Чем сказки отличаются от других жанров литературы. Чем же сказка отличается от других литературных произведений. Чем отличается повесть от рассказа и сказки

Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Подобная схема условна.

Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.

Назначение политической партии (Матузов, Малько):

1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности

2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений

3. снятие внутренних противоречий.

Функции политических партий:

Выявление, формулирование и удовлетворение интресов соц. групп (больших соц. групп)

Активизация и интеграция определенной части людей

Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

Формирование высших и местных органов власти (выдвижегние своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы разврития общества, ведение пропоганды, формирование общественного мнения

Политическое воспитание общества или его части

Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Типы политических партий:

Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

Гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

Революционные

Реформистские

Консервативно-реакционные

Умеренные

Радикально-экстремистские

Правящие,

Оппозиционные;

Центристские;

Авангардного типа,

Парламентского типа;

Доктринальные (защита своей идеологии),

Прагматические (практическая целесообразность деятельности)

Харизматические (вокруг лидера)

Кадровые - состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании. Члены - все те, кто проголосовал за них.

Массовые - основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ

Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия - обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство. В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.

Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)

Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти , если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.

Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий - установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.

Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.


Парфенов : Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Раньше считалось, что общественные организации связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Отличаются от политических партий тем, что не ставят перед собой политических целей . Но их деятельность носит политический оттенок , они влияют на политическую жизнь. Свои политические требования они заявляют через политические партии , которые выражают общие с ними интересы. Иногда эти требования не находят адекватного выражения в существующей структуре политических партий, тогда общественные объединения политизируются и превращаются в политические партии/движения и становятся самостоятельной политической силой (прибалтийские общественные объединения, в Польше).

Общественные организации и движения, являясь важными элементами политической системы, оказывают значительное влияние на функционирование других ее элементов. Общественные организации и движения отличаются от других ее составляющих непартийным характером деятельности и широкой социальной базой . (Здесь и далее различные пособия по политологии)

Общественные движения

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членствамассовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели , поддерживаемые участниками общественного движения. (Ст. 9)

Общественно-политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

Отличия общественных движений от политических партий :

Общественные движения в отличие от политических партий не придерживаются определенной идейно-политической ориентации ; в каждом из них могут участвовать люди с самыми разными интересами.

непостоянство участников, добровольность участия на основе солидарности

Общественные движения, как правило, добиваются решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс , как партия.

Движения чаще всего стремятся воздействовать на власть , но сами , как правило, не добиваются власти (речь идет о неполитических общественных движениях)

Все общественные движения имеют ядро - инициативные группы, различные советы, но при этом они отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии , систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины - к трансформации их в политические партии.

отсутствие единой программы (устава)

Лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает , его лидерство базируется наавторитете .

ОТВЕТ:

Политическая партия – политическая организация свободно объединившихся людей на базе общности их социальных интересов, реализуемых при овладении ими политической властью.

Признаки политической партии:

Долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

Стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;

Поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Общественная организация – совокупность людей, которая организованными способами выражает интересы той или иной социальной группы или нескольких групп населения.


Общественные организации характеризуются:

Системой связи и схожестью интересов входящих в нее членов;

Внутренней организационной структурой;

Способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;

Системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.

Политическая партия и общественная организация отличаются следующими признаками:

1) политические партии для отстаивания интересов социальных групп считают необходимым завоевание власти; общественные организации не ставят перед собой такую цель;

2) партии объединяют в своих рядах людей с единой политической целью;

14. Какие существуют способы обретения легитимности власти? (перечислите и опишите их)

ОТВЕТ:

Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. Традиционное господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Такая легитимность схожа с отношениями в патриархальной семье, основанном на беспрекословном повиновении старшим. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. Традиционная легитимность отличается прочностью.

Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство. В системах подобного вида власть политической элиты легитимируется «царством закона». Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции). Классической основой легального господства принято считать бюрократию.

Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом, т.е. вера в его харизму. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются фактами общественной жизни. Сила харизматического правителя состоит не в опоре на закон и рациональный аппарат управления, а в обладании редким даром, вызывающим сходное с религиозным преклонение

15. Дайте характеристику следующим типам элиты:

А) аристократия

Б) геронтократия

В) теократия

Г) клептократия

Д) корпоратократия

Е) меритократия

Ж) милитократия

З) олигархия

И) охлократия

ОТВЕТ:

а) аристократия - (от греч.– господство знати) – республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов, которые правят или одни, или при содействии представителей остальных классов. В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы.

