Страхов, Валентин. Чудь, весь, вепсы и другие народы, образовавшие Русь и Россию. Чудь да меря. Таинственные аборигены Русской Земли

Дверь в царство Чуди

Открыв утвержденный Госкомстатом России перечень языков и национальностей РФ, можно узнать много интересного. Например, то, что в России живут люди, причисляющие себя к мифическому народу волшебников, - чуди.

Скорее всего, это недоразумение. Ведь, согласно преданиям севера России, этот народ ушел жить в подземелья больше тысячи лет назад. Однако в Карелии и на Урале и сегодня можно услышать рассказы очевидцев о встрече с представителями чуди. Об одной из таких встреч нам рассказал известный этнограф Карелии Алексей Попов.

Алексей, насколько правдоподобна история существования чуди, этого мифического народа?

Безусловно, чудь существовала на самом деле, а потом ушла. Но вот куда - точно не известно. Древние предания утверждают, что под землю. Причем, как ни удивительно, но об этом народе есть упоминание даже в «Повести временных лет» Нестора: «…варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары - с полян, северян, вятичей брали дань по серебряной монете и веверице (белке) с дыма». Также из летописей известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый совершил поход на чудь «и победил их, и поставил город Юрьев». Сегодня это один из крупнейших городов современной Эстонии - Тарту. В то же время на территории России существует огромное количество топонимических названий, напоминающих о некогда проживавшем здесь загадочном народе, только вот самого народа нет, как будто бы и не было никогда.

Как внешне выглядела чудь?

По мнению большинства исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей - белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края.

Вы сказали, что чудь ушла под землю…

Если обобщить многочисленные предания, то получается, что чудь спустилась в землянки, которые сама же вырыла в земле, а потом завалила все входы. Правда, землянки вполне могли оказаться входами в пещеры. А значит, именно в подземных пещерах и скрылся этот мифический народ. При этом полностью порвать с внешним миром им, скорее всего, не удалось. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в подземный мир. Воду из них они не берут никогда

А еще известны места, в которых чудь ушла под землю?

Точных мест сегодня не знает никто, известны только многочисленные версии, по которым подобные места находятся на севере России или на Урале. Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор, как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.

Сильно интересовался легендами о чуди Н. К. Рерих. В своей книге «Сердце Азии» он прямо рассказывает, как один старовер показал ему каменистый холм со словами: «Вот тут и ушла под землю чудь. Было это, когда пришел на Алтай воевать Белый царь, но не захотела чудь жить под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями…» Однако, как утверждал в своей книге Н. К. Рерих, чудь должна вернуться на землю, когда придут некие учителя из Беловодья и принесут великую науку для человечества. Якобы тогда чудь выйдет из подземелий вместе со всеми своими сокровищами. Великий путешественник даже посвятил этой легенде картину «Чудь под землю ушла».

А может быть, под чудью понимали какой-либо иной народ, потомки которого и сейчас благополучно проживают в России?

Существует и такая версия. Действительно, предания о чуди наиболее популярны как раз в местах расселения финно-угорских народов, к которым относятся и коми-пермяки. Но! Тут есть одна нестыковка: сами потомки финно-угров всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе.

Легенды, одни легенды… А есть настоящие памятники, оставленные чудью, которые можно руками потрогать?

Конечно, есть! Это, например, хорошо известная гора Секирная (краеведы ее еще называют Чудова гора) на Соловецком архипелаге. Само ее существование удивительно, ведь ледник, проходя эти места, срезал, как острым ножом, все неровности ландшафта - и больших гор здесь попросту не может быть! Так что 100-метровая Чудова гора смотрится на этой глади, как явно рукотворный объект некой древней цивилизации. В начале двухтысячных годов ученые, исследовавшие гору, подтвердили, что частично она имеет ледниковое происхождение, а частично, искусственное - крупные валуны, из которых она состоит, уложены не хаотично, а в определенном порядке.

И что же, создание этой горы приписывают как раз чуди?

Археологи давно уже установили, что Соловецкий архипелаг за столетия до прихода сюда монахов принадлежал местным жителям. В Новгороде их как раз звали чудью, соседи называли «сикиртя». Слово любопытное, потому что в переводе с древних местных наречий «схрт» - это название крупной длинной насыпи вытянутой формы. Так, стог сена вытянутой формы прямо называется «скирда». Очевидно, что и древний народ соседи называли сикиртя за их жизнь в «насыпных холмах» - домах, построенных из подручных средств: мха, веток, камней. Подтверждают эту версию и древние новгородцы - в своих летописях они отмечают, что сикиртя живут в пещерах и не знают железа.

