Сочинение «В чем смысл романа «Отцы и дети

Дата поступления: 21 Ноября 2012 в 17:28
Автор работы: o*************@yandex.ru
Тип: практическая работа

Скачать целиком (12.12 Кб)

Содержимое работы - 1 файл

Скачать файл Открыть файл

Эмансипация женщин в романе Тургенева.docx

- 14.46 Кб

Эмансипация женщин в романе Тургенева "Отцы и дети"

Для начала расскажу, что такое Эмансипация – это освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах. Следовательно в эмансипации женщин говорится о уравнивании в социальном положении женщин и мужчин. Кто же представляет этот термин в романе? Ими являются Кукшина, Одинцова и Арина Власьева. Почему же они его олицетворяют?

Рассмотрим Кукшину. Кукшина – это персонаж, на котором лежит тень эмансипации, философские идеи слышатся в ее речах. Но это лишь тени и призраки, Кукшина принадлежит к высшему свету, но она пуста и, в конечном счете, глупа. Она вряд ли понимает то, что читает, вынося из глубоких философских книг только названия и имена. Имя Кукшиной - поверхностность и пустота. Она – анти идеал, соединение всех тех качеств, которые мужчинам особенно неприятны. В комнате у нее беспорядок, повсюду разбросаны сигаретные окурки.Евдоксия считает себя сторонницей передовых взглядов, борется за женскую эмансипацию. Но это выражается лишь в том, что она ведет себя грубо, развязно, наравне с мужчинами пьет шампанское. Ее пальцы от табака пожелтели, а голос стали сиплым и грубым. Все это поведение обусловлено внешней непримечательностью, мягко говоря. Она добилась своей свободы только из-за того, что не была одарена внешностью, поэтому мужчины не обращали на нее внимания, следовательно, ей не от кого зависеть, и это было явным предлогом для её протеста

Одинцова – яркая представительница женского пола. Представляет собой сильную, неординарную и цельную личность. Она разительно отличается от городских дам своей уверенностью, чувством собственного достоинства, даже некоторой властностью. При В своей жизни «она много уже передумала и перечувствовала. Рано осиротевшей и оставшейся с малолетней сестрой на руках, Анне Сергеевне пришлось быстро повзрослеть и самой заняться небольшим имением, оставшимся в наследство, долгами отца и препятствиями, которые непременно всегда встречаются на пути неопытных девушек. Однако Одинцова не позволила отчаянию взять вверх. Она сама нашла выход из сложившегося положения: занялась хозяйственными делами, выписала престарелую тетку. Ради благополучия маленькой семьи Анна Сергеевна вышла замуж за богатого старика, который вскоре оставил ей хорошее наследство.

Арина Власьевна - мать Базарова. Эмансипация Арины Власьевной проявляется в её материальном достатке. Она имеет собственное поместье с 22 душами крепостных крестьян. Так же она выражается в самостоятельном выборе своего возлюбленного, не смотря на его социальное неравенство, ей не чужды предрассудки. Это показывает,что Арина не зависима от материальных благ, но в тот же время она может ими себя обеспечить. Но в ней есть психологическая зависимость от мужа и сына, обусловленная любовью, в прочем, как и у всех других.

Выше приведенные утверждения доказывают, что именно в этих героинях Тургенев изобразил эмансипированных девушек, и в каждой героине эта независимость проявляется по-разному


Краткое описание

Для начала расскажу, что такое Эмансипация – это освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах. Следовательно в эмансипации женщин говорится о уравнивании в социальном положении женщин и мужчин. Кто же представляет этот термин в романе? Ими являются Кукшина, Одинцова и Арина Власьева. Почему же они его олицетворяют?
Рассмотрим Кукшину. Кукшина – это персонаж, на котором лежит тень эмансипации, философские идеи слышатся в ее речах. Но это лишь тени и призраки, Кукшина принадлежит к высшему свету, но она пуста и, в конечном счете, глупа. Она вряд ли понимает то, что читает, вынося из глубоких философских книг только названия и имена. Имя Кукшиной - поверхностность и пустота. Она – анти идеал, соединение всех тех качеств, которые мужчинам особенно неприятны.

Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».

Тест по произведению

ЭМАНСИПЕ * émancipée . разг., шутл. Женщина, стремящаяся к равноправию с мужчинами . БАС-1В столицах я столько видел этих фам эмансипе и обманутых мужей. Водевиль 461. Ситников уже как три дня приехал с Кукшиной-эмансипе. Тург. // 30-12 573. Г-жа Шеншина, как эмансипе/, объвила, что она никаких супружеских обязанностей не признает. Тург. // 30 Письма 4 263. Она делала вид, что не понимала, а ведь все было просто: <он был> у девочек кордебалета, у веселых вдов и советских эмансипе, у закадычных дружков. И. Фаликов Трилистник. // Октябрь 1997 5 32. Динамика сюжета определялась ревностью émancipée к сопернице, которую она как можно быстрее старалась выдать замуж. РЛ 1996 1 184. Она <дочь> у меня эманципе, все у ней дураки, только она у меня одна умная. Чехов 1 15. Церковь лишь деликатно прикрывает срам современных "эмансипе". Лит. Рос. 25. 3. 1994. || В знач. нареч . Бравируя приличиями . Иногда, когда слишком разгуляются, нанимались тройки, Иван Степаныч подхватывался на руки, красавицы закутывались в шубки - и все это мчалось к "Барсову" или в "Эрмитаж", немножко "эмансипе", немножко двусмысленно, немножко скандально, но в коце концов все же бескорыстно, безвредно и весело. Н. Златовратский Устои. // ОЗ 1880 10 1 384. - Лекс. Даль-3: эманципэ; БАС-1: эмансипе/.

"эмансипе" в книгах

40. Эмансипе

Из книги Коко Шанель автора Надеждин Николай Яковлевич

40. Эмансипе Но «женщина без возраста» лишь часть открытия (именно так!) Коко Шанель. Другой, не менее значимой частью её образа была независимость и самостоятельность. Современная женщина, по мнению Коко Шанель, просто обязана быть уверенной в своих силах и успешной.Это в

Эмансипе

Из книги Закат империи. От порядка к хаосу автора Экштут Семен Аркадьевич

Эмансипе Эманципэ, или эмансипе, эманципантка - так со времён романа Тургенева «Отцы и дети», впервые опубликованного в 1862 году в февральской книжке журнала «Русский вестник», называли в России женщину, стремящуюся к равноправию с мужчинами и старающуюся его

Безумные годы эмансипе

Из книги автора

Безумные годы эмансипе После Первой мировой войны традиционная система ценностей еще больше пошатнулась. Появились даже озабоченные высказывания о кризисе цивилизации. Этот процесс нашел отражение в появлении «андрогинной», «эмансипированной» моды{615}. Силуэт женщины

Простое название романа раскрывает свой смысл в бо-гатой и сложной проблематике произведения.

В своем романе Тургенев поднимает проблему столк-новения образа мыслей разных поколений, которое мож-но рассматривать как борьбу двух социально-политичес-ких лагерей, сформировавшихся в России в 60-е годы XIX века. Демократизм и аристократизм, материализм и идеализм, целеустремленность и растерянность, новое и старое, радикализм и либерализм — автор раскрывает разные грани конфликта поколений.

И. С. Тургенев отражает в романе назревшую в обще-стве жажду перемен, свободолюбивые настроения моло-дежи, но и беспокойство, смятение и неопределенность, всегда сопровождающие переломные моменты истории. Объективная прогрессивность отмены крепостного права не стала общенациональной панацеей, не избавила от всех проблем сразу. Дворянство начинает утрачивать целост-ность и стабильность, понемногу изживает себя, а на смену еще не пришел «новый человек». Общество уже не может жить по-старому, но еще не знает, как жить по-новому.

Евгений Базаров — представитель революционно на-строенной молодежи, чей новаторский потенциал принял форму отрицания. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы ува-жением ни был окружен этот принцип», — разъясняет Аркадий Кирсанов «отцам» (Кирсановым-старшим) базаровскую точку зрения. Наиболее ярко иллюстрирует конфликт мировоззрений антагонизм Базарова и Павла Петровича. Грубоватая прямолинейность первого против вежливости и деликатности второго, простота и даже фа-мильярность против изысканности и манерности, отрица-ние любых авторитетов против приверженности «принсипам» блестяще описаны Тургеневым в сценах споров.

Но при всей кажущейся стройности базаровской сис-темы ценностей она не делает молодого нигилиста счаст-ливым. Как он сам выразился, его дело — ломать старое. Но ломать — не строить: агрессия, цинизм, презрение к людям, на мой взгляд, не могут стать фундаментом для гармоничного общества.

Тургенев затрагивает также проблему эмансипации как зарождающейся альтернативы патриархальности. Но только представительница женщин-эмансипе, Авдо-тья Кукшина, обрисована автором весьма неприглядно, скорее даже отталкивающе, Ее развязность, неряшество и грубость, недалекость суждений, самохвальство, склон-ность к выпивке — как разительно контрастирует все это с привычным нам образом «тургеневской девушки»!

Без всякой симпатии выводит писатель портрет Кук-шиной, равно как и ее товарища Ситникова. В этих пер-сонажах автор отразил проблему неверного восприятия и истолкования новых идей. В исполнении кукшиных и ситниковых любая, даже самая прогрессивная и бла-гая, идея примет уродливый и гротескный вид, исказит-ся, как отражение в кривом зеркале.

Обрисовывает Тургенев также и проблему необразован-ности народа. Устами Базарова он сетует на невежество крестьян: дескать, русский мужик, слыша гром, думает, что это по небу едет Илья-пророк. Здесь же Тургенев при-ближается к еще одной глубокой проблеме: враждебности разных сословий. Интеллигент презирает простолюдина, крестьянин боится барина... И все забывают о том, что они, прежде всего, — люди и соотечественники.

Проблема бездуховности и эгоизма, угрожающих но-вому поколению, отразилась в реплике Базарова: «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Си-дора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо?» С одной стороны, Евгений несет демократические идеи, с другой — оказывается равнодушным себялюбцем.

Не меньше внимания уделено в романе проблеме другого плана: неизбежному отдалению детей от роди-телей, особенно при несхожести во взглядах на жизнь. «Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — при-летел, захотел — улетел», — говорит Арина Власьевна, любящая мать Базарова. В описании чувств Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию также сквозит горечь непонимания, ощущение отставания от жизни. Безграничная родительская любовь — не чета ответной любви детей. Дети больше думают о себе, родители боль-ше думают о детях. Это объективная реальность — но и вечная проблема всех отцов и детей.

Роман Тургенева — кладезь проблем, поставленных автором перед своим поколением на срезе меж двух эпох. Тургенев предлагает своим читателям задуматься над этими вопросами, попытаться их решить. Однако и по сей день нет однозначного ответа ни на один вопрос, за-данный писателем.