Врубель демон поверженный. «поверженный демон» михаила врубеля. История создания картин «Демон»

Лирический баритон ясной окраски – это голос Иосифа Кобзона. Специфический и благородный тембр узнаваем с первых звуков. Иосиф Кобзон – самый титулованный певец отечественной эстрады, общественный деятель, депутат Госдумы (с 1995 года).

Детство и семья

Мама будущего великого артиста, Ида Исаева Шойхет, появилась на свет в Подольской губернии. В 1917 году многодетная семья (в семье росло четверо детей) осталась без отца. С 13-ти лет девочке пришлось зарабатывать на жизнь выращиванием табака, затем трудиться на деревообрабатывающей фабрике в Проскурове. В 22 года Ида вступила в ВКП(б). Сам Иосиф Давыдович Кобзон много раз признавался, что мать сыграла в его жизни ключевую роль и была его нравственным ориентиром.


В 1930 году Ида Исаевна вышла замуж за политработника Давида Куновича Кобзона. Супруги переехали в Славянск, где женщине досталось место на Славянском изоляторном заводе. Четыре года спустя ее назначили народным судьей в городке Часов Яр. Именно там в сентябре 1937 года появился на свет Иосиф Кобзон.


Перед Великой Отечественной войной Кобзоны переехали во Львов. На второй день войны глава семейства ушел на фронт, мама же с тремя детьми, братом-инвалидом и бабушкой эвакуировалась в Узбекистан. Семья поселилась под Ташкентом, в городе Янгиюль. В 1943 году Давида Куновича контузило, и после лечения его демобилизовали. Правда, к родным он не вернулся. Давид встретил другую женщину, вновь женился и поселился в Москве.

Иосиф Кобзон о тяжелом военном детстве

В 1944 году семья Иосифа Кобзона вернулась на Украину, поселилась в городе Краматорск. Тут будущий голос России отправился в первый класс. Спустя два года мама второй раз вышла замуж. Отчимом 9-летнего Йоси стал бывший фронтовик по имени Михаил Раппопорт. Кроме родных двух братьев и сестер у Иосифа появилось два сводных брата.


Кобзон никогда не скрывал свою национальность и, став звездой эстрады, не переставал удивляться, как простой паренек с еврейской внешностью и еврейской фамилией достиг таких высот в Советском Союзе! Между тем, вокальные данные мальчик проявил в раннем детстве, а в 9 лет одержал победу на конкурсе талантов в Донецке, затем победил на вокальном соревновании рангом повыше и выступил в Кремле перед Иосифом Сталиным с песней «Летят перелетные птицы». Два года спустя он вновь предстал перед вождем, на этот раз с песней «Пшеница золотая». Интересный факт: с тех пор Кобзон выступал перед каждым лидером СССР, затем и России.

В конце 40-х годов Кобзоны переехали в Днепропетровск. До 1957 года семья снимала комнату у полковника в отставке в доме на улице Димитрова. В домовой книге так и осталась запись фамилии Иосифа через букву «п»: Копзон. Буква «б» встала на свое место, лишь когда артист получал паспорт.


Восьмой класс школы №48 Иосиф Кобзон окончил с отличием, после чего поступил в Днепропетровский горный техникум. И там же, на сцене учебного заведения, впервые опробовал свой баритон. Он пел в дуэте с первым чемпионом Украинской ССР, будущим мастером спорта по бадминтону Борисом Баршаком. А в техникуме будущий артист увлекся боксом, даже выиграл первенство города среди юношей и чемпионат Украины. Однако после первого же нокаута ушел из спорта. Во время учебы Кобзон получал огромную, в то время, стипендию, 180 рублей, при этом учился на твердую четверку.

Путь к успеху

В 1956 году Иосифа Кобзона призвали в армию. До 1959 года он числился в ансамбле песни и пляски Закавказского военного округа. После увольнения в запас его учителем пения стал Леонид Терещенко, руководитель хора Днепропетровского дворца студентов, подготовивший Кобзона к экзаменам в Одесскую консерваторию.


«Мы занимались индивидуальной программой мы занимались после хоровых. Я вхожу, а ученик стоит у моего друга Виктора Фальковского на сцене, поет песню, причем ужасно напрягает горло! Он старается должным образом звучать на фоне эстрадной «меди»! Говорю: «Голос посадишь, горлань на здоровье». Нельзя же надрываться, пока окончательно не поставит вокал, а он звучал лучше день ото дня. Тогда он перестал петь эстраду», – вспоминал Терещенко.

