Театральные представления. Бесплатные московские театры

Таланты и поклонники

А.Н. Островский.

Театр им. В. Маяковского

Режиссер – Миндаугас Карбаускис

Молодой худрук Маяковки литовец Миндаугас Карбаускис, взявший курс на обновление вверенного ему театра, не стал переписывать текст, не стал перемещать своих героев в другие эпохи. «Таланты и поклонники» - о театре, о том фанатичном служении, которое, с одной стороны, приносит счастье, а с другой толкает на жертвы и, может быть, на предательство.

Игорь Костолевский сыграл своего князя Дулебова, неумного ухажера юной Негиной, заносчивым самовлюбленным снобом, купающийся в каждой своей интонации, в каждом шаге. Светлана Немоляева превратила свою Негину-старшую в трагикомическую старуху, в которой за суетливостью и настороженностью, можно разглядеть не очень счастливую, знающую цену жизни и горю, женщину, мать, свои нереализованные мечты старающуюся воплотить в талантливой дочери. Саму Негину сыграла приглашенная Ирина Пегова – звезда фильма «Прогулка», одна из любимых актрис Карбаускиса. Ее героиня – не роковая соблазнительница, а живая импульсивная, горячая девочка, настоящая актриса, которой подлинное счастье приносит только сцена. В финале она скользит по поворотному кругу, почти взлетая от счастья.

Маленькие трагедии

А.С. Пушкин

Театр «Сатирикон»

Режиссер – Виктор Рыжаков

Такой знакомый текст Пушкина здесь звучит непривычно – с ним играют, его разрушают и собирают вновь. В спектакле Виктора Рыжакова играют молодые – здесь нет героев, есть общие судьбы, архетипические ситуации, раскиданные на всех – на дворовых мальчиков и девочек в серых пальто, собравшихся во дворе панельного дома на танцы. Рыжаков сделал из «Маленьких трагедий» настоящий коллаж – в «Пир во время чумы» вдруг вторгается «Каменный гость», а в него – «Скупой рыцарь». Такое ощущение, что в «Маленькие трагедии» пытаются играть те, кто пережил двадцатый век – с его войнами и потрясениями.

Вместе с молодыми играет Константин Райкин – его скупой рыцарь кажется не скаредным хищным старцем, а загнанным растерянным обломком иной эпохи – он испуганно корчится над своим богатством, но бездушные руки мальчиков в серых пальто перехватывают его реплики и водят его ладонью, будто это безвольная марионетка. Мрачный и стильный коллаж «Сатирикона» венчает сцена из пушкинского «Фауста» - текст бежит по экрану, а под энергичную музыку артисты сервируют стол – длинный, на всю сцену. Безупречный банкет без единой души становится главной метафорой спектакля.

Дядя Ваня

А.П. Чехов

Театр им. Вахтангова

Режиссер – Римас Туминас

Римас Туминас поставил «Дядю Ваню» по-литовски мрачно. На большой черной сцене – остатки разваливающей усадьбы – порталы, никчемная потрескавшаяся статуя льва - такие обычно ставили перед входом или в саду. Никакого внутреннего убранства или уюта – сбоку стоит рабочий верстак, в центре – заржавевший плуг, есть еще продавленный облезлый диван. Дядя Ваня и Соня смотрят на молчащее небо сквозь закопченное стеклышко – ждут, предчувствуют стихию, грозящую смести с земли былую жизнь.

Туминас не стал растворяться в «чеховской» атмосфере, изгнав из пьесы навязываемую ей сентиментальность и многозначительность. Своим героям он прибавил эксцентричности – того гротеска, который укрупнив комическое, делает пронзительнее и трагическое. Красивый и статный Астров в исполнении Владимира Вдовиченкова страдает от своей никчемности и непонятности не меньше, чем Дядя Ваня и мало склонен к непринужденному флирту. У него все всерьез и любой ироничный диалог дается ему через силу. Профессор Серебряков в исполнении Владимира Симонова похож на надутого индюка, но в какой-то момент становится не только смешон, но и жалок, когда тело его содрогается в подагрических судорогах. Чарующая Елена Андреевна здесь превращена в холодную фарфоровую статуэтку, а сам Дядя Ваня в блестящем исполнении Сергея Маковецкого похож на так и не повзрослевшего ребенка. Он уходит в черноту сцены как в смерть с неестественной улыбкой, которую пальцами растягивает на его лице яростная Соня.

Ф.М. Достоевский

Театр им. Евг. Вахтангова

Режиссер - Юрий Любимов

В спектакле Любимов исследует современную русскую жизнь с ее поверхностным политизированным возбуждением и массово портящимся вкусом. Любимов, мастер острой формы, специалист по гротеску и сатире, решает сложный многоплановый, с тонкой психологической вязью, роман неожиданно: это музыкальная композиция, в центре которой человек – за роялем. Основа спектакля – музыка Игоря Стравинского и Владимира Мартынова, какое-то время маэстро Мартынов сам находится за инструментом. Все герои спектакля подчинены музыкальному сюжету: мелодии, звуки задают темп, эмоцию, пластический рисунок, все здесь немного марионетки, немного заводные куклы. И в первую очередь, сам Николай Ставрогин, которого высокий, странный Сергей Епишев играет, скорее, трагичным клоуном, чем философом отрицания.

