Томас гейнсборо картины с названиями. Лондон и время учебы. В портрете дочерей, бегущих за бабочкой, Гейнсборо тщательно выписал толь­ко лица, во всем остальном сохраняя эскизную бег­лость только что начатой работы

Второй великий портретист 18-го столетия. Гейнсборо характеризуют тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость. Светлая цветовая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи.

Огромное значение в портретах Гейнсборо имеет пейзаж. Это холмы и долины, мощные дубы его родного края. Его модели на фоне пейзажа поэтичны, мечтательно-задумчивы, душевно-тонки, в них подчеркнут высокий интеллект. Гейнсборо умеет схватить мимолетное, ускользающее, неуловимое для простого глаза, он придает особую хрупкость и изящество вссегда несколько удлиненным женским фигурам. И парковый пейзаж в этих портретах также лиричен, нежен и утончен, как и его модели.

Живопись Гейнсборо прозрачная, чистая, свежая. Гейнсборо прошел творческую эволюцию от несколько скрупулезной манеры, близкой "малым голландцам", к живописи широкой и свободной. Поздние полотна Гейнсборо сотканы из мазков разной плотности и формы сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт. Живописная техника Гейнсборо как будто специально создана для передачи сырого воздуха, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и коттеджей.

Прежде портрет назывался "Дама в голубом", поскольку до сих пор идут споры, действительно ли это герцогиня де Бофор?

Перед нами прекрасная молодая женщина. Ее глаза смотрят на мир доверчиво и просто, рот по-детски полуоткрыт в полуулыбке. Движение изящной руки, поддерживающей шарф, несколько манерно.

В целом художник рисует образ герцогини естественно и ясно. Картина буквально светится нежными, холодновато-мерцающими красками. Голубыми тонами переливается атласный шарф, накинутый поверх платья, лента на маленькой изящной шляпке и даже пудреные волосы отливают голубым цветом.

Сэр Роберт Эндрюс и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года и этот портрет был написан в честь этого события. Молодая пара написана на фоне неброского пейзажа, вдали простирается их поместье. Стоит теплый осенний день, хлеб убран и уже связан в снопы. Супруг с собакой вернулись с охоты, их встретила молодая жена, и они решили отдохнуть неподалеку от своего имения. Юная супруга расположилась на скамейке, широко разложив светлое пышное, переливающееся атласом платье, из-под которого виднеются светлые туфельки. Выражение лица супруги излишне строгое, может быть, она еще не привыкла к такой ответственности в свои 18 лет - быть женой и боится выглядеть легкомысленной. пусть даже и перед художником.
Для картин Гейнсборо очень характерно объединение человека и природы. Как правило, в его пейзажах обычно присутствуют люди, а также неизменно присутствуют собаки, подчеркивающие, как правило, статус человека. И здесь рядом с Робертом - породистая охотничья собака. Картина полна тонкого лирического настроения.
Картина написана в мягких, пастельных тонах.
Следует все-таки сказать, что вначале художник задумал написать в руках леди Эндрюс перо фазана. которого хозяин принес с охоты, а самого окровавленного фазана положить на салфетку, на дорогое изысканное платье Франсис. Этим художник прозрачно намекнул на кровожадность правящего класса. Но все-таки выполнить задуманное Гейнсборо не решился.

Джон Килмори - граф, виконт из Ирландского Пэрства. На фоне пейзажа мужчина среднего возраста, такой же, кажется, кряжистый, как и дерево за его спиной. Он опирается на трость. Лицо простое, парик. Мужчина не выглядит образцом изящества и обаяния, однако вызывает чувство уверенности, основательности, видно, что человек знает себе цену и свое место в этой жизни.

Гейнсборо очень любил изображать сельский пейзаж. И всегда в эти скромные сюжеты включал людей и животных. Вот и здесь с пригорка спускается стадо сытых коров, возвращающихся с пастбища. Рядом на земле сидят пастух с собакой и женщина, скорее всего, хозяйка одной из коров. Возможно, она интересуется поведением и самочувствием своей кормилицы.
Осенний пейзаж простой и бесхитростный, но очень задушевный, светлый. Краски теплые. золотисто-охристые.

