Тема жизненного пути в произведениях русской литературы. Мотив дороги в русской литературе. Тема скитаний и странствий. Развитие мотива дороги в современной литературе

Мотив дороги многогранен и обширен в русской литературе. Он наполняет и глубокие, духовные произведения вроде "Войны и мира", в котором через дороги раскрывают жизненные пути Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова, его можно встретить во всех знаменитых произведениях классики.

Удивительным образом раскрывается мотив пути в небольших лирических произведениях, которые наполняют его духовностью. Это стихотворения А. Пушкина "Зимняя дорога", "Для берегов отчизны дальней", "Бесы", "Дорожные жалобы", стихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." и "Прощай, немытая Россия...", стихотворения Н. Некрасова "Железная дорога", "В дороге", "Размышления у парадного подъезда".

Дорога в фольклоре

Тема пути ярко раскрывается в фольклорных произведениях. Это закономерно, так как для фольклора путь и дорога - это важные элементы жизнедеятельности человека, и сквозной сюжет дороги в таких произведениях раскрывается более полномерно.

Ярким примером служит образ "странников", созданный Некрасовым. Он посвятил поэму "Коробейники" именно тем, кто постоянно кочует с одного места в другое, для них нахождение в дороги - это привычный образ жизни.

ПОЭМА «МЦЫРИ» М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

1)Известный русский критик В.Г. Белинский так писал об этом: «...Что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью...»

2)Особое развитие тема пути получает в произведении «Мцыри», написанном в 1839 году. Центральным событием в поэме является побег главного героя, Мцыри, из монастыря, точнее рассказ об этом. Мотив пути в этом произведении ассоциируется со свободой, потеря которой приравнивается к потере жизненного пути, смысла жизни.

Бежал я долго - где, куда?

Не знаю! ни одна звезда

Не озаряла трудный путь.

Мне было весело вдохнуть…

ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ.

Главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» послушник, готовившийся стать монахом. Мцыри – романтический герой, который большую часть своей жизни провёл вдали от родины в монастыре. Всю свою жизнь ему хотелось вернуться домой, и однажды он решился на это.
«Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Темный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нём
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.»
Умирая, герой захотел исповедаться, но вместо этого он рассказал, как провёл эти три дня. Мцыри рассказал - чего он хотел больше всего в жизни.
« Хотя на миг когда–нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.»
Мцыри хотел вернуться на родину – Кавказ. И ради этого он ушёл из монастыря. В первый день Мцыри ощутил на себе всю красоту природы – того, чего он никогда не видел. Он видел всё в первый раз и наслаждался этим. Во второй день героя захватила красота женщины – молодой грузинки. Ведь в монастыре он не мог видеть женской красоты. Мцыри хотелось остаться с ней – это было одно из его желаний, но он понимал, что если он останется с грузинкой, то путь домой будет закрыт для него навсегда. Любовь к родине была сильнее, и наш герой продолжает свой путь. Вскоре Мцыри заблудился в лесной чаще, потеряв из виду Кавказ. Дорогу обратно он не мог найти, потому что его никто не учил ориентироваться в лесу.
«И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.»
На пути Мцыри становиться ещё одно препятствие – барс, и в этой схватке он показывает природную силу, храбрость, мужество и отвагу. Он вырвал победу, но это досталось ему большой ценой – ценой смертельной раны.
« Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей;
Ещё они не заросли
И не закрылись, но земли
Сырой покров их освежит
И смерть навеки заживит.»
Собрав остатки сил, Мцыри пошёл дальше. И вскоре он увидел тот монастырь, в который его привезли в детстве, и в котором он провёл долгие годы в заточении. До самой смерти Мцыри не покидала мысль о родине и свободе.
«Прощай отец… дай руку мне
Ты чувствуешь, моя в огне…
Знай, этот пламень с юных дней,
Таился, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему…»
Чувствуя конец, он хотел одного, чтобы его похоронили в саду, где виден Кавказ.
Очень жаль, что он так и не дошёл до своей родины. Можно подумать, что весь трудный опасный путь Мцыри был зря. Но это не так, благодаря этим трём дням он открыл для себя новые чувства и ощущения. Его сердце с первого дня заточения рвалось на свободу, на подвиги, на родину. И Мцыри совершил подвиг, почувствовал вкус свободы. Умирает тело, но не сломлен дух.

ОБРАЗ ДОРОГИ (ПУТИ). (Материалы к выпускному сочинению.)

Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.

М.Ю.Лермонтов. Важнейший для лермонтовской лирики образ - образ дороги - получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение - герой движется вперед по дороге - сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.

Н.В.Гоголь . Поэма «Мертвые души». Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, - это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой путешественник - это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. "Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку..." Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога" лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

М.И.Цветаева . Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…». Странничество для М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:

И думаю: когда-нибудь и я,

Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, -

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь и тихо тронусь в путь

По странной по дороге по калужской.