б) геронтократия- принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин введён в начале XX века этнографом У. Риверсом. По его теории, геронтократия была свойственна аборигенам Австралии и некоторым народам Океании. Однако, по современным представлениям, особое положение старейшин в первобытном обществе является лишь одним из элементов организации верховной власти племён.

в) теократия- (от греч theos - бог, kratos - власть) - форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства. Теократия существовала в V-I вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократическими государствами были халифаты Омейядов, Аббасидов, Папская область в средневековье, где папа осуществлял духовную и политическую власть. Теократическим государством является современный Ватикан, занимающий территорию 44 га. Он возник в 1929 г. Глава Ватикана - папа римский обладает неограниченной властью монарха. Административными делами Ватикана управляют кардинальская комиссия и губернатор, назначенный папой. Церковными и политическими делами занимается курия римская (правительство). Главой курии (премьер-министром) считается кардинал-статс-секретарь, он же министр иностранных дел, ведающий внешней политикой.

г) клептократия- (греч. klepto - ворую) - власть, под различными предлогами разрушающая, разворовывающая богатство общества.

д) корпоратократия-(англ. corporatocracy - «власть корпораций») - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через могущественные и богатые компании.

е) меритократия-(от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть, буквально - власть наиболее одаренных) - теория, доказывающая, что традиционная демократия в условиях НТР перерастает в правление, осуществление власти наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами.

ж) милитократия- власть военных, власть силовиков, опять же в широком смысле слова, тех людей, которые прошли процесс социализации в военных структурах, причем не имеет значения, в каких именно

з) олигархия-(греч. oligarchia - власть немногих, от oligos - немногий и arche - власть), форма правления, при которой государственная власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных (богатых).

и) охлократия- (греч. ochlos толпа, чернь Kratos власть) власть толпы, которой свойственно непосредственное волеизъявление без обращения к каким-либо институтам. Охлократия - это государственная форма, представляющая собой выродившуюся демократию.

Подробное решение Параграф § 24 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Служит ли множественность политических партий в стране критерием её демократичности? Всегда ли по названию партии можно определить её идейно-политическую направленность? Как стать членом политической партии?

Насколько демократична страна (общество, государство) можно оценить по таким критериям:

Не сведена ли избирательная система к формальному большинству, без учета прав личности и меньшинства;

Соблюдается ли принцип равенства, созданы ли условия, позволяющие использовать эти возможности независимо от социального положения, образования, здоровья граждан;

Гарантированы ли все гражданские права не только большинству, но также отдельным гражданам и меньшинству, включая лиц, находящихся в оппозиции к власти;

Существует ли равные права для меньшинств, связанных общим языком, этническим характером, религией, культурой, политическими взглядами;

Каково положение наименее благополучных слоев общества;

Каковы возможности непосредственного участия гражданин в принятии касающихся их решений;

Реально ли обеспечивается свобода слова, информации, мнений, объединений;

Действует ли власть права, а не чиновников;

Насколько народ доверяет власти;

Гарантируется ли частная жизнь граждан;

Способны ли государственная и политическая системы исправлять допущенные ошибки.

По названию партии не всегда можно определить её идейно-политическую направленность, некоторые партии носят абстрактные названия.

Чтобы стать членом необходимо:

Ознакомиться с Уставом и Программой Партии;

Иметь стаж пребывания в сторонниках Партии не менее 6 месяцев;

Собственноручно заполнить заявление о приеме в Партию и дать письменное согласие на обработку персональных данных;

Пройти собеседование в местном (первичном) отделении Партии по месту жительства;

Подать заявление в местное (первичное) отделение Партии по месту жительства.

Вопросы и задания к документу

Из Федерального закона «О политических партиях» (июнь 2001 г.).

Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий.

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Вопрос 1. Как вы понимаете каждый из принципов, названных в пункте 1 статьи 8 документа: добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность?

Принцип добровольности выборов - принцип избирательного права, означающий, что участие (или неучастие) в выборах, голосование за или против того или иного кандидата является исключительно правом избирателя. Данный принцип означает также, что никто не может (не должен) оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а равно на его свободное волеизъявление.

Равенство перед законом, равноправие - важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений.

Самоуправление - состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними - целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании.

Законность - политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Гласность - политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В современном словоупотреблении - недопустимость замалчивания хозяйственных проблем на местах, существенное ослабление цензуры и снятие многочисленных информационных барьеров.

Вопрос 2. В чём заключается значение гласности в деятельности политических партий? Где и как любой гражданин может получить информацию о деятельности партий?

Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Любой гражданин может получить информацию из СМИ.

Вопрос 3. Объясните, как связаны нормы, установленные этой статьёй, с участием политических партий в выборах.