Из темноты вечернего парка на фоне массивных мраморных колонн выступает величественная фигура красивой молодой женщины в богатом платье с пудреной прической. Она слегка облокотилась на выступ колонны, на который небрежно брошен плащ с горностаевой отделкой, а рядом с ним - непременный атрибут герцогской власти - герцогская корона с фамильным гербом.
Художник явно очарован молодой женщиной, он подчеркивает ее достоинство герцогини, лишенное, однако, напыщенности, чопорности, а также несомненную женственность и нежные черты лица.

Это портрет английского землевладельца, члена английского парламента, в будущем героя войны.

Герой войны, что отзвучала, полковник из былых времен,

И в славных дней твоих начало уносит память, будто сон.

Пусть вновь война, нельзя иначе, и новый бой, что смерть несет.

А жизни главная задача - скакать во весь опор вперед!

Но это будет чуть позднее, ну а сейчас ты жив пока,

Пусть грусть жестокую развеет лишь счастье, милая рука.

Ведь ты живешь совсем не даром. ты много сделал. все, что смог,

И вот ты рядом с вазой старой, что словно дней твоих итог!

А верная собака снова поднимет на тебя свой взгляд

И средь безумия людского твои глаза на нас глядят!

Погибнешь ты, но будет с нами портрет. где ты стоишь сейчас,

И в сердце возродится память о днях, что скрылись вдаль от глаз.

И ты живой, полковник бравый, для тех. кто видит твой портрет.

Опора трона и державы. в истории все жив твой след1

(Дмитрий Ахрименко)

Уголок леса, речная заводь, сочная зелень, лето...Как всегда, рядом люди и животные - от берега отталкивает шестом лодку, скорее всего, подросток. Молодые люди в лодке, видимо, решили прокатиться по реке. Неподалеку коровы пришли на водопой. Ажурная листва выглядит кружевом на фоне бледного, голубого неба. Стволы старых деревьев клонятся к земле. День теплый, солнечный. хотя здесь, среди деревьев, тень.

Гейнсборо изобразил актрису в современном платье в белую и голубую полоску, в огромной шляпе с перьями и с меховой муфтой на коленях. Сара Сиддонс словно ненадолго заглянула в мастерскую художника и присела побеседовать с ним. Лицо актрисы не отличалось тонкостью черт, наоборот, во время работы над портретом живописец ворчал: "Мадам, вашему носу просто нет конца." И тем не менее, перед нами гордый привлекательный профиль.

Образ актрисы покоряет внутренней силой, свойственной незаурядной личностью.

Элизабет Шеридан, в девичестве Линли, обладала прекрасным голосом. Своим пением она очаровала весь театральный Лондон. Кроме того, она обладала несомненной красотой, изяществом и обаянием. В нее влюбился француз. Р.Б.Шеридан и девушка тайком убегает с любимым во Францию.
Здесь Элизабет изображена еще не замужем, юная и хрупкая, на фоне пейзажа. На ней светлое воздушно-розовое платье. Портрет очень лирический, светлый.

Этот портрет чаще называют "Голубой мальчик". На фоне тревожного неба на земле стоит мальчик в атласном голубом костюме. В сумрачном воздухе вечера он является нам среди трав и камней, как озаренное странным светом видение, как голубое мерцающее сияние. Он стоит твердо, но, кажется, в любую минуту готов взмахнуть шляпой и побежать, иль вскочить на коня и умчать вдаль. Мимолетный свет скользит по складкам камзола. Мальчик сосредоточен, но взгляд его устремлен как бы сквозь нас, дальше, за горизонт.

Образ полон мальчишеского озорства, грации и светлой чистоты.

Перед нами портрет молодого человека в полуоборот. Пышная грива волос, молодое одухотворенное лицо, взгляд умный, испытующий. Он как бы предупреждает вас, что он - мужчина с характером, Но и самому ему интересно - а кто есть вы?
Если предположить, то скорее всего, он человек творческий, может быть, музыкант.

