Тема героя своего времени в русской литературе. Проблема героя времени в русской литературе


“ГЕРОЙ
НАШЕГО ВРЕМЕНИ” М. Ю. ЛЕРМОНТОВА


КАК
НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН


В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ

XIX ВЕКА

Роман М. Ю.
Лермонтова “Герой нашего времени” стоит у
истоков русского психологического романа,
высшие достижения которого связаны в

XIX
веке с
именами Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.
По словам Белинского, Лермонтов

поставил “важный
современный вопрос о внутреннем человеке”.
И действительно, “история души
человеческой”, а не внешняя, пусть и
богатая событиями биография персонажа,
является сюжетным и идейным центром
произведения.


Авторский
взгляд улавливает тончайшие
взаимопереходы мыслей, оттенки настроений,
тонкости переживаний своих героев, часто
состоящие из разнонаправленных
психологических движений. Новаторство
творческой манеры Лермонтова заключается в
том, что он не скрывает от читателя самих
способов, “механизмов” постижения этих
внутренних, скрытых от постороннего глаза
глубин человеческого “я”.


Лермонтов
говорит о многослойности человеческого
характера, о его сложной и противоречивой
структуре. В личности Печорина он выделяет
первичную основу - добрые задатки,
заложенные природой: герой всегда искренен
(даже когда это ему не выгодно), пытлив,
способен на сострадание, энергичен,
обладает высоким интеллектом. Однако в
реальной жизни, в которой так много значат
социальное положение человека, воспитание
и условности, с которыми должно считаться,
добро легко уживается со злом: тщеславием,
ненасытной гордостью, желанием властвовать
над другими и утвердить свое превосходство
любыми средствами.


Все это мы
видим в характере центрального персонажа,
построенном по принципу обнажения и
сближения психологических полярностей. Не
случайно Печорина называют “странным”
человеком. Эта странность основывается на
неожиданности и противоречивости его
привычек и поведения: смешное кажется
грустным, грустное вызывает смех, в душе
одновременно уживаются сострадание и
жестокость.


Оригинальным
и сугубо личным “изобретением” писателя
является впервые примененная в романе “перекрестная”
характеристика персонажей, выраженная в
том, что центральная фигура Печорина как бы
просвечивается через сопоставление со
столь же самостоятельными, но все же “проходящими”
образами горцев, Максима Максимыча, Вернера,
Грушницкого, Веры, княжны Мери. Живущие
собственной жизнью, эти и Другие персонажи
романа оттеняют важные черты характера
главного героя. Так, Грушницкий, сам того не
ведая, выступает в роли карикатурного
подобия Печорина, и тот, видя в этом
Искаженном “зеркале” самого себя,
получает возможность более объективно
оцепить свои поступки. “Одни скажут: он был
Добрый малый, другие - мерзавец. И то и-
другое будет ложно”. Но проигрывая или
уступая в чем-то окружающим, главный герой
одновременно выигрывает в другом.


“Честные”
контрабандисты, не задумываясь, бросают на
произвол судьбы слепого мальчика; Бэла не
замечает преданности Максима Максимыча,
чем до глубины души ранит его, Азамат легко
соглашается предать сестру, готовя ей
преждевременную гибель; даже Максим
Максимыч, “золотое сердце” (Белинский),
примиряется со злом, когда видит
невозможность борьбы с ним. Печорин
интеллектуально возвышается над средой, но
отклонение от идеалов человечности стало
всеобщим. Поэтому утрата “благородных
стремлений”, “приманки страстей, пустых и
неблагодарных” обрекают Печорина на “жадную
роль палача и предателя”.


Можно
считать также, что Лермонтовым впервые в
качестве средства психологического
анализа црименен принцип ступенчатой
композиции. Сначала образ героя дается
через восприятие Максима Максимыча: это
оценка, идущая от человека иных социальных
и нравственных представлений, как бы извне.
Затем происходит непосредственная встреча
Печорина с издателем, который не только
замечает “странное” в облике и поведении
персонажа, но и стремится объяснить его.
Наконец, три последние повести (“Тамань”,
“Княжна Мери”, “Фаталист”), являющиеся “исповедью”
Печорина, предоставляют слово самому
персонажу. Путем перекрещивания различных
точек зрения, различных позиций, в чем-то
совпадающих, но еще более не совпадающих
друг с другом, воссоздается многогранность
внутреннего мира личности.


