200 лет со дня рождения а толстого. Внеклассное мероприятие: "200 лет со дня рождения А.К.Толстого". Но Толстой создал в этом жанре целый том, заложил традицию

Он писал афористично. Напевно. Любил перебрасывать читателей в былинное прошлое. Из тройки великих Толстых русской литературы он - старший по дате рождения: 5 сентября (24 августа) 1817 года

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Фото: ru.wikipedia.org

Почему-то именно его иногда называют «третьим Толстым» (хотя, например, Бунин так звал Алексея Николаевича — в строгом соответствии с хронологией). Поэтому его величают по отчеству. Алексей Константинович — и тут уже путаницы не будет. На шумном балу русской литературы он оказался не случайно и не затерялся. А детям объясняют на пальцах: Алексей Толстой, но не тот, «который Буратино».

Константин Петрович Толстой, отец А. К. Толстого / libryansk.ru

Был ли Алексей Константинович родственником Льва Николаевича?

все Толстые — родственники. И все ведут свой род от сподвижника Петра I Петра Андреевича Толстого — боярина и первого графа Толстого.

Алексей Константинович Льву Николаевичу приходился троюродным братом. Впрочем, от Толстых Алексей Константинович взял только титул и фамилию, отца он почти не знал, воспитание ему дала родня матери. Перовские были сказочно богаты: потомки графа Кирилла Разумовского , хоть и незаконнорожденные, унаследовали состояние дяди — фаворита и, вероятно, тайного мужа императрицы

Анна Алексеевна Толстая, мать А. К. Толстого / libryansk.ru

Елизаветы Алексея Разумовского . С ним возился дядька, Антон Перовский известный писатель, публиковавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский». Свою самую известную книгу — сказку «Черная курица, или Подземные жители» — Погорельский посвятил племяннику Алеше. Неудивительно,
что маленький граф рано (с шести лет!) увлекся сочинительством. И годам к двадцати пяти он был вооружен до зубов рифмами, мелодиями, образами… А со Львом Николаевичем Алексей Константинович познакомился только в зрелые годы, незадолго до Крымской войны.

Соответствуют ли истине утверждения о дружбе поэта с императором Александром II ?

Александр на полгода младше Алексея. Несмотря на то, что его родительская семья распалась, а мать считалась незаконнорожденной, Алешу Толстого включили в избранный детский круг наследника престола, будущего . Их было

Алексей Кириллович Разумовский, дедушка А. К. Толстого / libryansk.ru

Девятнадцать — девять мальчиков и десять девочек, отобранных из лучших семей империи для товарищеских забав с цесаревичем. Они играли в оловянных солдатиков, в жмурки, в горелки, а иногда боролись. Самым рослым и сильным был Толстой. Добродушный богатырь — это амплуа он обживал десятилетиями.
Как ни странно,

воспитанник Жуковского император Александр Николаевич не стал ценителем высокой словесности… О масштабах таланта своего приятеля по детским играм он не имел представления

и сожалел, что богатырь Алеша равнодушен к государственной службе. А Толстой и впрямь немало сил приложил, чтобы, вопреки материнской воле, отлынить от служебной рутины, хотя долгое время ему «автоматом» шли чины и придворные звания, от камер-юнкера до действительного статского советника (соответствовавшего генерал-майору).

Как лирик Толстой стал сатириком?

Кирилл Григорьевич Разумовский, прадедушка А. К. Толстого / libryansk.ru

У молодого силача-весельчака не могло не быть друзей, с которыми — в огонь и в воду. Это кузены, братья Жемчужниковы — Алексей, Александр и Владимир. Они переворачивали Петербург вверх дном, подшучивая над чопорными чиновниками и попавшими под руку обывателями. Они превращали жизнь в пародию.

Министр финансов Вронченко ежедневно прогуливался по Дворцовой набережной в 9 часов утра. Александру Жемчужникову вздумалось тоже прогуливаться в это время. Проходя мимо Вронченко, которого он лично не знал, он неизменно останавливался, снимал шляпу и внушительно произносил: «Министр финансов, пружина деятельности!»

