Изо 4 5 лет идеи. по художественно - эстетическому развитию детей. непосредственно организованной деятельности

Тема: «Семья».

Цель: Обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья».

Задачи:
- Обогащать социально - игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуациям - отводим ребёнка в детский сад, помогаем старшим, заботимся друг о друге, идём в театр.
- Побуждать к самостоятельному распределению ролей (познавательные УД).
- Развивать игровые умения по сюжету (познавательные УД).
- Учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.
- Развивать ролевую речь (коммуникативные действия).
- Побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (регулятивные действия).
- Формировать доброжелательные взаимоотношения. (личностные универсальные учебные действия).

Предварительная работа.
Ознакомить с правилами посещения театра, профессиями кассира, гардеробщицы, автослесаря. Рассказы о ситуациях в семье, когда близкие проявляют заботу друг о друге (из личного опыта детей).

Активизировать в речи слова: касса, гардероб, автомастерская, автослесарь

Беседы с опорой на личный опыт детей о домашних обязанностях членов семьи.

Чтение худ. лит-ры: «Крылатый, мохнатый» да масляный» обр. И. Карнауховой; А. Гайдар, «Чук и Гек» (главы), В. Драгунский, «Друг детства», Т. Александрова, «Домовёнок Кузька» (главы); П. Бажов, «Серебряное копытце»; В. Катаев, «Цветик-семицветик»; Е. Благинина, «Посидим в тишине»; Г. Виеру, «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; Э. Успенский «Разгром».
Видео экскурсия в автомастерскую, театральный гардероб.

Дид. игры: "Кому, что нужно для работы?”, «Найди нужные слова» , «Цепочка вежливых слов».

Работа с родителями:
Приобретение атрибутов для игры.

Материалы:
Игровой уголок «Семья», «Автомастерская», театр - гардероб, касса, зрительный зал, кукла, игрушечный телефон, игрушки - заменители.
Связь с другими занятиями и видами деятельности.
Развитие речи, ознакомление с окружающим, художественная литература.

Структура игры:
1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»
2. Распределение ролей игры «Семья».
3. Совместная с воспитателем игра
4. Подведение итогов игры.

Ход игры

1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?
- Какие обязанности у папы?
- Какие обязанности у мамы?
- Что делает их ребенок?
- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

2. Распределение ролей.
- Ребята, а кто в семье главный?
- Попробуем определить, каким должен быть папа?
- Кто в нашей группе наделён такими качествами, кто может быть папой?
- Папа, в нашей семье ещё, конечно, будет мама, кого ты выберешь на роль мамы?
-Ребята, а кого есть бабушка и дедушка?
- А кто в нашей игре может быть бабушкой и дедушкой?
- Бабушка, предлагаю тебе выбрать себе внуков. Их в нашей семье трое - старший внук - школьник, девочка, посещающая детский сад, и самая младшая дочка - остаётся с мамой дома.
- Ребята, кто в нашей группе главный?
- А как вы думаете, нужен ли в нашей игре воспитатель? Почему?
- Пусть воспитателем будет Маргарита.
- В нашей игре есть три замечательные мужские роли - автослесарь, контролёр газового оборудования и водитель. Предлагаю разыграть эти роли между нашими мальчиками.
- В нашей игре мы посетим театр, я хотела бы попросить Ксюшу быть гардеробщицей, а Олю - кассиром. Это достаточно ответственные роли, и я уверена, что девочки с ними справятся.
А артисты, конечно, уже готовы, так?
- Ребята, прежде, чем мы начнём играть, мне хочется узнать, что самое главное в игре? Зачем мы играем?
-Я желаю, чтобы нам всем было сегодня играть интересно. Занимайте свои места!

3. «Дома»
Утром папа отводит младшую дочь в детский сад. Просит старшего сына не беспокоить отдыхающую маму.
- Сынок, не беспокой маму. Катенька ночью плохо спал, мама не выспалась.
Я отведу Василису в детский сад, а ты отдохни пока в школе каникулы.
- Я почитаю. До свидания, папа.
«Детский сад»
Воспитатель встречает детей.
Папа помогает раздеться, прощается.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в настольную игру, объясняет её правила, важность для ребёнка.
Воспитатель:
- Здравствуйте, Артём Сергеевич.
Папа:

Василиса:
- Здравствуйте, Маргарита Александровна.
Воспитатель.
- Здравствуй, Василиса, переодевайся в спортивную форму. Артём Сергеевич, завтра у нас в группе проводится конкурс чтецов. Приглашаем вас и Дарью Валерьевну.
Папа:
- Спасибо, мы постараемся прийти. До свидания. Доченька, до вечера.

