Как устроена греческая комедия и почему ругать людей хорошо. Комедия античная

Термин «комедия» происходит от гр. «комос» - веселое ше­ствие, шумное гулянье, толпа, рой и т.д. и «оде» - песнь. Аристо­тель в «Поэтике» дает следующее определение: «Комедия... есть воспроизведение [мимесис] сравнительно дурных (характеров), впрочем, не в смысле абсолютной порочности, но поскольку смеш­ное есть часть безобразного: смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное; так, чтобы недалеко ходить за примером, комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без (выражения) страдания». В этом определении (предварительном, так как вторая часть «Поэтики », посвященная комедии, не сохранилась) Арис­тотель не говорит о цели комедии. Можно предположить, что с помощью смеха (восходящего к священному смеху ритуальных ше­ствий в честь бога Диониса) достигается комический катарсис - очищение без посредства страха и сострадания. Коллективный смех так же объединяет людей, как совместное переживание ужаса и горя.

Рождение и эволюция комедии. Жанр комедии зародился из форм прославления бога Диониса. Аристотель связывал его истоки с за­певами фаллических песен, прославлявших плодородие и позво­лявших делать острые выпады (инвективы) в адрес каких-либо известных лиц. Первым комедиографом, чье имя и небольшие фраг­менты дошли до нас, был Эпихарм (2-я пол. VI - 1-я пол. V в. до н. э.), родоначальник дорийской (или сицилийской) комедии. Он придал ей законченность, афористичность, бытовой или пародийно-мифологический характер, ввел образ парасита (гр. - нахлеб­ник). Попав в Аттику, жанр преобразовался, в нем появился хор, Которого не было в сицилийской комедии. Постепенно сложилась форма древнеатгической комедии , которая состояла из большого, пролога, парода - входа хора из 24 человек, эписодиев , разделяемых песнями хора, агона - спора действующих лиц на важную, актуальную тему, эписодиев после агона , где показывались результаты победы одного из споривших, эксода - заключительной части, ухода хора и актеров за сцену. В комедию включалась также парабаса - прямое обращение хора к зрителям с изложением (иногда без связи c сюжетом) взглядов автора на проблемы жизни полиса. Во время исполнения парабасы хор снимал маски. Комедии писались в основном триметром (6-стопным ямбом). Эти черты комедии представлены в наиболее развитом виде у Аристофана.

Первая аттическая комедия была представлена на празднике Великих Дионисий в 486 г. до н. э. Известны имена, а также фрагменты произведений примерно 60 комедиографов - представи­телей древнеатгической комедии (V в. до н.э.), свыше 50 комедиографов - представителей среднеаттической комедии (404-323 до н.э., период кризиса жанра), около 60 комедиографов - представителей новоаттической комедии (эллинистический период). Но только некоторые комедии Аристофана и представителя новоаттической комедии Менандра дошли до нас полностью. Менандр (342 - 291 до н.э.) вводит пятиактное членение комедии с утрачивающими важную роль партиями хора между действиями. Он; широко применяет сложившийся в предыдущий период принцип использования комической маски как ограниченного амплуа (хвастливый воин, брюзга, влюбленные и т.д.), связывает сюжеты с перипетиями семейной, личной, а не гражданской жизни. В твор­честве Менандра утвердилось написание комедий 6-стопным ямбом и 8-стопным хореем .


Аристофан. Аристофан (ок. 446 - ок. 385 до н. э.) - античный комедиограф, признанный «отцом» комедии. Из примерно 40 его комедий сохранилось 11. В них Аристофан поднимает актуальные общественные проблемы. Так, в комедии «Лисистрата» находит неожиданное рейение проблема войны и мира: женщины, договорившись между собой, отказывают своим мужьям в ласках до тех пор, пока они не прекратят воевать и не заключат мира. В коме­дии «Облака» критикуются софисты, обучающие граждан тому, как с помощью ораторского искусства и ложного философствова­ния обманывать людей; в смешном виде выведен Сократ (хотя на самом деле Сократ был противником софистов). В комедии «Ля­гушки» осмеянию подвергается Еврипид, который, по мнению Аристофана, оказывал своими трагедиями дурное влияние на стра­сти и поступки современников.

Действие комедии разворачивается в подземном царстве, где Еври­пид спорит с Эсхилом о том, кто из них выше в искусстве трагедии. Аргументы каждой из спорящих сторон взвешиваются на весах. Победи­телем признается Эсхил, которого Дионис возвращает в мир живых, чтобы он возродил пришедшую в упадок трагедию, а Еврипид со своей легковесностью оказывается посрамленным.