Также Терещенко устроил своего ученика протирать спиртом противогазы с бомбоубежище химико-технологического института на оклад в 50 рублей. Там будущий артист работал до отъезда в Москву, где он поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, работал в цирке на Цветном бульваре, запомнившись зрителям песней «Куба – любовь моя». Первая слава к певцу пришла благодаря выступлениям дуэтом с одногруппником Виктором Кохно, но уже к 1962 году он сталь сольным исполнителем, был назначен солистом Москонцерта (эту должность сохранял до 1989 года). Популярность и известность пришла после выхода в эфир песни «А у нас во дворе» Аркадия Островского.

Иосиф Кобзон – А у нас во дворе (1964 год)

В 60-х годах у Кобзона уже сформировалась исполнительская манера – техника бельканто, внимание к слову и поэтической интонации. Он заслужено занял место рядом с другими мастерами сцены. Пусть его манера уступала в эмоциональности голосу Муслима Магомаева , пусть ему не хватало торжественности Льва Лещенко и простонародности Эдуарда Хиля , он нашел свою нишу и завоевал доверие своего слушателя.


В 1964 году Иосиф становится лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, а так же лауреатом конкурса в польской Сопоте. В том же году певец стал «Заслуженным артистом Чечено-Ингушской АССР». Год спустя он участвовал в международном конкурсе «Дружба», проходившем в шести странах. Кобзон завоевал первые месте в Будапеште, Берлине и Варшаве.

Иосиф Кобзон – Песня ночного города

С 1971 года артист начал выходить ежегодно в финал «Песни года». Самый первый фестиваль «Песня года» в 1971 году как раз открылся песней Иосифа Кобзона «Баллада о красках». За ним закрепилось звание самого высокооплачиваемого певца Союза. Это действительно было так, его выступления оплачивались по самым высшим ставкам из возможных, но, стоит отметить, никто не другой не работал так усердно, как Кобзон. Кроме того, он всегда имел активную гражданскую позицию: посещал с концертами ударные комсомольские стройки, боролся за мир во всем мире, входил в состав международных делегаций, в 80-е выступал для советских войск в Афганистане. По праву он может считаться крестным отцом современного российского «шоу-бизнеса».

В 1984 году Иосиф Кобзон стал преподавать эстрадный вокал в институте имени Гнесиных. Его ученики – певица Валерия , Валентина Легкоступова, Ирина Отиева . В 1986 ему дали звание Народного артиста СССР.

Иосиф Кобзон. Последняя любовь

В 80-е Иосиф Кобзон записывал лирические и шуточные песни 30-х годов из репертуара В. Козина, К. Сокольского, А. Погодина, К. Шульженко, И. Юрьевой, Г. Виноградов, не давая затеряться ценной песенной культуре. Артист исполнял классические романсы, оперные и опереточные арии, ариозо. Есть в его репертуаре тех лет русские, еврейские и украинские народные песни. Не обошел стороной певец и бардовскую песню, исполнив композиции Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона», «Песенка об Арбате», «О синем троллейбусе», Высоцкого «Он не вернулся из боя» и Дольского. Всего в копилке Иосифа Кобзона более 3-х тысяч песен.

Иосиф Кобзон в политике

Политическую карьеру Иосиф Кобзон начал в 1990 году как депутат Верховного Совета СССР. Он занимался миротворческой деятельностью в 90-е, во время подавления чеченского сепаратизма. После он вел переговоры с бандой Бараева, а в 2002 году – с захватчиками Театрального центра на Дубровке.


В 1995 года и до самой смерти Кобзону был запрещен въезд в США. Визу ему аннулировал Госдеп, аргументируя возможной причастностью к мафии.

Кобзон являлся депутатом Госдумы от партии «Единая Россия» (с II по VII созыв), с 2011 – заместителем председателя думского комитета по культуре. Был членом правления Федерации еврейских общин страны, президиума общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации». Певец был близким другом бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова .

Иосиф Кобзон об Украине

После обострения отношений между Россией и Украиной Иосиф Давыдович подписал открытое письмо Владимиру Путину, выразив радость за присоединение Крыма. Летом 2014 года ему закрыли въезд в Латвию с формулировкой «за содействие подрыва суверенитета Украины». Спустя несколько месяцев аналогичные санкции ввела Украина. Кобзон отреагировал на это поездкой в родной Донецк. На фоне этих событий большинство украинских городов, где Кобзон жил в ранние годы, лишили его статуса почетного гражданина: Краматорск, Славянск, Кобеляк, Днепропетровск, Полтава. В феврале 2015 года Евросоюз также включил имя Кобзона в список лиц, которым запрещен въезд на территорию содружества.


