Доде альфонс

Альфонс Доде является французским романистом и драматургом. Годы жизни - 1840-1897. Писателя по праву считают талантливым автором рассказов из будней Прованса, творцом знакового романтичного персонажа и хвастуна по имени Тартарена из Тараскона.

Биография Альфонса Доде начинается с даты - 13 мая, 1840 года. Родился будущий литературный творец в городе Ниме в семье Винсена Додэ, собственника небольшого производства шелковых тканей (1806-1875). Семья вынуждена была переехать в Лион в 1848 году, вследствие разорения. Фабрику пришлось продать. Альфонс не имел материальной возможности обучаться в высшем заведении. После окончания средней школы он поступил в провинциальный колледж на должность помощника преподавателя. Но вскоре Доде оставляет данное задание и в 17 лет вместе со старшим братом Эрнестом отправляется в Париж на заработки. Зарабатывать на жизнь он решил журналистским трудом. О данном жизненном периоде повествует автобиографический роман под названием «Малыш» (1868, Le Petit Chose).

С 1859 года Альфонс начал сотрудничать с несколькими газетами в качестве репортера и театрального критика. В 1860 году талантливый автор был представлен де Морни, герцогу занимающему пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Альфонс Доде работал секретарем, данное занятие ни коей мере не мешала заниматься ему журналистикой и литературой. На службе у герцога Доде пробыл 5 лет до самой смерти де Морни в 1865 году.

1867 год знаменуется торжественным событием для писателя, состоялась женитьба Альфонса и Юлии Аляр. От их брака родилось 3 детей: Ленно, Люсьен и дочка Эдме.

Творческая биография Альфонса Доде

В газетах постоянно печатались истинные лирические новеллы о людях и природе Прованса (1866-1868). Также они были опубликованы отдельной книгой в 1869 году. Она имела название «Письма с моей мельницы». В то же время опубликовали текст самого первого романа «Малыш» в прессе. В 1868 году произведение вышло отдельной книгой. Два творения принесли автору не только славу, но и деньги.

Декабрь 1869 - март 1870 в газетах напечатали его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона». В 1872 году творение вышло отдельной книжкой.

К тридцатилетию Альфонс Доде завоевал небывалую популярность и стал одним из наиболее известных писателей во Франции. Он смог сблизиться с ведущими литераторами государства, подружиться с Золя, Флобером, Тургеневым (на тот момент проживал в Париже), братьями Гонкур.

Новый прилив популярности приходится на 1874 и 1876 года после выхода в свет романов «Фромон младший и Рислер старший», «Джек».

Произведения, принёсшие Доде мировую славу, были написаны за одно десятилетие (1866-1876). Он прожил еще два десятилетия и умер в 1897 году. Каждый год, одарённый творец выпускал по роману. Большинство из этих произведений не отвечали уровню его первых книг, но все они обладали высочайшими художественными качествами. Благодаря данным показателям Альфонс Дидо числился в первой «пятёрке» самых заслуженных писателей конца 19 века во Франции.

Поздний период творчества характеризуется усилением критических тенденций. Автор делает упор на острые социально-разоблачительные произведения, такие как романы 1877 года - «Набоб», 1879 - «Короли в изгнании», 1881 - «Нума Руместан», 1883 - «Евангелистка», 1888 - «Бессмертный».

В 80-х годах Альфонс вновь возвращается к образу Тартарена из Тараскона и сочиняет еще 2 романа об этом персонаже: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» - 1885 и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» - 1890.

К середине 80-х у писателя наблюдается явный интерес к психоанализу, изображению внутренних, биологических побуждений, заставляющих человека делать те или иные поступки - «Сафо» (1884), «Роза и Нинетта» - 1891, «Маленький принц» - 1895, «Опора семьи» - 1897.

Самой известной пьесой Доде является драматургическая переделка его рассказа «Арлезианка» - 1872. На данное творение повлияла музыка Жоржа Бизе. Но всё-таки главной в биографии Альфонса Доде обнаруживается проза с двумя ответвлениями. Первое насыщено юмором, яркостью воображения, иронией, второе характеризуется точностью натуралистических наблюдений, предельной реалистичностью. К первому варианту принадлежат провансальские «Письма с моей мельницы» - 1869, «Тартарен из Тараскона» - 1872 - своеобразные и наиболее популярные творения писателя. Ко второму варианту относятся большие романы, отличающиеся реалистичностью. В них автор «срисовывает» характеры героев с реальных людей, местом действия обнаруживается зачастую Париж.