Они могли среди ночи постучаться к булочнику, спрашивали, есть ли у него пеклеванный хлеб, а получив утвердительный ответ, восклицали наставительно: «Ну, благодарите Бога, а то много людей не имеют и куска насущного хлеба» . Молодые поэты повесничали, да озорничали и до них. Но прутковский абсурдистский юмор был новинкой для того времени. От странных шалостей они быстро перешли к литературной игре.

Можно ли считать Козьму Пруткова первым русским «виртуальным автором»?

Дом-музей А. К. Толстого в имении Красный Рог / ru.wikipedia.org

Этот прием использовали многократно. Достаточно вспомнить Ивана Петровича Белкина : не просто нацепил на свою слишком хорошо известную публике столичную физиономию маску скромного провинциала, но и постарался утишить свой блестящий стих до «смиренной прозы». Но — первый «распределенный» автор. Остроумные и блестяще образованные братья-аристократы придумали Козьму Пруткова — мелкого чиновника (директора Пробирной палатки), графомана и сочинителя высокопарных афоризмов, искренне считающего себя «пупом земли» и глубоким мыслителем. Что только не сочинялось под маской Пруткова — басни, пародии, назидательные стихи и афоризмы, водевили…

В лихой артели имени Козьмы Пруткова Толстой, конечно, был золотым пером.

Самый изобретательный версификатор, самый дерзкий потрясатель основ. Он и как сатирик перерос Пруткова. В списках ходили две озорные поэмы Алексея Толстого — «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и «Сон

Детский портрет А. К. Толстого / libryansk.ru

Попова». Не из прутковского цикла, но из «смеховой культуры». Кто из Жемчужниковых был способен на нечто подобное?

Участвовал в прутковской компании и Александр Аммосов , но для него военная служба оказалась важнее литературы. Прутковский цикл стал эпохой в русской сатирической поэзии. Из него до сих пор черпают острословы. А литературоведы всерьез считают Козьму Пруткова предтечей обэриутов и концептуалистов.

Можно ли считать Толстого самым виртуозным поэтом своего поколения?

Лет с десяти он почти не выныривал из литературных миров — и в любом жанре чувствовал себя вольготно. Действительно, его версификационная техника поражает. Достаточно вспомнить шутливое «Рондо»:

Ах, зачем у нас граф Пален
Так к присяжным параллелен!
Будь он боле вертикален,
Суд их боле был бы делен!

Алексей Жемчужников/libryansk.ru

Добрый суд царем повелен,
А присяжных суд печален,
Всё затем, что параллелен
Через меру к ним граф Пален!

И так на две довольно редкие рифмы — шесть строф, последняя — наполовину по-немецки. Но, как у всякого настоящего виртуоза, словесная техника не была для него самоцелью, а всегда служила смыслу. Высокие образцы Толстой оставил и в сатире, и в пародии, и в лирике, в том числе песенной (достаточно вспомнить «Колокольчики мои…» и «Средь шумного бала случайно…»). Желаете поэмы? «Иоанн Дамаскин» считался классическим образцом, да и до нашего времени не стерлось обаяние строк:

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.

Александр Жемчужников / libryansk.ru

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму.

Была ли у Толстого «главная тема»?

Алексей Константинович много и мучительно размышлял об . Прежде всего его интересовали две эпохи — былинный княжеский Киев и баснословная царская Москва. Он тосковал по утраченной цивилизации древнерусского государства, которую смели орды Батыя. Порою даже идеализируя ее. «Со присяжными суд был обычен и нашему миру,» , — уверяет у него богатырь Поток. Страшной фигурой он считал Ивана Грозного. «Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве».

Толстой был сторонником просвещенной аристократии, а первый наш царь, по его мнению, растаптывал ее достоинство. Но в повести «Князь Серебряный», в исторических балладах он не занимался разоблачениями. Его захватывала стихия истории — и получалась музыка:

Владимир Жемчужников / libryansk.ru

Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.

Историческая баллада как жанр существовала в русской поэзии и до Толстого. Достаточно вспомнить .

Но Толстой создал в этом жанре целый том, заложил традицию.

