В какой сказке героя прославляют воробья. II тур. «Кто есть кто». Овцу в нем видела овца, Пунцовые, золотые

Подробности Опубликовано 31 Май 2014

Игра-викторина «Сказки Корнея Чуковского»

Предварительно детям дается задание - подготовить чтение стихотворений К. И. Чуковского и показ инсценировок по его книгам. Можно показать инсценировки по началу книг «Муха-цокотуха», «Телефон» и «Путаница».

Затем ведущий спрашивает о характере всех этих произведений. Обычно дети дают ответы, что эти стихи - смешные, веселые, создающие хорошее настроение. Ведущий сообщает о том, что К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 года, а день первого апреля у нас принято считать днем шуток, может быть, поэтому все его сказки и стихи такие забавные. И сегодня темой для беседы станут произведения этого замечательного писателя, стихи которого знали еще мамы и папы, бабушки и дедушки нынешних детей.

Сначала можно загадать детям ряд загадок, которые сочинил К. И. Чуковский.

Потом ведущий предлагает познакомиться с содержанием «волшебной коробки», в которой находятся предметы, упоминавшиеся в сказках К. И. Чуковского. А дети должны вспомнить, из какой книги тот или иной предмет. Вовсе не обязательно, чтобы все предметы находились в своем натуральном обличии, можно использовать их рисованное изображение, как, скажем, галоши из сказки «Телефон».

Подобными предметами могут стать, например, игрушечные подушка, кусок настоящего мыла и кукольный крокодил (сказка «Мойдодыр»); воздушный шарик, пряник (сказка «Тараканище»), мотылек, термометр (сказка «Айболит»), чашка, стакан (сказка «Федорино горе»), денежка, фонарик, варенье, мед («Муха-цокотуха»).

Ведущий рассказывает о том, что свою первую сказку «Крокодил» Корней Иванович Чуковский сочинил случайно. Он вместе с сынишкой ехал в поезде, мальчик плохо себя чувствовал, плакал, и папа, чтобы утешить его, стал сочинять для него сказку про крокодила, который по городу ходил и по-турецки говорил - «крокодил, крокодил, крокодилович».

После этого идет показ инсценировок по сказкам К. И. Чуковского. Перед каждой сказкой ведущий рассказывает историю возникновения замысла о ней.

1. Корней Иванович так вспоминал об идее создания своей сказки «Айболит». «Однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

«О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными
С моими зверями лесными?»

2. А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и, совершенно неожиданно для себя, тихо ей сказал:

«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!»

Как мы все хорошо теперь знаем, эти строчки потом вошли в известную книжку «Мойдодыр», в которой говорится про то, как от мальчика-замарашки убежали все вещи.

Следующий этап игры - ведущий предлагает добавить недостающее слово в названия стихов и сказок писателя К. И. Чуковского.

  • «Муха-... (Цокотуха)»,
  • «Котауси и...(Мауси)»,
  • «Федорино...(горе)»,
  • «Краденое...(солнце)»,
  • «Чудо-... (дерево)»,
  • «Приключения...(Бибигона)».

Ведущий сообщает, что всю свою жизнь Корней Иванович прислушивался к веселым словам и выражениям, которые говорят дети. С этой целью он постоянно ходил в гости к детям - в детские сады и школы, на праздники книг. У себя на даче он даже специально устраивал веселые детские праздники, на которые к нему приезжали знаменитые писатели, а в гости приходили все соседские дети. Из собраний своих записей детских высказываний он создал известную книгу, которая называется «От двух до пяти». Она много раз переиздавалась и выходила не только у нас в стране, и но и во многих других странах всего мира.

А из каких книг К. И. Чуковского эти строчки:

«Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает,
Он страшное слово кричит:
- Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас! («Бармалей»)

«И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи». («Айболит»).

«Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица». («Мойдодыр»).

«А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит». («Путаница»).

«А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем, как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток и молчок!» («Муха-цокотуха»).

«Он вбегает в трамвай,
Все кричат: - Ай, ай, ай! -
И бегом, кувырком, по домам, по углам:
- Помогите! Спасите! Помилуйте!» («Крокодил»)

Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он рассказывал, что свои произведения для детей сочинял везде, где бы ни находился - в очередях, в трамвае, даже когда ждал приема у зубного врача. Чтобы не тратить время попусту, он придумывал новых героев, новые стихи и свои замечательные загадки. Давайте отгадаем еще несколько из них. (Идет отгадывание загадок К. И. Чуковского) .

