Алёнушкины рассказы. Сказка Ванькины именины. Мамин Сибиряк Аленушкины сказки

«Алёнушкины сказки» — это сборник сказочных произведений для детей Мамина-Сибиряка, который он посвятил своей больной дочери Алёнушке. Так же, как её мать, она прожила совсем недолго и умерла от туберкулёза.

Серая Шейка

История о маленькой уточке, которой Лиса сломала крыло и она не смогла улететь на юг вместе со своей семьей. Оставшись зимой совсем одна, познакомилась с Зайцем и встретилась с Лисой. Но все закончилось хорошо, так как ей на помощь пришел старик-охотник. Он пожалел её и взял с собой.

Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост

История о зайце, которому надоело всех бояться. Он стал хвастаться и всех развеселил тем, что говорил, что съест волка. Шум привлек внимание волка и он решил съесть хвастливого Зайчишку. Но тот увидел его и, высоко прыгнув, приземлился прямо на серого. Заяц побежал в одну сторону, волк в другую. Оба испугались. Так храбрый Заяц сам поверил в свою храбрость.

Сказочка про Козявочку

История о жизни и приключениях Козявочки, маленького насекомого женского пола. Вначале она только появляется на свет и считает, что всё вокруг её. Но потом она узнает, что мир не так прост и в нём живут и злые шмели, и заумные червячки, и опасные лягушки, рыбки и птички. Но, не смотря на все это, она счастливо прожила лето и даже завела семью. И, устав, уснула на всю зиму.

Щедра на природные и человеческие богатства земля уральская. Наделяются большими талантами люди, что являют собой душу родного края. Одним из таких дарований оказался Д. Н. Мамин-Сибиряк, сказки для детей которого получили широчайшую известность в России. Яркий и поэтический язык писателя высоко оценили любители отечественной литературы.

Название Автор Популярность
Мамин-Сибиряк 199
Мамин-Сибиряк 204
Мамин-Сибиряк 166
Мамин-Сибиряк 190
Мамин-Сибиряк 197
Мамин-Сибиряк 248
Мамин-Сибиряк 170
Мамин-Сибиряк 263
Мамин-Сибиряк 1232
Мамин-Сибиряк 329
Мамин-Сибиряк 267
Мамин-Сибиряк 243
Мамин-Сибиряк 6352
Мамин-Сибиряк 357
Мамин-Сибиряк 632

Многие произведения коренного уральца повествуют о красоте густого леса и активной жизни его обитателей. Во время чтения реалистичного рассказа «Приемыш», малыш сможет соприкоснуться с миром дикой природы и прочувствовать все оттенки таежного великолепия. В «Медведко» ребенка ожидает встреча с косолапым крохой, чьи повадки доставляют окружающим одни хлопоты и проблемы.

Выдуманные истории Мамина-Сибиряка отличаются интересными сюжетами и разнообразием персонажей. Героями его произведений становились различные обитатели леса – начиная от обычного комара и заканчивая старой елью. Уточку Серую Шейку и храброго Зайца обожает несколько поколений читателей. Также писатель создавал небылицы, схожие с народным фольклором. Ярким примером подобного творчества является сказка о царе Горохе.

Родителям и их малышам очень понравятся истории, которые Дмитрий Наркисович придумал для своей дочери Елены. Любящий отец написал специальные произведения, чтобы его крошка быстрее засыпала. Зайдя на сайт, посетители могут читать онлайн «аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка или скачать эти небылицы для собственной библиотеки. После знакомства с Комаром Комаровичем, Воробьем Воробеичем, Ершом Ершовичем и другими героями ребенок больше узнает про жизнь диких обитателей тайги, попадающих в различные забавные ситуации.

Талантливый сочинитель создал уникальнейшие произведения, наполнив их глубоким смыслом, гармонией и любовью. Его истории отличаются особым богатством языка и неповторимым стилем повествования. Поклонники русской литературы высоко ценят творчество такого дарования, как Мамин-Сибиряк – читать сказки этого писателя любят и дети, и взрослые. Волшебный мир дикой природы, придуманный Дмитрием Наркисовичем, не оставит равнодушным ни одного человека, впервые соприкоснувшегося с самобытной атмосферой уральской тайги.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – широко известный писатель. Сказки он начал писать для своей маленькой дочки, увлекся творчеством для детей и создал множество рассказов и сказок. Сначала они печатались в детских журналах, а потом стали выходить и отдельными книгами. В 1897 году вышла в свет книга "Аленушкины сказки", в которую вошло десять сказок. Сам Мамин-Сибиряк признавался, что из всех его книг, созданных для детей, эта самая любимая.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Алёнушкины сказки

"Алёнушкины сказки" Д.Н.Мамина-Сибиряка

На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.