И еще одно:
в тексте романа встречается слово “диалектика”,
употребленное Лермонтовым в его
рассуждениях о своеобразии женских
характеров. Еще в большей степени это
понятие приложимо к главному герою. В
данном случае диалектика означает
раздвоение, одновременное существование
противоположных начал, находящихся в
состоянии постоянной борьбы и
соперничества. Именно душевная
раздвоенность Печорина определяет
сюжетную основу повествования, его
поступки, от которых, в свою очередь,
зависят судьбы других героев произведения.


Психологический
анализ важен для Лермонтова не сам по себе,
а как способ решения нравственно-философских
проблем. Познание человеком внутреннего “я”
является необходимым моментом
самопознания личности, выражает стремление
найти смысл и цель жизни, стать лучше и
нравственно чище. В разговоре с Вернером
Печорин признается: “Во мне два человека:
один живет в полном смысле этого слова,
другой мыслит и судит его, первый, быть
может, через час простится с вами и миром
навеки, а торой... второй?..”


Лермонтовский
герой ответа на этот вопрос не нашел. Но на
тяжкий “путь познанья и сомненья” вслед за
Печориным встанут потом герои Л. Н. Толстого
и Ф. М. Достоевского. Автор “Войны и мира”
раскроет непосредственную связь “диалектики
души” с процессом нравственного
самосовершенствования. А в “Преступлении и
наказании” и “Братьях Карамазовых”
трагедия душевной раздвоенности определит
настрой всей русской жизни в ее самых
глубинных основах.

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблема героя времени в русской литературе……………………3

Глава 2. Типы лишних людей в романах Пушкина и Лермонтова………….4
2.1. Онегин - современник Пушкина и декабристов…………………………4
2.2. Печорин - герой своего времени…………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………15

Приложения……………………………………………………………………16

Введение

Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Пушкина и Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XXI века. Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. Романы Пушкина «Евгений Онегин» и Лермонтова «Герой нашего времени» заинтересовали меня, и я решила написать реферат.

Цель моего реферата – представить образы Евгения Онегина и Григория Печорина как героев своего времени.

· познакомиться с литературоведческим термином « лишние люди»;

· выявить таких героев в произведениях литературы XIX века;

· изучить дополнительную и критическую литературу по теме реферата;

· провести сравнительный анализ образов главных героев произведений;

· научиться делать выводы в работе;

· научиться оформлять реферат;

· подготовиться к устной защите.

Практическая значимость работы заключается в том, что его можно использовать при подготовке к урокам литературы, на классных часах, на защите НПК.

Глава 1. Проблема героя времени в русской литературе.

Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор. Роман А.С.Пушкина в стихах "Евгений Онегин" и роман Лермонтова "Герой нашего времени" - вершины русской литературы первой половины 19 века. В центре этих произведений люди, стоящие по своему развитию выше окружающего их общества, но не умеющие найти применение своим богатым силам и способностям. Поэтому таких людей называют "лишними".

Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество "лишний человек" не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. Появление «Лишних людей» объяснялось несоответствием ими западноевропейского образования в условиях русской жизни. К середине 30-х годов все эти явления достигают своего кульминационного пункта. В эти годы экономической и политической депрессии и выступало на сцену новое поколение - «безвременья», - бывшее в тягость себе и другим. Безвременье и сделало людей этого поколения.

Образ "лишнего человека" в русской литературе очень разнообразен. Романтические герои Пушкина и Лермонтова - натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими.