Как уже говорилось, произведения этого автора знают и любят дети нескольких поколений. В одной смешной потешке, которую ему прочитали во время праздника Дня детской книги, говорилось: «Айболит» и «Мойдодыр» зачитали мы до дыр». Вот как велика популярность его книг. Но вы, наверное, не все знаете, что К. И. Чуковский был еще гениальным переводчиком. Он изучал зарубежную литературу и лучшие книги старался перевести на русский язык, чтобы с ними познакомились дети в нашей стране. Вот откуда к нам пришли и многие другие стихи - из народных английских, чешских, французских потешек. Давайте их послушаем.

(Идет чтение переводных стихотворений К. И. Чуковского - «Котятки», «Дождь», «Робин-Бобин-Барабек» и др.).

А для ребят, которые подрастали и становились чуть постарше, Чуковский перевел на русский язык еще много замечательных книжек - «Приключения Тома Сойера», Робинзона Крузо и барона Мюнхгаузена, «Рикки-Тикки-тави», «Принц и нищий» и множество других.

Поэтому давайте закончим нашу встречу с произведениями этого автора словами благодарности за то, что он так много сделал для нашей прекрасной Страны Литературии. (Все смотрят на портрет К. И. Чуковского и произносят: «Спасибо!»).

См. также:

Цели:

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. 2. Развивать мышление, речь, воображение, память. 3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

Оформление:

1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского; 2) презентация; 3) выставка детских книг.

Просмотр содержимого документа
«ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К»

Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО

Учитель: Солдатова Оксана Александровна

Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:

1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.

2. Вступительное слово
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

(слайды 2,3,4)

3. Закрепление.

А) Соревновательная часть
I тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара) .
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону) .
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор(Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )

(«Путаниц)

(слайды 5,6,7)

– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”…

Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)

(слайд 8)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

(слайда 9,10)
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

(слайд 11)
V тур «Музыкальная страничка».

Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».

(слайд 12)

К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

Загадки К.И.Чуковского.

(слайды с 13 по 21)

Угадай героев произведений К.И.Чуковского.

(слайды с 22 по 27)

VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

(слайд 28)
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.

(слайд 29)

VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:

Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

(слайд 30)
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Сложи мозаику.

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского

IX Подведение итогов викторины

4. Итог урока. Выставление оценок.

Просмотр содержимого презентации
«Викторина по сказкам»


Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека

Корней Иванович Чуковский.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.

Настоящее его имя –

Николай Васильевич Корнейчуков.



Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.


И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких…

Веселится народ- Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого…

Нет - нет! Соловей Не поёт для свиней Позови –ка лучше….

«Муха – Цокотуха»

«Телефон»

«Бармалей»


Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор…

А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти…

Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает…

« Тараканище »

«Айболит»

«Федорино горе»


А за ним – то народ И поёт, и орёт: - Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое…

Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке…

Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )

«Краденое солнце».

«Путаница»


Тотошка, Кокошка

Рыжий, усатый

Цокотуха

Мойдодыр

Бармалей

Каракула


1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?

2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался?

3.В какой сказке прославляют воробья?

4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!»

5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства?

«Муха – Цокотуха»

« Тараканище »

«Федорино горе»

«Мойдодыр», «Федорино горе»

«Бармалей»


Улитку

6.Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»:

7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья?

8.Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»?

9.В каких сказках героем является крокодил?

10.Как звали мальчика, который победил Крокодила?

Ваня Васильчиков

Волки, кит, орлы

«Путаница», «Тарканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»

Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши





Загадки

Две ноги на трёх ногах, А четвёртая в зубах. Вдруг четыре прибежали И с одною убежали. Подскочили две ноги, Закричали на весь дом, Да тремя по четырём! Но четыре завизжали И с одною убежали.

(Мальчик на табуретке, куриная ножка, собака.)


. Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху

Увидел лохматого.

(Зеркало )


Паровоз без колёс!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл.

(Пароход)


Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну.

