Читаем вместе. Творческий союз талантливых людей

Амрита-Русь, 2008 г.

Одну из книг этой серии мы уже читали здесь: Как оказалось, идея добрых сказок на этой книге не заканчивается, а только начинается. Как-то немодно нынче громко говорить и писать о нравственных ценностях, о патриотизме и даже красоте окружающего мира. Больше других книг и других передач. Для родителей же более ценными изданиями были и остаются те, которые учат пониманию вечных ценностей: дружба, уважение к родителям, уважение к своей истории, мудрость предков. Ничего с этим не поделать – даже телевидению.

Проект «Добрые сказки» - это несколько книг, посвященных вышеуказанным темам. Они предназначены для чтения детям от 2 до 6 лет, можно и старше. В книгах собраны тематические циклы сказок и стихов по определенным темам. Известно, что дети лучше постигают какое-либо знание через сказку. В книгах педагогов Лопатиной и Скребцовой как раз собраны сказки, задания к ним, вопросы по теме. Названия книг говорят сами за себя: "О самом главном" (Психологические сказки для детей), "Мудрость на каждый день" (365 мудрых советов для детей и родителей), «Секреты мастерства» (100 уроков о профессиях и мастерах), «Начала мудрости» (50 уроков о добрых качествах), «Сказочный справочник здоровья в трех томах», и так далее.

В 1998 году Российская Ассоциация издателей присудила этим книгам почетный диплом, назвав их "Лучшими книгами года".

ЦВЕТОК КАКТУСА

Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойны, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. «Интересно, можно ли утонуть в песках? - думал кактус. «А небо - это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!? Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!» Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами - с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...

«Другие! Вот бы увидеть их!» - мечтал кактус.

Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные. «Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», - вздыхал мечтатель. «Ха-ха-ха», - смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда», - так говорили звезды. «Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы...», - размышлял кактус. «Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», - говорили кактусу звезды. «Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!» - спрашивал кактус. И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...» Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. «Смотри-ка, плачущий кактус! - заметил один из людей и прикоснулся к нему. - Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» - и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки - острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой, нежный!» - говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу. Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!» - и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении. «О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении», - удивлялся кактус. А прекрасный цветок - чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом. Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив».

(фрагмент из книги "НАЧАЛА МУДРОСТИ")

Оказывается, учить рисованию тоже можно через сказку. Для любого вида творчества очень важен настрой. Мамы знают, как трудно усадить за стол для лепки или рисования ребенка, который активно носится по квартире – или в принципе не расположен к какому-либо творческому занятию. Неусидчивый, как говорят педагоги. Но ведь это не диагноз. И знакомить с рисованием никогда не поздно – можно сделать это через сказку. Для маленьких детей легко придумать сказки на ходу, родители применяют свою фантазию. А в помощь детям постарше – пожалуйста, книжка.

ПОГРУЖЕНИЕ В НАТЮРМОРТ

Творческое задание «Смотри внимательно»

В течение десяти секунд педагог показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети рассматривают этот же натюрморт в течение пяти минут. Во время второго просмотра педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображенные на натюрморте, разговаривают с ними и пользуются ими.

Вместе с педагогом дети обсуждают, как они воспринимали натюрморт во время первого и во время второго просмотров.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

- Что натюрморт может рассказать о характере художника?

- Если бы вам надо было нарисовать натюрморт для мамы (папы, бабушки, дедушки), что вы на нем изобразили бы?

- Может ли натюрморт быть интереснее портрета или пейзажа? Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы его невозможно было забыть?

- Какой натюрморт вы написали бы для человека, который тяжело болен?

(фрагмент из книги «КРАСКИ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ. Как научить рисовать каждого»).

Настрой важен для любого занятия, даже если это праздник. Вот, какую удивительную историю придумали авторы «добрых сказок» о дне рождения.

Саша проснулся с ощущением праздника. Возле кровати стоял новенький самокат, а на стуле лежал футбольный мяч. «Сегодня мой день рождения!» - вспомнил мальчик. Он быстро вскочил и выбежал из комнаты. Все поздравляли и целовали именинника. В гости пришли друзья с подарками. Лучший друг Саши - Вадик, принес самодельную машинку в подарок и сказал:

- Эта машинка с секретом. Если повернешь руль направо, снова вернешься в свой день рождения и получишь еще один праздник. Ты же всегда мечтал об этом.

Все засмеялись над шуткой Вадика. Саше больше всего понравилась книга о гоночных машинах. Друзья долго рассматривали эту книгу, а потом устроили во дворе соревнования по самокатным гонкам. После чая с тортом все собрались уходить.

- Саша, хочешь повернуть руль у машинки? – вдруг спросил Вадик.

Саша засмеялся и повернул руль.

Он снова проснулся в своей постели и с изумлением увидел два совершенно одинаковых самоката в своей комнате. Только один был запыленный, а другой - новенький и блестящий. Два футбольных мяча лежали рядом с самокатами. Два одинаковых новых костюма висели на стуле. Саша выбрал слегка помятый и с пятном на локте. Все еще сомневаясь, он вышел из комнаты. Снова раздались поздравления и восклицания. Снова в гости пришли друзья. Когда Женя протянул Саше книжку про гоночные машины, Саша вздрогнул и прошептал:

- У меня уже есть такая.

- Ну и что, лишнюю книжку кому-нибудь подаришь, - предложил Женя.

- Все за стол, - весело позвала мама.

Саше был такой сытый, что не смог съесть даже порцию своего любимого салата. Да и другие гости почти не прикоснулись к еде. Мама расстроилась и принялась убирать со стола нетронутые блюда.

- Давай, посмотрим твою книгу о гоночных машинах, - предложил Вадим.

- Не хочу, мы уже смотрели. Верни все назад. Это совсем не интересно праздновать один и тот же день рождения два раза, - закричал Саша.

- Ну, тогда поверни руль у машинки в другую сторону, - спокойно ответил Вадим.

Саша схватил машинку и быстро повернул руль. Друзья исчезли. Саша стоял один с машинкой в руках посреди комнаты.

- Саша, помоги мне все убрать со стола, а потом поиграешь с машинкой, - попросила мама.

Вопросы и задания к сказке "ДВА ДНЯ РОЖДЕНИЯ":

Ты бы хотел, чтобы у тебя было два дня рождения в году или даже больше?

Если бы у тебя была машина времени, как бы ты ее использовал? Придумай сказку об этом.

Почему мальчик из сказки отказался от второго дня рождения, если у него стало в два раза больше подарков?

Придумай сказку о том, как один волшебник забирал дни рождения у вредных детей, и как дети возвращали свои дни рождения назад.

(фрагмент из книги "В гости к празднику").

Обучать буквам и цифрам через игру, это вообще святое дело. Особенно если хочется обучить ребенка до школы, а это желание уже превратилось в повсеместную тенденцию. Сейчас много спорят: стоит ли нагружать ребенка знаниями до школы, не будет ли это перегрузкой. Специалисты уверены – нет, не будет. Дети любят учиться больше всего на свете, как бы это странно не звучало. Смотря как их учить. Учеба с помочью родителей через игровую форму – лучшего времяпровождения не придумаешь.

Буква Г

Встретились на дороге гусенок и щенок.

- Р-р-р, - зарычал щенок, - я тебя укушу!

- Ш-ш-ш, - зашипел гусенок, - я тебя ущипну.

- Нельзя так грубо разговаривать, - строго сказала буква Г.

Она подарила щенку - « гав-гав », а гусенку - « га-га-га ».

