Бесприданница анализ произведения. Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница. Сюжет и композиция произведения

Итак, в центре своего повествования Островский ставит героиню — Ларису Огудалову. По замечанию Н.Скатова, «названия пьес Островского, как правило, символичны. Страшным символом звучит — «Бесприданница». Лучшая из лучших — бесприданница».

— Докажите точность характеристики, данной Николаем Скатовым Ларисе Огудалавой, — «лучшая из лучших».

Вот Вожеватов, беседуя за утренним «чаем» с Кнуровым, говорит о Ларисе: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное». Кнуров с удовольствием поддерживает: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи …. эта женщина создана для роскоши».

Василий Данилыч, знающий Ларису с детства, отмечает самое главное, что отличает ее от матери, Хариты Игнатьевны Огудаловой: «У той (у матери) все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кнуров уточняет: «То есть правду?»

Мокий Парменыч Кнуров ничуть не преувеличивает, когда заверяет Хариту Игнатьевну в том, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет», что она «создана для блеску».

Лариса, мечтающая «поскорей отсюда выбраться», «вырваться отсюда», честно признается: «Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую». И С душевною болью сознает героиня самое страшное: «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь! .. Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Лариса Огудалова: богато одаренная натура; наделена ярким, неповторимым характером; отличается чуткостью, впечатлительностью; ей присущи доверчивость, искренность, прямодушие; в сердце героини живет любовь; душа героини как птица и т.д.

Отметив, что душа Ларисы подобна птице, следует подчеркнуть одну из писательских особенностей драматурга – использование «прямой» этимологии, то есть соответствия первоначального значения имени основным качествам характера героини. Лариса в переводе с греческого значит «чайка».

— Назовите действующих лиц пьесы, окружающих Ларису. Назовите характер отношения героини к этому лицу.

Харита Игнатьевна Огудалова. Отношения послушной, понимающей дочери.

Юлий Капитоныч Карандышев. Героиня надеется на то, что Карандышев увезет ее отсюда, спасет от пошлой, низкой жизни.

Василий Данилыч Вожеватов. С этим молодым человеком Лариса знакома с детства, считает, что их связывают дружеские отношения.

Мокий Парменыч Кнуров. Видит в этом солидном человеке преданность, поддержку старшего.

Сергей Сергеич Паратов. Его Лариса любит.
— Что общего между этими действующими лицами? Чем они отличаются?

Первая реакция учащихся — удивление: что общего между абсолютно разными героями?

Но и в тексте Островского мы читаем, как Карандышев удивляется: «Ну чем я хуже Паратова?» На этот вопрос Лариса замечает: «сравнение не будет в вашу пользу». Карандышев требует доказательств. Обратимся и мы к оценкам, которые даны Паратову и
Карандышеву теми, кто их знает, видел и встречал в различных ситуациях.

По мнению Ларисы, Паратов — «идеаль мужчины», потому что В нем есть особенная какая-то смелость. В сердце и памяти героини осталось и то, чему она была свидетелем: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».

В городе Бряхимове Сергея Сергеича знают все. На вопрос Хариты Игнатьевны, кто приехал, цыган Илья отвечает: «Такой барин, ждем не дождемся: год ждали — вот какой барин».

«Ну что такое Карандышев!» — недоумевает Мокий Парменыч, возмущенный тем, что именно за этого ничтожного человека выходит замуж Лариса Дмитриевна. Вожеватов называет его чудаком: «Ему бы жениться поскарей да уехать в свое именьишко, пока разговоры утихнут … а он таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь. Да еще очки надел зачем-то, а никогда их не носил. Кланяется, едва кивает; тон какой взял: прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я желаю».

« … из ничего, да в люди попал» — таково мнение и Хариты Игнатьевны Огудаловой.
Отметим в конспекте различия: Паратов — блестящий барин, обаятелен, хорош собою; всем известен; его любит Лариса.

Карандышев — мелкий чиновник; ничтожен, всеми унижаем; никому не известен; Лариса его не любит. Вот, пожалуй и все, чем отличаются эти герои.

