Глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, Менандр был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста , внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий Менандра до нас целиком не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция , вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с Менандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262-185 г. до н. э.): он отвел Менандру первое место после Гомера ; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх , ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, - замечает моралист, - если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана , Менандр славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава Менандра не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел , Иероним , Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея , Афинея , схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι). Всего уцелело от Менандра до 1130 отрывков и названия 73-х комедий.
Творчество
Мир комедий М. - частные повседневные отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет ещё; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, - такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка», причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались «Женоненавистник» и «Фаида». Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух». Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своё человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка - значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду.
Открытие комедий Менандра
Портрет Менандра, римская копия с греческого оригинала пергамского стиля (Эрмитаж)
В Средние века комедии Менандра были утеряны; сохранились только цитаты из них, превратившиеся в расхожие афоризмы. Первая подборка фрагментов из Менандра была издана в 1709 г. Жаном Ле Клерком в Амстердаме, в 1823 г. в Берлине выходит гораздо более полная (около 500 фрагментов) подборка, изданная Августом Мейнеке. К концу XIX века было известно 1750 стихов Менандра. В 1876 году Коббетом был издан фрагмент комедии «Привидение», обнаруженный им в монастыре в Синае на двух пергаментных листах IV века, вклеенных в переплет книги. В 1897 г. в Египте был приобретен папирус, содержащий 90 стихов - начало комедии «Земледелец». Но перелом наступил в 1905 году, когда в Египте, на месте древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусного кодекса - книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии. Число папирологических находок множилось; в частности был найден и в 1959 г. опубликован полный текст комедии «Брюзга» и новые отрывки из «Самиянки» и «Щита» (кодекс III- начала IV вв.). В 1901-1960 гг. при демонтаже картонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе, была открыта значительная часть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа) с комедией «Сикионцы».
Переводчики Менандра на русский язык
Литература
Тексты и переводы
- Менандр . Комедии. / Пер. Г. Ф. Церетели. (Серия «Античная литература»). М.-Л.: Academia. 1936. XXXIX, 193 стр. 5300 экз.
- Менандр . Комедии. Герод . Мимиямбы. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. . 318 стр. 25000 экз.
- Менандр . Комедии. Фрагменты. / Пер. С. Апта, А. Парина, Г. Церетели, О. Смыки. (Дополнения: Античные свидетельства о жизни и творчестве Менандра. / Пер. В. Чемберджи. Маски средней и новой комедии. / Пер. М. Гаспарова.) Ст. и прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники »). М.: Наука, . 576 стр. 40000 экз.
Английские :
- В «Loeb classical library » сочинения изданы в 3 томах (№ 132, 459, 460).
Французские :
- В серии «Collection Budé» начато издание его сочинений: Ménandre
.
- Tome I, 1re partie: La Samienne. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e tirage revu et corrigé 1989) 3e tirage 2003. LXXXV, 106 p.
- Tome I, 2e partie: Le Dyscolos. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e édition 1976) 5e tirage 2003. LXIII, 146 p.
- Tome I, 3e partie: Le Bouclier. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. 2e tirage 2003. CXXII, 191 p.
- T. IV. Les Sicyoniens. Texte établi et traduit par A. Blanchard. 2009. CXXXII, 51 p.
Исследования
- Церетели Г. Ф. Новооткрытая комедия Менандра Eritrepontes. СПб., 1908. 44 стр.
- Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Самианка». СПб., 1909. 43 стр.
- Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Отрезанная коса». СПб., 1910. 55 стр.
- Церетели Г. Ф. Комедия Менандра «Герой». СПб., 1911. 37 стр.
- Церетели Г. Ф. Новые комедии Менандра. Юрьев, 1914. 495 стр.
- Савельева Л. И. Менандр и его новонайденная комедия «Угрюмец». Казань, 1964. 59 стр. 600 экз.
- Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. (Серия «Из истории мировой культуры»). М.: Наука, 1979. 175 стр. 30000 экз.
Ссылки
- Менандр (комедиограф) в библиотеке Максима Мошкова
Wikimedia Foundation . 2010 .