Эти нормы устанавливают для всех партий равные права на выборах в органы государственной власти.

Вопрос 4. Приведите примеры деятельности какой-либо партии на выборах.

Партия распространяет информацию о своей программе на телевидении, в газетах, чтобы как можно больше людей заинтересовалось ей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём сходство и различия политических партий и движений? Каковы основания типологии политических партий? В чём суть каждого из этих типов партий?

В настоящее время существует немало определений политической партии. Рассматривая сущность партии с позиций разных научных подходов, учёные выделяют общие характерные для неё признаки. К ним относятся:

1) Устойчивая организация. Партия - относительно продолжительное по времени добровольное объединение людей. Внутрипартийные отношения строятся на основе подчинения общим правилам (нормам), закреплённым обычно в уставе партии. Устав определяет условия вступления в партию (например, закрепляет принцип добровольности), структуру партийных организаций, порядок избрания руководящих органов, права и обязанности членов партии.

2) Идейно-политическая ориентация. Партия объединяет людей, придерживающихся определённых идейно-политических взглядов и имеющих близкие интересы. Идеологические приоритеты партии закрепляются прежде всего в её программе, где определяются партийные цели и основные пути их реализации.

3) Стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти. Ключевая задача современных партий состоит в представительстве на государственном уровне интересов тех социальных групп, которые они выражают. Именно ради этого партии и кандидаты от партий ведут конкурентную борьбу на выборах в представительные органы государственной власти и выборах должностных лиц. Социальные интересы воплощаются в предвыборных программах партий (вариантах политики). Избиратель, по существу, делает выбор между ними. Подчеркнём, что притязание на государственную власть, участие в ней - главный признак политической партии, отличающий её от других негосударственных организаций.

Политическая партия - добровольное объединение людей определённой идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть и участвовать в её осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоёв населения.

Наряду с партиями в политической системе действуют и общественно-политические движения, представляющие собой солидарную активность граждан, направленную на достижение какой-либо значимой политической цели. Ядром движений являются, как правило, инициативные группы, клубы, союзы и пр. Движения в отличие от партий не ставят перед собой задачу прихода к власти. В них могут принимать участие люди с различными политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели. Именно ради достижения конкретной цели и создаётся движение. Следовательно, цели движения более узкие, а идейно-политические ориентации и социальная база более широкие, чем у политических партий. Поэтому движения приобретают зачастую массовый характер. Когда цель достигнута, движение может прекратить своё существование.

Политологи на основе различных критериев объединяют партии в группы (типы). Так, по идеологическому признаку выделяют партии консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, фашистские и др.

Сегодня многие партии Западной Европы, а также США провозгласили себя народными партиями, тем не менее в их программах прослеживаются приоритеты, которые в большей или меньшей степени отражают групповые интересы. Так, программы социал-демократов направлены обычно на усиление социальной политики в пользу наёмных работников, рабочих и служащих сферы услуг, интеллектуалов, малоимущих и незащищённых слоёв населения.

Программные установки либералов и консерваторов, напротив, ориентированы на реализацию интересов высшего и наиболее состоятельных слоёв среднего класса. Политика этих партий оживляет деловую экономическую активность, изменяются ставки налогообложения в пользу крупного бизнеса, растут расходы на поддержку вооружённых сил и охраны национальных границ, а также правопорядка в обществе. Вмешательство государства в экономическую сферу резко ограничивается.

По организационной структуре и принципам членства различают партии кадровые и массовые. Массовые партии - многочисленные объединения со сложной организационной структурой. Они имеют постоянное членство и источники финансирования. При этом выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном порядке, например в ряды коммунистических партий. Во втором человек становится членом партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию.

Кадровые партии немногочисленны и включают в основном профессиональных политиков, опирающихся на финансовую поддержку привилегированных слоёв общества. Не случайно эти партии именуют партиями элитарными. В кадровых партиях обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство.

По отношению к проводимой политике выделяют правящие и оппозиционные партии.

Правящими являются партии, которые получили на выборах поддержку большинства избирателей и претворяют в жизнь свой политический курс. Оппозиционные - это партии, имеющие в парламенте меньшинство мест (парламентская оппозиция) либо не вошедшие в парламент по итогам выборов (внепарламентская оппозиция). Подчеркнём, что при демократических режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти, её визитной карточкой. Оппозиция предотвращает монополизацию власти, способствует смене властвующих элит и лидеров, является носителем критического духа в политике.

Вопрос 2. Какие функции политических партий вам известны? Раскройте их содержание.