Карандышев — жертва? Да. Несчастный человек? Безусловно. Негодяй? В определенном смысле — несомненно. И хитрит Юлий Капитоныч, и изворачивается, и все в его поведении, особенно в присутствии Ларисы и Паратова, свидетельствует о том, что устроить скандал он может при первом удобном случае, и в аристократы метит … Не этим ли обстоятельством так уязвлено самолюбие Паратава, что в счастливом сопернике — ничтожном человечишке Карандышеве — он видит как в зеркале себя!

Обратимся к толкованию имен этих действующих лиц «Бесприданницы». Фамилию Паратава скорее всего драматург образовал от диалектного слова поратый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Такое объяснение приводится в словаре Даля. В некоторых
справочниках есть и такое объяснение фамилии: паратый — ловкий, хищный зверь. А вот фамилия Юлия Капитоныча Карандышева по Далю — «коротышка, недоросток, малорослый человек».

— Приведите примеры высказываний Паратова и Карандышева, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции.

Паратав: «Что такое «жаль», этого я не знаю, у меня … ничего заветного нет, знай выгоду, так все продам, что угодно».

Карандышев: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь хочу и вправе погордиться и повеличаться. Ну чем я хуже Паратова?»

— Оба героя женятся. Что значит для каждого из них женитьба?

Оба героя женятся с целью поправить свое положение: ни у Паратава ничего нет (он попросту все промотал), ни у Карандышева «А барин-то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал, — объясняет Юлий Капитоныч суматоху, поднявшуюся в городе. — Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек». Сам Паратов о причине неожиданного своего исчезновения год назад так говорит Харите Игнатьевне «Управители мои и управляющие свели без меня домок мой в ореховую скорлупку-с. Своими операциями довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение … брешь порядочная осталась».

Решить такую проблему Паратов собирается следующим образом: «Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски … я должен проститься с моей свободой … отец моей невесты важный чиновный господин; старик строгий: он слышать не может о цыганах, о кутежах и о прочем»,

— Чем можно объяснить такое положение Паратова и Карандышева?

Паратов и Карандышев лишены деловой хватки, умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции, смирять свои желания. В небольшом провинциальном городе, где все знают друг друга, деловые качества самого мелкого чиновника досконально известны, но об умении вести какие-либо дела Карандышевым или Паратовым нет ни слова.

— Как Паратов и Карандышев относятся к Ларисе?

Сергей Сергеич откровенничает со своими приятелями: «Ведь Я было чуть не женился на Ларисе, — вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака». Сергей Сергеич давно избрал красивую жизнь не по своим средствам, бездумно сорит деньгами, которые не умеет сам зарабатывать, и в конце концов продает себя.

Помня о том, как влюбленная девушка «наглядеться на него не могла», Паратов, приехав в Бряхимов, собирается как можно веселей провести последние холостые денечки, для чего со спокойной совестью увозит Ларису со званого обеда. Когда же Лариса Дмитриевна просит дать ответ, кто же она ему, жена или нет, показывает обручальное кольцо: «Вот те цепи, которыми я скован на всю жизнь».

Не случайно драматург строит сцену объяснения таким образом: страшное для героини признание Паратов делает не наедине с Ларисой, а тогда, когда из кофейни появляются Кнуров и Вожеватов: свою жертву «блестящий барин» оставляет на растерзание другим хищникам.

Юлий Капитоныч Карандышев представляет собою в драме «Бесприданница» тип «маленького человека». Важно помнить, что эта пьеса создана в 1878 году, идеи индивидуализма, связанные с культом великого Наполеона, сказались и на мировоззрении мелкого чиновника.

Вот Карандышев приглашает на обед Кнурова и Вожеватова, говорит о желании видеть Ларису Дмитриевну окруженной только избранными людьми. А через несколько минут в разговоре с Ларисой называет Вожеватова пустым, глупым мальчиком.

Упрекая Ларису в простоте общения с людьми, невзыскательности, Карандышев в то же время всеми силами рвется приобщиться к миру сильных, мечтает о красивой, роскошной жизни напоказ, чтобы и ему позавидовали другие.