И.А.Суязова

Памятка выпускнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема дороги в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Подготовили ученики 10 класса

2 слайд

Описание слайда:

В поэме Некрасова тема дороги связующая. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога лишь иллюстрация жизни, малая ее часть. Основное действие Некрасова - повествование, развернутое во времени. В “Кому на Руси жить хорошо” все время звучат насущные вопросы: вопрос счастья, крестьянской доли, политического устройства России. Поэтому тема дороги здесь второстепенная. При создании своей поэмы Некрасов занял куда более приземленную позицию человека, который “вживается” в образ каждого своего героя (будь то Матрена Тимофеевна, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский, Яким Нагой, холоп Яков, и, наконец, Гриша Добросклонов), живет его жизнью, сопереживает ему и для которого важнее всего счастье этого человека (своего героя). В поэме Некрасова образ дороги выполняет роль символа жизненного пути, когда поэт рассказывает о жизни народного заступника Гриши Добросклонова.. Однако Некрасов, поднимая острые, насущные проблемы в своем произведении, не придает теме дороги большого значения (в основном повествовании она всего лишь композиционный прием). В «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги является художественным приемом, раскрывающим основную идею произведения: отобразить жизнь всех слоёв общества в пореформенной России и что дала реформа Александра II народу.

3 слайд

Описание слайда:

Поп Ярмарка Яким Нагой Ермил Гирин Оболт-Оболдуев Утятин Матрена Тимофеевна Савелий Гриша Добросклонов

4 слайд

Описание слайда:

Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Пустопорожней волости, Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова. Неурожайка тож.

5 слайд

Описание слайда:

Глава Поп. Это первый, кого встречают странники на своем пути. Он раскрывает им свои критерии счастья: «покой, богатство, честь.» Но сам он не имеет ни покоя: Дороги наши трудные, Приход у нас большой. Болящий, умирающий,… Не избирают времени. ни богатства: Законы, прежде строгие К раскольникам смягчилися, А с ними и поповскому Доходу мат пришел, ни чести: С кем встречи вы боитеся, Идя путем - дорогою?

6 слайд

Описание слайда:

Глава Сельская Ярмонка. Дорога приводит странников на сельскую ярмарку. Здесь происходит перелом в направлении поисков счастья. В эпизоде с Вавилушкой странники впервые сталкиваются с отзывчивостью, бескорыстием и добротой. У той сапожной лавочки…. Расхвастался Вавилушка, Тут башмачки козловые И старому и малому Дед внучке торговал. Подарков насулил А пропился до грошика!.... Про внучку убивается! Да был тут человек, Павлуша Веретенников. Так он Вавилу выручил – Купил ему ботиночки. Увидев это, странники поняли, что счастье – это категория не материальная, не связанная с земным благополучием.

7 слайд

Описание слайда:

На пути к счастью в главе «Пьяная ночь» мы встречаем Якима Нагого. «Грудь впалая; как вдавенный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю – матушку Похож он: шея бурая, Как пласт сохой, отрезанный…» Яким выделяется из общей массы крестьян своим сильным характером. Он защищает свою честь, свое достоинство, вступая в спор с барином: «Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!» Именно он ставит под сомнение денежный аспект счастья, спасая от огня свои «картинки».

8 слайд

Описание слайда:

В главе «Счастливые» мы встречаем Ермила Гирина. Этот человек не просто неимущий, бедный крестьянин, как Яким Нагой. У Ермила есть мельница. Ему присущи честность, порядочность, вера в народ... И потому в трудную минуту люди, понимая его, помогают ему: И чудо сотворилося – На всей базарной площади У каждого крестьянина, Как ветром, полу левую Заворотило вдруг! Ермил – совестливый человек. Впервые это проявляется, когда Ермил выгораживает «из рекрутчины меньшого брата Митрия.» А также тогда, когда он расплачивается с людьми: Рубль лишний, чей – Бог ведает! Остался у него. Весь день с мошной раскрытою Ходил Ермил, допытывал, Чей рубль! да не нашел.

9 слайд

Описание слайда:

Глава: «Помещик». Продолжая свой путь, странники встречают первого представителя дворянства: помещика Оболта – Оболдуева. Какой – то барин кругленький, Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту. Давая такое описание помещика, Некрасов показывает нам, что все, что исходит от него фальшиво. Помещик вспоминает времена крепостного права. Ему недостает былых балов, пиршеств, охоты, т.е. былого образа жизни. Оболт – Оболдуев понимает, что реформа, проведенная АлександромI, была необходима, но тем не менее он продолжает обращаться c крестьянами, как к рабами. «Эй, Прошка!» - закричал. Оболт – Оболдуев стоит выше других помещиков, т.к. осознает нужность этой реформы.