Отец Алёнушки, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, – писатель. Он сидит за столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встаёт, подходит поближе к Алёнушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает рассказывать… Внимательно слушает девочка про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один глазок у Алёнушки уже спит… Спи, Алёнушка, спи, красавица.

Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег…

Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера – отец и дочка. Алёнушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.

Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы. Они прошли в маленьком заводском посёлке на Урале. На заводе работали тогда ещё крепостные рабочие. Они трудились с раннего утра до позднего вечера, но прозябали в нищете. Зато их господа и хозяева жили в роскоши. Ранним утром, когда рабочие шли на завод, мимо них пролетали тройки. Это после бала, длившегося всю ночь, разъезжались по домам богачи.

Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! Особенно запомнилось Мамину-Сибиряку предание об удалом разбойнике Марзаке, который в давние годы скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на богатых, отнимал у них имущество и раздавал его беднякам. И никогда царской полиции не удавалось его изловить. Мальчик вслушивался в каждое слово, ему хотелось стать таким же смелым и справедливым, каким был Марзак.

Густой лес, где, по преданию, когда-то скрывался Марзак, начинался в нескольких минутах ходьбы от дома. В ветвях деревьев прыгали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстречать и самого медведя. Будущий писатель изучил все тропинки. Он бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, покрытых еловым и берёзовым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с природой у него навсегда связалось "представление воли, дикого простора".

Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вёл дневник.

Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнётом.

У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. "Это счастье писать для детей", – говорил он.

Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал её "Алёнушкины сказки".

В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.

Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

Лучше представить их помогают имена и прозвища.

Вот Комарище – длинный носище – это большой, старый комар, а вот Комаришко – длинный носишко – это маленький, ещё неопытный комарик.

Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке "Пора спать" избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее.

Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке "О том, как жила-была последняя Муха" рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу". Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей…

Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя ("Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост").

Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил "Алёнушкиными сказками". Он говорил: "Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное".

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Родился в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866-1868) и в Пермской духовной семинарии (до 1872). В 1872 поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужден оставить университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулёз).
Летом 1877 вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец; вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр Екатеринбург. В Екатеринбурге женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой-другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
С начала 1880-х занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.
В 1890 развёлся с первой женой и женился на артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург.
Мамин-Сибиряк с 1892 года, после горькой утраты любимой жены, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки, выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику. Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Они открывают высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.
Умер 15 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге.

«Аленушкины сказки» (1894-1897) занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, а другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки». Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным.

Сказки представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой ограничено, сочетаются нравственные и общественные идеи.

Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Сказки поучительны, мораль их умная, она воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.

«Сказка про храброго Зайца» - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: «Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и все тут!» Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. «Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…»

С начала и до конца сказку пронизывает один мотив – «надоело бояться», «надоело прятаться». Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношение слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.

Главное – поверить в себя: «С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится». Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.

В «Аленушкиных сказках» образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания («Умнее всех»; «Сказочка про Воронушку–черную головушку и желтую птичку канарейку»; «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» ). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников.

В сказке «Умнее всех» высмеиваются спеть, тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он – самая умная птица:

« - Ведь я умнее всех? Да?

Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила: Ах, какой умный… Кхе-кхе! Кто же этого не знает?

Нет, ты говори прямо: умнее всех? Просто умных птиц достаточно, а умнее всех – одна, это я.

Умнее всех ответила индюшка. Кхе-кхе».

Уже это начало настораживает ребенка. А когда с таким же вопросом Индюк обращается ко всем птицам, живущим во дворе, он получает в ответ: «Кто же не знает, что ты самая умная птица! Так и говорят: «Умен, как индюк». Тут даже самый маленький читатель непременно поймет суть дела и невольно улыбнется над чванливым существом. Но автор не ограничивается только намеком на глупость своего героя. С юмором изображает он позорный крах хвастуна, когда на птичьем дворе появился невиданный зверь, похожий и на яйцо, и на репейную шишку. Это существо – Еж, серячок-мужичок, окончательно разоблачает хвастуна.

