Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы « й »; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) воспитывать любовь к русскому языку).
Личностные УУД: -устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -определять общие для всех правила поведения; -определять правила работы в парах, группах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; -формулировать учебные задачи; -работать по предложенному плану, инструкции; -высказывать свое предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: – ориентироваться в тетради; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; – проводить анализ учебного материала. Коммуникативные УУД: – слушать и понимать речь других; – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Формы работы -фронтальная -работа в парах, группах -индивидуальнаяI. Организационный момент.
1.Настрой на урок.
Учитель:
Всё ль на месте?Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
II.Актуализация опорных знаний
1.Рефлексия.
Учитель: -
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. На чём можно путешествовать?Дети:
На самолёте, на вертолёте, на поезде, на корабле, на машине и т.д. Отгадайте на чем мы будем путешествовать.Учитель:
Это что за чудеса: Дует ветер в паруса? Ни паром, ни дирижабль - По волнам плывет... .Да, мы будем путешествовать на корабле.
Задание
- Составьте предложение по рисунку.Выслушиваются варианты ребят, выбирается один. Например,
«Корабль плывёт по волнам».
Составьте модель этого слова (корабль).
Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему так? Какой слог ударный?
Молодцы!
Задание
. Чтобы получить билеты на корабль, нужно вспомнить с какой буквой мы знакомились на прошлом уроке.Расскажите, что вы знаете про эту букву.(Й – согласный звонкий, мягкий, непарный) .А как вы думаете почему буква й так называется?Молодцы!А чтобы узнать тему нашего сегоднешнего урока.Послушайте стихотворение.
Ой-ой и Ай-ай
– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –
Я, мой друг, совсем больной!
– Ты пойди-ка, погуляй,
Все пройдет! – сказал Ай-ай.
Какой звук встречается чаще всего? Как вы думаете какая тема нашего сегоднешнего урока?
III.
Сообщение темы урока. IV. Закрепление изученного материалаМолодцы! Теперь мы смело отправляемся в путь!
Но перед тем как начать наше путешествие я предлагаю отдохнуть. 1.Физкультминутка. Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся То зароются в песке. 2.Письмо в тетради буквы й и слога ий Проговаривание стихотворения про правила посадки при письме. (Я тетрадочку открою)Откройте прописи запишите красиво букву й маленькую, затем красиво напишите соединение букв ий назовите соединение которое мы будем использовать. Чем буква й отличается от буквы и?
(Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки, отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6)3.Превращение слов.
Вот мы и на корабле! Нас приветствует капитан корабля: «Здравствуйте, я капитан Майкл».
Капитан одет в парадную форму. Может у Вас День Рождения? На что он ответил: «Нет я родился в другом месяце, отгадайте, в каком.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы белые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это…
Дети:
- Май. Измените слово май,чтобы в середине стоял звук О. Измените слово мой, чтобы в конце стоял звук и. Запишите себе в тетрадь эти слова, самостоятельно сделайте модель этих слов. Поменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку. В следующей строке самостоятельно запишите слова свой, твой. Сделайте модель этих слов.4.Работа в группах и парах.
