С какими писателями дружил горький. Неизвестные факты из жизни Горького. Раннее творчество и успех

Если спросить: "Что вы думаете о творчестве Алексея Горького?", то мало кто сможет дать ответ на этот вопрос. И не потому, что эти люди не читают, а из-за того, что не все знают и помнят, что это всем известный писатель Максим Горький. А если вы решите ещё сильнее усложнить задачу, то спросите о произведениях Алексея Пешкова. Тут точно только единицы вспомнят, что это настоящая фамилия Алексея Горького. Это был не просто литератор, но и активный Как вы уже поняли, речь пойдёт о поистине народном писателе - Максиме Горьком.

Детские и юношеские годы

Годы жизни Горького (Пешкова) Алексея Максимовича - 1868-1936. Они пришлись на важную историческую эпоху. Биография Алексея Горького богата событиями, начиная с самого его детства. Родным городом писателя является Нижний Новгород. Его отец, работал управляющим пароходной компании, он умер, когда мальчику было всего 3 года. После смерти мужа мать Алёши повторно вышла замуж. Её не стало, когда ему было 11 лет. Дальнейшим воспитанием маленького Алексея занимался дед.

Будучи 11-летним мальчиком, будущий писатель уже "ходил в люди" - зарабатывал на хлеб сам. Кем он только ни работал: был пекарем, работал рассыльным в магазине, посудомойщиком в буфете. В отличие от сурового дедушки, бабушка была доброй и верующей женщиной и прекрасной рассказчицей. Именно она привила Максиму Горькому любовь к чтению.

В 1887 г. писатель попытается совершить самоубийство, которое он свяжет с тяжёлыми переживаниями, вызванными известиями о бабушкиной смерти. К счастью, он остался жив - пуля не попала в сердце, но повредила лёгкие, что стало причиной проблем с работой дыхательной системы.

Жизнь у будущего писателя была непростой, и он, не выдержав, сбежал из дома. Мальчик много бродил по стране, видел всю правду жизни, но удивительным образом смог сохранить веру в идеального Человека. Он опишет свои детские годы, жизнь в доме дедушки в "Детстве" - первой части своей автобиографичной трилогии.

В 1884 г. Алексей Горький пытается поступить в Казанский университет, но из-за своего финансового положения узнает, что это невозможно. В этот период будущий писатель начинает тяготеть к романтической философии, согласно которой, идеальный Человек не похож на Человека реального. Тогда же он знакомится с марксисткой теорией и становится сторонником новых идей.

Появление псевдонима

В 1888 г. писателя на небольшой промежуток времени арестовали за связь с марксистким кружком Н. Федосеева. В 1891 г. он решил начать странствие по России и в итоге смог дойти до Кавказа. Алексей Максимович постоянно занимался самообразованием, копил и расширял свои познания в разных областях. Соглашался он на любую работу и все свои впечатления бережно хранил, они потом появились в его самых первых рассказах. Впоследствии он назвал этот период "Моими университетами".

В 1892 г. Горький возвращается в родные места и делает первые шаги на литературном поприще как писатель в нескольких провинциальных изданиях. Впервые его псевдоним "Горький" появился в этом же году в газете "Тифлис", в которой был напечатан его рассказ "Макар Чудра".

Псевдоним был выбран не случайно: он намекал на "горькую" русскую жизнь и на то, что писатель будет писать только правду, какой бы горькой она ни была. Максим Горький видел жизнь простого народа и не мог со своим складом характера не замечать несправедливости, которая была со стороны богатых сословий.

Раннее творчество и успех

Алексей Горький активно занимался пропагандой, за что и находился под постоянным контролем органов полиции. С помощью В. Короленко в 1895 г. в крупнейшем российском журнале был напечатан его рассказ "Челкаш". Следом были напечатаны "Старуха Изергиль", "Песнь о Соколе", Они не были особенными с литературной точки зрения, но они удачно совпали с новыми политическими взглядами.

В 1898 г. вышел его сборник "Очерки и рассказы", который имел необыкновенный успех, и Максим Горький получает всероссийское признание. Пусть его рассказы не были высокохудожественными, но они изображали жизнь простого народа, начиная с самых его низов, что принесло Алексею Пешкову признание как единственного писателя, который пишет о низшем классе. В тот период он был популярен не меньше, чем Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

В период с 1904 по 1907 г. были написаны пьесы "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Дачники". Его самые ранние произведения не имели какой-либо социальной направленности, но персонажи имели свои типажи и особое отношение к жизни, что очень нравилось читателям.

Революционная деятельность

Писатель Алексей Горький был ярым сторонником марксисткой социал-демократии и в 1901 г. написал "Песнь о буревестнике", которая призывала к революции. За открытую пропаганду революционных действий он был арестован и выслан из Нижнего Новгорода. В 1902 г. Горький знакомится с Лениным, в этом же году его избрание в члены Императорской академии по разряду изящной словесности было отменено.

Писатель был и прекрасным организатором: с 1901 г. он был главой издательства "Знание", в котором печатались лучшие писатели того периода. Он поддержал революционное движение не только духовно, но и материально. Квартира писателя использовалась в качестве штаба для революционеров перед важными событиями. На его квартире в Петербурге даже выступал Ленин. После в 1905 г. Максим Горький из-за опасений ареста решил на время покинуть Россию.

Жизнь за границей

Алексей Горький отправился в Финляндию и уже оттуда - в Западную Европу и США, где собирал средства на борьбу большевиков. В самом начале его там встретили дружелюбно: писатель свёл знакомство с Теодором Рузвельтом и Марком Твеном. В Америке издаётся его известный роман "Мать". Однако позже американцы стали возмущаться его политическими акциями.