Любимов выбрал из романа лишь несколько глав, не заостряя свое внимание на взаимоотношениях героев, зато много времени уделено сценам сатирического толка – когда горе-социалисты, так похожие на мошенников, суетливо решают судьбу России. Любимов, в свойственной себе манере, не стесняется публицистики – для его театра всегда были характерны злободневные шутки площадного толка. Фразу «А знает Липутин» произносят здесь, намеренно разбивая фамилию на слоги, что вызывает неизменный смех в зале, а вместо «Боже, царя храни» вдруг запевают современный гимн – как будто случайная ошибка.

Русский человек на rendez-vous

И.С. Тургенев

Театр «Мастерская П. Фоменко»

Режиссер - Юрий Буторин. Художественный руководитель постановки – Евгений Каменькович.

Спектакль по повести Ивана Тургенева «Вешние воды», хоть и поставлен молодыми силами театра, по своей стилистике – плоть от плоти знаменитой Мастерской. Здесь умеют работать со словом, здесь внимательны к тексту, и почти каждая реплика может стать поводом к игре, к изящному театральному фокусу.

В самом начале главный герой – Дмитрий Санин в исполнении молодого актера Федора Малышева одевает пальто, очки, шляпу, горбится и превращается в старика, вспоминающего юность. Потом скидывает все это, расправляет плечи и становится порывистым юношей, прогуливающимся по Франкфурту в ожидании Дилижанса. Случайно познакомившись с юной итальянкой Джеммой, он входит в дом ее матери и быстро становится женихом. Итальянская жизнь в спектакле «фоменок» подана с шутливым гротеском – шумная, как и полагается итальянской матроне, мать вставляет в пышную прическу настоящую гроздь винограда, а когда волнуется, незаметно отщипывает по ягодке. А пожилой приживал, темпераментный, лукавый и обидчивый, проявляет повадки несостоявшегося оперного гения. С течением времени спектакль дрейфует от мажора к минору – Тургенев, используя личный опыт, написал о тягостном рабстве потерявшего свою юную беспечность героя. Санин, опутанный чарами хищной Марьи Полозовой, добровольно отказывается от счастья, превращаясь в потасканного неприкаянного неудачника. Правда, мрачный пессимизм настолько не в природе Мастерской, что и здесь лирическая, с усмешкой, меланхолия, сглаживает трагедию.

Ф.М. Достоевский

Московский театр юного зрителя

Режиссер – Ирина Керученко

Достоевский написал повесть, но ее очень полюбили в театрах – «Кроткую» ставят достаточно часто, история знает знаменитую постановку Льва Додина во МХАТе с Олегом Борисовым в главной роли. Казалось бы, легенда, которую очень хорошо помнят многие театралы постарше, должна была отпугнуть от этого произведения молодых. Но нет – в маленьком питерском театре «Особняк» «Кроткую» блестяще играет Дмитрий Поднозов, а на малой сцене московского ТЮЗа ее поставила ученица Камы Гинкаса Ирина Керученко. Героя-рассказчика сыграл один из лучших актеров поколения сорокалетних Игорь Гордин.

Малая сцена ТЮЗа – это белая комната, пугающая своей лабораторной белизной. Неуютное пространство заполнено старинными предметами – огромный сундук, небольшая конторка, за которой ведет свои дела ростовщик. Бледное лицо без единой кровинки, нервная кривая усмешка, маска холодного безразличия и тяжелое презрение внутри – кажется, что он презирает людей, но очень скоро станет ясно, что, в первую очередь, он презирает себя.

«Кроткую» иногда ставят как моноспектакль – ведь повествование в рассказе ведется от единого лица, а саму героиню обычно воспринимают как жертву, лицо страдательное. Керученко придумала иной расклад сил: здесь героиня в исполнении Елены Ляминой, хоть и выглядит поначалу тихоней, но характер ее, в отличие от мечущегося испуганного ростовщика, цельный и крепкий.

Окна в доме забиты картоном, ростовщик проделывает небольшую дырку, чтобы подглядывать исподтишка за обидевшим его миром, а героиня, почувствовав неминуемую гибель, разрывает картон в клочья и застывает под хлынувшим на нее потоком света.

Три сестры

А.П. Чехов

Малый драматический театр

Режиссер – Лев Додин

Если в «Пьесе без названия» по раннему опыту Чехова было много джаза, страсти, томления, фейерверка, а в аскетичном «Дяде Ване» пронзительного, порой сентиментального, трагизма, то «Трех сестер» Додин поставил жестко и лаконично.

На сцене фасад дома – за большими проемами окон семейство готовится к празднику, но веселья как будто и нет. Постепенно этот фасад будет двигаться вперед, к авансцене, будто изживая людей из своего пространство. Чеховским сестрам останется лишь узкая полоска черной сцены.

Герои Чехова здесь заранее знают о том, что жизнь проиграна. Немолодой Тузенбах в исполнении Сергея Курышева трогателен, нелеп, но его философским фантазиям о будущем совсем не свойственен оптимизм. Наташа здесь, традиционный оппонент интеллигентных сестер, энергично и хамовато захватывающая пространство, здесь совсем не такая: она как будто еще одна сестра. Ее юная надежда на новую жизнь быстро гаснет, при своем нервном аморфном, апоплексического телосложения, муже, она кажется единственной опорой семьи, Андрей – будто еще один ребенок, как Бобик и Софочка.