Он погубил в себе все человеческое и роковым выстрелом ставит точку: эта женщина должна принадлежать ему! Иначе — «не доставайся ж ты никому!». Жестокие нравы, царящие в городе Бряхимове, окончательно развратили мелкого чиновника.

В конспекте появилась запись, отражающая общее в Паратове и Карандышеве: женятся с целью поправить финансовое положение; лишены деловой хватки и умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции; совершенно бесчеловечны по отношению к Ларисе; достоинства оказываются мнимыми и т.д.

Следующий этап составления конспекта — анализ вопросов, связанных с образами Вожеватова и Кнурова. Фамилия Мокия Парменыча Кнурова образована от слова кнур — «боров, кладеный кабан, хряк» (по Далю).

Фамилия Вожеватова происходит от вожеватый, вожеватенький, то есть (опять же по Далю) это тот, «кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник», в сочетании вожеватый народ — развязный, беспардонный.

Составляя характеристику образов Кнурова и Вожеватова, учащиеся рассказывают о том, чем отличаются эти купцы от Дикого, то есть купца, нарисованного в драме «Гроза», объясняют, как относятся купцы друг к другу и к Ларисе. В результате — запись в конспекте: новый тип купцов; полное пренебрежение к общественному мнению; настороженность и недоверие друг к другу; холодная расчетливость и бездушие.

Еще одно, последнее звено, замыкающее круг равнодушия и жестокости, за пределы которого рвется «горячее сердце» героини драмы «Бесприданницы». Это Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы Дмитриевны.

Характеристику этого персонажа, стоящего в списке действующих лиц под номером один, А.Н.Островский начинает с имени, в котором все три составляющие части (имя, отчество, фамилия) говорят о многом.

Итак, имя Харита происходит от греческого слова харис, что значит «изящество, прелесть, красота». Игнатами в Москве времен драматурга называли каждого цыгана.

Фамилия Огудалова образована от глагола «огудать», который толкуется так: обмануть.

Соединим все в единое целое и получим следующее: перед зрителями не просто вдова средних лет, а прелестная цыганка, которая одевается изящно и, в отличие от дочери, смело и не по летам.

— Какого мнения о Харите Игнатьевне влиятельные купцы города Бряхимова?

Мокий Парменыч Кнуров называет Хариту Игнатьевну «бойкой женщиной», с чем полностью согласен Василий Данилыч Вожеватов, который между тем высказывает предположение: «Она. должно быть, не русская … очень проворна». А дополнение «любит и сама пожить весело» многое объясняет в ее холодной, расчетливой натуре.

Разве думала она о счастье старшей дочери, выдавая замуж за какого-то горца, кавказского князька, зарезавшего молодую жену от ревности по дороге, так и не довезя ее до Кавказа?

Трудно поверить в наивность и простоту Хариты Игнатьевны, будто бы не сумевшей разглядеть в проходимце, выдающем себя за иностранца, обыкновенного шулера.

— Каковы жизненные принципы этой женщины?

«Без хитрости на свете не проживешь» — вот что в первую очередь внушает она дочери. Этот принцип — прямая, буквальная перекличка с фамилией: огудать, то есть обмануть. И еще в одном убеждена Харита Игнатьевна: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду. чтобы потом пожить по-человечески». Свою жизненную позицию она преподносит дочери. (В конспект заносим эти два высказывания Хариты Игнатьевны.)

— Как относится Харита Игнатьевна к дочери?

Харита Игнатьевна не может понять желания дочери, мечтающей сразу после венчания поскорее уехать из Бряхимова в деревню. Что творится на душе у Ларисы, она не представляет.

Хариту Игнатьевну многое сближает с Кнуровым, Вожеватовым и прочими лицами, входящими в этот круг. Но главное — это то, что все они смотрят на Ларису как на вещь.

— Опираясь на положения, указанные в конспекте, покажите главные особенности пьесы «Бесприданница».

