Разница между опереттой и мюзиклом. Что такое мюзикл: определение

В обыденной речи понятие оперетты и мюзикла нередко смешивается.

С одной стороны, это жанры, несомненно, родственные, однако, если подходить к вопросу со всей осторожностью, которая необходима при рассуждении о произведениях искусства, когда нюанс в содержании может опровергнуть всякое формальное сходство, то окажется, что отличий значительно больше, чем представляется на первый взгляд.

Попробуем выявить общие и различные черты этих двух музыкальных жанров с помощью анализа присущих им характерных особенностей, показанных в историческом развитии.

«Enciclopedia Britannica» вкратце характеризует оперетту как «музыкально-драматическое произведение, по структуре схожее с оперой, но, как правило, с романтически-сентиментальным сюжетом, включающее в себя песни, оркестровую музыку и довольно тщательно поставленные танцевальные сцены, а также диалоги» .

Среди «предков» оперетты называют комедию дель арте – и не без оснований, если учесть характерные закономерности развития сюжета и узнаваемость образов, создаваемых актерами. Немаловажным источником была итальянская опера-буфф, которая не содержала диалогов, а пользовалась речитативам. Нельзя забывать и о традициях испанского театра фарса и французского ярмарочного театр. Именно ярмарочные театры Парижа породили около 1715 года предшественницу оперетты – комическую оперу, в которой пение чередовалось с разговором, музыка была «легкой», а развлекательность соединялась с пародией и сатирой. Каких-нибудь десять лет спустя своя разновидность этого жанра появилась в Англии под названием балладной оперы. Германия в 50-ые годы создала зингшпиль («singspiel» - «игра с пением»), Испания – тонадилью (в переводе «песенка»). В 70-ые годы зарождается австрийский зингшпиль и русская комическая опера.

Во французской комической опере музыка долго не имела самостоятельного значения. Ее создатели, в числе которых были такие драматурги, как Лесаж и Фавар, писали стихи на популярные мелодии, уже известные зрителям. Однако во второй половине XVIII века и отчасти под влиянием итальянской оперы-буфф, французские композиторы П. Монсиньи, А. Гретри, Ф. Филидор начали усовершенствовать музыкальную составляющую комической оперы. Возникшее в тот период сентиментальное направление превратило комическую оперу в чувствительную музыкальную драму, а в годы Революции породило героическую «оперу спасения». Комическому элементу был обязан своим происхождением французский водевиль, а в первой половине XIX столетия композиторы Буальдье, Герольд, Адан и Обер положили начало существованию французской оперетты.

В английской балладной опере тон задавали драматурги Дж. Гей, Г. Филдинг. Вероятно, самое известное произведение этого жанра в тот период – «Опера нищего» Дж. Гея (1728), двести лет спустя превращенная в «Трехгрошовую оперу» Б. Брехта и К. Вейля. В конце XIX века традиции этого жанра возродились в английской оперетте, однако «балладность» как таковая прочно вошла и в традиции американского мюзикла, о котором речь впереди.

Немецкий зингшпиль возник как подражание балладной опере, но быстро приобрел собственные черты. Важнейшую роль в этой трансформации сыграла Вена, где этой формой воспользовался Моцарт, создавая оперы «Похищение из сераля» (1782) и «Волшебная флейта» (1791). Из немецкой комической оперы первой половины XIX века, среди авторов которой можно назвать А. Лорцинга и О. Николаи, выросла и венская оперетта.

Годом рождения так называемой парижской оперетты традиционно считается 1854-q, когда композиторы Ф. Эрве и (несколько позже) Ж.Оффенбах открыли театры музыкально-сценической пародии и миниатюр «Фоли-Нувель» и «Буфф-Паризьен»). Они создали десяток одноактных оперетт для двух-четырех исполнителей (первоначально они не имели права использовать большее количество актеров). В 1858 году Оффенбах, затмивший соперника, получил возможность ставить многоактные спектакли. При всем отсутствии назидательности и развлекательном настроении оперетта Оффенбаха стала настоящим «зеркалом эпохи», так как отражала проблемы общества если и не во всей полноте, то, по крайней мере, со всей остротой, которых можно было ожидать от представителей французской ментальности, для которых суть понятий политической и публицистической культуры успела стать чем-то привычным и естественным.

Музыкальным языком оперетты во многом стал язык уличных песенок и куплетов, ритмикой – популярные танцевальные ритмы. Таким образом, оперетта стала своеобразной квинтэссенцией городского фольклора, а мастерство актеров сочетало отточенное владение вокалом с виртуозной комедийной игрой и высокой техникой сценической импровизации.