В период с 1906 по 1907 г. Горький жил на острове Капри, откуда продолжал поддерживать большевиков. В это же время он создаёт особую теорию "богостроительство". Смысл был в том, что нравственные и культурные ценности гораздо важнее политических. Эта теория легла в основу романа "Исповедь". Хотя Ленин отверг эти убеждения, писатель продолжал их придерживаться.

Возвращение в Россию

В 1913 г. Алексей Максимович возвращается на Родину. Во время Первой мировой войны он потерял веру в могущество Человека. В 1917 г. его отношения с революционерами ухудшаются, он разочаровывается в вождях революции.

Горький понимает, что все его попытки спасти интеллигенцию не встречают отклика у большевиков. Но после в 1918 г. признаёт свои убеждения ошибочными и возвращается к большевикам. В 1921 г., несмотря на личную встречу с Лениным, ему не удаётся спасти от расстрела своего друга, поэта Николая Гумилёва. После этого он покидает большевистскую Россию.

Повторная эмиграция

В связи с усилением приступов туберкулёза и по Ленина Алексей Максимович уезжает из России в Италию, в город Сорренто. Там он и завершает свою автобиографическую трилогию. В эмиграции автор находится до 1928 г., но продолжает сохранять контакты с Советским Союзом.

Он не оставляет писательскую деятельность, но пишет уже в соответствии с новыми литературными веяниями. Вдали от Родины им был написан роман "Дело Артамоновых", рассказы. Было начато обширное произведение "Жизнь Клима Самгина", которое писатель не успел закончить. В связи со смертью Ленина Горький пишет книгу воспоминаний о вожде.

Возвращение на Родину и последние годы жизни

Алексей Горький несколько раз приезжал в Советский Союз, но там не оставался. В 1928 г. во время поездки по стране ему показали "парадную" сторону жизни. Восхищённый писатель написал очерки о Советском Союзе.

В 1931 г. по личному приглашению Сталина он возвращается в СССР навсегда. Алексей Максимович продолжает писать, но в своих произведениях он восхваляет образ Сталина и всего руководства, не упоминая про многочисленные репрессии. Конечно, такое положение вещей не устраивало писателя, но в то время заявлений, противоречащих власти, не терпели.

В 1934 г. умирает сын Горького, а 18 июня 1936 г. при невыясненных до конца обстоятельствах умирает Максим Горький. В последний путь народного писателя провожало всё руководство страны. Урна с его прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Особенности творчества Максима Горького

Его творчество уникально тем, что именно в период краха капитализма он смог очень ярко передать состояние общества через описание простых людей. Ведь никто до него не описывал с такой подробностью жизнь низших слоёв общества. Именно эта неприкрытая правда жизни рабочего класса снискала ему народную любовь.

Его вера в человека прослеживается в ранних его произведениях, он считал, что человек может с помощью своей духовной жизни совершить революцию. Максим Горький сумел сочетать горькую правду с верой в нравственные ценности. И именно это сочетание делало его произведения особенными, героев - запоминающимися, а самого Горького сделало писателем рабочих.

Настоящие имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков .

Русский писатель, публицист, общественный деятель. Максим Горький родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в мещанской семье. Рано потерял родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального училища в Кунавине (ныне Канавино), пригороде Нижнего Новгорода, образование не смог продолжать из-за бедности (разорилось красильное заведение деда). М. Горький с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Горький всю жизнь напряженно занимался самообразованием. В 1884 году отправился в Казань, где участвовал в работе подпольных народнических кружков; связь с революционным движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888-1889 и 1891-1892 гг. скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).

Первая публикация – рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газете «Кавказ» 12 сентября 1892 года . В 1893-1896 гг . Горький активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всероссийскую и общеевропейскую известность имя Горького получило вскоре после выхода его первого сборника «Очерки и рассказы» (т. 1-2, 1898 ), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочеталась с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе» и др.). Символом растущего революционного движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901 ).

С началом работы Горького в 1900 году в издательстве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу издательства, организовал с 1904 выпуск знаменитых сборников «Знания», сплотил вокруг издательства крупнейших писателей, близких к реалистичному направлению (И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.

На рубеже 19-20 вв. вышли первые романы М. Горького «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900) . В 1902 в МХТ были поставлены его первые пьесы – «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904 ), «Дети Солнца» (1905 ), «Варвары» (1906 ) они определили своеобразный горьковский тип русского реалистичного театра начала 20 века, основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне» поныне сохраняется в репертуаре многих театров мира.

Вовлеченный в активную политическую деятельность в начале первой русской революции, Горький был вынужден в январе 1906 года эмигрировать (вернулся в конце 1913 ). Пик сознательной политической ангажированности (социально-демократической окраски) писателя пришелся на 1906-1907 гг., когда были опубликованы пьесы «Враги» (1906 ), роман «Мать» (1906-1907 ), публицистические сборники «Мои интервью» и «В Америке» (оба 1906 ).

Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Горького обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909-1910 ) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911 ), а также в автобиографической прозе 1910-х гг .: повестях «Хозяин» (1913 ), «Детство» (1913-1914 ), «В людях» (1916 ), сборнике рассказов «По Руси» (1912-1917 ) и др.: Горький обратился к проблеме русского национального характера. Те же тенденции отразились и в т. н. втором драматургическом цикле: пьесы «Чудаки» (1910 ), «Васса Железнова» (1-я ред. – 1910 ), «Старик» (создана в 1915 , опубликована в 1918 ) и др.

В период революций 1917 года Горький стремился бороться с антигуманистическим и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»). После октября 1917 года он, с одной стороны, включился в культурную и общественную работу новых институтов, а с другой – критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней (в ряде случаев – удачно) представителей творческой интеллигенции. Усилившиеся разногласия с политикой В. Ленина привели Горького в октябре 1921 года к эмиграции (формально она была представлена как выезд за границу для лечения), которая фактически (с перерывами) продолжалась до 1933 года .