(Иголка)


. Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

(Крапива)


Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.

(Ковёр)


Растёт она вниз головою.

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька)


Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, -

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.

(Белый дом-яйцо,

живое чудо - цыплёнок)






Муха-цокотуха, Комар

и гости-насекомые



Расшифруйте имена сказочных героев


Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит

Воробей

Зажгли море.

Проглотил солнце.

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.


Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве “ Бармалея ” И “ Крокодила” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник. Как вырос он таким учёным?


Источники

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D1%87%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&nl=1&stype=image&ed=1

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D1%87%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&nl=1&stype=image

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%D0%BC%20%D1%87%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&nl=1&stype=image

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0&nl=1&stype=image

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&stype=image

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA+%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0&stype=image

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BC%D1%83%D1%85%D0%B0&stype=image

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0&stype=image

Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для дошкольников 6-7 лет

Цель:
1. Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского;
2. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде;
3. Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
4. Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
Материалы и оборудование:
Портрет К. И Чуковского;
Иллюстрации к произведениям К. И Чуковского;
Детские рисунки по произведениям К. И Чуковского;
Ромашка, на лепестках которой написаны отрывки из произведении;
2 корзины с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, калош, шоколадка, книжки) ;
Два куба с тремя разрезанными картинками из сказок Чуковского, а четвертая из русских народных сказок;

Ход занятия.

Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.

Представление жюри. Приветствие команд.

(Соперники озвучивают название команды).

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высоким седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

1 тур «Докажи словечко»
Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.

Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа. » (из болота тащить бегемота) «Телефон»
2. «Всех излечит, исцелит. » (Добрый доктор Айболит) «Айболит»
3. «Ехали медведи на велосипеде. » (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»
4. «И сейчас же брюки, брюки. » (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»
5 «Только заинька был паинька. » (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»
6. «Скачет сито по полям. » (а корыто по лугам) «Федорино горе»

2 тур «Кто есть кто»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит - (доктор)
2. Бармалей - (разбойник)
3. Федора - (бабушка)
4. Каракула - (акула)
5. Мойдодыр - (умывальник)
6. Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
7. Цокотуха - (муха)
8. Рыжий, усатый великан - (таракан)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял и стихи, сказки, загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!

3 тур «Ромашка»
Каждый участник по очереди походит к ромашке, берёт лепесток и передает воспитателю. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»,
6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

4 тур «Корзинка с потерянными вещами»
В корзинке находятся разные вещи их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,. а за ним комарики на воздушном шарике);
3. Мыло (Вот и мыло подскочило);
4. Блюдце (А за ними блюдца) ;
5. Термометр (И ставит им градусник) ;
6. Сито (Скачет сито по полям) ;
7. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? ») ;
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) ;
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку) ;
10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) ;
11. Книжки (Пришлите пожалуйста книжки) ;

К. И Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И Чуковский особенно запомнил 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника, именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

5 тур «Загадки»
Пошла муха на базар и купила самовар;
(«Муха - цокотуха»)
Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет туфельки, сапожки, новые калошки;
(«Чудо - дерево»)
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно;
(«Краденое солнце»)
А посуда вперед и вперед, по полям, по болотам идет;
(«Федорино горе»)
Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!
(«Бармалей»)

Откуда? От верблюда. Что вам надо? Шоколада!
(«Телефон»)
И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова.
(«Айболит»)
Но, увидев усача, звери дали стрекача. По лесам, по полям разбежались, тараканьих усов испугался.
(«Тараканище»)
Вдруг из маминой, из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой.
(«Мойдодыр»)
А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли.
(«Путаница»)

Игра «Минутка бодрости с Айболитом»
Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)

6 тур «Расшифруйте имена сказочных героев»
Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ ЦКТХ

МЙДДР ФДР

ЙБЛТ ТРКНЩ

КРКДЛ КРКЛ

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе".

7 тур «Домашнее задание»
Каждый участник читает наизусть отрывок из сказки своему сопернику, а он вспоминает, какими словами оканчивается строчка и называет сказку.

Веселится народ
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого. (комара)
«Муха - Цокотуха»

Нет - нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше (ворону).

«Телефон»
И мне не надо
мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких. (детей).