Связь и взаимодействие государства с гражданским обществом реализуются через функции партий. Важнейшая из них - представительство во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера политических целей и требований. Они воплощаются в предвыборных партийных программах, разработка которых тоже партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принадлежит также функция политической социализации граждан. Суть её - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Партии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, через партии социальные группы нередко выражают своё отношение к проводимой политике, в том числе и в протестных формах, т. е. партии выполняют функцию политической мобилизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических баталиях, работая в той или иной комиссии, человек приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Следовательно, отбор и воспитание политических лидеров и элит ещё одна функция партий.

Вопрос 3. Охарактеризуйте основные типы партийных систем.

Практика избирательных систем показывает, что, несмотря на множественность политических партий, лишь некоторые из них имеют шансы победить на выборах. Обычно соперничают и завоёвывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определённые отношения - механизм взаимодействия и борьбы партий за власть и её реализацию. Он получил название системы партийной власти (или партийной системы).

В настоящее время в демократических странах сложилось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная.

Двухпартийная система - та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится, как мы уже говорили, партией большинства в парламенте, а другая заседает в нём на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Совершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика), т. е. стремительной смены власти.

Многопартийная система складывается, когда за победу на выборах борются несколько (не менее трёх) влиятельных политических партий. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса и объединения. Образуются партийные блоки, межпартийные коалиции. Иногда они насчитывают 5-6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.

Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий», или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная партия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, оказывая влияние на исход выборов.

В ряде стран установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть её в том, что в выборах принимают участие 4-5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение - 30-50% голосов (остальные набирают 10-12% голосов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.

Подчеркнём, что многопартийную систему с доминирующей партией нельзя отождествлять с однопартийной системой, той, где монопольное право на власть имеет только одна партия. Существует «замаскированная» однопартийность, например, так было в ряде бывших социалистических стран Восточной Европы, а сейчас в Китае. При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, но являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть. Однопартийные системы обычно действуют в условиях недемократических режимов. Следовательно, только при двухпартийной и многопартийной системах можно преодолеть монополию одной партии на власть.

Вопрос 4. Как развивается многопартийность в России?

В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с 1990-х гг. К началу XXI столетия в стране насчитывалось свыше трёх десятков политических партий. Однако, несмотря на множественность, они характеризовались отсутствием прочной социальной базы, малочисленностью, недостаточной организационной сплочённостью и нечёткостью политических программ.

Важным шагом по пути к становлению подлинной многопартийности явились существенные поправки (2004) к закону РФ о политических партиях. Был принят также новый закон РФ о выборах депутатов Госдумы (2005), нормы которого закрепили переход от смешанной мажоритарно-пропорциональной системы выборов в нижнюю палату российского парламента к выборам только по партийным спискам. Эти законодательные акты предъявляли к партиям более высокие, чем раньше, требования: партия должна была насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозила ликвидация в судебном порядке). Законодательство не допускало создания политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Запрещалось также создание и деятельность партий экстремистского толка.

Возросшие требования способствовали тому, что наиболее влиятельные партии стали ещё сильнее, а слабые ушли с политической арены.

Перемены в жизни России вызвали появление новых поправок в закон о политических партиях. Они были предложены Президентом РФ в конце 2011 г. и приняты Государственной Думой в марте 2012 г. Согласно закону, теперь в партии должно состоять не менее 500 человек, она должна участвовать в выборах в течение 7 лет.

После внесения поправок в закон о партиях их численность значительно возросла. Каждая крупная партия, как правило, имеет свою символику, программу и устав, печатные издания, а также сайт в Интернете. В программах излагаются цели, задачи и приоритетные направления деятельности партии, декларируются её идейно-политические ориентации.

Российские партии создаются, как правило, по типу массовых партий. Их структуру составляют обычно региональные, местные и первичные отделения. Председатель (лидер) партии избирается её высшим органом - съездом. Членство является добровольным и индивидуальным. Членом партии может стать гражданин РФ, достигший 18 лет. При этом он должен признавать и выполнять программу и устав партии, а также лично участвовать в её работе. Члену партии выдаётся партийный билет.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Представьте ситуацию: вы разговариваете с товарищем, и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в его правоте?

1) Название этой партии.

2) К какому крылу относится его брат?

3) Каких взглядов придерживается данная партия?

4) Чем отличается данная партия от других?

Вопрос 2. В начале XVIII в. у лорда Болингброка родилась идея создания собственной «партии отечества», которая бы вобрала в себя «все здоровые силы нации» для контроля над остальными, менее преданными государству индивидами. Через два столетия эта мысль воплотилась в деятельности ряда партий. Каких именно? Ответ поясните.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия - политическая партия в Германии, существовавшая с 1920 по 1945 год, с июля 1933 до мая 1945 - правящая и единственная законная партия в Германии.