Молодой человек скакал по лесу, остановился, соскочил с лошади и залюбовался природой. А может быть, он заслушался пением птиц? Или, возможно, он не один, и вдали он видит отставшую от него амазонку на прекрасной лошади и с легкой, едва заметной полуулыбкой ожидает прелестницу?
В любом случае - это джентльмен, образованный, хорошо одетый, не бедный. Лицо симпатичное, одухотворенное, на нем нет следа надменности, напыщенности, зато видно, что он очень доброжелательный и добрый.
Картина заставляет зрителя придумывать свой сюжет, но, возможно, в этом и состоит его задача?

Джорджиана, герцогиня Девонширская, была правнучкой принцессы Дианы, дамой очень свободных нравов. Ее красотой восхищались, ее боготворили,она была королевой моды Англии.

Интересная картина: герцогиня ожила - шляпа, платье из муслина, роза, ленты.кружева!...

Смотрит Джорджиана грустно, словно бы чего-то ждет, написал портрет искусно Гейнсборо - модель цветет!

Отдавала дань интрижкам - и судачил долго свет! И романов было - слишком! - у нее в расцвете лет;

Сплетничали об изменах: из известнейших людей отмечали непременно, что в любовниках был Грэй!

А еще с большим азартом ежедневно обсуждал свет ее пристрастье к картам, герцогиню осуждал...

Не творим себе кумира - он глядит на нас сейчас - герцогиня Девоншира с тайным блеском карих глаз...

Известно, что Гейнсборо с одинаковым интересом и любовью писал как представителей высшего света Англии, так и людей из народа, крестьян. Глядя на эту картину, невольно кажется, что этот домик расположен в глухом дремучем лесу и как можно здесь жить? Но посмотрите, сквозь стволы деревьев просматривается светлое пространство, значит, там деревня. А здесь, среди старых, искривленных временем и ветрами деревьев, расположен маленький домик, а возле него семья - отец, мать и маленькие дети, причем на руках у матери младенец.
Наверно, нелегко живется здесь этим людям, вдали от людей, но почему-то хочется верить, что их окружает тишина, пение птиц, чистый лесной воздух, а главное - красота этого места!

Это парк, по аллее которого гуляют роскошно одетые, модные, красивые и не очень, молодые и не очень, женщины и, конечно же, мужчины. Но все же в основном здесь женщины. Скорее всего, они пришли сюда пообщаться, встретить знакомых. Может, кто-то пришел посмотреть, кто в чем одет, каковы новинки моды? А кто-то себя показать. Здесь делятся новостями. Молодые люди незаметно от родителей перебрасываются словами любви. Те, кто постарше, присматривают будущих невест для своих сыновей...
И как всегда - Гейнсборо не мог не изобразить рядом с людьми собак - маленьких модных собачек, резвившихся рядом со своими хозяйками.

Здесь художник все свое внимание уделяет пейзажу, а присутствие человека и животных лишь слегка обозначил. Перед нами извилистая дорога, уходящая по склону куда-то вниз. Слева - старый лес (Гейнсборо любил изображать старые, искривленные временем, с обломанными ветвями деревья). Впереди - холмистая панорама и небо - с клубящимися облаками, с собирающимися тучами - скоро будет дождь. Справа малюсенькая речушка. На пригорке уставший мальчик, прилег отдохнуть, может, перекусить, а рядом, как всегда, собака. По дороге уходит корова.
Пейзаж вызывает чувство умиротворенности, покоя.

На портрете четверо детей семьи Маршам, изображенные в непринужденной обстановке, в парке - три девочки мальчик.
Старшая девочка поддерживает подол платья, а мальчик срывает с дерева орехи и кидает ей в подол. Девочка помладше помогает ей держать орехи. Другая младшая девочка отвернулась, обняв собаку. Почему она отвернулась от других детей и не принимает участия в сборе орехов, возможно, она обиделась на что-то? Рядом с ней еще одна собака - собаки всегда присутствуют на картинах Гейнсборо.
Картина полна безмятежного очарования: одухотворенные красивые лица детей, пышная природа, мягкие пастельные тона, характерные тона для полотен художника.