  1. В центре пьесы «Бесприданница» А.Н.Островский поставил героиню, так как в условиях русской пореформенной действительности драматург не находил героя, наделенного высокими моральными качествами, способного совершать такие поступки, которые бы ясно говорили о его стремлении вести борьбу со злом, царящим в мире. Преуспевающие дельцы если и делали какое-то благо, то это был лишь красивый жест, назначение которого — привлечь к себе внимание, а не искреннее желание творить добро.
  2. Поделитесь своим мнением

Пьеса «Бесприданница» относится к числу психологических драм, к которым Островский обратился в 1870-е годы. Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы. После того как мы проведем краткий анализ пьесы "Бесприданница", станут более явны те акценты, которые Островский расставил в произведении, а также будет ясна задумка автора.

Социально-психологическая проблематика пьесы «Бесприданница»

Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.

Начнем мы анализ пьесы "Бесприданница" именно с этой мысли. Они всё привыкли мерить деньгами. Примечательно, что на реплику Кнурова о том, как хорошо было бы «прокатиться» с Ларисой в Париж, да недолго в неё и влюбиться, Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть», «я… лишнего не передам». В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Этим определяется отношение людей друг к другу. Паратов вызывает всеобщее уважение тем, что сорит деньгами. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, привечает богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в доме у неё «базар», «табор». Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.

В этом мире всё продаётся и покупается. Проводя анализ пьесы "Бесприданница", отметьте это. Паратов рассказывает, что «женится на миллионе», совсем не испытывая чувств к невесте. В финале Лариса, узнав, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому она достанется, с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек».

Но в не менее важен и психологический конфликт. Он определяется противоречием между миром капитала, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла». Кнуров замечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, хитрить, заманивая женихов. Она верит в чувства Паратова, понимая только в конце, что он её обманул. Не сразу осознаёт, насколько мелок и ничтожен Карандышев. Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.

Анализ пьесы «Бесприданница» - система образов

Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу. Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов - «блестящий барин», человек широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать. Даже мать главной героини, Харита Игнатьевна, торгует дочерями, стараясь их выдать замуж. Но как видно из анализа пьесы "Бесприданница" им это счастья не приносит.

Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.

Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу. Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть. Поэтому выстрел Карандышева она называет «благодеянием».

В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы "Бесприданница" Островского. Посетите наш литературный блог , где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия - от "домостроевских" тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы. Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств. Ниже представлен анализ "Бесприданницы" Островского, где главная героиня - яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ "Бесприданницы" Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде - убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа "Бесприданницы" Островского - это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова - главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она - гордая девушка. Ее главный недостаток - это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов - дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев - мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель - завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов - молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров - пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он - женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон - актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа "Бесприданницы" Островского - это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов - богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она - бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе "Бесприданницы" Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило - это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой - никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе "Бесприданницы" Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она - вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы "Бесприданница" Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ "Грозы" и "Бесприданницы" Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини - яркие личности, а их избранники - слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она - вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе - она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского "Бесприданница" можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского "Бесприданница" позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза»). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-анализ

по пьесе А.Н.Островского

«Бесприданница»

Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка

Оформление урока: иллюстрации постановки пьесы в Малом театре; экранизации Э.Рязанова (опыт показывает, что с фильмом рекомендуется познакомиться до обсуждения пьесы в классе с целью более эмоционального восприятия произведения); афиша: «Бесприданница на сцене различных театров» (афишу учащиеся готовят самостоятельно).

Цели урока: более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза»). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».

Вот красота-то куда ведет… в самый омут.

А.Н. Островский «Гроза»

Ход урока

I. Слово учителя.

1.Особенности творчества А. Островского в 1870-1880гг.

Для творчества этого периода характерны:

Устойчивые темы;

Штрихи к психологической физиономии русского характера;

Усиление социальных и политических обобщений, с одной стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны;

Повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром;

Фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»);

Народная песня вытесняется романсом (Лариса поет романс Боратынского «Не искушай меня без нужды»).

II. История создания пьесы «Бесприданница».

Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

III. Работа с учащимися по пьесе островского «Бесприданница» (1879).

Потребность осмыслить и высмеять социальные отношения и интерес к жизни сердца- это, как правило, «сосуществовало» у Островского в одном художественном произведении. На этой особенности мы и построим нашу беседу.