Произведения талантливого писателя переведены на множество языков.

В творении «Письма с моей мельницы» автор показывает, что имеется совсем другая жизнь, что существуют люди, проживающие отмеренный им промежуток времени только по справедливым и естественным законам природы. Они не стремятся заработать все деньги мира, не гонятся за славой и роскошью, не потворствуют порокам. Такие люди честно трудятся, искренне любят ближних людей. Они довольствуются малым, отдавая многое. Они умеют радоваться красивейшей природе Прованса и с особым мужеством встречают трудности. Рассказы о подобных героях основываются на фольклоре, народных сказках и преданиях. Действия раскручиваются на фоне волшебно сказочной природы юга Франции. Человечный мир Прованса противодействует бесчеловечному Парижу как атрибуту жестокого развития цивилизации, что и посодействовало привлечению к книге Альфонса миллионов читателей.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Доде Альфонса представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

- французский писатель. Родился в семье фабриканта шелковых тканей Винсента Доде, ведущего происхождение от севеннских крестьян. Раннее детство писателя прошло на фабрике отца, недалеко от Нима. Во время революции 1848 г. семья разоряется и в надежде поправить расстроенное состояние переезжает в Лион.

В августе 1856 г. Доде заканчивает курс риторики в лионском лицее. Не имея возможности продолжить образование, он находит работу в коллеже небольшого провинциального городка Але, где занимает скромную должность классного надзирателя.

Уже в лицее Доде начинает писать стихи. Мечты о литературной славе не оставляют его и в Але, где он создает первый поэтический сборник «Любовные мечтания». Бедность и унизительное положение классного надзирателя тяготят начинающего поэта, который осенью 1857 г. оставляет коллеж и отправляется в Париж, где обосновался его старший брат Эрнест.

В Париже, не имея средств, Доде вынужден вести нищенское полубогемное существование. Выход в свет сборника «Возлюбленные» (1868) открывает Доде путь в литературу. Критики благосклонно встречают стихи восемнадцатилетнего поэта, написанные в духе Мюссе .

В ноябре 1859 г. Доде становится сотрудником газеты «Фигаро», год спустя герцог Морни, председатель Законодательного корпуса, предлагает Доде место секретаря в своей канцелярии. Должность секретаря приносит Доде материальную обеспеченность, дает возможность проникнуть за кулисы политической жизни, оставляет достаточно свободного времени для литературных занятий. В это же время Доде увлекается идеей возрождения провансальской народной культуры. Этому способствует его знакомство с крупнейшим провансальским поэтом Фредериком Мистралем и членами ассоциации провансальских поэтов, пытавшихся на основе провансальского диалекта вернуть южнофранцузской поэзии былую славу. Не разделяя полностью все взгляды сторонников Мистраля, Доде воспринял идеализацию патриархального деревенского Прованса. Эта тема стала главной в его раннем творчестве.

Пребывание по нескольку месяцев в году на юге (по предписанию врачей) позволяет Доде близко наблюдать быт и нравы Прованса. Так рождаются рассказы, вошедшие в сборник «Письма с моей мельницы» (1869), которые автор печатает вначале в газетах и журналах. Публикация сборника приносит Доде прочную литературную известность. Здесь определяется круг тем и излюбленные персонажи Доде Это обитатели Прованса – крестьяне, ремесленники, пастухи, сторожа маяка. Отношение к ним автора – сочувственно-ироническое, в традициях народного фольклора, фаблио.

Звучит в сборнике и тема социального неравенства: «Секрет деда Корнеля», «Санжинергкий маяк» и др. С горечью повествует Доде о наступлении рыночных отношений на патриархальную деревню. Но темы эти звучат приглушенно, не достигая того накала, который свойствен произведениям Золя. Натурализм описаний умеряется романтическим отношением к действительности. Особенно хорошо удаются Доде зарисовки природы. Доде проявляет себя мастером мягкого поэтичного пейзажа.