Национальная фашистская партия - итальянская политическая партия, основанная в 1921 году Бенито Муссолини для реализации идеологии фашизма. Предшественником фашистской партии был Итальянский союз борьбы, возглавляемый Муссолини. Национальная фашистская партия участвовала в итальянском парламенте с 1921 года, в 1924 году получила в парламенте большинство, с 1928 стала единственной легальной партией в стране до падения режима Муссолини в 1943 году.

5. Определение особенностей языка сказки.

Учитель сообщает, что в данном разделе источником информации будет служить инсценированный диалог. В качестве домашнего задания иллюстраторы подготовили инсценировку из отрывка сказки. Задача «аналитиков» – найти особые сказочные слова и выражения.

«Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.

Учитель помещает на заготовку пятого раздела репродукцию картины Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк».

«Иллюстраторы» составляют мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных слов и выражений.

6. Определение особенностей использования цветовой гаммы в сказке.

Учитель делает переход от предыдущего раздела.

По иллюстрациям можно судить о преобладании определенных цветов в сказках. Но иллюстрация это лишь отражение особого колорита сказок. Издавна народ придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные цвета из знакомых сказок.

Приводят примеры дети из любой группы.

Сопоставьте ситуации, когда упоминаются цвета, и определите приблизительное значение каждого цвета.

Задание выполняют также учащиеся из любой группы.

Для самопроверки учитель прикрепляет в «Экспериментальную лабораторию» карточки разного цвета: желтого, красного, белого. С обратной стороны каждой карточки написано приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказанных детьми предположений учитель переворачивает карточку и появляется соответствующее слово. После завершения работы карточки помещаются в шестой раздел проекта.

VI. Этап испытания проекта.

Учитель говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как жанре.

Испытание созданного проекта будут проводить ученики из группы «испытателей».

«Испытатели» рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.

VII. Итоги урока.

Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта опорную таблицу.

Удалось ли нам достигнуть поставленных целей и задач? Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

Дети отвечают в зависимости от результатов работы.

«сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок» (а. с. пушкин)
(обобщающий урок по русским народным сказкам)

Цели: приобщить детей к истокам русской культуры; научить ценить родное слово, пользоваться красивой русской речью; обобщить и закрепить ранее изученный материал о русских народных сказках, их композиционных и художественных особенностях.

Тип урока: урок-повторение.

Вид урока: урок-игра.

Технология: элементы игровой технологии.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам; книги со сказками; музыкальные произведения.

Предварительно класс был поделен на две команды, в каждой из которых был выбран капитан. Были назначены ведущие урока. Каждая команда должна была подготовить выступление-презентацию команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку отрывка из любой русской народной сказки.

На урок приглашается жюри, это могут быть учащиеся старших классов или учителя.

Ход урока

Звучит музыкальное произведение (учитель на свое усмотрение использует музыку для создания эмоционального настроя учащихся на урок), под аплодисменты в класс входят учащиеся в костюмах героев русских народных сказок, рассаживаются на свои места (по командам).

Входят ведущие Добрый молодец и Красная девица, которая держит в руках на полотенце каравай.

Добрый молодец. Поклон вам низкий, добрые молодцы, да красные девицы. Добро пожаловать в удивительную страну сказок славный стольный Сказоград.

Красная девица. Поклон вам, уважаемые гости (подносит каравай жюри) .

Вам хлеб-соль кушать

Да сказку слушать.

Добрый молодец. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были добрые молодцы и красные девицы. Росли-подрастали, сказки читали, добру научались, ума набирались. И вот как-то приходит царский указ.

Глашатай (вынимает свиток, читает).

Царский указ!

Я, царь сказочного государства, повелеваю: в путь собираться, царице показаться, знаниями утешить, сказкою потешить. А коль будет ее воля на то, узнать еще кое-что. У царицы сундук премудростей есть, которых вам целый век не счесть. Но коли разумом блеснете, с собой подарок унесете.

1-я ведущая А искать нам царицу в Тридевятом царстве, в Тридевятом государстве, на зеленых холмах, средь лугов и дубрав. Только как нам там оказаться, на чем добраться? А где сказка начинается, там и чудо случается. Есть у меня волшебный мешочек, в нем сказочных средств пяточек. Что из мешочка возьмете, на том в Сказоград попадете.

Подходит к каждой команде по очереди, капитан вынимает из мешочка листочек, на котором написано сказочное средство передвижения.