Роман «Евгений Онегин» был создан раньше, чем «Герой нашего времени», а это значит, что Лермонтову было на чем поучиться. Изображая судьбу Печорина как типичную для современного ему поколения, Лермонтов продолжал традицию, начало которой положил знаменитый пушкинский роман в стихах. Также в романе он создал принцип художественного познания и воспроизведения действительности – реалистический творческий метод. Лермонтов – психолог добился в «Герое нашего времени» замечательных успехов. И в изображении непосредственных переживаний героя, и в анализе его психики писатель открыл новые способы изображения. По заключению Н.Г. Чернышевского, в отдельных случаях он приближался к воспроизведению «диалектики души» героя, к тому способу психологического анализа, который в наиболее последовательной форме будет разработан Л.Толстым. И нет ничего удивительного, что внутренний мир Печорина был показан в психологическом отношении намного обстоятельнее и тоньше онегинского.

Итак, что есть «герой нашего времени»?

Рассматривая тему персонажей в литературе, неминуемо именуешь его героем. Но что присуще герою современной литературе?

Мировая литература сумела выработать только четыре основных типа сюжета и соответственно четыре типа «героя» соответствующих для каждого этого уникального сюжета:

1) герой, бросивший вызов окружающей реальности самим фактом своего существования. Герой–мятежник (сюжет «город защищают и осаждают герои»). Зигрфрид, Сигурд, Св. Георгий, Геракл, Ахилл. Образцом такого героя уже в современной литературе можно считать Павла Корчагина.

2) герой – человек странствий, человек отверженный обществом, неспособный найти себя в нем, бесконечно блуждающий по закоулкам пространства и времени: Беовульф, Одиссей, Дон Кихот, и в современной интерпретации: Печерин.

3) герой – персонаж, находящийся в непрерывном поиске некого «грааля» некого смысла, но не отверженный обществом, не противопоставляющий пусть даже вынуждено себя ему. Тут список огромен, наиболее характерный образ в мифологии, по определению того же Борхеса – Ясон, Белорофонт, Ланцелот или например Дориан Грэй у Оскара Уайльда.

4) герой сюжета «гибель богов» – потерявший или обретающий веру, ищущий веру: это и Волконский у Толстого, и Мастер у Булгакова и Заратустра у Ницше.

В любом случае любое время определяет тот наиболее удобный тип героя, который вписывается в понимание массовым читателем содержания данного времени в данном пространстве.

Популярность «отверженных» героев, совпала по времени с распадом общества и локализовалось в пространстве «чернухи». Популярность героев-мятежников, была обусловлена эпохой мятежа и революции, эпохой становления нового общества. Герой-мятежник притягивает зрителя симпатией к нему, желанием подражать и быть похожим на него. Герой-странствия притягивает сочувствием и желанием помочь, но не подражать не уподобляться. Герой-поиска затягивает нас своим поиском идти за ним, проводя как экскурсовод по пространству и открывая нам удивительные тайны его. Герой-ищущий веру, заставляет нас участвовать в мыслительном процессе и заставляет думать.

ПРОИСХОДИТ СКОЛЬЖЕНИЕ ПО РЕАЛЬНОСТИ НАСТОЯЩЕГО, БЕЗ ПАМЯТИ ПРОШЛОГО И ПОИСКА БУДУЩЕГО. Прошлое умерло с момента смерти старой системы ценностей и старого мира. Ужас бархатных революций с точки зрения культуры заключается в том, что они не рождают героев-мятежников, которые впринципе нужны для «не бархатных» революций. Они рождают именно серых и невзрачных личностей, которые все эти революции увидели по телевизору или узнали о них из газет. Прошлое для них отрезано и забыто, как ненужных хлам, который почему-то мерцает в памяти, но не имеет никакой ценности уже в их мире, в мире без прошлого.

ЭТО ГЕРОЙ ОТОРВАН ОТ «НАДКУЛЬТУРЫ» И ПОДЧИНЕН СУБКУЛЬТУРЕ. Именно так! Субкультура подчиняет сознание такого человека. Человек погружается в пространство унылого сегодняшнего, но не великого прошлого. Прошлого нет! Прошлое некоторая иллюзия, фальшивый мираж, который зачем-то мерцает в памяти.