В 70-ые годы оперетта обратилась к историко-бытовым и лирико-романтическим сюжетам. В это время творили Ш. Лекок, Р. Планкет и Э.Одран. Однако характерное для того времени увлечение стилизацией привело к тому, что оперетта утратила разнообразие форм, а постановочная роскошь, заимствованная у входящего в моду ревю, не могла скрыть сюжетного схематизма и некоторой слащавости, уже не сглаживаемой злободневностью пародии.

Традиционные формы балладной оперы (песни-баллады, мадригалы) использовались и в английской оперетте. Композитор А. Салливан и его соавтор драматург Ф. Гилберт обратились к экзотической, сказочной тематике. Однако под фантастическими покровами отчетливо проступали иронически прокомментированные проблемы морали, политики, искусства. Эмоциональный колорит этих произведений был более сдержан, чем у парижской оперетты, зато авторы уделяли большое внимание зрелищности и широко использовали балет. Наиболее широкое распространение сочинения Салливана получили в США. Кроме того, снова забегая вперед, отметим и характерную роль хореографического элемента, которому в мюзикле отведена весьма значительная роль.

В Австрии пионером жанра стал Ф. Зуппе. Пройдя определенный период подражания Оффенбаху, венская оперетта утратила вкус к пародиям и злободневности. В либретто Ф. Целля и Р. Жене интрига обычно основывается на веселой путанице с переодеваниями и неожиданностями. Логика и юмор в них часто небезупречны, однако лирический оттенок во многом скрадывает ощущение невнятицы. Своей художественной ценностью венские оперетты обязаны, в первую очередь, музыке. Основой музыкального языка стали многообразные формы венского вальса, наряду с маршем, полькой, галопом, мазуркой, чардашем. В начале ХХ века облик австрийской оперетты существенно изменился. Наиболее яркие фигуры этого периода – Ф. Легар и И. Кальман. «Пытаясь увести оперетту от бездумной развлекательности и костюмно-исторических стилизации, они обращаются к современной теме, но замыкают ее в рамках салонно-бытовых лирических сюжетов. Они стремятся к серьезной, психологической трактовке жанра, но лишь в пределах стандартного любовного конфликта, порожденного социальным неравенством героев и разрешающегося традиционной счастливой развязкой. Неовенская оперетта далека от общественных проблем и, за редким исключением, от сатиры, которую она заменила буффонадой.» [Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты. – Ленинград, 1977. – 384 с. (с.18)]

Драматургическим принципом оперетты стал резкий переход настроения. Значительное место заняли шлягеры, написанные в стандартной куплетной форме с ярким рефреном и танцевальной концовкой. Некоторые из этих номеров были очень отдаленно связаны с действием, другие, напротив, становились своего рода лейтмотивами. Мелодические, гармонические, оркестровые средства усложнились, в обиход оперетты вошли популярные танцевальные ритмы американского происхождения: регтайм, фокстрот, шимми, танго.

На этой ноте обратимся, наконец, к США.

В конце XIX столетия, после триумфальных показов произведений А. Салливана в Нью-Йорке, к оперетте обратились Р. де Ковен («Робин Гуд», 1890), В. Херберт («Нильскитй волшебник», 1895), Дж. Ф. Суза («Капитан», 1896). В течение несколько десятилетий американская оперетта следовала европейским курсом, тем более, что многие авторы родились и учились в Европе. Однако на рубеже 20-30-ых годов американская оперетта сомкнулась с балладной оперой, «Минстрел-шоу», джазовым ревю и породила музыкальную комедию Бродвея – Broadway Musical Comedy – этот термин, в полном соответствии с типичным для языковой культуры США стремлением к сокращениям, вскоре был «урезан» до ключевого слова «Musical», кальки с которого вошли и в другие языки. Более того, использование этого слова позволило не только объединить музыкальную комедию и некомедийную музыкальную пьесу, но и расставить акценты, т.е. подчеркнуть роль музыки в произведении.

Характерной чертой мюзикла является «равноправие» композитора и либреттиста, поэтому не приходится удивляться тому, что в историю этого жанра имена авторов вписаны попарно – «композитор-драматург»: Р. Роджерс и О. Хаммерстайн, Д. Гершвин и Дж. Кауфман, Ф. Лоу и А. Д. Лернер, Л. Бернстайн и А. Лорентс.