- Га-га-га, - закричал гусенок, - давай играть.

- Гав-гав, - ответил щенок, - побежали наперегонки.

Вечером гусенок сказал щенку:

- Га-га-га, - пойдем ко мне в гости, я угощу тебя горохом.

- Гав-гав, - ответил щенок, - ты очень гостеприимный.

Какое угощение приготовит для тебя буква Г?

(фрагмент из книги «Добрая азбука»).

Родители четко знают, что детям нельзя баловаться с водой, разливая ее по полу, нельзя брать спички и нельзя есть землю, приносить домой грязные камни, и так далее. Но они не всегда понимают, что объяснять детям суть природных явлений можно не только через «нельзя». Когда ребенок с раннего детства знает, что такое вода, и зачем она нужна, он и сам не будет стремиться вылить ее на голову ближайшему родителю. И спички он будет настойчиво искать потом – в школьном возрасте, когда все ими играют, так или иначе. Несмотря на фатальность (все равно будет разливать, все равно будет поджигать, все равно будет копаться в земле) – необходимость правильных установок никто не отменял. Они все равно застрянут в голове и выдадут когда-нибудь нужные ориентиры.

Кому нужна водичка

Бегала девочка во дворе и нечаянно наступила на лужу. Закричала она сердито:

- Ты, вода, намочила мне туфельки. Убирайся прочь!

Большая лужа моментально испарилась.

- Мяу, девочка. Ты не видела здесь лужу? Я пить хочу, - спросил у девочки котенок.

Девочка ничего не ответила ему и ушла на другой конец двора. Там росли цветы. Их головки поникли и жалобно просили: «Пить, пить!»

Девочке тоже стало жарко, и она побежала домой. В комнате она с ужасом увидела, что в аквариуме мало воды. Ее любимые рыбки барахтались среди водорослей.

- Мама, - закричала девочка. - Мне срочно нужна вода для рыбок.

- Вот беда! В кранах нет воды. Нельзя умыться. Нельзя приготовить обед, - ответила мама.

- Мама, водичка может исчезнуть, если ее кто-нибудь обидел? - тихо спросила девочка.

- Может, но обязательно вернется, если попросить у нее прощения, - серьезно ответила мама.

Девочка закрыла глазки и прошептала: «Водичка, извини меня и скорее вернись. Всем без тебя плохо».

- Дочка, вода снова бежит из крана! - обрадовалась мама.

Девочка налила рыбкам свежей воды и посмотрела в окно. Во дворе пил из лужицы котенок.

Вопросы и задания:

Включите музыку. Все дети - струйки воды. Если музыка звучит тихо, струйки кружатся плавно и медленно. Если музыка звучит громко, струйки кружатся быстро, сталкиваясь и откатываясь друг от друга.

Как выглядит вода, когда она улыбается или сердится?

Нарисуй портрет воды.

(фрагмент из книги «Сказы матушки земли»).

В обзоре использована информация с сайта dobrieskazki.ru.

А. Лопатина, М. Скребцова

Д обрый Р ебенок

Мальчик спросил солнышко:

- Нет, - ответило солнышко, - никогда не видело.

- Хочешь, я тебе ее покажу, - сказал мальчик. - Я знаю один подвал, где всегда очень темно.

- Хочу, - ответило солнышко, - это интересно.

Мальчик и солнышко пошли в подвал.

Мальчик открыл дверь, солнышко осветило подвал и спросило:
- А где же темнота?

^^^
КТО ВЫРАСТИЛ ЯГОДКУ?

Однажды девочка нашла в траве красную сладкую ягодку, съела ее и сказала:
- Спасибо, ягодка, что угостила меня.

Почему ты мне не говоришь спасибо? - послышался тоненький голосок.

- Ой, кто это? - испугалась девочка.

- Я водичка, я поила твою ягодку, чтобы она выросла большая пребольшая.

И мне забыли сказать спасибо, - прогудел толстый голос.

- Кто это говорит таким толстым голосом? - удивилась девочка.

Я земля, я кормила твою ягодку, чтобы стала сладкой пресладкой.

Мне тоже никто не сказал спасибо, - раздался звонкий голос.

- А ты кто? - спросила девочка в ответ.

Я солнышко, я грело твою ягодку, чтобы была она красная прекрасная.

- Спасибо вам всем: и тебе, водичка, и тебе, земля, и тебе, солнышко, за то, что вырастили для меня красную, большую и сладкую ягодку, - сказала девочка и весело побежала домой.

А водичка, земля и солнышко снова стали работать и вырастили много новых ягодок, яблочек и орешков. А что еще они вырастили, догадайся сам?!



^^^
ЧУДЕСНЫЙ ПОДАРОК

Посадила мама в саду на даче маленькую веточку. Увидел мальчик веточку и спрашивает:
- Зачем ты здесь растешь?

Чтобы яблочки для тебя вырастить, - отвечает веточка.

Ты не можешь яблочки вырастить. Они растут на яблоне, на большом дереве, - не поверил мальчик.

На следующий год снова пришел мальчик в сад, а веточки нигде нет. Растет на ее месте маленькое деревце, повыше его ростом. Спрашивает его мальчик:
- Деревце, ты не видело здесь маленькой веточки?

Это я и есть, - отвечает деревце. - Ты меня не узнал, потому что я выросло.

Почему ты растешь быстрее меня? - удивился мальчик.

Хочу поскорее тебя яблочками угостить, - отвечает деревце.

Ты стало выше меня, но все равно ты не похоже на большую яблоню, - опять не поверил мальчик.

Прошел еще один год. Мальчик снова пришел с мамой в сад, а маленького деревца нигде нет. Растет на его месте молодое дерево, ростом выше мамы. Спрашивает его мальчик:
- Дерево, ты не видело здесь маленькое деревце?

Это я и есть, - отвечает молодое дерево, - посмотри, у меня для тебя подарок - три розовых цветочка.

Можно я их сорву? - попросил мальчик.

Если ты их сорвешь, не получишь другой чудесный подарок, - ответило молодое дерево.

Мальчику очень хотелось получить новый чудесный подарок, и он не тронул цветочки.

Когда лепестки у цветов осыпались, вместо них появились твердые зеленые шарики. Они не понравились мальчику, и он перестал приходить в гости к молодому дереву.

Однажды, в конце лета, мама позвала мальчика в сад и говорит:
- Посмотри, сынок, что нам наше молодое дерево подарило.

Смотрит мальчик и видит: вместо твердых зеленых шариков висят три больших красных яблока.

Откуда они взялись, мама? - удивился мальчик.

Догадайся сам, сынок, кто для тебя вырастил этот чудесный подарок, - ответила мама.


^^^
СКАЗКА О СОЛНЕЧНОМ ЗАЙЧИКЕ

Проснулось утром солнышко, умылось под дождиком и посмотрело сверху на город. Все ли там в порядке. В городе было все в порядке. Дома стояли, машины ехали, взрослые спешили по делам, малыши играли.

Посмотрело солнышко на лес. В лесу тоже было все в порядке. Деревья росли, птицы песни пели, звери по лесу бегали.

Посмотрело солнышко на луг и увидело беспорядок. Зайчата на лугу весело травку щипали, а один сидел в траве и плакал.

Почему ты плачешь? - спрашивает солнышко зайчонка.

Я родился слепым, мои глазки всегда закрыты и не видят света. Поэтому мне очень грустно, - отвечает зайчик.

Солнышко приласкало грустного зайчонка лучиками, согрело его своим теплом. Успокоился он и рассказал солнышку свою историю.

