Рисунок на тему программист. Программист и рисование. Что из минусов

Психологические защиты. Регрессия.
С Регрессией знакомы все.
Родители замечают, когда их ребенок плохо себя чувствует, расстроен, голоден или обижен он «скатывается» к поведению и привычкам, присущим ему на более ранних ступенях развития.
Когда ваша девушка обижается, «надувает губы» и начинает вести себя, в лучшем случае, как 13-летний тинэйджер, а то и как капризная 5-летняя девочка – это регрессия.
Когда ваш молодой человек заболел и с легким насморком улегся в постель, заявив, что он, наверное, умирает, но при этом требует, чтобы вы суетились вокруг, готовили ему вкусности, гладили по голове и говорили, что он хороший мальчик – это тоже она, Регрессия.

РЕГРЕССИЯ - форма психологической защиты. Она характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии развития. Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Во время регрессии он делает шаг-другой назад, на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок - можно говорить, что он регрессировал. По мнению психоаналитиков, регрессия присуща практически каждому человеку. Например, находясь в состоянии сильной усталости, многие из нас начинают хныкать, читай, слегка регрессируют.

Эта тенденция берет свое начало в Подфазе воссоединения (“репрошман”) в процессе сепарации-индивидуации,

Маргарет Малер описывала развитие ребенка как проходящее три последовательные фазы –фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации. В последней она выделяла четыре подфазы.

Аутистическая фаза (1-й месяц жизни ребенка).
Новорожденный описывается как, в основном, как биологическое существо обладающее рефлекторными реакциями на стимулы. Его Эго (Я) примитивно и неинтегрированно. Защитные механизмы не сформированы и функционируют на соматическом уровне (типа переполнение – разрядка). Поведение направлено на поддержание гомеостаза (равновесия во внутренней среде организма). Выживание ребенка целиком зависит от матери (или того, кто ее заменяет), т.е. от внешнего окружения. Ребенок помещен во «внешнюю матрицу материнской заботы», и его главная задача – войти в состояние некоего «социального симбиоза» с матерью.
На этой стадии ребенок не может различать внутренние и внешние стимулы. Нет разницы между тем, что происходи внутри и снаружи, младенец не выделяет себя из своего окружения.

Симбиотическая фаза (2-ой – 5-ый месяцы жизни).
Неспособный провести четкое различие между собой и матерью, ребенок переживает (видимо в виде галлюцинация) соматическое и психическое слияние с матерью. Мать «симбиотически» организует личность младенца.
Примерно на третьем месяце жизни первичный нарциссизм ребенка начинает уступать место идентификации с матерью. Возникает смутное осознание, что потребности удовлетворяются не потому, что мир таков, а удовлетворяются «внешним» объектом.
Термин «симбиоз» Малер употребляет скорее метафорически (не в биологическом смысле), описывая его как состояние всемогущего слияния с образом матери.

Фаза сепарации-индивидуации

Подфаза дифференциации (5 – 9 мес.).
Иногда называется стадией «вылупления». Ребенок как-бы «вылупляется» из скорлупы своего аутизма. Он начинает, пока физически, (еще не эмоционально) отделять себя от внешних объектов. Малыш становится более активным, его внимание направлено «вовне», он учится использовать собственное тело. Ребенок начинает ползать, делает первые попытки ходить, учится контролировать свои сфинктеры.
Ребенок покидает границы «двойного единства» с матерью, «прорываясь» в телесное чувство. В это время он вовлекается в процессы сравнивания и узнавания (характерный для 8-и месяцев «страх незнакомцев» и радостная улыбка, видя знакомое лицо).

Подфаза практики (10 – 15-16 мес.). Ребенок радостно исследует мир. Он тренирует свою «отдельность» и растущие моторные навыки. Нередко он удаляется от матери, вовлекается в самостоятельную деятельность, но всегда возвращается для очередной «эмоциональной подзарядки».
На этой стадии, как считает Малер, ребенок переживает пик своего нарциссизма. Он «очарован собственными способностями и тем, как влечет его окружающий мир». В обычном состоянии у него практически отсутствует страх потери объекта (например, матери). В негативных случаях, скажем, при случайном ударе или падении, возникает сепарационная тревога и ребенок ищет помощи у матери.