Сами сестры уже в самом начале не испытывают никаких иллюзий – даже юная Ирина, произнося хрестоматийный текст о будущем, совсем не похожа на мечтательницу. Все трое они, стиснув зубы, живут из-за упрямства, повторяя слова о Москве скорее как мантру, чем как надежду, в которую верят.

«Три сестры» в версии Додина, может быть, один из самых пессимистических чеховских спектаклей, впрочем, Чехову-скептику, такой беспощадный взгляд на жизнь показался бы близким.

Анна Банасюкевич

Первые театральные постановки ставили когда-то прямо на улице. В основном, представления устраивали бродячие артисты. Они могли петь, танцевать, надевали различные костюмы, изображая зверей. Каждый делал то, что у него получалось лучше всего. Новый вид искусства постепенно развивался, актеры совершенствовали свое мастерство.

Первый театр в мире

Слово «театр» в переводе с греческого означает место для проведения зрелищ и само зрелище. Первое подобное культурное заведение, предположительно, возникло в Греции. Произошло это в V-IV веках до н. э. Эта эпоха получила название «классической». Для характерны гармония и баланс во всех элементах и составляющих. Древнегреческий театр появился благодаря поклонению различным богам.

Театр Диониса - это самое старое театральное сооружение. Бог виноделия, растительности и природы высоко почитался древними греками. Дионису посвящали культовые обряды, которые постепенно переросли в настоящие трагедии и комедии. Ритуальные празднества превратились в настоящие театральные действа. Сооружение представляло собой пространство под открытым небом. Зрители изначально располагались на деревянных местах. настолько почиталось в Древней Греции, что неимущим гражданам власти давали деньги на спектакли. Запрещено было смотреть постановки замужним женщинам.

Первый храм искусств имел три основные части:

  • орхестру - на ней выступали танцоры и хор;
  • зрительный зал - располагался вокруг орхестры;
  • здание скены, где располагались комнаты для артистов.

Занавеса и привычной сцены не было, а все женские роли играли мужчины. Актеры за один спектакль несколько раз меняли роль, поэтому должны были отменно танцевать и петь. Облик актеров меняли при помощи масок. Рядом с сооружением находился храм Диониса.

Античный театр заложил основы и сущность современного. Самым близким по жанру можно назвать театр драмы. Со временем появлялось все больше различных жанров.

Театральные жанры

Театральные жанры в современном мире так разнообразны. Это искусство синтезирует в себе литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. Они выражают различные эмоции и ситуации. Человечество постоянно развивается. В связи с этим появляются разнообразные жанры. Они зависят от страны, в которой зарождаются, от культурного развития населения, от настроения зрителей и их запросов.

Перечислим некоторые виды жанров: драма, комедия, монодрама, водевиль, феерия, пародия, мим, фарс, моралите, пастораль, мюзикл, трагикомедия, мелодрама и другие.

Жанры театрального искусства не могут конкурировать между собой. Они интересны каждый по-своему. Зрители, которые любят театр оперы, с не меньшим удовольствием посещают театр комедии.

Самые популярные виды театральных жанров - это драма, комедия, трагикомедия, мюзикл, пародия и водевиль.

В драме можно увидеть и трагические, и комические моменты. Здесь всегда очень интересно наблюдать за работой актеров. Роли такого жанра непростые и легко вовлекают зрителя в сопереживание и анализ.

Комедийные постановки имеют основную цель - вызвать смех у зрителя. Для высмеивания тех или иных ситуаций актеры также должны хорошо постараться. Ведь зритель должен им поверить! Комедийные роли играть так же сложно, как и драматические. Элемент сатиры при этом облегчает просмотр спектакля.

Трагедия всегда связана с конфликтной ситуацией, о которой и рассказывает постановка. Этот жанр был одним из первых, появившихся в Древней Греции. Так же, как и комедия.

Мюзикл имеет много поклонников. Это всегда яркое действие с танцами, песнями, интересным сюжетом и долей юмора. Второе название этого жанра - музыкальная комедия. Он появился в США в конце 19-го века.

Разновидности

Виды театров напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них. Хотя они выражают не столько жанр, сколько форму актерской игры. Перечислим некоторые из них:

  • оперный;
  • драматический;
  • детский;
  • авторский;
  • театр одного актера;
  • театр света;
  • музыкальной комедии;
  • театр сатиры;
  • театр поэзии;
  • театр танца;
  • эстрадный;
  • театр роботов;
  • балетный;
  • театр зверей;
  • театр инвалидов;
  • крепостной;
  • театр теней;
  • театр пантомимы;
  • театр песни;
  • уличный.

Театр оперы и балета

Опера и балет появились в Италии в эпоху Ренессанса. Первый появился в Венеции в 1637 году. Балет сформировался как отдельный театральный жанр во Франции, преобразовавшись из танцев при дворах. Очень часто эти виды театров объединяют в одном месте.

Опера и балет проходят в сопровождении симфонического оркестра. Музыка становится неотъемлемой частью этих постановок. Она передает настроение, атмосферу всего происходящего на сцене и подчеркивает выступления актеров. Оперные певцы работают голосом и эмоциями, а артисты балета передают все посредством движения. Театры оперы и балета - это всегда красивейшие театральные заведения. Их располагают в богатейших городских зданиях с уникальной архитектурой. Роскошная обстановка, красивый занавес, большие оркестровые ямы - так выглядит это изнутри.

