Характеристика тихого из пьесы гроза. Цитатная характеристика тихона кабанова из пьесы гроза. Кабанов Тихон Иванович - характеристика персонажа

Пьеса «Гроза» - самое известное творение Александра Николаевича Островского. Каждый герой этого произведения - неповторимая личность, занимающая свое место в системе персонажей. Примечательной в связи с этим является характеристика Тихона. «Гроза», пьеса, основной конфликт которой строится на противостоянии сильных и слабых, интересна своими угнетенными героями, в их число входит и наш персонаж.

Пьеса «Гроза»

Пьеса была написана в 1859 году. Место действия - вымышленный город Калинов, который стоит на берегу Волги. Время действия - лето, все произведение охватывает 12 дней.

По своему жанру «Гроза» относится к социально-бытовой драме. Островский много внимания уделил описанию бытового уклада города, персонажи произведения вступают в конфликт с устоявшимися порядками, давно себя изжившими, и деспотизмом старшего поколения. Разумеется, основной протест выражает Катерина (главная героиня), но не последнее место в бунте занимает и ее муж, что подтверждает характеристика Тихона.

«Гроза» - произведение, рассказывающее о человеческой свободе, о желании вырваться из оков устаревших догм, религиозного авторитаризма. И все это изображается на фоне неудавшейся любви главной героини.

Система образов

Система образов в пьесе построена на противопоставлении самодуров, привыкших всеми командовать (Кабаниха, Дикой), и молодежи, желающей наконец-то обрести свободу и жить своим умом. Возглавляет второй лагерь Катерина, только у нее хватает смелости на открытое противостояние. Однако и другие молодые персонажи стремятся избавиться от ига обветшалых и бессмысленных правил. Но есть и те, кто смирился, и не последним среди них выступает муж Катерины (ниже представлена подробная характеристика Тихона).

«Гроза» рисует мир «темного царства», только сами герои могут его разрушить или погибнуть, как Катерина, непонятые и отвергнутые. Оказывается, что захватившие власть самодуры и их законы слишком сильны, и любой бунт против них приводит к трагедии.

Тихон: характеристика

«Гроза» - произведение, где нет сильных мужских персонажей (за исключение Дикого). Так, Тихон Кабанов предстает лишь безвольным, слабым и запуганным матерью человеком, неспособным защитить любимую женщину. Характеристика Тихона из пьесы "Гроза" показывает, что этот герой - жертва «темного царства», у него не хватает решимости жить своим умом. Что бы он ни делал и куда бы ни отправился - все происходит по воле матери.

Еще в детстве Тихон привык следовать приказам Кабанихи, и эта привычка сохранилась в нем и в зрелые годы. Причем так въелась эта необходимость подчиняться, что даже мысль об ослушании ввергает его в ужас. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

Характеристика Тихона («Гроза») говорит об этом персонаже как о человеке, готовом сносить все издевки и грубости своей матери. И единственное, на что он отваживается, - желание вырваться из дома, чтобы покутить. Это единственно доступная ему свобода и освобождение.

Катерина и Тихон: характеристика

«Гроза» - пьеса, где одной из основных сюжетных линий является любовная, но насколько близка она нашему герою? Да, Тихон любит свою жену, но по-своему, не так, как желала бы Кабаниха. Он ласков с ней, не желает властвовать над девушкой, запугивать ее. Однако Тихон совсем не понимает Катерину и ее душевных страданий. Его мягкость пагубно влияет и на героиню. Будь Тихон немного мужественнее и обладай хоть какой-нибудь волей и способность к борьбе, Катерине не понадобилось бы искать всего этого на стороне - в Борисе.

Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» выставляет его в совершенно неприглядном свете. Несмотря на то что он отнесся к измене жены спокойно, он не в силах защитить ее ни от матери, ни от других представителей «темного царства». Он оставляет Катерину одну, несмотря на свою любовь к ней. Невмешательство этого персонажа во многом стало причиной финальной трагедии. Только осознав, что потерял возлюбленную, Тихон отваживается на открытый бунт против своей матери. Он обвиняет ее в гибели девушки, уже не опасаясь ее самодурства и власти над ним.

Образы Тихона и Бориса

Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-двойниками. Итак, что же в них общего, а чем они отличны?

Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Что же в нем так привлекло героиню? В первую очередь он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одевается на европейский манер. Но это лишь внешняя сторона, а что внутри? В ходе повествования выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как Тихон от Кабанихи. Борис безволен и бесхарактерен. Он говорит, что держит его лишь наследство, лишившись которого его сестра станет бесприданницей. Но все это кажется отговоркой: слишком покорно он сносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но его не заботит, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе. На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает чтобы помочь ей, защитить.

Является одним из ключевых персонажей. Благодаря этому образу реализуется множество проблем, освещённых в произведении. Тихон - старший сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Но ни как сын, ни как муж этот персонаж не может себя реализовать. Даже имя Островский выбирает под стать, следуя традиции «говорящих» имён собственных. Тихий Тихон. Тише воды ниже травы - вот каким мог бы быть девиз этого персонажа. В «Грозе» характеристику Тихона можно составить исходя из его поведения и отношения к матери и жене.

Образ Тихона в «Грозе» вбирает в себя все негативно окрашенные синонимы к слову «инфантильность». Тихон слишком слабохарактерен для того, чтобы иметь собственное мнение и взгляд на вещи. Он признаётся в этом неоднократно: При всей своей бесхребетности Тихон не вызывает жалости. Часто образ Тихона сравнивают с образом ребёнка (из-за сходства в способе мышления и поведении). Его детская инфантильность и неспособность к самостоятельности с каждым днём всё больше превращает Тихона в великовозрастного идиота.
Безусловно, характер этого персонажа формировался под сильнейшим влиянием матери, однако у Кабанихи есть и второй ребёнок. Варвара совершенно другая.

Тихона не может быть жалко. Он не сделал ничего такого, за что им могла бы гордиться мать. Да и сама Кабаниха, скорее всего, уже видит в Тихоне не сына, а подобие разговаривающей марионетки, вечно поддакивающего болванчика. Он соглашается с каждым словом матери и действует исключительно по её указаниям.

Вряд ли можно говорить о том, что Тихон изъявил желание найти себе жену. Даже несмотря на то, что в то время браки устраивали по договорённости, Тихон не хотел и не захотел бы никогда создать семью. Его брак с Катериной сложно назвать счастливым. Тихон испытывает к Кате тёплые чувства, жалеет её, но это нельзя назвать любовью. Тихон не может и не хочет защищать жену от истерик и оскорблений Марфы Игнатьевны. Показателен тот факт, что у супругов нет детей. Тихон бы не смог воспитать ребёнка достойно, потому что сам морально слишком слаб. Вместо того чтобы воспитать себя, Тихон пытается сбежать от существующей реальности. В «Грозе» для Тихона открываются два пути. Первый - пьянство. Кабанов-младший часто проводит время с купцом Диким, выпивает с ним и жалуется на жизнь. Второй - командировка. Отъезд по делам лишает Тихона «грозы на несколько дней». Под «грозой» здесь подразумевается накалённая атмосфера и безвыходная ситуация, которая сложилась дома.

Как ведёт себя Тихон с другими действующими героями? С матерью он соглашается, Катю убеждает в том, что не стоит обращать внимания на слова Кабанихи, но в то же время ей лучше не перечить. От разговоров с сестрой Тихон пытается уйти как можно скорее, потому что Варвара говорит горькую правду. В финале произведения Тихон ведёт себя достаточно нетипично.
Кажется, что известие об измене жены его волнует гораздо меньше, чем Кабаниху. Тихон может «и простил бы, но маменька…» Вновь мужчина не способен отстоять свою точку зрения, семейное счастье, защитить честь жены. Он будто оправдывается перед Кулигиным, будто нет в том происшествии его, Тихона, вины, будто только Кабаниха виновата в случившемся, потому что своими упрёками чуть ли не вынудила Катю видеться с Борисом. Здесь прослеживаемая ранее идея приобретает более реальные очертания.

Хоть в «Грозе» Кабанов Тихон и винит мать во всех неудачах, он так и будет соглашаться с ней и терпеть её унижения. Ему комфортно в этом узком замкнутом круге, и на самом деле Тихон вовсе не хочет ничего менять. Но вот самоубийство Кати меняет ситуацию. Нет, Тихон не бросается на мать с обвинениями, не крушит царство самодуров, он произносит острую обличающую реплику: жить здесь куда хуже, чем наложить на себя руки. Слово, как известно, самое сильное оружие. Именно в финальной фразе Тихона: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» отчётливей и сильней всего слышен протест против старых порядков, против изживающих себя устоев, против насилия над человеком и свободой. Парадокс в том, что только у самого слабого человека во всём произведении хватило сил на такой шаг. Но тут же мы понимаем и другое: в этой кричащей обречённостью фразе Тихон остаётся верен себе. Он всё ещё та загубленная душа, которая не решится прекратить земное существование.

Характеристика Тихона в пьесе «Гроза» примечательна тем, что в этом персонаже наряду с отрицательными качествами характера отображено переходное положение от патриархального уклада жизни к новому. Тихон не считает нужным следовать устаревшим правилам в повседневной жизни (например, в сцене прощания с женой он был против того, чтобы Катя бросалась ему в ноги), но Тихон слишком слаб, чтобы решиться не следовать им.

Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» Островского |

Тихон Кабанов в произведении А.Н. Островского является одним из ключевых героев. Это сын жестокой купчихи Марфы, прозванной автором Кабанихой. Образ персонажа Тихона очень удачен тем, что здесь показывается огромное число проблем современного автору общества.

Главная героиня пьесы Катерина - жена Тихона, которой, собственно, и уделено основное внимание. Но сам Тихон — не менее важный персонаж, и не только потому, что он достаточно часто появляется в разных ситуациях, как герой, но и потому, что он существенно влияет на душевное состояние собственной супруги, и это формирует ее мотивации в конечном итоге.

Характеристика героя

Этот мужчина выставлен Островским этаким маменькиным сынком, не смеющим «шагу ступить» самостоятельно. Прежде, чем что-то сделать он должен получить согласие матери. О такой его натуре говорят слова, обращенные к матери: "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!" Он терпит все выходки своей «маменьки», как и все члены семьи Кабановых - в этой семье все решения принимала женщина, и наш герой привык во всем подчиняться ей.

По отношению к жене он пытается строить из себя грозного мужа, признавая, что своего ума у него нет. От этого мужчина чувствует себя несчастным. Вечно плаксивый, мягкий характером, Тихон живет словно тюрьме, метаясь между женой и матерью. Но мечтая освободиться от влияния матери, он ничего для этого не делает, а уезжая по делам из дома, беспробудно пьет. Послушавшись матери, Тихон даже бьет Катерину, хотя сам признается, что не имеет желания этого делать:

"...А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее...". Этот крайне недостойный поступок говорит не только о душевной слабости персонажа, но и о неспособности искренне и по-настоящему любить. Его любовь остается только на словах, а на деле он самостоятельно толкает супругу к измене и самоубийству.

Этот безвольный человек все же не признает за собой вины. Во всем винит маменьку. Из этого можно сделать вывод, что он не только не имеет собственного мнения и способности делать свой выбор, но и не способен брать на себя ответственность за свои же поступки. Из того, какими словами Островский описывает поведение персонажа, можно сделать вывод, что сам автор дает, скорее, негативную оценку героя:

"...Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить..." - пишет автор словами другого персонажа, и отмечает дополнительно: "...Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим...". В этих цитатах других героев просматривается, скорее, личное мнение автора, которое передается читателям. При этом к жене Тихона автор высказывает свою симпатию, но делает это так же осторожно:

"...Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится..." - эти слова подчеркивают не только ее красоту, но и духовность.

Образ героя в произведении

Этот персонаж в пьесе не слишком молод. Он старается жить так, чтобы его никто не замечал. Даже имя автором пьесы дано ему не зря. Тихий, нерешительный характер, как никогда подходит, к этому имени. В нем с детства воспитывались такие черты характера как мягкотелость, беспомощность, отсутствие своего мнения. Эти черты впоследствии превращают его в человека, неспособного что-либо предпринимать самостоятельно.

Будучи добрым по натуре Тихон любит Катерину по-своему, сострадает ей, пытается остановить, когда жена в присутствии Кабанихи кается. Но, его мягкотелость и привычка во всем подчиняться матери лишают мужчину даже подобия воли. Поэтому защитить жену от унижений Тихон не только не может, а даже сам унижает ее по приказу Кабанихи. И хоть он обвиняет мать в смерти жены, продолжает ей подчинятся и дальше, поскольку иначе уже не умеет жить.

Образ этого персонажа примечателен тем, что этот персонаж вместе с негативными чертами отражает переход от патриархальной жизни к новой. Вспомним, что Тихон не считал необходимым следовать старым устоям и правилам. К примеру, при прощании с Катериной он не желал, чтобы Катерина бросалась в ноги мужу. Однако, будучи слишком слабым, Тихон не решился следовать своим взглядам Только после гибели жены он выразил свой слабый протест.

Борис Дикой и Тихон Кабанов - два совершенно разных персонажа. Они оба очень тесно связаны с главной героиней - Катериной, и составляют с ней любовный треугольник. Тихон - её муж, а Борис - мимолётный интерес, интрижка, мужчина, с которым она изменила Тихону. Конечно, это сразу ставит их в совершенно разные положения. Следует отдельно поговорить о каждом персонаже, чтобы выявить их различия и немногочисленные сходства.

Тихон Кабанов - законный муж Катерины и сын Кабанихи. Он воспитан в строгости и привык во всём слушаться свою матушку; находится, так сказать, у неё «под каблуком». Он не умеет самостоятельно принимать какие-либо решения, он не знает, как жить вдали от матери и поэтому, улетев временно из-под матушкиного крыла, сразу же уходит в разгул: «Уж очень рад был, что на волю-то выбрался. И пил всю дорогу» . Тихон представляется мне как тряпка, а не как настоящий мужчина, ведь в нём отсутствует то самое главное - мужественность. Конечно, у Тихона есть и положительные качества - он умеет прощать, а это дорогого стоит. Он простил Катерину, когда та ему изменила, хотя, я считаю, это не тот поступок, который нужно прощать. В любом случае, это говорит только о духовности, душевности Тихона. Тихон верный, добрый, но, к сожалению, настоящим мужчиной я его назвать не могу.

Что же касается Бориса, то он для меня фигура ещё более неоднозначная, чем Тихон. Он племянник богатого купца, всю юность провёл в Москве и получил надлежащее образование, что в то время было огромной редкостью. В небольшой городок Калинов, в котором происходят действия пьесы, ему пришлось переехать. Я думаю, если бы не пособничество Варвары и Кудряша, Борис бы не стал бегать за Катериной, ведь она, замужняя женщина, а Борис воспитанный человек, и вряд ли бы он пошёл на свидание к занятой даме. Его чувства к Катерине, нежные слова, которые он ей говорит - всё это делает образ Бориса более живым и романтичным, особенно по сравнению с тем же Тихоном. Борис уверенный в себе человек - это делает его ближе к понятию «настоящий мужчина». Есть одно «но» - к концу пьесы Борис проявляет себя как настоящий подлец. Его слова к Катерине рушат весь образ романтичного молодого человека: «Только одного Бога надо просить, чтобы она умерла поскорее» . Желать человеку смерти, хоть и скорой, не самая удачная мысль. Тем более, если ты клялся этой женщине в любви. Так был он честен или просто решил по-тихому сбежать? Кто его знает.

Подытожив, можно сказать, что Борис показывает себя более активным человеком во всех сферах жизни, нежели Тихон - тот совершенно пассивен. Но их обоих настоящими мужчинами назвать можно лишь с натяжкой, я вижу в каждом из них черты мальчишек, ещё не сформировавшихся личностей. Они оба не умеют решать проблемы, предпочитая их игнорировать. Тихон прощает Катерине измену, а Борис уезжает от неё, не желая исправлять собственные ошибки. Тихон и Борис совершенно полярны, их характеры различны, но оба они, совершенно точно, не настоящие мужчины.

/ / / Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»)

Тихон и Борис стали теми мужчинами, которые предопределили судьбу главной героини пьесы Островского « » Катерины.

Впервые мы видим в окружении его матери и сестры. Он был мужем . Нужно отметить, что Тихон был двуличным человеком. В присутствии своей матери он всячески пытается ей угодить, во всем слушает, даже говорит, как она. После того, как Кабаниха уходила, Тихон менялся в лице, становился более спокойным и даже развязанным. Все это происходило только по тому, что Кабанов был запуган своей матерью-тираном.

Когда он оставался наедине с Катериной, мы видим его совершенно другим человеком со своими чувствами, переживаниями, мечтами. Тихону нужна была свобода от тирании его матери. Поэтому, когда появилась возможность ненадолго уехать, он ни кого и ни чего не замечает. К Катерине он становится груб и невнимателен.

Наиболее полно его характер раскрывается в тот момент, когда Катерина публично признается в измене. Мы видим, как Тихон любит свою жену, ему становится жалко ее, но он очень боится свою мать и поэтому ругает девушку. После этого Кабанов не может найти себе места, он сожалеет о случившемся.

Все-таки, Тихон решается высказать все своей матери, правда это происходит уже после смерти Катерины. Он говорит, что довела его супругу до самоубийства, что именно она во всем виновата. Даже не смотря на смерть любимой, Кабанов остается в этом «темном царстве», он не смог избавится от тирании своей матери, и теперь вынужден мучатся всю оставшуюся жизнь. Об этом свидетельствуют его слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

Вторым героем, который сыграл в судьбе Катерины фатальную роль, был Борис. Именно любовь к этому молодому человеку заставила главную героиню предать свои внутренние принципы и божьи заповеди.

О Борисе мы знаем то, что он обучался в Московской коммерческой академии. В Калинов вернулся, чтобы получить часть наследства после смерти бабушки. Жизненные обстоятельства заставили его во всем потакать своему дядюшке Дикому, ведь это было единственным условием для получения наследства. Борис считал себя жертвой обстоятельств, так как его судьба была в руках Дикого. Что удивительно, такое положение полностью устраивало молодого человека.

Нужно сказать, что отношения с Катериной были для него словно забава. С начала он с любовью относился к ней, но только понял, что чувства девушки настоящие – отвернулся от нее.

Бориса смело можно назвать эгоистом. Он заботился только о себе, наслаждаясь отъездом Тихона. Ему было все равно на последствия, его не интересовала дальнейшая судьба Катерины.

Таким образом, можно сказать, что эти два героя имеют множество общего. Они оба были детьми «темного царства». Может быть они и были способны на чистые чувства, но не нашли в себе сил противостоять «системе». Они не способны на самопожертвование ради любимого человека. В конечном итоге, эта боязнь и бессилие привели к драматическому финалу произведения – смерти Катерины.