10 слайд

Описание слайда:

Глава «Последыш» На пути странники встречают еще одного представителя дворянства – князя Утятина. Автор называет его «последышем». «Последыш» означает не только последний дворянин в семье, но и в роду помещиков -дворян старого поколения. Он не только не хочет принимать новые условия жизни, но и не желает понять их. Князь продолжает вести старый образ жизни, т.е. наказывать крестьян, славиться своим самодурством, придираться к детям. Он стоит ниже Оболта – Оболдуева в своем духовном развитии, т.к. он не только не понимает цели реформы, но и не желает признать ее существование. Да старый старичок: Худой! как зайцы зимние, Весь бел, и шапка белая, Высокая, с околышем Из красного сукна. Нос клювом, как у ястреба, Усы седые длинные И – разные глаза: Один здоровый – светится, А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош! Помещик наш особенный, Богатство непомерное, Чин важный, род вельможеский, Весь век чудил, дурил, Да вдруг гроза и грянула… Не верит: врут разбойники! Посредника, исправника Прогнал! Дурит по-старому. Стал крепко подозрителен, Не поклонись – дерет!

11 слайд

Описание слайда:

Глава «Крестьянка». В поисках ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» странники встречают, впервые на своем пути, крестьянку. Автор в этой главе рассказывает о судьбе женщины своего времени. Главная героиня, Матрена Тимофеевна, является лучшей представительницей своего пола. Она пережила все катаклизмы своего времени. До замужества Матрена Тимофеевна жила свободно, весело и в ласке. После же она попала в чужую,злую семью: Семья была большущая, Сварливая … попала я С девичьей холи в ад! Матрена Тимофеевна пережила многое смерть сына, презрение свекрови, но сумела сохранить радость жизни, силу воли и твердость. Тем самым воплощая в себе черты народного характера. Красива: волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Для нее счастье это свобода.

12 слайд

Описание слайда:

Глава «Савелий, богатырь Святорусский». Матрена Тимофеевна рассказала странникам историю дедушки Савелия, который воплотил в себе богатырскую силу и мощь. С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил. Жизнь его сложилась нелегко. Савелий – первый в поэме стихийный бунтарь. Он терпит до определенного момента, но когда чаша терпения переполнена, он готов на многое и даже на убийство. «Случилось я легонечко толкнул его плечом…» Савелий воплощает в себе несломленные и зреющие силы, которые готовы проявиться в нужный момент. «Все терпит богатырь!»

13 слайд

Описание слайда:

Глава «Пир - на весь мир». Последним на своем пути странники встречают Гришу Добросклонова. Мы видим образ человека пережившего и голод, и холод. Но горести его не сламывают. Лицо худое, бледное, И волос тонкий, вьющийся, С оттенком красноты Перед Гришей стоит вопрос: какой жизненный путь выбрать, по какому пути идти. “Одна просторная дорога - торная, страстей раба, по ней громадная, к соблазну жадная идет толпа”, “Другая - тесная, дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд”. И далее автор пишет о том, что “сманила Гришу узкая, извилистая тропочка”. Он выбрал путь народного заступника, на котором “ему судьба пророчила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку да Сибирь”.. Он единственный счастливый персонаж в поэме. Он выбрал свой путь и понял, что такое счастье.

14 слайд

Описание слайда:

Итак, мы видим, мотив дороги в поэме «Кому на Руси жить хорошо» помогает раскрыть основную идею произведения: отобразить жизнь всех слоёв общества в пореформенной России и что дала реформа Александра II народу, а также играет сюжетообразующую роль и помогает значительно расширить границы художественного пространства поэмы. Вопрос о счастье - центральный в поэме. Именно он заставляет странников путешествовать по России и искать ответ. На своем пути мужики встречают попа, крестьянку, помещика. Каждый из них рассказывает странникам свою историю жизни и свое представление о счастье. Слушая эти рассказы, странники понимают, что реформа никому счастья не принесла. Этот факт заставляет их задуматься над вопросом «Что такое счастье?». Встречая Гришу Добросклонова на своем пути, странники понимают, что счастье – это, прежде всего, служение людям.

Лариса ТОРОПЧИНА

Лариса Васильевна ТОРОПЧИНА - учитель московской гимназии №1549, заслуженный учитель России.

Готовимся к экзамену

Мотив дороги в творчестве русских писателей XIX века

В качестве тем экзаменационного сочинения по литературе в одиннадцатом классе могут быть предложены так называемые сквозные темы, обозначившиеся в ряде художественных произведений того или иного временного периода. Так, одной из них является тема дороги в русской литературе. Мотив дороги отчётливо виден ещё в ряде произведений древнерусской литературы: в поход “на землю половецкую”, желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, и “зачерпнуть шеломом Дону”, отправляется князь новгород-северский Игорь Святославович со своей дружиной, воины которой “родились под трубами, росли под шеломами, выросли как воины”, то есть привыкли к битвам и кочевой жизни; в путь на битву с ханом Мамаем ведёт войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); далёкому, полному трудностей путешествию в чужие края тверского купца Афанасия Никитина посвящена автобиографическая рукопись, которая так и называется - «Хождение (или - по-русски - хожение) за три моря»; полон лишений и страданий тяжкий путь из Москвы в Сибирь мученика за старую веру, неистового протопопа Аввакума и его семьи («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).