Учитель
: Молодцы. Вы много знаете про звук [Й`]. Наш корабль весело плывет по волнам. Но вот погода стала меняться. Небо затянуло тучами, подул сильный ветер, начался ливень. Это коварные Звукомор и Буквоед испортили нам погоду. Наш корабль стал сбиваться с курса. Чтобы шторм утих нам надо выполнить следующее задание. Предлагаю вам выполнить работу в группах, в парах. 1группа собирает картинку с изображением зайки под елкой, составляют предложение по этой картинке и звуковую модель слова зайка. 2группа соединяет модели слов со словами. Пары игра «Нарисуй близнеца». Индивидуальное задание разукрашивают картинку на которой изображена буква й (разукрасить все буквы й). Проверка выполнения заданий. Записывание предложения про зайку в тетрадь. Какой зайка? (он серенький, беленький, пушистый)Записать предложение в тетрадь. Физминутка. Если звук й стоит в начале слова хлопаем в ладоши 1 раз, если в середине поднимаем руки вверх. Чайник, йод, линейка, яйцо, йог, йогурт, море, зайка. Молодцы, ребята. Шторм утих, но Звукомор и Буквоед.Продолжают свои коварные проделки. Посмотрите, они съели в словах буквы. Нам необходимо востановить эти слова (ЛЕ…КА, МА…КА, ЧА…КА). (Полученные слова записать в пропись). Молодцы, Ребята. Мы справились и с этим заданием. А чтобы наш корабль спокойно добрался до берега нам необходимо выполнить еще одно задание. Назвать сказочных героев в чьих именах встречается звук й.(На интерактивной доске появляются изображения Дюймовочки, Незнайки, Мойдодыра, Бармалея,Доктор Айболит, Красной шапочки).I
I I . Заключение.1.Подведение итогов урока
Мы удачно завершили своё путешествие и вернулись домой. О чём вы расскажете дома маме?
Всё ли мы знаем о буквах? (Нет).
Чем будем заниматься на следующих уроках? (Будем изучать буквы)
Письмо строчной буквы й.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы й; содействовать формированию умения делить слова на слоги, выделять голосом ударный слог в слове, выполнять виды соединений букв в слове, анализировать предложение и составлять схему предложений; способствовать развитию основных мыслительных операций(анализ, синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.)в процессе практического конструирования буквы из элементов шаблонов и при решении логических заданий с буквами.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течении всего периода выполнения определённого графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов -шаблонов; писать строчную букву Й на основе двигательных элементов по определённому алгоритму.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; оценивать результат своей работы на уроке.
Познавательные: выполнять моделирование прописных букв; проводить анализ объектов с целью выделения признаков; осуществлять синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; демонстрировать умение подводить под понятие, выделение следствий.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика- партнёра по коммуникациям и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности.
Личностные: демонстрировать знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; выполнять оценку своих поступков, действий, слов.
Сценарий урока:
ЭТАП МОТИВАЦИИ(САМООПРЕДЕОЕНИЯ)К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится.
На что ещё похожа й?
Как вскрикивают от испуга?(Ой!)
Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву й, которая обозначает мягкий согласный звук [й`].
2. Повторение звука [й`] , изученного на уроке чтения.
Придумайте слова со звуком [й`] в начале слова.(йод, йогурт, йога)
Придумайте слова со звуком [й`] в середине слова.(майка, чайка, зайка)
Придумайте слова со звуком [й`] в конце слова.(май, чай, каравай, трамвай, сарай)
Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й`] в словах: лиса, лайка, игрок, соловей, малина, змей, имя, чай, клей, карандаш.
Дайте характеристику звуку [й`] (согласный мягкий звук)
3. Формирование зрительного образа строчной буквы й в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырёх форм буквы й: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
Сравните малую печатную и строчную письменную буквы й.
Чем они похожи? Чем отличаются?
Назовите элементы, из которых состоит строчная буква й(две полоски в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме плавной линии.)
Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква й.
Выполните конструирование строчной буквы Й у себя на столе.
Шаблоны№1(2), 3,12
Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью ключа (тетрадь №2,с.32)
4. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснения образца начертания строчной буквы й на доске мелом.
Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую линию, не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее, ведем плавную линию до верхней линейке, отклоняясь вправо, вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.
Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологию начертания строчной буквы й под счет.
Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (тетрадь №2, с.30).
Физкультминутка.
5. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и строчной буквы й.
Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
Прочитайте слоги с буквой й. какие виды соединений букв здесь используются?(верхнее соединение)
Физкультминутка.
6. Выполнение логических заданий с буквами.
Какие буквы написал Почемучка?
Проанализируйте первую группу букв и выделите в них общий элемент (полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны)
Впишите этот элемент в рамку.