Подфаза воссоединения («репрошман») (16 – 24 мес.).
Ребенок все лучше понимает и оценивает реальность. Он научается дифференцировать (отделять) представления о себе (в психоанализе их называют «Я-репрезентации») от представлений о других людях - объектах («объектные репрезентации»).
Одновременно с этим ребенок перестает ощущать себя «хозяином мира», а чувствует себя маленьким, практически беспомощным существом. От этого растет сепарационная тревога и он, естественно, обращается за помощью и поддержкой к матери. Бывает, что делает это довольно навязчиво. Некоторые неопытные и неразумные мамочки не способны принять возросшую в этот период требовательность ребенка к их вниманию (у ребенка возникают «капризные приступы»). Некоторым матерям это сложно понять особенно после относительной самостоятельности и автономности их малыша в подфазе практики. С другой стороны, некоторые матери неспособны смириться с растущей самостоятельностью и отделением ребенка. Все это может стать источником проблем в процессе развития ребенка.
Внешне это выглядит так, что ребенок, который уже научился прилично ходить, убегает от матери, провозглашая этим свою отдельность и независимость, а затем бегом возвращается к ней и «прячется под юбкой».
Процесс развенчания собственного всемогущества и одновременного обретения самостоятельности непростой и болезненный. В это период ребенку нужна поддержка матери, а не драматическая борьба с ее непониманием.
Успешное преодоление этих сложностей – залог будущего нормального развития. Поддержка матери в этот период – неоценимый ресурс.

Подфаза консолидации объектов(24 – 36 мес.).

Постепенно психика ребенка развивается, он достигает «постоянства объектов» - его представления о себе самом и собственном Я (Я-репрезентация) и представление об окружающих (объект-репрезентации) структурируются, обретают четкую постоянную форму.
Ребенок все более независим от матери и активно интересуется другими людьми. Его Эго, личность, психический аппарат становятся цельными, более интегрированным. Ребенок уже умеет нейтрализовывать свои агрессивные импульсы, а не проецировать их на окружающих.
Если раньше образы родителей были расщеплены и состояли из «хороших» и «плохих» образов, теперь они становятся едиными и цельными.

которую описывала Маргарет Малер, как универсальную особенность ребенка, проявляющуюся в конце второго года жизни – малыш, провозгласивший свою самостоятельность и начинающий ходить, отбегает от матери и вскоре возвращается обратно и прячется под ее юбкой, тем самым возвращаясь к предыдущему уровню. По мнению психоаналитиков такой образ действий становится одной из тенденций, присущих каждому человеку - возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности.

Понятие регрессии тесно связано с фрейдовской идеей о том, что «примитивные» «ранне-детские» состояния могут проявиться в любой момент, что примитивная психика никогда и никуда не исчезает. Попятное движение, то есть регрессия происходит не абы куда назад, она стремится к.
Красивую метафору, описывающую фиксацию предложил З. Фрейд: Можно лучше понять эти взаимосвязи, воспользовавшись такой аналогией: армия пытается продвинуться на территорию врага. Наибольшее число групп оккупантов будет в тех местах, где они испытывают наименьшие трудности, или в наиболее безопасных местах, там, где им приятнее всего. Однако, поступая так, наступающая армия ослабляется и, стоит ей встретить трудности на своем пути, как она возвращается на те позиции, где она оставила самые сильные оккупационные группы.

У человека фиксации возникают в тех точках-периодах развития, когда он испытывал чрезмерное удовлетворение или фрустрацию.
1. От сильных удовлетворений мало кто отказывается, особенно если они дают ощущение безопасности. Например, если мамочка очень внимательна к своему малышу, ловит каждый его жест, буквально читает его мысли, угадывает каждый жест, нет смысла учиться говорить. Или ребенок, которого анально-эротически стимулирует мать своей чрезмерной заботой о его анальной деятельности, не только получает большое чувственное удовлетворение, но также и уверенность в расположении матери к нему.
Естественно, при стрессе, проблемах, фрустрации человек будет регрессировать к способам мышления и поведения, которые были присущи ему в периоды изысканного благополучия.

2. Другой точкой фиксации могут быть периоды стресса и чрезвычайной фрустрации. Все мы знаем в себе или в близких тенденцию, во время стрессовых ситуаций, сваливаться к привычным регрессивным способам поведения. И задаем риторический вопрос: Почему это случается со мной!? Или, отпускаем реплику: «Ну вот, как всегда!».

Данная тенденция очень ярко проявляется во время долгосрочной психотерапии и психоанализа. Например, пациент, который в процессе терапии, собрал все свои силы и мужество, чтобы вести себя по-другому (особенно, если это включает в себя новое поведение в отношениях с психотерапевтом – выражение страха, ненависти или критики, просьба изменить оплату или расписание с большим самоутверждением, чем допускалось в детстве), будет часто возвращаться к старым привычным способам принимать решения, к прежнему образу мыслей и поведению.