План беседы

  1. Царство хищных, цепных и умных дельцов (проверка домашнего задания - таблица «Жизненная позиция значительных лиц в городе»).
  2. «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е годы (инд. задание).
  3. «Я любви искала…». Образ Ларисы Огудаловой.
  4. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика.
  1. «Царство хищных, цепных и умных дельцов» или «значительные лица в городе».

Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа- предприниматель.

Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого и Паратова?

(Учащиеся зачитывают цитаты из таблицы, которую они заполняли дома.)

Работа с таблицей.

Кнуров

Вожеватов

Паратов

«Значительные лица города»

«Блистательный барин»

Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому…у кого денег много.

Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

Если скажу6 орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

За удовольствие надо платить, они даром не даются…

Я знаю, что такое купеческое слово.

Что я обещал, то и исполню: для меня слово- закон, что сказано, то свято.

Всякому товару цена есть.

Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

Я сам такой же бурлак.

Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

У меня правило: никому ничего не прощать…

Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.

Господа, я имею слабость к артистам.

Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучили и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещаю промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.

В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватого?

Держаться с достоинством, способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом.

И все же, что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?

В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методам накопления, образ жизни, внешнему лоску так непохожих на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе».

Кнуров как будто бы заботился о Ларисе, предлагая свою помощь и расспрашивая ее мать, достаточно ли она подумала, выдавая дочь за бедного человека. В действительности же он выясняет, нельзя ли этим «добропорядочным» путем при содействии матери сделать девушку моей любовницей. Как и патриархальные самодуры, эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможного мало»,- признается Кнуров.

В чем заключается сложность характера Паратова?

- В чем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с величайшим безобразием; душевные взлеты завершаются торжеством трезвой прозы.

- Паратов - смоделированный образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки, и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решимости в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.

- при общении с людьми держится на уровне, соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает… Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем органично. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин – восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта и здравомыслия, чтобы оценить опасность его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни современных читательниц симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути.

- Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «…найду выгоду, так все продам…» У него ничего заветного нет.

Вывод. Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов – Лариса Огудалова.

  1. Драму Островского было принято назвать драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интеллигент – не состоятельны. Культурный буржуа-предприниматель, как мы только что увидели на примере героев пьесы, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит.

С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех.

В центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

Именно эта женщина и становится героиней произведений Островского. И это не случайно.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872г. в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы). Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или «за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовольцами 3 апреля 1881г.).

Вот как писал о женщине в этот период Ф.М. Достоевский:

«В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться ». Достоевский достаточно глубок в понимании женщины.

И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

Лариса – яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается и иллюзиями…

  1. Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Лариса значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греческого - чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).

Ответы учащихся:

«Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видится, без помехи…» Или: «Лариса создана для роскоши…».

Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!»

Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

Торг за Ларису охватывает всех мужчин- героев пьесы. Вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают? Кнуров и Вожеватый – содержание. Карандышев- положение честной замужней женщины и унылое существованье. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

Главное же для Ларисы – любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света:

« Паратов . Сейчас или никогда.

Лариса . Едем.

Паратов . Как, вы решаетесь ехать за Волгу?

Лариса . Куда вам угодно».

И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможность быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

Лариса поет Паратову на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует мир только чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее. (фрагмент из к/ф «Жестокий романс».)

Но постепенно несоответствия с романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развитии действия драмы.

Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его добротой и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы душе Карандышева. Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя по их законам.

Но прозрение наступает. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи. «Вещь…да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно …»

В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну, уж если быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой, очень дорогой».

Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, наверное, единственный поступок, совершенный не по расчету, единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со словами прощения на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама…сама… Ах, какое благодеяние!»

Критики о Ларисе . (Высказывания о Ларисе записаны на доске.)

П.Д. Боборырыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы…ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной «низменностью».

В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь поскольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

Беседа по вопросам:

  1. Можете вы согласиться, что Лариса не может «привлечь ваше внимания», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
  2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте свое мнение.
  3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошенность души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
  4. Можете ли вы согласиться, что Лариса в определенный момент переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту.
  5. Согласны ли вы с мыслью критика В. Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
  6. Вы согласны с тем, что героиня драмы лишена «цельности»?
  7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших ли душевных сил стоит Ларисе не отдать себя в «добычу соблазна»?
  8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»?
  9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Вывод. Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней – несчастлив…»). Это - «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

  1. Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы.