Проанализируйте вторую группу букв и выделите в них общий элемент.
Найдите переменное свойство общего элемента букв Й,Л,М,И,У - полоску в форме прямой линии с закруглением с одной стороны. (подчеркивание в тетради указывает на переменное свойство: М- отличие в форме, У- отличие в пространственном положении)
7. Письмо слов и предложений.
Прочитайте слова со звуком [й`]. чем похожи данные слова? Чем отличаются?
Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо по образцу.
Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?
Какие слова надо писать с заглавной буквы? Объясните, почему.
Какой знак препинания необходимо ставить в конце предложения?
Запишите схему этого предложения.
Какое слово помощник используется в этом предложении?
Проанализируйте каждое слово данного предложения. Сколько в нем слогов? Какой слог ударный? Какие виды соединений используются?
8. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся выполняют узор.
Какие элементы письменных букв спрятаны в этом узоре? (полоска в форме прямой линии, полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны)
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Что хотите сказать? Чему учились сегодня на уроке?
Какая работа вам особенно понравилась?
«ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ Й»
(1-й класс)
Цели и задачи:
а ) научить детей писать букву Й заглавную и строчную;
б) умение различать гласный звук И от согласного И;
в) развивать внимание, каллиграфическую зоркость, аккуратность на письме;
г) умения доказывать, спорить, отстаивать свою точку зрения;
д) отрабатывать само- и взаимооценку;
е) соблюдать школьные правила на уроке.
Оборудование урока : магнитная доска, маркер, прописи у детей, набор демонстрационных карточек
с буквами, картинки с видами транспорта, светофор, картинка воробья, цветные мелки, карточки звуков для схемы слова, рабочая тетрадь «Уроки русской грамоты» у детей, шапочка.
ПЛАН УРОКА
Оргмомент.
Сравнение букв И и Й.
Упражнение в написании строчной буквы Й.
Практическая работа «один - много».
Работа над предложением: Не играй на мостовой !
Физкультурная пауза.
Письмо заглавной буквы Й.
Самостоятельная работа.
Итоги урока. Оценка урока.
ХОД УРОКА
Приветствие гостей. Пожелание удачи.
Анализ буквы И. Сравнение написания букв И и Й
Учитель . Я сейчас прочитаю вам загадку, попробуйте её отгадать: Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей).
Учитель . Правильно, воробей. (Вывешивается картинка с изображением воробья) Какую новую букву принёс нам на хвостике воробей? (Букву Й).
Учитель . Ребята, вы уже много знаете, умеете. Сравните буквы Ии и Йй подумайте, чем отличаются эти буквы в написании? (Шапочка у буквы Й).
Трудно ли писать букву И? (Нет. Умеем писать букву И).
Самостоятельно проговорите написание буквы Й. Напишите по штриховке и ещё 4 самостоятельно. Отметьте, какая самая красивая, самая правильная буква из самостоятельно написанных. (Дети выполняют).
Учитель . Отгадайте загадку:
Дом на рельсах тут как тут,
всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай.
Отправляется ТРАМВАЙ
Вывешивается картинка с изображением трамвая.
Учитель . Определите количество слогов в слове трамвай. Напишите Й по точкам. Раскрасьте фонетическую схему слова «трамвай». Незнайка тоже работал, давайте проверим, правильно ли он справился со схемой. Кто с ним согласен? Поднимите сигнальные карточки (+). Кто не согласен? (-). Докажите свою точку зрения, опираясь на полученные знания. (Дети спорят, доказывают, кто прав).
Практическая работа с понятием «один - много»
Учитель . Если я изменю в схеме хвостик, Й на И, то что произойдёт со словом? (Слово будет обозначать «много», и станет три слога, так как три гласных). Дети пишут слова: мой - мои, твой - твои, свой - свои, сарай - сараи. Подчеркните красным карандашом буквы И, а зелёным - буквы Й .
Работа над предложением: Не играй на мостовой!