ВикипедияМенандр, Menandros, из Афин, 342 293/292 гг. до н. э., греческий комедиограф. Сын состоятельного афинянина Диопейта, учился в Лицее у Теофраста. На эфебии, соответствующей нашей воинской повинности, М. был товарищем Эпикура. Дядей М., а возможно… … Античные писатели
- (342(341) 292(291)) афинский поэт драматург, наиболее выдающийся представитель так наз. «новой» аттической комедии (см. Греческая литература и Драма, раздел «Драма античная»), в к рой отсутствуют политическая злободневность и фантастические… … Литературная энциклопедия
- (ок. 342 ок. 297 гг. до н.э.) драматург, из Афин Богов любимцы умирают юными. Как можется, живем, а не как хочется. И у богов, похоже, суд неправедный. Как из машины бог, ты появляешься. Не речью убеждают, а характером. Бог совершает все, храня… … Сводная энциклопедия афоризмов
- (342 292 до нашей эры), древнегреческий поэт комедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях (Брюзга, Самиянка, Третейский суд и другие), несмотря на свойственное … Современная энциклопедия
- (342 292 до н. э.) древнегреческий поэт комедиограф, главный представитель новой аттической комедии. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях Менандр достигал тонкости… … Большой Энциклопедический словарь
Менандр - (342 292 до нашей эры), древнегреческий поэт комедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях (“Брюзга”, “Самиянка”, “Третейский суд” и другие), несмотря на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Менандр (значения) … Википедия
Значение МЕНАНДР, ГРЕЧЕСКИЙ КОМЕДИОГРАФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
МЕНАНДР, ГРЕЧЕСКИЙ КОМЕДИОГРАФ
(?????????) ? афинянин, сын Диопейфа (342?291 до Р. X.) ? глава новой аттической комедии, как Аристофан? глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование М. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий М. доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий М. до нас вполне не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию М. на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с М. многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем М. из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262?185 г. до Р. Х.): он отвел М. первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях М. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в М. Плутарх, ставящий его выше Аристофана. "Не стоит посещать театр, ? замечает моралист, ? если не дается что-либо из Менандра". По словам Квинтилиана, М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава М. не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить М. и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий М. составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Атенея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений М.; числом до 760 (?????? ??????????). Всего уцелело от М. до 1130 отрывков и названия 73-х комедий.
Мир комедий М. ? частные повседневные отношения; его действующие лица? заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, ? такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов? вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых" (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себя казнящий", "Братья", "Андриянка", причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались "Женоненавистник" и "Фаида". Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух". Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами? молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью? определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка? значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и еще больше? с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов? ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций? к Еврипиду.
Ср. Meineke, "Fragm. comic. graec." (Б., 1839?1857; в I т. критическая история греческой комедии, в IV т. отрывки М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л., 1880?1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et li tt. sur la come die de M." (П., 1854); Guizot, "M e nandre" (Париж, 1855); Preller, в "R.-Encyclop." Паули.
Ф. Мищенко.
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕНАНДР, ГРЕЧЕСКИЙ КОМЕДИОГРАФ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- МЕНАНДР, ГРЕЧЕСКИЙ КОМЕДИОГРАФ
(?????????) — афинянин, сын Диопейфа (342—291 до Р. X.) — глава новой аттической комедии, как Аристофан — глава древней. Находясь … - МЕНАНДР в Датах рождения и смерти известных людей:
(ок. 343 - ок. 291 до н. э.) - древнегреческий … - МЕНАНДР в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-04-04 Time: 15:05:24 * Бог каждого человека — его совесть. * Власть придает словам отпечаток правды. * Время залечивает … - МЕНАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
(Menander, ?????????). Греческий поэт, сочинитель комедии, род. в Афинах в 342 г. до Р.Х. Он был близким другом Эпикура и, … - МЕНАНДР в Античной литературе:
(ок. 342 - ок. 292 до н. э.) - древнегреческий драматург, представитель новой аттической комедии. Происходил из богатой семьи, жил … - МЕНАНДР в Литературной энциклопедии:
— афинский поэт-драматург, наиболее выдающийся представитель так наз. «новой» аттической комедии (см. «Греческая лит-ра» и «Драма» , раздел … - МЕНАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
(342 - 292 до н. э.) древнегреческий поэт-комедиограф, главный представитель новой аттической комедии. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, … - МЕНАНДР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(Menandros) (около 343 - около 291 до н. э.), древнегреческий драматург, один из создателей новой аттической комедии. Принадлежал к … - МЕНАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Менандр (MenanoroV) - афинянин, сын Диопейфа (342 - 291 до P. X.) -глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава … - МЕНАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