«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из - за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает. (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
Я больше идти. (не могу).
«Федорино горе»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
«Краденое солнце»

Волки на кобыле
Львы на автомобиле и. т. д
«Тараканище»

8 тур Игра «Четвертый линейный»
Каждая команда на кубе находит 4 ю лишнюю картинку и называет сказку.
Ведущий
С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Федорина горя", "Телефона". Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек - не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И " Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Подведение итогов и награждение победителей.

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

для детей старшего дошкольного возраста

Гаврилюк Анна Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 136,

г. Мурманск

Ведущий:

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролёт,

Были те сказки наперечёт:

По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу,

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –

Надо порядок поддерживать в доме.

Чтоб не попасть на обед к Бармалею,

Слушаться надо того, кто умнее.

Хорошие книжки писал дед Корней –

Воспитывал взрослых он и детей.

– Дорогие ребята, гости, вы уже догадались, что речь сегодня пойдёт о Корнее Ивановиче Чуковском.

Чуковский Корней Иванович (псевд., настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) – русский писатель, детский поэт, литературный критик, переводчик, доктор филологических наук. Родился в г. Петербурге 31 марта 1882 года.

Любимым отдыхом для К.И. Чуковского, по его собственным словам, было общение с детьми. Он вспоминал, как однажды вместе с детворой они лепили «из глины человечков и зайцев, бросали в воду еловые шишки, ходили куда-то дразнить индюка и расстались лишь вечером, когда грозные родители разыскали детей и с упреками увели их домой».

Кто является героями произведений К.Чуковского?./Насекомые, звери, дети и т.д./

Кому-то может показаться, что все его сказки мы знаем наизусть. Вот сегодня и проверим, так ли хорошо вы их знаете. У нас будет много разных конкурсов, где вы сможете проявить свою ловкость и сообразительность. Участвуют сегодня две команды, а их названия мы узнаем из первого конкурса.

Конкурс капитанов

Отгадав загадку, вы узнаете название команды соперников.

Лечил он в Африке зверей Этот сказочный герой

И стали хищники добрей. Кривоногий и хромой.

К тебе вопрос один всего: Он повсюду знаменит

Как звали доктора того? И на всех грязнуль сердит.

(Айболит) (Мойдодыр)

II конкурс

На столе расположены иллюстрации по сказкам К.И. Чуковского и других авторов: «Телефон», «Тараканище», «Теремок», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Снегурочка», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Конёк-горбунок» и др.

Ведущий: Для начала мы с вами вспомним сказки К.И. Чуковского. Я приглашаю по 4 человека из каждой команды. Участники команд по очереди подходят к столу, где лежат иллюстрации по сказкам. Внимательно смотрите, выбираете иллюстрацию только по сказке, которую написал Корней Иванович Чуковский, и возвращаетесь в свою команду. За каждую правильно выбранную иллюстрацию команда получает 1 балл.

К.Чуковский хорошо знал английский язык и переводил интересные и смешные английские народные песенки. Одна из них «Скрюченная песня» нам прочитают наши ребята. Чтение стихотворения детьми.

III конкурс

Для конкурса необходимо заранее приготовить костюмы героев из сказок К.И. Чуковского. Это могут быть костюмы: Айболита, бабочки, животных – крокодила, лисы, медведя и др.

Ведущий: Для следующего конкурса мне нужны помощники – 2 человека от команды. На карточках изображены герои, в кого надо переодеться участникам конкурса. А команда — соперница попытается узнать, что это за герой и из какой он сказки. Жюри оценит, насколько точно представлен образ героя и, конечно, правильный ответ. За этот конкурс команда может получить 2 очка.

– Пока наши участники готовятся, мы с вами вспомним строчки из сказок К.И. Чуковского. Я начинаю, а вы продолжайте, дружно хором отвечайте:

– Муха, муха-цокотуха…

– У меня зазвонил телефон…

– Надо, надо умываться…

– Добрый доктор Айболит…

– Маленькие дети, ни за что на свете…

– Ехали медведи…

Молодцы! А теперь встречаем героев сказок.

IV конкурс

Для конкурса необходимо приготовить 2 подноса с предметами:

  1. Калоша, спички, кастрюля, градусник;
  2. Мочалка, телефон, фонарик, воздушный шарик.