Учитель . Когда так предупреждают детей? (Сообщая правила безопасного поведения).
Как вы думаете, что мы выражаем словами «не играй»? (Приказ, предупреждение, просьбу). Найдите ещё такие слова на этой странице. (Делайте, знайте, пойте, гуляйте, играйте). Какая концовка у этих слов? (-те). Запишите слова.
Читай - читайте , пой - пойте , делай - делайте , гуляй - гуляйте , знай - знайте , играй - играйте . Придумайте предложения со словами - приказами, просьбами.
Учитель . Для чего нужен светофор? О чём говорит каждый свет?
Красный: ясно, путь опасный. Жёлтый: то же, что и красный.
А зелёный - не зевай , проходи и не мешай . На доске светофор - закончить раскраску сигналов (стой, жди, иди).
ФИЗИЧЕСКАЯ ПАУЗА. «СВЕТОФОР»
Упражнение на внимание
Учитель . Слушайте внимательно каждое слово: если в нём есть звук (й), хлопаем в ладоши, а если
нет - топаем ногами.
Лужайка, полянка, репей, ручей, иней, снег, град, змейка, верёвка, линейка, муравей,
крокодил, сарай, мойка, уборка, поймал, выпустил, чайник, кофейник, кофе, чай.
Знакомство и письмо заглавной буквы Й.
Учитель . Было ли хоть одно слово, которое начиналось бы с Й? Как вы думаете, есть ли такие слова в русском языке? Приведите примеры.
Учитель . В русском языке очень мало слов, которые бы начинались с буквы Й, практически они все иностранного происхождения. (Йод. Йог. Йогурт)
Йод хороший, йод не злой, Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!», Чуть увидев с йодом склянку. Йод порой, конечно, жжёт, Но быстрее заживёт Йодом смазанная ранка.
Йог
вовек не скажет: «Ох!» «Ой-ой-ой!» - не крикнет йог. Молодой, владей собой. Старый, будь как молодой!
Йогурт очень любят дети, Он вкусней всего на свете. Клубничный и малиновый, Черничный, апельсиновый.
Учитель . Вкусное стихотворение. С каких слов начинаются эти стихотворения? Как же их написать нужно? (С большой буквы).
Почему? (Начало предложения). Увеличиваем букву й в размерах и получаем заглавную. В прописи дети пишут заглавную букву Й три раза.
Пишут слова с заглавной буквы: Йод
.
Йог
.
Йогурт
.
ИТОГИ УРОКА
Учитель . Что нового узнали на уроке? Какие буквы учились писать? Как отличить гласную И от согласной Й на письме? Давайте прочитаем стихотворение в тетради и дома выучим его.
(Уроки русской грамоты, стр. 43, Рамзаева Т.Г. учебник Русского языка для 1-го класса, -М., Дрофа)
Учитель . Как вы сегодня работали? Кто у нас был самым активным? А кто самым смелым? А кто самым тихим?
Учитель . Буква Й дарит вам свою улыбку и просит вас: УЛЫБАЙТЕСЬ ! РАДУЙТЕСЬ !
Конспект урока письма
Тема: СТРОЧНАЯ БУКВА "Ю"
Учитель начальных классов: Матурина Динара Равиловна
Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте: письмо)
Предмет: русский язык (обучение грамоте: письмо), 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Строчная буква ю.
Место урока в теме : 47 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»
Тип урока : открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат (для учителя):
Организовать деятельность детей на ознакомление с написанием строчной буквы ю и умение применять её в письменной речи.
Цель и ожидаемый результат (для обучающихся ):
Научиться писать строчную букву ю.
Задачи урока:
Актуализировать знания детей о необходимости изучения письменных букв.
Составить план действия по изучению строчной буквы ю.
Формировать умение писать строчную букву ю
Обсудить возможные способы написания соединений с буквой ю с последующим написанием слов.
Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Оборудование к уроку :тетрадь по письму №2 «Азбука», дидактический материал,учебник.