В 1867 г. происходит изменение и в личной жизни писателя. Он женится на Жюли Аллар, ставшей его неизменной помощницей в литературных занятиях. Первенец Доде – Леон – тоже впоследствии станет литератором и свяжет свою жизнь с Жанной Гюго – внучкой прославленного поэта.

В 1868 г. появляется первый роман Доде «Малыш» . По жанру роман представляет собой лирический дневник ребенка, взрослеющего и открывающего для себя окружающую действительность с ее противоречиями, несправедливостью, контрастом богатства и бедности. Роман имеет автобиографическую основу, хотя сам Доде предостерегал от прямого отождествления его с героем – Даниэлем Эйсетом. Многие эпизоды, особенно во второй части, являются вымышленными (литературные неудачи героя, смерть брата Жака и др.).

Несмотря на тенденциозность и излишнюю сентиментальность последних глав, снижающих достоинства романа, книга подкупает искренностью и безыскусственностью тона, сочетанием мягкого юмора, лиризма и иронии – теми чертами, которые, начиная с ранних произведений («Письма с моей мельницы», «Малыш»), определяют своеобразие стиля Доде.

В романе «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872) писатель вновь возвращается к теме Прованса. Роман, первые главы которого появились в газетах «Пти Монитер» и «Фигаро» в 1869-1870 гг., имел заголовок «Провансальский Дон Кихот, или Приключения знаменитого Барбарена из Тараскона», достаточно точно указывающий на те ориентиры, которым следовал Доде. Образ главного героя Барбарена, ставшего в окончательном тексте Тартареном, связан с провансальскими анекдотами о трусах и хвастунах, разыгрывающих из себя храбрецов и удачливых охотников. Эти сюжеты, имеющие широкое распространение в разных странах, указывают на давнюю народную традицию. Другой прототип добродушного и самовлюбленного провансальского обывателя – литературный. От Дон Кихота он наследует безудержную фантазию, легковерие, авантюризм. Комизм персонажа во многом проистекает от соединения в образе Тартарена черт Дон Кихота и Санчо Пансы.

Однако юмор романа Доде не подражателен. Он имеет провансальские, народные корни. Таковы рассказы о жизни славных тарасконцев, поездке в Алжир, охоте на львов, увлечении «восточной» красавицей. За стихией веселья и юмора, пронизывающей книгу, можно увидеть и некоторые черты эпохи. Ощутима в ней и пародия на восточные страсти, экзотику и ложный романтизм колониальной литературы. Многие эпизоды и речевые обороты из романа широко вошли в европейский культурный обиход. Имя Тартарена стало нарицательным. Эксплуатируя успех, Доде создает в 80-е годы еще две части трилогии: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконского героя» (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

В «Тартарене в Альпах» Доде сталкивает непосредственного, жизнерадостного Тартарена с изысканным обществом туристов-космополитов, праздных, холодных, пустых. Действие романа «Порт Тараскон» воскрешает атмосферу колониальных авантюр последней трети XIX в.: тарасконцы оккупируют один из затерявшихся в Тихом океане островов, который оказывается английской колонией. Захватчики вынуждены покинуть его в течение 24 часов. В этой книге, как и в первых двух, много необычных приключений и смешных историй. Однако добродушный юмор сменяется здесь сарказмом. Автор развенчивает Тартарена-колонизатора.

От «провансальских идиллий» к социальной тематике Доде переходит под влиянием политических событий начала 70-х годов. Важную роль в его эволюции сыграла франко-прусская война. Вступив поначалу в национальную гвардию, Доде быстро разочаровывается и в монархистах, и в республиканцах периода III Республики. Не принял он и Парижскую Коммуну. Настроения эти нашли отражение в сборниках очерков и рассказов: «Письма отсутствующему» (1871), «Рассказы по понедельникам» (1873), «Робер Эльмон. Дневник отшельника» (1874), а также в серии социально-бытовых романов, многие из которых имеют подзаголовок «Парижские нравы»: «Фромон младший и Рислер старший» (1874), «Джек» (1876), «Набоб» (1878), «Короли в изгнании» (1881), «Евангелистка» (1883), «Сафо» (1888), «Опора семьи» (1897). Писал Доде и повести: «Роза и Нинетта» (1892), «Маленький приход» (1895).