В русской литературе конца XVIII века тема дороги прослеживается даже в названиях некоторых произведений. Отметим, что писатели-сентименталисты (сентиментализм получил развитие в России именно в это время) нередко использовали такой жанр художественных произведений, как путешествие: впечатления о посещении Германии, Швейцарии, Франции и Англии легли в основу книги Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника», а дорога из Петербурга в Москву потрясла увиденным А.Н. Радищева, что в итоге привело к созданию его самой известной книги - «Путешествия из Петербурга в Москву».

Мотив путешествия характерен и для произведений XIX века. Вспомним, как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого, который “три года не писал двух слов и грянул вдруг, как с облаков” (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»). Не пробыв и суток в Москве, герой вынужден вновь уехать из старой столицы со словами: “бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок…”

Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда “молодой повеса” летит “в пыли на почтовых” в деревню к умирающему дяде. “Забав и роскоши дитя” бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…


Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин (роман «Герой нашего времени»), метко названный В.Г. Белинским “младшим братом Онегина”, не только путешествует (судьба заносит этого столичного аристократа то в Пятигорск, то в Кисловодск, то в казачью станицу, то “в скверный городишко” Тамань, то даже в Персию), но и умирает в дороге, “возвращаясь из Персии”.

“Гений копейки” Павел Иванович Чичиков (Н.В. Гоголь. «Мёртвые души») в первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено “в дорожную сторону” - «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

Можно вспомнить, что с путешествия Аркадия Кирсанова из Петербурга в родовое имение Марьино и с его поездки по родным местам (вместе с ним приезжает университетский товарищ Евгений Базаров) начинается роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Да и в течение всего действия произведения друзья недолго остаются на одном месте: едут то в губернский город, то в имение Анны Сергеевны Одинцовой, то в гости к старикам Базаровым, а затем вновь возвращаются в поместье Николая Петровича Кирсанова. Этим писатель словно подчёркивает их неуёмную молодую энергию, жажду узнавания нового, в отличие от поколения “отцов”, которые, в силу возраста и привычки к размеренному укладу жизни, по меткому выражению Арины Власьевны Базаровой, “как опёнки на дупле, сидят рядком и ни с места”.

С выхода из тесной каморки и бесцельного блуждания по “серединным” петербургским улицам, на которых сосредоточены доходные дома и грязные распивочные, героя Достоевского Родиона Раскольникова берёт начало роман «Преступление и наказание». И вообще писатель, болеющий душой за “униженных и оскорблённых”, нередко разворачивает действие на фоне городского пейзажа летнего Петербурга, где “жара стоит невыносимая… пыль, кирпич, известняк… вонь из лавочек и распивочных” и где “люди так и кишат”, словно “чувство глубочайшего омерзения” толкает их покинуть свои убогие, нищие “углы” и, выйдя в город, слиться с толпой “всякого сорта промышленников и лохмотников”.

А знаменитые некрасовские “странники”! Именно так называет поэт семерых крестьян, отправившихся в дорогу с целью найти того, “кому живётся весело, вольготно на Руси”. Перехожим торговцам-офеням, путешествующим со своим товаром (“полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча”) по деревням, посвящена и лирическая поэма Некрасова «Коробейники».

Для многих героев русской литературы XIX века дорога, путешествия являются неотъемлемой частью жизни, и, может быть, именно поэтому умный, добрый, но вялый и бездеятельный Илья Ильич Обломов в одноимённом романе И.А. Гончарова выглядит атипично (не случайно в произведении показан его антипод - энергичный, постоянно находящийся в движении Андрей Штольц), а критики называют Обломова “лишним человеком среди лишних людей”.

Но ведь слова дорога, путь многозначны: они могут обозначать не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целой нации. И в этом смысле мы можем говорить о коротком пути героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: от счастливого детства (“я жила - ни об чём не тужила, точно птичка на воле”) до преждевременной смерти, которую вольнолюбивая Катерина предпочитает жизни в доме деспотичной свекрови и безвольного мужа; о жизненных исканиях любимых героев Л.Н. Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова (роман-эпопея «Война и мир»), живущих активно и “беспокойно”, потому что, по мнению автора произведения, “спокойствие - это душевная подлость”. Наконец, здесь же можно рассматривать и путь русского народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»), когда разные слои населения - от главнокомандующего Кутузова до “самого нужного человека” в партизанском отряде - Тихона Щербатого и “старостихи Василисы, побившей сотню французов”, - сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.