ЭТО ЧЕЛОВЕК, ПОДЧИНЯТЬСЯ ПОЛНОСТЬЮ И БЕСПРЕКОСЛОВНО НАВЯЗАННЫМ ЕМУ ПРАВИЛАМ НАСТОЯЩЕГО, В ОТЛИЧИЕ ОТ ПАВЛА КОРЧАГИНА, ВСЕ ПОВЕДЕНИЕ КОТОРОГО БЫЛ НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОТЕСТ НАСТОЯЩЕМУ. Этот человек не протестует, скорее всех его сил ему хватает только чтобы бороться за жизнь. Каким образом его жизнь может стать протестом? Протестом против чего? Против возможности жить? Бедный лавочник борется за самого себя, а не за великие идеи. Ему не нужны великие идеи, вся его суть находиться полностью в пространстве его настоящего, а точнее банальной жизненной суеты. Банальной торговли за собственную жизнь.

ЭТОТ ЧЕЛОВЕК НЕ СОЗДАЕТ СЕМЬЮ, НО СОЗДАЕТ ЛЮБОВЬ. При всем при этом, он герой-странствия. Вся его суета, вся беспомощность, создает момент отвергаемости со стороны мира. Этот человек отвержен не обществом, а самой суетной и жестокой одновременно реальностью. Такой человек не способен создать семью, но способен полюбить.

1) Этот человек безразлично относиться к чужим страданиям, но сильно переживает страдания близких ему людей.

2) Это скрытый варвар, но с маской цивилизованного. Он способен на любое варварство и любой аморальный поступок, но образован и, как правило, сдержан и флегматичен.

3) Самое главное - он не агрессивен!

Общий итог: герой нашего времени, это герой безвременья, человек, поддавшийся соблазнам настоящего.

Но, вероятно, этот герой должен дать другой тип: упаднический тип заменяется утверждающим.

Как же возник этот персонаж и как он заразил собой общественное сознание?

Причиной проникновения такого персонажа в сознание большинства современных литераторов следует искать именно в тех процессах, которые наблюдались в нашем мире в последние несколько лет. Именно тот герой, который находит отклик в душе массового читателя и становиться популярным в данный текущий момент времени на территории данного пространства. Образцами таких «героев» являются персонажи Сергея Довлатова (лучшего, на мой взгляд, писателя эпохи современного упадка). Но, в его персонажах еще нет той запуганности и отрешенности, которая проявляться в образах, создаваемых модным ныне писателем В. Пелевиным. Именно в творчестве Пелевина современный герой и нашел наиболее решительное свое отображение.

Почему не допустим в сознании читателя противоположный образ?

В свое время кто-то заметил, что шеф гестапо в знаменитом телесериале получился куда привлекательней и притягательней, нежели благородный и абсолютно правильный Штирлиц. В «правильных» героев сложно поверить живя в неправильном мире. Они выглядят как издевательство над реальностью, как некоторые фантомы и своеобразные чудовища, проникшие зачем-то в искаженный и в тоже время причудливый мир. Мюллер жесток, циничен (просто до симпатичности!), умен. И в тоже время, Мюллеру не везет. Мюллер обыгрывает Штирлица как персонаж в глазах зрителя по всем статьям. В чудаковатой сверхвезение «правильного» Штирлица трудно поверить, а вот в невезение его вполне «неправильного», точнее обыкновенного для той реальности (реальности зрителя, а не героя) его оппонента - Мюллера можно понять.

Хотя конечно это невезение связано с замыслом режиссера, и уже заложено в самом сценарии, но зритель не успевает этого уловить. Читатель отвергает фальшивый образ, бессознательно ища истинный, наиболее точно укладывающийся в его мировоззрение. При этом каждый читатель находит по формуле Борхеса тот образ современного героя, который наиболее точно вписывается в его мировоззрение и с которым он сможет себя самого найти.

Ответов может быть два:

1) авторы, просто хотят получить быструю популярность и подбрасывают зрителю тех персонажей, которые максимально ассоциируются со средними самоощущениями читателя: хаос, безвременье, бардак, упадок духа и сил.

Большинство героев современной литературы, через которых выражается авторская позиция, не может быть оценено однозначно. Они представляют собой лишь систему ориентиров, которых следует придерживаться, когда пытаешься разобраться в том, кто ты есть, и кем собираешься стать. Примерная (и очень приблизительная) типология героев современной литературы (в качестве примеров упоминаются авторы и книги, замеченные в обществе, привлекшие внимание авторитетных экспертов, завоевавшие призовые места в конкурсах, лауреаты престижных премий):

Рефлексирующая личность, отказавшаяся от общепринятого набора социальных ролей, "выпавшая" из времени, потерявшаяся в нём, выбравшая внешнюю или внутреннюю эмиграцию (В. Аксёнов "Новый сладостный стиль", В. Маканин "Андеграунд, или Герой нашего времени", Л. Улицкая "Искренне ваш Шурик", "Казус Кукоцкого", Ю. Арабов "Биг-бит", А. Мелихов "Чума", П. Мейлахс "Избранник");

Борец, живущий в обществе беспредела, и отстаивающий справедливость, честь и достоинство, и даже просто возможность выжить, по законам беспредела, осознавший, что иначе это сделать невозможно (В. Распутин "Дочь Ивана, мать Ивана", С. Говорухин "Ворошиловский стрелок", Р.Д. Гальего "Чёрным по белому");

Конформист, обыватель с позитивной устремлённостью (менеджер, бизнесмен, пиарщик, архитектор), сделавший карьеру, имеющий достаточно гибкую совесть и принципы, вдруг пытающийся понять, что с ним происходит, а иногда и задумывающийся о душе (В. Пелевин "Generation П", Е. Гришковец "Рубашка", А. Кабаков "Всё поправимо").

Молодой, праздношатающийся человек, считающий себя героем новой современности и стремящийся к этому, но относящийся к "потерянному поколению" (родившемуся в 70-80-е годы и несущему на себе знаки развала империи) (И. Стогофф, С. Шаргунов "Ура!").

Особняком стоит идеализированный герой-подросток, исполненный благородства рыцарь без страха и упрёка, безоговорочно встающий стеной на пути любого зла. Но почему-то всё время кажется, что честный, прямой, бескомпромиссный подросток, борющийся с несправедливостью в книгах В.П. Крапивина, действует не в реальном мире, а внутри мифа о мире.

Безусловно, отсутствие положительного героя как идеала, идеи, ориентира для развития характерно сегодня для "высокой" литературы, (о которой шла речь выше), но не для массовых жанров "формульной" литературы (создаваемой по определённой схеме, формуле, где есть обязательный набор типажей и определённые схемы развития событий, которых не так уж много; к формульной литературе относятся детектив, триллер, фантастика, любовный роман). В этой литературе обязательно есть положительные герои (милиционеры, следователи, частные детективы и журналисты, вступающие в борьбу с преступниками; межпланетные путешественники, освобождающие чужие миры от зла; наделённые сверхспособностями личности, направляющие их на благо человечества, благородные бизнесмены и банкиры, отстаивающие добро и справедливость). Всё по законам жанра. И главное, чётко расставлены все акценты добра и зла. Есть критерии, с которыми можно сверять свою жизнь. Может быть, отчасти этим и объясняется сверхпопулярность массовых жанров в условиях упадка классического социально-психологического романа (или "романа воспитания"), в рамках которого и могло бы протекать формирование и развитие положительного героя новой литературы.

Введение в роман образа главного героя, который отображает ту действительность, в которой живет автор, является одной из отличительных черт романтизма в литературе . Но посколько основной романтический конфликт - это конфликт личности и общества, главный герой в таких произведениях почти всегда оказывается лишним и непонятным в его времени.

Герои времени Грибоедова

Первым романтическим произведением в русской литературе стала комедия А.С. Грибоедова Горе от ума , написанная в 1824 году. Главный герой, Чацкий, вступает в постоянные споры с представителями прошлого поколения, эпохи Екатерины. Чацкий - классический представитель своего времени, когда мысли молодых людей уже заходили в сторону либерального развития России, функционировали тайные общества и планировался переворот.

Чацкий активно выступает против существующего в обществе порядка, однако его никто не слушает: Чацкий оказывается проповедником на балу, неуместным и непонятным. Чацкий одинок , у него нет семьи или близких друзей, единственный путь для него - это путь декабриста, как и для многих интеллектуальных людей того времени.