Вы упомянули о таинственных встречах с чудью в Карелии и на Урале в наши дни. Неужели они реальны?

Если честно, я, зная множество подобных историй, всегда относился к ним с изрядной долей скепсиса. Пока в конце лета 2012 года не произошел случай, заставивший меня поверить в реальное существование в горах или под землей этого мифического народа. Дело было так. В конце августа мне пришло письмо с фотографией от одного этнографа, который в летние месяцы подрабатывает экскурсоводом на теплоходе по маршруту Кемь - Соловки. Информация была настолько неожиданной, что я связался с ним. Итак. На фото была изображена скала, в которой угадывались очертания крупной каменной двери. На мой вопрос: «Что это?» - экскурсовод рассказал потрясающую историю. Оказывается, летом 2012 года он вместе с группой туристов проплывал мимо одного из островов архипелага Кузова. Корабль шел вблизи берега, и люди с наслаждением рассматривали живописные скалы. Экскурсовод же в это время рассказывал им истории о загадочных встречах с мифической чудью-сикиртя. Вдруг одна из туристок истошно закричала, показывая рукой на берег. Вся группа тут же устремила свой взор на скалу, на которую указывала женщина.

Все действо продолжалось несколько секунд, однако туристы успели увидеть, как в скале закрывается огромная (три метра на полтора) каменная дверь, пряча за собой силуэт маленького существа. Экскурсовод буквально сорвал с шеи фотоаппарат и попытался сделать несколько снимков. К сожалению, затвор его фотоаппарата защелкал, когда оставался виден лишь силуэт каменной двери. Через секунду пропал и он. Это был первый случай массового наблюдения места входа в подземелья чуди. После этого события сомневаться в реальности существования в скалах и под землей этого легендарного народа не приходиться!

Древний народ таинственным образом исчез, оставив после себя легенды, топонимы и клады.

На Урале, и в Сибири, и на севере России, и даже на Алтае во множество преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием «чудь». Предания о чуди чаще всего рассказываются в местах, где проживают или ранее проживали финно-угорские народы, поэтому в науке было принято считать чудью финно-угров. Но проблема в том, что финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя чудь другим народом.

Н.Рерих "Чудь под землю ушла"

Когда в эти места пришли люди, проживающие здесь и поныне, чудь заживо захоронила себя в землю. Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: «…И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - Чудской берег».

Иногда также говорится, что чудь «ушла под землю», а иногда о том, что ушла жить в другие места. Но, уходя, чудь оставила много кладов. Клады эти заговорённые, «заветные»: на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют эти клады.
Что же это за народ - «Чудь белоглазая», «дивьи люди», «сирты»? Почему они избегают контактов с обычными, «наземными» людьми?


Владимир Конев "Хозяйка медной горы"


Очень многие факты говорят в пользу того, что «Чудь белоглазая» - не мифический народ, она действительно существует, видимо, как-то приспособившись к жизни под землей. Зафиксированы рассказы людей,
встречавшихся с выходцами из загадочного народа. Русский ученый А. Шренк беседовал со многими самоедами, и вот что рассказал ему один из них: «Однажды, - продолжал он, - один ненец (то есть самоед), копая яму
на каком-то холме, вдруг увидел пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал ему: «Оставь нас в покое, мы сторонимся солнечного света, который озаряет вашу страну, и любим мрак, господствующий в нашем подземелье…».

Часто заблудившиеся охотники и рыбаки встречаются с высоким седовласым стариком, который выводит их к
безопасному месту и после этого исчезает. Местные жители называют его Белым Стариком и считают одним из подземных жителей, изредка выходящим на поверхность.