Гейнсборо умел феноменально передавать сходство с натурой на портрете и он сумел этим воспользоваться для своего материального состояния. Случилось так, что он оказался в нужное время в нужном месте, а именно - переехал в курортный городок Бат, кишащий богатыми и праздными бездельниками. И конечно они очень желали увековечить свою персону на полотне. Заказов было много.
Вот перед нами портрет портрет такого богатого светского повесы. Прогуливаясь по парку с собакой, он присел к стволу дерева в свободной раскованной позе. Юное лицо его выражает и уверенность, и некую пресыщенность теми удовольствиями, которые предлагает ему богатство.
Картина написана в мягких, пастельных тонах, как и все картины Гейнсборо.

Перед нами возникает гуляющая пара как образец супружеской гармонии и верности. Кажется, мы слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Изысканные наряды, требующая внимания белая собачка - все словно растворено в окружающем их прекрасном мире. Глубокие чувства объединяли сквайра Халлета и его жену. Художник с удовольствием представляет зрителю старинный парк, красивые молодые лица, их наслаждение природой, - все это он выражает в выражениях лиц, взглядах, в благородных движениях рук.

Джорж и Луиза Бим с дочерью Сарой

Томас Гейнсборо (1727 - 1788)
Даже среди выдающихся талантов, которыми был богат его век, Гейнсборо выделяется одаренностью своей натуры: гениальный живописец, лиричный по своему складу и одновременно смелый в творческих поисках, музыкант-любитель, блестящий собеседник и мастер эпистолярного жанра. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Его полотна исполнены с такой непринужденной естественностью, с такой искренностью чувства и свободой кисти, что кажутся воплощением поэтического движения собственной души художника. В отличие от Рейнолдса, дарованию Гейнсборо оказалась близка не античная классика, а голландские пейзажисты XVII века и французские мастера XVIII столетия, в особенности Ватто. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.

Автопортреты.

Самое раннее произведение с авторской подписью художника было нарисовано в 1745 году. На фоне пейзажа был изображен портрет бультерьера, а с другой стороны картины Томас подписал «Замечательно умный пес».

Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины», изображая обычно не более двух персонажей. При этом герои Гейнсборо объединены не столько общим действием или беседой, как у Хогарта, сколько пейзажем.


"Портрет четы Эндрюс" 1748-1749
В изображениях супругов Эндрюс (1748-1749, Лондон, Национальная галерея)

и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. В первой картине открывается вид на равнину с перелесками и ухоженное поле - гордость запечатленных хозяев; во втором холсте изображен уголок английского парка, на фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой.

Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток некоторой наивности и простосердечной искренности. Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом, в котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур. Чистыми и незамутненными остаются краски окружающего мира, придавая особую светоносную силу полотнам мастера. В дальнейшем, при всех кардинальных изменениях стиля, главные живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях, где портретный жанр сочетается с пейзажем.

В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. В Бате, где он поселился, его ждало совершенно иное общество. Цвет английской знати, актеры, музыканты, приезжавшие на воды, стали теперь его заказчиками. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Позировавшей ему аристократии хотелось большей репрезентативности в своих портретах, и Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели, его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны парадного портретирования. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности.

«Портрет графини Мери Хау» (ок. 1763-1764, Лондон, Кенвуд-Хаус), полный непринужденности, не лишенный, однако, и кокетства, тонко уловленного художником.

"Голубой мальчик. Портрет Джонатана Баттла" ок. 1770

В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, считая, что портрету нужны блеск и отделка, чтобы выявить внутреннюю жизнь личности.
Чтобы схватить будущее изображение в целом, не рассеивая внимания на частности, художник начинал писать в затемненном помещении. По мере продвижения работы он усиливал освещение и, определив общие контуры композиции, позу модели, приступал к более тщательной моделировке лица и головы. Обычно Гейнсборо использовал светлый подмалевок, розовый или серовато-желтый, который усиливал светоносную силу его колорита. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Он пользовался очень длинными кистями, что позволяло, находясь на одинаковом расстоянии от модели и мольберта, передавать на холсте целостное впечатление от образа. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Добиваясь нужного эффекта, он мог растушевать мазок кусочком губки или просто поправить его пальцем. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Рукой мастера двигала гениальная интуиция, с которой он воспринимал модель и воплощал ее характер и настроение на холсте.