В обширном наследии Доде есть и драматические произведения. Первые пьесы, написанные еще в пору службы в канцелярии, внушили Доде надежды на успех у зрителя. Однако провал «Арлезианки» (1872) более чем на десятилетие отдалил Доде от театра. Возвращение в 1889 г. отмечено постановкой драмы «Борьба за жизнь» (1889), трактующей тему молодого человека конца XIX столетия. За ней последовали «Преграда» (1890), «Лгунья» (1892). Свои мысли о сцене Доде изложил в книге заметок «Между кулисами и рампой» (1894). Общий итог жизни запечатлен в литературных мемуарах «Тридцать лет парижской жизни» (1888), «История моих книг» (1888), «Воспоминания литератора» (1888).

Долгий творческий путь Доде дает возможность проследить этапы становления писателя в 60-е, 70-е, 80-е годы. Радостное мироощущение «провансальских книг» сменяется в 70-е годы социальной проблематикой. Романы этого периода рисуют историю деградации буржуазной семьи («Фромон младший и Рислер старший» и др.). В романе «Джек» Доде резко критикует систему образования современной Франции, сочувственно говорит о невыносимых условиях труда рабочих, приводящих героя к гибели. В романе «Набоб» изображены нравы II Империи. «Короли в изгнании» и «Нума Руместан» поднимают вопросы о судьбах монархии и политических нравах эпохи. В создании этих произведений Доде использовал наблюдения, сделанные им в пору службы в канцелярии герцога де Морни.

Сближение с Флобером , Золя, Эд. Гонкуром, Тургеневым, постоянное участие в «Обедах пяти» более непосредственным, личным образом вводит Доде в орбиту литературных споров эпохи. Испытывая заметное влияние натуралистической доктрины, Доде вместе с тем не стал ее законченным последователем. Критикуя социальную действительность, он обычно переносит конфликты в этический план. Ему присущ дух морализаторства, ведущий к упрощению психологических характеристик, делению героев на положительных и отрицательных. Не достигает он и тех глубин «физиологической психологии», которые свойственны Флоберу. Доде лучше удаются яркие запоминающиеся портретные характеристики и увлекательные сюжеты. Композиционно его романы обычно строятся как ряд драматических эпизодов, динамично сменяющих друг друга. Все это сделало Доде популярным у широкого читателя.

Биография

Романы

  • «Фромон младший и Рислер старший» (англ.) русск. (Fromont jeune et Risler aîné, 1874)
  • «Сафо» (Sapho, 1884)
  • «Джек» (Jack, 1876)
  • «Набоб» (Le Nabab, 1877)
  • «Короли в изгнании» (Les Rois en exil, 1879)
  • «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (Tartarin de Tarascon, 1872)
  • «Тартарен в Альпах» (Tartarin sur les Alpes, 1885)
  • «Бессмертный» (L’Immortel, 1888)
  • «Порт Тараскон» (Port-Tarascon, 1890)

Сборники рассказов

  • «Рассказы по понедельникам»
  • «Письма с моей мельницы»

Пьесы

  • «Арлезианка» (1872),
  • «Борьба за существование» (1889)

Литературные воспоминания

  • «Воспоминания литератора» (1888)
  • «Тридцать лет в Париже» (1888).

Библиография

Экранизации

Литература

  • Золя Э. Альфонс Доде // Э. Золя. Собр. соч.. - М ., 1966. - Т. 25.
  • Пузиков А. Альфонс Доде и реалистические традиции // Пузиков А. И. Портреты французских писателей. - М ., 1967.
  • Bornecque J.-H., Les années d’apprentissage d’A. Daudet, P., 1951.
  • Dobie G.-V., A. Daudet, L., 1949.
  • Sachs М., The career of A. Daudet, Camb. (Mass.), 1965.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 13 мая
  • Родившиеся в 1840 году
  • Родившиеся в Ниме
  • Умершие 17 декабря
  • Умершие в 1897 году
  • Умершие в Париже
  • Писатели Франции
  • Драматурги Франции
  • Умершие от сифилиса