Первая половина 1920-х годов отмечена поисками Горького новых принципов художественного мировосприятия. В экспериментальной мемуарно-фрагментарной форме написана книга «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924 ), в центре которой – тема русского национального характера и его противоречивой сложности. Сборник «Рассказы 1922-1924 годов» (1925 ) отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложненному типу героя, тяготением к необычным для прежнего Горького условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-е годы началась работа Горького над широкими художественными полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923 ), роман «Дело Артамоновых» (1925 ), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1-3, 1927-1931 ; незавершенная 4 ч., 1937 ). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932 ), «Достигаев и другие» (1933 ), «Васса Железнова» (2-я редакция, 1936 ).

Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933 года , Горький принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда советских писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов. Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Горького как одного из идеологов советского строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.

К вершинам творчества М. Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева и др.), созданных им в разное время.

18 июня 1936 года Максим Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади (урна с прахом захоронена в Кремлевской стене).

ГОРЬКИЙ, Максим (Горький, Максим; автонім: Пешков, Алексей Максимович - 28.03.1868, м. Нижний Новгород, теперь - Горький - 18.06.1939, Горки под Москвой) - русский писатель.

Алексей Максимович Пешков, который избрал себе литературный псевдоним Максим Горький, является одной из самых противоречивых фигур в русской литературе 1-ой пол. XX ст. Талантливый писатель, достойный продолжатель лучших традиций русской литературы XIX ст., мыслитель-моралист, который всегда и везде вставал на защиту Человека, оказался жертвой собственных романтических иллюзий, певцом и винтиком страшной машины идеологического террора, которая, в конце концов, уничтожила и его самого.

Горький родился 28 марта (по новому стилю) 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Пешкова. После смерти отца воспитывался в семье своего деда, который имел собственную красильню. Начальное образование Алексея составили два класса училища, которое он не смог закончить из-за недостатка средств. С тех пор будущий писатель, по его собственному признанию, вынужден был «пойти в люди», зарабатывая на пропитание нелегким трудом. Сначала он прислуживал в лавке, потом нанялся к чертежника, мыл посуду на пароходе, работал в иконописной мастерской. Летом 1884 г. Горький попытался поступить в Казанский университет, но вместо учебы «университетами» для него стала жизнь, тяжелая борьба за существование. Начались годы сложных скитаний, во время которых Горький сменил десятки профессий, пережил несколько тяжелых духовных кризисов, открыл для себя мир литературы, сблизился с революционно-народническим движением. Уже тогда его размышления о смысле жизни не были лишены внутренних противоречий, что даже подтолкнуло его в 1887 г. до попытки самоубийства. В записке, которая, к счастью, не стала посмертной, он написал: «В моей смерти прошу считать виновным немецкого поэта Гейне, который придумал зубную боль в сердце...» После револьверного выстрела Горький остался жить, но ранение спровоцировало туберкулезом, на которые он будет страдать всю жизнь. В 1888-1889 и 1891-1898 гг. Горький путешествует Российской империи (Поволжье, Ясная Поляна, Москва, Дон, Украина, южная Бессарабия, Крым, Кавказ). В этих путешествий, по словам самого писателя, его побудило «желание видеть - где я живу, что за люди вокруг меня». В 1889 году Горький был впервые арестован полицией, а после освобождения находился под наблюдением. На этот же период приходится и начало его творческой деятельности. Первая литературная публикация Горького состоялась в газете «Волжский вестник» 26 января 1885 года. Это был мелодраматический стихотворение о смерти девушки, которую против воли выдали замуж и она наложила на себя руки.

В 1889 г. состоялась встреча Горького с известным российским писателем В. Короленко, которому он показал свою поэму «Песнь старого дуба «. Несмотря на негативные отзывы на эти первые попытки, Горький продолжал писать и уже в 90-х годах XIX в. стал одним из самых значительных русских писателей. В 1892 году вышло в свет рассказа Горького «Макар Чудра». Им и принято датировать начало первого (раннего) периода творчества писателя, который условно длился до 1899 г. Небольшие рассказы, вошедшие во 2-томный сборник «Очерки и рассказы» (1898), принесли ему бешеную популярность не только в России, но и в Европе (с 1896 по 1904 гг. критическая литература о Горьком насчитывала свыше 1860 названий, а по свидетельствам современников писателя, его успех превзошел популярность Л. Толстого и Ф. Достоевского). Раннее творчество одновременно является и найдовершенішою частью творческого наследия Горького. Она, как считают, в наиболее сконцентрированной форме отразила литературные модернистские веяния эпохи и духовные и философские поиски самого писателя.

Философскую основу взглядов Горького этого периода составляет поиск нового гуманистического мировоззрения, который, по мнению писателя, должен вывести человека из состояния глубокого духовного кризиса, который охватил общество на рубеже веков, проявив себя в отрицании традиционной морали и кризисе человечности. Выход Горького усматривал в формировании активной позиции самого человека, в опираются на народные моральные основы, которые корректируют погрешности цивилизации. В философской позиции Горького этого времени много общего с Ф. Ницше. Оба они ставили человека выше Бога, в обоих прослеживаются элементы бунтарства, нигилизма. Впрочем, в отличие от Ницше, Горький шел не от Человека, а к ней, пытался морально оправдать нигилистическое бунтарство своих героев, отыскать в нем ростки природного гуманизма. Внутренний трагизм духовных поисков писателя заключался в том, что, ища пути преодоления крайнего субъективного индивидуализма Ницше, он пришел к теории коллективного, «общинного» индивидуализма.