Мюзикл, «впитывая» сюжеты мировой литературы, которые отнюдь не всегда соответствуют представлениям о легкой комедии, трактует их отнюдь не в фарсовом ключе. Так появляются не только мюзиклы «Целуй меня, Кэт! (по мотивам «Укрощения строптивой» У. Шекспира), «Человек из Ламанчи» (по роману Сервантеса), «Кандид» (по повести Вольтера), «Моя прекрасная леди» (по мотивам «Пигмалиона» Б. Шоу), но и «Скрипач на крыше», где в основу положена повесть Шолом-Алейхема «Тевье-Молочник», и «Вестсайдская история», по-новому представившая повесть, которой «нет печальнее на свете». В этой серьезности заключается один из важнейших уроков мюзикла «старшей сестре» - оперетте.

Так в чем же все-таки сходство и различие этих двух жанров?

«Общая для них форма, в широком смысле этого слова, - тот синтез слова, музыки, пения и танца, который когда-то был счастливо найден практикой народного театра, а в XIX веке был заново открыт Оффенбахом (...). Эти произведения объединяет и то, что они принадлежат музыкальному театру, что музыка в них выполняет важную драматургическую функцию. В ней, в музыке, воплощаются характеры и взаимоотношения персонажей, она служит развитию действия и утверждению идеи произведения.» [Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты. – Ленинград, 1977. – 384 с. (с. 10)] В отличие от оперы, это искусство почти никогда не было элитарным – оно изначально было популярным. Однако сегодня оперетта как жанр если и пользуется популярностью, то разве что в виде экранизированной постановки, а любители мюзикла по-прежнему осаждают театры.

Оценка культурного явления, в силу специфики оцениваемого объекта, не должна быть категоричной, поэтому определить весь комплекс причин, которые привели к такому положению вещей, в рамках этой работы не представляется возможным. Однако некоторые факторы все же должно упомянуть – тем более, что в них отчетливо проявляется разница между жанрами.
Как пишет Т. Адорно, «детальное сравнение оперетты 1900 и 1930 года, с одной стороны, и мюзиклов - с другой, выявило бы, по всей видимости, различия, в которых сказалось бы изменение форм хозяйственной организации. Мюзикл по сравнению с опереттой и ревю - streamlined [прямолинеен], хотя содержание и средства заметно не изменились. По сравнению с доведенными до блеска и упакованными в целлофан show, оперетты со всем своим семейством выглядят неряхами; они уж слишком, если можно так сказать, локоть в локоть идут с публикой, тогда как мюзиклы в определенной степени переносят на музыкальный театр технически обязательную объективированную форму кинофильма. С этим, должно быть, и связан интернациональный триумф жанра мюзикл.» [Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты. – Ленинград, 1977. – 384 с. (с. 10)] Можно соглашаться или не соглашаться с этим категорическим суждением, содержащим значительную долю иронии, однако «объективная реальность» в нем определенно просвечивает.

Оперетта во многом сохранила черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмотивами и элементами симфонического развития. Так проявилось стремление классиков жанра приблизить ее к опере.

Мюзикл же, согласно определению, приведенному в «Enciclopedia Britannica», в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и. т. п. Структура мюзикла имеет много общего с балладной оперой, то есть пьесой с музыкальными интермедиями, при этом «спаянность» элементов была одним из тех требований, которые не позволяли образовываться тем нарушающим динамику паузам, которые подчас имели место в оперетте – из-за упоминавшихся «вставных номеров».

Это повышало и требования, предъявляемые к актерам, а так как мюзикл изначально формировался как «коммерческий вид искусства» - в условиях жесточайшей конкуренции, то все составляющие мюзикла – от музыки и либретто до сценографии и актерского состава продумывались и оттачивались до совершенства, что и позволяло, в конечном итоге, создать Зрелище, способное собрать полный зал несколько тысяч раз подряд – и конкурировать на условиях взаимовлияния с еще одной «страшной силой» - кинематографом и (позднее) телевидением.

Список литературы

1. Адорно Т. Социология музыки. (

На вопрос чем отличается мюзикл от оперетты? заданный автором Проспорить лучший ответ это Принципиально - ничем.
Большой толковый словарь:
МЮЗИКЛ [от англ. musical - музыкальный]
Театрализованное представление, сочетающее в себе элементы эстрады, оперетты и балета.
ОПЕРЕТТА. [итал. operetta]
Жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой) , с танцем и текстом.
___
Нашла диалог-анализ!
- ..Мюзикл - это абсолютно американизированная оперетта!
- А если попытаться дать определение мюзиклу?
- Это музыкальная форма, на которую положен некий драматический сюжет, но при этом звучание отличается от звучания классических опер, от классической музыки.
- Да, но при этом ещё существуют речитативные вещи, вне музыки.
- Это вообще-то синтез танца, разговора и музыки. Причём в мюзикле все три составляющие должны делаться очень хорошо, в этом отличие американского мюзикла от оперетты. Если в американском мюзикле основа всего то, что актёр должен замечательно петь, танцевать и разговаривать, то в советской оперетте – актёр может не уметь ни танцевать, ни петь, ни двигаться.
- Мы так походя обидим все театры оперетты и музыкальной комедии в стране.. .
- Все мы не обидим! Бывают исключения, когда вдруг в каком-то театре появился синтетический актёр, который всё делает хорошо, но для оперетты это - исключение!
Подробнее:

Ответ от Илья Ильминский [новичек]






Ответ от Мадам [гуру]
На мой взгляд мюзикл - это осовремененная оперетта.


Ответ от Двутавровый [гуру]
одно и то же


Ответ от Абрикосовый [новичек]
МЮЗИКЛ (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг. , расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.) .
Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка - именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair» (1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986) и многие другие.
Среди самых известных мюзиклов советской России - «Орфей и Эвридика» (1974), «Фламандская легенда» (1979), «Юнона и Авось» (1981).
Жанр мюзикла получил в России второе рождение в конце 1990-х гг. ; первым новым мюзиклом стал «Метро» , премьера которого состоялась осенью 1999. Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским - «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана» .
В 2002 предпринимались попытки российской постановки зарубежных мюзиклов - «Notre Dame De Paris» и «Chicago»; в том же году в Москву был привезен бродвейский мюзикл «42-я улица» , который стал первым, демонстрировавшимся на английском языке.
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв. - маленькая опера) , музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.


Ответ от Евгений Кузнецов [гуру]
МЮЗИКЛ (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг. , расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.) .
Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка - именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair» (1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986) и многие другие.
Среди самых известных мюзиклов советской России - «Орфей и Эвридика» (1974), «Фламандская легенда» (1979), «Юнона и Авось» (1981).
Жанр мюзикла получил в России второе рождение в конце 1990-х гг. ; первым новым мюзиклом стал «Метро» , премьера которого состоялась осенью 1999. Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским - «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана» .
В 2002 предпринимались попытки российской постановки зарубежных мюзиклов - «Notre Dame De Paris» и «Chicago»; в том же году в Москву был привезен бродвейский мюзикл «42-я улица» , который стал первым, демонстрировавшимся на английском языке.
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв. - маленькая опера) , музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.

Это статья о двух «классических соседях» - об оперетте и мюзикле.
Жанр оперетты возник в середине 19 века во Франции. Сегодня судьба оперетты напоминает судьбу бедных падчериц, даже в Вене, где всегда шла оперетта, теперь ее можно услышать только под Новый год. И только в России оперетта остается жанром массовым, поэтому где, как не в России, задавать сакраментальный вопрос: почему оперетта отовсюду вытесняется заокеанским мюзиклом?
Давайте уточним, разные ли это жанры или разница их просто в названии? На самом деле, оперетту и мюзикл вполне можно объединить в один жанр, а различие названий произошло из-за того, что понятие «оперетта» появилось еще в Советском Союзе, а слово «мюзикл» - это слово 20 века, и оно просто «осовременило» данное понятие. Так что можно считать, что мюзикл – это перестроившаяся на современный лад оперетта.
История мюзикла тоже подтверждает такой подход. Американцы, исполнявшие традиционные классические оперетты Оффенбаха,
Легара, перестраивали их на свой лад. Собственно, таким образом, из оперетты родился мюзикл. В итоге, в настоящее время можно услышать и истинную оперетту, и ее перерождение – мюзикл.

На постсоветской территории России все еще существует театр оперетты. Возникшая еще в советское время, как писалось выше, здесь оперетта еще не заменена на мюзикл. Почему так? Некоторые композиторы объясняют это оптимистичностью данного жанра, который помогал пережить народу тяжелые времена в истории страны. «Долгожительство» оперетты в Советском Союзе продиктовано необходимостью наличия такого легкого жанра, который вселял в людей веру и надежду в лучшее будущее. Советской оперетте была свойственно отсутствие серьезных тем, социальных проблем, грустной музыки, она вся была комедийна и создана для веселья и поднятия настроения.
Требования для артистов для мюзикла и оперетты почти одинаковы: они должны уметь петь, должны уметь танцевать, красиво двигаться и, конечно, уметь играть на сцене. Но все-таки к артистам оперетты требования меньше, чем те, которые предъявляются артисту мюзикла. У артиста мюзикла должна еще быть артистичная красивая внешность, он должен уметь танцевать сложные каскадные номера и быть хорошим актером. Если артист в мюзикле будет плохо играть, мюзикл не пойдет в прокат.