"Портрет дочерей художника с кошкой"

"Портрет Мэри Гейнсборо, дочери художника"

Особой проникновенностью отличаются портреты близких ему людей, прежде всего жены и дочерей, Марии и Маргариты, которых Гейнсборо писал на протяжении всей своей творческой жизни.
В Лондоне, куда Гейнсборо переехал в 1774 году, художник написал самые глубокие и поэтичные свои произведения. Созданные им образы часто проникнуты меланхолией, в них начинают проявляться романтические настроения.

Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775-1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Пейзажи с изображением бегущих облаков, таинственных теней и трепещущей на ветру листвы становятся в поздних вещах мастера своеобразным эмоциональным камертоном.


Портрет мистера и миссис Халлетт (Утренняя прогулка) - Томас Гейнсборо. 1785. Холст, масло. 2З6,2х179,1

На картине изображена элегантная молодая пара, идущая по дороге вдоль леса, и их преданная собака. Уильяму Халлетту и Элизабет Стефен, так зовут героев, по 21 году, и они намереваются пожениться. Портрет написан незадолго до свадьбы, летом 1785.

В полотне соединились оба таланта художника - портретиста и пейзажиста. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Кавалер и дама одеты в лучшие, хотя и не очень практичные для прогулки, костюмы, их облик говорит о высоком социальном статусе.

Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского - «беседа») - картины, изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре.

Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. При этом между персонажами существует некоторая разобщенность, каждый сосредоточен на себе, лица лишены эмоциональности, что по контрасту с полной движения и жизни природой создает в картине ощущение тревожной напряженности.

"Портрет миссис Филип Тикнесс"

"Портрет Молли и Пэгги с рисовальными принадлежностями"

""Софья Шарлотта Шеффилд"

"Портрет миссис Шеридан" 1785

В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Художник мечтал освободиться от тяготивших его заказов на портреты, чтобы уединиться и писать пейзажи, считая это главным своим призванием. В его душе жили образы природы и крестьянского быта, впитанные еще в детстве, проведенном на реке Стур. Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок - изображения деревьев, холмов, долин, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой живостью и чувством реальности. Ландшафты достоверны в каждой своей детали, хотя мастер никогда не писал с натуры портрета определенной местности. Подобно композитору, он аранжировал свои пейзажи, согласуясь с собственными представлениями о прекрасном. Художник пользовался своеобразными композиционными моделями, которые он сооружал на столе в своей мастерской: из кусочков пробки и угля он делал передний план, для среднего поля использовались глина и песок, кусты изготовлялись изо мха и лишайников, а дальние леса могли быть обозначены цветной капустой. Затем, при воплощении на холсте общего замысла, его фантазия превращала все это в картины природы, полные, по словам Констебла, тишины, нежности и любви. Вместе с тем в ландшафтах Гейнсборо отчетливо ощущаются свободные и естественные ритмы жизни природы, которым подчинены земля и небо, фигуры людей и животных. Художника волнуют эффекты освещения, способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости от времени дня и погоды. В своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду - ветер гонит облака, шелестит листвой, дали подернуты дымкой, контуры предметов и очертания человеческих фигур теряют четкость в потоках воздуха и солнечного света. В поздних пейзажах, как и в портретах, манера мастера становится более свободной, порой почти эскизной. Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, которая достигает апогея в серии картин на стекле, предназначавшихся для просмотра через волшебный фонарь.


"Вид близ деревни Корнард"


"Заход солнца, отдых почтовых лошадей"

"Деревенская девочка с собакой и кувшином"


"Лесоруб, флиртующий с пастушкой"


"Поездка на рынок"

"Портрет актрисы Сары Сиддонс"

Гейнсборо всю жизнь очень любил животных и охотно помещал на портретах рядом с людьми собак , которых изображал иногда более убедительно и с большей симпатией, чем их хозяев. И здесь он очень выразительно характеризует задорного песика, представив его на фоне леса, хотя молодому живописцу и не очень удался переход от песчаного холмика первого плана к деревьям позади. Тогда же был написан и портрет хозяина Бампера, некоего Генри Хилла, ныне утерян­ный (в Сомерсете сохранился портрет его жены)". Видимо для итстори портрет собаки сохранить было важнее, чем ее хозяев.