В мае 2016 года певец стал гражданином самопровозглашенной Донецкой республики. Паспорт ему вручил глава ДНР Александр Захарченко .

Личная жизнь Иосифа Кобзона

Первый брак Иосифа Кобзона продлился с 1965 и по 1967 год. В 1964 году певица Вероника Круглова (1940 г.р.) была солисткой в оркестре Олега Лундстрема, но, увы, всего 4 месяца. Она покинула коллектив из-за беременности. Отцом ребенка, которого она носила под сердцем, стал Иосиф Кобзон, увидевший ее на одном из выступлений и влюбившийся без памяти. Они поселились в небольшой квартирке на окраине Москвы, так как оба были прописаны в других городах (она – в Ленинграде, он – в Днепропетровске). Отношения были далеки от идиллических. В довершение всего ребенок Вероники родился мертвым. Кобзон о Людмиле Гурченко

В 1971 году Кобзон и Гурченко разошлись, причем расстались они врагами. Есть мнение, что Людмила Марковна не сошлась со свекровью. Настолько, что даже не отваживалась появляться на семейных праздниках. Кто-то утверждал, что Кобзон не простил супруге отказ рожать ему детей. Но возможно, две яркие, самобытные личности попросту не сошлись характерами.

Третьей женой певца стала Нинель Дризина. У Кобзона двое детей – Андрей Кобзон и Наталья Раппопорт, а также пять внучек и двое внуков.


Андрей Кобзон в молодости был музыкантом, играл в группах «Моральный кодекс», «Воскресение», в данный момент занимается бизнесом. Наталья вышла замуж за австралийца Юрия Раппопорта.


Проблемы со здоровьем

В 2002 году Кобзону диагностировали рак простаты. Была проведена операция, которая не увенчалась успехом – артист впал в двухнедельную кому.

В 2005 году Иосиф Кобзон вновь пережил сложнейшую операцию, доверив свою жизнь в руки лучших врачей Германии. Вмешательство хирургов резко ослабило иммунитет артиста, в результате чего в легочных сосудах образовался тромб, появилось воспаление легких и тканей в почках. Лишь тяга к жизни и помощь высококвалифицированных врачей помогли уже немолодому артисту справиться с недугом. Через пять дней после операции Кобзон приехал в Юрмалу и спел на сцене вживую.

В конце 2010 года, выступая в Астане, Иосиф Кобзон почувствовал себя плохо и прямо на сцене упал дважды в обморок. Врачи на сцене оказали неотложную помощь. Выяснилось, что рак по-прежнему дает о себе знать: он привел к анемии, что и послужило причиной потери сознания.

Смерть

Последние годы на теме смерти Иосифа Кобзона спекулировали многие недобросовестные СМИ – слухи о его кончине появлялись в прессе с пугающей регулярностью. Так что когда 30 августа 2018 года интернет-издания запестрели заголовками «Умер Иосиф Кобзон», почитатели таланта народного артиста решили, что это очередная утка. Однако в этот раз новость о смерти певца подтвердилась из уст помощника Нелли Кобзон. Причиной смерти стало онкологическое заболевание, с которым Кобзон боролся с начала 2000-х. По словам близких, последние дни жизни он пребывал в бессознательном состоянии.

11 сентября 1937 года родился Иосиф Давидович Кобзон, кроме своих заслуг на поприще эстрадной музыки известный и тем, что почти всю жизнь носит довольно аляповатый парик. Природа не разбирается, заметит человек или нет, а потому даже самые известные звезды не застрахованы от облысения. Кто-то из них даже не старается скрыть ношение парика, а кто-то тщательно скрывает редкие волосы под естественными накладками. Однако от зоркого взгляда фотографов уйти практически невозможно. Представляем вам знаменитостей, пойманных на ношении париков.
Иосиф Кобзон. Впервые необходимость ношения парика возникла у мэтра 40 лет назад. Как рассказывала его мать, подростком Иосиф обморозил голову в мороз, из-за чего лишился шевелюры.

Как ни странно, еще никому не удалось сфотографировать Кобзона без парика, однако на многих фото заметно, что парик сидит на певце все хуже и напоминает шапочку.

На некоторых снимках заметна линия реальных волос исполнителя.

Джон Траволта. Многие давно заметили, что с волосами актера происходит нечто странное: его прически изменялись весьма внезапно.

Все прояснилось, когда Траволту сфотографировали после игры в теннис с друзьями, где была заметна его природная шевелюра.

Любопытно, что на пресс-конференции на следующий день он появился уже с пышной шевелюрой.

После этого случая полысевшего Траволту фотографировали "во всей красе" еще несколько раз.