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доде, Альфонс" в других словарях:

    - (Daudet) (1840 1897), французский писатель. В трилогии «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872 90) создал юмористический тип провинциального буржуа, сибарита и фанфарона. Книга рассказов и очерков о Провансе «Письма с моей… … Энциклопедический словарь

    Доде, Альфонс - Альфонс Доде. ДОДЕ (Daudet) Альфонс (1840 1897), французский писатель. В трилогии “Необычайные приключения Тартарена из Тараскона” (1872 90), опираясь на народные традиции, создал яркий юмористический тип провинциального буржуа сибарита и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Daudet) Доде (Daudet) Альфонс (1840 1897) Французский писатель романист. Автор трилогии Необычайные приключения Тартарена из Тараскона (1872 1890). Афоризмы, цитаты Сколько таких господ, на библиотеках которых можно было бы наклеить, как на… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Альфонс Доде Alphonse Daudet Дата рождения: 1840 Место рождения: Ним … Википедия

Романы Альфонса Доде известны многим французам и особенно в Лангедоке. Родина Доде-известного французского писателя 19 века это Прованс, был в то время одной из самых отсталых французских провинций, где еще чтился патриархальный уклад жизни.Несмотря на это Прованс отличался своеобразием, о котором писал Э. Золя в очерке о Доде: «Надо

знать Прованс, чтобы понять оригинальную прелесть поэтов, посылаемых им к нам. Они вырастают там, среди тмина и лаванды, полугасконцами, полуитальянцами,
убаюкиваемые ленивыми гре­зами и пленительной ложью. У них в крови солнце, а в голове песни птиц. Они являются в Париж, чтобы завоевать его, с такой наивной смелостью, что это одно уже наполовину обес­печивает за ними успех… В неумолимой парижской среде, истирающей характеры, точно жернов, они остаются самими собой, сохраняют характер родины, впечатлительность натуры и картинность языка, по которой их всегда отличишь от других. Это - природные поэты, и в сердце у них всегда живут песни родины».
Альфонс Доде родился 13 мая 1840 г. в древнем городе Ниме в семье владельца небольшой фабрики шелковых тканей Винсена Додэ. Предки писателя были крестьянами, но родители относились уже к буржуазной среде. Его отец, владелец фабрики по производству шелка, был всецело занят обогащением. Мать была набожной женщиной и много времени посвящала церкви, а не воспитанию детей. Альфонс был предоставлен самому себе и все время проводил на фабрике или в огромном саду, который отделял ее от родительского дома. Но в 1848 г. революция всколыхнула даже самые отдаленные уголки страны. Патриархаль­ность Прованса начинает отступать под натиском капитализма, обостряет­ся конкуренция, в результате чего многие мелкие предприниматели разо­ряются, и среди них отец Альфонса Доде. Обедневшее семейство переезжает в город Лион, где по окончании лицея шестнадцатилетний Альфонс поступает служить воспитателем в кол­леж для детей местных богатеев. Но после 7 месяцев работы в возрасте семнадцати лет вместе со старшим братом Эрнестом переезжает в Париж, чтобы зарабатывать себе на жизнь журналистским трудом.

Об этом периоде его жизни повествует автоби ографический роман «Малыш» (Le Petit Chose, 1868). Так пришел в литературу молодой Альфонс Доде, щедро принеся в дар читателям всего себя - свою непосредственность южанина, свой верный глаз и доброе сердце. Таким его узнали и полюбили современники.

Уже в 1858 году, он работал в различных газетах и опубликовал свой первый сборник стихов Amoureuses. Альфонс ведёт богемный образ жизни. И даже заболевает сифилисом. Чтобы вылечиться, он отправился на Корсику, Алжир и в Прованс, где он будет черпать вдохновение для своих шедевров.Таким является «Письма с моей мельницы» опубликованном только в 1869 году.