Варианты: ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа Бабы-Яги, печь Емели.

2-я ведущая (девушка в народном костюме). Итак, добрые молодцы, красные девицы, отправляемся мы с вами в путешествие опасное, но очень увлекательное. Вот каждой команде по клубочку (раздает клубочки командам) , чтобы не заблудиться в сказочной стране.

И вот ваше первое задание: командам нужно представиться.

Приглашаю первую команду.

Первая команда показывает свою визитную карточку.

Добро пожаловать второй команде.

Вторая команда показывает свою визитную карточку.

После каждого представления команда показывает домашнее за-дание.

1-я ведущая. Долго ли, коротко ли, но вот мы уже у водяного в гостях.

Звучит «Песня Водяного» из мультфильма «Летучий корабль».

Здесь диво дивное вас ждет: на цепях Звериный мост, сюда птицы лесные слетаются, обитатели дубрав собираются, под мостом рыбы плещутся, они слово знают вещее. Знать-то знают, да не всем его открывают. Все рады видеть вас, у каждого вопросы есть про запас.

Учитель задает командам вопрос первого конкурса :

– Назовите русские народные сказки, где в качестве действующих лиц для 1-й команды медведь, а для 2-й команды лиса.

Дается две минуты для подготовки. Команды отвечают по очереди.

Добрый молодец. Пока жюри оценивает представление команд и первый конкурс, мы с вами отправляемся дальше по сказочной стране, и нас ждет встреча с Бабой Ягой.

Звучит музыкальное произведение «Частушки Бабок Ежек» из мультфильма «Летучий корабль», три ученицы исполняют танец под это музыкальное произведение.

Баба Яга. Фу-фу, русским духом пахнет. Вот и я, гости дорогие. Ой, сколько же вас? И на обед мне хватит, и на ужин, да еще десяток-другой про запас оставить придется. Не знали в чей домик попали? Ловко я вас сюда заманила.

Добрый молодец. Подожди бабуленька ягуленька, пожалей ребят, маленькие они еще. Ребята готовы отгадать все твои загадки.

Баба Яга. И то верно. Отведу-ка я вас на двор Диковинок. Здесь волшебные предметы: птицы, звери, самоцветы.

Да чего тут только нету!

И скажу вам, не тая,

В каждом тайна есть своя.

Учитель проводит второй конкурс . Детям предлагаются волшебные предметы, например, яблочко, скатерть, самобранка, клубочек, гребень.

Задание: какую роль играют эти волшебные предметы в сказках?

Учащиеся обдумывают и отвечают.

Жюри подводит итоги по двум конкурсам.

2-й ведущийПосреди Сказограда пещера Змея Горыныча, а в ней спрятан клад. В кладе богатства несметные русская речь самоцветная.

Вы знаете, что без присказки и сказки не бывает. Без присказки сказка, что без полозьев салазки.

Учитель проводит третий конкурс, читает начало присказки, а команды по очереди заканчивают их.

Скоро сказка сказывается... (да не скоро дело делается) .

Ни в сказке сказать... (ни пером описать) .

Растет не по дням... (а по часам) .

Что ты, молодец, не весел... (буйну голову повесил) .

Красная девица. Итак, прошли мы все самое трудное. Царицу распотешили, знаниями утешили, сами ума-разума набрались, диковинками наигрались.

Добрый молодец. Хорошего понемногу, пора и в путь-дорогу.

Жюри подводит итоги игры, награждает команды.

В конце урока можно устроить чаепитие.

обобщение по разделу
«устное народное творчество».
Сказочные приключения Вити и Маши

Цели: повторить и обобщить знания, полученные по данному разделу; продолжить развивать кругозор учащихся.

Ход урока

Звучит песня «Сказки гуляют по свету».

Ведущий. Эта история произошла в нашем городе с учениками третьего класса Витей и Машей. После школы ребята всегда шли через парк домой. Там было очень красиво в любое время года. Когда они шли, то рассматривали появившиеся цветы, порхающих бабочек над ними, слушали пение птиц.

Но вдруг – Маша увидела у дуба большое дупло.

Маша. Витя, Витя, иди скорее сюда!

Витя. Что случилось?

Маша. Посмотри, вчера не было этого дупла. Кто мог его сделать? Давай посмотрим, что внутри.

Витя. Что ты, Маша. А вдруг там кто-то спрятался?

Ведущий. Но Маша не слушала Витю. Она уже сделала шаг в дупло, схватив Витю за руку, и... они оказались на зеленом лугу. Трава была очень мягкая, как шелк. Глядя на луг, где росло множество разнообразных цветов, казалось, что стоишь на ковре. Светило солнце. Вдалеке виднелся лес. От которого «веяло» страхом.