Так Джон Траволта выглядит без парика.

Микки Рурк. Актер начал терять шевелюру одновременно с увлечением пластическими операциями.

Позже папарацци удалось заснять его явно нарощенные пряди.

Джон Крайер. 46-летнего актера сфотографировали на спортивных соревнованиях в Малибу с заметно поредевшими волосами на голове.

А уже через несколько часов звезда сериала "Два с половиной человека" присутствовал на торжественной церемонии уже с пышной шевелюрой.

Кстати, в последнем сезоне сериала он выбрал все же естественный образ.

Чарли Шин не пытается скрывать собственных вредных привычек, но вот облысение до последних пор удачно прятал.

Недавно папарацци сделали фото актера, приоткрывшего свою тайну.

Рианна. Каких только причесок не делала певица, а поклонники считали подобные эксперименты звезды ее фирменной "фишкой".

ак и других любителей париков, певицу ни раз сняли в "неопрятном" виде.

Сама Рианна не отрицает, что носит парики, заявляя, что это отличный способ сохранить собственные волосы здоровыми.

Джин Симмонс. Шок-рокер с недавних пор шокирует публику еще и довольно странной шевелюрой, явно смахивающей на парик.

Все подтвердилось, когда Симмонса сфотографировали в компании жены с абсолютно лысой головой.

Реальное положение дел также было заметно на селфи, которое Джин сам опубликовал

Папарацци застали врасплох и коллегу Симмонса Пола Стенли.

А в "парадном виде" рокер выглядит вот так.

Наоми Кэмпбелл. Супермодель не раз разоблачали в ношении перманентных париков из-за небрежного ухода за ними.

Наоми приходится носить парики и во время отдых, и во время работы.

Несколько раз папарацци удавалось сфотографировать печальное состояние ее собственной шевелюры.

Например, во время купания на море.

Брендан Фрейзер. Фото облысевшего актера облетело все желтые издания Америки.

В обычных ситуациях Брэндон старательно зачесывает волосы и использует накладку.

Джейсон Александер. Актер сериала Seinfeld через несколько месяцев после съемок появился перед фотографами с лысой головой.

Затем с Джейсоном произошла новая трансформация и густые волосы чудесным образом вернулись на место.

Хью Лори. Даже многие поклонники считают, что звезда сериала "Доктор Хаус" обладает густой шевелюрой, поскольку парик, который подобрали для него стилисты выглядит весьма естественно.

А вот на фото, сделанных папарацци, его шевелюра довольно редкая.

Лори пользуется париками только тогда, когда снимается в кино, в обычной жизни его явно устраивает положение дел.

Николас Кейдж. Шевелюра актера загадочным образом то густеет, то редеет прямо на глазах.

По мнению стилистов и папарацци, почти всегда на фото не его волосы.

На самом же деле актер стремительно теряет волосы.

Вот такую печальную картину запечатлели папарацци.

Вид сзади также довольно печален.

В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних, скорбных лет жизни большого художника.

«Демон поверженный», 1901-1902

1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».

«Демон сидящий», 1890 (до болезни)

Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.

Михаил Врубель с женой, Забелой Ивановной Врубель, 1892 (до болезни)

Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.

«Портрет сына художника», 1902 (начало болезни, но до первой госпитализации)

В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота... Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».

«Демон поверженный», 1901-1902 (начал до болезни, многократно переписывал)

В марте 1902 года художник впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.

«Пан», 1899 (до болезни)

В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.

«Царевна Лебедь», 1900 (до болезни)

В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.

«Сирень», 1900 (до болезни)

18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы. 3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель», 1904 (во время болезни)

После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.

Один из вариантов работы «Жемчужина», написанный пастелью, ориентировочно 1904 (во время болезни)

На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

«Автопортрет с раковиной», 1905 (во время болезни)

Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.

«Кувшинки», 1890 (до болезни)

Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.

«Гамлет и Офелия», 1884 (до болезни)

В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.

«Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904 (во время болезни)

К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.

«Портр ет доктора Ф. А. Усольцева», 1904 (в о время болезни)

Переезд в клинику Усольцева принес удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.

Ограда психиатрической больницы, на этом месте находилась клиника Усольцева.

После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил Александрович вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.

«Утро», 1897 (до болезни)

В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.

«Жемчужина», 1904 (во время болезни)

К началу 1905 года жена стала замечать у Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.

«После концерта» (Портрет жены художника), 1905 (во время болезни)

Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.

«Портрет поэта В. Я. Брюсова», 1906 (во время болезни)

Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: „Это вас я должен писать?“ И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».

Фотография поэта Брюсова.

Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.