В 1860 году Альфонс был представлен герцогу де Морни, который занимал пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Доде получил должность одного из секретарей, что не помешало Альфонсу заниматься журналистской и литературной деятельностью. На службе у де Морни Доде провел почти пять лет, до самой смерти

герцога в 1865 году.После этого Альфонс оказывается в сложном финансовом положении. В 1867 году он женится на богатой парижанке Юлии Аллард и у них будет 3-е детей. Эта женщина была музой для него, так как она чувствовала как он муж вдохновлялся и писал романы после посещения своего любимого Прованса.Такая поддержка жены даёт заниматься ему исключительно писательским трудом. На тему любви, творчества и вдохновения у Альфонса появятся рассказы под названием , которые актуальны и сейчас.

С декабря 1869 года по март 1870 года в газетах печатается его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», который выходит отдельной книгой в 1872 году.

Любопытна история появления этого романа.В 1868 году роман стал печататься в газете «Пти монитор» без подписи,под заголовком «Барбарен из Тараскона». Но после опублоикования нескольких фельетонов этого романа выпуск прекратили. Сам Доде объяснял это отсутствием успеха у читателя, однако его сын Люсьен
приводит более правдоподобную причину: «Подтрунивание над администрацией [алжирской] было плохо воспринято в высших сферах». Доде передал «Барбарена» в «Фигаро», однако и тут ему не повезло. «Секретарем редакции «Фигаро» был в ту пору Александр Дювернуа… По странному стечению обстоятельств, я встретил Александра Дювернуа девять лет назад во время моей веселой экспедиции: он был тогда скромным чиновником гражданской администрации в Милианахе и с тех пор сохранил воистину благоговейное отношение к нашей колонии. Раздраженный, рассерженный тем, как я описал дорогой его сердцу Алжир, он, хотя и не мог помешать публикации «Тартарена», устроил так, что вещь была разорвана на куски, которые под ужасающим стереотипным предлогом «обилия материала» печатались так редко, что маленький роман растянулся в газете на столько же времени, что и «Три мушкетера»… Потом новые волнения. Герой моей книги именовался тогда Барбарен из Тараскона. И надо же так случиться, что в Тарасконе жило старинное семейство Барбаренов, которое пригрозило мне жалобой в суд, если я не изыму их имя из этого оскорбительного фарса. Мой суеверный страх перед судами и правосудием заставил меня согласиться заменить Барбарена на Тартарена уже в корректуре, которую пришлось пересматривать строчку за строчкой, скрупулезнейшим образом охотясь за литерой «Б». Несколько штук на трехстах страницах, должно быть,ускользнуло от моего взгляда, и в первом издании можно найти и Бартарена,и Тарбарена…» («История моих книг»).Отдельной книгой «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» вышли после франко-прусской войны, в 1872 году, в издательстве Дантю с посвящением нимскому приятелю Доде Гонзагу Прива. Книга расходилась хорошо, хотя и не имела сначала такого шумного успеха, как последующие романы Альфонса Доде. Далеко не все читатели поняли то, что составляло предмет гордости автора — типичность главного героя. Именно это Доде подчеркнул эпиграфом и об этом писал в «Истории моих книг: «Должен признаться, что, при всей моей любви к красивому слогу, к гармонической и яркой прозе, я не считаю, что в них заключено для романиста все. Ею истинной радостью остается иное: создавать живые существа, силой правды пустить по земле типы, которые потом сами начинают бродить среди людей с тем именем, с теми жестами и ужимками, которыми наделил их автор и которые заставляют говорить о них, — любимы ли они или презираемы, — вне связи с их создателем. Я сам всегда испытываю одно и то же чувство, когда при мне говорят об одном из прохожих на жизненном пути, об одной из марионеток в комедии политической, художественной или светской.»

К 30 годам Альфонс Доде стал одним из самых знаменитых французских писателей, сблизился с кругом ведущих литераторов страны, подружился с Флобером , Золя , братьями Гонкур и с Тургеневым , живущим тогда в Париже.

Во время Франко-прусской войны писатель вступил солдатом в пехотный полк. В «Рассказах по понедельникам» он обличал бездарное командование и прославлял патриотизм и благородство простых людей. К Парижской Коммуне 1871 г. Доде отнесся враждебно.

Главные произведения писателя, романы Альфонса Доде,которые принесли ему мировую известность, были написаны в течение одного десятилетия (1866-1876), но он жил еще более 20 лет (умер в 1897 году) и почти ежегодно выпускал по роману, большинство из которых, хотя и не поднимались до уровня его первых книг, но обладали высокими художественными качествами, позволявшими числить его в первой «пятерке» самых крупных писателей Франции конца XIX века.