Различное.

Катерина

Лариса

Душа Екатерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура.

Катерина религиозна и набожна.

Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

Лариса Огудалова – девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. Лариса ничем не поддержана; ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура более утончена и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности: «Расставаться с жизнью совсем на так просто… А ведь есть люди, для которых это легко».

Общее.

По меткому выражению А.И. Ревякина, Катерина и Лариса- это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойная мораль. (Катерина – что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет».) А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».

«Вот красота - то куда ведет… в самый омут».

IV. Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений.

Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типические, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев…».

Аккуратность произведения островского подтверждается тем, что во многих театрах страны с большим успехом идет пьеса «Бесприданница», о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».

V. Домашнее задание.

Сочинение на тему: «Зачем же люди лгут, что Островский устарел?».


Драма «Бесприданница» (1879) стала одной из вершин в дра­матургии Островского. Здесь каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые выстраиваются в соответствии с логикой положений и ситуаций.

Островский в центр произведения ставит судьбу женщины, показывая жизнь с наиболее эмоциональной и эк­спрессивной стороны, противопоставляя холодному и бездушному расчету и эгоизму искренность, доверчивость и нерасчетливость «го­рячих сердец».

В «Б» представлен кусок русской жизни конца XIX столетия. Обедневшие дворяне Огудаловы, живущие в провинциаль­ном волжском городе Бряхимове, с трудом поддерживающие види­мость благополучия и светскости, богатые дельцы Кнуров и Вожева­тов, «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов, небо­гатый чиновник, «маленький человек» Карандышев, бродячий актер Робинзон, буфетчик, слуги, цыгане - таков состав действующих лиц драмы. Состав довольно пестрый, но точно отражающий приметы российской жизни того времени.

Пьеса необычна по композиции . В целом - это драма-кульмина­ция, ибо в ней запечатлен момент наивысшего напряжения в жизни главной героини Ларисы Огудаловой. Мучительные переживания «бесприданницы», душевный кризис вследствие длительной и непо­нятной для нее разлуки с Паратовым заставили девушку принять тя­желое для себя решение - стать женой неинтересного для нее и непривлекательного Карандышева.

Лариса, явно идеализирующая Парато­ва, не видит его эгоизма и черствости и безоглядно идет за ним, нимало не сомневаясь в его благородстве. Потрясение от обмана ока­зывается таким тяжелым, а ситуация такой непоправимой - потеря­на честь, утрачена вера в любимого человека и в саму любовь, - что жизнь теряет для Ларисы всякий смысл. Но, чтобы уйти из нее, она не находит в себе сил и вынуждена принять закон буржуазного общест­ва, где красота, являясь товаром, покупается и продается. Лариса готова стать содержанкой Кнурова, и только выстрел Карандышева положил конец сомнениям, мукам, нравственным колебаниям, обор­вав жизнь Ларисы Огудаловой.

Пьеса построена таким образом, что основное действие развивает­ся двумя потоками - на сцене и за сценой. На сцене происходят только самые острые события, показаны ситуации, раскрывающие психологическую сложность взаимоотношений и крутые повороты в развитии сюжета. Все обычное, будничное или житейски известное остается за пределами сценического пространства. Так, драматург опускает сцену первой встречи Ларисы с Паратовым, не показывает ее переживаний после его отъезда (об этом зритель узнает из реплик персонажей), нет сцены поездки Ларисы за Волгу с цыганами. Основу драмы составляет не только действие, но и психологический процесс.