Кажется, главное достоинство поэзии Толстого — простодушие. Полнокровный, надежный поэт. Стих у него почти всегда льется легко — без натуги и как будто без лишних умствований:

А. К. Толстой в юности / libryansk.ru

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Узнаваемая грань русского характера — неуемного и отходчивого. Если бы Добрыня Никитич умел сочинять стихи, наверное, он писал бы именно так. Но ведь это не просто соловьиная трель, это серьезный, продуманный манифест, одно из лучших программных стихотворений в русской поэзии.

Бесхитростное простодушие свойственно и его любимому герою — Илье Муромцу:

Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
…Не терплю богатых сеней,

И. А. Гончаров, Е. Н. Шостак,
А. К. Толстой, Н. М. Жемчужников,
С. А. Толстая, К. Н. Алексич,
1860-е годы / libryansk.ru

Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!
Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!

Под этим гимном простоте, наверное, подписался бы и его троюродный брат и их общий учитель Жан-Жак . Все это, несомненно, не только маска лирического героя, но и характер Толстого.

О Толстом говорят как о противнике «политической» поэзии…

Он оказался антиподом слишком гражданственного Некрасова и слишком интеллектуального . Но это не означает, что он не заглядывал в самые хмурые книги. Заглядывал. И нередко резко отстаивал свои политические (а еще чаще — эстетические) позиции в устных и эпистолярных спорах. Ему не нравились ни радикальные прогрессисты, ни рьяные почвенники. В письмах Толстого можно найти самые запальчивые: «От славянства Хомякова меня мутит, когда он ставит нас выше Запада по причине нашего православия» .

Свою политическую программу он сформулировал в 1858-м году:

Софья Андреевна Толстая, жена писателя / libryansk.ru

Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами -
Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

И это — накануне Великих реформ, когда радикалы и охранители готовы были вцепиться друг дружке в шевелюру.

Насколько важным для А. К. Толстого был театр?

Драматическую трилогию о наследниках Ивана Грозного Толстой нес как тяжкий крест. Чтобы вывести царей и царедворцев на сцену, нужно было долго сражаться с цензурой, сверяя каждое слово с почтенными предрассудками. Дружба с императором не помогала. Словом, драматургия не принесла ему прижизненной славы. А порыв был удивительно смелый — после Пушкина написать трагедию в стихах о самодержцах и царедворцах Московской Руси, многие из которых (Борис Годунов, Василий Шуйский) действуют и у Пушкина…

В историю вошла вторая часть трилогии — «Царь Федор Иоаннович». С этой постановки (а вовсе не с чеховской «Чайки», как принято считать) началась история Художественного театра, а в 1970-е на сцене Малого в роли царя Федора метался Иннокентий Смоктуновский , и это тоже было громкое событие в театральном искусстве. Толстой сталкивает человеческое и политическое. Вечный конфликт!

Алексей Толстой фигурирует в списках «знаменитых писателей-самоубийц» — насколько это справедливо?

Софья Андреевна Бахметева (в первом браке Миллер, во втором графиня Толстая), начало 1850-х, дагерротип / ru.wikipedia.org

После пятидесяти лет он, наконец, стал законным супругом любимой женщины — той самой, которую за тринадцать лет до того встретил «средь шумного бала, случайно». О его романе с Софьей Миллер-Бахметевой время от времени вспоминают даже в глянцевых журналах. Он любил, как и обещал в стихах — «без рассудку».

Служебные обузы отпали. Миллионное состояние уходило сквозь пальцы, но на безбедную жизнь денег хватало. Стихи не иссякали. Счастье? Но тут стало рассыпаться здоровье. Толстой страдал астмой. Ему легко дышалось только в сосновом бору. В комнате, где он спал, стояли сосновые кадки с водой…

А. К. Толстой. Портрет работы И. Е. Репина, 1896 г.

От невыносимых приступов головной боли доктора прописали ему морфий. Писатель Болеслав Маркевич так вспоминал о страданиях Толстого: «Человек живет только с помощью морфия, и морфий в то же время подтачивает ему жизнь — вот тот заколдованный круг, из которого он уже больше выйти не может. Я присутствовал при отравлении его морфием, от которого его едва спасли, и теперь опять начинается это отравление, потому что иначе он был бы задушен астмой».