В позднем периоде творчества Доде усиливаются критические тенденции, он пишет острые социально-разоблачительные романы («Набоб» - 1877; «Короли в изгнании» - 1879; «Нума Руместан» - 1881; «Евангелистка» - 1883; «Бессмертный» - 1888). В 80-е годы писатель вновь обращается к образу Тартарена из Тараскона и пишет еще два романа о нем: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» - (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

Из пьес Доде самая известная - драматургическая переделка его собственного рассказа «Арлезианка» (L’Arlesienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Жоржа Бизе. Вы можете включить это видео и продолжать читать, эта музыка носит неповторимую атмосферу того времени…

Но главное в творчестве Доде - проза. Здесь можно выделить два главных направления: одно отличают юмор,ирония и яркость воображения; другому свойственна натуралистическая точность наблюдений, предельная реалистичность. К первой категории относятся провансальские «Письма с моей мельницы» (Lettres de mon moulin, 1869) и «Тартарен из Тараскона» (Tartarin de Tarascon,1872) - самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат, в основном, большие реалистические романы, в которых он, не показывая особой фантазии, списывает характеры с реальных лиц, а местом действия чаще всего выбирает Париж.

Писатель высоко ценил русскую литературу, особенно Толстого и Тургенева, с которыми он поддерживал дружеские отношения, внимательно прислушивался к советам последнего. Он имел читательский успех в России, где много раз переводилась история Тартарена. По рекомендации Тургенева, роман «Короли в изгнании» печатался в русском переводе в «Новом времени» в июле 1879 г., на месяц раньше, чем во Франции.

Отличается Доде от своих современников в области романа преимущественно тем, что вовсе не претендует на спокойствие и бесстрастие, на научную объективность или артистическое служение форме, одной только форме. Подобно Диккенсу, с которым его часто и не без основания сравнивают, он любит или ненавидит своих героев, живет их жизнью и часто говорит не только их устами, но прямо от своего лица, вопреки одному из главных правил натуралистического кодекса.

Герой писателя носит образ «маленького человека», взятого из различных слоев общества и показанного с любовью и юмором. Автор делает акцент на его душевной жизни, его мечтах и устремлениях, но жизнь зло смеется над мечтой героя Доде, терпящего душевный крах в силу обстоятельств, глубоко враждебных светлому гуманистическому началу.

Последние годы жизни Доде переживал творческий кризис. Умер Доде в Париже в 1897 году и похоронен на кладбище Пер-Лашез.

В этом видео Вы можете посмотреть экранизацию знаменитого романа Альфонса Доде “Тартарен из Тараскона”.

Тартарен – маленький толстенький человек из провинциального французского городка позапрошлого века. Каждый день он собирается в свое Большое Путешествие. При этом ни разу в жизни ему так и не удалось покинуть Тараскон. Собираясь спасать экспедицию в Альпах, он слишком долго тренируется и проверяет снаряжение — и экспедиция уже спасена без него. Намереваясь вызволять пострадавших от лавины, он никак не может решиться, и доброе дело совершает кто-то другой. Наконец, подготовившись к очередной миссии, он встречает молодую приезжую барышню, которая влюбляется в него – и уж какая теперь экспедиция!Жители Тараскона бесконечно подтрунивают над Тартареном. И череда комических ситуаций, случайных совпадений, розыгрышей соседей приводит к тому, что Тартарен…наконец совершает подвиг своей жизни. И весь город восхищается им…

Основные произведения: романы Альфонса Доде «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872), «Тартарен в Альпах» (1885), «Порт Тараскон» (1890), «Малыш» (1868), «Фромон младший и Рислер старший» (1874), «Джек» (1876), «Набоб» (1877), «Короли в изгнании» (1879), «Нума Руместан» (1881), «Евангелистка» (1883), «Сафо» (1884), «Бессмертный» (1885) и другие; сборники рассказов «Письма с моей мельницы» (1869), «Рассказы по понедельникам» (1873); книги воспоминаний; пьесы.

Наиболее известные высказывания и афоризмы Альфонса Доде: