Роль персонажей 2 ряда в пьесе гроза. Роль второстепенных персонажей в пьесе Островского «Гроза. Есть, господин президент! Лев Гурский

«Вся суть в одном-единственном завете…» Александр Твардовский

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете —
Живых и мертвых,- знаю только я.


Передоверить. Даже Льву Толстому -
Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

Анализ стихотворения Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете…»

Твардовский долгое время практически не обращался к теме назначения поэта и поэзии, столь важной для всех стихотворцев. Александр Трифонович считал делом «наверняка мертвым» создание произведений, посвященных творчеству. Есть и еще один интересный момент. Дневники и лирика Твардовского говорят нам о том, что он сильно завидовал простым людям — солдатам, печникам, пекарям. Собственная деятельность им не воспринималась как нечто возвышенное, необычное, требующее особенных рассуждений. Взгляды на предназначение поэта и поэзии Александр Трифонович начинает транслировать через стихотворения в середине пятидесятых годов. Они нашли отражение сразу в нескольких произведениях, среди которых «Собратьям по перу», «Ни ночи нету мне, ни дня…», «Моим критикам», «He много надобно труда…». Упомянутой теме посвящено и стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете…», датированное 1958 годом.

В нем Твардовский утверждает необходимость свободного высказывания, причем не только литератора, но и любого человека. Поэт отстаивает неотъемлемое право человека на собственную точку зрения. Интересно, что мысли эти Александр Трифонович высказывает в период хрущевской «оттепели» — времени развенчания культа Сталина, эпохи, когда на деятелей искусства в Советском Союзе оказывалось наименьшее давление. Лирический герой стихотворения Твардовского уверен, что его жизненная позиция выстрадана, выношена. Он не собирается опираться на какие-то идеалы, не намерен принимать чье-то мнение слепо на веру. Не зря поэт упоминает Льва Толстого — величайшего русского писателя и нравственного ориентира для многих людей по всему миру.

«Вся суть в одном-единственном завете…» строится по принципу монолога, декларации, стиль выбран риторический. Для стихотворения характерны разного рода повторы. Шесть раз встречается местоимение «я». Иногда повтор используется не столь явно. Во втором четверостишии Твардовский добивается усиления несколько другим способом:
Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить…
Тон, выбранный Александром Трифоновичем, не терпит сомнений. Высказанная им позиция, видимо, сформировалась давно и не подлежит пересмотру. Твардовский был поэтом по-настоящему народным. Люди не простили бы ему нечестности, замалчивания каких-то очень важных вещей, лицемерия, двуличия.

Многогранной поэзии Александра Твардовского, как и самому поэту, пришлось пройти через многие трудности и испытания. Многие называют творчество Твардовского энциклопедией того времени, в котором он жил, и с этим нельзя не согласиться.

В его стихотворениях описаны великие события, но поэт не просто отображает действительность, Твардовский описывает свои размышления и переживания. Лирика Твардовского уникальна тем, что поэт никому не подражает, он самобытен и честен, как перед самим собой, так и перед теми, кому посвящает стихи.

Образы творчества поэта просты и реалистичны, поэтому его произведения предельно понятны. Но несмотря на это, поэзия Твардовского не лишена глубины и выразительности.

Анализ "Вся суть в одном-единственном завете..."

Одним из самых знаменитых и проникновенных стихотворений Твардовского является "Вся суть в одном-единственном завете...", который можно назвать образцом высшей культуры стиха. Бескомпромиссность и правдивость, честность и отчаянная откровенность, народность и своевременность - все это переплетено в этом уникальном стихотворении.

В нем раскрывается творческое, самобытное отношение Твардовского к слову, к поэзии, как способу выразить свое душевное состояние. Обычные, привычные для поэзии символы приобретают у Твардовского несколько иную форму и более глубинный и неоднозначный смысл.

Поэтому это стихотворение можно назвать своеобразной загадкой. Это заключено и в простоте изложения стихотворения, и в его доступности - но это не делает его ординарным. Поэт использует и характерную для его лирики звукозапись, чтобы подчеркнуть силу и мощь своих правдивых слов.

В этом стихотворении с особой отчетливостью звучит личная позиция автора по отношению к самому себе, своей стране и ее народу. Твардовский обращается к русскому народу со всей ответственностью, правдивостью и искренностью, без которых невозможно прожить жизнь честно и достойно.

Анализ "Я знаю: никакой моей вины..."

Это небольшое стихотворение занимает особое место в творчестве поэта. Твардовский посвятил теме войны много стихотворений и поэм, но "Я знаю: никакой моей вины..." является завершающим словом поэта о войне. Стихотворение посвящено построению будущего, и поэтому поэт говорит о том, что война - прошла, и за ней следует новый мир.

Твардовский вспоминает о военных событиях, и заново переживает горечь от потерь близких и друзей и многих соотечественников. Поэт не желает забывать войну и те испытания, которая она принесла в жизни людей, но он чувствует, что многое необходимо отпустить - для того, чтобы полноценно жить дальше.

Буквально несколько строчек раскрывают душевную боль автора, и мы понимаем сложную и глубокую философию прожитой им жизни. Заметно, что Твардовскому тяжело и болезненно говорить на эту тему, поэтому конструкция стихотворения довольно сложна и постоянно обрывается. Но только так можно передать все те мучения и тягости, которые пережил Твардовский во время войны, как и миллионы его соотечественников.

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете –

Живых и мертвых, – знаю только я.

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому –

Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог,

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

(No Ratings Yet)

  1. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Грэм Грин (Graham Greene) Суть дела (The Heart of the Matter) Роман (1948) Действие происходит в 1942 г. в Западной Африке, в безымянной британской колонии. Главный герой –...
  2. А. А. АХМАТОВА МУЗЕ Муза-сестра заглянула в лицо, Взгляд ее ясен и ярок. И отняла золотое кольцо, Первый весенний подарок. Муза! ты видишь, как счастливы все – Девушки, женщины, вдовы…...
  3. У большинства писателей и поэтов есть книги, которые можно назвать главными. Произнес: “Лев Толстой” – и рядом смело можно поставить “Войну и мир”, скажи: “Александр Пушкин” – и сразу же...
  4. План I. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”. II. “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”. 1. Военная тема в творчестве А. Твардовского. 2. Тема...
  5. Я жил, я был – за все на свете Я отвечаю головой. А. Т. Твардовский Времена меняются, мы уже живем в демократическом государстве, сейчас вовсю публикуются произведения, которые были запрещены...
  6. А. Т. Твардовский – ярчайший поэтический талант. Доминирующая черта его творчества – высочайший уровень гражданского беспокойства во всех без исключения жизненных ситуациях. Счастлив тот, кто “посетил сей мир в его...
  7. Цитаты, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки Родина, народ, защита отечества Поэты о Родине И дым отечества нам сладок и приятен! А. С. Грибоедов * * * Пока свободою горим,...
  8. А. Т. Твардовский. Стихотворения “Я знаю, никакой моей вины…” Небольшое (всего шесть строк) стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…”, написанное в 1966 году, – один из шедевров Твардовского. Оно посвящено...
  9. Е. А. ЕВТУШЕНКО Нет, мне ни в чем не надо половины! Мне – дай все небо! Землю всю положь! Моря и реки, горные лавины Мои – не соглашаюсь на дележ!...
  10. “Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой” (по творчеству А. Т. Твардовского) I. Народность творчества А. Твардовского. 1. Поэмы Твардовского – поэтическая история страны (“Страна...
  11. К. М. СИМОНОВ * * * B. C. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди,...
  12. План 1. Многообразие профессий. 2. Кем же стать? 3. Учеба – главная работа для школьника. Я еще не знаю, кем буду, когда выросту. В мире очень много разных профессий, и...
  13. С. А. ЕСЕНИН * * * Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин,- Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один. По дорогам усохшие вербы И...
  14. Моя знакомая Обдумывая тему перед тем, как писать это сочинение, я долго размышляла, про кого лучше всего написать: про кого-то из подружек, про маму или про знакомую тетеньку какую-нибудь. Но...
  15. А. Т. Твардовский. Поэма “Василий Теркин” Жанр Традиционно жанр “Василия Теркина” принято обозначать как поэму. Такое жанровое определение вполне закономерно, поскольку это произведение соединяет в себе лирическое и эпическое начало....
  16. Мечты – не уход от действительности, а средство приблизиться к ней. С. Моэм У каждого человека существует какая-то заветная мечта, какая-то цель в жизни, какой-то идеал, к которому он стремится....
  17. А. Т. Твардовский. Поэма “Василий Теркин” Тема Центральная тема произведения – жизнь народа на войне. Несмотря на юмор, пронизывающий поэму от начала до конца, Твардовский изображает войну как суровое и...
  18. В августе 1942 года состоялось знаменитое сражение подо Ржевом, которое вошло в историю Второй мировой войны как одно из самых кровавых и продолжительных. До сих пор еще живы очевидцы этих...
  19. АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971) Родился на Смоленщине в семье сельского кузнеца. Удалось закончить в школе только четыре класса, учиться дальше не смог из-за материальных трудностей. В 1925 году впервые в...
  20. Что я люблю делать и почему? Больше всего на свете я люблю играть с друзьями. Играем мы в самые разные игры. Во дворе это прятки и футбол. В прятках мне...
  21. Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Поэт сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека,...
  22. “Хочу” и “Хочется” в истории одного увлечения Достал я однажды интересную книгу. Она называлась “Рациональное чтение”. Ее автор Лезер довольно подробно описывал методику скорочтения – “чтения более быстрого и основательного”....
  23. Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты “На страже Родины”...
  24. И. С. ТУРГЕНЕВ СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ Стихотворения в прозе И. С. Тургенева ввели новый прозаический жанр малой формы в русскую литературу. Современник Тургенева А. Незеленов так оценивал эти произведения: “…небольшие...
  25. Жизнь поэта Александра Твардовского трудно назвать типичной и обыденной. В отличие от многих своих собратьев по перу, он прошел через раскулачивание, но при этом не утратил веры в то, что...
  26. Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех...
  27. Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем не менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме...
“Вся суть в одном-единственном завете…”

Среди так называемых «вечных» тем, к которым все они явно в зрелом возрасте тяготели, - . Ниша вроде бы хорошо освоенная, но только не Твардовским. Долгое время он отвергал самую попытку создания произведений об искусстве («это почти наверняка мертвое дело»), отдавая безусловное предпочтение «существенной объективной теме». В 30-40-е годы (за вычетом нескольких строф из «Василия Теркина») в качестве особой, итоговой, лирической проблема поэтического призвания была для него сомнительна. Судя по стихам и особенно по дневникам, А. Твардовский устойчиво завидовал людям, занятым насущной, очевидной работой: пахарям, печникам, рядовым бойцам, - и уж тем более не приходило ему в голову кичиться своей необычной деятельностью. И лишь с середины 1950-х тема поэта и поэзии впервые получает у него законные права (стихотворения «Ни ночи нету мне, ни дня…», «He много надобно труда…», «Моим критикам», «Собратьям по перу» и др.).

В том же ряду и написанная в 1958 году миниатюра «Вся суть в одном-единственном завете…». Впрочем, тема ее шире, чем чисто литературная. Твардовский отстаивает право на высказывание, собственную точку зрения не обязательно писателя, но любого человека как личности. Отсюда - столь необычное для его творчества настойчивое повторение местоимения «я» (6 раз на 12 строк), причем в самых ключевых позициях стиха - в начале и в конце, т. е. там, куда стягиваются обычно логические ударения.

Лирический герой настаивает на индивидуальной неповторимости, выношенности, выстраданности своего видения и понимания жизни. Ни одну истину он не склонен принимать теперь слепо, любую идею считает необходимым обдумать и проверить, даже открыть заново, непременно соотнося ее с личным опытом. И говорит обо всем этом автор стихотворения уверенно, убежденно.

Вот отчего стихотворение строится как монолог и как декларация - с преобладанием здесь риторического стиля. Твардовский скуп в традиционных средствах создания поэтического образа.

Ho тем не менее стихотворение звучит весьма выразительно прежде всего за счет ритмико-синтаксической организации.

Заметьте, что повторы не везде у поэта буквальные, подчас усиление достигается несколько иначе: например, «Я никогда бы ни за что не мог». Активно используются и ритмические ресурсы: в пятистопном ямбе регулярная внутристиховая пауза приходится на вторую стопу, что позволяет поэту дополнительно подчеркнуть отдельные важные для него слова: «Сказать хочу. // И так, как я хочу».