Герои времени Пушкина

Образ героя времени продолжает развивать А.С. Пушкин в романе Евгений Онегин , который был закончен в 1830 году. Главный герой - это скучающий молодой человек, эгоистичный и насмешливый, но в то же время это Онегин - современный герой . Пушкин представляет его сверхчеловеком, который мнит себя выше других, однако не может толком реализоваться. Общество не понимает его, Онегин оказывается лишним.

Сначала вся его жизнь представляет собой сплошное развлечение, однако потом светские забавы надоедают ему. Он начинает скучать, от скуки провоцирует дуэль, на которой убивает молодого поэта Ленского. Потом решает поухаживать за уже замужней Татьяной и, скорее всего, жизнь лишнего человека закончится трагично: его вполне может вызвать на дуэль и убить муж Татьяны.

Герои времени Лермонтова

Далее этот образ развивает М.Ю. Лермонтов , который в 1840 году не стал ходить вокруг да около и назвал свой роман просто и красноречиво - Герой нашего времени , раскрыв основной смысл названия романа . Лермонтов показывает, как такой же умный, талантливый и возвышающийся над другими человек, как Онегин, становится лишним из-за тяжелых обстоятельств. Если в бедах Онегина был виноват он сам: у него были возможности для самореализации, просто он не хотел ими пользоваться, предпочитая хандрить, то Печорин, человек другой эпохи, - жертва обстоятельств и времени.

В этом романе уже описывается не либеральная александровская эпоха, а строгие годы правления Николая I, когда ужесточили цензуру и усилили контроль за обществом. У Печорина нет выбора, только служба в положении штрафного. Он пытается сам распоряжаться своей судьбой, убивает на дуэли раздражавшего его Грушницкого, но и это не спасает заложника ситуации. Образ Печорина действительно трагический - у него нет никакого выбора, никаких перспектив, а виновато в этом общество и власть.

Герой времени Гоголя

Новый образ героя времени вводит Н.В. Гоголь в поэме Мертвые души (1842 год), которая существенно отличается от предыдущих романов. Замысел Мертвых душ здесь другой. Главный герой - мошенник, обманывающий всех встречных. Но это еще и человек новой эпохи, тип, ранее не известный в русской литературе - хозяин-приобретатель.

Основная цель его жизни - накопить побольше, он собирается возвыситься над прочими за счет своего умения копить копейку (таким образом продолжается тема сверхчеловека). Однако Чичиков не считает себя лишним, ведь его замыслы очень простые и реалистичные, он не конфликтует с обществом.

Необходимость типичного героя времени

Анализируя эти произведения, а также историко-литературную ситуацию в России первой половины XIX века, можно сделать вывод, что необходимость в образе типичного героя времени возникает тогда, когда сам автор чувствует себя так или иначе неуместным в существующем обществе. Особенно выразителен в этом отношении герой Лермонтова, в котором больше всего автобиографичных черт.

Также стоит заметить, что образ героя времени - это деталь романтической литературы. К концу 1840-х годов романтизм в русской литературе плавно сходит на нет, уступая место реализму, следовательно, и лишний герой времени больше не нужен. Однако стремление авторов описывать типичные для своего времени характеры абсолютно естественно, оно сохранится в литературе вплоть до ХХ века.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Анализ «Доктора Живаго» Пастернака: двойственность и трагизм романа
Следующая тема:   «Лишние» и «странные» герои русской литературы: герой и его время

В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов мастерски рисует образ молодого человека, который принадлежит к поколению 30-х годов XIX века и в котором обобщены пороки этого поколения. Эпоха реакции в России наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя -- это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей. Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти. Характер Печорина раскрывается во взаимоотношениях с различными людьми: горцами, контрабандистами, Максим Максимычем, “водяным обществом”. В столкновениях с горцами раскрываются “странности” характера главного героя. Печорина многое объединяет с людьми Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. “Таков уж был человек, Бог его знает!” -- говорит о нем Максим Максимыч. Но цели-то Печорина сами по себе мелки, часто бессмысленны, всегда эгоистичны. В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает па путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему. В повести “Бэла” характер Печорина еще остается загадкой. Правда, Лермонтов слегка приоткрывает тайну его поведения. Печорин признается Максим Максимычу, что его “душа испорчена светом”. Мы начинаем догадываться, что эгоизм Печорина -- результат влияния светского общества, к которому он принадлежит с рождения. В повести “Тамань” Печорин вновь вмешивается в жизнь посторонних людей. Таинственность поведения контрабандистов обещала увлекательное приключение. И Печорин пустился в опасную авантюру с единственной целью -- “достать ключ этой загадки”. Проснулись дремлющие силы, проявилась воля, собранность, отвага и решимость. Но когда тайна была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, полное безразличие к окружающим людям. “Да и дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!” -- с горькой иронией думает Печорин. Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее выступают в сопоставлении его с Максим Максимычем. Штабс-капитан живет для других, Печорин -- только для себя. Один инстинктивно тянется к людям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбам окружающих. И неудивительно, что дружба их обрывается драматически. Жестокость Печорина по отношению к старику -- это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество. Социальная и психологическая мотивировка п оступков Печорина отчетливо выступает в повести “Княжна Мери”. Здесь мы видим Печорина в кругу офицеров и дворян. “Водяное общество” -- та социальная среда, к которой принадлежит герой. Печорин скучает в обществе мелких завистников, ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к этим людям, среди которых он вынужден пребывать. Лермонтов показывает, как на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родился “нравственным калекой”. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце, и твердую волю. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. Печорин научился руководствоваться лишь личными желаниями и стремлениями. Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал “нравственным калекой”? Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил молодой человек. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, -- признается он, -- лучшие мои качества, боясь насмешки, я хранил в глубине сердца; они там и умерли”. А ведь Печорин -- незаурядная личность. Этот человек возвышается над окружающими. “Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, -- писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина. -- В самых пороках его проблескивает что-то великолепное, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти -- бури, очищающие сферу духа…”Создавая “Героя нашего времени”, в отличие от прежних своих произведений, Лермонтов уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности. Перед нами реалистический роман. Писатель нашел новые художественные средства изображения лиц и событий. Лермонтов демонстрирует умение так выстраивать действие, что один герой раскрывается через восприятие другого. Так, автор путевых заметок, в котором мы угадываем черты самого Лермонтова, сообщает нам историю Бэлы со слов Максима Максимыча, а тот, в свою очередь, передает монологи Печорина. А в “журнале Печорина” мы видим героя в новом свете -- такого, каким он был наедине сам с собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда не открылся бы на людях. Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. Гениальные страницы “Максима Максимыча” оставляют глубокий след в сердце читателя. Эта повесть вызывает глубокое сочувствие по отношению к обманутому штабс-капитану ив то же время негодование в адрес блистательного Печорина. Болезнь раздвоенности главного героя заставляет задуматься над характером того времени, в котором он живет и которое его питает. Печорин сам признается, что в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Трагедия страдающего эгоиста в том, что его ум и его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем не столько его вина, сколько тяжелый крест. “Трагедия Печорина, -- писал Белинский. -- прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий”. Нельзя не сказать о том, что роман “Герой нашего времени” обладает свойствами высокой поэзии. Точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор отличают это произведение. Слог писателя отличается краткостью и остротой афоризмов. Этот слог доведен в романе до высокой степени совершенства. Описания природы в романе необыкновенно пластичны. Изображая ночной Пятигорск, Лермонтов сперва описывает то, что замечает в темноте глаз, а затем -- слышит ухо: “Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловеще облачко; месяц поднимался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрыпом нагайской арбы и заунывным татарским припевом”. Лермонтов, написав роман “Герой нашего времени”, вошел в мировую литературу как мастер реалистической прозы. Молодой гений раскрыл сложную натуру своего современника. Он создал правдивый, типический образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. “Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!” -- говорит всем содержание книги. Роман “Герой нашего времени” стал зеркалом жизни России 30-х годов, первым русским социально-психологическим романом.