«Дома»
Мама спит после бессонной ночи, проведённой с маленьким ребёнком - Катей.
Раздаётся звонок до домофону, Матвей снимает трубку.
Контролёр:
-Здравствуйте, я хотел бы проверить вашу газовую плиту.
Матвей:
- Я не могу открыть вам дверь. Мама спит, а больше взрослых в квартире нет.
Контролёр:
- Хорошо, я зайду попозже. До свидания.
Матвей:
- До свидания.
Раздаётся телефонный звонок, старший сын снимает трубку:
- Здравствуй, бабуля. Мама не может подойти к телефону, Катя ночью не спала, и они с мамой сейчас отдыхают. Я сам встречу тебя.
Выходит навстречу бабушке, помогает донести её сумки.
Матвей (беря её сумку):
-Здравствуй, бабуля.
- Здравствуй, внучек.
Проходят в дом.
Матвей:
- Я помогу тебе раздеться, обуй, пожалуйста тапочки, у нас прохладные полы.
Бабушка, целуя внука:
- Заботушка ты моя!
- Хочу напечь вам пирожков. Поможешь мне?
- Конечно, мама будет рада.
Они с внуком заняты общим делом, во время которого беседуют о школе.
Бабушка:
- Как закончил четверть?
Матвей:
-Хорошо.
Бабушка:
- Чем занимаешься на каникулах?
Матвей:
- Читаю, играю, гуляю с ребятами.
Раздаётся плач ребёнка, бабушка и внук бегут к кроватке, чтобы не дать проснуться маме.
Выходит мама с ребёнком за руку:
- Мамочка, как хорошо, что ты пришла. А папа почему не пришёл?
Бабушка:
- Чем-то занят в мастерской, не оторвать. Он передаёт вам всем привет, просил поцеловать деток.
Покорми, доченька, Катеньку и будем кушать вместе, пока пирожки не остыли.
Матвей:
- Сейчас, мам, я погрею бутылочку с молоком.
Раздаётся звонок домофона.
Мама берёт трубку:
- Я вас слушаю.
Контролёр:
- Здравствуйте, я хотел бы проверить вашу газовую плиту.
Мама:
- Здравствуйте, поднимайтесь, пожалуйста, на четвёртый этаж.
Мама проводит контролёра на кухню. Тот осматривает газовую плиту.
«Автомастерская»
Автослесарь принимает в ремонт машину у заказчика:
Заказчик:
- Вчера я был неаккуратен на дороге, нарушил правила дорожного движения и попал в аварию. К счастью никто не пострадал, немного помялся бампер машины. Не смогли бы вы устранить это?
- Очень постараемся вам помочь. Не хотите ли вы, чтобы мы ещё проверили состояние двигателя после удара?
- А сколько будет стоить эта услуга в вашей мастерской?
- 5 000 рублей, и мы гарантирует отличное качество работы нашей мастерской.
- Хорошо, буду очень благодарен вам. Когда мне можно зайти за машиной.
- В среду, если получится раньше, я позвоню вам. Оставьте, пожалуйста, свой телефон.
- Пожалуйста, моя визитка. До свидания.
- До свидания.
Неожиданный момент:
Появляется водитель (Галина Владимировна):
- Помогите мне, пожалуйста, у меня заглохла машина совсем недалеко от вашей мастерской.
Дети решают эту проблемную ситуацию.
«Дома»
Неожиданный момент:
Раздаётся звонок в дверь, на пороге Наталья Михайловна:
- Здравствуйте, соседи, извините за беспокойство. Я к вам за помощью - у меня заболела дочка. Необходимо сбегать в аптеку, а не могу оставить её одну. Что же мне делать?
После решения ситуации:
Мама:
- А теперь за стол. Какие у вас получились красивые пирожки! Мама, позвони папе, пригласишь и его на чай.
Бабушка звонит дедушке:
- Отец, внуки по тебе соскучились, приходи - мы все тебя ждём.
А по дороге Василису из садика забери.