Драматический театр

Здесь главное место отводится актерам и режиссеру. Именно они создают характеры персонажей, перевоплощаясь в необходимые образы. Режиссер передает свое видение и руководит коллективом. Театр драмы называют театром «переживаний». К. С. Станиславский писал свои работы, изучая работу драматических актеров. В драматических театрах ставят не только спектакли - пьесы со сложными сюжетами. Театр драмы включает в свой репертуар комедии, мюзиклы и другие музыкальные спектакли. Все постановки основываются только на драматической литературе.

Театр на любой вкус

Музыкальный театр - место, где можно посмотреть любое из театральных действий. В нем ставят оперы, комедии, оперетты, мюзиклы и все те представления, в которых есть много музыки. Здесь работают артисты хора и балета, музыканты и актеры. Музыкальный театр объединяет в себе театр оперы, балета, театр оперетты. Любой вид театрального искусства, связанный с эстрадной или классической музыкой, может найти своих поклонников в этом театре.

Кукольный театр

Это особое место. Здесь окунаешься в мир детства и радости. Оформление здесь всегда красочное, привлекающее внимание самых маленьких зрителей. Театр кукол зачастую становится первым театром, в который попадают дети. И от того, какое впечатление он произведет на неискушенного зрителя, зависит будущее отношение малыша к театру. Разнообразие театральных действий строится на использовании кукол различного типа.

В последнее время актеры-кукловоды не прячутся за ширмами, а взаимодействуют с куклами на сцене. Эта идея принадлежит известному С. В. Образцову. Он надевал на руку перчаточную куклу по имени Тяпа и великолепно играл на сцене миниатюры, выступая в роли его отца.

Истоки этого вида театра находятся далеко в Древней Греции. Создавая куклы для обрядов, люди не знали, что это перерастет в настоящее искусство. Театр кукол - это не только приобщение к искусству, но и метод психологической коррекции для самых маленьких.

Театр комедии

Объединил в себе актеров, которые умеют петь и танцевать. Они должны легко вживаться в комедийные образы и не бояться быть смешными. Очень часто можно увидеть «Театры драмы и комедии», «Театры музыкальной комедии». Объединение нескольких жанров в одном театре не мешает сохранять его колорит. Репертуар может включать оперетты, сатирические комедии, мюзиклы, драмы, музыкальные постановки для детей. В театр комедии люди ходят с удовольствием. Зал всегда полный.

Эстрадный театр

Пополнил виды театров относительно недавно. И сразу полюбился зрителю. Первый театр эстрады появился в середине прошлого столетия. Им стал театр в Ленинграде, который открыли в 1939 году. В 2002 году его назвали «Театр эстрады им. А. И. Райкина». Эстрадные артисты включают в себя современных певцов, танцоров, ведущих. Артисты эстрады - это звезды шоу-бизнеса, танцоры и шоумены, как их теперь называют.

В театрах эстрады часто проводят сольные концерты, концерты, посвященные каким-либо памятным датам, играют постановки современных авторов. Здесь проводят концерты юмористы, ставят спектакли-комиксы, постановки на классические произведения. Подобные спектакли может предлагать музыкальный театр.

Театр сатиры

Очень любим зрителями! Со времени своего появления он отображал жизнь горожан, показывал все недостатки и высмеивал их. Актеров всегда знали в лицо, они прекрасно исполняли комические роли не только на сцене, но и в кино. Театры сатиры всегда были в первых рядах тех, кому запрещали ставить те или иные постановки. Это было связано с цензурой. Высмеивая отрицательные стороны поведения человека, нередко можно было переступить грань дозволенности. Запреты только привлекали ещё больше зрителей. Великолепные актеры театра сатиры, которые хорошо известны: А. А. Миронов, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Михаил Державин, Александр Ширвиндт. Благодаря этим людям театры сатиры стали любимы зрителями.

Со временем появляются виды театров, которые либо уже давно забыты, либо совершенно не похожи на что-либо существующее.

Новые веяния

Новые виды храмов искусств удивляют самого искушенного зрителя. Не так давно в Польше появился первый Театр роботов. В нем играют актеры-роботы, которые передают свои эмоции глазами и жестами. Постановки рассчитаны пока на детскую аудиторию, но руководители проекта намерены постоянно расширять репертуар.

Летом театральные постановки выходят на улицу. Это уже стало традицией. В этом году многие фестивали проходили под открытым небом. Прямо возле театров сооружались небольшие сцены, на которых полноценно отыгрывали спектакль. Даже артисты оперы и балета уже выходят за рамки театра, чтобы привлечь как можно больше зрителей.