«Гадалка», 1894-1895 (до болезни)

Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения: художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой... Он стал отказываться от еды, говоря, что если будет голодать 10 лет, то прозреет, и рисунок у него будет необыкновенно хорош.

«Шестикрылый Серафим», 1905 (до болезни)

Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».

«Валькирия (Портрет княгини Тенишевой)», 1899 (до болезни)

Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.

«Серафим», 1904-1905 (во время болезни)

Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок, горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.

Фотография М. А. Врубеля, 1897 (до болезни)

Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию художеств — свою alma mater.

«Кровать» (из цикла «Бессонница»), 1903-1904 (во время болезни)

Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого... Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

«Роза в стакане», 1904 (во время болезни)

Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались в разные стороны. Демон окружён крыльями, которые сверкают, подобно костру. Тело демона покрыто синяками и царапинами. Своей формой оно напоминает скалы, в окружении которых лежит побежденный демон.

Лицо демона выражает боль и отчаяние. Его рот искажен в мучительной гримасе, хотя венец еще поблескивает розовыми оттенками.

Демона окружают струи ярко-голубого оттенка. Создаётся ощущение, что демон тонет под ними и вот-вот полностью уйдет под воду. В память о нём останется только голубое озеро.

Демон окружён яркими и темными оттенками, которые образуют удивительный контраст. Темные скалы, в которых беспомощно лежит демон, местами поблескивают различными оттенками золотого. Струи воды, наоборот, изображены яркими и контрастируют со скалами. Такой прием обращает внимание зрителя на поток воды и заставляет воображение представить, как оно полностью заполнит скалу и поглотит несчастного демона. Также в окружении Демона присутствует лиловый цвет. Он делает картину ещё более мрачной и пугающей.

В качестве фона художник использовал горы на закате. Горы, изображённые на заднем плане, выполнены в более светлых оттенках. Есть мнение, что с помощью этого приёма художник хотел изобразить контраст между жизнью человека и его падением. Под последним художник подразумевал изменения в характере человека.

Если картине предшествовало полотно, на котором изображён сильный и уверенный в себе сидящий демон. Художник хотел изобразить гордого персонажа, которого невозможно победить. Однако в итоге эту идею не удалось воплотить на полотне. Поверженный демон выглядит ничтожно и вызывает жалость. Автор не преследовал эту цель. Он стремился сделать его сильным и несломленным. Показать, что демон всегда остаётся гордым и непобедимым, даже будучи низвергнутым. Таким образом, художник стремился показать, что в человеке имеется множество сильных качеств, которые он стремится подавить под влиянием религии.

То, что идею не удалость воплотить демонстрирует трагедию самого художника. Это говорит о крахе идей автора, которыми он руководствовался при написании картины.

Описание настроения картины Врубель - Демон поверженный


Популярные сегодня темы

  • Нестеров

    Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942) – известный русский художник, портретист, график и иконописец. О жизни Михаила Васильевича известно достаточно много из его мемуаров.

  • Сочинение по картине Письмо с фронта Лактионова 4, 6, 7 класс

    Данная картина, чётко выражает, радость от весточки, полученной мальчиком с фронта. По выражению окружающих его лиц, видно, что письмо получено, от близкого человека. Оно было долгожданным, и все рады за прочитанные мальчиком строки.

  • Сочинение по картине Март Левитана 4, 5 классы

    Исаак Ильич Левитан очень любил изображать природу родного края. У художника большой багаж работ на тематику природы. Левитан большую часть своей жизни провел в путешествии, поэтому видел много красот большой России

  • Сочинение по картине Айвазовского Буря на море ночью

    Картину «Буря на море ночью» маринист Айвазовский написал в 1849-м году. Это одна из многих картин о море, ставшая очень известной.

  • Сочинение по картине Шишкина Лесные дали

    Природа нашей страны удивительна, допуская, что по территории, наша страна, самая большая, и по всему ее обширному пространству раскинулись реки, леса, горы со своей индивидуальной красотой.

В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних, скорбных лет жизни Михаила Врубеля, о котором даже его лечащий врач — психиатр Усольцев — писал: «Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».


Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губкой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.

Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.

В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что “Демон” был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».

В марте 1902 года Михаил Врубель впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни художника преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.

В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, перевезли в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.

В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.

18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы.

3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.

После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.

На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.

Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.

В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.

К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.

Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.

Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.

После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.

В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.

К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.

Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.

Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.

Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: “Это Вас я должен писать?” И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».

Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.

Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош.

Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».

Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.

Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить».

Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее.

Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.

Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию Художеств — свою alma mater.

Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который как никто другой ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой evseeva-centre.ru