«Детский сад»

Воспитатель:
-Здравствуйте, Максим Витальевич. Василиса, за тобой пришёл дедушка.
Василиса:
- Маргарита Александровна, можно мне пойти домой?
Воспитатель:
- До свидания, Василиса.
Василиса:
- Маргарита Александровна, а можно моему дедушке завтра прийти на конкурс чтецов?
- Конечно, приглашай и дедушку, и бабушку.
Василиса:
- Дед, придёте?
Дедушка:
- Придём, а сейчас дай-ка я помогу тебе одеться.
Василиса:
- Спасибо, дед. Я уже большая, посиди минутку, я оденусь сама.
Дед и внучка приходят домой.
Приезжает с работы папа.
«Дома»
Все пьют чай с пирожками.
Бабушка:
- Как хорошо мы сегодня вместе провели этот вечер. Пора нам собираться домой.
Папа:
- Не торопитесь, я вас отвезу, сейчас рано темнеет, мы будем за вас беспокоиться.
Бабушка:
-У вас свои дела, не будем вам мешать.
Сын:
- Что ты, бабуля, вы нам никогда не мешаете, останьтесь ещё хоть не надолго.
Дедушка:
- Раз ваш вечер свободен, я предлагаю вашим маме и папе сходить на концерт. Они так мало времени проводят вдвоём. А мы пока поиграем с внуками.
Мама и папа уходят на концерт.
«В театре»
Зритель покупает билеты в кассе, за ним берут билеты мама, папа, Полина.
Ярослав:
- Здравствуйте, а билеты на сегодняшний концерт есть?
Кассир:
- Да, на каком ряду вы желаете сидеть?
Зритель:
- А на втором ряду есть места в центре?
Кассир:
- Да, сколько вам билетов?
-Два.
Подаёт деньги, получает билеты.
Кассир:
-Приятного просмотра.
Зрители проходят в зал.
Папа и мама проходят в гардероб.
Папа помогает маме снять одежду, подаёт её:
- Примите, пожалуйста, у нас одежду.
Гардеробщица:
- Пожалуйста, номерок. Не желаете купить программку сегодняшнего концерта?
Мама:
- Да, пожалуйста, и два бинокля. Сколько с нас?
- Сто рублей. Удачного вам вечера.
Берут программки, бинокли и проходят в зал, садятся на соответствующие билетам места.
Неожиданная ситуация:
У двух зрителей билеты на одно место. Как быть?
После обсуждения ситуации детьми появляется администратор. (Ева К.)
Концерт.
Ведущий (Даша Б.):
- Выступает Тимур Меджидов. Песня «Солнечный круг». Встречайте.
- Стихотворение «Бездомный пёс» в исполнении Кирилла Василащука.
- Музыкальный дуэт исполнит песенку мамонтёнка. Встречайте Диану Антонову и Эмиля Елчиянца.
Зрители аплодируют.

4. - Дети, вам понравилась игра?
- Что понравилось тебе, Даша? Артем?
- Попадали ли вы в такие ситуации в жизни?
- Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

Татьяна Трофимова
Проект сюжетно-ролевой игры «Семья»

Сюжетно-ролевая игра "Семья "

Цель : Формировать у детей обобщенное представление о семье .

Учить детей взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами (мама-дочка) .Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи .

Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи .

1) Словарный минимум.

существительные : мама,папа,брат,сестра,бабушка,дедушка,семья ,кухня,стол,стулья,холодильник,плита,посуда,кружка,блюдце,кострюли,сковорода,ложка,вилка,нож,сахарница, солонка,продуты,телефон,зал,диван,телевизор,доска,утюг,картина,зерколо,спальня,шкаф, подушки,кровать,одеяло,ванна,машинка,мыло,шам-пунь,полотенце,расческа,щетка,паста,игрушки,полкамебель,табурет.

глаголы : готовить, стирать, гладить, угощает, подметает, моет, шьет, читает, режет, вяжет, умывается, работает, смотрит,заботится,поливает,играет,накрывает,любит,слушает,ухаживает,ест,пьет,вытирает,ставит,кладет.

прилагательные :

большая,красивая,вкусная,вежливая,мягкая,занимательная,добрая,сильный,быстрый.

2)Ознакомление с социальной действительностью

ООД : "Моя семья ".

Цель : Учить детей называть членов своей семьи . Формировать знания о том, что в семье все заботятся , любят друг друга. Понимать роли взрослых и детей в семье . Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья .

ООД : "Взрослые и дети. "

Цель Формировать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми детьми. Воспитывать доброе отношение ко взрослым Формировать уважение, доверие взаимопонимание и желание взаимопомощи.

ООД : "Рассказы о своей семье ".

Цель : Уточнить состав своей семьи . Учить с уважением относится к членам.