Основная тема раннего творчества Горького - это поиск Человека («В наши дни, - писал он, - очень много людей, но нет Человека»), моральных принципов, которые будут определять достоин подражания идеал человеческой личности.

В своих ранних рассказах писатель соединил элементы реализма (социальная критика действительности, стремление к типизации) с приемами романтической поэтики: экзотические образы (босяки, цыгане, контрабандисты, мифологические и аллегорические фигуры) и пейзажи, необычные и даже экстремальные ситуации, придают произведениям фабульной остроты; четкая символика, родственная с мифологическими образами и сюжетами, ориентация на фольклорные жанры (легенда, сказка, песня).

В плоскости проблематики художественное новаторство Горького наиболее отчетливо проявилось в разработке нового типа героя - с активной, жизнеутверждающей позицией, с «солнцем в крови», сильного, гордого и красивого, способного укрепить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности...». Эта своеобразная «борьба за человека», за ее моральное самоутверждение составляет основной конфликт. Она присутствует практически во всех ранних произведениях писателя.

Творческий путь Горького принято рассматривать с рассказа «Макар Чудра» (1892). Оно открывает в прозе писателя цикл произведений, художественную основу которых составляет поэтика неоромантизма, а содержание направлено на раскрытие черт и моральных принципов, определяющих характер «настоящего» человека. Кроме «Макара Чудри», в этот цикл входят рассказы и стихотворения в прозе, в частности «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике «и др.

В композиционном плане «Макар Чудра» - рассказ в рассказе. Вмонтированную в повествование быль о романтической любви рассказывает старый цыган Макар Чудра. Героями его повествования является красавица Рада, дочь солдата Даниила, который пристал к цыганскому табору, и молодой цыган, Лойко Зобар. И Рада и Лойко более всего ценят чувство собственной независимости, они гордые и свободные, с «солнцем в крови». Они любят друг друга, но когда Совет ставит Лойко условие уступить его понятиями о мужском достоинстве и чести, признать превосходство его воли, Лойко предпочитает скорее принять смерть. Он убивает Раду и сам гибнет от руки ее отца. Таким же гордым и независимым предстает в произведении и рассказчик Макар Чудра, который решительно восстает против любых посягательств на свободу человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» («Старуха Изергиль», 1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа - старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической форме раскрывают полемику писателя с философией Ф. Ницше. Главный герой первой легенды, что воплощает образ ницшеанскому «Сверхчеловека», - Ларра, сын женщины и орла. Он убивает девушку, которая отказала ему в любви, через что люди прогоняют его, считая, что вечное одиночество будет для него самым ужасным из возможных наказаний. Герой другой легенды - Данко. В критический для народа момент он вырывает из груди собственное сердце, которым освещает дорогу посреди темного леса. Это помогает найти выход из лесной чащи, но люди быстро забывают о подвиге Данко, который спас их от гибели ценой собственной жизни.

Жизненная философия Изергиль находится как бы посередине этих двух мировоззренческих позиций. Поэтому и композиционно ее жизненная история размещена между двумя легендами. Основным содержанием жизни Изергиль была любовь - сначала к рыбалке, потом - до разбойника-гуцула, до турка - хозяина гарема и его сына, к монаху-поляка.

Одним из наиболее резонансных произведений Горького романтического цикла стал его знаменитое стихотворение в прозе «Песня о Буревестнике» («Песня о Буревестнике», 1901). «Песню о Буревестнике» он написал в Нижнем Новгороде 12 марта 1901 p., где Горький проводил революционную пропаганду среди студентов и рабочих. «Песня «вызвала бурю восторга в кругах революционно настроенной молодежи, превратившись в своеобразный гимн революции. Царская цензура запретила и «Песню», и журнал «Жизнь», в котором она была опубликована. Впрочем, проблематика произведения не такая уж и однозначная, как это пытались трактовать большевистские идеологи. Несмотря пов"язуваний с ее идейной направленностью революционный пафос, произведение, учитывая особенности мировоззрения раннего Горького, можно толковать и в других смысловых связях (горьківське видение настоящего человека, ее бунтарство против духовной косности мира). Отсюда вытекает и алегоризм образов «Песни», которые изображены по принципу контраста: на одном полюсе - идеал духовно возвышенной личности (Буревестник), а на другом - напуганные житейскими бурями людишки, воплощенные в образах чаек, гагар, пингвинов. Интересной деталью, характеризующей образ Буревестника, является сравнение его с демоном, в чем можно видеть скрытое эхо ницшеанских идей о Сверхчеловеке, которая восстает против Бога. Признаки неоромантизма в произведении такие: аллегорическая основа, обостренный эмоциональный пафос, исключительная личность в центре изображения, исключительность условий, в которых она изображена, подчеркнутость героического первоистока и т.д.

Примерно с середины 90-х pp. XIX ст. Горький начал писать цикл рассказов о т. н. «босяков» (воров, пьяниц, нищих, проституток и т.п.). Писатель считал, что они - социально отверженные, но не подавленные духом, морально богатые люди, выходцы из общественных низов, которые вобрали в себя лучшие черты народа, его психологию и мировоззрение. «Босяки были для меня, - писал Горький, - «необычными людьми»... они не жадны, не душат друг друга, не стремятся к обогащению... Меня очень привлекало в них то, что они не жаловались на свое существование.., а про приличное жизни «обывателей» говорили насмішливо, иронично, но совсем не из чувства зависти, а как бы из гордости, из осознания, что живут они бедно, а все же они лучше тех, кто живет обеспечено».

К циклу «босяцьких» рассказов вошли следующие произведения: «Емельян Пилай», «Дед Артем и Леня», «Нищенка», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и другие.