А каким величественным представляется читателям поэмы «Мёртвые души» образ дороги, по которой, “что бойкая, необгонимая тройка”, несётся Русь! “…Грозно объемлет меня могучее пространство, - восклицает писатель. - … Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу…”

Таким образом, тема дороги в русской литературе обширна, многогранна и глубока. Однако именно эти факторы могут охладить желание учащихся с ней работать: ведь вспомнить все эпизоды, связанные с бесконечными разъездами Онегина, Печорина и Чичикова, равно как и проанализировать подробно этапы жизненного пути Андрея Болконского, Пьера Безухова или Наташи Ростовой будет достаточно сложно. Поэтому, думается, эту тему некоторым одиннадцатиклассникам удобнее будет раскрывать на произведениях малых, лирических, жанров. Среди них стихотворения А.С. Пушкина «Дорожные жалобы», «Зимняя дорога», «Бесы», «Для берегов отчизны дальной...», «В поле чистом серебрится...»; М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Выхожу один я на дорогу...», «Прощай, немытая Россия...»; Н.А. Некрасова «В дороге», «Школьник», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и другие. Эпиграфом к такому сочинению можно было бы взять строки из стихотворения А.С. Пушкина «Дорожные жалобы».

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Для анализа надо отобрать два-три текста , например, сравнить стихотворения Пушкина «Бесы» и Лермонтова «Тучи». Во вступлении можно отметить, что обоим поэтам, в силу жизненных обстоятельств, приходилось много времени проводить в разъездах как по средней России, так и по Кавказу в разное время года. Впечатления от этих поездок легли в основу многих произведений, в том числе и названных.

Так, стихотворение «Бесы» А.С. Пушкин создаёт в 1830 году, в один из самых плодотворных периодов своего творчества, названный впоследствии литературоведами Болдинской осенью. В это время дела вынудили поэта уехать из столицы и расстаться на время с юной, горячо любимой красавицей-невестой. Что ждёт его на пороге нового этапа жизни? После домашней неустроенности, скитаний, одиночества поэт ищет душевного покоя и семейного счастья, но в то же время мрачные предчувствия не оставляют его. Возможно, во время таких мучительных раздумий и было создано стихотворение «Бесы», в котором переданы душевное томление, переживания, испуг едущих “в чистом поле” и заблудившихся в снежной вьюге двух путешественников - лирического героя и ямщика. Перед читателем вначале предстаёт страшная, но вполне реальная картина.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Но постепенно седоков охватывает тревога (“сбились мы… Что делать нам!”), даже отчаяние, переданное автором с помощью монотонного повторения слов (“мчатся тучи, вьются тучи”, “мутно небо, ночь мутна”, “еду, еду”, “страшно, страшно”, “вьюга злится, вьюга плачет”) и целых четверостиший, и реальная зимняя ночь наполняется фантастическими образами из народной мифологии, которую А.С. Пушкин, воспитанный няней-сказительницей, конечно же, хорошо знал. Здесь и одинокий бес, который “дует, плюет… в овраг толкает одичалого коня”, и множество бесов, которые мчатся “рой за роем в беспредельной вышине, визгом жалобным и воем надрывая сердце” лирического героя, и ведьма, и домовой. Остановились измученные лошади, отчаялся найти дорогу ямщик. Чем закончится метельная зимняя ночь? Неизвестно. Пока же хаос вьюги, снежная буря, жалобное завывание ветра, превратившиеся в сознании лирического героя в фантасмагорическую картину торжества нечистой силы, кажутся бесконечными…

Стихотворение «Тучи» М.Ю. Лермонтова, в отличие от пушкинских «Бесов», не проникнуто настроением отчаяния и страха: в нём как ведущий звучит мотив элегической грусти. Но ощущение одиночества, скитальческой тоски так же переполняет душу лирического героя. Поэт создал это произведение в апреле 1840 года, незадолго до отправки во вторую кавказскую ссылку. По воспоминаниям одного из друзей, на вечере в доме Карамзиных Лермонтов, стоя у окна и смотря на тучи, которые, закрыв небо, медленно проплывали над Летним садом и Невой, написал экспромтом замечательное стихотворение, чья первая строка звучала так: “Тучки небесные, вечные странники!” Уже в этих словах ощутим мотив странничества, мотив бесконечной дороги. Перед читателем возникает метафорический образ небесных “вечных странников”, “изгнанников”, мчащихся “с милого севера в сторону южную”. Счастье этих “вечно холодных, вечно свободных” обитателей небесной сферы в том, что над ними не властны ни зависть, ни злоба, ни клевета. Им неведомы муки изгнания. Тучам просто “наскучили нивы бесплодные”, поэтому они отправляются в путь. Судьба лирического героя иная: он изгнанник поневоле, это его “гонит” с родной стороны “судьбы… решение”, “зависть… тайная”, “злоба… открытая”, “друзей клевета ядовитая”. Однако в главном он счастливее гордых и независимых туч: у него есть родина, а вечная свобода небожителей холодна и сиротлива именно потому, что они изначально лишены отечества.