«Б» - это пьеса о красивой, незаурядной девушке, оказавшейся в заурядном буржуазном окружении, которое смотрит на нее как на яркую, привлекательную вещь. Тема купли-продажи про­низывает все произведение, является основной и заявлена уже в са­мом начале драмы, когда идет разговор о «Ласточке», выгодно куп­ленной Вожеватовым у Паратова, об удовольствиях, за которые «пла­тить надо» (имеется в виду удовольствие бывать в доме Огудаловых), о том, что хорошо бы с Ларисой Дмитриевной прокатиться в Париж на выставку, и о том, что эта женщина создана для роскоши и ей, как дорогому бриллианту, требуется дорогая оправа. Все реплики относи­тельно Ларисы брошены не случайно, они получают развитие, и в финале раскрывается их подлинно драматический смысл: в самый тяжелый для Ларисы момент, когда она понимает, что Паратов жесто­ко обманул ее, Кнуров делает ей предложение поехать с ним в Париж на выставку.

В Ларисе нет той цельности и внутр-й силы, какая чувствова­лась в Катерине. Душа ее мечется м\у меч-той о чистой любви, о благородном женихе, между стремлением любить людей, жить по законам чести, по нормам морали, принятой в дворянской среде, и - способностью к нравственному компромиссу.

Одиночество Ларисы драматург подчеркивает неожиданным при­емом: героиня умирает под «громкий хор цыган». Перед смертью она воспринимает выстрел Карандышева как благо, как избавление от страданий. Под звуки цыганской песни Лариса говорит о любви к людям и посылает прощальный поцелуй. В начале пьесы дом Огуда­ловых сравнивался с табором, завершается пьеса таборной песней. Соединились начала и концы, причины и следствия, временное и вечное. Умирая, Лариса понимает, что она чужая для всех, но при этом никого не обвиняет: «Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все!». ее смерть не случайность, а неизбежная гибель из-за несоот­ветствия этой женщины практичному и жестокому миру.

«Б» - это драма, но в ней видят трагедийные эл-ты. Ряд лейтмотивов:

  • Простота, которая оттеняется мотивом богатства

    В начале пьесы возникает мотив трагедии: Лариса все вр ощущает себя над краем пропасти

Как и Катерина она все время безоглядно проявляет свои чувства. Простота и глуповатость свидетельствуют об этом.

    Мотив «человека вещи» ни только у Ларисы, но и Паратова.

    мотив игры – актерство свойственно всем, кроме Ларисы.

Драматический конфликт: «если быть вещью, то дорого» => утратив любовь она принимает то, что ей предлагают.

Смерть – проявление слабости, а не силы, как это было у Катерины.

Два претендента на сердце Лариса - Паратов и Карандышев . И Кнуров, и Вожеватов имеют отноше­ние к гибели Ларисы. Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропас­ти. Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Каранды­шев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, уби­вает ее.

На первый взгляд, эти герои - антиподы. Паратов - красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Ка­рандышев - мелкий небогатый чиновник с неинтерес­ной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя вни­мание. Па­ратов легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, например, так отзывается о Паратове: «Молодец мужчина... Экой со­кол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного по­клонника. Карандышева, наоборот, девушка, даже согла­сившись стать его женой, почти презирает. Он для нее соломинка, «за кот. хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. «Ч-к самолюбивый, завистливый», - замечает Вожева­тов. «Ну что такое Карандышев!» - с презрением и не­доумением гов. Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприят­ны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то пи стало оказаться в избран­ном обществе. Карандышев и Паратов - соперники. М\у героя-ми существу­ет соц. пропасть. Карандышев - «маленький ч-к», а Паратов - «хозяин жизни». У него есть прави­ло - «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из глав.качеств Паратова, кот. можно определить, как барство. Однако при глубоком анализе характеров и поступ­ков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и др. крайне са­молюбивы и тщеславны, любят произвести впечатле­ние, добиваются постав-ленной цели любыми средства­ми. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для них - игрушка, ВЕЩЬ. Пара-тов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл...»

Вернувшись в Бряхимов и приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов хладнок­ровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка - веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы - надежда на счастливый брак с любимым человеком.

Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на ее руку, и тоже добился своего: стал женихом девушки. Ему не тер­пится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность.

И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушива­ются к ее словам, не хотят понять, что с ней происхо­дит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю...». Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истин­ной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, мож­но купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеали­зировала и Паратова, и Карандышева. Карандышева воспринимала как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими, она искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала сто благородным и надежным, мечтала со­единить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка по­няла, что в мире наживы и корысти нет места для любви.