и еще одна история:
"..и часто его подводила любовь к животным. Говорили, что в портрете виконта Легонье, художник больше внимания уделил его коню, а не хозяину".
трудно с ними не согласиться..

Портрет дамы в голубом - Томас Гейнсборо. Конец 1770 - начало 1780. Холст, масло. 76x64 Выставлена в музее: Эрмитаж
Год: Конец 1770 - начало 1780

Один из самых поэтичных художников, признанный глава английской школы, любимец английских аристократов, наперебой заказывавших ему свои портреты, в собрании Эрмитажа представлен работой, относящейся к расцвету его творчества. Замечательный колорист, Томас Гейнсборо для каждого своего портрета подбирал наиболее выразительную цветовую гамму. Так, живописная поверхность «Портрета дамы в голубом» светится холодными мерцающими красками.
Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены атласный шарф, лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, маленькая изящная шляпка, и кажется, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого. Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера. Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. однако это не подтверждено.

Творчество Гейнсборо занимает важное место в развитии европейской живописи на пути к романтическому и реалистическому пейзажу. Полотна мастера, отмеченные столькими новациями, содержащие в себе глубокий нравственный и эмоциональный заряд, исполненные аристократизма и изящества в сочетании с тонким психологизмом и блеском живописи, поистине стали олицетворением английской национальной школы искусства XVIII столетия.

«Беседа в парке» напоминает галантные картины француза Антуана Ватто, также любившего изображать уединенные прогулки влюбленных в тенистых парках. Персонажи мастера немного театральны, они кажутся актерами, играющими сентиментальную пьесу на фоне изящно написанной сценической декорации с белокаменной беседкой-ротондой в глубине композиции.

СПАСИБО

Вам также будет интересно:

Художник Мартин Джонсон Хед

Karin Taylor - австралийская художница-иллюстратор

Ода орхидее

Томас Гейнсборо - английский художник XVIII века. Модный художник, рисовавший портреты аристократии, изумительно выписывающий и драпировки, и ткани платьев и камзолов, и кружева, более всего любил английский пейзаж, который изучал всю жизнь. Его картины близки и нам, людям XXI века, как были близки людям XVIII столетия.

Лондон и время учебы

Томас Гейнсборо родился в 1727 г., учился в Лондоне у французского гравера и художника и постепенно выработал свою собственную рисования, которая приближается к рококо. Он предпочитал пейзажи. Но они продавались плохо, и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.

Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. В это же время он женился, и у него родилось две дочери.

Бат - модный курорт

Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Лучше всего у него получаются портреты. Этим он и начинает заниматься. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Он очень хорошо передавал портретное сходство, а также блеск шелка, мягкость бархата, воздушность шарфиков и плюмажей. Все основные заработки художник получал от написания портретов. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи.

Портретная живопись

Технически живописец очень вырос, и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Техника его легка и виртуозна. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, - «Портрет мальчика в голубом».

По колориту это живописное произведение симфонично. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Изысканный подросток в голубом атласе, на котором играют блики, подчеркивающие блеск ткани, изображен в полный рост. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.

В столице

К 47 годам Томас был уже членом Королевской академии искусств в Лондоне, но так плохо выполнял свои обязанности, что его исключили. Но это не омрачило жизнь художника. Он выставлял свои картины в собственной мастерской. Утонченность и свобода исполнения - одна из главных особенностей манеры работы художника.

Пейзажная живопись

Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен.

В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Реализм Рубенса, перед которым он преклонялся, и французскую живописную легкость, стилистику рококо с его извилистыми прихотливыми линиями. Его картина написана не плотным, но текучим слоем краски, поэтому манера письма становится легкой. В кронах деревьев играет, переливается свет, то накладывая глубокие тени, то сверкая на солнце. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Описание картиныподводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.

Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Высокий напудренный парик завершает образ. Весь облик дамы утонченно-благородный. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне, играющем тенями. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Через его руки прошла масса портретов, в которых он старается добиться максимального сходства, а не передачи общественного положения человека. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Она сидит на фоне пышных бордовых драпировок в голубом платье, которое ими оттеняется, и в с перьями. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Осанка подчеркивает величие актрисы.

Томас Гейнсборо умер в Лондоне, когда ему исполнился 61 год. Он работал много, до самой смерти. В его жизни не было драматических коллизий. Она была наполнена любимой работой. Удивительна точность мазка, сочные насыщенные краски, коими пользовался Томас Гейнсборо, биография которого составлена из его картин, передающих все прекрасное.

Томас Гейнсборо. Автопортрет. 1759 г.

Англия XVIII века прославилась выдающимся графиком, портретистом и пейзажистом – Томасом Гейнсборо, ставшим одним из наиболее ярких художников, увековечивших живопись и направление рококо в искусстве тогдашней Англии.


Дата рождения живописца не известна доподлинно, но крещен он был в мае 1727 года. Его семья была рабочей, отец Джон зарабатывал продажей сукна, а мать Сюзанна, вероятно, занималась домашним хозяйством. Талант мальчика Томаса проявился еще в детстве. Не смотря на многочисленность семейства, а было в семье отца Гейнсборо девять детей, среди которых юный художник был младшим сыном, Томас был отдан в столичную школу, где обучался живописи. На тот момент ему было 13 лет, но свое существование мальчик обеспечивал самостоятельно.


Жизнь в Лондоне была очень насыщенной и плодотворной. Живя в доме серебряных дел мастера, юноша брал уроки графики у самого Гюбера Франсуа Гравело, преподававшего в Академии святого Мартина. Томас занимался и самообразованием, зарабатывая написанием и продажей пейзажей и портретов. В то время художник работал на Бойделла – известного английского гравера. «Халтура», которая позволяла мастеру делать хоть какие-то сбережения, не прошла даром. Его рука окрепла, художественное чутье преобразило привкус дилетантства в работах, а в 1745 году он открывает собственную мастерскую, в которой поселяется и начинает по-настоящему творить.


Ранние работы Гейнсборо, к сожалению, угадываются только по стилю, так как не были подписаны. Одной из первых работ в 1745г. с названием стала картина с бультерьером и надписью «Замечательно умный пёс». И это одно из самых сочных обозначений творения художника, остальные работы имели лаконичные имена: «Лес Гейнсборо» (1748г.), «Чартерхаус» (1748г.), «Портрет четы Эндрюс» (1749г.), последняя работа впервые заключила в себе тесное соединение пейзажа и портретной живописи.

Замечательно умный пёс. 1745

Лес Гейнсборо. 1748

Чартерхаус. 1748

Портрет четы Эндрюс. 1749

Одно из первых творений, в котором художник открывает умение передавать подлинную красоту природы, фактурность, глубину тени и трепет листвы, - картина «Лес Гейнсборо». Работы маслом первой половины творческого пути Томаса Гейнсборо своей тягучестью и прозрачностью напоминают акварель.

Несмотря на прекрасные пейзажи, Томас получает репутацию гениального портретиста. Отправной точкой на получение многочисленных заказов стали портреты приятеля Уильяма Уоллестона, а далее графа Джерси и его сына. После переезда из Ипсвича в курортный городок Бат, художник продолжает писать известных людей, но вместе с тем проявляет нетерпение к организаторам его выставок. Пользуясь безграничной репутацией и славой Гейнсборо, позволяет себе проявлять характер и критиковать Королевскую Академию. Результат – выставки, но уже у себя дома.

Позднее творчество Томаса преображается под влиянием Рубенса, и манера письма становится более легкой и беглой. Увлечение портретами перекидывается на женских особ высшей аристократии: «Портрете миссис Шеридан», «Портрет миссис Робинсон» (1781г.), в которых вновь происходит объединение портрета и пейзажа.

