Что такое испытание любовью для обломова. Сочинение «Испытание любовью Обломова. Прошел ли испытание любовью Обломов

«Испытание любовью» на примере произведения И.А. Гончарова «Обломов»

Важное место в романе «Обломов» занимает тема любви. Любовь по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь.

Основная сюжетная линия в романе - взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценности человека через его интимные чувства, его страсти. Не отступает писатель и от наиболее тогда популярного разрешения подобной ситуации. Гончаров показывает, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность.

Духовному миру Ольги Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В тексте романа есть совпадение, которое оказывается прямо-таки символическим. На той же странице, где впервые произносится имя Ольги Ильинской, впервые же появляется и слово «обломовщина». Впрочем, в этом совпадении не сразу можно увидеть особый смысл. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью, взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов пройдет успешно, говоря словами Чернышевского, «гамлетовское воспитание» и возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в натуре Обломова свойства непосредственности, которая в свою очередь, вылилась в сильный душевный порыв, в страсть, бросившие его навстречу прекрасной девушке, и два человека « не лгали ни перед собой, ни друг другу: они выдавали то, что говорило сердце, а голос его проходил через воображение».

Вместе с чувством любви к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Герой преображается настолько, что Ольга, все более увлекаясь Ильей Ильичем, начинает верить в его окончательное духовное возрождение, а затем и в возможность их совместной, счастливой жизни.

Гончаров пишет, что его любимая героиня «шла простым природным путем жизни... не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли... Ни жеманства, ни кокетства, никакой мишуры, ни умысла!» Эта молодая и чистая девушка полна благородных помыслов в отношении к Обломову: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил... Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу?» И как много своих душевных сил и чувств отдала Ольга, чтобы достичь этой высокой моральной цели. Но, даже любовь здесь оказалась бессильной.

Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и по существу враждебных любовному чувству. Скоро оказалось, что чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро рассеиваются у Обломова. Необходимость принимать решения, женитьба - все это так пугает нашего героя, что он торопится убедить Ольгу: «... вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали». Разрыв между Ольгой и Обломовым естественен: слишком несхожи их натуры. Последний разговор Ольги с Обломовым обнаруживает всю огромную разницу между ними. «Я узнала, - говорит Ольга, - недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова. Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого».

Счастье оказалось кратковременным. Дороже романтических свиданий оказалась для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. «Спит безмятежно человек» - вот каким видится Илье Ильичу идеал существования».

Тихое угасание эмоций, интересов, стремлений да и самой жизни, вот все, что осталось Обломову после яркой вспышки чувств. Даже любовь не смогла вывести его из состояния спячки, изменить его жизнь. Но все - таки, это чувство смогло, пусть на короткое время, пробудить сознание Обломова, заставило его «ожить» и почувствовать интерес к жизни, но, увы, только на короткое время! По мнению Гончарова любовь - это красивое, яркое чувство, но одной любви оказалось недостаточно, чтобы изменить жизнь такого человека, как Обломов И.А. Гончаров «Обломов», «Просвещение», М.1984 г. - С. 34.

«Любовь – претрудная школа жизни» И.И.Обломов

«Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» Иннокентий Анненский

Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит? Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

Идеальная жизнь для Обломова 1. Деревня 2. Жена 3. Новый, покойно выстроенный дом 4. Добрые соседи-приятели 5. Музыка 6. Поэзия 7. Любовь

Для Штольца «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»

Ольга Ильинская Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, «тонкая натура», «естественное проявление мысли, чувства, воли», «недюжинная девушка»

План возрождения Обломова: Отучить спать после обеда Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц Заставить читать каждый день газеты и рассказывать ей новости Заставить писать в деревню письма Заставить дописать план устройства имения Заставить приготовиться ехать за границу

Зачем ей все это надо? Чтобы удивился Штольц её способностям («И Штольц не узнает его, воротясь».) Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею.(« Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её») Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. (« Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..»)

Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? «Встает он в семь часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем… Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…Он весел, напевает…отчего же это?»

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера: глубину своих переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…; - в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

Ольга берет на себя роль “путеводной звезды”. Ольга пытается “поставить Обломова на ноги”, научить действию, вывести из покоя и лености. Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает “червь неуверенности и лености” и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина. В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку.

Любовь Ольги для него превратилась из “радужной” в “требующую”. Обломов начинает чаще обедать дома, ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. “ Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу...”