Аристофан сыграл решающую роль в развитии жанра комедии в античную эпоху. Его влияние на этот жанр продолжает ощу­щаться вплоть до наших дней.

Определение

Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:

  • герои трагедии - люди высокого положения, комедии - всякий сброд;
  • предмет трагедии - события великого общественного значения, комедии - повседневные происшествия из частной жизни;
  • трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.

Древняя комедия

Основная статья: Древняя комедия

От всей древней аттической комедии до Нового времени уцелели только 11 пьес Аристофана , хотя по именам известно не менее полусотни работавших в то время комедиографов . Наиболее ранняя из сохранившихся комедий - «Ахарняне » - была поставлена в Афинах около 425 г. до н. э. Сюжет как таковой отсутствует. По своей форме комедия Аристофана - цепочка комических ситуаций, комментирующих вопросы политической жизни Афин. Комедии Аристофана напичканы шутовством, плясками, песнями, инвективами , зачастую обсценного свойства. Хор зачастую был одет в звериные шкуры, актёры выступали в гротескных масках , действие завершалось всеобщим пиршеством .

Непристойные насмешки, которыми славились комедии V-IV вв. до н. э., иногда переходили все границы дозволенного. Известны попытки ограничить вольность комедиографов законом.

Средняя комедия

Младших современников Аристофана и старших современников Менандра принято относить к переходному этапу - т. н. средней комедии. Достоверно об этом периоде развития жанра мало что известно. Образцов практически не сохранилось. Предполагается, что в этот период комедия теряет свою политическую направленность . Снижается значение хора и его роль в развитии сюжета. Получают распространение шаблонные персонажи - гетеры , философы, хвастливые воины, пройдохи-рабы, обжоры, приживалы. Входит в моду пародирование сюжетов известных трагедий и общеизвестных мифов.

В IV веке популярность комедии распространяется далеко за пределы Афин: известно о комедийных постановках в Великой Греции и Сицилии .

Новоаттическая комедия

Основная статья: Новая комедия

Новая (Менандрова) комедия хронологически соответствует первым шести десятилетиям эллинизма , последовавшим за смертью Александра Македонского в 323 г. Собственно комическому элементу в этот период отводится подчинённое значение, сатирический заряд и вовсе рассеивается: комедия перерождается в бытовую драму . В связи с упадком политической жизни в аттических полисах всё внимание авторов сосредотачивается на хитросплетениях условной интриги (как правило, любовной). Унаследованные от средней комедии типовые характеры обращаются в маски (скупой отец, влюблённый юноша и т. п.) .

О новоаттической комедии приходится судить по очень небольшому числу уцелевших фрагментов. Известно, что крупнейшие комедиографы - Менандр , Филемон, Дефил - написали более сотни пьес каждый. Из новоаттической комедии в Риме родилась Плавтова комедия, которая, в свою очередь, послужила зерном для формирования европейской комедии Нового времени (Бен Джонсон и др.).

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Древнегреческая комедия" в других словарях:

    Аллегория комедии, Карл Ванло, 1752. У этого термина существуют и другие значения, см. Кинокомедия … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Культура греч. рабовладельч. общества в период его образования, расцвета и упадка; в своем развитии прошла периоды: 1) крито микенский (3 2 е тыс. до н. э.); 2) гомеровский (11 9 вв. до н. э.); 3) архаический (8 6 вв. до н. э.); 4) классический… … Советская историческая энциклопедия

    Комедия древнегреческая - драм, жанр, получивший развитие в Др. Греции в V IV вв. Сами древние выделяли в ней 2 разновидности: дорийскую (или сицилийскую) К., лишенную хора и носившую преим. бытовой и пародийно мифолог. характер (Эпихарм), и аттическую, названную так… …

    Древнегреческая комедия (около 4 3 вв. до н. э.). Вследствие новых социальных условий, резко ограничивших сферу политической деятельности гражданина, Н. а. к. обратилась исключительно к частной жизни человека. В области сюжета испытала… …

    Древнегреческая комедия 4 в. до н. э. Характерная черта С. а. к. изображение повседневной жизни и бытовых типов (повара, торговцы рыбой, параситы прихлебатели и т.д.). Другой существенный признак С. а. к. пародия на миф либо на его… … Большая советская энциклопедия

    Дорийская комедия - см. Комедия древнегреческая … Античный мир. Словарь-справочник.

    Древнегреческая драма. Развилась из ритуального действа (драма слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса. Оно обычно сопровождалось хороводами, пляской и песнями (дифирамбами). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

Комедия - это один из жанров древнегреческой драматургии. Наравне с комедией развивались трагедия и сатирическая драма. Данное направление берет свои истоки от народных обрядовых действий, которые устраивались в честь плодородия. Подобные празднества, в основном, состояли из веселых песен, шуток, насмешек и непристойностей, которые, по мнению древнегреческого общества, были нужны для восхваления и ублажения производящих сил природы. Немаловажная роль в этих ритуальных действиях отводилась спору.

Чаще всего комедийные представления устраивались во время праздников в честь Великого Дионисия. Они были завершающим этапом каждого из 3 дней празднества. Стоит сказать, что эти дни были настоящей «ареной», на которой все драматурги-комедиографы и трагики устраивали соревнования за первенство и мастерство. Считается, что первым древнегреческим комедийным драматургом был Эпихарм. Его творения впоследствии стали основой для римской народной комедии Ателланы и произведений Плавта.

Новый этап

Последующий этап созревания заключался в развитии древней аттической комедии. Она уже обладала большей выразительностью и имела некоторые особенности и характерные черты. Например:

Основу всего действия составлял какой-либо тезис. Он становился предметом споров и в конце представления доказывался;
Важной частью комедии являлась парабаза, которая состояла из обращения хора к публике;
Все сюжеты сценического действия брались из обычной повседневной жизни и раскрывали проблемы общественности;
В древнегреческой комедии осмеивались не только сцены из жизни, но и реальные особи.

Комическое представление всегда сопровождалось весельем и хохотом. Неотъемлемой частью любого действа являлись пантомима, танцы, песни. Стоит отметить, что хореография, использовавшаяся в комедии, носила довольно откровенный, даже эротический характер, что проявлялось в движениях и мимике. Отдельное внимание в представлении выделялось костюмам и маскам. Сценическое комедийное одеяние довольно сильно отличалось от трагического. Маски актеров были уродливыми, обезображенными и олицетворяли разные эмоциональные состояния. Участники комедии не носили котурнов, а использовали специальные подкладки, которые увеличивали животы и зады до грандиозных размеров.

Уже в четвертом веке до н.э. древнегреческий комедийный жанр был довольно развитым. Новый этап эволюции принес больше глубины и больше внимания к внутреннему миру героев, которые оказывались в разных забавных жизненных ситуациях.

(Дионис окружен сатирами)


(Дионис, Бог виноделия, духовного экстаза и театра)

Древние греки считали, что очень важно для всех периодически посещать театры, где актёры разыгрывают драматические сюжеты, которые они называли «трагедиями». Театр представлял собой открытый полукруглый амфитеатр, построенный обычно на склоне холма. Амфитеатр позволял актёрам располагаться близко к зрителям. Главная сцена, место для хора и оркестра находились внизу. В целом греческий театр знает три типа спектаклей: трагедии, комедии и сатиры. Сатиры - это такие спектакли, в которых актёры изображали сатиров, древнегреческих мистических существ, полу-козлов, полу-людей, пьяных и вульгарных спутников бога виноделия и театра Диониса. Существовали особые праздники, когда правители закрывали все государственные заведения, рынки и суды, чтобы позволить гражданам стать зрителями на театральных представлениях трагедий. Праздник в честь Диониса длился целую неделю, и на нём игралось не менее 17 спектаклей. Он разворачивался в марте-апреле, когда начиналось время выхода в море. В Афины съезжались люди со всей Греции.

В этих трагедиях человек обычно либо нарушал какой то закон, либо переспал не с тем человеком, что в итоге приводило к смерти. Мораль историй заключалась в том, что всем руководят Боги и судьба, а не непосредственно нравственные заслуги человека. Самые известные греческие трагики это Эсхил, Софокл и Еврипид.