ООД рисование : "Портрет семьи . " Цель : Формировать у детей доброе отношение к папе, маме,себе. Учить передавать эти образы в рисунке, доступными средствами выразительности. Закреплять представление о круглой и овальной формах, формировать умение рисовать их, учить видеть эмоциональное состояние, передавать радость. ООД : "Дружная семья . " Цель : Воспитывать детях уважительное отношение к самым близким людям : папа маме, бабушке, дедушке. Уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту, чувства семейной сплоченности на основе представлений о семье , ее составе взаимоотношениях и домашнем уюте,потребности радовать своих близких, добрыми делами и заботливым отношением к ним.

ООД :"Семья . " Цель : Формировать у детей представления о семье и своем месте в нем . Учить детей называть членов своей семьи , знать что в семье все заботятся и любят друг друга, вызывать у ребенка гордость за свою семью . ООД : "Наша дружная семья . " Цель : Формировать представление детей о семье и ее членах ,о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи ,зависимость этого состояния от сложившейся ситуации, воспитывать любовь и уважение к своим родным. ООД : "Кукла Оля обедает. " Цель : Закрепить умение группировать предметы по их назначению, формировать понятие, посуда, мебель продукты питания. Воспитывать культуру поведения за столом, ложку держать в правой руке,хлеб в левой, есть не торопясь, за обед благодарить. Беседы :

«Что делают наши мамы и папы. " Цель : Беседа формировать у детей представления о разных профессиях,показать значимость каждой профессии. "Семейная фотография. " Цель Воспитывать любовь и чуткое отношение к самым близким людям папе, маме,бабушке, дедушке. "Папин портрет. " Цель : Воспитание чуткого отношения к самым близким людям, развивать чувство семейной сплоченности. "Бабушкины ладони. " Цель : Воспитывать чувство любви, чуткого отношения к самым близким людям бабушке, потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. "Дедушкин портрет. " Цель : Воспитание любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям дедушки, чувство семейной сплоченности о семье , ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте.

"Воскресное фото. "

Цель : Воспитывать чувство семейной сплоченности, потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

"Как быть послушным?"

Цель : Воспитывать в детях умение общаться близкими и незнакомыми людьми.

"Как я помогаю взрослым. "

Цель : Побуждать к эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, взаимодействие со взрослыми.

Рассматривание картин (картинок) .

"Семья . "

"Дом и двор. "

"На кухне. "

"В комнате. "

"Семья дома . "

"Уборка. "

"Все за работой. "

"За обедом. "

"Женский праздник. "

"В поход. "

3)Обучающие игры .

Дидактические игры :

"Кто поможет?"

Цель : вызвать у детей желание помочь взрослым в уборке, научить правильно предметы обстановки.

"Принимайся за обед. "

Цель : Закреплять знания о назначение мебели и посуды для столовой. Формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнеру по игре.

"Все готово для ребят. "

Цель : Углублять знания детей о способах и последовательности сервировки для завтрака, обеда, полдника, ужина. Воспитывать старательность,заботу, о подопечных, взаимопомощь.

"Мамины помощники. "

Цель : Воспитывать у детей уважение к труду матери, сочувствия к ней желание помочь, освободить от хлопот.

"Кому, что подойдет?"

Цель : Усовершенствовать навыки классификации предметов по их назначению, использованию.

"Кукла Катя обедает. "

Цель : Активизировать словарь, закреплять знания о столовой посуде,дети находят и отбирают посуду для обеда, называют предметы и правильно накрывают на стол.

"Принимайся за обед. "

Цель : Закреплять название и назначение мебели посуды для столовой. Формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.

"Подбери посуду для куклы. "

Цель :Закреплять знания детей о разных видах посуды по назначению воспитывать находчивость, внимание, речь.

"Чего не стало. "

Цель : Обобщать представление "мебель", название, назначение.

"Обед для матрешки. "

Цель : Закреплять навыки культуры поведения за столом, правильно держать приборы, есть не торопясь, на стуле не качаться.

"Напоем куклу чаем. "

Цель : Закрепить умение различать сходные по назначению предметы.

Художественная литература.

В. Осеева. "Волшебное слово. "

Потешка «Этот пальчик дедушка.»

А. Костецкого "Самое дорогое. "

К. Таигрыкушев "Мама. "

А. Костетцкий "Все начинается с мамы. "

И. Мазин "Простое слово. "

Е. Благинина" Посидим в тишине. "

В. Руссу "Моя мама".

Р Гамзатов "У меня есть дедушка".