Психотерапевт должен быть готов к таким приливам и отливам в работе и в своем контрпереносе не превращаться в привычного для клиента разъяренного родителя. Надо знать, что несмотря на регрессивные тенденции в сопротивлении пациента, общее направление изменений – вперед.

Надо понимать, что просьба о помощи и поддержке или утешении – это не регрессия. Все это сознательные процессы и сознательное поведение человека. Для того, чтобы назвать этот процесс регрессией - защитным механизмом, он должен быть бессознательным. Так женщина, которая неосознанно впадает в заискивающий тон маленькой девочки, когда она просит кого-то об одолжении или услуге; или мужчина, который удивленно хлопает глазами, глядя на свою жену после того, как только что была достигнута новая степень близости с ней, демонстрируют регрессию в психоаналитическом смысле данного термина, если только эти действия не выбираются и осуществляются сознательно.

Некоторые люди «любят» использовать регрессию как защиту больше, чем другие. Например, некоторые реагируют на стресс тем, что заболевают и ложатся в постель. В психологии такое превращение психологических проблем в соматические называется соматизацией.
Некоторые ипохондричные люди, отвлекающие врачей монотонными неясными причитаниями и периодическими меняющимися жалобами на проблемы со здоровьем, причем, эти проблемы не поддаются лечению. Эти люди используют регрессию для того, чтобы находиться в роли слабого и беспомощного, а это самый ранний способ преодоления сложных жизненных аспектов, стоит заболеть – требования родителей снижаются, они получают ласку и заботу. Такой способ поведения длится годами и к тому времени, когда такие люди решают получить психологическую консультацию у психолога или психотерапевта, они уже выстроили дополнительную и фактически непроницаемую стену защит. Свое начало она берет в обращении с ними как с избалованными детьми или своенравными людьми, ищущими постоянного внимания (что характеризует их невроз). Помимо этого такое положение веще дает массу вторичных выгод. Например, вечно хандрящую и жалующуюся на здоровье женщину родственники везде возят на машине, а окружающие уступают места или пропускают без очереди. Естественно, от подобных выгод не так просто отказаться. Следовательно, психотерапевт, чей пациент использует регрессию в позиции слабого в качестве своей любимой защиты, должен обладать сверхчеловеческими резервами такта и терпения.
Вывод, что человек, жалующийся на физическую боль или сильную усталость, пользуется регрессией как главной защитной реакцией на эмоциональный стресс, не должен быть поспешным или неотрефлексированным. Стресс, наступивший в результате заболевания как такового, может обусловить регрессивную реакцию у страдающей личности. Люди нередко заболевают потому, что бессознательно испытывают депрессию. Но они могут также впасть в депрессию и потому, что больны в медицинском смысле этого слова. Однако широко известно, что соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности.

О том, что такое регрессия, знают и программисты, и врачи разных направлений, а особенно хорошо ориентируются в этом понятии психологи. Впрочем, математики и эзотерики тоже могут рассказать, что понимать под этим термином. Самое удивительное - тот факт, что представители каждой из перечисленных областей видят в слове свое значение! Действительно, регрессия - понятие многогранное и сложное. Попробуем разобраться с некоторыми его сторонами.

Общее понимание

Разобраться с тем, что такое регрессия, проще всего, если обратиться к психологической стороне вопроса. Термином принято обозначать такой защитный механизм, который позволяет на некоторое время сбежать от реальных сложностей, беспокоящих личность, к более простым вопросам. То есть фактически регрессия - упрощение решаемых задач. Регрессия применительно к развитию вида будет означать упрощение с поколениями, деградацию.

А вот в математике, программировании и других точных науках термин применяется в том же значении, но по отношению к исследуемой области. Если прогрессия предполагает развитие и увеличение, то регрессия - полная противоположность этого термина.

Когда и зачем?

Психологи считают, что регрессия - это отличительная особенность любой человеческой личности, столкнувшейся с новой, сложной, непонятной задачей. Реакция на новую обстановку, психическое или физическое состояние могут спровоцировать такой эффект. Узнать, что такое регрессия, на своем примере можно, если человек сильно устает или заболевает.

Теория и практика

В поведении регрессия - переход к прежней стадии. Особенное внимание этому явлению уделялось в работах Фрейда - известнейшего австрийского психоаналитика прошлого столетия. Он разработал онтогенетическую теорию, в рамках которой и рассматривается, что такое регрессия.