- МЕНАНДР
(342 - 292 до нашей эры), древнегреческий поэт-комедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом … - КОМЕДИОГРАФ в Энциклопедическом словарике:
а, м., одуш., устар. Сочинитель … - ГРЕЧЕСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
, -ая, -ое. 1. см. греки. 2. Относящийся к грекам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также … - МЕНАНДР
МЕН́АНДР (342-292 до н.э.), др.-греч. поэт-комедиограф, гл. представитель новой аттической комедии. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной … - ГРЕЧЕСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГР́ЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК, относится к индоевроп. семье яз. (греч. группа). Офиц. яз. Греции и (наряду с тур.) Кипра. Различают др.-греч. и … - ГРЕЧЕСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГР́ЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ, зажигат. смесь, вероятно, из смолы, нефти, серы, селитры и др., применявшаяся в 7-15 вв. в мор. боях и … - ГРЕЧЕСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГР́ЕЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР, драм. т-р, осн. в 1932 в Афинах. Ставит преим. произв. др.-греч. и зап.-европ. классики, а также совр. … - ГРЕЧЕСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГР́ЕЧЕСКИЙ АРХИПЕЛАГ, группа гористых о-вов в Эгейском м., в составе Греции. Включает Сев. и Юж. Спорады, Эвбею, Хиос, Лесбос, Киклады, … - МЕНАНДР в Словаре Кольера:
(342 - ок. 291 до н.э.), афинский драматург, единодушно признаваемый выдающимся автором новой греческой комедии. Менандр был счастлив во всем: … - КОМЕДИОГРАФ
комедио"граф, комедио"графы, комедио"графа, комедио"графов, комедио"графу, комедио"графам, комедио"графа, комедио"графов, комедио"графом, комедио"графами, комедио"графе, … - ГРЕЧЕСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
гре"ческий, гре"ческая, гре"ческое, гре"ческие, гре"ческого, гре"ческой, гре"ческого, гре"ческих, гре"ческому, гре"ческой, гре"ческому, гре"ческим, гре"ческий, гре"ческую, гре"ческое, гре"ческие, гре"ческого, гре"ческую, гре"ческое, гре"ческих, … - КОМЕДИОГРАФ в словаре Синонимов русского языка.
- ГРЕЧЕСКИЙ в словаре Синонимов русского языка:
эллинистический, … - КОМЕДИОГРАФ
м. Сочинитель комедии … - ГРЕЧЕСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
прил. 1) Относящийся к Греции, грекам, связанный с ними. 2) Свойственный грекам, характерный для них и для Греции. 3) Принадлежащий … - КОМЕДИОГРАФ
комеди`ограф, … - ГРЕЧЕСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
гр`еческий (к гр`еки и … - КОМЕДИОГРАФ
комедиограф, … - ГРЕЧЕСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
греческий (к греки и … - КОМЕДИОГРАФ в Орфографическом словаре:
комеди`ограф, … - ГРЕЧЕСКИЙ в Орфографическом словаре:
гр`еческий (к гр`еки и … - МЕНАНДР в Современном толковом словаре, БСЭ:
(342 - 292 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, главный представитель новой аттической комедии. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, … - ГРЕЧЕСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
греческая, греческое. Прил. к греки и к Греция. Греческий нос - прямой нос, линия к-рого параллельна линии лба. Греческие календы … - КОМЕДИОГРАФ
комедиограф м. Сочинитель комедии … - ГРЕЧЕСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
греческий прил. 1) Относящийся к Греции, грекам, связанный с ними. 2) Свойственный грекам, характерный для них и для Греции. 3) … - КОМЕДИОГРАФ
м. Сочинитель комедии [комедия I … - ГРЕЧЕСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
- КОМЕДИОГРАФ
м. Сочинитель комедии [ комедия I … - ГРЕЧЕСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
прил. 1. Относящийся к Греции, грекам, связанный с ними. 2. Свойственный грекам, характерный для них и для Греции. 3. Принадлежащий … - МЕНАНДР ПРУССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Менандр Прусский (ок. 100 / 362), пресвитер, священномученик. Память 19 мая Мученически пострадал … - ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗ. известен по памятникам с середины VII века до христ. эры. Памятники древнегреческого языка сохранились в надписях (на камне, … - ФЕОПОМП, КОМЕДИОГРАФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(?????????, Theopompus) — один из представителей древнегреческой комедии в период упадка ее и перехода в так наз. среднюю комедию, автор … - МЕНАНДР, ГРЕЧЕСКИЙ РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(?????????, Menander) — греческий ритор второй половины III столетия после Р. Х., из Лаодикеи, предполагаемый составитель двух важных для софистического … - МЕНАНДР, ГНОСТИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
самарянин, гностик I в., последователь Симона Волхва (см.). Его писания, по словам Иринея, оказали влияние на Василида и …
Мир комедий М. - частные повседневные отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, - такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых" (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себя казнящий", "Братья", "Андриянка", причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались "Женоненавистник" и "Фаида". Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух". Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка - значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду.
Ср. Meineke, "Fragm. comic. graec." (Б., 1839-1857; в I т. критическая история греческой комедии, в IV т. отрывки М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л., 1880-1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et li tt. sur la com? die de M." (П., 1854); Guizot, "M ? nandre" (Париж, 1855); Preller, в "R.-Encyclop." Паули.