Осенью 1875-го он — скорее всего, по ошибке, но поговаривают и о самоубийстве — ввел себе смертельную дозу. Был ли он самоубийцей — хотя бы случайным? Официально, разумеется, нет.

Но обстоятельства смерти Толстого загадочны.

Виной могла быть его обычная рассеянность, а может быть, и отчаяние невольного морфиниста.

Было ему 58 лет. А сегодня Толстому 200. О забвении и речи нет. Одна беда — иногда путают с не менее талантливыми родственниками.

Алексей Константинович Толстой - русский писатель,

поэт и драматург из рода Толстых.

Алексей Константинович Толстой (1817- 1875) «И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало». А. К. Толстой

Родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Петровича Толстого. Когда мальчику было всего 6 недель, брак его родителей распался, и Анна Алексеевна увезла сына на Украину в имение своего брата Алексея Перовского. Практически, дядя стал главным воспитателем Алексея Константиновича. Поскольку сам он был известным беллетристом, то и в племяннике с ранних лет сумел воспитать любовь к книгам и литературному творчеству. Именно Перовский (псевдоним Антон Погорельский), сочинил для племянника сказку «Чёрная курица» о приключениях мальчика Алеши.

С шести лет Алексей выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. Он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию - с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым (который позднее напишет портрет юного Толстого). Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. В 1834 году Толстой был зачислен «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. В декабре 1835 года он сдает в Московский Университет экзамены на получение аттестата на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных.

В 1836 году Толстой берет четырехмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжелобольного Перовского в Ниццу на лечение, но по дороге, в варшавской гостинице, Перовский умирает. Все свое состояние он оставляет Алеше.

В конце этого же года Толстой переведен в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Во Франкфурте Толстой большую часть своего времени, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях.

С 1838 - 1839гг. Толстой живет за границей - в Германии, Италии, Франции. В это же время он пишет свои первые рассказы (на французском языке) «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (которые будут опубликованы только после смерти автора). Первые рассказы Толстого - яркие образцы мистики. Вернувшись в Россию, Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог, перешедшем ему по наследству. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой - закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.

В 1841 году состоялся литературный дебют Толстого - под псевдонимом «Краснорогский» опубликована мистическая повесть «Упырь», первое русское произведение на «вампирскую» тему. Повесть заслужила одобрительную рецензию Белинского. В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внес в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нем не нашел. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена.

В том же 1851 году Алексею Толстому пожаловано звание церемониймейстера двора, а также происходит важнейшее событие в его личной жизни - поэт знакомится со своей будущей женой Софьей Миллер. Им далеко не сразу было суждено воссоединиться.

Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Возникшее чувство к Миллер вдохновляет Толстого. С 1854 года он систематически печатает свои стихотворения, в том числе и под именем Козьмы Пруткова - писателя, придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми. Во время Крымской войны Толстой вступил в армию майором, но в военных действиях не участвовал: заболел под Одессой тифом и с трудом выжил. После выздоровления, он участвует в коронации Александра II, в день коронационных торжеств произведен в подполковники и назначен флигель-адъютантом к императору. Военная служба тяготит его, и в 1861 году он добивается своей отставки. Приходит литературная слава - его стихи пользуются успехом.

Поэта увлекает и русская история - «смутное время» и эпоха Ивана Грозного - и он создает исторический роман «Князь Серебряный» и «Драматическую трилогию», но особенно интересна Толстому домонгольская Русь, которую он идеализирует во многих балладах и былинах.

В это время, он написал три пьесы, которые составили драматическую трилогию: «Царь Борис», «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» (1862-1869гг.). К началу 70-х годов у писателя возник замысел драмы «Посадник», повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, но закончить его, к сожалению, автору не удалось.

В последние годы своей жизни Толстой тяжело болел. Не находя спасения от страшных головных болей, он начинает применять инъекции морфия. Развивается зависимость от морфина. 28 сентября 1875 года Толстой умирает в Красном Роге от слишком большой дозы морфия. Похоронен был возле сельской церкви. Его вдова, Софья Андреевна вернулась в столицу, завещав похоронить себя в Красном Роге.