Один из лучших рассказов «босяцкого» цикла, в котором описывается история трагической жизни одного из типичных босяков конца XIX ст., - «Коновалов « (1897). Рассказ ведется от имени мальчика Максима - подручного Коновалова в пекарне, где они вместе работают на хозяина. Коновалов - мастер-«золотые руки». Кроме того, он - «стихийный» философ, человек, который задумывается над жизнью, пытается найти объяснение всем невзгодам, найти свою «точку равновесия», но ему это так и не удается.

Коновалов - человек с высокими моральными качествами, наделенная богатой, способной к сопереживанию душой. Он пытается помочь бывшей любовнице-проститутки освободиться из тисков проституции, с уважением относится к людям, но его духовным поискам недостает моральной твердости. «Ржавчина растерянности перед жизнью и яд размышлений над ним, - как замечает рассказчик, - разъедали его могучую фигуру, рожденную, к несчастью, с добрым сердцем. Таких «задумчивых» людей много в русской жизни, и все они очень несчастны, потому что тяжесть их дум побільшений слепотой их ума». Поэтому Коновалов спивается, путешествует по стране в поисках работы, делает даже попытку нелегально перейти границу и, в конце концов, попав в тюрьму, из отчаяния перед жизнью, которое, как он думает, не сложилось, прибегает к самоубийству.

На 90-е годы приходится и знакомство Горького с Украиной. Уже его первый рассказ «Макар Чудра» был навеян впечатлениями от путешествия по украине в 1891 г. Украинские впечатление или украинский материал положены в основу многих произведений писателя - «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Емельян Пилящей», «Коновалов», «Мой спутник», «На Чунгулі», «Валашская легенда» и др. В 1891 г. писатель впервые посетил Киев, а, впоследствии несколько раз приезжал на летний отдых в село Мануйловку на Полтавщине. Здесь он познакомился не только с бытом и обычаями украинского народа, но и с его литературой. В одном из писем, написанных в Мануйловке, он признавался: «Впервые я читал Шевченко еще юношей, в Казани, в конце 80-х годов... Потом, летом 97 и 98-го годов, когда жил в Мануйловке... я читал Шевченко на украинском языке крестьянам... Стихи Шевченко вообще очень мне понравились... Очень хотелось бы выдать Гулака-Артемовского, Основьяненко, Котляревского - особенно!»

В 1889 г., находясь на лечении в Ялте, Горький познакомился с А. Чеховым, А. Куприным, И. Буниным, а в следующем году в Москве встретился с Л. Толстым. Тогда же Горький начал принимать активное участие в революционном движении, его несколько раз арестовывала полиция. Угрозы новых арестов заставили его в 1906 г. эмигрировать (Германия, Франция, Америка, Италия). Революционные события 1905 г. Горький встретил одобрительно. В то же время его оценка этих событий не лишена внутренних колебаний и скепсиса в том плане, не станет ли революция стихийной силой, которая сметет все на своем пути. Сомнения писателя отразились в его тогдашней публицистике: «Исповедь», «О цинизме», «Разрушение личности». В 1913 г. Горький вернулся в Россию. Большевистскую революцию 1917 г. он поддержал, но его собственная политическая позиция относительно нее была далеко неоднозначной. В своей тогдашней публицистике («Революция и культура» и «Несвоевременные мысли») Горький осудил насилие и жестокость и выразил свой скептицизм в отношении перспектив социально-исторического развития, намеченных большевистской партией: «Больше всего меня поражает то, что революция не имеет признаков духовного возрождения человека»; «Во время погромов людей убивают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего».

В 1921 г. Горький снова покинул Россию и семь следующих лет жил в Италии, Франции, Германии, где пытался осмыслить изменения, которые происходили на его родине. В 1928 г. он вернулся в Россию, где сотрудничал с правительством большевиков. В стране сталинизма писатель активно занимался литературной и культурно-просветительской деятельностью. В 1934 г. на i съезде советских писателей его провозгласили основателем социалистического реализма - метода, который, по мнению тогдашних идеологов от культуры, должен был объединить всех художников советской эпохи. От Горького пытались скрывать истинные масштабы сталинских репрессий, в то же время именно ему принадлежит известное высказывание: «Если враг не подчиняется - его уничтожают», который стал основным лозунгом сталинской политики. В последние годы жизни писатель тяжело болел чахоткой, а 18 июня 1936 года умер. По одной из версий, его могли отравить, поскольку Сталин опасался, что Горький может открыто выступить против политики репрессий и это получит международную огласку.

Писательская судьба Горького трагическая. Осужденный большинством литераторов эмиграции, в СССР он еще при жизни был провозглашен классиком и считался основателем и идейным вдохновителем социалистического реализма. После смерти Горького долгое время считали непревзойденным гением, «хрестоматийным» литературным образцом, а в постсоветскую эпоху пытались провозгласить бездарностью и ничтожеством. Впрочем, настоящая мировоззренческая и идейная позиция Горького была далека от навязываемого ему идеологического схематизму и однолінійності, хотя она и не лишена внутренних противоречий и идейных искажений, а художественная ценность написанного им признавалась бесспорной даже его идейными противниками.

В творчестве Горького первой трети XX в. выделяют два периода. Первый, который охватывает 1899 - 1912 годы, считается наиболее тенденциозным и политически ангажированным, поскольку он связан с революционной идеологией. В это время были созданы социальные романы и повести «Фома Гордеев» (1899), «Трое» (1900-1901), «Маты» (1907), «Исповедь» (1908), «Городок Окурів» (1910), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911).