Ведущий: Приходили к нам герои, да и подрастеряли свои вещи. Здесь у меня на столе предметы из сказок Чуковского. Вы должны правильно назвать предмет, из какой он сказки и какому герою принадлежит. Я приглашаю по 3 человека от каждой команды. За полный правильный ответ 2 очка.

V конкурс

Для конкурса необходимо приготовить предметы посуды, муляжи – фрукты и овощи, кукольную мебель.

Ведущий: А сейчас вспомним сказку «Федорино горе». Что за горе случилось у бабушки Федоры? Попробуем ей помочь. Здесь в обруче собрано всё то, что сбежало от Федоры и другие предметы. Я приглашаю по 5 человек от каждой команды. Ваша задача: по очереди добежать до обруча, взять 1 предмет – посуду и возвратиться к своей команде. Будьте внимательны! Мы вернём бабушке Федоре только посуду. Правильное выполнение – 5 баллов команде.

VI конкурс

Накануне викторины напомнить содержание стихотворения Чуковского «Чудо – дерево». Дети читают.

Ведущий предлагает девочке помочь: Вы умеете рисовать? Сейчас проведём соревнование – чья команда лучше украсит «Чудо-дерево». Для этого надо вспомнить, что же росло на Чудо-дереве в стихотворении К.И. Чуковского. Я приглашаю по 3 человека из каждой команды подойти к мольбертам. За точное и правильное выполнение – 2 очка.

Пока дети рисуют, мы с вами будем отгадывать загадки, которые сочинил Корней Иванович Чуковский.

— А теперь посмотрим, какие получились рисунки у наших команд.

Заключительное слово жюри.

Награждение команд.

Цель :

1) показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту;

закрепить уважение и любовь к сказкам;

2) развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.

3) воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Ход игры :

Ведущая : Ребята, вы любите сказки? (Да) Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да)

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

Педагог читает отрывок:

Как у наших у ворот,

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А что же растет на нашем дереве? (книжки)

Какие сказки написаны в этих книжках? Дети по одному подходят к дереву, снимают по одной книжке и говорят, какая сказка в этой книжке. В каждой книжке задание для викторины.

Задание 1 : Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

… Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели!.. («Телефон»)

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она... («Федорино горе»)

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит... («Айболит»)

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать -

Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)

Задание 2 : Закончите четверостишие:

- «Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас, …»

- «Зайчики в трамвайчике

Жаба на метле

Едут и смеются …»

- «Убежало одеяло,

Улетела простыня,

И подушка …»

- «Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал

Вот вам …»

- «В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке …»

- «А за нею вилки,

рюмки да бутылки,

чашки да ложки, …»

- «Маленькие дети!

Ни за что на свете

не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие …»

Задание 3 : «Черный ящик».

В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

Что это? (Калоша)

В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

Что это? (Мочалка)

В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

Что это? (Варенье)

В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

Что это? (Шоколад)

В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

Что это? (Воздушный шар)

Задание 4 : Сложи мозаику.

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И Чуковского. Отгадывают из какой сказки иллюстрация.

Задание 5 : Прочитай наизусть.

Дети читают отрывки из сказок К.И.Чуковского:

Курица

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот -

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Ёжики смеются

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать:

«Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы»!

Бутерброд

Как у наших ворот

За горою

Жил да был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему

Прогуляться,

На траве-мураве

Поваляться.

И сманил он с собой

На прогулку

Краснощёкую сдобную

Булку.

Но чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали:

«Бутерброд,

Сумасброд,

Не ходи изворот,

А пойдёшь -

Пропадёшь,

Муре в рот попадёшь!

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот

Попадёшь!»

Задание 6 : Соревнование.

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

3-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).

4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).

Задание 7 : Входит Федорушка, плачет:

Федора: Ой, бедная я, бедная!!! (плачет)

Ведущая:Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

Федора: - А вот послушай:

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне,

Горе!

Ведущая: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, что бы справиться с этой бедой. (Дети дают советы)

Федора:

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!»

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

Подведение итогов : Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного автора. А на последок нам стихотворение расскажет…

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Входит Федорушка с подносом. На нем самовар и баранки: Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас чаем ароматным с баранками!