Но сказка на этом не кончается. «Порядочное и благовоспитанное» птичье общество не могло помириться с тем, что какой-то пришелец, мужичок-серячок, критикует одного из самых знатных членов этого общества. Петух и другие птицы готовы наброситься на Ежа. В конце концов, все переходят на сторону Индюка. В такой концовке заложен большой социальный смысл.

В сказке «Умнее всех» чванливому птичьему «порядочному» и «благовоспитанному» обществу противопоставляется серячок-мужичок Еж, который и оказывается умнее всех.

В сказке «Ванькины именины» изоблачаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи. Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся.

В сказке скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости по отношению к Башмачку и Зайчику, которые от расправы едва успели выскочить в окно.

«Сказка про Воробья Воронбеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» рассказывает о том, как трудно приходится в борьбе с всесильными врагами двум приятелям, Воробью Воробеичу и Ершу Ершовичу. Они часто говорили о своих схожих невзгодах. У них и враги были «одинаковые». Воробей Воробеич даже считал, что «ястреб когда-нибудь был щукой, а щука была ястребом».

В борьбе за жизнь гибнет неприспособленная, неопытная Канарейка и стойко выдерживает все испытания разбойница Ворона («Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»).

Сказки Мамина-Сибиряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.

Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали «Маминслог». Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями.

«Аленушкины сказки» - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.

К.Д.Ушинский. Рассказы о детях и о природе в творчестве писателя: «Дети в роще», «Четыре желания», «Чужое яичко», «Утренние лучи» и др. Познавательная направленность рассказов.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в городе Туле. Детство он провел на Украине, в маленьком городе Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. В 16 лет поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы его интересы не ограничивались рамками будущей профессии: увлекался русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьезно изучал историю и географию. Но больше всего привлекала его педагогическая деятельность. Это и привело его в Ярославский Демидовский юридический лицей, где более двух лет он исполнял обязанности профессора.

Однако Ушинскому недолго пришлось работать в должности профессора. Человек независимого характера, он не заботился о карьере, не считался с мнением начальников. С 1852 года начинается его сотрудничество в популярных журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Журнал для воспитания».

В 1854 году как талантливого литератора-педагога его приглашают преподавателем в Гатчинский, а затем в Смольный институт, где он становится инспектором и проводит ряд реформ с целью дать воспитанницам широкое образование. Но эти реформы вызвали недовольство начальства. И Ушинский был вынужден оставить работу и уехать за границу. Там продолжает писать для детей.

Константин Дмитриевич Ушинский является основоположником русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде.

Основные труды великого педагога и талантливого писателя: «Человек как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868-1869), учебные книги «Детский мир и хрестоматия» (первое издание – 1861), «Родное слово» (первое издание – 1864), а также методические пособия для учителей.

Книги «Детского мира» знакомят маленького читателя с природой, людьми разных народов и профессий, народным творчеством. Основное место в Детском мире» занимают небольшие статьи научного характера. В них наиболее ярко проявился талант Ушинского – популяризатора научных знаний. Его статьи отличаются доступностью и увлекательностью.

Приемы изложения в статьях самые разнообразные. Статьи о природе, о растительном и животном мире соответствуют уровню науки того времени. Животные и птицы показаны в их естественной среде, даны с описанием их повадок, изображены в тесной связи с деятельностью человека.

В разных частях книги то и дело упоминается бог, якобы придавший всей природе целесообразный характер и управляющий миром. Таковы статьи «О человеке», «Чудный домик». Премудростью бога объясняются и способы распространения семян у растений (статья «Размножение растений»).

В «Детском мире» ярко проявился талант Ушинского как автора художественных произведений для детей.

Животные в рассказах К.Д.Ушинского представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы. В рассказе «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу – будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому дано от природы свое.

В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот.

В рассказе«Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива – «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»…

Тематика маленьких рассказов Ушинского разнообразна: жизнь детей, семейный быт, природа. В них высмеивается лень, зазнайство, прославляются трудолюбие, взаимопомощь. Несмотря на краткость в них всегда скрыт глубокий смысл, и тем самым они дают обильную пищу для бесед, развития мысли и речи детей.