С. Капутиклян "Папа. "

Е. Серовой. "Не терпит мой папа безделья. "

Е. Трутнева "Наша бабушка. "

С. Капутикян "Стала бабушка. "

А. Костетцкого "Дай, бабуся,поцелую. "

Н. Гая. "Есть в доме любом семейный альбом. "

А. Барто "У Танюше дел немало. "."

С. Михалкова "А что у вас?"

А. Костецкий "В дни отдыха. "

М. Серовой "У страха глаза велики".

Л. Воронкова "Маша растеряша".

М. Горький "Самовар".

Л. Венгер "Кукла Маша купила мебель".

Ф. Фребеля "Вот дедушка".

К. И. Чуковский "Федорено горе. "

И. Муравейка "Я сама. "

В. Приходько " Ходит кот по горе. "

Е. Благинина " Обедаю".

К. Д. Ушинского "Вместе тесно, а врозь скучно".

4)Предметно-игровая среда.

Плита с духовкой, мойка

обеденный стол

шкаф для одежды и посуды

набор мягких игрушек

набор кукол (мама, папа, дочка сын)

обстановка кукольной комнаты

кукольная одежда по сезонам (зима, лето,весна,осень) кухонная,столовая, чайная посуда

скатерти

наборы : фруктов,овощей

угощение (печенье,конфеты)

хлебо-булочные изделия

Варианты игр.

1 Вариант.

«К нам гости пришли» .

Цель : Формировать знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закреплять знания о столовых предметах, воспитывать

Внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширять словарный запас :

ввести понятие «праздничный обед» , «сервировка» , «посуда» , «сервис» .

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям о том,что придут гости. Будем

Пить чай с тортом и нужно накрыть стол,дети активно участвуют в этом,с помощью воспитателя сервируют стол. Не

обходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры .

2 вариант.

«Мы на даче» .

Цель : Формировать умение распределять роли с помощью

взрослого. Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающим. расширять словарный запас : понятие «овощи» , «фрукты» .

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что мы поедим на автобусе на дачу к бабушке, для этого надо приобрести билеты. НА даче смотрим,что растет на грядках, какие овощи, фрукты.

Как поможем бабушке? Поливаем грядки, собирать ягоды.

3вариант.

«В детском саду» .

Цель : Формировать знания детей о назначение детского сада, о профессиях тех людей,которые здесь работают, воспитатели,повара, музыкального работника, воспитывать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относится к своим воспитанникам.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По

Желанию назначаем детей на роли воспитателя, няни,

Музыкального руководителя. В качестве воспитанников куклы, зверушки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми,помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Антонина Пушминцева

«Путешествие в Разноцветную страну».

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 5(6)лет

в Центре развития ребёнка "Сказка".

Пушминцева А. А.

Цель занятия: расширить представление обучающихся о возможности нетрадиционных подручных материалов для создания художественного образа.

Развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Развитие фантазии и воображения, самостоятельности, наблюдательности.

Воспитание у детей чувство прекрасного, желание помочь ближнему.

Расширить знания о способах рисования и сформировать практическое умение рисования деревьев способом соединения цветовых пятен, расположенных "ступеньками".

Закрепить знания об основных цветах, теплых и холодных цветах, о смешивании цветов.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма обучения: групповая.

Возраст детей - 5(6) лет

Время занятия- 30 мин

Оборудование:

Оформленная доска.

Плакат "Радуга".

Король Трёхцветик, Красная краска, Жёлтая краска, Синяя краска, колдунья Чернильда, колдунья Бесцветица, стражник Снеговик.

Фотографии зимней природы, репродукции картин разных жанров.

Цветные стаканы из бумаги.

Цветные ключи из бумаги.

Фломастеры разных цветов.

Карточки с заданиями "Найди животных" .

Гуашь белого и коричневого цвета.

Кисти для рисования.

Листы бумаги синего цвета.

Полоски из картона для набрызга.

План проведения занятия.

1. Организующий этап.

2. Вводная беседа.

3. Постановка проблемной ситуации

5. Практическая работа.

6. Итог занятия - просмотр работ, рефлексия.

Ход занятия:

1. Организующий этап

Приветствие педагога:

Здравствуй Паша. Даша. Маша (называются имена всех детей!

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами встаём:

С добрым утром!

С добрым днём!

Вот как славно мы живём!

2. Вводная беседа, мотивация к предстоящей работе.

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в Разноцветную страну. Попасть в неё можно открыв волшебные ворота. Что это за ворота? Отгадайте загадку:

-"Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них не легко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три-

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Ключ к ним надо подобрать!" (Радуга).

