиозно-христианская трактовка смысла и значения русской поэзии ("Судьба Пушкина", "О лирической поэзии").

В.В.Розанов. Религиозно-христианские литературные концепции последнего десятилетия XIX в. ("Легенда о великом инквизиторе...", "О Гоголе", "Пушкин и Гоголь", "Заметки о Пушкине"). Оценка новых явлений в русской литературе ("Декаденты"). Русская литература XIX в. в интерпретации В.Розанова. Переосмысление критиков-шестидесятников в статье "Три момента в развитии русской критики". Полемика с Вл.Соловьевым по поводу судьбы и личности Пушкина, Лермонтова, Гоголя в статьях В.Розанова "Вечно печальная дуэль" (о Лермонтове) и "Гоголь и Пушкин".

Н.М.Минский - основоположник идей символизма в критике и литературе (статья "Старинный спор"). Отстаивание принципа "свободы" искусства от общественной жизни. Объяснение специфики искусства преобладанием субъективных тенденций в фантазии художника. Утверждение идей агностицизма и иррационализма в искусствознании. Крайний индивидуализм (идея "любви к себе"). Теория "абсолютного" - "МЭОН" ("При свете совести. Мысли и мечты о смысле жизни").

А.Л.Волынский. Книга "Русские критики" (1896). Утверждение общечеловеческих, религиозно-индивидуалистических критериев оценки литературных явлений. Противопоставление высших ("вечных") идеалов гражданским тенденциям критики Чернышевского и Добролюбова. Новая оценка творчества Пушкина и Гоголя. Высокая оценка творчества Достоевского. Полемика с Михайловским и Плехановым. Особенности эстетики раннего символизма.

Д.С.Мережковский. Развитие концепций раннего символизма в критике. Утверждение идей неоидеализма и иррационализма. Новая интерпретация принципов классического реализма ("О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы"). Пересмотр некоторых оценок русской классической критики. Д.С.Мережковский о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Чехове и др. Работа Мережковского "Толстой и Достоевский".

Тексты

Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. - М., 1982.
Литературно-критические работы декабристов. - М., 1978.
Декабристы. Эстетика и критика. - М., 1991.
Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. - М., 1985.
В.А.Жуковский - критик. - М., 1985.
Жуковский В.А. Эстетика и критика. - М., 1985.
Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. - М., 1984.
Полевой Н.А., Полевой Кс. А. Литературная критика. - Л., 1990.
Надеждин Я.Я. Литературная критика. Эстетика. - М., 1972.
А.С.Пушкин - критик. - М., 1978.
Н.В.Гоголь о литературе. - М.. 1952.
Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1976-1983. - Т. 1-9.
Герцен об искусстве. - М., 1954.
Русская эстетика и критика 40-50-х гг. XIX века. - М., 1982.
Хомяков А. С. О старом и новом. - М., 1988.
Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М., 1979.
Киреевский И.В. Избранные статьи. - М.: Современник, 1984.
Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. - М.: Современник, 1982.
Григорьев An. Искусство и нравственность. - М., 1986.
Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. - М., 1988.
Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма. - М., 1984.
Страхов Н.Н. Литературная критика. - М., 1984.
Чернышевский Н.Г. Литературная критика: В 2 т. - М., 1981.
Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. - М., 1984.
Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1950-1952.
Драма А.Н. Островского "Гроза" в русской критике. - Л., 1990.
Достоевский Ф.М. О русской литературе. - М., 1987.
Салтыков-Щедрин М.Е. Литературная критика. - М., 1982.
Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства. - М., 1986.
Михайловский Н.К. Литературная критика. Статьи о русской литературе XIX - начала XX века. - Л., 1989.
Волынский А.Л. Человекобог и Богочеловек // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 гг. - М., 1990.
Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. - М., 1991.
Мережковский Д. С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. -М., 1991.
Соловьев B.C. Литературная критика. - М., 1990.
Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.
Розанов В.В. Мысли о литературе. - М., 1989.
Розанов В.В. Сочинения. - М., 1990.
Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития: Литературно-эстетические работы разных лет. - М., 1990.
Анненский И. Книги отражений. - М., 1979.
Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства: В 2 т. - М., 1978.
Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. Из глубины: Сб. статей о! русской революции. - М., 1991.
Литературная критика 1800-1820-х годов. - М., 1980.
Русская критика XVIII-XIX веков: Хрестоматия / Сост. В.И.Кулешов. - М., 1978.
Русская критика от Карамзина до Белинского. - М., 1981.
Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала XX века: Хрестоматия. - М., 1982.
Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия / Сост. И.Т. Крук.-Л., 1991.

Исследования

История русской критики: В 2 т. - Л., 1958.
Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. - Л., 1950.-Т. 1;- М., 1965.-Т. 2.
Кулешов В. И. История русской критики XVIII - начала XX века. -М., 1991.
Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики. - М., 1982.
Березина В.Г. Этюды о Белинском - журналисте и критике. - СПб., 1991.
Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры, композиция, стиль. - Л., 1980.
Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского. - М., 1982.
Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. - Л., 1991.
Зельдович М.Г. Уроки критической классики. - Харьков, 1976.
Манн Ю. Русская философская эстетика. - М., 1969.
Соколов Н.И. Критики и литература. Из истории русской литературы и критики второй половины XIX в. - Л., 1977.
Прозоров В.В. Д.И. Писарев. - М., 1984.
Коновалов В.Н. Литературная критика народничества. - Казань, 197§
Литературно-критическая деятельность русских писателей XIX в. -Казань, 1989.
Русская наука о литературе в конце XIX - начале XX века. - М., 1975.
Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала, XX века. - М., 1975.
Лосский И.О. История русской философии. - М., 1991.
Слинько А.А. Н.К. Михайловский и русское общественно-литературное движение второй половины XIX - начала XX века. - Воронеж, 1982.
Ерофеев В. Розанов против Гоголя // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. - М., 1990.
Горбанев Н.А. Плеханов в литературной борьбе начала XX века. -Махачкала, 1972.
Михайлова М.В. История русской литературной критики конца XIX - начала XX века. - М., 1995.
Проблемы теории литературной критики: Сб. статей / Под ред. П.Николаева, Л. Чернец. - М., 1980.
Недзвецкий В.А. Русская литературная критика XVIII - XIX веков: Курс лекций. - М., 1994.
Возникновение русской науки о литературе: Сб. статей. - М.: Наука, 1975.
Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика. - М.: Высшая школа, 1982.