Досуг как хорошо что есть театр. Как хорошо, что есть театр

Как хорошо, что есть театр!

21 век «набирает обороты». Несомненно, что обстановка в стране накладывает отпечаток на нашу сегодняшнюю жизнь. Мы живем в такое время, когда не только от возможностей, но во многом больше от способностей каждого из нас зависит наше благополучие. Огромные затраты энергии идут на то, чтобы поддерживать свое благосостояние.

Еще в древнегреческом государстве Афины целью воспитания считалось единство внешней и внутренней красоты. При этом внешняя красота трактовалась как совокупность физических данных, необходимых для несения воинской службы, а критерием внутренней красоты являлась готовность к исполнению гражданских обязанностей. На основе обобщения педагогического опыта Афин древнегреческий философ Платон сделал вывод о том, что процветание государства находится в прямой зависимости от того, в какой мере будут полноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане.

Бездуховность, безвкусица, сомнительные «идеалы», поверхностность в отношениях не могут положительно влиять на развитие подрастающего поколения. Ребенок развивается, хотим мы этого или не хотим, заботимся или не заботимся. Развитие может идти и вне нашего воздействия, стихийно, под влиянием случайных факторов. Потребность в развитии у детей очень сильна.

В детстве все оставляет свой след. К.Д.Ушинский в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка меняет направление своего роста. Так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. Гармонично ребенок развивается в условиях не стихийных, а целенаправленных, последовательных, педагогически продуманных. Потребность в развитии у детей очень сильна. Она не знает ни выходных, ни перерывов на обед. Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым.

Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Каждый из нас стремится найти новые пути эстетического и художественного образования детей, ищет приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Одним из оптимальных способов, универсальной образовательной моделью, на мой взгляд, является театральное искусство. Ведь, театр - это синтез искусств. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств. Более того, театр – это коллективное искусство. Ребята учатся плодотворному взаимодействию, овладевают навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении особенно естественна как для младших школьников, так и для ребят более старшего возраста. Умение выражать свою сущность – это одна сторона человеческой личности, вторая – умение понять другого. Драматизация приучает детей по внешним приметам судить о внутреннем состоянии человека, что дает основу для формирования таких качеств, как наблюдательность, чуткость. Таким образом, на помощь учителю приходят Музы. Они тысячи лет живут среди людей. Войдя к нам, Муза театра способна принести радость, воодушевить, а может быть и что-то изменить в нашей жизни.

В ожидании чуда можно прожить целую жизнь, в сотворении чуда можно прожить несколько жизней. Театр - это, несомненно, волшебство! Детский театр - волшебство вдвойне. Вспомните, какие ощущения у вас возникали, когда, будучи еще совсем маленькой девочкой или маленьким мальчиком, вы попадали в зал с приглушенным светом, с яркими декорациями, с добрыми и злыми героями, с какой-то волшебной тонкой сказочной музыкой? Наверняка вы сидели, открыв рот, а иногда (когда Баба Яга пролетала на метле) зажмурив глаза; радовались, пугались, веселились, удивлялись. Ваша душа наполнялась теми впечатлениями, теми ощущениями, той сказкой, которую раз увидев, не забудешь никогда. Дети очень искренне верят в то, что происходит на сцене. Они сопереживают героям, они боятся Лешего, морщатся при виде Водяного, подражают мимике, интонациям героев. Помогают совершать добрые поступки и с удовольствием подскажут Деду-Морозу, куда Баба-Яга спрятала подарки! Все это отражается на их поведении в жизни. С помощью спектакля они учатся отличать добро и зло.

В нашем селе нет профессионального детского театра. Но мы с удовольствием посещаем спектакли, которые бывают в Доме Культуры г.Буденновска, в театрах г. Ставрополя и г.Пятигорска.

В 1999году мне была предоставлена возможность вести драматический кружок в Томузловской школе. Первый спектакль, который мы поставили вместе с ребятами назывался «Смех и слезы». Костюмы сшили из старого постельного белья, подобрали музыку к спектаклю. Декорации были самодельные, но почти настоящие. И еще неизвестно кому было интереснее на этой премьере: тому, кто смотрел или тому, кто играл! Так и пошло… Позже были поставлены спектакли «Двенадцать месяцев» по С.Маршаку, «Звездный мальчик» О.Уайльда, «Звезда» по Казакевичу, «Великое противостояние» по повести Л.Кассиля, «Снегурочка» по мотивам народной сказки, новогоднее представление по мотивам сказки «Щелкунчик», «Новогодние приключения Маши и Вити». Каждый год мы принимаем участие в театральных конкурсах. Мы гордимся тем, что часто в районе мы занимали призовые места. А в 2013 году поставили спектакль «Мальчик – Одуванчик» в моей обработке и решили поучаствовать в краевом конкурсе «Театральный перекресток». И стали лауреатами 3 степени. Мы давно уже не просто драматический кружок, а школьный детский театр «Премьера». «Премьера», потому что каждый год мы ставим новые и новые спектакли. Несколько лет в школе существовала команда КВН, которая принимала участие в играх КВН в г.Ставрополе. Бывало, наша команда «проходила» в очередной тур. Это было незабываемо! Здесь, ведь, требовались не только драматические способности, но и музыкальные, танцевальные, юмористические. И мы пели, танцевали, юморили. Наградой для команды была грамота «Лучшей сельской команде КВН на Ставрополье».