Кто виноват в причине разрыва их отношений?

“ ...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..” "Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу..." "Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!« (У него нет сил сопротивляться ей, и Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически.)

Композиция романа

Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй-третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время.

В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья. Любовь пронизывает весь роман Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, пробуждая в них жажду действия и познания. И это неудивительно, потому что автор пишет: «И в самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом,то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности». В, своем романе Гончаров открывает самые различные грани любви связанных с ней понятий семьи, брака. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы, слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ. Штольц и Обломов связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и насколько больше, чем любое другое сравнение оно дает. Любовь Обломова и Ольги пробуждает все самое лучшее в душе их любовь - цветущая ветка сирени, символизирующая «цвет жизни», яркая летняя природа, вызывающая самые радужные грезы. Н с наступлением осени сирень отцвела и любовь, похожая на прекрасную сказку, прошла. Ольга и Обломов жили в каком-то воображаемом, мифическом мире, наполненном будущими идеалами. Но, столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разбился и разлетелся на тысячи осколков, а с ним и любовь. Возможно, прав был Штольц, говоря, что для Ольги это была не любовь, а лишь подготовка к будущей любви, и это верно и для Обломова, который верит не в живого человека, а, скорее, в придуманный образ. Ведь если бы Обломов до конца понял натуру Ольги, ему бы не пришло в голову поместить ее в свой будущий воображаемый семейный мир. Обломов так видит свой идеальный брак: «А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет…» Герой, выросший в Обломовке, не знает и не верит в существование другого счастья: «Да не это ли - тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается - мы страдаем: стало быть, мой идеал - общий идеал? о Может быть, Обломов по-своему прав. Для Ольги любовь - это, прежде всего долг, и сама героиня не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась «роль путеводной звезды, светлого луча», который направлял Илью Ильича Обломова. В образе Ольги - христианское начало. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его и вывести к свету. Не случайно Ольга исполняет для Обломова обращение молодой девушки к богине Артемиде - одной из трех непорочных божественных дев мифологии. Эта богиня - прообраз Святой Девы. Ольга, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из той тьмы, на которую он ее обрек. Вся любовь Ольги подчинена чувству долга, но ее надеждам не суждено сбыться: Ольга, по мнению Штольца, любила не самого Обломова, а тот образ, который она создала в своем воображении. Это верно: как могла Ольга преклоняться перед таким Обломовым, каким он был на самом деле? Когда Ольга поняла, что не сможет его переделать, они расстались. Но героиня Гончарова все-таки находит героя, достойного преклонения, этим человеком становится для нее Штольц. Штольц, как и Обломов, видит в любви спокойное долгое чувство, однако не пущенное на самотек, а постоянно контролируемое: не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, все должно быть разложено по полочкам, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. На первый взгляд, очень правильные и логичные рассуждения, но что-то в них смущает Ольгу. Она, конечно, счастлива со Штольцем, но откуда-то появляются странные сомнения и внезапная грусть. Наверное, это тоска по тому безумному искреннему счастью, которое она испытала, живя в своем идеальном мире с Обломовым, тоска по своим ушедшим мечтам, по безумной, всеобъемлющей страсти, которую не может дать ей Штольц. Но и Андрей Штольц не настолько уверен в своей правоте, как это кажется сначала. Еще до свадьбы с Ольгой он «много мыслительной заботы посвятил сердцу и его мудреным законам»., к этому периоду относится его рассуждение о видах любви: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром…» - вот назначение любви, по мнению Гончарова. Штольц пытается разобраться в сущности любви и приводит примеры различных семейных отношений: «…одни мужья в своих отношениях с женами всегда напоминают сфинкса с его загадкой, все будто что-то непонятное, недосказанное… другие нетерпеливо сбывают с плеч весну жизни; многие даже косятся потом весь век на жен своих… третьих любовь не покидает долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира…» И, наконец, «большая часть вступает, а брак, как берут имение, наслаждаются их существенными выгодами…» Но ничего из этого не подходит самому Штольцу, он выбрал свой собственный метод. Гончаров симпатизирует Штольцу и задумал его как новый идеализированный образ прогрессивного человека нового поколения. Универсальность и совершенство Штольца отразились и на его семье. Семья Штольца - идеал семьи для Гончарова, брак Ольги ид Штольца - это брак двух культур, символизирующий единство людей на земле. И живут они в Крыму, в центре объединения народов, синтеза природных начал. Этот брак - идеал по своей сущности, все в нем продумано до мелочей, это брак «идеального» мужчины «идеальной» женщины. Жизнь Агафьи Пшеницыной и Ильи Ильича Оломова представляет собой идиллическую петербургскую Обломовку, она устраивает и делает счастливыми их обоих. Илье Ильичу не 1 нужна горячая жизнь сердца, он не хочет, чтобы у него действовало ж воображение - все это нехорошо для него уже одним тем, что тогда «он спит непокойно». Главный критерий ценности существования у Обломова остается непоколебимым: спокойно спать. Агафья Пшеницына умеет безвозмездно, без сожаления все отдавать любимому человеку, для нее любовь - это возможность отдавать, она была бы счастлива, отдать жизнь за Обломова и сделала бы это, не задумываясь.