Однажды я попал к людям. Они жили в большом доме и часто говорили: "Нужно зажечь свет". Я спросил у дедушки, что такое свет. Он дал мне холодный длинный предмет и сказал, что это свеча. Наверху у свечи был горячий огонек, и я обжег лапку.

Тогда я спросил у папы, что такое свет. Он дал мне круглый горячий предмет и сказал, что это лампа, но я только обжег носик.

Я спросил у мальчика, что такое свет. Он сделал во дворе костер. Палки и веточки стали такими горячими, что обожгли мои ушки.

Хочешь, я превращу тебя в солнечного зайчика? - спросило солнышко.

Конечно, хочу, - обрадовался зайчонок.

Солнышко протянуло свой луч зайчонку, он прыгнул на него и сам стал светом.

С тех пор солнечный зайчик помогает всем, кому нужен свет.

Не может мальчик в лесу гриб найти: темно под кустом, ничего не видно. Прыгнет солнечный зайчик под куст, и гриб сразу находится.

Долго спит девочка, никак не проснется. Не хотят глазки открываться. Согреет солнечный зайчик глазки девочки, и они сразу откроются.

Солнечный зайчик и тебе поможет, если позовешь его.

^^^
ДОБРОЕ ОБЛАКО

Утром мама сказала мальчику:
- Скорее одевайся. Сегодня светит солнышко, и мы пойдем гулять.

Но тут на небе показалось облако, и мама решила:
- Нет, лучше останемся дома, вдруг будет дождик.

Мальчик обиделся на облако и сказал сердито:
- Уходи с неба. Ты мне гулять мешаешь.

Облако спустилось пониже, заглянуло в окошко к мальчику и предложило:
- Хочешь по небу погулять? Я тебя на себе покатаю.

Мальчик очень обрадовался, открыл окошко и прыгнул прямо на облако.
Поплыл мальчик на облаке над крышами домов, над улицами, над машинами.

Слышит, как все они просят:
- Умой нас скорее, облако. Мы пылью покрылись, а дождика все нет и нет.

Хорошо, - сказало облако, - и полило всех маленьким дождиком.

Заблестели крыши домов, улицы и машины. Чистенькими стали.

За городом было поле. Облако поплыло над полем, и мальчик увидел много-много желтых колосков.

Напои нас скорее, облако, - зашелестели колоски. Без дождика мы не можем вырастить зернышки. Без зернышек у людей не будет хлеба и каши.

Хорошо, - согласилось облако, - и полило колоски средним дождиком.

Подняли колоски кверху золотые головки, и зернышки в них сразу окрепли и подросли.

Налей мне скорее водички, облако, - попросил пруд. - Я совсем высох. Мои рыбки без водички не могут дышать и плавать.

Хорошо, - согласилось облако.

Тут пошел такой сильный дождь, что пруд до краев наполнился. Рыбки обрадовались и закружились, а лягушки заквакали веселые песенки. Только облако стало маленьким. Говорит оно мальчику:
- Пора возвращаться, пока я совсем не растаяло.

Вернулся мальчик домой, а мама ему говорит:
- Дождик кончился, снова светит солнышко, и можно идти гулять.

Я знаю, я летал на облаке и видел, как дождик всем помогал, - ответил мальчик.

Разве можно летать на облаке? Оно пушистое и похоже на дым, - не поверила мама.

А ты как думаешь, можно ли летать на облаке?

СК АЗ КИ О САМОМ ГЛАВНОМ

Знакомство с солнечным лучом

Рано утром мышонок Рыжая Спинка вылез из норки под старой сосной, вскарабкался по ее шероховатому стволу и уселся на широкой толстой ветви, в ожидании, когда над краем горы появится солнце.

«Если сидеть тихо-тихо, - думал Рыжая Спинка, - можно услышать первый солнечный луч и понять самое главное».

Рыжая Спинка хотел понять самое главное: откуда взялся лес, солнце, звезды - весь чудесный мир вокруг. Никто кроме него этим не интересовался.

Зачем мне это знать? - фыркал заяц, когда мышонок его спрашивал, откуда все взялось. - Мне должен знать: какая трава вкусная и как от врагов спрятаться.

Даже старший брат мышонка Быстрые Лапки - не знал ответа на главный вопрос.

Ты лучше изучай полезные секреты природы: какие корешки самые вкусные и какие листья заживляют ранки, - учил он Рыжую Спинку. Мышонок Быстрые Лапки часто отправлялся в дальние походы к озеру; за это его и прозвали Быстрые Лапки.

Если Рыжая Спинка спрашивал о самом главном младшего брата, мышонка по имени Домосед, тот ворчливо отвечал:

Глупости это, лучше помоги мне норку почистить.

Мышонок Домосед считал, что самое главное в жизни - побольше припасов иметь, и не забивал себе голову глупыми вопросами.

Однажды Рыжая Спинка ждал, как обычно, когда взойдет солнце. Он задумался и не заметил, как первый луч коснулся его ушек. Мышонок словно оцепенел и очнулся только тогда, когда его снизу позвал Быстрые Лапки:

Эй, Рыжая Спинка, слезай. Пошли, я покажу тебе земляничную поляну.

Рыжая Спинка слез с задумчивым видом, потер лапками мордочку и сказал:

Со мной сегодня случилось чудо! Ко мне солнечный луч пришел.

Вот так чудо, - засмеялся Быстрые Лапки. - Солнечные лучи приходят каждое утро и к тебе, и ко мне, и ко всем зверям, птицам и цветам.

Нет, - ответил Рыжая Спинка, - ты не понял. Солнечный луч вошел прямо в меня. Он попал в мое сердце, и я стал легким, как золотое облачко.

Ты кто? - спросил я его:

А как ты думаешь? - ответил он.

Ты - нежная солнечная струна.

Правильно, я всегда такой, каким ты меня видишь, - засиял он в ответ.

Почему ты раньше не приходил ко мне?

Каждое утро я приходил к тебе. Ты знал это и всегда спешил на встречу со мной.

Ты удивительный! Ты светишь снаружи, но как будто ты внутри меня, в моем сердце, - прошептал я.

- Запомни свои слова, и я тебя никогда не оставлю... засиял солнечный луч.

- Тут ты позвал меня, и я перестал его слышать.

Да, - Быстрые Лапки задумался, - наверное, ты проглотил солнечный луч.

Нет, - ответил Рыжая Спинка, - ничего я не глотал, и даже с ним разговаривал без слов. Я думаю, это волшебный солнечный луч. Завтра я спрошу его о самом главном , а сейчас надо подкрепиться.

И мышата побежали за земляникой.

СКАЗКА 2

СК АЗ КИ О САМОМ ГЛАВНОМ
(сказка 2)

Разве можно разделить свет на части

На следующее утро мышонок Рыжая Спинка выскочил из норки и увидел, что моросит дождик. Быстрые Лапки, которому хотелось посмотреть, как Рыжая Спинка разговаривает с солнечным лучом, высунул мордочку вслед за ним, но тут же спрятался обратно.

Рыжая Спинка, залезай назад, видишь дождь идет; сегодня твой волшебный луч не придет, - позвал он, но мышонок Рыжая Спинка не послушался брата и осторожно вскарабкался по мокрому стволу. Только он примостился на зеленой, пушистой ветке, как капля дождя упала ему прямо на нос.

Из-за тебя солнечного луча не видно, - упрекнул мышонок каплю и вдруг услышал:

Солнечный луч послал меня на землю. Он дает земле свет и тепло, а я пою ее.

Ты с ним знакома? - удивленно спросил Рыжая Спинка.