Алексей Константинович Толстой, был писателем большого природного таланта. Лучшие его произведения входят в золотой фонд поэзии, прозы и драматургии. Сильная и благородная личность Алексея Константиновича Толстого, воплощавшего в себе лучшие качества русского человека, - как бы реальное жизненное продолжение тех принципов и идеалов, которые он воспел в своем художественном творчестве. И, разумеется, не упомянуть самого знаменитого русского мудреца Козьму Пруткова было бы непростительной ошибкой. Наиболее блестящие афоризмы «председателя Пробирной Палатки» принадлежат как раз перу Толстого. «Зри в корень!», «Бди!», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Где начало того конца, которым оканчивается начало?», «Не всё стриги, что растёт». И вечно актуальное для наших березняков: «Держаться партии народной и современно и доходно».

Царедворец, поэт, патриот, историк, писатель, сатирик, насмешник, мистик, авантюрист, силач и красавец. Как там у Козьмы Пруткова? «Никто не обнимет необъятного»? Парадоксальным образом автору изречения, графу Алексею Толстому, это почти удалось.

Знаете ли вы что

Алексей Толстой был физически очень силён. Как говорят исторические документы, он могу при помощи одних рук разгибать подковы, а также он мог всего одним пальцем вгонять гвоздь в стену.

С супругой Софьей у Алексея Константиновича Толстого детей не было.

Жена Толстого, несмотря на то, что родилась в провинции, была очень образованна и обладала пытливым умом. Знала четырнадцать иностранных языков. . Алексей Константинович был заядлым охотником, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя. . В 2014 году Министерством культуры было выделено 40 миллионов рублей для воссоздания оригинального интерьера музея-усадьбы. Часть предметов интерьера XIX века выкуплена из частных коллекций. Директор Елена Ловяго отметила, что доподлинно не известно, как был обставлен дом писателя, поэтому работники музея ориентируются на типичный облик дворянской усадьбы того времени. . Из произведений Толстого к фантастике, помимо мистической прозы («Упырь», «Семья вурдалака», Встреча через триста лет», «Амена»), относятся многие поэтические произведения — поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан». Фантастические элементы присутствуют и в некоторых других произведениях писателя.

6 сентября исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого, творчество которого имеет неоценимое значение для мировой культуры.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 2531-р Правительство Брянской области совместно с Министерством культуры Российской Федерации реализует комплекс мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А.К.Толстого, сообщает департамент культуры Брянской области.

В рамках юбилейных мероприятий в августе-сентябре 2017 года на Брянщине проводятся значимые международные и всероссийские мероприятия:

с 22 августа по 2 сентября проходил Международный художественный пленэр, в котором приняли участие народные и заслуженные художники из России, Белоруссии, Украины, Сирии. По итогам пленэра 1 сентября в 16.00 в Городском выставочном зале открылась выставка;

31 августа - 1 сентября в г.Брянске состоялась Международная научно-практическая конференция «А.К.Толстой в мировой культуре», в которой приняли участие более 60 видных ученых, филологов, историков, литературоведов, культурологов, искусствоведов из регионов России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Германии, Японии. Более половины участников конференции имеют ученые звания докторов наук;

2 сентября в усадьбе А.К.Толстого в рамках Всероссийского праздника состоялся Всероссийский конкурс вокалистов (исполнителей романсов) имени А.Д.Вяльцевой «Гори, звезда приветная!»; интерактивные поэтические программы «Читаем А.К.Толстого» с участием всех желающих проходил 1 сентября на нескольких площадках города Брянска: Театральной площади и в парке-музее А.К.Толстого в г.Брянске, а также в Литературно-мемориальном музее А.К.Толстого;

1 сентября почетные гости праздника, жители и гости г.Брянска, официальные лица возложили цветы к памятнику А.К.Толстому, установленному в парке-музее, носящем его имя.

Одним из ключевых событий праздничных юбилейных мероприятий стал торжественный вечер, который состоялся 1 сентября в Брянском областном театре драмы им А.К.Толстого. Гостям праздника представлена премьера лирико-философской кантаты С.Танеева «Иоанн Дамаскин» в исполнении Брянского Губернаторского симфонического оркестра и Брянского городского академического хора. В фойе второго этажа Брянского областного театра драмы им.А.К.Толстого зрителям был представлен фотопроект А.Курдикова «Лауреаты премии им.А.К.Толстого «Серебряная лира».