На Урале рассказы о чуди в большей степени распространены в Прикамье. Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык. Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: «Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка - высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, чёрные, в косу не заплетены. Ходит по деревне и зазывает: «Приходите ко мне в гости, я пельмени варю!» Нашлось человек десять желающих, все пошли за девкой. Ушли они к Чудскому роднику, и никто больше домой не вернулся, все куда-то исчезли. Назавтра повторилось то же самое. Не из-за глупости своей попадались люди на девкину удочку, а из-за того, что обладала она какой-то силой. Гипнозом, как сейчас говорят. На третий день бабы из этой деревни решили отомстить девке. Они вскипятили несколько вёдер воды, и когда чудская девка вошла в деревню, бабы облили её кипятком. Девка побежала к роднику и запричитала: «Одэге! Одэге!» Вскоре жители Важгорта навсегда покинули свою деревню, ушли жить в другие места…»

Одэге - что означает это слово? Ни в одном из финно-угорских языков такого слова нет. Каким же этносом являлась эта загадочная чудь?

Загадку чуди с давних времён пытались разгадать этнографы, лингвисты, краеведы. Существовали разные версии о том, кто такая чудь. Этнографы-краеведы Федор Александрович Теплоухов и Александр Федорович Теплоухов чудью считали угров (хантов и манси), так как имеются документальные сведения о пребывании угров на территории Прикамья. Учёный-лингвист Антонина Семеновна Кривощёкова-Гантман не соглашалась с этой версией, потому что в Прикамье практически отсутствуют географические названия, расшифровывающиеся при помощи угорских языков; она считала, что вопрос требует дополнительного изучения. Казанский профессор Иван Николаевич Смирнов считал, что чудь - это коми-пермяки до принятия христианства, так как в некоторых преданиях говорится о том, что чудь - это «наши предки». Последняя версия получила наибольшее распространение, и большинство этнографов придерживалось до последнего времени этой версии.

Открытие на Урале в 1970-80-е годы древнейшего города ариев Аркаима и «Страны городов» Синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии о том, что чудь - это древние арии (в более узком смысле - предки индоиранцев, а в более широком - предки индоевропейцев в целом). Эта версия нашла немало сторонников среди учёных и краеведов.


Если лингвистами и ранее признавалось, что в финно-угорских языках есть много «иранизмов», то в последние годы появилось мнение, что финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт. Появилась версия о том, что названия рек Кама на Урале и Ганг (Ганга) в Индии имеют одно происхождение. Не зря и на Русском Севере (Архангельская и Мурманская области) имеются географические названия с корнем «ганг»: Ганга (озеро), Гангас (залив, возвышенность), Гангос (гора, озеро), Гангасиха (залив). Не зря географические названия на -кар (Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар и др.) никак не расшифровываются при помощи местных пермских языков (удмуртского, коми и коми-пермяцкого). По преданиям, в этих местах находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно объединённые названием Пермский звериный стиль. Да и на само искусство Пермского звериного стиля «иранское влияние» специалистами признавалось всегда.



Не секрет, что существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. В преданиях древних ариев сохранились воспоминания о полумифической прародине, расположенной где-то далеко к северу от Индии. Обитавшие в этой стране арии могли наблюдать удивительные явления. Там семеро небесных мудрецов-риши движутся вокруг Полярной звезды, которую творец Брахма укрепил в центре мироздания над Мировой горой Меру. Там обитают и прекрасные небесные танцовщицы - апсары, сияющие всеми цветами радуги, а солнце восходит и светит полгода подряд. Семь риши - это, вероятно, созвездие Большой Медведицы, а апсары - воплощение северного сияния, которое поражало воображение многих народов. В мифах эстонцев северное сияние - это павшие в битвах герои, живущие на небе. В индийской мифологии на небо могут добраться только волшебные птицы, в том числе вестник богов Гаруда. В финно-угорской мифологии Млечный путь, соединявший север и юг, именовался Дорогой птиц.

Сходство имеется и непосредственно в названиях. Например, бог у удмуртов - Инмар, у индоиранцев Индра - бог грома, Инада - праматерь; в скандинавском эпосе Имир - первочеловек; в мифологии коми имя Ёма носят и первочеловек, и болотная ведьма, в индоиранской мифологии Йима - также первочеловек; созвучно название бога также у финнов - Юмала, и у марийцев - Юмо. «Арийское влияние» проникло даже в этнонимы финно-угров: татары и башкиры удмуртов, своих соседей, называют этнонимом «ар».

Так кого же на Урале называли чудью? Если ариев, то снова возникает вопрос: почему возникла путаница с тем, кого считать чудью, и почему этноним чудь «прилип» именно и только к финно-угорским народам? Какая существует взаимосвязь между индоиранскими и финно-угорскими народами? Видимо, здесь следует вспомнить мнение Льва Гумилёва, который считал, что новый этнос, так же, как человек, рождается от двух родителей-этносов. Тогда становится понятно, почему предания называют чудь то «другим народом», то «нашими предками».