Философ Аристотель в «Поэзии» описал главные составляющие «трагедии». Герой трагедии должен быть хорошим человеком, лучше среднего, но имеющим небольшие изъяны и обладающий высокомерием, которое толкает его совершать обычно небольшие ошибки приводящие к катастрофическому исходу. Греческая «трагедия» - это показатель того, как хорошие люди из-за того, что все мы не совершенны, могут совершать ошибки. С одной стороны, греческие трагедии показывают, что мы живём в несовершенном мире, полном страданий; с другой стороны, страдания во многом вызваны нашими собственными ошибочными действиями, поэтому могут быть нами же изменены. Цель трагедий заключалась в том, чтобы с одной стороны преподнести нравственные уроки правильного поведения, а с другой, побудить людей не осуждать слишком строго других, не быть «ярыми моралистами», быть более снисходительными к чужим погрешностям, и наверное, к своим тоже.

Во времена древних греков, любая трагедия начиналась с вступительного пения хора состоящего из 50 (позднее число варьировалось в районе 15) мужчин, обычных граждан. Хор обычно находился там же где и оркестр. Потом из этого хора выделялся главный актёр, пока на сцене не оказывалось 3 главных актёра, постоянно меняющих маски и играющих разные роли.

В греческой трагедии хор обычно выступает в роли «совести» подсказывающей главному герои не идти на поводу у своего высокомерия. Хор также олицетворял «голос масс»; в чём то греческие спектакли были политическими, и главные герои никогда не были отделены от хора, то есть от народа, от массы. Это то, что отличает древнегреческий театр от современного, в котором хор не является важной частью театра.

Как это сильно отличается от нашего общества, в котором даже малые погрешности отдельных людей, начиная от неосторожно брошенного слова, до изъянов внешнего облика, воспринимаются массами почти непростительными, конечно речь обычно всегда идёт о «чужих погрешностях».

К тому же в нашем обществе принято осуждать не пороки, а людей. Публично называются имена, эти имена обсуждаются и осуждаются, на них навешивают ярлыки. Может быть и в этом плане нам стоит поучиться у древних греков?

От трагедии к комедии

Вдохновением для греческих трагедий служила греческая мифология, которая была частью греческой религии. Это были истории о нравственности, показывающие различие между добром и злом. Сцены убийства никогда не позволялось показывать, и «стоны умирающего» можно было услышать только за сценой. В конце греческой трагедии всегда затрагивающей темы страдания, смерти, и разлуки, имеет место то, что греки называли «катарсис» - очищение. Все кто когда либо плакал при просмотре трогательных фильмов, понимает, что это такое, какими очистительными и успокоительными могут быть слёзы для человеческой психики.

Греки настолько любили театр, что часто рисовали сцены из спектаклей на керамических изделиях. Трагические актёры обычно изображались изящно красивыми, облик которых возвышает сознание. Статуэтки изображающие комедийных героев, часто помещали в усыпальницы, вероятно греки считали, что умершим, не видящим свет солнца (смерть греки ассоциировали с темнотой, не способностью видеть солнечный свет), комедийные смешные персонажи принесут радость.

На ранних этапах театрального жанра, поэтам не позволялось делать политические ремарки, и это стало возможным только с приходом греческой комедии. Комедии часто представляли собой злую сатиру, в которой использовался сарказм и высмеивание, не только людей, обычно известных, но и идей. Комедии шли после трёх последовательных трагедий, и служили облегчением для «истерзанных трагедиями душ зрителей». В отличии от трагедий, которые всегда изображали древние истории, комедии относились к «здесь и сейчас», к современным событиям. Также в отличии от трагедий, в комедиях никто «не умирал». Все трагедии всегда описывали жизнь высоких сословий, аристократов, в комедиях же речь шла о более низких слоях афинского общества. В трагедиях никогда не затрагивались плотские аспекты: еда, секс; в комедиях высмеивались в основном именно эти аспекты. Всё актёры на сцене были мужчинами, но не все играли мужские роли. Актёры обычно выступали в масках и читали поэмы. Постепенно число главных актёров увеличивалось, позднее добавились декорации (фоновые изображения) и музыкальное сопровождение. Для греческих комедий не было чем то из ряда вон выходящим иметь целый хор состоящих из овощей!

Греки очень любили соревноваться во всех аспектах жизни: спорте, политике, философии и искусстве. Спектакли которые в итоге были показаны на религиозном фестивале («агон»), должны были пройти конкурс и отбор. Только самые стоящие трагедии, одобрялись арконом (скамьёй судей). Эти спектакли получали финансовую поддержку и время для репетиций. Аркон решал кто будут трое граждан, которым предстоит спонсировать хор для одного из выбранных спектаклей (государство оплачивало жалование поэта и ведущих актёров). Финансовая поддержка спонсоров делались чисто ради славы, а не выгоды. Поэты победители получали награду в форме бронзового котла треножника. Позднее актёры в главных ролях также стали получать награды.