Повторы в напевной лирике встречаются обычно чаще, чем в программных выступлениях. Ho если там они, как правило, идут подряд, дабы завораживать читателя-слушателя, внушать ему некое настроение (взять хотя бы фетовское: «Это утро, радость эта, // Эта мощь и дня и света, // Этот синий свод…»), то в произведениях, подобных разбираемому, выполняя роль своеобразного курсива, они обычно рассредоточены и конструктивны.

Впрочем, скрепляют стихотворение не одни повторы. Задействовано поэтом и прямо противоположное вроде бы средство - антитеза.

Они оказываются следствием внутренней полемичности выступления. Автор не просто утверждает - он доказывает вероятным оппонентам, а, может быть, и самому себе мысль о собственной человеческой и творческой уникальности.

В устах поэта естественны для такого повода художественного высказывания ораторские интонации. И все же стиль не однотонен. Категоричность, патетика несколько снижаются малозаметными, но почти неизбежными для Твардовского просторечиями («пусть себе он бог. А я лишь смертный»; «при жизни хлопочу»). Это позволяет установить более доверительный контакт с читателем. Поэт не напускает на себя ложную многозначительность, в его поздней лирике мы находим простые истины, но истины добытые и пережитые лично как открытия.

В этом отношении особенно значима дальняя перекличка анализируемого стихотворения с более поздним в творческом наследии Твардовского - «К обидам горьким собственной персоны…» (1968). Получается, что кольцо - не просто один из видов синтаксического повтора, прием усиления («Я это знаю лучше всех на свете - Живых и мертвых, - знаю только я») - два названных текста тоже образуют как бы смысловое кольцо в составе поздней лирики поэта, подчеркивая устойчивость его заветных убеждений.

Долгий, богатый событиями и впечатлениями жизненный путь дает Твардовскому право говорить по-своему и о своем, которое лирик-реалист воспринимает как ответственность. «Талант - это обязанность», - считал А. Твардовский. Подобным импульсом заряжены многие литературные произведения периода «оттепели» («Середина века» В. Луговекого, «Я отвечаю за всё» Ю. Германа, повести В. Тендрякова и др.), когда люди освобождались от психологии «винтиков» государственной машины, от самозабвенного поклонения недавним кумирам. И Твардовский был тогда одним из наиболее чутких и последовательных выразителей новых настроений и идей - причем не только в поэме «За далью - даль», но и в книге «Из лирики этих лет».

Автор не может передоверить собственную задачу, как сказано в миниатюре «Вся суть в одном-единственном завете…», «даже Льву Толстому». Вечные темы воспринимаются теперь Твардовским как темы личные, конкретные и современные, которые остаются, по его диалектичной формуле, «неизменно актуальными». He допуская ни поэтической конъюнктурщины, ни «лирической академичности», в своих поздних стихах он обращается к проблемам самым существенным и самым животрепещущим. Поэт не впадает ни в экзальтацию, ни в рассудочность, он благородно сдержан. Крайности, противоположности в книге «Из лирики этих лет» не взаимоуничтожаются, но снимаются, взаимодействуют, воплощаются в синтезе.

Александра Твардовского считают народным поэтом. Основные темы его произведений ― Великая Отечественная война. Однако в середине пятидесятых он решил обратиться к непривычной тематике: образу поэта. До этого времени он считал свой поэтический труд менее значимым, чем, например, деятельность людей других профессий: простых рабочих, солдат и т.д. В пятидесятых он решился написать несколько произведений, которые посвящены теме поэта и назначении его творчества. В том числе, в данном стихотворении.

Стихотворение написано в традициях реализма. Жанр ― философская лирика.

Основная тема ― поэт, его право и назначение. Автор рассказывает о том, как он видит себя, как поэта, в чем заключаются его поэтическое взгляды, и как он их выражает. Автор говорит о том, что поэт имеет право на свободное высказывание. Он упоминает Льва Толстого, словно этический ориентир, но к которому не стремится, а хочет остаться собой, со своим мнением. Автор тверд в выражении своей позиции, которую трудно подвергнуть сомнению. Стихотворение написано в период «хрущевской оттепели», когда творческих людей наделили свободой выражения. Может быть поэтому автор воспользовался этим временем, чтобы обозначить свое место среди поэтов и высказать мнение о своих правах, как человека. Поэтому еще одной темой стихотворения можно назвать свобода выражения собственной точки зрения без страха и без оглядки на цензуру.

Главная идея ― право поэта на выражение собственной мысли. Обычно творческих мастеров пытаются сравнивать. В советское время ― даже корректировать темы их произведений. Поэтому Твардовский пишет о том, что так не должно быть. Все поэты имеют собственное представление о жизни или каких-то вечных вещах и могут это мнение без тени страха и сомнений высказать. Поэтом может быть только свободная личность.

Настроение у стихотворения приподнятое. Герой напоминает оратора, который пытается высказать свое мнение, не боясь быть осмеянным. Он выражается простым и понятным языком. Его речь звучит твердо и убедительно. Герой признает, что уступает великому писателю, но уверен, что только он сам может выразить все то, что чувствует и знает, своими словами. Он понимает, что уступает другим талантливым писателям и поэтам, называя себе «лишь смертным», но считает свое творчество достойным уважения.

Автор скуден на художественные приемы, так как стихотворение написано в риторическом стиле. Автор использует повторы: «я это знаю» ― «знаю только я». Для усиления позиции героя много употребляет местоимение «я». Антитеза: Толстой ― бог, поэт (Твардовский) ― лишь смертный. Использует редкий для стихотворения знак препинания: двоеточие (для причинно-следственных связей). Оно усиливает монолог поэта тем, что он пытается именно что-то пояснить другим.

Стихотворение написано в форме трех катренов пятистопным ямбом с перекрестной рифмой (АБАБ ― женская, мужская).

Стихотворение вызывает уважение к поэту. Он убедителен в то, что каждый имеет свободно выражать свои мысли в творчестве, и с этим нужно считаться.

Анализ 2

Стихотворения Твардовского по большей части посвящены каким-то конкретным, не пространным сферам и не часто он рассматривает вопрос собственного предназначение, фигуру поэта в этом мире. На самом деле подобное отношение является немного странным для этой профессии, ведь, по сути, часть профессиональной деятельности тут заключается именно в рефлексировании, проще говоря, в том, чтобы копаться в собственной личности.

Вся суть в одном-единственном завете.. – стихотворение, одно из немногих, которые представляют воззрение поэта относительно роли этой профессии и его собственной личности.

Выглядит его признание и своеобразная поэтическая исповедь довольно уверенно и даже самоуверенно, но тут нужно сделать небольшую ремарку и понять в какой период писалось стихотворение. Оно написано во второй половине 50-х годов, сам поэт предварял собой эпоху шестидесятников, того свободного поколения, которые говорили именно так самоуверенно и ясно.

Помимо этого эти люди и Твардовский в том числе, были преемниками Хэмингуэя, частично отголоски отношения к миру этого писателя слышатся и в строчках Твардовского, он говорит точно, сурово и честно. Сам Хэмингуэй говорил именно о писании правды, чтобы писатель писал только о чем действительно знает. Данное творческое кредо, своеобразный литературный завет видим и здесь: «Я это знаю лучше всех на свете.. знаю только я.»

Фиксация на личном опыте личном постижении действительности определяет отношение поэта к действительности и творческой задаче. Да, он «лишь смертный», но «за свое в ответе» и никто не может сказать данного ему. Причем речь не просто о каких-то словах, но именно о чем-то действительно ценном и постигнутым с трудом и усилиями.

Такое отношение определяет глубокий гуманизм по отношению к людям вообще, не только к поэтам. Ведь читатель тоже может поразмыслить и понять, действительно, вероятно, есть нечто данное только ему, возможно даже, только ему понятное, путь не такое значительное или не особенно интересное и заметное, но действительно известное, известное только ему. Поэт также настаивает на высказывании этого постижения, в каком-то смысле он не только говорит о личном отношении и намерении сказать «так, как я хочу», но и о возможности и потребности для каждого говорить, проявлять себя с ответственностью, с предварительным трудом и ясной оценкой, но проявлять, сказать, то чего не может быть сказано другими.

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете по плану

  • Анализ стихотворения Памяти матери Твардовского

    Произведение является автобиографическим поэтическим циклом, в который входят четыре стихотворения, объединенные единой целостной картиной с общими названием и тематикой, посвященной жизненной судьбе матери поэта.