Заканчивают ребята школу и уходят во взрослую самостоятельную жизнь. Так «отыграли» свои роли в школьном театре Черновы Стас и, Песков Стас, Царевская Анна и Царевский Даниил, Поделякин Владимир, Комиссар Александр, Герасимова Екатерина, Магомедова Раисат, Домнина Анна, Барсуков Сергей, Баев Вячеслав, Грядская Наталья, Косикова Ирина, Гарнага Александр, Савостиков Сергей, Панитко Евгений и Панитко Наталья, Теплякова Екатерина, Ребус Роман, Федотова Мария, Емельянов Дмитрий, Искрижицкий Максим, Короленко Александр, Лукьященко Юлия и Лукьященко Андрей, Сергеева Елизавета, Ильина Татьяна, Говорунова Елена, Поделякин Евгений и многие другие. Им на смену пришли замечательные актеры: Бабенко Евгения и Бабенко Владимир, Колесникова Роза, Вейс Михаил, Карабельникова Валентина, Грищенко Николай, Тарасова Надежда, Устенко Даниил, Рамазанов Закаржа. И это не еще не все! И «звездные» самые маленькие: Цыганок Павел, Сычев Сергей, Давыдов Артем, Резник Павел, Емельянов Даниил, Беднякова Дарья, Каланчук Лилия, Поделякин Владимир, Абдулаев Магомедрасул, Еременко Елизавета, Меньшенина Анастасия. А сколько еще будет!!!

Ребенок, окруженный миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно.

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Барсукова А.И., учитель высшей категории

МОУ СОШ №16 с.Томузловское


Как хорошо, что есть театр!

Воспитывать у детей интерес к театральному искусству, уточнять и расширять знания детей о театральных профессиях;

Совершенствовать у детей пантомимические навыки, воображение, исполнительское мастерство в театральных этюдах и играх;

Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться, поощрять желание быть непохожими на других;

Прививать детям чувство дружбы, товарищества, партнёрства;

Предварительная работа:

  • Цикл познавательных занятий: «Пермь театральная» ;
  • Цикл занятий: «Театральные профессии» ;
  • Цикл музыкальных занятий: «Сказка в музыке» (П.И.Чайковский, М. Мусоргский, Э. Григ) ;
  • Развитие речи. Обыгрывание мини-сценок на развитие интонационно-выразительной речи; Театральные игры с пиктограммами;
  • Цикл-занятий по танцевальной ритмике. «Постановка сюжетно-игрового танца «Бабка Ёжка» ;
  • Лепка. «Пальчиковый театр» ;
  • Конструирование. Изготовление декораций для русской народной сказки «Привередница» (театр би-ба-бо) ;
  • Ручной труд. Изготовление кукол марионеток.
  • Аппликация. «Украшаем театральный занавес» ;
  • Рисование. Оформление персонажей театра би-ба-бо к сказке «Привередница» ;
  • Сюжетно-ролевая игра «Театр» ;
  • Досуг «Приглашаем к нам в театр»
  • Театр-подушки. Показ сказки детей подготовительной группы для малышей «Теремок» . Отв. воспитатель Бондаренко О.А.
  • Показ сказки детей подготовительной группы для детей и взрослых «Привередница» . Отв. воспитатель Вертипрахова М.И., муз. рук-ль Пермякова И.В.

Работа с родителями:

  • Активно привлекать родителей к участию в театральной жизни группы;
  • Привлечь родителей к изготовлению костюмов сказочных театральных героев;
  • Семейный конкурс: «Кукла для театра своими руками» ;
  • Конкурс творческих семейных работ «Что за прелесть эти сказки» .

Как хорошо, что есть театр!

Зал оформлен в форме театральной гостиной. Есть небольшая сцена с занавесом и декорациями. В зал входят, воспитатель и дети, приветствуют гостей.

1-й ребёнок. (Обращается к воспитателю.) Вы обещали, что мы будем

играть, а мы пришли в музыкальный зал.