Маша. Где мы? Куда попали?

Витя. Говорил тебе, не надо в дупло лезть, вот теперь надо думать, как отсюда выбираться.

Маша. Что-нибудь придумаем. Посмотри, кто это там? Бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Ведущий. Ребята, из какой сказки конь? Как его позвать?

Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Витя. Сивка-бурка, где мы, куда попали?

Сивка-бурка. Вы попали в сказочную страну.

Маша. А можно посмотреть вашу страну?

Сивка-бурка. Конечно, можно. Для этого вам нужно ответить на мои вопросы и на вопросы всех, кого встретите, тогда сможете вернуться домой.

1) Сколько раз Иванушка ездил к царевне? (3 раза.)

2) Какие грибы приносил Иванушка? (мухоморы.)

3) Какими словами заканчивается сказка «Сивка-бурка»? («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».)

Сивка-бурка. Садитесь на меня.

Ведущий. И поскакали они по полям, по лугам, по сказочным царствам. Подъезжают к развилке трех дорог. Смотрят, камень лежит, а на нем написано: «Кто направо пойдет богатым будет. Кто налево пойдет друга потеряет. Кто прямо пойдет сам пропадет и друга не спасет».

И Сивка-бурка исчез.

Витя. Маша, пойдем направо, хочу быть богатым. Куплю себе пирожного, мороженого и тебя угощу.

Маша. Страшно, а вдруг там ловушка?

Витя. Если страшно будет, позовем Сивку-бурку.

Маша. Ну, ладно, пошли.

Ведущий. Идут они, идут и видят: лес сверкает, поляна золотом переливается, на деревьях вместо листьев золотые монеты, на поляне цветы все из золота. Стали Витя и Маша срывать листочки и в карманы складывать. (Маша набрала букет золотых цветов, раздала ребятам.) Как вдруг потемнело небо, спряталось солнышко, появился Кощей Бессмертный.

Кощей Бессмертный. Кто вам разрешал рвать мои цветы и срывать золотые листочки? Теперь вы навсегда останетесь у меня и будете вечно служить мне, заботиться о моем золоте. Но у вас есть один шанс. На обратной стороне листочка написан вопрос, кто правильно на него ответит, того я отпущу.

Учащиеся отвечают на вопросы и возвращают цветы и листочки.

1. На скольких дубах сидел Соловей-разбойник? (на трех.)

2. Какие богатыри были на пиру у князя Владимира?

3. Как Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» опять стал мальчиком?

4. Как Никита Кожемяка победил змея?

5. Как делили землю Никита Кожемяка и Змей?

6. Что охраняли братья в сказке «Сивка-бурка»?

7. Что охраняли братья в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»?

8. Кого поймал Иван в сказке «Сивка-бурка»?

9. Кого поймал Иван-царевич в сказке о сером Волке?

10. Где жил Добрыня Никитич?

11. Сколько лет было Илье Муромцу?

12. Какое прозвище было у Добрыни Никитича?

Ведущий. Как только последний листочек вернули Кощею, ребята оказались опять около камня.

Витя. Да, богатым стать не удалось.

Маша. Зато живы остались. Пошли домой.

Витя. Нет, пошли налево. Узнаем, что там.

Ведущий. Идут Витя с Машей по дорожке, видят – избушка на курьих ножках.

Что нужно сказать избушке, чтоб она к ним повернулась?

Маша иВитя. Избушка-избушка, стань к лесу задом, а к нам передом.

Ведущий. Вошли Витя и Маша в избушку, а там Баба Яга жила.

Баба Яга. Вот и обед с ужином у меня теперь есть.

Маша. Подождите, Баба яга, зачем нас кушать, я вам сейчас столько вкусного приготовлю.

И стала готовить.

Ведущий. Баба яга наелась и стала добрее.

Баба Яга. Ну, спасибо, накормили. За это я вас не съем, но и не отпущу. Скучно мне тут одной. Никто со мной не играет.

Витя. А давай поиграем в «Угадай сказку». Ребята будут зачитывать отрывок, а мы отгадывать, и наоборот.

1. «Шли, шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».

2. «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». («Сивка-бурка».)

3. «И был у царя сад великолепный». («Иван-царевич и серый Волк».)

4. « – Отпусти меня, матушка, съездить к Пучай-реке, в студеной воде искупаться – истомила меня жара летняя». («Добрыня и Змей».)

5. «– Много ли чуешь в себе силушки?

– Много, странники. Кабы мне лопату, всю землю вспахал». («Исцеление Ильи Муромца».)