Все эти произведения, по словам одного из современных писателю критиков, «рисуют широкую картину жизни русского провинциального - со всем его бессмысленным варварством, грязью и невежеством, где лишь отдельные личности пытаются понять «смысл жизни», вырваться из топи и указать темным и угнетенным массам светлый путь». На этот же период приходится и расцвет драматургии Горького, в которой обычно нарушается та же проблематика, что и в его прозе («Мещане», 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904; «Дети солнца», 1905; «Враги», 1907 и др.).

1913 - 1936 гг. - это второй период творчества Горького, который в основном охватывает автобиографические произведения и воспоминания (автобиографическая трилогия «Детство», 1913; «В людях», 1915; «Мои университеты», 1923; роман «Дело Артамоновых», 1925; эпопея «Жизнь Клима Самгина», 1926-1936 и др.). В творчестве Горького первой трети XIX ст., как и ранее, ведущей темой остается тема гуманизма, поисков духовных основ, определяющих гуманистический идеал, «моральное лицо» «настоящего» Человека. Но общая идейная тональность этих поисков несколько меняется. С одной стороны, это проявляется в усилении морализаторских тенденций, которые особенно четко проявляют себя в драматургии Горького, а с другой стороны - в прозе более явно и неоднозначно определяются его политические симпатии и приоритеты, которые, фактически, прямо вытекающие из лозунгов и идеологии тогдашнего образца. Изменяются и художественные ориентиры Горького: в его поэтике начинает доминировать реалистический метод, который существенно потеснят романтические приемы раннего творчества.

Найприкметнішими в контексте общей идейной и художественной эволюции Горького первой трети XX в. является его драма «На дне» и роман «Мать».

«На дне» («На дне», 1902) - пьеса, которая по жанру социально-философской драмой, составляет вершину драматургии Горького. Тематически она соединена с его прозой 90-х годов и завершает в творчестве писателя цикл произведений о «босяков». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», - писал позже сам Горький. Действие происходит «на дне», как метафорически назван в драме приют для бездомных, в котором собрались представители различных социальных слоев тогдашней России. Все они отличаются по возрасту, характерам, профессиям, каждый из них по разным причинам попал на «дно» жизни, но всех их объединяет чувство собственной социальной неполноценности и иллюзорная вера в то, что, в конце концов, им удастся вырваться из тюрьмы, с которой ассоциируется для них жизнь в приюте.

В романе «Мать» («Мать», 1907-1908) Горький изображает неуклонный рост в народных массах революционного сознания. Все звенья этого процесса показаны прежде всего в связи с его главными героями - Нілівною (Пелагеей Нілівною Власовой) и ее сыном Павлом. Павел - фабричный рабочий, судьба которого изначально является типичной для людей его круга и профессии. В юноше зреет социальный протест, но следствием является лишь пьянство и агрессивное поведение. Встреча с большевистским подпольем решительно меняет сознание Павла. Со временем он становится профессиональным революционером, а после ареста по приговору суда должен быть выслан в Сибирь. Аналогичную эволюцию проходит и его мать Нілівна, которая с затурканої жизнью, слабой женщины превращается в волевого и мужественного революционера, сознательного борца с социальной несправедливостью.

Этот роман признают наиболее тенденциозным и в художественном плане довольно слабым произведением Горького.

Жизнь и творчество Горького тесно связаны с Украиной. Впервые Горький побывал в Украине в 1891 г., посетил могилу Т. Шевченко в Каневе. В 1897 г. жил в с Мануйловка, что на Полтавщине, где организовал хор и самодеятельный украинский театр. Во второй раз приезжал сюда в 1900 г. Впоследствии бывал в Одессе, Киеве, Харькове. Дружил с М. Коцюбинским. Пропагандировал и способствовал изданию произведений украинских писателей.

Произведения Горького на украинском языке переводили В. Щурат В. Гнатюк, В. Бобинський, А. Головко, П. Панч, С. Скляренко и др. Воспоминания о встрече и творческое общение с Горьким оставили П. Тычина, М. Рыльский, А. Крымский, П. Панч, С. Тудор, А. Копыленко и др. Жизнь и творчество Горького исследовали О. Белецкий, Н. Крутикова, Есть. Шабліовський, Есть. Кирилюк, М. Пархоменко, П. Колесник и др. украинские литературоведы. Пьесы Горького идут на сценах Украины. На Киевской киностудии в 1955 г. по роману «Мать», а в 1957 - по рассказу «Мальва» сняты одноименные фильмы. По поэме «Девушка и Смерть» композитор Г. Жуковский создал одноименный балет (пост. 1971). В с. Мануйловка Полтавской области был открыт музей писателя.

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде.

Отцом его был столяр-краснодеревщик. В последние годы жизни работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать происходила из семьи мещан. Её отец когда-то ходил бурлаком, но сумел разбогатеть и приобрёл красильное заведение. После смерти мужа мать Горького вскоре снова устроила свою судьбу. Но прожила недолго, умерев от чахотки.

Оставшегося сиротой мальчика забрал дед. Он учил его грамоте по церковным книгам, а бабушка прививала любовь к народным сказкам и песням. С 11 лет дед отдал Алексея «в люди», чтобы он зарабатывал на жизнь сам. Он работал пекарем, «мальчиком» в магазине, учеником в мастерской по написанию икон, посудником в буфете на корабле. Жизнь была очень тяжёлой и, в конечном итоге Горький не выдержал и сбежал «на улицу». Он много бродил по Руси, повидал неприкрытую правду жизни. Но удивительным образом сохранил в себе веру в Человека и скрытые в нём возможности. Повар с корабля сумел привить будущему писателю страсть к чтению, и теперь Алексей всячески старался её развивать.

В 1884 году пытается поступать в Казанский университет, но узнаёт, что с его финансовым положением это невозможно.

В голове Горького зреет романтическая философия, согласно которой Человек идеальный и реальный не совпадают. Он впервые знакомится с марксистской литературой, начинает заниматься пропагандой новых идей.