…И всё же, что кричала чудская девка, облитая кипятком? Может быть, слово «одэге» есть в индоиранских языках? Если мы откроем санскритско-русский словарь, то найдём там похожее по звучанию слово - «удака», означающее «вода». Может быть, она стремилась добежать до Чудского родника, единственного места, где могла спастись?

Чудское озеро сохранило в своем названии память о племени, которое участвовало в Ледовом побоище, но затем постепенно сошло с исторической арены.

На Урале, и в Сибири, и на севере России, и даже на Алтае во множестве преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием "чудь". Предания о чуди чаще всего рассказываются в местах, где проживают или ранее проживали финно-угорские народы, поэтому в науке было принято считать чудью финно-угров. Но проблема в том, что финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя чудь другим народом.

Когда в эти места пришли люди, проживающие здесь и поныне, чудь заживо захоронила себя в землю. Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: "...И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - Чудской берег".

Иногда также говорится, что чудь "ушла под землю", а иногда о том, что ушла жить в другие места: "У нас есть урочище Важгорт - Старая деревня. Хотя и называем деревней, а там никаких построек нет. И не видно, что там кто-то жил, но старики утверждают, что там жили древние, чудские люди. Долго, говорят, в той местности они жили, но появились пришлые, они стали притеснять старожилов, и те решили: "Нам житья не стало, надо переселяться в другие места". Собрали, говорят, пожитки, ребят за ручки взяли и сказали. "Прощай,

Старая деревня! Здесь нас не будет - и никого не будет!" И покинули деревню. Идут, говорят, расстаются с родиной и ревут. Все до одного ушли. Теперь там пусто."

«Чудные» тайны.

Но, уходя, чудь оставила много кладов. Клады эти заговоренные, "заветные": на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют эти клады: "Слуда и Шудякор - чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: "Мимо этого городища поздно вечером не ходите - кони затопчут!"

В тексте другой старинной записи в селе Зуйкаре Вятской губернии написано про "чудской клад" в Чудской горе на правом берегу Камы. Здесь растет громаднейшая, немного кривая сосна, а поодаль от нее, аршинах в четырех, стоит трухлявый пень до двух метров в диаметре. Клад этот пытались найти много раз, но когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны клонились вершинами до земли, и кладоискатели были вынуждены оставить свое предприятие. Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид "чудаков" столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли поправиться всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в чудских могилах" на кости "заживо погребенной" чуди, - мертвецы, охраняя свои клады, внезапно оживали, как только кто-нибудь приближался к их сокровищам...

В 1924-28 годах семья Рерихов находилась в экспедиции по Центральной Азии. В книге "Сердце Азии" Николай Рерих пишет, что на Алтае пожилой старовер привел их на каменистый холм и, указывая каменные круги древних погребений, рассказал: "Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами". А еще раньше, в 1913 году, Николай Рерих написал на эту тему картину "Чудь под землю ушла".

Загадки и еще раз загадки.

На Урале рассказы о чуди в большей степени распространены в Прикамье. Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык. Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: "Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка - высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, черные, в косу не заплетены. Ходит по деревне и зазывает: "Приходите ко мне в гости, я пельмени варю!" Нашлось человек десять желающих, все пошли за девкой. Ушли они к Чудскому роднику, и никто больше домой не вернулся, все куда-то исчезли. Назавтра повторилось то же самое. Не из-за глупости своей попадались люди на девкину удочку, а из-за того, что обладала она какой-то силой. Гипнозом, как сейчас говорят. На третий день бабы из этой деревни решили отомстить девке. Они вскипятили несколько ведер воды, и когда чудская девка вошла в деревню, бабы облили ее кипятком. Девка побежала к роднику и запричитала: "Одэге! Одэге!" Вскоре жители Важгорта навсегда покинули свою деревню, ушли жить в другие места..."

Одэге - что означает это слово? Ни в одном из финно-угорских языков такого слова нет. Каким же этносом являлась эта загадочная чудь?