В рассказе «Гадюка» Ушинский подробно говорит о том, чем отличается ядовитая змея от простого ужа. Упоминает о разных случаях, когда гадюка кусала животных и детей. Ненавязчиво проступает смысл рассказа – ребенок сам может сделать соответствующие выводы.

В рассказе «Дети в роще» рассказывается, как шли брат с сестрой в школу, захотелось им поиграть в тенистой, прохладной роще. Увидели они жука: «Поиграй-ка с нами!» Жук ответил, что ему недосуг: «Я должен добыть обед». С той же просьбой дети обратились к пчелке – отказалась и пчелка: «Мне нужно собирать мед». Нашлось дело и у муравья, и у белки, и у голубя, даже у ручья и веселой малиновки, которая не просто распевала песню,

а баюкала своих птенцов. Малиновка дала ребятам совет поспешить в школу: «Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто

поработал и сделал все, что обязан сделать». В этой морали Ушинский с его убеждением, что ребенок должен знать свои обязанности.

В рассказе «Утренние лучи» писатель не прибегает к скучной назидательности. Он говорит о радости утреннего пробуждения – встало солнце, пробудился жаворонок и запел: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Проснулся заяц – побежал есть траву; пробудился петух, куры слетели с насеста; полетела пчела за медом. И только «маленький лентяй», хотя солнечные лучи били ему в глаза, не проснулся, лишь повернулся на другой бок. Мораль прямо не сформирована, но ясна.

В своих рассказах Ушинский предостерегает ребят и против несбыточных, неразумных желаний. Таков рассказ «Четыре желания»: мальчик так радовался зиме, весне, лету, и осени, что всякий раз хотел, чтобы время года не кончалось. Желания несбыточны тем, что исключали друг друга.

Книги К.Д.Ушинского являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, очерки, сказки, рассказы, стихи – в них можно найти почти все малые жанры детской литературы. Они создают богатую, пеструю, но единую по замыслу картину


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – широко известный писатель. Сказки он начал писать для своей маленькой дочки, увлекся творчеством для детей и создал множество рассказов и сказок. Сначала они печатались в детских журналах, а потом стали выходить и отдельными книгами. В 1897 году вышла в свет книга «Аленушкины сказки», в которую вошло десять сказок. Сам Мамин-Сибиряк признавался, что из всех его книг, созданных для детей, эта самая любимая.

«Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка

На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.

Отец Алёнушки, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, – писатель. Он сидит за столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встаёт, подходит поближе к Алёнушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает рассказывать… Внимательно слушает девочка про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один глазок у Алёнушки уже спит… Спи, Алёнушка, спи, красавица.

Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег…

Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера – отец и дочка. Алёнушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.

Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы. Они прошли в маленьком заводском посёлке на Урале. На заводе работали тогда ещё крепостные рабочие. Они трудились с раннего утра до позднего вечера, но прозябали в нищете. Зато их господа и хозяева жили в роскоши. Ранним утром, когда рабочие шли на завод, мимо них пролетали тройки. Это после бала, длившегося всю ночь, разъезжались по домам богачи.

Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! Особенно запомнилось Мамину-Сибиряку предание об удалом разбойнике Марзаке, который в давние годы скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на богатых, отнимал у них имущество и раздавал его беднякам. И никогда царской полиции не удавалось его изловить. Мальчик вслушивался в каждое слово, ему хотелось стать таким же смелым и справедливым, каким был Марзак.

Густой лес, где, по преданию, когда-то скрывался Марзак, начинался в нескольких минутах ходьбы от дома. В ветвях деревьев прыгали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстречать и самого медведя. Будущий писатель изучил все тропинки. Он бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, покрытых еловым и берёзовым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с природой у него навсегда связалось «представление воли, дикого простора».

Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вёл дневник.

Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнётом.

У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. «Это счастье писать для детей», – говорил он.

Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал её «Алёнушкины сказки».

В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.

Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

Лучше представить их помогают имена и прозвища.

Вот Комарище – длинный носище – это большой, старый комар, а вот Комаришко – длинный носишко – это маленький, ещё неопытный комарик.

Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке «Пора спать» избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее.

Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке «О том, как жила-была последняя Муха» рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей…

Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя («Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»).

Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил «Алёнушкиными сказками». Он говорил: «Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное».

Андрей Чернышёв

Присказка

Баю-баю-баю…

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились жёлтыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алёнушкиной сказки.

Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает.