Жизненный и творческий путь л н толстого. Творческий и жизненный путь Л.Н.Толстого (лекция). Жизненный и творческий путь




















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; выявить художественные особенности его творчества.

Задачи:

  • знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, выявление мировоззрения писателя, его отношение с действительностью;
  • развитие способности к обобщениям, умению выделять главное; логическому мышлению;
  • формирование самостоятельности при работе с книгой, ответственности перед словом, воспитание интереса к творчеству писателя.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты, презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого».

Ход урока

«Мы сами не понимаем, что, несмотря на страшные уклонения жизни от истинного пути, мы минуем счастливо самые глубокие пропасти; что этим счастьем, которое всегда твердит нам: ещё не поздно, - мы обязаны, может быть, только недремлющему и незаходящему солнцу Толстого».
А. Блок

(Слайд № 2) Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик Петербургской Академии Наук (1900). Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист. Религиозный мыслитель, авторитетное мнение которого спровоцировало возникновение нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Идеи ненасильственного сопротивления, которые Л. Н. Толстой выразил в работе «Царство Божие внутри вас», оказали влияние на Махатма Ганди и Лютера Кинга.

(Слайд № 3,4) Происхождение

Происходил из дворянского рода, известного, по легендарным источникам, с 1353 года. Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, Николай Сергеевич Волконский. Мать Льва Николаевича, похожая в некоторых отношениях на изображённую в «Войне и мире» княжну Марью, владела замечательным даром рассказа, для чего при своей перешедшей к сыну застенчивости должна была запираться с собиравшимися около неё в большом числе слушателями в тёмной комнате. Кроме Волконских, Л. Н. Толстой состоял в близком родстве с некоторыми другими аристократическими родами: князьями Горчаковыми, Трубецкими и другими.

(Слайд № 5) Детство

1828, 28 августа (9 сентября) – Рождение Льва Николаевича Толстого в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии.

(Слайд № 6) 1830 – смерть матери Толстого Марии Николаевны (урожденной Волконской). Его мать умерла, когда ему не было ещё 2-х лет. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская.

(Слайд № 7) 1837 – переезд семьи из Ясной Поляны в Москву. Смерть отца Толстого Николая Ильича.

(Слайд № 8) 1840 – первое литературное произведение Толстого – поздравительные стихи Т.А. Ергольской: «Милой тетеньке».

1841 – смерть в Оптиной пустыни опекунши детей Толстых А.И. Остен-Сакен. Толстые переезжают из Москвы в Казань, к новой опекунше – П.И. Юшковой.

Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия - счастье, смерти, Боге, любви, вечности - болезненно мучили его в ту эпоху жизни, когда сверстники его и братья всецело отдавались весёлому, лёгкому и беззаботному времяпрепровождению богатых и знатных людей. Всё это привело к тому, что у Толстого создалась «привычка к постоянному моральному анализу», как ему казалось, «уничтожившему свежесть чувства и ясность рассудка» («Юность»).

Ему хотелось блистать в обществе, заслужить репутацию молодого человека; но внешних данных для того у него не было: он был некрасив, как ему казалось, неловок, и, кроме того, ему мешала природная застенчивость.

(Слайд № 9) Образование

1844 – Толстой принят в Казанский университет на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности, выдержав экзамены по математике, русской словесности, французскому, немецкому, английскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.

1845 – Толстой переходит на юридический факультет.

(Слайд № 10) 1847 – Толстой оставляет университет и уезжает из Казани в Ясную Поляну.

(Слайд № 11) Жизненный манифест Льва Толстого

Л. Толстой в 18 лет сформулировал для себя свой жизненный манифест. Эти «правила для развития воли, деятельности, памяти и умственных способностей», направленные также на обуздание чувств самолюбия и корысти, достаточно универсальны, и оттого не теряют актуальности.

Начало литературной деятельности. Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне; его деятельность там отчасти описана в «Утро помещика»: Толстой пытался наладить по-новому отношения с крестьянами.

1849 – сдал экзамены на степень кандидата в Петербургском университете. Толстой начинает вести дневник.

Уехав в Петербург, весной 1848 года начал держать экзамен на кандидата прав; два экзамена, из уголовного права и уголовного судопроизводства, сдал благополучно, однако третий экзамен он сдавать не стал и уехал в деревню.

Позднее наезжал в Москву, где часто поддавался страсти к игре, немало расстраивая этим свои денежные дела. В этот период жизни Толстой особенно страстно интересовался музыкой (он недурно играл на рояле и очень любил классических композиторов).

(Слайд № 12) 1850 – Замысел «Повести из цыганского быта».

Осенью 1851 года Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ую батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове, на берегу Терека, под Кизляром. С лёгким изменением подробностей она во всей своей полудикой оригинальности изображена в «Казаках».

(Слайд № 13) 1852 – Экзамен на звание юнкера, приказ о зачислении на военную службу фейерверкером 4-ого класса. Написан рассказ «Набег». В №9 «Современника» напечатано «Детство» – первое опубликованное произведение Толстого. Начат «Роман русского помещика» (работа продолжалась до 1856 года, оставшись незавершенной. Фрагмент романа, отделанный для печати, опубликован в 1856 году под названием «Утро помещика»).

(Слайд № 14) Военная карьера

1853 – Участие в походе против чеченцев. Начало работы над «Казаками» (завершена в 1862 году). Написан рассказ «Записки маркера».

На Кавказе Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках с горцами и подвергаясь всем опасностями боевой кавказской жизни.

(Слайд № 15) 1854 – Толстой произведен в прапорщики. Отъезд с Кавказа. Рапорт о переводе в Крымскую армию. Проект журнала «Солдатский вестник» («Военный листок»). Для солдатского журнала написаны рассказы «Дяденька Жданов и кавалер Чернов» и «Как умирают русские солдаты». Приезд в Севастополь.

Толстой долго жил на страшном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасы осады, Толстой написал в это время боевой рассказ из кавказской жизни «Рубка леса» и первый из трёх «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот последний рассказ он отправил в «Современник». Рассказ был замечен императором Николаем; он велел беречь даровитого офицера, что, однако, было неисполнимо для Толстого, не хотевшего перейти в разряд ненавидимых им «штабных».

(Слайд № 16) За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.». Окружённый блеском известности и, пользуясь репутацией очень храброго офицера, Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе «испортил» её.

(Слайд № 17) 1855 – Начата работа над «Юностью» (окончена в сентябре 1856 года).

1851-1856 гг. – написана трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».Наделенный автобиографическими чертами, главный герой Николай Иртеньев, став взрослым человеком, снова переживает и анализирует свою жизнь, чтобы найти ответы на главные для каждого человека вопросы: каким надо быть? К чему стремиться?

(Слайд № 18) Написаны рассказы «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 г.».

Идет русско-турецкая война, и граф Толстой участвует в защите осажденного Севастополя. Награжден орденом Св. Анны с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя».

Тотчас после штурма 27 августа (8 сентября) Толстой был послан курьером в Петербург, где закончил «Севастополь в мае 1855 г.» и написал «Севастополь в августе 1855 г.». «Севастопольские рассказы», окончательно укрепили его репутацию как представителя нового литературного поколения и своей реалистичностью произвели неизгладимое впечатление на русское общество, жившее вдали от войны.

Приезд в Петербург. Знакомство с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Фетом, Тютчевым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, Островским и другими литераторами.

(Слайд № 19) 1856 – Написаны рассказы «Метель», «Разжалованный», повесть «Два гусара». Толстой произведен в поручики. Отставка. В Ясной Поляне попытка освободить крестьян от крепостной зависимости.

В Петербурге его радушно встретили и в великосветских салонах, и в литературных кружках; особенно близко сошёлся он с Тургеневым, с которым одно время жил на одной квартире. Последний ввёл его в кружок «Современника» и других литературных корифеев: он стал в приятельских отношениях с Некрасовым, Гончаровым, Панаевым, Григоровичем, Дружининым, Соллогубом.

(Слайд № 20) Путешествия по Европе

В первой поездке за границу посетил Париж, где его ужаснули культ Наполеона I, в то же время он посещает балы, музеи, его восхищает «чувство социальной свободы». Однако присутствие на гильотинировании произвело столь тяжкое впечатление, что Толстой покинул Париж и отправился в места, связанные с Руссо - на Женевское озеро. В это время пишет повесть «Альберт» и рассказ «Люцерн».

В следующей поездке его интересовали в основном народное образование и учреждения, имеющие целью поднятие образовательного уровня рабочего населения. Вопросы народного образования он пристально изучал в Германии и Франции и теоретически, и практически, и путём бесед со специалистами.

(Слайд № 21) Педагогическая деятельность

1859-1862 – занятия в яснополянской школе с крестьянскими детьми («прелестное, поэтическое ело»). Свои педагогические идеи Толстой излагал в статьях созданного им в 1862 г. журнала «Ясная Поляна».

1860 – работа над рассказами из крестьянского быта: «Идиллия», «Тихон и Маланья» (остались неоконченными).

Вернулся в Россию вскоре по освобождении крестьян и стал мировым посредником. В то время смотрели на народ как на младшего брата, которого надо поднять на себя; Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

(Слайд № 22) 1860 – 1861 – Второе заграничное путешествие по Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии. Знакомство с Герценом в Лондоне. Слушание лекций по истории искусства в Сорбонне. Присутствие при смертной казни в Париже. Начало романа «Декабристы» (остался незавершенным) и повести «Поликушка» (закончена в декабре 1862 года). Ссора с Тургеневым.

«Милый, энергичный, благородный юноша – сокол, а может быть, и – орёл», – так описывал свои впечатления от Толстого Некрасов в письме к Тургеневу.

(Слайд № 23) Семья и потомство

1860 – 1863 – Работа над повестью «Холстомер» (завершена в 1885).

1861 – 1862 – Деятельность Толстого мировым посредником 4-ого участка Крапивенского уезда. Издание педагогического журнала «Ясная Поляна».

(Слайд № 24) 1862 – Жандармский обыск в Ясной Поляне.

(Слайд № 25) Женитьба на Софье Андреевне Берс, дочери врача придворного ведомства.

В конце 1850-х познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844-1919), дочерью московского врача из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. 23 сентября 1862 года женился на ней, и на долю его выпала полнота семейного счастия. В лице своей жены он нашёл не только вернейшего и преданнейшего друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни - упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности Софьи Андреевны, материального благосостояния, выдающегося, легко дающегося напряжения литературного творчества и в связи с ним небывалой славы всероссийской, а затем и всемирной.

Однако отношения Толстого с женой не были безоблачными. Между ними часто возникали ссоры, в том числе в связи с образом жизни, который Толстой избрал для себя.

(Слайд № 26) Семья Л.Н. Толстого.

(Слайд № 27) Расцвет творчества

1863 – начата работа над «Войной и миром» (закончена в 1869 году).

Роман Льва Толстого «Война и мир» лежит в основании величественного здания русской классической литературы. С непревзойденным мастерством Толстой воссоздал великую духом Россию – образы этой «книги на все времена» и сейчас пленяют свежестью чувств и щедростью души, искренностью страстей, силой и чистотой убеждений. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I.

(Слайд № 28) Работа над романом «Анна Каренина»

1873 – Начат роман «Анна Каренина» (завершен в 1877 году). Письмо в «Московские ведомости» о самарском голоде. И.Н. Крамской пишет в Ясной Поляне портрет Толстого. «... это первый по времени живописный портрет Толстого и один из лучших его портретов. В нем нет ничего лишнего, весь он сдержанно серьезный, очень собранный. Толстой сидит в кресле в своей обычной домашней блузе... «Так похоже, что смотреть страшно,» – сказала Софья Андреевна Толстая, когда увидела портрет...

(Слайд № 29) 1874 – Педагогическая деятельность, статья «О народном образовании», составление «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» (вышли в 1875 году).

(Слайд № 30) 1876 – Знакомство с П.И. Чайковским.

(Слайд № 31,32) 1878 - 1910 г.г. - период искания смысла жизни и критики общественного строя.

1879-1880 – Работа над «Исповедью» и «Исследованием догматического богословия».

«Закон насилия и закон любви». И сегодня размышления Л.Н.Толстого о жизни, смерти, религии, долге, любви стоят в одном ряду с учениями Будды, Конфуция и других мудрецов.

«Исповедь» Льва Толстого – бесценный человеческий документ. В ней он делится своей попыткой осмыслить собственный жизненный путь, путь к тому, что он считал истиной.

«Разрушение Ада и Восстановление Его». В этой легенде Толстой объясняет истинную веру, веру как учение-учение высшей истины существования, а не тот миф в который верят все. Подобное толкование, мы встречаем в замечательном очерке А.Безант «Мистицизм».

«Религия и нравственность». «Вы спрашивали меня: 1) что я понимаю под словом «религия» и 2) считаю ли я возможной нравственность, независимую от религии, как я понимаю ее? Постараюсь по мере своих сил наилучшим образом ответить на эти в высшей степени важные и прекрасно поставленные вопросы».

«Царство божие внутри вас». Средоточием этого трактата является теория Толстого непротивления злу насилием, и, применяя ее к деятельности различных правительств, он приходит к выводу, что все они в сущности аморальны и служат интересам богачей и сильных мира сего, угнетая народные массы посредством воинской повинности, тюремного заключения и собирания налогов.

«Что такое религия и в чем сущность ее». «Религия есть устанавливаемое, согласное с разумом и современными знаниями отношение человека к вечной жизни и к Богу, которое одно движет человечество вперед к предназначенной ему цели».

(Слайд № 33) Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой - участник переписи

Перепись 1882 года в Москве знаменита тем, что в ней принимал участие великий писатель граф Л. Н. Толстой. Лев Николаевич писал: «Я предлагал воспользоваться переписью для того, чтобы узнать нищету в Москве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобы бедных не было в Москве».

1883 – 1884 – Толстой пишет трактат «В чем моя вера?». В данном произведении изложены основы толстовства - нравственно-религиозного, идейно-философского и общественного движения идейных последователей графа Л. Н. Толстого, основанное на непротивлении злу насилием: «Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё».

(Слайд № 34) 1885-1886 – для «Посредника» написаны народные рассказы: «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог«, Упустишь огонь – не потушишь», «Свечка», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке», «Много ли человеку земли нужно» и др.

(Слайд № 35) 1886 – Знакомство с В.Г. Короленко. Начата драма для народного театра – «Власть тьмы» (запрещена к постановке). Начата комедия «Плоды просвещения» (закончена в 1890 году).

Соединение и перевод четырех Евангелий. Прижизненное издание знаменитого труда Льва Николаевича Толстого, за которое граф был отлучен от церкви. Вторая и третья части книги были подготовлены вновь именно для этого издания.

(Слайд № 37) «Отпадение» от церкви

1892 – Постановка в Малом театре «Плодов просвещения».

1893 – Написано предисловие к сочинениям Ги де Мопассана. Знакомство с К.С. Станиславским.Публикация некоторых произведений Толстого была запрещена духовной и светской цензурой.

(Слайд № 38) 1894 – 1895 – Написан рассказ «Хозяин и работник».

1895 – Знакомство с А.П. Чеховым. Представление «Власти тьмы» в Малом театре. Написана статья «Стыдно» – протест против телесных наказаний крестьян.

(Слайд № 39) 1896 – начата повесть «Хаджи-Мурат» (работа продолжалась до 1904 года; при жизни Толстого повесть не публиковалась).

1897-1898 – организация помощи голодающим крестьянам Тульской губернии. Статья «Голод или не голод?». Решение напечатать «Отца Сергия» и «Воскресение» в пользу духоборов, переселяющихся в Канаду. В Ясной Поляне Л.О. Пастернак, иллюстрирующий «Воскресение».

1898-1899 – осмотр тюрем, беседы с тюремными надзирателями в связи с работой над «Воскресением».

(Слайд № 40) 1899 – в журнале «Нива» печатается роман «Воскресение» , в котором автор показывал жизнь различных социальных слоев современной ему России; духовенство было изображено механически и наскоро исполняющим обряды, а холодного и циничного Топорова некоторые приняли за карикатуру на К. П. Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода.

1899 – 1900 – написана статья «Рабство нашего времени».

(Слайд № 41) 1900 – знакомство с А.М. Горьким. Работа над драмой «Живой труп» (после просмотра спектакля «Дядя Ваня» в Художественном театре).

Драматические произведения 1864-1910 гг: пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп», незаконченные драмы «Зараженное семейство», «Петр Хлебник» и другие.

(Слайд № 42) 1901 – «Определение святейшего Синод от 20 – 22 февраля 1901 года... о графе Льве Толстом» публикуется в газетах «Церковные ведомости», «Русский вестник» и др. В определении говорилось об «отпадении» писателя от православия. В «Ответе Синоду» Толстой утверждал: «Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю».

В связи с болезнью отъезд в Крым, в Гаспру.

(Слайд № 43) 1901-1902 – письмо Николаю II с призывом ликвидировать частную собственность на землю и уничтожить «тот гнет, который мешает народу высказать свои желания и нужды».

1902 – возвращение в Ясную Поляну.

1903 – начаты «Воспоминания» (работа продолжалась до 1906 года). Написан рассказ «После бала».

(Слайд № 44) 1903-1904 – работа над статьей «О Шекспире и о даме».

(Слайд № 45) 1904 – статья о русско-японской войне «Одумайтесь!».

1906 – написаны рассказ «За что?», статья «Значение русской революции», закончен начатый в 1903 году рассказ «Боеское и человеческое».

1907 – письмо П.А. Столыпину о положении русского народа и о необходимости уничтожить частную собственность на землю. В Ясной Поляне М.В. Нетеров пишет портрет Толстого.

1908 – статья Толстого против смертных казней – «Не могу молчать!». В №35 газеты «Пролетарий» напечатана статья В.И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции».

1909 – Толстой пишет рассказ «Кто убийцы? Павел Кудряш», резко критическую статью о каетском сборнике «Вехи», очерки «Разговор с прохожим» и «Песни на деревне».

(Слайд № 46) 1900 – 1910 – работа над очерками «Три дня в деревне».

Толстой готовит доклад для конгресса мира в Стокгольме.

Работа над последней статьей – «Действительное средство» (против смертных казней).

«Путь жизни» – выдающийся памятник философско-религиозной и этической мысли, последнее, итоговое произведение великого русского писателя и мыслителя, которое он особенно ценил.

(Слайд № 47) Последние годы жизни. Смерть и похороны

В октябре 1910 года, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну.

3.11.1910 г. - последняя запись в дневнике: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет».

(Слайд № 48) Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека; по дороге заболел воспалением лёгких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 7(20) ноября и умер.