Загадку чуди с давних времен пытались разгадать этнографы, лингвисты, краеведы. Существовали разные версии о том, кто такая чудь. Этнографы-краеведы Федор Александрович Теплоухов и Александр Федорович Теплоухов чудью считали угров (хантов и манси), так как имеются документальные сведения о пребывании угров на территории Прикамья. Ученый-лингвист Антонина Семеновна Кривощекова-Гантман не соглашалась с этой версией, потому что в Прикамье практически отсутствуют географические названия, расшифровывающиеся с помощью угорских языков; она считала, что вопрос требует дополнительного изучения. Казанский профессор Иван Николаевич Смирнов считал, что чудь - это коми-пермяки до принятия христианства, так как в некоторых преданиях говорится о том, что чудь - это "наши предки". Последняя версия получила наибольшее распространение, и большинство этнографов придерживалось до последнего времени этой версии.

Открытие на Урале в 1970-1980-е годы древнейшего города ариев Аркаима и "Страны городов" Синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии о том, что чудь - это древние арии (в более узком смысле - предки индоиранцев, а в более широком - предки индоевропейцев в целом). Эта версия нашла немало сторонников среди ученых и краеведов.

Если лингвистами и ранее признавалось, что в финно-угорских языках есть много "иранизмов", то в последние годы появилось мнение, что финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт. Появилась версия о том, что названия рек Кама на Урале и Ганг (Ганга) в Индии имеют одно происхождение. Не зря и на Русском Севере (Архангельская и Мурманская области) имеются географические названия с корнем "ганг": Ганга (озеро), Гангас (залив, возвышенность), Гангос (гора, озеро), Гангасиха (залив). Не зря географические названия накар

(Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар и др.) никак не расшифровываются с помощью местных пермских языков (удмуртского, коми и коми-пермяцкого). По преданиям в этих местах находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно объединенные названием Пермский звериный стиль. Да и на само искусство Пермского звериного стиля "иранское влияние" специалистами признавалось всегда.

Другой народ.

Не секрет, что существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. В преданиях древних ариев сохранились воспоминания о полумифической прародине, расположенной где-то далеко к северу от Индии. Обитавшие в этой стране арии могли наблюдать удивительные явления. Там семеро небесных мудрецов-риши движутся вокруг Полярной звезды, которую творец Брахма укрепил в центре мироздания над Мировой горой Меру. Там обитают и прекрасные небесные танцовщицы - апсары, сияющие всеми цветами радуги, а солнце восходит и светит полгода подряд. Семь риши - это, вероятно, созвездие Большой Медведицы, а апсары - воплощение северного сияния, которое поражало воображение многих народов. В мифах эстонцев северное сияние - это павшие в битвах герои, живущие на небе. В индийской мифологии на небо могут добраться только волшебные птицы, в том числе вестник богов Гаруда. В финно-угорской мифологии Млечный путь, соединявший север и юг, именовался Дорогой птиц.

Сходство имеется и непосредственно в названиях. Например, бог у удмуртов - Инмар, у индо-иранцев Индра - бог грома, Инада - праматерь; в коми мифологии имя Ёма носят и первочеловек, и болотная ведьма, в индоиранской мифологии Иима - также первочеловек; созвучно название бога также у финнов - Юмала, и у марийцев - Юмо. "Арийское влияние" проникло даже в этнонимы финно-угров: татары и башкиры удмуртов, своих соседей, называют этнонимом "ар".

Так кого же на Урале называли чудью? Если ариев, то снова возникает вопрос: почему появилась путаница с тем, кого считать чудью, и почему этноним чудь "прилип" именно и только к финно-угорским народам? Какая существует взаимосвязь между индоиранскими и финно-угорскими народами? Видимо, здесь следует вспомнить мнение Льва Гумилева, который считал, что новый этнос, так же, как человек, рождается от двух родителей-этносов. Тогда становится понятно, почему предания называют чудь то "другим народом", то "нашими предками".

И все же, что кричала чудская девка, облитая кипятком? Может быть, слово "одэге" есть в индоиранских языках? Если мы откроем санскритско-русский словарь, то найдем там похожее по звучанию слово - "удака", означающее "вода". Может бьпъ, она стремилась добежать до Чудского родника, единственного места, где могла спастись?

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…». Эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами.

Чудь

Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов.

Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство.

Особенно много о них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы. В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам.

Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки.

Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

В отличие от чуди, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Киевской Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием».

Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям.

Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов.

Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство.

Особенно много о них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы. В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам.

Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки.

Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

В отличие от чуди, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.