Ф. Мищенко. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907
Μένανδρος- Древние Афины
- Фалер
- Древние Афины
Менандр
Биография
Афинянин, сын Диопифа, из дема Кефисии; глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. От античных времен сохранилось предание, что Менандр получил воспитание у Алексида , одного из крупнейших представителей средней комедии. Византийский лексикон Суда называет Менандра племянником Алексида; это невероятно, учитывая неафинское происхождение последнего. Скорее всего, здесь сказалось характерное для античности стремление увязывать творческую преемственность между поэтами с фактами их биографии .
Менандр был сверстником и другом Эпикура , другом и учеником Теофраста , внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию .
52-х лет от роду Менандр утонул в море, купаясь в гавани вблизи своего дома.
Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. До нашего времени полностью (за исключением нескольких строк) дошла только комедия «Δύσκολος» «Брюзга» .
Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция , вместе с Цецилием и Афранием перенёсших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с Менандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262-185 г. до н. э.): он отвел Менандру первое место после Гомера ; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх , ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, - замечает моралист, - если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана , Менандр славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком.
Слава Менандра не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел , Иероним , Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения - например, апостол Павел цитирует Менандра в 1Кор. : «Худые сообщества развращают добрые нравы». Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея , Афинея , схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι).
Творчество
Менандр с комедийными масками: юноша, старик, мнимая девственница. Древнеримский рельеф.
Мир комедий Менандра - частные повседневные отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; нет ещё индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, - такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает Менандра величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70).
Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах Менандра видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях Менандра является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своё человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка - значит совершать дурное деяние.
Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Не меньше пяти комедий посвятил Менандр изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух».
Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии Менандра: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка», причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий Менандра считались «Женоненавистник» и «Фаида».
Как сюжеты комедий Менандра, так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э. , сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше - с романом . Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили Менандру блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - ямбический триметр и трохеический тетраметр. Хоров в комедиях Менандра не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида . По философским воззрениям Менандр всего ближе к Эпикуру , а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду.
Открытие комедий Менандра
Портрет Менандра, римская копия с греческого оригинала пергамского стиля (Эрмитаж)
Кроме Софокла, - сказал он, - я не знаю никого, кто был бы так дорог мне. Менандр весь пронизан чистотою, благородством, величием и радостью жизни, прелесть его поэзии недосягаема. Жаль, конечно, что нам осталось так мало его творений, Но и это малое - бесценно, и люди одаренные многому могут от него научиться. - И. П. Эккерман. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 159. |
К концу XIX века было известно 1750 стихов Менандра. В 1876 году Коббетом был издан фрагмент комедии «Привидение», обнаруженный им в монастыре на Синае на двух пергаментных листах IV века, вклеенных в переплет книги. В 1897 г. в Египте был приобретен папирус , содержащий 90 стихов - начало комедии «Земледелец».
Перелом наступил в 1905 году, когда в Египте, на месте древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусного кодекса - книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд », «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии.
Число папирологических находок множилось; в частности был найден и в 1959 г. опубликован полный текст комедии «Брюзга» и новые отрывки из «Самиянки» и «Щита» (кодекс III- начала IV вв.). В 1901-1960 гг. при демонтаже картонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе , была открыта значительная часть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа) с комедией «Сикионцы».
В 2003 году в сирийской рукописи IX века из Библиотеки Ватикана были найдены отдельные листы-палимпсесты со стертым греческим текстом IV века. Благодаря современным технологиям, таким как en:spectral imaging , греческий текст оказалось возможным прочесть: он представляет собой около 200 строк из «Брюзги» и около 200 строк ещё одной комедии Менандра, которую пока не удалось идентифицировать . Подобная находка была также сделана в 2014 году студентами, исследующими палимпсесты в волнах различного диапазона.
Менандр, греческий комедиограф (Μένανδρος) - афинянин, сын Диопейфа (342-291 до Р. X.) - глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование М. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий М. доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий М. до нас вполне не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию М. на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с М. многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем М. из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262-185 г. до Р. Х.): он отвел М. первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях М. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в М. Плутарх, ставящий его выше Аристофана. "Не стоит посещать театр, - замечает моралист, - если не дается что-либо из Менандра". По словам Квинтилиана, М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава М. не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить М. и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий М. составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Атенея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений М.; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι). Всего уцелело от М. до 1130 отрывков и названия 73-х комедий. Мир комедий М. - частные повседневные отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, - такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов - вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых" (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себя казнящий", "Братья", "Андриянка", причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались "Женоненавистник" и "Фаида". Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух". Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью - определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка - значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций - к Еврипиду. Ср. Meineke, "Fragm. comic. graec." (Б., 1839-1857; в I т. критическая история греческой комедии, в IV т. отрывки М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л., 1880-1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et litt. sur la comédie de M." (П., 1854); Guizot, "Ménandre" (Париж, 1855); Preller, в "R.-Encyclop." Паули. Ф. Мищенко.