Как произведение, в котором звучит мотив дороги, можно рассматривать и полное философских раздумий о тайнах мироздания, о смысле жизни стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Написанное весной 1841 года, оно словно подводит итог короткой, но яркой, как вспышка метеорита, жизни поэта. Здесь лирический герой находится один на один с бесконечной дорогой и распахнутым над головой небом. Он ощущает себя частью мироздания, человеком, погружённым в открытую и свободную стихию природы. “Кремнистый путь”, характерный для гор Кавказа, в стихотворении воспринимается в двух ипостасях: и как конкретная дорога, по которой шагает одинокий путник, и как символ жизненного пути. Мир вокруг лирического героя спокоен, величественен и прекрасен, повсюду разлито “сиянье голубое”. Но “сиянье” - это не только лунный свет, в лучах которого блестит дорога. Оно воспринимается как фон, отчётливо выявляющий мрачное состояние души путника, который “не ждёт от жизни ничего” и которому “не жаль… прошлого ничуть”. Лирический герой одинок, он ищет теперь только “свободы и покоя”, такого покоя, который существует в окружающем его в эти мгновения мире. Поэт показывает, что в величественном мироздании всё живое: здесь “пустыня внемлет Богу”, “звезда с звездою говорит”, здесь нет одиночества, от которого страдает путник. Умиротворение сходит в душу героя, и он жаждет одного - “забыться и заснуть” навечно. Но не “холодным сном могилы”, а так, чтобы “в груди дремали жизни силы”, чтобы и днём и ночью, лелея слух, ему “про любовь… сладкий голос пел”, чтобы над ним, спокойно спящим, “вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел”. Вечный покой обретает смысл вечной жизни, а “кремнистый путь” приобретает черты пути бесконечного во времени и пространстве. Мечта лирического героя фантастична по своей сути, но ведь фантастические, волшебные черты приобретает и природа вокруг него! Мотив одинокого странничества уступает место мотиву торжества жизни и полного слияния с Божественным миром.

Проходят годы, многое меняется в жизни, во взглядах людей на природу и общество, однако существуют вечные ценности. Так, в стихотворении «Железная дорога», созданном уже во второй половине XIX века, в 1864 году, и посвящённом конкретному событию - открытию первой российской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, Н.А. Некрасов противопоставляет гармонию и умиротворение, царящие в природе (“нет безобразья в природе! И кочи, и моховые болота, и пни - всё хорошо под сиянием лунным”), социальной несправедливости в обществе. На размышления о противопоставлении доброй природы и жестокого мира людей лирического героя стихотворения наталкивает именно путешествие “по рельсам чугунным”. Есть время подумать “думу свою” и увидеть не только картину “славной осени” за окном, но и представить по сторонам железнодорожного полотна “толпу мертвецов”, “нашей дороги строителей”, которые “в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе”. Само слово дорога, наряду с конкретным значением “путь из одного пункта в другой”, приобретает здесь другой, метафорический смысл. Это и тяжкий отрезок жизненного пути, который прошли “массы народные”, согнанные на строительство голодом и перенёсшие множество трудностей (“мы надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой”), и символ народных страданий в настоящем, и светлая мечта о счастливом будущем (“русский народ… вынесет всё - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”). Некрасов верит, что в далёком будущем (“Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придётся - ни мне, ни тебе”, - с сожалением говорит лирический герой маленькому Ване - попутчику, которому рассказывает о строительстве железной дороги) путь народа русского и всей России будет светлым, просторным и радостным.

О пути России и русского народа размышляет в ряде своих стихотворений и Александр Блок, образно говоря - принимающий эстафету от своих предшественников и стоящий на пороге ХХ века. Кратким анализом его произведений «Русь», «Россия» и цикла «На поле Куликовом» можно завершить сочинение по обозначенной в заглавии статьи теме. В стихотворении «Русь» (1906) перед читателем возникает образ загадочной, колдовской страны “с болотами и журавлями, и с мутным взором колдуна”, страны, “где все пути и перепутья живой клюкой измождены”. Здесь, на блоковской Руси, всё в вихре, в движении: “ буйно заметает вьюга… утлое жильё”, вихрь свистит “в голых прутьях”, “разноликие народы из края в край, из дола в дол ведут ночные хороводы”, “ведьмы тешатся с чертями в дорожных снеговых столбах”. Сама страна взвихрена, обращена в сгусток энергии, она словно готова к полёту, суть которого невозможно разгадать непосвящённому, как невозможно прикоснуться к таинственному покрову “необычайной” Руси. Отечество в дороге, в вечном движении предстаёт и в стихотворении «Россия» (1908), начинающемся со слов:

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Поэт со счастливой гордостью признаётся в любви к “нищей” родине. Он ощущает своё слияние с ней и рад тому, что “невозможное возможно, дорога долгая легка”, когда Россия, с лесом и полем, в “плате узорном до бровей”, подарит уставшему путнику “мгновенный взор из-под платка”. И, наконец, как олицетворение вершины неистового движения блоковской России представляется метафорический образ “степной кобылицы”, летящей “сквозь кровь и пыль” вперёд, в непокой, потому что “покой нам только снится”, а ждёт отечество “вечный бой”.