10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

(Слайд № 49,50) В январе 1913 года было опубликовано письмо графини Софьи Толстой от 22 декабря 1912 года, в котором она подтверждает известия в печати о том, что на могиле её супруга было совершено его отпевание неким священником (она опровергает слухи о том, что он был ненастоящим) в её присутствии. В частности графиня писала: «Заявляю ещё, что Лев Николаевич ни разу перед смертью не выразил желания не быть отпетым, а раньше писал в своём дневнике 1895 г., как бы завещание: «Если можно, то (хоронить) без священников и отпевания. Но если это будет неприятно тем, кто будет хоронить, то пускай хоронят, как обыкновенно, но как можно подешевле и попроще».

(Слайд № 51) Дом Л. Н. Толстого

Толстой поселился в этом доме (бывшем флигеле) в 1856. Сюда привез он в 1862 году свою молодую жену. Позже небольшого флигеля уже не хватало для растущей семьи, и Толстой расширил его, добавив несколько пристроек. В этом доме Толстой прожил более 50 лет. Все вещи, книги, картины здесь подлинные: они принадлежали Толстому, его домашним, а то и предкам писателя. В доме по-прежнему сохраняется обстановка 1910 года, последнего года жизни Толстого. Вокруг дома разбиты цветочные клумбы. Софья Андреевна очень любила цветы, сама ухаживала за ними. В доме несколько комнат: библиотечная, кабинет Л.Н.Толстого, «Секретарская», спальня, «Комната под сводами», «Комната для приезжающих».

(Слайд № 52) Список Интернет-ресурсов:

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Толстой,_Лев_Николаевич
  2. www.litra.ru/biography/get/biid/00969871255677395589/
  3. to-name.ru/biography/lev-tolstoj.htm
  4. www.koob.ru/tolstoy_l/
  5. literatura5.narod.ru/tolstoy_1908.html
  6. feb-web.ru/feb/tolstoy/texts/pss100/t02/t02-275-.htm
  7. www.a4format.ru/index.php?lt=210
  8. www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/411b0a0f.jpg&percenta=
  9. 71ru.info/arsenal/region/1205-lev-tolstoy-i-yasnaya-polyana.html
  10. ruslit.traumlibrary.net/page/tolstoy-ln-ss22-11.html
  11. точка24.рф/authors/detail.php?ELEMENT_ID=681251
  12. www.edu54.ru/node/193457
  13. www.etvmarket.com/book/detail/31000-kniga-dlya-chteniya
  14. libozersk.ru/pages/index/705?cont=2
  15. uroki.86schhmr-gornoprawdinsk3.edusite.ru/p28aa1.html
  16. www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/4429/
  17. www.ryltat.ru/v_mire_prek_tolstoi.html
  18. www.bibliotekar.ru/rusTolstoy/index.htm
  19. booksss.ru/authors/t/tolstoi_lev_detstvo.html
  20. books.imhonet.ru/element/161327/
  21. mediascope.ru/node/502
  22. www.surgpu.ru/bibl_listaya_vetkhie_stranitsy
  23. all-the-books.ru/book/genres/klassika/-usskaya-klassika/page/8
  24. bookcrimea.ucoz.ru/publ/
  25. www.dowladssoft.ru/knigionlaun/page/5/
  26. rudocs.exdat.com/docs/index-263339.html

МОУ школа № 10

Проект по литературе

Тема: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого».

Выполнили:

Ученицы 10 класса

Казанцева Ю.

Штыкова А.

Проверила:

Балдина О.А.

г.о. Жигулевск


Введение. 3

1. Жизнь Л.Н. Толстого. 5

1.1 Родовое гнездо. 5

1.2 Детство. 7

1.3 Отрочество. 10

1.4 Юность. 11

1.5 Молодость на Кавказе. 13

1.6 Второе рождение Л.Н.Толстого. 14

1.7 Уход и смерть Льва Николаевича Толстого. 17

2. Творческий путь Л.Н. Толстого. 21

2.1 «Детство». «Отрочество». «Юность». 21

2.2 «Казаки». 23

2.3 «Война и мир». 27

2.4 «Анна Каренина». 32

2.5 «Воскресение». 38

Заключение. 43

Список использованной литературы.. 45


Мы выбрали для написания проекта тему: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого», потому что его личность и его произведения показались нам интересными, и мы захотели подробно изучить его биографию и его творческий путь.

В начале ХХ века Л. Н. Толстого называли “учителем в жизни и искусстве”. В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит себе непонятное, а “подчинится” редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он феномен писателя. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях.

В нашем проекте встречается всё: и рассуждения, и похвала, и даже критика, но вы точно не увидите здесь безразличия по отношению ко Льву Николаевичу и его произведениям.

Наша цель: изучить биографию и произведения Толстого, а также понять его мысли и чувства, которые он испытывал, когда работал над своими произведениями.

Наша задача: рассказать людям о величии и таланте знаменитого писателя, подтверждая это достоверными фактами.

Проблемы:

Когда мы работали над проектом, у нас возникли следующие проблемы: каждый человек, прочитавший хотя бы некоторые романы Толстого, воспринимает их по-разному, и поэтому мы долго не могли прийти к общему мнению по поводу его романов; а также в разных источниках по-разному трактуется биография Льва Николаевича и критика его произведений, и нам пришлось достаточно долгое время искать достоверную информацию.


Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября нового стиля) 1828г. в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в одном из самых знатных русских дворянских семейств.

Род Толстых существовал в России шестьсот лет. Прадед Льва Толстого - Андрей Иванович - был внуком Петра Андреевича Толстого, одного из главных зачинщиков стрелецкого бунта при царевне Софье. После падения Софьи он перешёл на сторону Петра. П. А. Толстой в 1701 году в период резкого обострения русско-турецких отношений, был назначен Петром I на важный и трудный пост посланника в Константинополе. Ему дважды приходилось сидеть в Семибашенном замке, изображенном на фамильном гербе Толстых в честь особых дипломатических заслуг знатного пращура. В 1717г. П. А. Толстой оказал царю особо важную услугу, склонив царевича Алексея к возвращению в Россию из Неаполя. За участие в следствии, суде и тайной казни непокорного Петру царевича П. А. Толстой был награжден поместьями и поставлен во главе Тайной правительственной канцелярии.

В день коронования Екатерины I он получил титул графа, поскольку вместе с Меншиковым энергично содействовал ее воцарению. Но при Петре II, сыне царевича Алексея, П. А. Толстой оказался в опале и в возрасте 82 лет был сослан в Соловецкий монастырь, где вскоре и скончался. Лишь в 1760г., при императрице Елизавете Петровне, потомству Петра Андреевича было возвращено графское достоинство.

Дед писателя, Илья Андреевич Толстой, был человеком веселым, доверчивым, но безалаберным. Он промотал все свое состояние и вынужден был с помощью влиятельных родственников выхлопотать себе должность губернатора в Казани. Помогла протекция всесильного военного министра Николая Ивановича Горчакова, на дочери которого Пелагее Николаевне он был женат. Как старшая в роде Горчаковых, бабушка Льва Николаевича пользовалась их особым уважением и почетом (Эти связи впоследствии попытается восстановить сам Лев Толстой, добиваясь должности адъютанта при главнокомандующем Южной армии Михаиле Дмитриевиче Горчакове-Севастопольском).

В семье И. А. Толстого жила воспитанница, дальняя родственница П. Н. Горчаковой Татьяна Александровна Ергольская и была тайно влюблена в его сына Николая Ильича. В 1812г. Николай Ильич семнадцатилетним юношей, несмотря на ужас, страх и бесполезные уговоры родителей, определился в воинскую службу адъютантом к князю Андрею Ивановичу Горчакову, участвовал в военных походах 1813-1814 годов, попал в плен к французам и в 1815 году был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж.

После Отечественной войны он вышел в отставку, приехал в Казань, но смерть отца оставила его нищим со старой, привыкшей к роскоши матерью, сестрой и кузиной Т. А. Ергольской на руках. Тогда-то на семейном совете и было принято решение: Пелагея Николаевна благословила сына на брак с богатой и знатной княжной Марией Николаевной Волконской, а кузина с христианским смирением приняла это решение. Так Толстые переехали на жительство в имение княжны - Ясная Поляна.

Легендой был окружен в семейных воспоминаниях образ прадеда Толстого по матери Сергея Федоровича Волконского. Генерал-майором он участвовал в Семилетней войне. Тоскующей жене его однажды приснилось, что некий голос повелевает ей послать мужу нательную икону. Через фельдмаршала Апраксина икона была немедленно доставлена. И вот в сражении неприятельская пуля попадает Сергею Федоровичу в грудь, но икона спасает ему жизнь. С тех пор икона как священная реликвия хранилась у деда Л. Толстого, Николая Сергеевича. Писатель воспользуется семейным преданием в "Войне и мире", где княжна Марья упрашивает Андрея, уходящего на войну, надеть образок: "Что хочешь думай,- говорит она,- но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах...".

Николай Сергеевич Волконский, дед писателя, был государственным человеком, приближенным императрицы Екатерины II. Но, столкнувшись с ее фаворитом Потемкиным, гордый князь поплатился придворной карьерой и был сослан воеводой в Архангельск. Выйдя в отставку, он женился на княжне Екатерине Дмитриевне Трубецкой и поселился в усадьбе Ясная Поляна. Екатерина Дмитриевна рано умерла, оставив ему единственную дочь Марию. С любимой дочерью и ее компаньонкой-француженкой опальный князь прожил в Ясной Поляне до 1821 года и был погребен в Троице-Сергиевой лавре. Крестьяне и дворовые уважали своего важного и разумного барина, который заботился об их благосостоянии. Он построил в имении богатый усадебный дом, разбил парк, выкопал большой яснополянский пруд.

В 1822 году осиротевшая Ясная Поляна ожила, в ней поселился новый хозяин Николай Ильич Толстой. Семейная жизнь его поначалу сложилась счастливо. Среднего роста, живой, с приветливым лицом и всегда грустными глазами, Н. И. Толстой проводил жизнь в занятиях хозяйством, в ружейной и псовой охоте, в судебных тяжбах, доставшихся по наследству от безалаберного отца. Пошли дети: в 1823 году первенец Николай, потом Сергей (1826), Дмитрий (1827), Лев и, наконец, долгожданная дочь Мария (1830). Однако появление ее на свет обернулось для Н. И. Толстого неутешным горем: во время родов скончалась Мария Николаевна, и семейство Толстых осиротело.

Левушке не было тогда еще и двух лет, как он лишился матери, но духовный ее облик по рассказам близких людей Толстой бережно хранил всю жизнь. "Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто... я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много". На мать был очень похож любимый брат Толстого Николенька: "равнодушие к суждениям других людей и скромность, доходящая до того, что они старались скрыть те умственные, образовательные и нравственные преимущества, которые они имели над другими людьми. Они как будто стыдились этих преимуществ". И еще одна удивительная черта привлекала Толстого в этих дорогих существах - они никогда никого не осуждали. Однажды в "Житиях святых" Димитрия Ростовского Толстой прочел рассказ о монахе, который имел много недостатков, но по смерти оказался среди святых. Он заслужил это тем, что за всю свою жизнь никогда никого не осудил. Слуги вспоминали, что, столкнувшись с несправедливостью, Мария Николаевна, бывало, "вся покраснеет, даже заплачет, но никогда не скажет грубого слова".

Мать заменила детям необыкновенная женщина, тетушка Татьяна Александровна Ергольская, которая была человеком решительного и самоотверженного характера. Она, по словам Л. Толстого, по-прежнему любила отца, "но не пошла за него потому, что не хотела портить своих чистых, поэтических отношений с ним и с нами". Татьяна Александровна имела самое большое влияние на жизнь Л. Толстого: "Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви".

До пяти лет Л. Н. Толстой воспитывался с девочками - сестрой Машей и приемной дочерью Толстых Дунечкой. У детей была любимая игра в "милашку". "Милашкой", исполнявшим роль ребенка, почти всегда был впечатлительный и чувствительный Лева-рева. Девочки его ласкали, лечили, укладывали спать, а он безропотно подчинялся. Когда мальчику исполнилось пять лет, его перевели в детскую, к братьям.

В детстве Толстого окружала теплая, семейная атмосфера. Здесь дорожили родственными чувствами и охотно давали приют близким людям. В семье Толстых жила, например, сестра отца Александра Ильинична, пережившая в молодости тяжелую драму: ее муж сошел с ума. Это была, по воспоминаниям Толстого, "истинно религиозная женщина". "Любимые ее занятия" - "чтение жития святых, беседа со странниками, юродивыми, монахами и монашенками, из которых некоторые всегда жили в нашем доме, а некоторые только посещали тетушку". Александра Ильинична "жила истинно христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой роскоши и услуг, но стараясь, сколько возможно, служить другим. Денег у нее никогда не было, потому что она раздавала просящим все, что у нее было".

«Толстой – это целый мир» (М. Горький) Жизненный и творческий путь

Л. Н. Толстого.


Цели : вызвать интерес к жизни и личности великого Толстого, его общественной и педагогической деятельности; помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя, сложное и противоречивое, менявшееся на протяжении его долгой жизни; дать краткую характеристику творчества (с обобщением изученного).


Граф Лев Толстой – гениальный художник… Это самый удивительный человек, коего я имел наслаждение видеть. Я много слушал его, и вот теперь, когда пишу это, он стоит передо мной чудесный, вне сравнений.

М. Горький

Какое чудо творчества, ума, души, страсти гения!!! Что за счастье, что есть такие люди на свете и что мне привелось быть его (Толстого) современником…

В. Стасов


жизнь и творчество Л. Н. Толстого (1828–1910)

Лев Николаевич Толстой (1828 1910) – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.


Те современники, которые имели наслаждение видеть, общаться и слушать Толстого, считали себя счастливыми людьми.

В служении людям видел писатель смысл своей жизни. Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям» (Л. Толстой) . А жизнь его была наполнена писательским трудом. Каждый день, каждый час он трудился, не зная лени; был беспощадно строг и требователен к себе как к художнику слова.


Литературное наследие Толстого – это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литература была для него делом, в которое он вкладывал всю свою душу. В книгах гениальный Толстой выражал мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа, народного патриотизма и народной любви к родине.


Но писатель был и обличителем зла , отказывался мириться с какими бы то ни было проявлениями лицемерия, фальши. Он не любил людей самоуспокоенных и равнодушных. «Спокойствие – душевная подлость», – считал он. По мнению Толстого, человек должен постоянно находиться в поиске, «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».


Основной путь к преобразованию мира, путь к счастью Лев Николаевич Толстой видел в нравственном самоусовершенствовании, в непротивлении злу насилием и в опрощении. Это учение получило название – «толстовство».


Величайшее открытие писателя – метод «диалектики души» . В чем смысл этого? Толстой изображает внутренний мир своего героя в постоянном развитии. «Диалектика души» – изображение процесса душевных движений через борьбу противоположностей в характере человека» (Н. Н. Наумова)


1.Детство, отрочество и юность писателя

Родился 28 августа 1828 года в дворянской усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии и был четвёртым сыном графов Толстых. Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего писателя: типичное для богатых дворян воспитание и образование, учёба в Казанском университете, разочарование в университетских занятиях («Эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне») , увлечение светской жизнью.


1847 г. Толстой, не закончив учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить себя хозяйственной деятельности, а также улучшить быт своих крестьян.

Автобиографическая трилогия – повести «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852–1856). Главный герой – Николенька Иртеньев. Автор «прослеживает» историю трёх периодов в жизни человека. Методом «диалектики души» показывает развитие характера героя.


2. Л. Н. ТОЛСТОЙ НА КАВКАЗЕ. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В 1851 г. вместе с братом Николаем Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ. Эпизоды Кавказской войны он описал в произведениях «Набег», «Разжалованный», «Казаки». С января 1854 г. Толстой служит сначала в Дунайской армии, затем в Севастополе. За редкое бесстрашие его награждают орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалями. Служа на страшном четвертом бастионе, он не прекращает литературной работы, черпая в «живой обстановке войны» богатый материал для «Севастопольских рассказов».

«Военная карьера – не моя…» – записывает Толстой в дневнике (1855) и отправляется в путешествие за границу.


3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО

1859 г. Для крестьянских детей Толстой открывает в Ясной Поляне школу, а затем еще 20 в окрестных деревнях. В журнале «Ясная Поляна» он описывает опыт своей работы с учениками. В центре педагогического процессаличность ученика , обучение ведется методом свободной беседы.

«Школьная деятельность Толстого носила разнообразный характер, но более других заметно было в ней все-таки литературное направление» (Е. Маймин).


4. Литературная деятельность Л. Н. Толстого до и после идейного перелома. Религиозно-этические взгляды писателя

1862 г. Толстой женился на дочери московского врача – Софье Андреевне Берс.

И. А. Гончаров: «Он, то есть граф (Толстой), сделался настоящим львом литературы», работал быстро, страстно, с увлечением.


Лучши е произведения Л. Н. Толстого:

«Война и мир» (1864–1869).

«Анна Каренина» (1870–1877).

«Власть тьмы» (1866).

«Крейцерова соната» (1887–1889).

«Воскресение» (1889–1899).

«Хаджи-Мурат» (1896–1905).

Комедия «Плоды просвещения» (1900).

Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий» и др. (1908).

«После бала» (1903).


Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев, на учение об истинной жизни . В чем её смысл? В духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое включает в себя пят ь заповедей Христа:


1) Заповедь о непротивлении злу насилием. (Злом нельзя уничтожить зло, бороться с насилием – значит, необходимо воздержаться от насилия, только добро способно в активном духовном противостоянии злу победить его.)

2) Не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни.

3) Не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды.

4) Не клянись и не присягай ни в чём, никому.

5) Помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.



5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» ( М. Горький )

Л. Н. Толстой в конце концов приходит к разрыву с дворянским классом, а затем и к отрицанию своей предшествующей литературной деятельности. В последующих произведениях он «учит народ нравственности».

1896 г. «И опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь»

(Л. Толстой).


Домашнее задание.

  • Прочитать «Севастопольские рассказы».
  • Читать «Войну и мир» .

ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

Ф. Достоевский

Жизненный и творческий путь

Лев Толстой - один из величайших русских писателей и заметная фигура в мировой литературе. Он родился 9 сентября 1828 г. в с. Ясной Поляне Тульской губернии. Будущий писатель рано остался сиротой. Его мать, хорошо образованная и чуткая женщина, умерла, когда ему было только два года, а в 1837 г. (в один год с А. Пушкиным, творчество которого значительно повлияла на Толстого) не стало и отца. Детей воспитывала дальняя родственница - Т. Єргольська, согревая их теплом своей души. Впоследствии Лев написал, что она научила его «духовному наслаждению любви». Детские воспоминания навсегда остались для Толстого самыми радостными: семейные предания и наблюдения за жизнью семьи, первые впечатления от быта дворянской усадьбы стали богатым материалом для его произведений и воплотились в автобиографической повести «Детство».

Вскоре семья переехала в Казань. В 1844 г. Лев Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, а затем перевелся на юридический факультет, где учился неполных два года: занятия не вызывали у него интереса, поэтому он окунулся в водоворот светских развлечений. Весной 1847 p ., подав ходатайство об увольнении из университета «за слабое здоровье и домашние обстоятельства», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым и амбициозным намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), практическую медицину, языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

Он прожил лето в деревне и разочаровался неудачным ведением хозяйства на новых, выгодных для крепостных условиях (эти события изображены в повести «Утро помещика» (1857). Осенью 1847 г. Толстой уехал сначала в Москву, а затем в Петербург, чтобы сдать кандидатские экзамены в университете. Стиль его жизни в этот период часто и радикально менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то чрезвычайно увлекался музыкой, то намеревался начать карьеру чиновника или мечтал стать юнкером в полку конной гвардии. Религиозная сдержанность, доходящая иногда до аскетизма, чередовалась с периодами наслаждения «легкой жизнью». Родственники считали его легкомысленным, и действительно - свои тогдашние долги он смог вернуть только через много лет. Однако именно тогда в его душе произошли напряженный самоанализ и борьба с собой, что воплотилось в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьеВНОе желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Лев Толстой. 1848 г.

Обложки к произведениям Л. Толстого

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Льва поехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу реки Терек, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, принимал участие в военных действиях. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни стали материалом для автобиографической повести «Казаки» (1852-1863), повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912 p .). Тогда будущий писатель почувствовал резкий контраст между простым укладом жизни казаков на «погибельному Кавказе» и сытым бездельем аристократов в России - «края рабов, край господ» (Г. Лєрмонтов). Это сравнение заставило его задуматься: как жить дальше? какой путь выбрать для себя? Без этих размышлений вряд ли сформировалась бы впоследствии его концепция «опрощення», возвращение к народным истокам, к простой тяжелой работы на земле.

На Кавказе Л. Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», скрыв свое имя (напечатана в 1852 г. под инициалами «Л. Н.»; вместе с повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) она образовала автобиографическую трилогию). Литературный дебют принес настоящее признание.

В 1854 г. Л. Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию в Севастополь, который находился в осаде объединенных сил Англии, Франции и Турции. Здесь он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив необычайную храбрость (награжден орденом Св. Анны и медалями). В Крыму Толстой собирался издавать журнал для солдат, начал писать цикл «Севастопольских рассказов», вскоре были напечатаны и пользовались огромным успехом (их читал даже император Александр II). Первые его произведения поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (М. Чернышевский).

В ноябре 1855 г. Л. Толстой приехал в Петербург и стал участником кружка известного журнала «Современник» (там печатали свои произведения Некрасов, Тургенев, Островский и др.), где его воспринимали как «великую надежду русской литературы» (М. Некрасов). Он принимал участие в обедах и чтениях, сотрудничал с фондом Литературного фонда, приобщался к спорам и конфликтам между писателями, однако в их среде чувствовал себя чужим, о чем впоследствии подробно рассказал в «Исповеди» (1879-1882): «Люди эти мне надоели, и сам себе я мак сим задрал». Осенью 1856 г. Толстой, выйдя в отставку, переехал в Ясной Поляне, а в начале 1857 г. - уехал за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии (швейцарские впечатления изображены в рассказе «Люцерн»), Германии, осенью вернулся в Москву, а потом - снова в Ясной Поляне.

В 1859 г. писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог организовать более 20 школ в окрестных деревнях, и это занятие настолько увлекло его, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со шкільництвом Европы. Толстой много путешествовал, в частности жил некоторое время в Лондоне, изучал популярные педагогические системы, однако в основном они его не удовлетворяли. Свои идеи он изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «желание ученика» учиться и неприменении насилия в отношении него. В 1862 г. Л. Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с приложением - книгами для чтения, ставшие в России классическими образцами детской литературы.

Ясная Поляна. Имение графа Л. Толстого

Лев Толстой с учениками яснополянской школы. 1892 г.

В сентябре 1862 г. Лев Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Берет и сразу после венчания переселился из Москвы до Ясной Поляны, где полностью посвятил себя семейной жизни и хозяйству (впечатление от этого отражены в романе «Анна Каренина»).

С осени 1863 г. Толстой увлекся литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год» (будущий роман-эпопея «Война и мир»). Создания романа было периодом духовного подъема, семейного счастья и спокойного, уединенного труда. Писатель читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в частности, материалы Тол стих и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородінське поле. Вследствие многих редакций работа двигалась медленно. В переписывании сотен тысяч страниц рукописей ему очень помогала жена, поэтому для литературы ее подвижничество является неоценимым. Лишь в начале 1865 г. в «Русском вестнике» была напечатана первая часть «Войны и мира». Роман восприняли восторженно, он вызвал много откликов, поразив читателей сочетанием эпического размаха с тонким психологическим анализом, живым отражением частной жизни, органично сочетающимся с национальной историей. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу однозначно и окончательно: «...не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории».

Лев Толстой и его семья. 1892 г.

В 1870-х годах писатель жил в Ясной Поляне и продолжал обучать сельских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, а также работал над романом «Анна Каренина». Это было новаторское произведение о жизни современного ему общества. Он построен на сравнении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной и семейная идиллия молодого помещика Константина Левина, образ которого похож на самого писателя как по образу жизни, так и по убеждениям. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина. Толстой стремился к простоте изложения, внешней объективности. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного общественного сословия» и глубокая правда мужицкого жизни - вот вопросы, которые стремится решить Левин, но они были чужды большинству его героев, даже симпатичных автору (среди них Лев Толстой: «Ясная Поляна - не Капуя».

Лев Толстой относился к себе очень требовательно. Миллионы тогдашних аристократов роскошествовали, спокойно потребляя плоды крепостного труда, а граф такого «барского безделья» стеснялся. В произведениях и дневниках он называл его «капуйським», от названия города Капуи близ Неаполя, где до того могучая армия Ганнибала перезимовала и «розніжилася телесно и духовно»: именно поэтому Карфаген проиграл войну и был уничтожен Римом (Тит Ливий, «Римская история»).