Игра "Разноцветные ворота"

Давайте сделаем радугу из фломастеров, разложив их в правильном порядке. Что нам надо вспомнить, чтобы выполнить задание?

Ответ детей:

Поговорку "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан".(Дети работают в парах выкладывая на столе радугу из фломастеров).

Молодцы! Вы построили радужные ворота, а открыть их мы сможем тремя главными ключами. Каким они будут цветом? Почему?

Ответы детей:

Синий, красный и жёлтый, это три главных цвета.

(Дети выбирают 3 ключа из 7).


Правильно! Вы молодцы, и мы правильно подобрали ключи. Давайте закроем глаза и дружно скажем:

"Раз, два, три! Ты ворота отопри, в Разноцветную страну войди!"

3. Постановка проблемной ситуации.

Вот мы и вошли в Разноцветную страну, и кто же нас встречает? (Король Трёхцветик).


Правильно, это король Трёхцветик, и его три самые главные помощницы. Но почему сам король вышел нам навстречу? Что могло произойти?

Ответы детей:

Он очень рад нас видеть. Он думает что мы враги. и хочет защитить свою страну.

-"Случилась беда, осенью злая колдунья Чернильда, позавидовала яркости и красоте осеннего леса, и сожгла его, превратив его в чёрные угольки. Зверей этого леса поимали слуги Чернильды и подарили колдунье Бесцветице, которая их заколдовала и сделала их бесцветными. Раньше в это время в стране наступала белоснежная зима. Но злые ведьмы заколдовали и усыпили Зимушку. Испортили выставку "Зимний пейзаж", перемешав все картины в королевском дворце. Сами жители этой страны не могут противостоять злым колдуньям, и просят нас спасти их страну. "

4. Технология выполнения работы.

Ну что ребята согласны вы помочь жителям? Что мы должны сделать?

Ответы детей:

Помочь королю Трёхцветику и исправить поступки колдуний, спасти жителей страны.

Молодцы! Вы очень смелые ребята, и обязательно справитесь со всеми трудностями. Я буду вам помогать.

Давайте наведём порядок на выставке "Зимний пейзаж", и снимем все лишние картины.

Игра "Зимний пейзаж".


(Дети убирают с доски картины других жанров и пейзажи других времён года).

Какая красивая зима была в разноцветной стране, а теперь она спит. Давайте разбудим её, отгадав загадки про зимние явления.

Он летает белой стаей. и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает, на ладони и во рту,

Он и белый и лохматый,

И пушистый как медведь

Раскидай его лопатой,

Назови его теперь.

Как лебёдушка кружится,

По дорожке стелется,

След собою заметает

(Метелица).

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

Какие вы молодцы! Справились с заданием. Чувствуете Зима просыпается и стало холодать. Я предлагаю перед тем, как отправиться дальше, укрепить свой организм витаминным лекарством чтоб не заболеть. Ой, лекарство для нас делал Трёхцветик, но злые колдуньи разлили их. Теперь мы должны сделать их сами.

Игра "Цветные примеры".

Красная клубника + жёлтая груша = ораньжевый сок.

Красная клубника + синяя слива = феолетовый сок.

Желтая груша + синяя слива = зелёный сок.


Молодцы! Мы отлично справились с этим заданием и теперь полны сил и готовы отправиться в путь, в королевство Бесцветицы, спасать заколдованных зверей. Но где же они спрятаны?

Давайте найдём их и согреем тёплыми цветами. Какие цвета из радуги нам помогут? (Красный, жёлтый, оранжевый).

Игра "Найди заколдованных зверей".


(На карточках нарисованы в ветках деревьев, спрятанные силуэты лесных зверей).

Молодцы! Мы спасли и согрели лесных животных от Бесцветицы. Но где они будут жить, ведь лес сгорел? Зимушка уже проснулась и без домиков в лесу звери погибнут! Что будем делать? Чем поможем зверям?

Ответы детей:

Нарисуем лес.

5. Практическая часть.

Каждый из вас нарисует одно дерево, и все вместе мы сделаем красивый, сказочный лес. Помогать нам будут снежные облака и волшебный иней, который подарила нам Зимушка. Но нам надо торопиться стало уже сильно холодно, лесным животным негде спрятаться.

1. Рисуем снег на земле белыми мазками в виде облака и посыпаем инеем (солью).

2. Рисуем повыше облако поменьше, посыпаем инеем.