Конечно, - зазвенела капелька, - мы с ним друзья.

Тогда, ты, наверное, знаешь, откуда все взялось: наш лес, и вся земля?

Все началось, мышонок, с самого первого солнечного луча и от самой первой капельки. Они подружились и вместе согрели и напоили землю. С тех пор солнечные лучи и капельки воды всегда дружат. Я родилась в большом прозрачном озере, и солнечные лучи играли с нами в блики и зайчики. Потом один жаркий лучик унес меня на небеса. Там я росла в туче вместе с другими капельками и вот прилетела, чтобы напоить землю.

Ты такая маленькая, что не сможешь напоить даже мышонка! - воскликнул Рыжая Спинка.

Но ведь нас много, мышонок! Каждой травинке, каждому листочку достанется своя капелька. Солнечный луч тоже малютка, но солнце посылает на землю мириады своих лучей, и всем хватает тепла и света.

Ты права, капелька, - ответил мышонок, - но мне кажется, не стоит греть и поить всех без разбора. Злых зверей я бы не стал поить и греть.

- Разве можно разделить свет и воду на части , мышонок? Это вы разделили мир на добрые и злые части, но свет и вода - для всех.

Спасибо тебе, капелька, - поблагодарил Рыжая Спинка, - ты хотя и маленькая, но очень мудрая.

Рада, мышонок, что помогла тебе. Слизни меня, и я напою тебя, - зазвенела капелька.

Рыжая Спинка слизнул капельку язычком и пошел погреться в норку. Он хотел подумать над словами капельки, но заснул, и ему приснился удивительный сон.

СКАЗКА 3

СК АЗ КИ О САМОМ ГЛАВНОМ
(сказка 3)

Почему улетели дождевые капельки

Рыжей Спинке приснилось, что он стал маленькой тучкой, внутри которой живут капельки. Он взлетел высоко в небеса и познакомился с другими тучками. Все они ласково здоровались с мышонком. и Рыжая спинка предложил тучкам поиграть с каким-нибудь облачком в пятнашки, Было приятно плавать по синему небу, но капельки позвали его:

Рыжая Спинка, ты забыл про дела, нам надо напоить кого-нибудь. Спускайся к земле.

Мышонок хотел еще полетать в вышине, но неожиданно почувствовал, что не может возражать капелькам, и полетел вниз, к лесу.

На краю лесной прогалины, в кустах, лежала волчица. Палило солнце, и она тяжело дышала, высунув красный язык. Ночью она попала в капкан, но сумела вырваться из него. Однако ее задняя лапа была сломана. Волчица зализывала рану и очень беспокоилась о своих маленьких волчатах, которые остались одни в норе. С тоской смотрела волчица на приближающуюся маленькую тучку. Может пойдет дождик? Тогда она утолит жажду и доберется до своей норы.

Капельки уже приготовились ринуться вниз, но Рыжая Спинка закричал:

- Нет! Я не хочу поить волчицу. Она страшная и ловит на обед разных зверей.

И тучка пролетела мимо. На соседней поляне кто-то жег костер, и большое пятно чернело посреди нее. Цветы и травы вокруг кострища повяли, были поломаны и потоптаны.

Давай напоим их, мышонок, чтобы они быстрее ожили и выпрямились, - предложили капельки.

Нет, капельки, пожалуйста, полетели дальше, - попросил Рыжая Спинка, - у меня есть очень хорошая идея. Возле нашей норки брат Домосед посадил большой огород. Когда стоит жара, Домосед целыми днями носит воду для поливки. Вот я и придумал полить огород. То-то Домосед удивится.

Капельки не отвечали, и Рыжей Спинке стало не по себе. В этот момент капельки вдруг покинули его и устремились к земле.

Прощай, Рыжая Спинка, - зазвенели они, улетая, - ты не понял самого главного.

---

Виталий Бианки

Чьи это ноги

Виталий Валентинович Бианки

Чьи это ноги?

Летал Жаворонок высоко над землёй, под самыми облаками. Поглядит вниз сверху ему далеко видно - и поёт:

Я ношусь под облаками,

Над полями и лугами,

Вижу всех, кто подо мной,

Всех под солнцем и луной.

Устал петь, спустился и сел на кочку отдыхать.

Вылезла из-под дерева Медянка и говорит ему:

Сверху ты всё видишь, - это правда. А вот снизу никого не узнаешь.

Как это может быть? - удивился Жаворонок. - Непременно узнаю.

А вот иди ложись со мной рядом. Я тебе буду снизу всех показывать, а ты отгадывай, кто идёт.

Ишь какая! - говорит Жаворонок. - Я к тебе подойду, а ты меня ужалишь. Я змей боюсь.

Вот и видно, что ты ничего земного не знаешь, - сказала Медянка. Первое - я не змея, а просто ящерица; а второе - змеи не жалят, а кусают. Змей-то и я боюсь, зубы у них такие длинные, и в зубах - яд. А у меня гляди-ка: малюсенькие зубки. Я ими не то что от змеи, от тебя и то не отобьюсь.

А где же у тебя ноги, если ты ящерица?

Да зачем мне ноги, если я по земле ползаю не хуже змеи?

Ну, если вправду ты - безногая ящерица, - сказал Жаворонок, - так мне бояться нечего.

Соскочил с кочки, лапки под себя поджал и лёг рядом с Медянкой.

Вот лежат они рядышком. Медянка и спрашивает:

Ну-ка, ты, верхогляд, узнавай, кто идёт и зачем он сюда пожаловал?

Взглянул Жаворонок перед собой и обмер: идут по земле высоченные ноги, через большие кочки, как через малые комочки земли, шагают, пальцами в землю след вдавливают.

Перешагнули ноги через Жаворонка и пропали: не видать больше.

Медянка на Жаворонка посмотрела и улыбнулась во весь рот.

Облизнула сухие губы тонким язычком и говорит:

Ну, друг, видно, не разгадал ты моей загадки. Кабы ты знал, кто через нас шагнул, так не испугался бы. Я вот лежу и смекаю: две ноги высоких, пальцев на каждой счётом три больших, один маленький. И знаю уж: птица идёт большая, высокая, по земле гулять любит - хороши ходули для ходьбы. Так оно и есть: Журавль это прошёл.

Тут Жаворонок встрепенулся весь от радости: Журавль ему знакомый был. Спокойная птица, добрая - не обидит.

Лежи, не пляши! - зашипела на него Медянка. - Гляди: опять ноги идут.

И верно: ковыляют по земле голые ноги, неизвестно чьи.

Пальцы словно лоскутами клеёнки обшиты.

Отгадывай! - говорит Медянка.

Жаворонок думал-думал, - никак не может припомнить, чтобы прежде такие ноги видел.

Эх ты! - засмеялась Медянка. - Да ведь это совсем просто отгадать. Видишь: пальцы широкие, ноги плоские, по земле идут - спотыкаются. Вот в воде с ними удобно, повернёшь ногу боком - она воду как ножом режет; растопыришь пальцы, - и весло готово. Это Чёмга-нырец - водяная такая птица - из озера вылезла.

Вдруг упал с дерева чёрный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях.

Присмотрелся Жаворонок, а это вовсе не локти, а сложенные крылья.

Повернулся комок боком - сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута.

Вот чудеса! - сказал Жаворонок. - Кажется, крылатая тварь, как и я, а на земле узнать её никак не могу.

Ага! - обрадовалась Медянка, - не можешь узнать. Хвастался, что под луной всех знаешь, а Летучей-то Мыши и не узнал.