В нынешнем юбилейном году традиционно Всероссийский праздник поэзии, посвящённый творчеству А.К. Толстого, состоялся в первую субботу сентября. Традиция праздника была положена в 1967 году. 2 сентября в с.Красный Рог Почепского района состоялся главный юбилейный праздник, который традиционно начался с Божественной Литургии и Литии в церкви Успения Пресвятой Богородицы, на территории которой расположена усыпальница Алексея Константиновича и Софьи Андреевны Толстых.

В графской усадьбе всех гостей праздника ждал сюрприз. Под открытым небом работали интерактивные музейные экспозиции, воссоздающие атмосферу объектов дворянской усадьбы конца XIX века:

- хозяйственный двор представил своим посетителям подлинные предметы быта дворового флигеля дворянской усадьбы, прачечной, хозяйственных принадлежностей;

- на скотном дворе с конюшней посетители увидели уникальные предметы и технику XIX века. Экспозицию скотного двора дополняли домашние животные, которых держали при дворянских усадьбах;

- кузня и столярная мастерская являлись неотъемлемой частью дворянской усадьбы. В интерьере экспозиции на глазах зрителей создавались произведения кузнечного ремесла;

- театрализованная музыкальная гостиная «Средь шумного бала» представила зрителям исполнителей романсов и бальные пары.

Особым украшением праздника был традиционный «охотничий привал», на котором были представлены подлинные охотничьи трофеи и интерактивные программы с участием настоящих охотников.

В ходе праздника лауреатам премии им.А.К.Толстого «Серебряная лира» 2017 года были вручены дипломы и медали.

О вкладе Алексея Константиновича Толстого в русскую литературу рассуждает в интервью « » известный русский писатель, секретарь правления Союза писателей России :

Алексей Константинович Толстой - это великий русский писатель, необыкновенно разносторонний человек с огромным талантом, многое сделавший для русской литературы.

Конечно, самое главное его достижение - драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис».

В принципе, всегда существовало два принципиально различных подхода к истори​ческой прозе и драматургии. Основывались они на соотношении вымысла или так называемой, поэзии и самой исторической фактуры в романах.

Романы Загоскина, Лажечникова или, к примеру, роман «Князь Серебрянный» А. К. Толстого, при всех очевидных достоинствах, относятся к мелодрамам, написанным на фоне исторических событий. А вот «Борис Годунов» А.С. Пушкина, в литературных достоинствах которого тоже усомниться никак невозможно, это уже сама история…

Историческую мелодраму, в духе Вальтера Скотта, пропаган​дировал и насаждал в России В.Г. Белинский, а подлинную поэзию истории — сам А.С. Пушкин. Он не подменял исторические персонажи выдуманными, а раскрывал в подлинности всю глубину переживаемой ими драмы. Мелодрамы же, сколь бы не были разукрашены они все, без исключения, только более или менее удачные копии с западных первоисточников. Забегая вперед, можно сказать, что и сами исторические события, для авторов мелодрам только фон, на котором развертываются главные события их мушкетерской истории, а для Пушкина православие — сущность переживаемой его персонажами драмы.

Все это можно повторить и по отношению к драматической трилогии А.К. Толстого.

Если в романе «Князь Серебряный» он удовлетворился поэтикой исторического вымысла, то его драматическая трилогия являет нам поэзию самой истории…

При этом драмы Толстого удивительно сценичны. Не случайно, уже столько лет не сходят они со сцены наших театров.

Сегодня – 200 лет со дня рождения графа Алексея Константиновича Толстого. Выдающегося поэта и писателя и просто замечательного человека (по словам его современников). Здесь уже как-то был дневник, и оказалось, что у его таланта достаточно почитателей.