6. «– Что за невежда проезжает тут, мимо моих заповедных дубов?»

7. «Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

8. «Воротились домой братья и рассказывают женам, что они в городе видели: – Ну, хозяйки, какой молодец к царю приезжал! Такого мы сроду не видывали. До царевны только три бревна не доскочил». («Сивка-бурка».)

9. «Верное слово молвил поповский сын – не годится богатырю на пиру сидеть, живот растить. Отпусти меня, князь, в широкие степи, поглядеть, не рыщет ли враг по родной Руси, не залегли ли где разбойники». («Илья Муромец и Соловей разбойник».)

10. «– Я же говорил тебе, не шевели клетку! Почему не послушал мой наказ?

– Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж». («Иван-царевич и Серый Волк».)

11. «Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому». («Исцеление Ильи Муромца».)

12. «От плетки у Бурушки силы прибыло, стал он высоко скакать, за версту камешки откидывать, стал прочь от ног змеенышей отряхивать. Он их копытом бьет и зубами рвет и притоптал всех до единого». («Добрыня и Змей».)

Витя. Поиграли мы с тобой, бабушка, теперь пойдем домой.

Баба Яга. Нет, еще хочу. Хочу, чтоб сказки мне рассказывали, да не те, которые уже слышала, а новые, придуманные вами. А начало будет такое... «В некотором царстве, в некотором государстве...»

Учащиеся «цепочкой», по одному предложению, придумывают сказку.

Баба Яга. Спасибо, порадовали. Как не хочется вас отпускать, но я держу свое слово, хоть и Баба Яга. Идите. Если будете еще здесь, заходите, поиграем, сказки расскажем друг другу.

Ведущий. Маша и Витя попрощались с Бабой Ягой и пошли дальше. Пришли опять к камню.

Маша.Не пойду я по средней дороге, пропадем вместе. Хочу домой. Давай кликнем Сивку-бурку, и увезет он нас домой.

Витя. Но ведь с нами ничего не случилось. Пойдем, узнаем, что там. А если не справимся, то позовем Сивку-бурку, и он нас вмиг умчит.

Ведущий. Пошли Витя и Маша по средней, прямой дорожке. Идут, по сторонам оглядываются, не хочется терять друг друга. Идут, видят болото, а на болоте кочки, на кочках предметы из сказок (слова) . Если отгадаете, из какой сказки предмет, то сможете перейти болото.

Ведущий. Прошли ребята через болото. Идут дальше. Видят гора. Не обойти ее, не перелезть через нее. Смотрят надпись: «Если правильно напишете слова, то откроется скала, и вы увидите проход. Если ошибка будет хоть в одном слове, то посыплются камни и завалят вас».

По вертикали:

1. Как звали коня Ильи Муромца?

2. К какой реке поехал Добрыня Никитич?

4. В каком городе княжил Владимир Красное Солнышко?

По горизонтали:

2. Сколько весила стрела Ильи Муромца?

3. Что принес Иванушка-дурачок в лукошке?

5. Как звали Кожемяку?

6. Кто превратил Иванушку в козленка?

Ведущий. Открылся проход в горы. Прошли Маша и Витя по нему и оказались на поляне. А на ней лежат камни, на них надписи. Если не найдете к каждому камню пару, то прилетит Змей Горыныч и съест вас.

Витя. Хорошо, говори заклинание.

Ребята все вместе зовут Сивку-бурку.

Сивка-бурка. Захотели домой? Но сначала назовите мне три сказки, где тоже есть конь, и три сказки, где происходит волшебство.

Молодцы, теперь садитесь на меня, я отвезу вас домой.

Ведущий. Не успели ребята перевести дыхание, как оказались в парке. Взяли они свои портфели и пошли домой.

Учитель. Какие произведения устного народного творчества мы повторили?

– Назовите наиболее понравившихся героев.

– Какие поступки героев вы не одобряете?

– Как заканчиваются все сказки? Почему?

– Как закончилась наша сказка?

басня. знакомство с новым
литературным жанром

Цели: развивать творческие способности учащихся, потребность в чтении, умения самостоятельно узнавать новое, опираясь на имеющиеся знания.

Оборудование: карточка с именем «Эзоп»; карточки «басня», «баснописец»; портрет И. А. Крылова; листы с текстом басни Эзопа «Лисица и виноград»; толковые словари (Швецова, Ожегов); опорная таблица для самостоятельного чтения (см. приложение); карточка со знакомыми и незнакомыми для детей терминами: мораль, крылатые слова, олицетворение, аллегория. (На обратной стороне карточки нарисована дверь.)

Ход урока


Похожая информация.