Тут Летучая Мышь вскарабкалась на кочку, расправила крылья и улетела к себе на дерево.

А уж из-под земли другие ноги лезут.

Страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жёсткие ладошки в разные стороны вывернуты.

Затрепетал Жаворонок, а Медянка говорит:

Лежу, гляжу и смекаю: лапы в шерсти - значит, звериные. Короткие, как обрубки, и ладошками врозь, а на толстых пальцах когтищи здоровые. На таких ногах по земле шагать трудно. А вот под землёй жить, землю лапами рыть да назад её за собой отбрасывать - очень даже удобно. Вот вышло у меня: подземный зверь. Крот называется. Гляди, гляди, а то он сейчас опять под землю уйдёт.

Зарылся Крот в землю - и опять нет никого. Не успел Жаворонок в себя прийти, глядь: бегут по земле руки.

Это что за акробат? - удивился Жаворонок. - Зачем ему четыре руки?

А по веткам в лесу прыгать, - сказала Медянка. - Ведь это же Белка-Векша.

Ну, - говорит Жаворонок, - твоя взяла: никого я на земле не узнал. Дай-ка теперь я тебе загадку загадаю.

Загадывай, - говорит Медянка.

Видишь в небе тёмную точку?

Вижу, - говорит Медянка.

Отгадай, какие у неё ноги?

Да ты шутишь! - говорит Медянка. - Где ж мне так высоко ноги разглядеть?

Какие тут шутки! - рассердился Жаворонок. - Уноси свой хвост подобру-поздорову, пока не сгребли тебя эти когтистые лапы.

Кивнул Медянке на прощанье, вскочил на лапки и улетел.



С ТУПЕНИ М УДРОСТИ

50 УРОКОВ О ДОБРЫХ КАЧЕСТВАХ

http://www.dobrieskazki.ru/books2_37.htm

Нравится

Однажды шел дровосек по лесу и набрел на ловушку, в которой сидел тигр. Увидев дровосека, тигр стал просить его:
– О, человек, выпусти меня, не то я умру с голода!
Дровосек был добрым. Он приподнял дверку ловушки и сказал:
– Выходи!
Но тигр, оказавшись на свободе, свирепо оскалил зубы.
– Какой же ты неблагодарный, – сказал дровосек. – Я тебя спас, а ты собираешься меня съесть.
– Что верно, то верно, – проговорил тигр. – Ты меня спас.
Но человек – самое злое существо на Земле. Гораздо хуже тигра.
А потому убить человека – всегда будет на пользу.
Задумался дровосек, а потом сказал:
– А кто подтвердит, что человек хуже тигра? Спросим трех свидетелей. Если все с тобой согласятся, значит, ты прав. Тогда ешь меня.
Тигр кивнул. Подошли они к пальме и спросили, кто хуже: тигр или человек? Пальма даже размышлять не стала.
– Человек хуже, – ответила она. – Я отдаю ему свои орехи,
из них он добывает сок и масло. Он берет мои молодые листья.
Но, в конце концов, он убивает меня.
Тигр и дровосек пошли дальше. Повстречалась им корова.
– Скажи, корова, – обратились они к ней, – кто хуже: тигр или человек?
– Человек, – ответила корова. – Я отдаю ему молоко, помогаю пахать, он же продает моих телят, а потом меня убивает. Человек – хуже всех.
– Вот видишь! – обрадовался тигр.
Дрожь охватила дровосека.
– Но мы должны еще спросить третьего свидетеля, – сказал он.
И тут они увидели обезьяну. Подошли и опять спрашивают, кто хуже: тигр или человек? Оглядела их обезьяна и говорит:
– Хотела бы я знать, почему вы об этом спрашиваете?
Тигр объяснил, в чем дело.
– Понятно, – сказала обезьяна. – Но вначале я должна увидеть ловушку.
Дровосек и тигр повели ее к ловушке. Обезьяна обошла ее со всех сторон и сказала:
– Я не совсем понимаю, как сидел тигр и в каком состоянии была дверца ловушки?
– Я был внутри, – пояснил тигр, – а дверца была опущена.
– Можешь ли ты влезть туда опять, чтобы я увидела все своими глазами? – спросила обезьяна.
Тигр залез, а обезьяна опустила за ним дверцу.
– Хуже всех тот, – проговорила обезьяна, – кто не знает чувства благодарности. Пойдем, дровосек, отсюда. А тигр пусть остается в ловушке.

в начало

М. Скребцова
СЕКРЕТ ЮВЕЛИРА

Жил-был один искусный ювелир. Ювелирные украшения, сделанные в его мастерской, славились по всему миру. Ими украшали себя даже короли и императоры. Ходили слухи, что его украшения приносят людям счастье. В мастерской старого ювелира работали и одновременно обучались ювелирному мастерству его ученики. Однако стать учеником старого ювелира было нелегко.
Перед тем как принять человека в мастерскую, старый мастер о чем-то недолго беседовал с ним в своем кабинете. После этой беседы нужно было подождать некоторое время за дверями, а затем ювелир объявлял свое решение. Чаще всего звучал отказ. Никто не знал точно, какие навыки требовались от человека, желающего стать учеником мастера. Одно было известно: все ученики ювелира в короткое время становились прекрасными мастерами, и день ото дня их искусство совершенствовалось.
К ювелиру часто приезжали другие мастера-ювелиры. Они задавали вопросы его ученикам, но те были немногословны. Тогда они внимательно следили за их работой, долго беседовали с самим старым мастером, но не находили ничего особенного, что отличало бы работу этой ювелирной мастерской от всех других. «В чем же секрет их мастерства? Как им удается создавать столь великолепные украшения?» - удивлялись они и уезжали ни с чем.
Но один ювелир, в течение целого месяца напрасно пытавшийся раскрыть секрет мастерства старого ювелира, решил пойти на хитрость.
Однажды, когда старого мастера не было в кабинете, он тайно проник туда и спрятался за большим шкафом, стоящим в углу. Он знал, что в этот день ювелир будет беседовать с одним юношей, приехавшим издалека и мечтающим стать его учеником. Ювелир чувствовал, что именно в этой беседе может таиться ответ на мучившие его вопросы.
Через некоторое время в кабинет зашел старый мастер, а вслед за ним робкий, худощавый юноша. Мастер предложил юноше сесть, а затем сказал негромко:
– Я хочу задать тебе несколько вопросов. Хочу предупредить тебя – мои вопросы необычны! Итак, мой первый вопрос:
– Как ты думаешь, какой драгоценный камень можно назвать камнем любви?
Юноша нахмурил брови, немного подумал и ответил:
– Глаза моей мамы – голубые. Для меня любой камень голубых оттенков – драгоценный камень любви.
Старый мастер едва заметно улыбнулся и задал свой второй вопрос:
– Какой камень – самый драгоценный на земле?
Юноша отвечал:
– Разве можно разделить камни на драгоценные и простые? Любой камень становится драгоценным, если его очистить и огранить. Рука мастера – драгоценна. И драгоценны глаза его, умеющие находить совершенное в том, что с виду несовершенно.
Старый мастер приветливо кивнул юноше и задал следующий вопрос:
– Есть ли на земле такое драгоценное украшение, которое каждому к лицу?
Юноша ответил:
– Украшение это – доброе сердце. Оно каждому к лицу.
Мастер снова спросил:
– А что ответишь царю, который украшение закажет, а у самого от украшений сундуки ломятся, – народ же его голодает?
– Я отвечу, что народ его – его украшение! И откажусь делать.
– А если он пригрозит тебе?
– Сделаю украшение и продам за цену, вдвое большую, а лишние деньги бедным отдам.
Наконец, мастер задал последний вопрос:
– Если скажут тебе, что безделица – работа твоя?
– Я ничего не отвечу, а буду лишь трудиться прилежнее.
Выслушав юношу, старый мастер сказал ему:
– Подожди немного за дверью, я скоро выйду и скажу решение свое.
После того как юноша вышел, старик закрыл глаза и прошептал:
– Господи, благослови этого юношу. Он воистину стремится
к свету в жизни своей. Он достоин радовать людей своим мастерством!
Прошептав это, старик вышел из кабинета и приветливо сказал юноше:
– Ты принят. Иди в мастерскую.
А стоявший за шкафом ювелир плакал…