Дорога без конца… Дорога без начала и конца… Дорога - движение - жизнь!

Одной из сквозных тем русской литературы является тема пути-дороги, которая присутствует в произведениях многих русских классиков. Почему возник такой сквозной сюжет и почему выделяют такую тему в русской классической литературе.

Тема пути-дороги

Мотив пути прослеживается и в древнерусской литературе, и во многом это обусловлено историческими обстоятельствами, которые определили судьбу русской земли. Древние князи и цари отправлялись в путешествие по разным причинам - осваивать новые территории, защищать свои земли и расширять свой кругозор.

Если говорить о более позднем периоде, то даже по названиям произведений 18 века видно, что такая тема активно развивалась в литературе. Примером может послужить книга А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и книга Н. Карамзина "Письмо русского путешественника", в основу которой легли его впечатления от Франции, Англии и Германии.

Тема пути-дороги развивается и в литературе 19 века, и теперь она выступает в роли сквозного сюжета во многих знаменитых произведений русской классической литературы. Это и "Евгений Онегин" Пушкина , в котором главный герой "в пыли на почтовых" мчится в деревню и через некоторое время снова отправляется в путь, и "Горе от ума" Грибоедова , где Чацкий возвращается из-за границы на Родину.

А главный герой романа "Герой нашего времени" Печорин постоянно находится в разъездах, и даже находит смерть в дороге. Известным путешественником был Чичиков, колоритный персонаж "Мертвых душ" Гоголя . Да и в самом произведении можно найти величественные описания образа дороги, которые раскрывают мощь и красоту русской земли.

А в произведении Тургенева "Отцы и дети" персонажи постоянно находятся в пути - с дороги начинается сам роман, и на протяжении его герои перемещаются по разным губерниям и имениям.

Мотив пути и традиции духовной литературы

Мотив дороги многогранен и обширен в русской литературе. Он наполняет и глубокие, духовные произведения вроде "Войны и мира" , в котором через дороги раскрывают жизненные пути Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова, его можно встретить во всех знаменитых произведениях классики.

Удивительным образом раскрывается мотив пути в небольших лирических произведениях, которые наполняют его духовностью. Это стихотворения А. Пушкина "Зимняя дорога", "Для берегов отчизны дальней", "Бесы", "Дорожные жалобы", стихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." и "Прощай, немытая Россия...", стихотворения Н. Некрасова "Железная дорога", "В дороге", "Размышления у парадного подъезда".

Дорога в фольклоре

Тема пути ярко раскрывается в фольклорных произведениях. Это закономерно, так как для фольклора путь и дорога - это важные элементы жизнедеятельности человека, и сквозной сюжет дороги в таких произведениях раскрывается более полномерно.

Тема дороги в русской литературе обширна, многогранна и глубока.
Мотив дороги отчетливо прослеживается в творчестве А.С.Пушкина. И это не случайно. По воле судьбы, в силу того, что поэт всегда любил свободу и никогда не изменял этому чувству, ему приходилось пребывать «по милости» царя в разъездах как по средней России, так и по Кавказу в разное время года.
Стихотворение «Бесы», написанное в знаменитую Болдинскую осень, относится к числу тех, когда поэт переживал сложное внутреннее состояние. Дела вынуждают поэта уехать из столицы и расстаться на время с юной, горячо любимой красавицей – невестой.

В центре внимания стихотворения – он, лирический герой, и ямщик. Душевное состояние героя сравнимо с тучами. Как и герой, им нет покоя, они – в постоянном движении, в предчувствии чего-то страшного. В том же душевном смятении, томлении находятся и едущие «в чистом поле» два путешественника:

Мчатся тучи, вьются тучи:
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Путники в дороге, но дороге опасной, потому что «мутно небо», «ночь мутна». Тревога и даже отчаяние от сознания того, что они одни в поле средь «неведомых равнин»:

Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин – дин – дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.

И вот уже возникает фантастическая, по-настоящему бесовская картина, наполненная образами из народной мифологии, которую А.С.Пушкин, воспитанный няней – сказительницей, хорошо знал:

В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня.

И вот уже «бесконечны, безобразны, закружились бесы разны». Остановились измученные лошади, отчаялся найти дорогу ямщик. Чем закончится метельная зимняя дорога в ночи? Неизвестно. А пока в сознании лирического героя этот хаос вьюги, снежной бури с ее бесами, ведьмами, хаос сплошной нечистой силы торжествует, надрывая сердце поэта от предчувствия, какого-то тревожного, неясного пока для него.
Так дорожное путешествие помогло нам, читателям, осознать и глубже понять внутреннее состояние, душевную тревогу лирического героя – путника, жизнь которого была непредсказуема в своем исходе:

Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрём.
На свете счастья нет…
И нет покоя…

Во многом повторил судьбу своего учителя, Пушкина, и Лермонтов. Та же судьба изгнанника у себя на родине, та же смерть на дуэли. Положение Лермонтова было особенно тяжелым и еще потому, что обстоятельства русской жизни тридцатых годов прошлого века обрекали его на одиночество.
Стихотворение «Тучи» М.Лермонтова не проникнуто настроением отчаянности и страха. Ведущий мотив – мотив грусти и одиночества, скитальческой тоски.
Написано это стихотворение в 1840 году, незадолго до отправки во вторую кавказскую ссылку. Как вспоминает один из друзей Лермонтова, на вечере в доме Карамзиных поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые, закрыв небо, медленно проплывали над Летним садом и Невой, написал экспромтом замечательную грустную элегию, первая строка которой звучала так:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.

Такова судьба тучек… Вечное странничество, вечная бесконечная дорога. Таков метафорический образ вечных странников, возникающий перед нами, олицетворяющий и судьбу поэта. Поэт задается вопросом, глядя на плывущие по небу тучи:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?..

Счастье этих «вечных странников» в том, что над ними не властны ни зависть, ни злоба, ни клевета. Им неведомы муки изгнания. Тучам просто наскучили «нивы бесплодные». Они свободны в своем передвижении с севера в сторону южную. Судьба же лирического героя иная: он изгнанник поневоле, его «гонит» с «милого севера», «судьбы решение», «зависть… тайная», «злоба… открытая», «друзей клевета ядовитая».
Однако, в главном лирический герой счастливее гордых и независимых туч: у него есть родина в отличие от вечной свободы без отечества, которой обладают тучи.
Так многозначность слова дорога помогла проследить нам в этом стихотворении этап жизненного пути и самого поэта.
Мотив дороги, но с философскими раздумьями, звучит и стихотворений М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» Написанное в 1841 году, оно словно подводит итог жизненной дороги, поэта, короткой, но яркой, как вспышка метеорита:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Лирический герой один на один с бесконечной дорогой. Он ощущает себя частью мироздания. «Кремнистый путь» — это и конкретная кавказская дорога и символ жизненного пути:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…

Мир вокруг героя прекрасен, торжественен, спокоен «в сиянье голубом». И это голубое сиянье отчетливо выявляет мрачное состояние души путника:

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Но уже не ждет он ничего от жизни, не жаль путнику и «прошлого ничуть», потому что лирический герой одинок, он ищет теперь только:

…свободы и покоя!
Я б хотел забыться и уснуть!

Именно здесь, в величественном мироздании, где «звезда с звездою говорит», где «пустыня внемлет богу», поэт обретает душевное умиротворение, ему хочется «забыться и уснуть»:

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть …

А так, «чтоб в груди дремали жизни силы…»:

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

И философский смысл заключительного четверостишься в том, что вечный покой обретает смысл вечной жизни, а «кремнистый путь» приобретает черты пути бесконечного во времени и пространстве. Мотив одинокого странничества уступает место мотиву торжества вечной жизни и полного слияния с Божественным миром.
А вот у Н.А.Некрасова тема дороги прослеживается уже в названии – «Железная дорога». Стихотворение, созданное уже во второй половине XIX века, посвящено конкретному событию – открытию первой российской железной дороги между Санкт – Петербургом и Москвой. И основу сюжетной линии составляет конкретный факт – путешествие во времени и пространстве Вани (в кучерском армячке) и папаши (графа Петра Андреича Клейнмихеля).
Таким образом, слово дорога имеет в стихотворении свое конкретное значение. Но есть в нем и другой метафорический смысл.
Стихотворение открывается замечательной картиной «славной осени»:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;…

Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни – Все хорошо под сиянием лунным…

Но картине «славной осени» поэт противопоставляет социальную несправедливость общества, жестокость мира. И на это размышление о противопоставлении лирического героя наталкивает именно путешествие «по рельсам чугунным». Есть время думу подумать свою и увидеть за окном не только картину «славной осени», но и услышать голос автора, который не доверяет вести рассказ о строительстве дороги папаше.
А услышав рассказ автора, легко представить себе и «толпу мертвецов», которые:

…надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цынгой.

Легко представить и изможденного лихорадкой больного белоруса, который:

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит.

Представит Ваня, какой ценой, чьим трудом строилась эта «дорога века», кто «в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные гроб обрел здесь себе».
А читатель поймет, в чем заключается другой, метафористический смысл этого слова. Дорога – это и тяжкий отрезок жизненного пути, который прошли «массы народные», это символ народных страданий в настоящем и светлая мечта о счастливом будущем:

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную

Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Все-таки верит поэт в будущее русского народа, в то, что путь этот будет светлым, просторным и радостным. Вот только сожалеет поэт о том, что:

…жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.