Роман Гончарова «Обломов» является ярчайшим социально-псхиологическим произведением 19 века. В романе автор поднимает ряд вечных тем, касающихся взаимоотношений между людьми, поиска человеком своего места в мире, а также вопросы смысла человеческой жизни. Центральная сюжетная линия книги разворачивается вокруг описания судьбы Ильи Ильича Обломова – рефлексирующего, мечтательного, интровертного человека. В жизни героя до тридцати с лишним лет не было особых потрясений, потерь и резких изменений – он их всячески избегал, стараясь любым способом уйти от активности внешнего мира. Однако судьба решила за него по-другому: самым главным испытанием в жизни стало для Обломова испытание любовью.

Сильное, всеохватывающее, стихийное чувство ворвалось в его жизнь неожиданно, на время полностью перевернув все мировосприятие героя, его отношение к миру и жизни. Ольга Ильинская стала для Обломова человеком, заставившим по-новому взглянуть на его пассивную жизнь, отказаться от привычного времяпровождения на диване и забыть о домашнем халате, сменив его на светский костюм. Однако, несмотря на стремительное развитие и взаимные чувства, их отношения завершились скорым разрывом – и причины этого лежат, прежде всего, в разном воспитании героев, их характерах и жизненных ценностях.

Обломов и Ольга: встреча двух противоположностей

Чтобы понимать, почему отношения Обломова и Ольги стали испытанием для обоих героев, важно помнить о том, в каких условиях развивались персонажи, кто влиял на становление их характеров и каковы были их основные жизненные ценности.

Илья Ильич рос в отдаленном провинциальном уголке России, где время текло очень мелено, измеряясь не минутами и секундами, а целыми сезонами. Умиротворяющая, сонная, чрезмерно спокойная атмосфера обломовщины не могла наложить отпечаток на юного героя: маленьким Илья был очень активным и любопытным ребенком, но чрезмерная родительская опека создала из него некое подобие «тепличного растения» – человека ведомого, зависимого, неспособного на активную деятельность. С другой же стороны, прекрасные пейзажи Обломовки, ее неповторимая гармоничная природа, переплетенная с фантастичными сюжетами сказок и легенд, которые рассказывала Илье няня, также повлияли на развитие личности героя. Все это воспитало в нем мечтательность, поэтичность, умение ценить красоту окружающего мира, но и эскапизм, представления о том, что даже если ничего не делать, чудесные изменения сами придут в его жизнь.

В отличие от апатичного, интровертного, рефлексирующего Обломова Ольга предстает в романе яркой, целеустремленной, уверенной в себе девушкой. Получив хорошее воспитание и образование, Ильинская продолжает развиваться, постоянно познавая что-то новое, для нее нет границ и преград в этом познании, а любая ошибка или неудача только воспаляет в ней азарт, заставляя уверенней двигаться вперед. (Для Обломова же первая и единственная неудача в карьере стала окончанием его профессиональной деятельности – после этого герой вовсе отказался работать, окончательно погрузившись в мир несбыточных иллюзий).

Жизненные цели персонажей также были совершенно разными. Яркая, деятельная Ольга хотела если не изменить мир, то хотя бы повлиять на его изменения, внести в развитие общества что-то новое и важное. Обломов же видел свое счастье в обретении утраченной атмосферы Обломовки, которая в его воспоминаниях была подобна земному раю – тихому, спокойному месту, где ему не приходилось бы ни за что отвечать либо решать что-то самому.