3. Рисуем повыше облако ещё меньше, посыпаем инеем.

4. Рисуем наверху самое маленькое облако и украшаем инеем.

5. Теперь возьмём нашу маленькую волшебную кисточку и скажем:

-"Раз, два. три -облака в деревья преврати!".

Возьмем коричневую красочку и нарисуем ствол дерева и веточки, соединяя облака и превращая их в сказочное дерево.

6. Падающий снег, мы нарисуем с помощью кисти для клея, в технике "набрызг". Для этого кисть окунаем в краску и проводим по краю пластинки сверху вниз.

(Готовые детские работы вывешиваем на доске, и получаем сказочный лес).

Какой необыкновенный и сказочный лес у нас получился, весь искрится и переливается. Звери очень рады такому новому дому и благодарны нам за помощь. Нам пора уже возвращаться домой. Чтобы злые колдуньи не попали в лес, давайте сделаем снежных стражников. Кто это будет?

Ответы детей:

Снеговики.

Игра "Лепим мы снеговика".

Раз-рука и два- рука,

(Дети вытягивают вперёд одну руку. затем другую)

Лепим мы снеговика.

(Имитируют лепку снежков).

Мы скатаем снежный ком,

(Ладонями делают круговые движения по бёдрам)

Вот такой!

(Разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)

А потом поменьше ком,

(Растирают ладонями грудь)

Вот такой!

(Показывают руками величину кома поменьше)

А наверх поставим мы,

(Поглаживают ладонями щёки)

Маленький комок.

(Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)

Вот и вышел стражник наш- СНЕГОВИЧОК!

(Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо-влево).

Теперь у леса есть надёжные защитники, а мы возвращаемся домой из Разноцветной страны. Какие ключи мы возьмём чтобы выйти из Холодного леса?

Ответы детей:

Холодные: голубой, синий, фиолетовый.

Правильно! Давайте закроем глаза и дружно скажем:

"Раз, два, три! Ты ворота отопри, и домой скорей беги!"

(Дети говорят вместе с педагогом).

6. Заключительная часть. Рефлексия занятия, подведение итогов.

Вот мы и дома! Но мы обязательно вернёмся в Разноцветную страну весной. Давайте поделимся впечатлениями от нашего путешествия.

Что нового и важного вы узнали на занятии? Чему интересному научились? Что было для вас легко? А что оказалось сложным? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).

Вы сегодня все молодцы, спасибо вам за отличное путешествие. До свидания, ребята.

Список использованной литературы.

1. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. -М. :ТЦ Сфера, 2004.

2. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учёб, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВА - Ярославль: «Академия развития», 1997.

Источники иллюстраций.

1. Фотографии из личного архива.

Занятия изобразительной деятельностью с дошкольниками имеют свою специфику, связанную с возрастными особенностями психики, мышления, внимания, физическими данными детей. Эти особенности учитываются при постановке целей занятий, обуславливают количество и методику подачи учебного материала и влияют на форму проведения занятий.

Главной особенностью, которую нужно учитывать при планировании и разработке занятий для детей от 4 до 7 лет, является то, что все компоненты мышления и психики ребёнка, задействованные в процессе обучения, находятся в стадии формирования.

Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками, их целью является не только собственно обучение законам искусства и некий конечный результат творчества, но и психическое и психологическое развитие малышей.

К главным из них можно отнести формирование направленного осознанного внимания, памяти, аналитического и ассоциативного мышления, мелкой моторики руки, фантазии, расширение кругозора и внимательного отношения к окружающему миру, достижение необходимого уровня уверенности в своих силах и способностях, психологической раскрепощённости на занятиях, развитие правого (творческого) полушария мозга.

Тем не менее, одно не подменяет другое — основной целью занятий по данной методике остаётся обучение малышей рисованию, т.е. поступательное освоение ими приёмов и принципов изображения, техник работы с различными материалами, знакомство с обширным кругом тем. К собственно учебным задачам можно отнести освоение основ творчества: формирование графической культуры, знакомство с основами композиции, овладение приёмами работы известными графическими и живописными материалами (гуашь, цветные карандаши и пастель, фломастеры или гелевые ручки), знакомство с культурой цвета, развитие способности мыслить творчески, привлекая к работе жизненные впечатления и наблюдения.

Для достижения последовательного и постепенного прогресса в освоении всех этих непростых, для малышей, задач учебный материал разбивается поурочно по принципу «от простого к сложному».