В соответствии с психотерапией, термином следует обозначать возвращение личности к такому времени, когда ощущалась удовлетворенность от обстановки. В настоящее время психоаналитика предпочитает понимать под регрессией такой неэффективный защитный механизм, который активируется при возникновении дискомфортной ситуации. Наибольшую практическую пользу принес бы поиск выхода из ситуации, но в реальности многие люди лишь стремятся упростить комплексную задачу, тем самым загоняя себя в еще более безнадежный тупик.

Где это наблюдается?

Лучше всего знают, что такое регрессия, психотерапевты, вынужденные работать с индивидуумами, страдающими невротическими расстройствами либо инфантилизмом. Регрессия - это одна из форм, помогающая человеку справиться с эмоциональным перенапряжением. Специалисты отмечают, что она довольно сильно отличается от альтернативных способов борьбы с проблемой. Замещение, генерализация помогают сохранить структуру деятельности, а вот рассматриваемое явление меняет потребности, мотивацию. Все это приводит к деградации качеств личности. Процесс протекает очень быстро, особенно в условиях отсутствия сторонней помощи.

В то же время известны случаи, когда явление приносило индивидуумам пользу. Так, в рамках когнитивного теоретического подхода принято говорить о значимости регрессии как методики обращения к упрощенным схемам, помогающим познать себя, проблему, пути ее решения. Отталкиваясь от простого понимания, можно со временем добиться прогресса личности.

Противоречия и общий подход

Как было упомянуто выше, значение слова «регрессия» психологами, психотерапевтами определено еще с прошлого столетия. Современные методологи, однако, отмечают, что экспериментальных исследований было организовано всего несколько, поэтому каких-то реальных подтверждений теоретических выкладкок нет и по сей день, а механизмы, через которые реализуется личностная регрессия, вовсе не изучены. Еще только предстоит ознакомиться с проявлениями этого явления, сформулировать, насколько оно значимо. Позиции, которых придерживаются ведущие психоаналитики современности, во многом противоречат друг другу.

Можно сказать точно, что все виды регрессии предполагают возвращение к прошлому, в детство, к усвоенным ранее моделям поведения. То есть фактически человек с текущей ступени развития возвращается на уже пройденную им ранее. В психологии о таком явлении говорят как о понижении организационного уровня. Фактически наблюдается примитивизация.

Регрессия в онкологии

Этот термин как для врачей, работающих с онкологическими больными, так и для самих людей, столкнувшихся со злокачественными новообразованиями, исключительно важен. Чаще всего о возможности регрессии говорят, если опухоль развилась на веке либо поблизости от этой области человеческого организма. Медицина знает несколько случав, когда злокачественность была установлена и подтверждена, тем не менее, спустя некоторое время наблюдалось самостоятельное излечение больного - регрессия. Значение слова в медицине действительно важно, так как дает надежду многим больным.

Такое явление применительно к раковым заболеваниям наблюдается, если опухоль не трогать, не беспокоить. Возможность самостоятельного излечения есть только у развивающихся медленно новообразований. Процесс протекает следующим образом: сперва наблюдается медленный рост, затем его прекращение и начало обратного процесса. Происходит это обычно неожиданно и непредсказуемо. Что это такое простыми словами? Регрессия - ситуация, когда опухоль рассасывается без малейшего следа. Ни на коже, ни поблизости не будет даже намека на злокачественный процесс. В официальной литературе есть упоминания о нескольких подобных случаях, наблюдаемых квалифицированными врачами.

Официальная позиция

О том, что это такое - регрессия простыми словами - можно узнать, обратившись к работам Закса, Лиша. Именно они особенно детально рассматривали явление применительно к онкологическим больным. Как удалось выяснить в ходе экспериментального исследования, здоровый организм имеет возможности, ресурсы, позволяющие активизировать обратный рост новообразования. Это характерно не только для ранних стадий. В медицинской практике Лиша был такой случай, когда рецидив, спровоцированный слабой эксцизией, останавливался в развитии, а затем самостоятельно развивался обратно.

Как видно из опубликованных работ, метод регрессии применительно к онкологическим больным может сработать совершенно непредсказуемо. Если некоторая часть опухоли не была удалена при операции, преобразованные клетки самопроизвольно могут погибнуть. Такое наблюдалось и у больных, у которых рак проявил себя видимым участком, и на этапе лишь появления ракового комплекса в структурах ткани.