Почему Ольга не сумела изменить Обломова?

Различия героев отразились также на их отношениях. В любви к Илье Ильичу Ольга, прежде всего, видела свой долг изменить его, сделать совершенно другим человеком – деятельным и целеустремленным. При этом ведущим мотивом девушки была не чистая любовь и искреннее желание счастья возлюбленному, а собственный эгоизм, то, что именно она сделает из него прототип идеальной (на ее взгляд) личности. Обломов же ждал от их отношений чего-то похожего на взаимоотношения его отца и матери. В Ольге герой видел идеализированный образ прекрасной музы, которая готова будет жить с ним в «обломовском» рае, создавая столь привлекательную для героя атмосферу полудремы и умиротворения. Это недопонимание между героями, сокрытое прекрасным флером влюбленности, и является причиной расставания возлюбленных. Тем не менее, их отношения стали важным уроком для обоих персонажей, по-разному отразившись на их дальнейшей судьбе.

Как уже было упомянуто выше, в детстве обломов ассоциировал себя с героями детских сказок и легенд, все время ожидая того самого переворотного момента, чуда, которое полностью перевернет его жизнь. Именно таким чудом, свалившимся на Илью Ильича, подобного лежащему на печи Емеле, стало испытание героя любовью. Обломов знал, что по сюжету сказок пассивный до этого персонаж после прохождения ряда трудностей становился другой личностью, его внутренний потенциал раскрывался, и он достигал невиданных доселе высот.

Однако, как показывает в своем романе Гончаров, сказки слишком далеки от реальности. Обломов не выдерживает этого испытания – в отличие от сказочных персонажей, у него не хватает решительности изменить себя, пройти через все испытания и открыться навстречу миру. Возможно, причиной тому стал его возраст – ведь, как указывается в романе, в юности Илья Ильич готов был стремиться вперед, когда его к этому постоянно мотивировали. Но в тридцать с лишним лет герой был уже полностью сформировавшейся личностью, он не желал меняться даже ради возлюбленной. Обломов хотел найти женщину, способную полюбить его тем интровертным мечтательным увальнем, которым он является на самом деле. В итоге герой отступает перед возникшим испытанием, в буквальном смысле складывая оружие и отказываясь бороться за свое счастье.

В конце романа Илья Ильич находит свое счастье в браке с Агафьей Пшеницыной – тихой, домашней, хозяйственной женщиной, которая сумела полюбить в нем реального человека, а не иллюзорный, приукрашенный образ. Более того, Пшеницына смогла создать для героя ту самую атмосферу «обломовщины», к которой он стремился всю жизнь.

Прошел ли испытание любовью Обломов?

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, прошел ли герой испытание любовью. С одной стороны, он не смог стать лучше, не смог переступить через свою лень и мечтательность, начать новую, активную, совершенно другу жизнь, противоположную его постепенной деградации на диване. С другой же стороны, как и по сюжету сказок, герой в конце обретает ожидаемое счастье – спокойствие в доме Пшеницыной. В таком случае допустимо, что испытание состояло в проверке истинных ценностей героя: готов ли он ради эфемерных идеалов Ольги изменить своим истинным мечтам. Гончаров не дает нам точного ответа, поэтому роман оставляет открытыми вопросы, над которыми продолжают размышлять и современные читатели, раскрывая для себя все новые грани гениального произведения.

Сочинение на тему «Испытание любовью Обломова» опубликовано исключительно в ознакомительных целях для учащихся 10х классов.

Тест по произведению

1. Любовь как испытание «Обломов» .

2. Отношения героев: Ольга, Штольц, Обломов, Лгафья Матвеевна.

«Обломов » - слишком большой и разноплановый роман, чтобы обсуждать его только в одном ключе. Как правило, об Обломове вспоминают, говоря о таком явлении, как «обломовщина». Мне же хотелось показать этого героя немного с другой стороны, доказать, что и в его жизни были чувства, и среди них - такое прекрасное, как любовь.

Обломов постоянно на протяжении всей жизни борется с собой, а на пути его все время возникают препятствия и трудности: от раздражающих по своей нелепости житейских - встать или не встать с кровати, съезжать ли с квартиры или оставаться, до общечеловеческих, философских - «быть или не быть». И среди всех трудностей, которые пришлось перенести Обломову, на первом месте стоит любовь.

«Господи! - восклицал Обломов . - Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?...»