Резкое осуждение праздности и лености находим в романе «Анна Каренина»: «Левин улыбался из своих мыслей и неодобрительно покачивал головой на эти мысли; чувство, похожее на раскаяние, мучило его. Что-то стидке, изнеженное, капуйське, как он себе называл это, было в его теперешнем жизни. “Жить так не хорошо, - думал он. - Вот скоро три месяца, а я почти ничего не делаю. Сегодня почти впервые я взялся серьеВНО к работе, и что же? Только начал и бросил... А вот три месяца скоро, и я никогда так по-неробськи не терял времени даром. Нет, этого нельзя, надо начать.

Кадр из кинофильма «Война и мир»

и Анна). Эти вопросы прозвучали гостропубліцистично для многих современников, прежде всего для Ф. Достоевского. Он считал это произведение художественно совершенным социальным романом. Так «мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) была направлена в социальное русло.

Эти изменения, происходившие в сознании Толстого, отражены и в других его произведениях, прежде всего в переживаниях героев, в резком духовном прозрении, что разрушает их судьбы, заставляет вдруг увидеть мир по-новому. Такие персонажи изображены в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Крейцерова соната» (1887-1889 гг ., опубликована в России в 1891 p .), «Отец Сергий» (1890-1898 гг ., опубликована в 1912 p .), драме «Живой труп» (1900 p ., незавершена, опубликована в 1911 p .), в рассказе «После бала» (1903 p ., опубликовано в 1911 p .).

Исповедальная публицистика Толстого дает подробное представление о его глубокой драме: рисуя картины социального неравенства и зманіженого праздности дворян, писатель поднимал вопрос смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, отрицая науку (как деятельность, далекую от души, чувств и совести), искусство, суд, брак и даже достижения цивилизации. Новое мировосприятие он воплотил в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 г. - в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), « Так что же нам делай - ты?» (1882-1886 гг ., опубликована полностью в 1906 p .), «О голоде» (1891 p ., опубликована на английском языке в 1892 p ., на русском - в 1954 p .), «Что такое искусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900 p ., полностью опубликована в России в 1917 p .), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Лев Толстой буя именно таким...

Нужно заметить, что Толстой был человеком бескомпромиссным, поэтому не только провозглашал, но и сам придерживался провозглашенных идей. Так, он стал вегетарианцем. Однажды, по воспоминаниям очевидцев, в Ясную Поляну приехала родственница Толстых, которая не была вегетарианкой и захотела поесть мяса. Тогда к ножке стола привязали живую курицу, а на стол положили нож, оставив гостью в одиночестве - мол, если хотите мяса, убивайте ее собственноручно... Конечно, такое буквальное выполнение всех провозглашаемых моральных норм и правил не всем нравилось, но Толстой был именно таким.

Лев Толстой с женой. Последнее фото

Социальная декларация Толстого базировалась на представлении о христианстве как моральное учение, а его этические идеи осмысленные им с гуманистических позиций как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем обусловил анализ Евангелия и критический пересмотр богословских сочинений, которым посвящены религиоВНО-философские трактаты «Исследование догматического богословия» (1879-1880), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Призывы к прямому и безотлагательному выполнению христианских заповедей вызвали в обществе бурную реакцию. В особенности широко обсуждалась его проповедь «непротивления злу насилием» (рус. непротивление злу насилием), что стало импульсом к созданию многих художественных произведений - драмы «Власть тьмы» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «непритязательной» манере.

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Л. Толстой выступил против христианской церкви и резко критиковал ее союз с государством, что привело к конфликту с церковной властной верхушкой: в 1901 г. Синод официально отлучил от церкви всемирно признанного писателя и проповедника.

В последнем романе - «Воскресение» - писатель отразил весь спектр проблем, которые его волновали. Главный герой, князь Дмитрий Нехлюдов, прошел путь нравственного очищения, что побудило его творить добро. Повествование построено на системе контрастов, разоблачающих пороки общественного устройства (красота природы и лживость социальной справедливости, правда мужицкого быта и фальшь, царящую в среде образованного населения).

Духовные поиски резко изменили личную жизнь писателя, приведя к семейному разладу (отказ от владения частной собственностью вызвала резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены, которая в литературный успех мужа вложила очень много усилий и времени). О личной драме Толстого можно прочитать в его дневниковых записях. Осенью 1910 p ., тайно от семьи, 82-летний (!) Лев Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. Маковицьким, ночью покинул Ясную Поляну. Однако дорога оказалась для него непосильной: Толстой заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой желеВНОдорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он находился последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который на то время уже был всемирно известным писателем, следила вся Россия. Однако выздороветь ему уже не суждено...

Похоронили Льва Толстого в Ясной Поляне.

Обложка к роману Л. Толстого «Воскресение»

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губерниив семье, принадлежащей классу дворян. В 1860 - х годах он написал свой первый большой роман - “Война и мир”.

В 1873 году Толстой приступил к работе над одной из наиболее известных его книг: “Анна Каренина”. Одна из его самых успешных поздних работ – “Смерть Ивана Ильича”.

Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.

В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием "Детство". В ней он писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в "Современник", самый популярный журнал того времени.

После завершения повести "Детство", Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на Кавказе. Начатую в армейские годы работу "Казаки", он закончил только в 1862 году, после того, как он уже оставил армию.

Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал "Отрочество" , продолжение "Детства", вторую книгу в автобиографической трилогии Толстого. В разгар Крымской войны Толстой выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы». Во второй книге «Севастопольских рассказов», Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть истории представлена в виде повествования от лица солдата.

После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.

Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать "Юность", третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.

Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала “Ясная Поляна”. В этот же год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс.

Проживая в Ясной Поляне с женой и детьми, Толстой провел большую часть 1860-х годов, трудясь над своим первым известным романом “Война и мир”. Часть романа была впервые опубликована в “Русском Вестнике” в 1865 году под названием «1805 год». К 1868 году он выпустил еще три главы. Через год роман был полностью закончен. И критики, и общественность спорили об исторической справедливости Наполеоновских войн в романе, в сочетании с развитием историй его продуманных и реалистичных, но все же вымышленных персонажей. Роман также уникален тем, что в него включены три длинных сатирических эссе о законах истории. Среди идей, которые Толстой пытается также донести в этом романе – убеждение, что положение человека в обществе и смысл человеческой жизни в основном являются производными его повседневной деятельности.