Нет другого города в мире, где театральная жизнь настолько насыщенна… В Нью-Йорке или Лондоне, например, хороших драматических постановок бывает от силы 2-3 за весь театральный сезон, и идут они как антрепризы, каждый день в течение сезона, а потом снимаются из репертуара театра. В Москве в некоторых театрах есть спектакли, идущие годами и которые, как хорошее вино, становятся только лучше, оттачиваясь до безупречного исполнения… Если Вы любите театр, и Мастерская Петра Фоменко для Вас не пустой звук, то список спектаклей, предлагаемый мной ниже, однозначно для Вас. Если Вы смотрели некоторые из рекомендованных ниже спектаклей, и они Вам понравились, то остальные с большой вероятностью тоже будут в Вашем вкусе, и тогда это руководство к действию. Если Вы смотрели все эти спектакли, и они Вам понравились, то нам с Вами, наверное, просто будет приятно, что наши вкусы сходятся.

Если Вы никогда не ходили в театр, но решили восполнить пробел или произвести впечатление на девушку или молодого человека, то этот список тоже для Вас . Смело идите на любой из этих спектаклей, и сильные впечатления и темы для дискуссий Вам обеспечены на весь оставшийся вечер. Возможно, кому-то выбор покажется слишком «классическим», и Вы правы – это мои личные предпочтения: мне не близок эпатаж в театральном искусстве. И еще я люблю, когда в пьесе сильное все: и режиссура, и игра актеров, и сценография, и сама пьеса с диалогами и сюжетной линией.

Итак 35 лучших спектаклей на 9 театральных площадках города Москвы .

Начну со своего любимого театра — МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО . Основатель театра Петр Фоменко умер в 2012 году, но как истинный visionary («провидец», англ.яз. — прим.ред ), он не только подготовил себе замену (Евгения Каменьковича), но и 3 поколения актеров, тем самым обеспечив преемственность в качественных постановках на годы вперед… В этом театре смотреть можно все подряд, но есть то, что абсолютно must-seе.

Спектакли с участием 1-го поколения «фоменок» (Полина и Ксения Кутеповы, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова)

1. «Волки и овцы» . 5 часов классики Островского, при этом вы не захотите, чтобы спектакль заканчивался. До сих пор не понимаю, как Фоменко удавалось ТАК ставить классику…

2. «Война и мир» . Начало романа. Толстого ставить не просто, но вы получите искреннее удовольствие от спектакля.

3. «Семейное счастье» . Еще один спектакль по Толстому… Смотрится на одном дыхании.

4. «Театральный роман» . Ознакомление с биографией Булгакова или хотя бы с историей взаимоотношения его «Белой Гвардии» и МХАТа для полного осмысления спектакля обязательно! Только тогда вы будете понимать сюжет полностью и смеяться весь спектакль. Спектакли с участием 2-го поколения «фоменок» («поющая» Полина Агуреева)

5. Одна абсолютно счастливая деревня . Это, наверное, единственный спектакль, который идет уже годами, а на него по-прежнему нет билетов в свободной продаже… Полина Агуреева бесподобна.

6. Бесприданница . Стоит посмотреть хотя бы ради пения Агуреевой… Если вам понравился «Жестокий романс» — эта версия Островского вам однозначно понравится. Спектакль с участием 3-го поколения «фоменок»

7. Русский человек на rendez-vous . Тургенев смотрится как захватывающая романтическая драма в кино… Критики в данном спектакле обращают внимание на Серафиму Огареву – исполнительницу роли Джеммы, но я лично прочу большое будущее другой главное героине и актрисе ее исполняющей — Екатерине Смирновой. В этой рыжеволосой актрисе столько драйва и жизни!!!

Олег Табаков, как и Петр Фоменко, тоже старается предоставить площадки театра разным режиссерам и разным по своей «маститости» актерам. И, хотя, большинство женских ролей спектаклей основной сцены отдается его супруге Марине Зудиной, мой выбор падает на спектакли без ее участия.

8. Новый американец. Прекрасный и смешной спектакль в постановке Петра Штайна по «ассорти» произведений Довлатова, где в главной роли играет Дмитрий Брусникин, а ансамбль дополняют Александр Семчев, Дарья Юрская, Игорь Верник, Евгений Киндинов.

9. Господа Головлевы. Смотреть из-за потрясающей игры Евгения Миронова – той игры, из-за которой я считаю его лучшим живым актером нашей страны. Это единственный спектакль в постановке «эпатажного» Кирилла Серебрянникова в моем списке.

10. Белая гвардия . Хорошая постановка хорошей пьесы с хорошими актерами. Режиссер – Сергей Женовач, который по причине наличия собственного театра (Студия Театрального Искусства) теперь редко ставит где-то за его пределами, поэтому посмотреть его работу с целой плеядой прекрасных актеров, огромной удовольствие.

11. Крейцерова Соната. Лучшая работа Михаила Пореченкова в театре. На мой скромный взгляд.

12. Пролетный гусь . Приготовьте носовые платочки. Плачут все. Очень грустный спектакль в постановке грустной Марины Брусникиной. Если у вас плохое настроение, после просмотра оно испортится еще больше… Для меня лично постановки Марины Брусникиной в принципе воспрещены – уж слишком они депрессивно-грустные…

13. №13. Безумно смешная английская комедия. Если хочется посмотреть комедию, то №13 – лучший выбор из всего списка. Повеселитесь в компании с прекрасным Евгением Мироновым.

14. Конек-Горбунок . Отличный музыкальный спектакль с Ириной Пеговой в роли царь-девицы. Дети и взрослые будут в восторге!

В этом театре любой спектакль, созданный тандемом Кама Гинкас (режиссура) – Сергей Бархин (сценография), уже стоит того, чтобы его посмотреть. Если к тандему еще присоединяется композитор Леонид Десятников, впечатление еще больше усиливается. Начните с трилогии постановок по Чехову Черный Монах-Дама с Собачкой-Скрипка Ротшильда в любом порядке.

15. Дама с собачкой . Лирическая и всем знакомая история. Идеально для свиданий. Отдельно стоит отметить сценографию.

16. Черный монах . Лучший из трилогии. Актерский дуэт Сергей Маковецкий – Игорь Ясулович получил за этот спектакль государственную премию. Заслуженно. Спектакль будоражит и долго-долго «не отпускает».

17. Скрипка Ротшильда . На меня произвел чуть меньшее впечатление, чем «Черный монах», но посмотреть стоит. Сценография Бархина выше всех похвал, игра Игоря Ясуловича впечатляет не меньше.

18. К.И. из Преступления . Спектакль одного актера. Вернее, одной актрисы. Катерина Ивановна в исполнении Оксаны Мысиной – совершенный «взрыв мозга и восприятия» — невероятный накал и уровень мастерства…

19. Медея . Игра незнакомой для меня исполнительницы роли Медеи стала откровением. Совсем молодым мамам лучше не смотреть.

20. Кроткая. Игорь Гордин получил в 2011 г. за роль в этом спектакле «Золотую Маску» за лучшую мужскую роль. Я смотрела его в десятке других спектаклей, и не мне кажется хорошим стабильным, но «ничегоособого» актером… Шла смотреть спектакль с любопытством. Возможно, с ним хорошо поработала режиссер спектакля, возможно, он накопил критическую массу мастерства, но своей игрой в этом спектакле для меня он вошел в плеяду актеров, ради которых уже можно в будущем идти смотреть спектакли… Пьеса Достоевского для меня была новой, и вкупе с потрясающей игрой Гордина произвела на меня такое впечатление, что после спектакля какое-то время я вообще не могла говорить…

Не очень люблю этот театр, но периодически в нем ставят шедевры.

21. Осенняя соната . Сильнейшая игра лучшей актрисы театра Марины Нееловой, которая в связи с постоянны проживанием во Франции редко появляется на российской сцене. Спектакль (пьеса Бергмана) обеспечит сильнейшие переживания тем женщинам, у кого есть проблемы с взаимопониманием со своими мамами или взрослыми дочерями.

22. Пять вечеров. Одновременно спектакль поставили в нескольких театрах Москвы, но исполнение Сергея Гармаша мне понравилось больше всего. Стоит сходить ради его игры и Евгении Симоновой как “supportingactress” (актриса второго плана — англ.яз.,прим.ред. )

23. Скрытая перспектива. Чулпан Хаматова в главной роли уже обеспечивает статус “mustsee” любому спектаклю. Успех данного спектакля по пьесе «Timestandsstill» дополняется интересной режиссерской работой израильского режиссера Евгения Арье и игрой Александра Филиппенко. Если хотите сходить на спектакль, после которого дискуссии, обсуждения, споры на «заданную тему» обеспечены, то этот спектакль однозначно обеспечит вам такую возможность.

24. Пигмалион. Классика в исполнении Сергея Маковецкого. Что может быть прекраснее и стабильнее?

Сам театр не стоил бы упоминания, если бы не возможность посмотреть на замечательную работу молодой восходящей звезды Юлии Пересильд.

25. Варшавская мелодия. Мужскую главную роль неплохо играет Даниил Страхов, но Юлия его значимо «переигрывает».

Театр не только получил Евгения Миронова в качестве руководителя, но и новую прекрасную площадку. Теперь в этом театре Миронова можно увидеть чаще, чем в других…

26. Рассказы Шукшина . Ожидаемо хороший дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. Полагаю, что «молодому поколению», не знакомому с российским бытом советских времен сама пьеса может быть не очень интересна…

27. Калигула . Внесла спектакль в список, сама еще его не посмотрев. Но Калигула в исполнении Евгения Миронова и в постановке стабильно хорошего литовского режиссера Някрошюса мне кажется беспроигрышными вариантом. Миронов получил в 2012 г. за эту роль «Золотую Максу» в номинации «лучшая мужская роль».

28. Метод Гренхольма . Любителям игры в мафию, сотрудникам HR, психологам, а также тем, кто любит необычные методы интервью смотреть обязательно! Давно не видела в театрах сочетания захватывающего сюжета (смотрится, как психологический триллер) и прекрасной игры актеров. Весь актерский «квартет» играет замечательно, особенно выделяется Чонишвили. Довольно неожиданная развязка.

Театральная реформа подарила и нового художественного руководителя — Миндаугаса Карбаускиса. Смотрите на будущее в афишах его постановки, и они будут гарантированно хорошими.

29. Мертвые души. Удивительно затесавшись среди посредственных постановок до-карбаускиской эпохи театра Маяковского, это лучшая постановка «Мертвых душ», которую я когда-либо и где-либо видела. Акценты расставлены таким образом, что поражаешься, насколько в России ничего не меняется…

Не была в этом театре, наверное, уже лет 10, до этого пересмотрев там почти все. Но уже не идут ни «Страсти по Бумбарашу», ни еще несколько спектаклей с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым… Вместе с вами попробую вернуться в старую добрую Табакерку в новом году…

30. Дьявол . Еще один спектакль, который я лично еще не видела, но сама пьеса, режиссер (говорят, талантливый ученик Сергея Женовача), актеры обещают сильнейшее впечатление от спектакля. Особенно интересно посмотреть на игру Максима Матвеева, которого мы уже успели посмотреть на киноэкранах.

СТИ (театр Сергея Женовача и единственный полностью «частный» театр города Москвы) стала для меня открытием прошлого года. До этого видела много спектаклей Женовача, но не знала, что у него появилась своя площадка. В , как и в Мастерской Петра Фоменко, смотреть можно все или почти все, но я завершу список пятью лучшими на мой взгляд спектаклями театра. Обратите внимание на «звезду» СТИ — актера Алексея Верткова.

31. Игроки . Режиссура и сценография безупречны. Продумано все до мелочей, включая оживающий бюст Гоголя в конце спектакля.

32. Мальчики . Так «разложить» не самую захватывающую тему из «Братьев Карамазовых» Достоевского, кроме Женовача, смог бы, наверное, только Петр Фоменко…

33. Захудалый род . И в этом спектакле очевидно, что Женовач – ученик Петра Фоменко и научился у него ставить классику так, что спектакль идет 4 часа, а вы не хотите, чтобы он заканчивался… Само произведение Лескова было для меня незнакомым, что сделало спектакль еще более интересным.

34. Река Потудань . Перед спектаклем кормят печеной картошкой в мундире. Единственный спектакль театра, на который действительно сложно купить билеты – продаются только «лично в руки» только в 3-е воскресенье месяца. Спектакль определен режиссером как «сокровенный разговор», играется в малом зале на 30 зрителей.

Итак, при посещении театров примерно раз в неделю, данного списка хватит как раз до конца 2013 года, с учетом летних отпусков. Приятного вам просмотра!

Александра Матвеева

Всем, кто давно не посещал театр, конечно же, лучше заранее выбрать спектакль, изучить отзывы зрителей, чтобы культурный поход не отбил охоту на ближайшие годы. Жанров и видов постановок в столичных театрах большое разнообразие. Мы собрали в обзоре лучшие спектакли Москвы, которые, по отзывам зрителей, вызвали большой интерес. В постановках задействованы известные артисты, чья игра не оставляет равнодушными никого.

Интересные спектакли в Москве. "Триптих" (Мастерская Петра Фоменко)

В Мастерской Петра Фоменко сбираются истинные ценители театрального искусства. Его масштабная постановка "Триптиха" когда-то открывала в театре Малый зал. Основа спектакля - литературные произведения Пушкина "Каменный гость", «Граф Нулин". Включены сюда сцены из "Фауста". Спектакль состоит из трех частей. Два антракта.

Первая часть постановки кажется легкой и воздушной, в режиссерском духе: сентиментальные стихи, качели и даже в стихотворной форме анекдоты. Вторая часть переносит зрителя в испанский каменный город. Зрители смущены неочевидностью: молитва, монастырь, надгробия и решетки. Третья часть необычна своей развязкой. Зрители окунаются в самое реалистичное море, и в конце вместе с актерами и сценой их накрывают шелковые волны. Такие иллюзии, метафоры впечатлят, будоражат воображение зрителя. Петр Фоменко предлагает присутствующим в зале "сойти с небес через землю в ад".

Выбирая лучшие спектакли Москвы, обратите внимание на эту постановку. В отзывах зрители подчеркивают талантливую игру актеров: Галины Тюниной, Кириллы Пирогова, Карена Бадалова.

"Евгений Онегин" (Театр им. Вахтангова, постановщик - Римас Туминасов)

В лучшие спектакли Москвы обязательно нужно включить спектакль "Евгений Онегин", который показывается на сцене театра имени Вахтангова. Постановщиком является талантливый Римас Туминасов. Знаменит режиссер и его постановка тем, что на сцене полностью ломаются стереотипы лиричности, ритмики построения фраз. Спектакль можно назвать авторским. Он раскрывает зрителю новые грани и стороны в сюжете и характере персонажей. Это спектакль-размышление-впечатление. На сцене постоянно присутствует туманная дымка, так зрителю сцены кажутся наиболее фантастичными. Здесь добродетель становится очевидной, и просвечиваются пороки русской души. Жизнь на сцене более осязаема, и с юмором воспринимаются ее негативные стороны. Главные актеры делают игру на сцене безупречной, это костяк - С. Маковецкий, М. Севриновский, В. Добронравов, Ю. Борисова, В. Вдовиченков, М. Волкова, И. Купченко, Л. Максакова, Н. Винокурова.

"Самоубийца" Сергея Женовача

Студией театрального искусства в Москве руководит Сергей Женовач. Здесь театральная сила имеет особую мощь, и, конечно же, в этом месте ставятся лучшие спектакли Москвы. По отзывам зрителей понятно, что они уже оценили постановки "Захудалый род", "Москва-Петушки", "Река Потудань". Внимание многих привлек спектакль по пьесе Эрдмана «Самоубийца".

Злободневный сюжет по характеру дерзкий, смешной, ироничный. Постановка является номинантом "Золотой маски". Спектакль - очередное размышление об образе «маленького человека», в пьесе это безработный Подсекальников. Он устал быть в семье иждивенцем и решил окончить свой жизненный путь. Самое интересное, что окружающие относятся к такому решению с симпатией.

Главную роль играет Вячеслав Евлантьев. Игра его в этой постановке была отмечена премией Станиславского. Три часа, на продолжении которых происходят действия на сцене, пролетают незаметно. Каждый, выходя из зала, ощущает в душе некое «театральное послевкусие».

"Кому на Руси жить хорошо" Кирилла Серебренникова

В рейтинг спектаклей Москвы, по отзывам зрителей, был включен спектакль, который в прошлом сезоне был премьерным в Гоголь-центре. Это «Кому на Руси жить хорошо» по Некрасову. Руководитель центра Кирилл Серебренников отличается духом бунтарства и свободы, огромной любовью к творчеству. Все его работы вызывают у зрителя неподдельные, искренние эмоции. Многие помнят громкую премьеру его «Машины Мюллера». Свою главную задачу - не оставить равнодушным зрителя - театр выполняет на отлично. В постановке по Некрасову исследуется главный вопрос - кто счастлив на Руси? Пьеса показана в разных жанрах, потрясающие хореография и мизансцены, необычайный женский вокал, роскошные костюмы, постоянный диалог - ни один зритель не остается равнодушным.

"Конармия" Дмитрия Брусникина

Очередной шедевр театра Брусникина - спектакль «Конармия» - также вошел в рейтинг спектаклей Москвы. Режиссером на этот раз выступил Максим Диденко. Мастерская Брусникина - это амбициозный и молодой театр. Спектакль «Конармия» создавался по рассказам Бабеля, тема - гражданская война. Не просто рассказывать о войне, тем более со сцены театра, но брусникинцам это удалось сделать выше всяких похвал.

Максим Диденко уже известен тем, что постоянно находится в поиске чего-то необычного, он экспериментирует с самыми разными направлениями. «Конармия» - это балет-оратория. Основной упор в постановке делается на танцы и музыку. Этот необычный спектакль о войне имеет безупречную визуальную часть. В нем отлично сочетается музыка, картинки и сценическое движение. Каждый зритель отметил необычайно красивые сцены с игрой алым цветом! Актеры показали игру высокого класса и доказали еще раз, что это одна из сложных профессий в мире.

"Борис Годунов"

Афиша спектаклей в Москве включает и удивительную постановку, прошедшую на сцене театра Ленкома. Пушкинский «Борис Годунов» интерпретирован режиссером Богомоловым по-своему. Это получился злободневный, одновременно смешной и отчаянный троллинг, где показывается современная Россия. Получился некий блокбастер в стиле богомоловских спектаклей «Карамазовы», «Идеальный муж».

Постановка вызвала неоднозначные отзывы зрителя. На сцене Александр Збруев (Борис Годунов) жует жвачку, в упор расстреливает неугодных ему подчиненных. Персонаж Игоря Миркурбанова - Григорий Отрепьев - превращается здесь в откинувшегося зэка. Несмотря на необычайную интерпретацию, пьеса смотрится фантастично и смешно одновременно. В спектакле играют также Мария Миронова, Виктор Раков, Александр Лазарев, Наталья Щукина.

"Гамлет-коллаж"

Всех шекспировских героев на сцене играет один актер Евгений Миронов, постановка эта получила название «Гамлет-коллаж». Режиссера из Канады Робера Лепажа считают звездой в театральной области. Именно ему удалось совместить на сцене два искусства - театр и цирк. Его труппа Ex Machina - современный технологичный театр. Афиша спектаклей в Москве представляет «Гамлет-коллаж» как одну из самых фантастичных постановок. Необычайные эмоции вызывают сложные декорации. Над сценой вращается большой куб, стенки его с двух сторон открыты. Они то закрываются, то раскрываются. Главный герой опускается по цирковым лонжам с него на сцену. Миронов чудесным образом перевоплощается в шекспировских персонажей: Гертруду, Гамлета, Клавдия, Горацио, Офелию, Полония и Призрака. По отзывам искушенных театралов, спектакль вызывает удивительные эмоции.

Детские спектакли в театрах Москвы

Для детей театр - необычайный, живой мир сказки. Еще Станиславский говорил, что для них играть нужно еще лучше, чем для взрослого зрителя. Приобрести билеты на спектакли в Москве не составит труда, можно организовать театральный поход на каникулах всем классом или со своей семьей. Лучшие детские спектакли на московских сценах, как показали отзывы юных зрителей:

  • «Питер Пэн» по пьесе Джеймса Барри. Спектакль проходит на сцене театра Вахтангова. Режиссер Александр Корученков поставил спектакль с молодыми актерами - студентами «Щуки». Постановка удалась на славу. Юные зрители в восторге.
  • «Пеппи - Длинный Чулок». Спектакль в театре «Вишневый сад». Рыжая маленькая озорница уже многие поколения веселит малышей, которые не перестают верить в чудо.
  • «Волшебник страны Оз». Постановка на сцене ТКЦ Мейерхольда. Театром руководит Лев Эренбург. Детские спектакли в театрах Москвы всегда пользовались большим успехом у зрителей. Чудесное, волшебное представление по сказке Баума нравится не только детям, но и многим взрослым, которые не утратили веру в чудеса.