А откуда появилась сама оперетта? Оперетта вышла из оперы, как можно догадаться и по названию. И часто серьезные оперные певцы тоже играют в опереттах. Среди опереточных арий есть сложные для исполнения, и оперные артисты вполне могут гордиться исполнением отдельных арий и номеров. Оперетты и мюзиклы сейчас ставятся и на оперных площадках, если брать примером город Санкт-Петербург, то такое происходит в Большом театре. Хотя иногда может возникнуть ощущение консерватизма, потому что Большой театр часто ругают за то, что там старые постановки идут годами. Правда, когда Большой театр обновляет репертуар и ставит премьеры на своих площадках, все равно критики пишут отрицательные отзывы, не смотря на то, что эксперименты в Большом театре – это большой шаг вперед для главного театра страны.

Популярность жанра мюзикла достигла в последние годы небывалых высот, о чем свидетельствует появление всё новых и новых постановок. Не забыт и жанр оперетты, который по-прежнему востребован у истинных ценителей классики. Но не всякий, даже самый завзятый театрал способен без затруднений перечислить основные отличия одного вида музыкального искусства от другого. Чем же отличается оперетта от мюзикла? Попробуем разобраться.

Определение

Оперетта – театральный жанр, произведение с преимущественно комическим сюжетом, в котором музыкальные и танцевальные номера перемежаются с диалогами.

Мюзикл (иногда называемый также музыкальной пьесой или музыкальной комедией ) – сценическое произведение, в котором наряду с музыкой используются пластика, хореография и постановочные эффекты.

Сравнение

Хотя в жанрах оперетты и мюзикла очень много общего, большинство исследователей склоняются к тому, чтобы отделять их друг от друга. Начнем с того, что оперетта европейского происхождения – она зародилась во Франции, в Париже. Мюзикл – дитя американской культуры. При этом мюзикл – близкородственный оперетте жанр, перенявший многие ее черты.

Оперетта ближе к классической музыкальной форме, в ней развитие действия, сюжета и характеров решается посредством музыки. По сути, роль музыки в оперетте не меньшая, чем в опере, просто выражается она облегченными средствами, за счет чего этот жанр носит легкий, комический характер. Поэтому требования в первую очередь к вокалу певцов в оперетте весьма высоки. Сцены диалогов здесь выступают только как связующие звенья между главенствующими элементами – музыкальными номерами.

В мюзикле же музыка не ставится во главу угла, при этом танцевальные номера, в отличие от оперетты, тесно связаны с основным действом. Вокал здесь используется менее интенсивно, поскольку очень важны и пластика актеров, и сам литературный материал, являющийся основой произведения. В идеале актер мюзикла должен быть универсалом, умеющим синтезировать в одном образе речь, пение, мимику, пластику и танец. Считается, что если из хорошего мюзикла убрать всю музыку, то он должен превратиться в полноценную пьесу, пригодную для драматического театра. Сюжет мюзикла более сложен и разнообразен, чем сюжет оперетты. Оперетта пышет весельем, здесь присутствуют юмористические эпизоды, улыбки и смех. Мюзикл может быть и трагическим, и трагикомическим, и драматическим, и фарсовым. Здесь могут в сатирическом ключе обсуждаться социальные проблемы. В мюзикле герой может погибнуть, в то время как в оперетте такой поворот исключен.

Выводы сайт

  1. Родоначальник оперетты – Париж, жанр мюзикла сформировался в США.
  2. Оперетта продолжает традиции академической музыки. Диалоги в ней выступают лишь связующими звеньями между основными элементами – музыкальными номерами. В мюзикле же главное место отводится литературному материалу, то есть самой пьесе, вокал здесь применяется менее интенсивно.
  3. В оперетте исполняются классические музыкальные произведения, в мюзикле активно используются джаз, рок, эстрадные жанры.
  4. В мюзикле танцевальные номера являются значимой частью основного действа, пластика и хореография становятся здесь важными выразительными средствами. Балетные сцены в оперетте обычно никак не связаны с сюжетом и прерывают его развитие.
  5. Оперетта – легкий, комический жанр, в мюзикле могут присутствовать трагические, сатирические, фарсовые элементы. Сюжет мюзикла более разнообразен и сложен, чем сюжет оперетты.
  6. Мюзикл в большей степени имеет коммерческую подоплеку, это зрелищное мероприятие.