А известно ли вам, что «граф Алексей Толстой был… красивый молодой человек, с прекрасными белокурыми волосами и румянцем во всю щеку. Он походил на красную девицу; до такой степени нежность и деликатность проникала всю его фигуру». и вместе с тем: «Т[олстой] обладал замечательной силой и здоровьем. На димометре он показывал 17 пуд[ов], поднимал одной рукой взрослого человека, свертывал рубли, ломал палки о мускулы руки… Т[олстой] был страстным охотником и замечательным стрелком.
Он не припоминал точную цифру убитых им медведей, но значительно за 40 (он припоминал, как шел на сорокового). Рядом с этой охотой он ставил охоту на глухарей на току и с увлечением говорил о ней. Уже в последние годы, пользуясь роздыхом от мучивших его болезней, он спешил поохотиться». В молодости он был офицером Стрелкового полка. И с детства дружил с императором Александром II.
«Но из-за этого избытка сил Т[олстой] не обращал внимания на свое здоровье, пока мучительные болезни не овладели им. Последние годы он страдал астмой и невралгией, редко оставлявшие ему спокойный день. Но болезнь никогда не покоряла его – он продолжал быть самим собой и умер, сохранив свою свежесть ума и чувства».

"Замечательно, что за три дня до смерти его глухарь – очень дикая и боязливая птица – залетел в сад днем. По нем стреляли и промахнулись. «Это смерть моя приходила за мной, - шутя говорил Толстой, - ведь это моя птица».

Он всю жизнь любил и восхищался только одной женщиной, Софьей Андреевной Миллер, примечательна история их любви и создание поэтического и музыкального шедевра «Средь шумного бала». «Толстой называл ее своей Энциклопедией. Он говорил, что, когда ему нужна какая – то справка, то нет надобности рыться в книгах, надо только спросить у Софы.

Но ученостью своей Софья никогда не козыряла, и Толстой гордился своей Софой, любил ее беззаветно, тушевался перед нею охотно». Правда, по воспоминаниям близких, в последние года своей жизни несколько тяготился ее напористым и властным характером.

«Внимательно слушая и читая критику своих произведений, охотно советуясь относительно формы, Т[олстой] никогда не делал уступок общественному мнению, не торговался с своей совестью, не гнался за славой – и относительно публики, как и относительно двора, он хотел сохранить полную самостоятельность».
«На вопрос государя, что делается в литературе, и не написал ли он, Толстой, что-либо новое, А[лексей] К[онстантинович] ответил, что «Русская литература надела траур – по поводу несправедливого осуждения Чернышевского»…
«Это человек сердечный, который возбудил во мне большое чувство уважения и благодарности», - писал о нем И.С.Тургенев. « …считаю себя счастливым, что встретился в жизни с таким нравственно здоровым, широко образованным, рыцарски благородным и женственно нежным человеком, каким был покойный граф Алексей Константинович», - делился с современниками А.Фет. Правда Лев Толстой его невзлюбил. Однажды кто-то перепутав, приписал Льву Николаевичу «Князя Серебряного», тот вспылив ответил: «Я эдакой дряни не пишу».

Он очень сильно болел, ужасная головная боль не оставляла его в последние годы практически ни на минуту. И вот один из врачей прописал ему морфин для облегчения страданий. Этот препарат и свел графа в могилу. Боли становились все невыносимее, а дозы все больше. Пока в конце концов не случился неизбежный «передоз».
«Даже последняя болезнь не повлияла на способности гр. Т[олстого]. Последнее и ненапечатанное стихотворение его» «Земля цвела» он доделывал, диктуя его во время болезни. Его живость, веселость,.. оставались те же. Несмотря на изнуряющую боль – постоянную невралгию головы и приступы удушья – Толстой находил в себе силы по-прутковски шутить по поводу методов лечения заграничных эскулапов. «Два доктора… нашли, что у меня в голове подагра. Оно, может быть, почетнее простой невралгии, но я не честолюбив и променял бы ее на самый скромный насморк или понос». По-прежнему с удовольствие слушал он своих любимцев, и ему прочитали «Westers Leiden», «Онегина», многое из Гоголя. До последней минуты он остался верен себя, думал и заботился о других; боялся тяготить или беспокоить окружавших».
Простите за «много» текста)) Просто эта личность мне глубоко симпатична, а день его 200-летия возможность рассказать о любимом поэте.))