Воспитатель. Да, ребята, конечно, мы будем играть, но это будет особенная

игра, и называется она «Театр» , у нас есть сцена, зрители (показывает на гостей)

2-й ребёнок. Знаем, мы были в театре.

3-й ребёнок. А я знаю, что в театре играют актёры.

Муз. рук-ль. А кто такие актёры? А что они делают? Дети. Они играют в

спектаклях различные роли.

Муз. рук-ль. А какие театральные профессии вы ещё знаете?

Дети. Костюмер - художник по костюмам,

Режиссёр, человек, который ставит спектакли.

Гримёр - он гримирует актёров для роли.

Осветитель, электротехник, который освещает сцену и т.д.

Муз. рук-ль. Сегодня в страну театра поможет нам открыть дверь Золотая

(Показывает детям маску, рассматривает её с ребятами) .

Звучит волшебная музыка, воспитатель надевает маску.

Золотая маска. Я, вас приветствую друзья!

Золотая маска я!

В страну театра я вам открою дверь

Страны на свете лучше, чем театра нет!

Ведь я в театр давно уже играю.

Прошу присесть я вас друзья,

И занавес открою я! (Открывает занавес под музыку.)

В моей стране всё ново, интересно!

Но и конечно неизвестно?

Золотая маска. Сегодня в нашей театральной гостиной на сцене в декорации

использована маска. Вам нравится эта картина? (Да)

Ребята, как вы думаете, откуда она появилась?

(Ребята высказывают, свои предположения)

Ребята, я открою вам секрет, эту картину создал

наш художник-оформитель Попова Надежда Федоровна.

Муз. рук-ль. Ребята, а зачем актёру нужна маска?

Дети. Маска помогает актёру скрыть своё лицо. С помощью маски можно

превратиться в другого человека и сыграть его роль.

Золотая маска. В стране театра живут удивительно добрые и талантливые

жители. Они умеют играть, представлять, перевоплощаться, двигаться

красиво, любят музыку и стихи. Эти люди - актёры.

Золотая маска. Актерскому мастерству надо учиться, и для этого есть

учебные заведения. У нас в Перми - это Институт Культуры.

Обращает внимание детей на фотоснимок на экране.

В этом Институте готовят артистов, режиссёров, музыкантов,

дирижёров, художников оформителей....

Муз. рук-ль. Мы с вами тоже учимся быть артистами в детском саду, играем

сценки, ставим спектакли, у нас есть театр песни, шумовой

музыкальный театр, мы знаем, что такое мимика (выражение лица) .

Просит детей удивиться, испугаться, обрадоваться.

Что такое жесты? (движение тела)

Золотая маска. Вот у меня в руках веер. Веер тоже может играть в руках

актёра. Смотрите, с его помощью можно показать (Показывает)

волнение, недовольство, лукавство, спокойствие.

Золотая маска предлагает попробовать детям показать....

В конце сценки гости аплодируют.

Золотая маска. А теперь расскажите, как вы играете в «театр» в детском

саду. Дети. У нас в группе есть разные виды театра..., мы

показываем сценки..., играем сказки..., учимся управлять куклами,

на музыкальных занятиях показываем театр песен.

Дети предлагают посмотреть гостям слайд-шоу: «Мы играем в театр» .

Золотая маска. А вы можете для меня и для гостей что-нибудь показать?

Дети рассказывают гостям, как они создавали театр песни «Паровозик» и предлагают посмотреть об этом фильм.

Театр-песни «Паровозик» .

муз. и сл. И. Русских

Дети исполняют песню, на фоне видеоролик с детьми «Играем в театр» .

Золотая маска. Ребята, в вашем фильме мне очень понравилась кукла

Баба-Яга. Кто изготовил вам эту куклу?

Дети рассказывают, историю создания куклы, показывают её.

Муз. рук-ль. Ребята, как можно назвать мастера, который создаёт

театральные куклы?

Дети. Кукольник.

Золотая маска. (Берёт в руки театральный словарь) . Ребята, сегодня вы

попробуете себя в некоторых театральных профессиях. Мы

откроем в зале две театральные мастерские:

В первой будут работать художники декораторы. Если мы

откроем театральный словарь и найдём там слово декорация, то

видим: «Декорация - художественное оформление театральной

Значит, наши художники-декораторы будут оформлять на сцене

сказочную полянку для Бабы-Яги.

Во второй мастерской будут работать драматург и режиссёр с

артистами.

Золотая маска рассуждает с детьми, что будет делать драматург и режиссёр с артистами (Драматург придумывает реплики артистам, а режиссёр обговаривает с артистами как это сыграть.

Примерные варианты реплик артистов:

Дети по очереди, каждый по-своему с разной интонацией зовут Бабу-Ягу.