Как это работает?

Многие исследователи, обратив внимание на указанное уникальное явление, предложили объяснять его с точки зрения учения Павлова, рассматривавшего значимость головного мозга, в частности, коры этого органа как центра, регулирующего весь живой организм. Как следует из известной в настоящее время информации, это может быть фактором регрессии в силу возможности применения нервных механизмов для обеспечения различных участков тела защитой. На мозг возлагается еще и компенсаторная функция.

Как видно из онкологии, важные параметры регрессии еще только предстоит открыть, чтобы найти механизмы, активизирующие природный защитный процесс. Уже сейчас известно, что влияние нервной системы провоцирует некроз больных тканей, появление язв, рубцов. Альтернативный вариант - инкапсулирование клеток, потенциально не имеющих более возможности роста. В таком состоянии они со временем гибнут. Каким образом можно стимулировать этот механизм, пока неизвестно.

Значений множество!

Но не только в психологии, регрессия рассматривается еще и в эзотерических учениях. Характерно это в первую очередь для тех, что посвящены погружению в прошлые жизни. Как рассказывают специалисты этого направления, под термином принято понимать трансвизуализацию.

В некоторой степени явление это сходно с осознанным сновидением, в то же время имеет специфические отличия. Человек, переходя в такое состояние, полностью сохраняет под контролем собственное сознание, но может выйти из него без особенных усилий. Погружение для такого состояния характерно относительно слабое. С одной стороны, нет ощущений, деталей, присущих классическому полноценному сну, в то же время общее представление человек получает. Можно сравнить это с подсматривающим через щелку. Многие считают, что степень восприятия определяется количеством, качеством тренировок.

Можно пройти регрессию как самостоятельно, в одиночестве, так и в группе заинтересованных лиц, собравшихся в одном месте и с одной целью. В крупных городах регулярно организуют такие мероприятия для желающих. Используются специальные звуки. Принято деление на уровни, каждый из которых подбирается к конкретной ситуации на усмотрение самого ответственного и опытного участника группы или тренера.

Что это такое?

Пытаясь объяснить суть регрессии, некоторые сравнивают ее с информационным потоком, в который появляется возможность включать свое сознание. В то же время неясно, откуда берет начало этот поток. Одни считают, что из воображения, другие убеждены в его в связи с прошлыми жизнями. Кто-то готов отстаивать мнение о том, что все сведения поступают из параллельных миров, а иные убеждены, что дело лишь в памяти.

Одна из теорий гласит, что наш мир - это всего лишь симуляция. Такой подход делает наиболее вероятной правильность идеи реинкарнации, а также дает неплохое объяснение устройству вселенной. Фактически разумные сущности могут словно блуждать меж мирами, и регрессия помогает включиться в этот процесс, осознать его, стать элементом информационного потока, в рамках которого и происходят все передвижения.

Регрессия и воспитание детей

Это явление знакомо не только врачам, известным ученым, эзотерикам и стремящимся к духовным практикам, просветлению и познанию мира людям. Самые простые родители, активно воспитывающие маленьких детей, также нередко сталкиваются с регрессией. Этим термином принято обозначать такое поведение ребенка, когда уже обучившийся чему-либо малыш внезапно словно бы возвращается на ступеньку назад. К примеру, еще недавно умевший самостоятельно пользоваться горшком ребенок вдруг писает в штанишки.

Психологи объясняют это следующим образом: никаких отклонений в развитии нет, чадо вполне может пользоваться туалетом так, как его учат родители. Дело в том, что малыш, когда обучается чему-то новому, одновременно испытывает испуг от своей самостоятельности. Стремясь вернуться в тепло и безопасность родительской опеки, он пытается отринуть новое знание, умение. Со временем, если родители ведут себя правильно, малыш осознает, что страшного и опасного в пользовании новыми навыками ничего нет, и применяет их на практике. Поэтому родители, столкнувшиеся с такой проблемой, должны максимально внимательно относиться к своему чаду, поддерживать его и доказывать свою любовь и заботу.

Подводя итоги

Не зря филологи гордятся богатством русского языка. Действительно, можно встретить такие уникальные термины, значение которых исключительно богато и разнообразно. Рассмотренный пример регрессии - хорошее доказательство постулата о многообразии и многозначительности русского языка. Само слово пришло к нам из латыни, но было применено к разным областям жизни и в современности обширно используется и специалистами разных сфер, и обывателями. Сохранилось значение "обратное движение", в то же время расширилась область применения.