Томас Гейнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727 - 2 августа 1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Дата крещения Томаса Гейнсборо - 14 мая 1727 года. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Гюбера Франсуа Гравело, преподавателя Академии св. Мартина. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.

Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.

В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746 – 1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто.

В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». В этой картине видно влияние Рёйсдаля, который был очень популярен в Англии в то время.

Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.

В 1748 году умер его отец, в том же году родилась старшая дочь Мэри.

Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж - «портрет четы Эндрюс».

В Ипсвиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Позднее он напишет портреты некоторых из них, а также групповой портрет с изображением Музыкального клуба.

Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека».

Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона.

Он пишет много портретов членов своей семьи. На автопортрете 1754 года он изобразил себя в треуголке. На написанном портрете 1756 года дочери устремились за бабочкой.

Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. На одном Уоллестон изображён с флейтой, на другом он написан на фоне поместья.

В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Портреты, выполненные художником, находят одобрение, и его слава растёт.

Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ.)русск. - оно больше, чем влияние Рёйсдала, и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель»

В 1763 – 1764 годах был создан портрет графини Мери Хау. Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха.

Большое значение для Гейнсборо оказало знакомство с полотнами Ван Дейка и Рубенса, принадлежащими местным аристократам, некоторые из этих полотен он копировал.

«С изучением картин старых мастеров связано появление изумительных сияющих далей в картинах Гейнсборо, не удававшихся мастеру прежде. Манера письма Гейнсборо в корне меняется. Примером этих новшеств можно считать «Пейзаж» (ныне в музее Уорчестера), показанный на выставке 1763 года в Обществе британских художников. Он написан при искусственном свете и драматически построен на мощных кривых. Постепенно фигуры в пейзажах делаются крупнее и начинают играть все большую роль в композиционных решениях. Может быть, лучший пейзаж этого периода «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. 1767), просветленный и щедрый по краскам: удивительно написаны утреннее небо, листва, пронизанная желто-розовыми лучами солнца.»

В ноябре 1768 года Рейнольдс прислал Гейнсборо приглашение стать одним из тридцати шести членов-основателей Королевской Академии. Она была основана 10 декабря 1768 года.

Наиболее знаменитыми портретами начала 1770-х годов являются портрет миссис Грэм и «Мальчик в голубом», на котором изображён Джонатан Баттл.

Гейнсборо пробовал создавать офорты, сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника.

В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон.

В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» - ответ художника на «Водопой» Рубенса. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем. Один из лучших пейзажей - «Возвращение с жатвы» (1784). «Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулезно фиксирующий увиденное, и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса, увиденными художником после его переезда в Бат. Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже.»

В 1781 году театральный художник Лоутербург придумал эйдофузикон - своеобразный волшебный фонарь. На подсвеченном сзади экране демонстрировались картины, нарисованные на стеклянных пластинах. Гейнсборо очень заинтересовался этим изобретением и в 1781–1782 годах создал цикл пейзажей для собственного эйдофузикона, в музее Виктории и Альберта хранятся 10 таких пластин, расписанных художником.

Широкую известность художнику принесли поэтичные женские портреты, написанные под сильным влиянием Ван Дейка.

Гейнсборо писал портреты итальянской танцовщицы Джованны Баччелли, знаменитых куртизанок - миссис Эллиот по прозвищу Длинная Долли и Фрэнсис Данкомб, но, в основном, художник писал представительниц высшей аристократии, даже английскую королеву. Особое внимание привлекают необыкновенно лиричный портрет «Дамы в голубом», портреты леди Горации Уолдгрейв и герцогини Девонширской.

В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем.

В 1784 году у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. Ему не понравилось, как были развешаны на выставке Академии его картины, он попросил перевесить их пониже. Ему ответили, что это противоречит общему правилу и ущемляет интересы других художников. В результате Гейнсборо забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, выставки он устраивал у себя дома.

В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс - своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.

К 1785–1788 годам относится единственное полотно Гейнсборо, посвящённое античной мифологии - «Диана и Актеон».

Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года. Биограф художника Джексон утверждал, что его последние слова были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».