  1. Кто в домике живёт?
  2. Выходи, поиграй с нами.
  3. Бабка-Ёжка, выгляни в окошко! Баба-Яга: Кто меня звал? Кто мой покой нарушил? Дети: (каждый отвечает по-своему) .
  4. Бабулечка-Ягулечка, не сердись, не злись.
  5. Тебе одной, наверное, скучно?

Золотая маска: Выходи скорей гулять,

Будем петь и танцевать!

Ритмический танец «Бабка-Ежка»

муз. и сл. Т. Морозовой

Танцевальная композиция Т. Суворовой («Танцевальная ритмика» выпуск 5)

Зрители аплодируют артистам после выступления.

Муз. рук-ль. Ребята, как вы думаете, в каком театре может выступать

наша Баба-Яга? Дети. В театре кукол.

Золотая маска. Внимательно посмотрите на фотографии театров города

Перми и покажите нам Пермский театр кукол.

Дети показывают и рассказывают о театре.

Муз. рук-ль. Где находится театр кукол?

Золотая маска. Наше небольшое путешествие в страну «Театр» подошло

к концу. Ребята, я не знаю, кем вы станете, когда будете

взрослыми, как сложится ваша судьба. Но мне очень хочется,

чтобы вы всегда оставались добрыми, интересными,

талантливыми и любили Театр. Что вы скажете всем на

прощанье?

Муз. рук-ль. Как хорошо, что есть Театр!

Всегда он есть и с нами будет!

Кто посмотрел хоть раз спектакль,

Тот никогда уж не забудет!

Дети прощаются с гостями и покидают зал.

УРОКИ ТЕАТРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Большакова А. И.

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 2»

г.Стерлитамак

Россия

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно - жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки,

И с ними светлый мир добра!

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал добрым и радостным.

Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приемы индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Одним из оптимальных способов, на мой взгляд, является театральное искусство. Театр – это коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми группами, овладевает навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении очень естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.

Как можно использовать методы и приемы театральной педагогики в начальной школе? Дети разыгрывают сценки, читают стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой участвуют в школьных праздниках.

Уроки театра в начальной школе проводятся по программе. Программа этих занятий основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, сценической пластикой, импровизацией, драматизацией.

Задачей уроков театра является воспитание у младших школьников способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений, уметь воссоздавать в воображении и уяснять смысл отдельных эпизодов, уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах.

Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи действия в условиях вымысла, помогает придать импровизации определенную завершенность. В этих условиях больше всего оправдывают себя игры-драматизации, составленные по народным сказкам, рассказам, басням и стихам.

Показателем совместного творчества руководителя и учащихся является спектакль. Перед детьми встает необходимость освоения авторского текста, выяснения мыслей, намерений, взаимоотношений, действий персонажей. Исполнители должны хорошо понимать, для чего, с какой целью они произносят те или иные слова роли, что. Почему и зачем делают в каждый момент пребывания на сцене. На этой основе у них формируются осознанные требования к своему исполнению и творчеству своих товарищей, развивается потребность совершенствовать качество своего исполнения.

Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание художественного развития младших школьников на театральных занятиях осуществляется путем анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать.

В зависимости от содержания, цели и задач используются следующие типы уроков: урок-рассказ, урок-упражнение, урок-игра, урок-работа над спектаклем, который делится на урок-обсуждение сценария, урок-пробу на роль, урок-репетицию. Также используются комбинированные уроки.

ВЫВОДЫ

1.Уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности.

2.Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

4.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

5.Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

6.В педагогическом процессе уроки театра находятся в тесном взаимодействии с другими видами деятельности – обучением, трудом,они приучают школьников к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.

7.Разумная, тщательно подготовленная организация уроков театра дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.

8.Уроки театра, участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение, что очень важно само по себе.

Театр!

Первые спектакли, первые любимые персонажи, первое ни с чем не сравнимое свое зрительское восприятие: вот-вот откроется занавес, и оживет удивительная сказка, населенная злыми и добрыми феями, возникнет мир волшебных превращений, счастливых детских историй….

Становясь старше и посещая вечерние спектакли, дети еще по настоящему не понимают любви, ревности, политических разногласий, ужасов войны, страха одиночества, человеческой боли. Но они смотрят неотрывно. Ведь в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание.

В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других -тех, кто на сцене, - он может понять себя, окружающих, весь мир.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белянская Л.Б.сост. Хочу на сцену. Симферополь. 1997.

2. Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения». М., 1984.

3. Сорокина С. Ф. Программа: «Театр, творчество, дети». М., 1995.

4. Стуль М.Воспитание искусством: в театр всей семьёй.Челябинск.1986.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?. М.,2001.