в начало

М. Скребцова
СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ

В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди говорили, что в каждой печке – кусочек его горячего сердца оставлен!
Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.
Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и проговорила:
– Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее. Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца. Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит его умирающее сердце биться сильнее?
Старик очень удивился и сказал:
– А ты не боишься после этого остыть?
– Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте другую печку поставят. Только и всего!
Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер. Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина.
– Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и бредит, – взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика.
– Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, – предложил старик.
– Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя.
Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро поднялся и побежал за женщиной.
Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел, – была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее. Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку найденный в печке предмет.
Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: «Спасибо, старик».
Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки, которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли, – навсегда поселилось счастье.

в начало

М. Скребцова
ЦВЕТОК КАКТУСА

Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойны, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. «Интересно, можно ли утонуть в песках? – думал кактус. «А небо – это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?»
Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слишком много… для кактуса. Ты должен молчать и терпеть… как все мы!»
Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами – с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других…
«Другие! Вот бы увидеть их!» - мечтал кактус.
Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные.
«Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», – вздыхал мечтатель.
«Ха-ха-ха», – смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно… Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой… навсегда», – так говорили звезды.
«Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы…», – размышлял кактус.
«Да, они не молчат… Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», – говорили кактусу звезды.
«Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!» – спрашивал кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми…».
Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. «Смотри-ка, плачущий кактус! – заметил один из людей и прикоснулся к нему. – Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» – и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же отдернули руки – острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно, он один здесь такой, нежный!» – говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.
Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!» – и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.
«О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении», – удивлялся кактус. А прекрасный цветок – чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.
Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу… Твой цветок открыл ее в людях… Ты счастлив».

в начало

О ССОРЕ ПТИЦ
(индийская сказка)

Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в нее попались разные птицы: вороны, скворцы, голуби. И стали они говорить друг другу:
– Соблазнила нас приманка. Давайте, все враз взмахнем крыльями и взлетим. Может нам и удастся поднять сеть.
И, правда, удалось, – взмахнули крыльями, подняли сеть и полетели.
Увидел птицелов: сеть с птицами летит и побежал вдогонку. Наверху птицы в сети по воздуху летят, а внизу птицелов вдогонку бежит. Бежит и думает: «А ведь в сеть-то разные птицы попались! Глядишь и перессорятся. А перессорятся, быстро лететь не смогут – сеть их к земле потянет!»
Так оно и случилось. Сначала птицы тащили сеть дружно, но потом заспорили. Вороны закаркали:
– Никто так не старается, как мы, вороны! А если бы мы ленились, подобно вам, прочим птицам, сеть давно уже упала бы на землю вместе со всеми вами. Выслушали их голуби и рассердились:
– Будет вам, вороны! – сказали они. – Перестаньте бахвалиться! Мы больше вас стараемся.
Тут в спор вступили все остальные птицы, и началась у них перебранка. Заспорили птицы, перестали стараться – еле-еле крыльями машут – вот сеть и начала спускаться на землю. Птицелов подбежал, схватил веревку от сети и притянул к себе сеть вместе с птицами. Унес их и всех в клетки пересажал.

в начало

К. Д. Ушинский
СЛЕПАЯ ЛОШАДЬ

Давно, очень уж давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.
Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно все, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче.
В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни
в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра – так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.
Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.
Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.
Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?
Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев.
Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.
Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.
Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.
С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.
Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.
Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел.
Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищу. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.
Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.
Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то, что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина – и удивились, увидя посреди площади бедного коня – слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.
Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.
Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…

в начало

К. Д. Ушинский
ВЕТЕР И СОЛНЦЕ

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Вет-
ру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

в начало

К. Д. Ушинский
ДВА ПЛУГА

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
– Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
– От труда, мой милый, – отвечал тот, – а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

в начало

К. Д. Ушинский
УМЕЙ ОБОЖДАТЬ

Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! – кричит петушок, – беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник – и прошло.
Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:
– Не пей, Петя, обожди, пока остынешь.
Не послушался петушок, напился холодной воды – и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок – бултых в воду! Только петушка и видели.

в начало

В. Сухомлинский
СЕМЬ ДОЧЕК

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
«Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу», – сказала первая. «Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю во-
ды», – проговорила вторая. «Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», – сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчеле без цветка», – щебетала четвертая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», – промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья», – сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды помыть ноги.

Эта книга в занимательной и сказочной форме приглашает детей в первое путешествие по стране Математики. Добрые сказки, стихи и игры сделают это путешествие радостным и творческим. Веселые картинки для раскрашивания и творческие задания помогут детям понять и полюбить математику. Математика накопила огромный багаж универсальных знаний, который не всегда может применить на практике маленький ребенок. С древних времен детей учили математике, потому что без Математики нельзя было вырастить урожай и построить жилье, способное отразить натиск стихий. Математика нужна была людям как воздух. В древние времена это было лучшее, главное знание, которое уважали и обожествляли. Сегодняшние дети, как когда-то дети древних народов земли, нуждаются в осмыслении роли математики в жизни людей и в творческом проживании ее законов в своей игре и повседневной жизни. Книга предназначена для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

ЦИФРА 2.
Цифра 2 собой гордится, Две руки - ее сестрицы. Две ноги - ее братишки. Знают цифру все детишки.

Вопросы и задания:
Как ты думаешь, почему у человека один язык, но два уха и два глаза?
Какие еще органы человека можно посчитать с помощью цифры 2?
Собери игрушки сначала с помощью одной руки, а затем с помощью двух. Как ты думаешь, почему с помощью двух рук все можно сделать быстрее?
Нарисуй два предмета, связанных с цифрой 2. Например: велосипед (два колеса), варежки, лыжи, очки, спицы. Придумай весёлую историю о дружбе цифры 2 с этими предметами.

СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ЦИФРЫ И СЧЕТ 3
ЦИФРА 1 4
ПОЧЕМУ ОДНОМУ ПЛОХО? 5
ЦИФРА 2 7
НА КОГО ПОХОЖА ЦИФРА 2? 8
ЦИФРА 3 10
С КЕМ ДРУЖИТ ЦИФРА 3? 11
ЦИФРА 4 13
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ ЦИФРЫ 4 14
ЦИФРА 5 16
ПЯТЬ ОРГАНОВ ЧУВСТВ 17
ЦИФРА 6 19
ЧЕМ ЦИФРА 6 ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦИФРЫ 9? 20
ЦИФРА 7 22
СЕМЬ ЦВЕТОВ РАДУГИ 23
ЦИФРА 8 25
КТО ПОМОГ ЦИФРЕ 8? 26
ЦИФРА 9 28
СЧАСТЛИВАЯ ЦИФРА 9 29
ЦИФРА 0 31
ПОЯВЛЕНИЕ НОЛЯ 32
ЧИСЛО 10 34
КАК ПОЯВИЛОСЬ ЧИСЛО 10 35
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ 37
ПЕСЕНКА ДВУХ СИНИЧЕК 37
ТРИ ДРУЖНЫХ МУРАВЬЯ 38
ПОСЧИТАЙ ВСЕХ ДРУЗЕЙ 39
КАК НАЙТИ ПОРТФЕЛЬ 40
КУДА ПРОПАЛ СМЫЧОК? 41
ОБЕД ДЛЯ БЕГЕМОТА 42
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ 43
ОВОЩИ ДЛЯ ГНОМОВ 44
ЦВЕТЫ НА ЛУГУ 45
ЧАСТЬ 2. УЧИМСЯ СРАВНИВАТЬ 46
КТО СТАРШЕ? 47
МЕДВЕЖАТА НА КАЧЕЛЯХ 48
НАШИ ОВОЩИ 49
ТЯЖЁЛЫЕ БЕГЕМОТЫ 50
КАКОЙ ДОМ ЛУЧШЕ? 51
КАК ОСЛИК УЧИЛСЯ СРАВНИВАТЬ 53
НА ЧТО ПОХОЖ СЛОН? 54
КАК ОБЕЗЬЯНЫ ДОМ СТРОИЛИ 55
КАК ЛИСА И ЖУРАВЛЬ СВОИ УМЫ СРАВНИВАЛИ 57
ЧЕЙ СТРАХ БОЛЬШЕ? 59
ЧАСТЬ 3. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ 61
СЛОЖИ ВСЕ ХОРОШЕЕ 62
СКОЛЬКО СКАЗОК ПРОЧЛА МАМА 2+1=? 65
СЛОЖИ ЛЕПЕСТКИ У ЦВЕТКА 3+1=? 66
НАГРАДА ДЛЯ СЛОНА 4+1=? 67
КАК БОБЕР СТРОИЛ ЗАБОР 5+1=? 68
МЫШКИН ОБЕД 6+1=? 69
СКОЛЬКО НОГ У ОСЬМИНОГА 7+1=? 70
СКОЛЬКО МЫШАТ У МАМЫ 8+1=? 71
СКОЛЬКО ВЫРОСЛО КЛУБНИЧЕК 9+1=? 72
СКОЛЬКО ЛАП У МЕДВЕЖОНКА 2+2=? 73
ВКУСНЫЙ ОБЕД ДЛЯ РЫБОК 2+3=? 74
ПОЧЕМУ УЛЕТЕЛИ МУШКИ 5+2=? 75
ЦВЕТЫ ДЛЯ ПЧЕЛКИ 6+2=? 76
МОЙ ДРУГ ЦВЕТОК 3+5=? 77
СКОЛЬКО ЦЫПЛЯТ У КУРОЧКИ 4+5=? 78
СКОЛЬКО РАСЦВЕЛО КОЛОКОЛЬЧИКОВ 6+3=? 79
ЛЮБОПЫТНЫЙ ПТЕНЕЦ 81
4+1=? 3+3=? 1+5=? 81
ДВЕ ПЕРЧАТКИ 5+5=? 83
УЧИМСЯ ВЫЧИТАТЬ 85
МУХА И ПАУЧКИ 2-1=? 85
ТРИ ЯНТАРИКА 3-1=? 86
ВЫСТУПЛЕНИЕ В ЦИРКЕ 4-1=? 87
СКОЛЬКО ЛУЧИКОВ ПРОПАЛО 5-1=? 88
ДОБРЫЙ КРОЛИК 6-4 =? 90
КОШКИН ОБЕД 8-2=? 91
ЦВЕТОЧКИ В ПОЛЕ 8-4=? 92
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИГОЛКИ 9-6=? 93
СКОЛЬКО МУШЕК ОСТАЛОСЬ 10-8=? 94
СКОЛЬКО ЯБЛОК ОСТАЛОСЬ МАМЕ 7-7=? 95
БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ 96
ВЕСЁЛЫЕ ДРУЗЬЯ 1+1+2+? 96
ПОСЧИТАЙ ВСЕХ РЕБЯТ 1+2+2=? 97
ГРИБОЧКИ ДЛЯ БЕЛОЧЕК 2+2+2=? 98
КАК МЫШКИ ЗЕРНЫШКИ НАШЛИ 3-2+1=? 99
СВЕТИН ОБЕД 3+3+1=? 100
ПОСЧИТАЙ ЛИСТОЧКИ 5+2+1=? 101
КАПЛИ ТРУДНО ПОСЧИТАТЬ 3+4-3+1=? 102
ЛЕПЕСТКИ РОЗЫ 103
ЧАСТЬ 4. СКАЗОЧНАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ 105
ВЕСЁЛАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА 2 106
КУЛИНАРНАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА 3 109
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА 4 111
АРТИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА 5 114
ЦИРКОВАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА 6 117
СКАЗОЧНАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА 7 120
ОСЬМИНОЖЬЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА 8 124
ЗВЁЗДНАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА 9 128
ПОЧЕМУ НОЛИК ЗАПЕРСЯ
(УМНОЖЕНИЕ НА НОЛЬ И НА 10) 132
ДОБРАЯ БЕЛОЧКА 6x2 =? 135
СОБИРАЕМ ЗЕМЛЯНИКУ ЗхЗ=? 136
ЧУДЕСНАЯ ИЗБУШКА 4x4=? 137
ЁЖИК И ЛИСТЬЯ 5x5=? 138
УЖ В ГОСТЯХ У ЖАБЫ 3x6=? 139
КАК ПЧЕЛКА МЕД СОБИРАЛА 3x7=? 140
ГНОМИК УСТАЛ 5x8=? 141
БАБУЛИНЫ ДЕЛА 3x9 =? 142
СКОЛЬКО ЛИТРОВ МОЛОКА 3x10=? 143
УЧИМСЯ ДЕЛИТЬ 144
КАК РАЗДЕЛИТЬ ЯБЛОКИ 6:2=? 144
КАК ПОДЕЛИТЬ КОНФЕТЫ 10:2=? 145
МАМИНЫ ДЕЛА 9:3=? 146
РЫБКА ДЛЯ КИСОК 12:4=? 147
ПОМОГИ ЗАЙЧИХЕ РАЗДЕЛИТЬ МОРКОВЬ 15:5=? 148
ШАРЫ ДЛЯ КОТЯТ 18:6=? 149
ЖЕЛУДИ И ПОРОСЯТА 42:7=? 150
СКОЛЬКО МИНУТ ХЛОПАЛИ ЗРИТЕЛИ 32:8=? 151
КАК РАЗДЕЛИТЬ КАПУСТУ 90:9=? 152
ПОДЕЛИ КАРАНДАШИ 100:10=? 153
ЧАСТЬ 5. ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ 154
НАЧАЛО НОВОГО ДНЯ 155
РАНО УТРОМ 156
ПОРА ВСТАВАТЬ 157
МОЯ ЗАРЯДКА 158
КОГДА Я ЗАВТРАКАЮ 159
ВРЕМЯ ГУЛЯТЬ 160
ПОРА ПЕРЕКУСИТЬ 161
ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА 162
МОЙ ОБЕД 163
МЫ ЧИТАЕМ КНИЖКУ 164
ПОРА ПОЛДНИЧАТЬ 165
ИНТЕРЕСНОЕ КИНО 166
Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ 167
ВКУСНЫЙ УЖИН 168
ВЕЧЕРНЯЯ ИГРА 169
ПОРА В КРОВАТЬ 170
МОЙ СОН 171
ВСЕ СПЯТ 172
КОНЧИЛСЯ ДЕНЬ 173
КОГДА Я ВСТАЮ 174
ЧТЕНИЕ ПОД ОДЕЯЛОМ 175
Я ЖДУ ГОСТЕЙ 176
ЧАСТЬ 6. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ 178
СКОРОСТЬ ПОЛЁТА КАРЛСОНА (СКОРОСТЬ И РАССТОЯНИЕ) 179
ЗОЛОТОЕ ВЕДЕРКО (УМНОЖЕНИЕ НА 2) 181
ПЛОХОЙ АППЕТИТ (УМНОЖЕНИЕ НА 3) 184
ДВА БРАТА (В 2 РАЗА БОЛЬШЕ, В 2 РАЗА МЕНЬШЕ) 185
ПОЧЕМУ ТАБУН РАЗДЕЛИЛСЯ? (ДЕЛЕНИЕ НА 3) 187
ДОБРЫЙ ЕЖИК (ВЫЧИТАНИЕ И ДЕЛЕНИЕ) 188
ДВА БАШМАЧКА (УМНОЖЕНИЕ) 191
ВОЛШЕБНЫЙ КОТЕЛОК (УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НА 10) 192
КОГДА НЕ НУЖНО УМНОЖАТЬ (МАССА, ВО СКОЛЬКО РАЗ ТЯЖЕЛЕЕ?) 194
КТО ЩЕДРЕЕ (ЧАСТИ, УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ) 196
ПРОПАВШИЙ КОШЕЛЁК (НАХОЖДЕНИЕ ЦЕЛОГО ПО ЧАСТИ) 197
ЗОЛОТЫЕ СЛИВЫ (НАХОЖДЕНИЕ ЦЕЛОГО ПО ЧАСТИ) 198
ЧТО СКОЛЬКО СТОИТ (ЦЕНА И СТОИМОСТЬ) 200
ЧТО ДОРОЖЕ (ЦЕНА И ЦЕННОСТЬ) 201
СКОЛЬКО СТОИТ ГЛОТОК ВОДЫ (ЦЕНА И ЦЕННОСТЬ) 202
ЯБЛОНЕВЫЙ САД (МАССА) 204
КТО ВСЕХ БЫСТРЕЕ (СКОРОСТЬ И РАССТОЯНИЕ) 205
ВЫСОТА ФИНИКОВОЙ ПАЛЬМЫ (ПРОПОРЦИЯ) 206
КАК ПОДЕЛИТЬ ВЕРБЛЮДОВ (ЛОГИКА) 208
СКОЛЬКО СТОИТ ДОБРОТА
(УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ) 210
КАК ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ СЧИТАТЬ (СЧЕТ) 213
КАК ПОДЕЛИТЬ ЯБЛОКИ? (ДЕЛЕНИЕ И ЛОГИКА) 214
ЮНОША И ПРИНЦЕССА
(ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН) 216
КАПЕЛЬКИ ДОЖДЯ (СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ) 217
КАПУСТНЫЙ ЛИСТ (УМНОЖЕНИЕ И ЛОГИКА) 219
КТО СКОЛЬКО ЗАРАБОТАЛ (ПРОПОРЦИЯ) 221
КТО ВЫШЕ? (СРАВНЕНИЕ И ЛОГИКА) 223
СЛАДКИЙ УРЮК (УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ) 224.