Этот принцип реализуется в том, что на первых занятиях через изображение простых, известных объектов, дети добиваются уверенности в изображении основных геометрических форм, параллельно осваивая первоначальные правила работы с материалами, основы графической культуры, необходимые для достижения минимального эстетического уровня в работах, где могут помочь простенькие раскраски. Одновременно, под руководством педагога, малыши привыкают внимательно относиться к знакомым предметам окружающей жизни, учатся смотреть на всё глазами художника, видеть в привычном — объекты для творчества.

Следующим шагом в обучении является усложнение формы предметов, состоящих из нескольких простых фигур, введение декоративных приёмов изображения, знакомство с жанрами искусства, разработка сюжетной линии в композиции.

Разрабатывая уроки по ИЗО для детей, я ставила цель тренировки мелкой моторики, как основную, поэтому в них предпочтение отдаётся графическим заданиям и графическим материалам. Кроме того, в младшем возрасте ребята получают более высокий эстетический результат, работая именно с графическими материалами. Это не принципиальный момент, а субъективное мнение автора.

По желанию, почти все уроки могут проводиться в живописном варианте. В этом случае, предпочтение отдаётся гуашевым краскам, т.к. они более яркие, более доступны для детей в техническом отношении (смешивание цветов, утемнение или высветление тона, возможность перекрашивать и исправлять). По мнению автора, используемая обычно акварель — очень сложный во всех отношениях материал, даже для профессионалов, не говоря о детях. Поэтому знакомство с акварелью лучше проводить постепенно, по мере освоения технических приёмов работы с более лёгкими в обращении, гуашевыми красками, по мере роста технического мастерства, развития мелких движений руки.

В противном случае, низкий эстетический уровень работ, приводит ребят к разочарованию, неудовлетворённости своими способностями и, в конечном итоге, сильно снижает или «убивает» полностью интерес к занятиям ИЗО. Одним из основных принципов обучения в этой программе является принцип наглядности: все темы, основные приёмы работы красками и карандашами, композиционные схемы и т.п., педагог рисует на глазах у ребят, непосредственно на уроке, иногда, вместе с ними — если этого требуют обстоятельства (сложность задания, его новизна). Максимальным выражением этого принципа стала форма «изобразительного диктанта». Повторение не предполагает копирования. Это выбор ребёнка.

Елена Ковтун
Конспект занятия по изобразительному искусству для детей 4–5 лет.

Конспект занятия по изобразительному искусству для детей 4-5 лет .

Тема занятия : «Солнышко для мамы» (рисунки спрятанные в ладошке) .

Цели :

1. Вызвать интерес к образу.

2. Учить детей рисовать рисунки из ладошки руки, добавляя глазки, ротик, лучики.

3. Развивать у детей самостоятельность , умение рисовать красками.

4. Воспитывать бережное отношение ко всему. Что нас окружает.

Оборудование : Коллаж- Солнышко, гуашь, лист бумаги формат А-4, простой карандаш, кисточка.

Ход занятия:

Дети берутся за руки, под музыку : «Солнечный круг» , становятся на ковре в кружок и прикладывают ладошку к ладошке соседа. - Что вы чувствуете от ладошки соседа, правильно тепло. Как солнышко передает тепло своими лучиками так и вы свое тепло передаете друг другу, но только своими руками. Солнышко это источник жизни для всего живого на нашей голубой планете. И поэтому тепло поможет нам сотворить чудо.

А теперь сядьте тихонечко на свои места и попробуйте разгадать загадку :

Загадки для детей про солнышко !

1. Без меня, не будет света,

Без меня, не будет лета,

По утрам, стучусь в оконца :

Просыпайтесь, встало.

Колокольчик синенький прозвенел букашке :

Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком жёлтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?

Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,

Это крупное светило под названьем.

(солнце)

1. Рассмотрение иллюстраций о солнышке (цвет) .

Подумайте, как лучше расположить ладошку на листе бумаги, чтобы из неё получилось солнышко (Наша рука похожая на солнышко, если развести в стороны пальчики) .

2. Объяснение задания :

Разведите пальчики на руке как можно сильнее.

Приложите ладошку к листу бумаги.

Обведите ладошку простым карандашом.

Дорисуйте недостающие лучики, обведя свою ладошку, еще раз. Ребята, каким цветом будем разукрашивать наше солнышко, подумайте?

3. Процесс выполнения задания.

Самостоятельная работа детей . Индивидуальная помощь педагога.

4. Совместно с детьми анализируем нашу работу. Вот и готов подарок маме.