В сюжетах греческих трагедий часто противопоставлялся нравственный выбор закону. Например, в известной драме поэта Софокла (496-406 до н.э.), «Антигона», главной героине пришлось расплатиться с жизнью за то, что она нарушила желание царя Креона из Фива, похоронив своего брата предателя Полиника (сына Эдипы и Иокасты из греческой мифологии).

Последним из классических трагических поэтов (раньше драматурги были поэтами) был Еврипид (484-407 до н.э.), известный своими умными диалогами и реализмом на сцене. Он озадачивал публику «вопросами на засыпку» на самые обыденные темы.

Многие классические трагедии были распечатаны для масс, имелись у правительства, как официальные документы, а также изучались в школах, как часть образовательной программы. Позднее, римляне перевели греческие постановки на латинский и дали начало новой форме театрального искусства «пантомима».

Это древнейшая из известных форм комедии, которая развивалась в Древней Греции V--III вв. до н. э. (главным образом в Аттике). Данное направление берет свои истоки от народных обрядовых действий, которые устраивались в честь плодородия. Подобные празднества, в основном, состояли из веселых песен, шуток, насмешек и непристойностей, которые, по мнению древнегреческого общества, были нужны для восхваления и ублажения производящих сил природы. Чаще всего комедийные представления устраивались во время праздников в честь Великого Дионисия. Они были завершающим этапом каждого из 3 дней празднества. Считается, что первым древнегреческим комедийным драматургом был Эпихарм (древнегреческий комедиограф, философ и поэт).

Последующий этап созревания заключался в развитии древней аттической комедии. Она уже обладала большей выразительностью и имела некоторые особенности и характерные черты. Например: Основу всего действия составлял какой-либо тезис. Он становился предметом споров и в конце представления доказывался.

Важной частью комедии являлась часть, которая состояла из обращения хора к публике.

Все сюжеты сценического действия брались из обычной повседневной жизни и раскрывали проблемы общественности. В древнегреческой комедии осмеивались не только сцены из жизни, но и реальные личности.

Существует множество общепринятых принципов классификации комедии, построенных на основе тех или иных структурных составляющих театрального произведения. Одним из них является классификация древнегреческой комедии в процессе ее развития. Всего выделено 3 периода:

  • 1. Древняя аттическая комедия - ранний вид литературной комедии в Древней Греции, получивший распространение в Аттике. Начало "древней" комедии восходит к сельским празднествам в честь бога Диониса. Первые сведения о древней аттической комедии относятся приблизительно к 5 до н. э. "Древняя" комедия носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Художественного расцвета древняя аттическая комедия достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им).
  • 2. Средняя аттическая комедия получила распространение в Афинах в IV в. до н. э. Характерной чертой средней аттической комедии являлось изображение повседневной жизни и бытовых типов: поваров, торговцев рыбой, чужеземцев, и т. д. Ни одна средняя аттическая комедия не дошла до нас целиком. Сохранились только имена (около 50) поэтов (Анаксандрид, Антифан, Евбул, Алексид, Тимокл и др.)
  • 3. Новая аттическая комедия (V-III вв. до н. э.) - заключительный этап развития древнегреческой комедии. Основные черты: сосредоточение интереса на частных конфликтах и любовной интриге; стремление к бытовому правдоподобию. Главные представители - Менандр и Филемон. Новая аттическая комедия оказала решающее влияние на римскую комедию, а через нее - на европейскую драматургию вплоть до Мольера.

Аристофан, комедия "Облака": С самого начала "Облака"- это авторская насмешка над тем увлечением софистикой, которое господствовало в Древней Греции в 50-40 гг. до н.э. В комедии "Облака" ставятся важные проблемы. Прежде всего, это проблема веры, причем, даже не столько верования в какие-то божества или силы, сколько проблема нравственности и религиозности. Творчество Аристофана завершает один из самых блестящих периодов в истории греческой культуры. Он дает сильную, смелую и правдивую, зачастую глубокую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в период кризиса демократии и наступающего упадка полиса. В кривом зеркале его комедии отражены самые разнообразные слои общества, мужчины и женщины, государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне, городские обыватели и рабы; карикатурные типические маски получают характер четких, обобщающих образов. Простейшими приемами он достигает самых острых комических эффектов.