Читайте сказки, стар и млад,
И в доме вашем будет лад,
И в жизни все осуществится,
Не бойтесь мудрости учиться!

Поэт-бард Мария Скребцова

"Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество" (Мария Скребцова, Лопатина Александра).

Сказка может стать для ребенка мудрым учителем, добрым помощником и даже врачом! Не верите? Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интересную методику от добрых писательниц-сказочниц, авторов более 50 книг для детей и родителей. Методику «добрых сказок» Скребцовой-Лопатиной.


Скребцова Мария и Лопатина Александра
являются авторами серии книг для занятий по нравственному и творческому воспитанию детей. Их книги - добрые, мудрые, обучающие и воспитывающие сказки. Эти книги для тех, кто хочет заинтересовать детей учебой и чтением, научить их осмысливать и решать свои проблемы, помочь им понять законы добра и справедливости, научить видеть красоту и многообразие жизни.

Приводимые уроки в книгах состоят из сказок, игр, бесед и заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей.

Авторами собрано более 200 подобных сказок и написано более 1000 по разным темам. Они используют произведения русских и зарубежных классиков, фольклор более 100 стран народов мира. Эти не хрестоматийные произведения, вошедшие во множество антологий, а неизвестные широкому кругу читателей сказки, притчи классиков, оригинальные произведения самих авторов предполагают совместное, взрослого и ребенка, чтение.

В чем уникальность методики авторов книг?

Если традиционная отечественная школа предполагает развитие навыков логического мышления ребенка, то авторы обращаются к личностному осмыслению прочитанного каждым читателем. Задания к сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению над своим жизненным опытом, своими отношениями с окружающими, помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье, формирования позитивной самооценки.

Самое важное в книгах А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой – их направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить и анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Задания книг помогают детям стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, творчески развиться, принимать противоречивость и многообразие, наладить гармоничные отношения с родителями и сверстниками.

Биография

Мария Скребцова, 1968 г. Рождения. Она окончила институт иностранных языков имени Мориса Тореза в 1990г. Преподаватель французского языка, автор двух поэтических сборников, вышедших в свет в 1993 и 1994 году.
Лопатина Александра, 1951 г. рождения, преподаватель мировой художественной культуры и истории религии, окончила институт в 1976г.

Мудрые сказки

Мудрые сказки пишутся не только для детей, но и для взрослых, в которых осталась детская душа, не задавленная тяготами взрослой жизни.

Дорогие родители, бабушки и дедушки, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух. Как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хочет, чтобы ребенок думал!

Что прочитать:

Экологическое воспитание дошкольников, из серии «беседы о воспитании»

Экологические сказки о Маленькой Капельке Воды, Березовом листочке и Зеленых Друзьях – комнатных растениях, добрые лирические стихи ненавязчиво воспитывают в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла. Они учат ребенка постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для экологического воспитания человека

Волшебный мир музыки.

В книге более 150 сказок, стихов и рассказов с вопросами, творческими заданиями и играми.

Вечная мудрость сказок.

Уроки нравственности в легендах, притчах и сказках народов мира

В книге собраны мудрые сказки, притчи и легенды разных народов мира: сказки русские, китайские, сказки индийские, сказки народов Севера, сказки народов Африки и другие. Книга предназначена для занятий с детьми 6-9 лет и для домашнего чтения. Книга Вечная Мудрость Сказок поможет детям разобраться в их внутренним мире переживаний и чувств, а также поможет родителям установить диалог с собственными детьми, основанный на доверии и взаимопонимании.

600 творческих игр для больших и маленьких.

Игры для занятий по нравственному воспитанию и творческому развитию личности учат общению и наблюдательности; воспитывают чувство взаимопомощи и сотрудничества; развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер; помогают при изучении различных предметов школьной программы, а также при проведении внешкольных мероприятий. Игры написаны с учетом разных возрастных особенностей. Материалы книги предназначены для педагогов, воспитателей и родителей.

Сказочная математика.

Эта книга в занимательной и сказочной форме приглашает детей в первое путешествие по стране Математики. Добрые сказки, стихи и игры Сказочной Математики сделают это путешествие радостным и творческим. Весёлые картинки для раскрашивания и творческие задания помогут детям понять и полюбить математику.

Фотографии книг и аннотации с сайта издательства "Амрита-Русь"