Творчество раннего периода

Писательскую карьеру Горький начал как провинциальный литератор. Псевдоним М.Горький впервые появится в 1892 году в Тифлисе, в газете «Кавказ» под первым печатным рассказом «Макар Чудра».

За активную пропагандистскую деятельность Алексей Максимович находился под неусыпным надзором полицейских органов. В Нижнем Новгороде печатался в газетах «Волжский вестник», «Нижегородский листок» и других. Благодаря содействию В.Короленко в 1895 году опубликовал в популярнейшем журнале «Русское богатство» рассказ «Челкаш». В этом же году были написаны «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе». В 1898 - в Петербурге выходят «Очерки и рассказы», получившие всеобщее признание. Ещё на следующий год - публикуется поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и роман « Фома Гордеев». Слава Горького возрастает невероятно, его читают не меньше чем Толстого или Чехова.

В период до первой русской революции 1905-1907 годов Горький вёл активную революционную пропагандистскую деятельность, лично познакомился с Лениным. В это время появились его первые пьесы: «Мещане» и «На дне». В 1904-1905 годах были написаны «Дети солнца» и «Дачники».

Ранние творения Горького не имели особой социальной направленности, но герои в них были хорошо узнаваемы по своему типу и одновременно имели свою «философию» жизни, что привлекало читателей необычайно.

В эти годы Горький проявляет себя и как талантливый организатор. С 1901 года он становится во главе издательства «Знание», в котором начинают печататься лучшие писатели того времени. В Московском художественном театре ставится пьеса Горького «На дне», в 1903 году она играется уже на сцене берлинского Kleines Theater.

За свои крайне революционные взгляды писатель не раз подвергался арестам, но продолжал поддерживать идеи революции не только духовно, но и материально.

Меж двумя революциями

Первая мировая война произвела на Горького крайне тягостное впечатление. Его безграничная вера в прогрессивность человеческого разума была растоптана. Писатель воочию увидел, что человек, как личность, не значит на войне вообще ничего.

После поражения революции 1905-1907 годов и в связи с обострившимся туберкулёзом Горький уезжает на лечение в Италию, где поселяется на острове Капри. Здесь он проживает семь лет, занимаясь литературным творчеством. В это время написаны его сатирические памфлеты о культуре Франции и США, роман «Мать», ряд повестей. Здесь же созданы «Сказки об Италии» и сборник «По Руси». Наибольший интерес и разногласия вызвала повесть «Исповедь», содержащая темы богостроительства, что категорически не принимали большевики. В Италии Горький редактирует первые газеты большевиков - «Правда» и «Звезда», возглавляет отдел по художественной литературе журнала «Просвещение», а также помогает издать первый сборник писателей-пролетариев.

В это время Горький уже выступает против революционного переустройства общества. Он пытается уговорить большевиков не проводить вооружённого восстания, т.к. народ ещё не готов к кардинальным преобразованиям и его стихийная сила может снести и всё лучшее, что есть в царской России.

После Октября

События Октябрьской революции подтвердили, что Горький был прав. Много представителей старой царской интеллигенции погибли во время репрессий или вынуждены были бежать за границу.

Горький с одной стороны осуждает действия большевиков во главе с Лениным, но с другой стороны называет простой народ варварским, чем, по сути, оправдывает жестокие действия большевиков.

В 1818-1819 годах Алексей Максимович ведёт активную общественную и политическую деятельность, выступает со статьями, осуждающими власть Советов. Многие его начинания задумываются именно для того, чтобы спасти интеллигенцию старой России. Он организует открытие издательства «Всемирная литература», возглавляет газету «Новая жизнь». В газете он пишет о важнейшей составляющей власти - её единстве с гуманизмом и нравственностью, чего категорически не видит в большевиках. На основании таких заявлений газета в 1918 году закрывается, и Горький подвергается нападкам. После покушения на Ленина в августе того же года писатель снова возвращается «под крыло» большевиков. Свои предыдущие выводы он признаёт ошибочными, утверждая, что прогрессивная роль новой власти значительно важнее, чем её ошибки.

Годы второй эмиграции

В связи с очередным обострением болезни и по настоятельной просьбе Ленина Горький снова едет в Италию, останавливаясь на этот раз в Сорренто. До 1928 года писатель остаётся в эмиграции. В это время он продолжает писать, но уже сообразуясь с новыми реалиями русской литературы двадцатых годов. В период последнего проживания в Италии был создан роман «Дело Артамоновых», большой цикл рассказов, «Заметки из дневника». Начато фундаментальное произведение Горького - роман «Жизнь Клима Самгина». В память о Ленине Горький издал о вожде книгу воспоминаний.

Проживая за границей, Горький с интересом следит за развитием литературы в СССР и поддерживает связи со многими молодыми писателями, но возвращаться не торопится.

Возвращение на Родину

Сталин считает неправильным, что писатель, поддерживавший большевиков в годы революции, проживает за границей. Алексею Максимовичу было сделано официальное приглашение вернуться на Родину. В 1928 году он приехал в СССР с кратковременным визитом. Для него была организована поездка по стране, во время которой писателю показали парадную сторону жизни советского народа. Впечатлённый торжественной встречей и увиденными достижениями, Горький решил вернуться на Родину. После этой поездки он написал цикл очерков «По Советскому Союзу».

В 1931 году Горький навсегда возвращается в СССР. Здесь он с головой уходит в работу над романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не успевает закончить до своей смерти.

В это же время он занимается огромной общественной работой: создаёт издательство «Academia», журнал « Литературная учёба», Союз писателей СССР, книжные серии об истории фабрик и заводов, и по истории гражданской войны. По инициативе Горького открывается первый литературный институт.