Любовью наполнен весь роман, а не только жизнь одного Обломова. Это прекрасное, недоступное человеческому разуму чувство приходит ко всем - к Ольге, к Штольц, и к Агафье Матвеевне. Интересен тот факт, что Гончаров превращает любовь каждого героя в испытание. Ни одному из них не дается она легко и просто.

Красной линией проходят в романе взаимоотношения Ольги Ильинской и Обломова. Штольц приводит ее в дом Ильи Ильича как спасение - надежду на то, что Обломов наконец-то очнется от бесконечного лежания на боку, захочет вдохнуть жизнь полной грудью, не только почувствовать, но и прочувствовать ее. И действительно, Ольга сильно меняет Обломова.

Через некоторое время после знакомства с Ильинской, Илья Ильич становиться другим: «на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет». Ольга задевает его до самой глубины души, зарождает в нем такие чувства, о существовании которых он и подумать не мог. Он «лишь проснется утром, первый образ в воображении - образ Ольги». Теперь Обломова с полным правом можно назвать счастливым человеком: в его жизни есть любовь, и любовь эта взаимна. Ведь именно из-за безответной любви в мире разворачивается столько трагедий. Однако «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность». Она уже не радует, а скорее омрачает. Герой не несет ее в себе, как бесценный дар, а тащит, словно громоздкий багаж. Обломов приходит к выводу, что «любовь - претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я - вор!»

Oil пишет своей возлюбленной страстное, одухотворенное письмо: «Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой...»

Почему же Обломов гак яростно отвергает это чувство, за которое многие борются, мечтают о нем, стремятся к нему? Почему он отвергает Ольгу?

«Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы | огреть его тою энергию, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложит!:, к де-iy способности, задремавшие от долгого бездействия. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования» - вот как объясняет поведение Обломова Дмитрий Иванович Писарев.

Илья Ильич начинает сомневаться в искренности Ольги-пых чувств, он не хочет быть участником своеобразного эксперимента». И где-то глубоко внутри себя Обломов понимает, что не найдет в Ольге того, что ищет в женщине: она не тот идеал, который он рисует в своих мыслях. Да и Ольга разочаровывается. Ведь любовь - это всегда самопожертвование. А Илья Ильич не способен принести себя на алтарь искренних, сильных страстей. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер», - говорит Ольга Обломову.

Судьба посылает главному герою большой дар, настоящее счастье, но в это же время и тяжкое испытание, и только любовь может стать для нас и тем и другим одновременно. Илья Ильич начинает борьбу с «обломовщиной», и поле битвы разворачивается внутри него самого, а это всегда самое сложное. Обломов проигрывает самому себе, он не в силах преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдается. И внутри него зияет пустота - прежде физической смерти наступает духовная: «Сердце было убито: там на время затихла жизнь». На мой взгляд, духовная гибель гораздо Страшнее, чем физическая. Этот вид смерти не позволяет человеку возродиться в сердцах тех, кто когда-то искренне его любил.

Спустя много лет Обломов находит тот идеал, к которому" всегда стремился: в его жизни появляется женщина, несущая покой. Это Агафья Матвеевна Пшеницына. Казалось бы, именно теперь Илья Ильич может чувствовать себя счастливым. Но нет того любовного трепета, сладостного волнения, слез радости. Отчего таится он от друзей, словно стесняется новой своей суженой, отчего завещает им заботу о сыне? Обломов возвращается к истокам, «он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования».

После смерти Обломова все в жизни Агафьи Матвеевны меняется: она остается одна, сын Андрей воспитывается у Штольцев. Создается впечатление, что новая семья Ильи Ильича была фикцией, и как только его не стало, мираж распался, перестал существовать, и каждый, кто принимал в нем участие, мгновенно и навсегда забыл о прошлом.

Отношения Ольги и Штольца также оставляют у читателя некоторую неудовлетворенность. Кажется, что оба они больше живут умом, чем сердцем. Но все же это счастливая, жизнерадостная семья. Эти люди идут вперед, они живут по-настоящему, осваивая окружающий мир и знают, что нужно делать дальше.

Трагичность, которой окутал Гончаров любовь в своем романе, вероятно, пришла на страницы произведения из его собственной жизни, из глубин души. И, может, однажды он, как и Обломов , не смог вынести бремени этого до боли сладкого чувства.