Своими статьями и книгами Горький, по сути, рисует высокий моральный и политический облик Сталина, показывая только достижения советского строя и замалчивая репрессии руководства страны по отношению к собственному народу.

18 июня 1936 года, пережив на два года сына, Горький умирает при невыясненных до конца обстоятельствах. Возможно, его правдивая натура одержала верх, и он посмел высказать какие-то претензии партийному руководству. Такого в те времена не прощали никому.

В последний путь писателя провожало всё руководство страны, урна с прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Интересные факты:

9 июня 1936 года практически уже умершего Горького оживил приезд Сталина, который приехал, чтобы попрощаться с покойным.

Мозг писателя перед кремированием был удалён из тела и передан в Московский Институт мозга для изучения.

Алексей Пешков, известный в литературном кругу, как Максим Горький, родился в Нижнем Новгороде. Отец Алексея скончался, в 1871 году, когда будущему писателю было всего 3 года, мать прожила лишь немногим дольше, оставив сына сиротой в 11 лет. На дальнейшее попечение мальчик был отправлен в семью деда по матери Василия Каширина.

Не безоблачная жизнь в доме деда заставила Алексея уже с детства перейти на свой хлеб. Добывая пропитание, Пешков работал рассыльным, мыл посуду, выпекал хлеб. Позже будущий писатель расскажет об этом в одной из частей автобиографической трилогии под названием «Детство».

В 1884 году юный Пешков стремится сдать экзамены в Казанский университет, но безуспешно. Трудности в жизни, неожиданная смерть родной бабушки, которая была добрым другом Алексея, приводят его к отчаянию и попытке самоубийства. Пуля не задела сердце юноши, но этот случай обрек его на пожизненную дыхательную слабость.

В жажде изменений государственного устройства, молодой Алексей связывается с марксистами. В 1888 году его арестовывают за антигосударственную пропаганду. После освобождения будущий писатель занимается странствованием, называя данный период жизни своими «университетами».

Первые шаги творчества

С 1892 года, возвратившись в родные места, Алексей Пешков становится журналистом. Первые статьи молодого автора публикуются под псевдонимом Иегудиил Хламида (с греческого плащ и кинжал), но вскоре писатель придумывает себе другое имя - Максим Горький. Словом «горький» писатель стремиться показать «горькую» жизнь народа и желание описывать «горькую» правду.

Первым произведением мастера слова стал рассказ «Макар Чудра», опубликованный в 1892 году. Следом за ним мир увидели и другие рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Бывшие люди» и др. (1895-1897 гг.).

Литературный взлет и популярность

В 1898 году опубликован сборник «Очерки и рассказы», который принес Максиму Горькому славу в среде народных масс. Главными героями рассказов стали низы общества, переносящие небывалые тяготы жития. Страдания «босяков» автор отобразил в наиболее преувеличенной форме, с целью создания наигранной патетики «человечности». В своих произведениях Горький вынашивал идею единства рабочего класса, защищающего социальное, политическое и культурное достояние России.

Очередным революционным порывом, открыто враждебным царизму, стала «Песня о буревестнике». В наказание за призыв к борьбе с самодержавием Максим Горький был выслан из Нижнего Новгорода и отозван из членов Императорской Академии. Оставаясь в тесных связях с Лениным и другими революционерами, Горький пишет пьесу «На дне» и ряд других пьес, получивших признание в России, Европе и США. В это время (1904-1921) писатель связывает свою жизнь с актрисой и почитательницей большевизма Марией Андреевой, разрывая связь с первой женой Екатериной Пешковой.

За границей

В 1905 году, после декабрьского вооруженного мятежа, опасаясь ареста, Максим Горький отправляется заграницу. Собирая поддержку большевицкой партии, писатель посещает Финляндию, Великобританию, США, знакомится с известными писателями Марком Твеном, Теодором Рузвельтом и др. Но поездка в Америку оказывается для писателя не безоблачной, ведь вскоре его начинают обвинять в поддержке здешних революционеров, а также нарушении нравственных прав.

Не решаясь ехать в Россию, с 1906 по 1913 революционер живет на острове Капри, где создает новую философскую систему, которая ярко отображена в романе «Исповедь» (1908).

Возвращение в отечество

Амнистия к 300-летнему юбилею династии Романовых позволила писателю в 1913 году вернуться в Россию. Продолжая активную творческую и гражданскую деятельность, Горький публикует ключевые части автобиографической трилогии: 1914 - «Детство», 1915-1916 - «В людях».

В течение Первой Мировой войны и Октябрьского переворота петербургская квартира Горького стала местом регулярных большевицких собраний. Но ситуация резко изменилась через несколько недель после революции, когда писатель явно обвинил большевиков, в частности Ленина и Троцкого, в жажде к власти и фальшивости намерений создания демократии. Газета «Новая Жизнь», которую выпускал Горький стала объектом преследования цензуры.

Совместно с процветанием коммунизма, критика Горького уменьшилась и вскоре писатель лично встретился с Лениным, признавая свои ошибки.

Пребывая с 1921 по 1932 год в Германии и Италии, Максим Горький пишет завершительную часть трилогии под названием «Мои университеты» (1923), а также лечится от туберкулеза.

Последние годы жизни писателя

В 1934-м Горький назначен главой Союза советских писателей. В знак благодарности от правительства он получает роскошный особняк в Москве.

В последние годы творчества писатель был тесно связан со Сталиным, всячески поддерживая политику диктатора в своих литературных произведениях. В связи с этим Максима Горького называют основателем нового течения в литературе - социалистического реализма, которое больше связано с коммунистической пропагандой, чем с художественным талантом. Скончался писатель 18 июня 1936 года.