Простое предложение (обобщающий тест)

Простое предложение (обобщающий тест)

Вариант 1

1) В саду было прохладно, и темные покойные тени лежали на земле (Чехов).

2) Изредка вдалеке вспыхивает молния (Л. Толстой).

1) Возле этой осинки летом стог поставили (Пришвин).

2) Голубые дни подымались с востока и медленно уходили на запад (Паустовский).

1) Как-то ночью грозно вздохнула и грохнула Нева (Шустомский).

2) Мне однажды привелось пробыть на Кавказе больше трех месяцев

3) После драки кулаками не машут (пословица).

1) Хочешь есть калачи (1) не лежи на печи.

2) Учение (1) путь к умению.

3) Команда нашего института (1) тоже претендент на призовое место.

1) Случались дела смешные, трогательные и трагические (Астафьев).

2) Разрозненная усталостью, огромная колонна нестройно растягивалась.

6. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

И вдруг сидит передо мной старушка дрях­лая, седая (Пушкин).

1) именная часть составного сказуемого;

2) определение.

7. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

Не спали только Маша, отопление и зима (Паустовский).

1) дополнение;

2) подлежащее.

8. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

По всей территории, притоптанной до ко­пытной твердости, лежал, сидел, стоял, кашлял, курил, балагурил, ругался, стонал, плакал и смеялся раненый народ (Астафьев).

1) дополнение;

2) сказуемое.

1) Царственный (1) дубовый лес подступал к самым окнам (Герасимов).

2) Всюду между деревьями мелькали белые (1) красные (2) синие рубахи.

10. Объясните постановку запятой в предложении:

В тихой, освещённой огнями зелени повсюду уютно стояли белые столики.

1. за определением следует причастный оборот;

2. несколько определений всегда однородны.

1) На красноватый фон обожженной глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их черным лаком.

2) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку то вилась по почти отвесному склону.

В лесу попадались боровики да волнушки.

1. союз да в значении и;

2. перед союзом да запятая не ставится.

13. Определите, в какой последовательности следует поставить знаки препинания в предложении:

Повсюду (1) в кустах, в траве (2) запели, зачирикали птицы (А. К.Т.).

1)1 (:), 2 (-); 2) 1 (-), 2 (:).

14. Определите, какой знак препинания следует поставить в предложении:

В вестибюле, в коридоре, в кабинетах (1) всюду тол­пились люди (Попов).

1) 1 (-); 2) 1 (:); 3) 1 (,).

15. Укажите предложение, в котором определение обособляется:

1. Багряная листва (1) покрытая морозною росою (2) шуршит в аллее под моей ногой (Бунин).

2. Среди начинающих (1) кудрявиться деревьев стали появ­ляться небольшие домики.

16. Объясните постановку запятой в предложении:

Обозленные потерей, немцы сбросили несколько бомб на позиции зенитной ба­тареи (Симонов).

1. причастный оборот имеет причинное значение;

2. причастный оборот обособляется всегда.

Что-то гордое и независимое было в этой мужественной старухе.

1. прилагательное в сочетании с местоимением что-то;

2. нет определяемого слова.

18. Объясните причину обособления прилагательных в предложе­нии:

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (Чехов).

1. перед существительным имеется ещё определение;

2. однородные определения всегда обособляются.

19. Объясните причину обособления определения:

Пораженный страхом, я иду за матушкой в спальню (Пушкин).

1. стоит в начале предложения;

2. стоит перед личным местоимением.

20. Укажите предложение с приложением:

2. Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около котла (Чехов).

21. Укажите, где в предложении должны стоять запятые:

Не дой­дя до них (1) Безруков (2) остановился около невысокого брюнета (3)стоявшего у окна.

1) 1,2,3; 2) 1,3; 3) 1,2.

22. Укажите предложение с деепричастным оборотом:

1. Все звуки разъединились и (1) устало прижимаясь к земле (2) засыпали в теплоте ее (Горький).

2. Далекий ропот моря (1) долетавший в чащу этих лесов (2) придавал им таинственность (Паустовский).

23. Продолжите правильно предложение:

Переходя улицу...

1. можно только на зеленый свет;

2. часто нарушаются правила;

3. не нарушайте правил уличного движения.

На встречу с ним я пошел скрепя сердце.

1. имеется фразеологический оборот;

2. имеется наречное выражение.

25. Укажите предложение со сравнительным оборотом:

1. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная(Чехов).

2. Однако, болтая с тобой, грибов не наберешь (Пушкин).

26. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Ранним и синим утром песнь соловья как надежда на счастье.

1. как соединяет подлежащее и сказуемое;

2. имеет обстоятельственное значение.

27. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1. Любой камень или самая обычная травинка по-своему кра­сивы.

2. Мягкий ветерок то просыпался то утихал.

3. В лесу и прохладно и красиво и спокойно.

28. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания:

Река (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно катилась мимо.

1) 1,3,4; 2) 2,3; 3) 1,2,3,4; 4) 1,2,4.

Простое предложение (обобщающий тест)

Вариант 2

1. Укажите простое предложение:

1. Солнце пригреет – возле дома пахнет поздней травой и су­хой соломой.

2. Выступил диктор и кратко, сухо и точно изложил газетные сообщения (Л. Чуковская).

2. Укажите односоставное предложение:

1. Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах (Пау­стовский).

2. Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык (Горький).

3. Укажите безличное предложение:

1. Грустно нам слушать осеннюю вьюгу (Некрасов).

2. До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Паустов­ский).

4. Укажите, в каком предложении не ставится тире:

1. Язык (1) душа народа (Сергеев-Ценский).

2. Труд (1) самое лучшее, самое кардинальнейшее лекарство (Чехов).

3. Сердце (1) не камень (А. Островский).

5. Укажите предложение с однородными членами:

1) Около избы Давыдки не было ни двора, ни овина, ни амбара (Л. Толстой).

2) Люди, утратившие способность удивляться, не могут до конца ощутить таинственную прелесть природы.

6. Определите, каким членом предложения являются однородные члены:

Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей .

1) дополнение;

2) определение;

3) подлежащее.

7. Определите, каким членом предложения являются однородные члены:

1) дополнение;

2) подлежащее.

8. Укажите предложение, в котором однородные члены выражены разными частями речи:

1) Первые записи человека были очень просты и коротки и содержали сведения о хозяйственной деятельности людей различных профессий.

2) Древние египтяне писали как на папирусе, так и на льняных тканях.

9. Укажите предложение с неоднородными определениями:

1) Этот кривой (1) косой (2) огромный (3) черный (4) потный(5) грязный человек был ужасен (Л. Толстой).

2) На нём был длинный (1) изорванный (2) чёрный сюртук (Г. Успенский).

10. Объясните постановку запятых в предложении:

На террито­рии комбината уже включили аварийный свет, не обычный, обиль­ный и щедрый, а редкий, притушенный, лишь местами робко разры­вающий густой мрак (Тендряков).

1) обособленные определения уточняют определение аварий­ный ;

2) определения однородны.

11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1. Медная и алюминиевая проволока используется для изго­товления электрических проводов и заклёпок.

2. Из металлов изготовляют различные машины и предметы домашнего обихода корабли и самолеты.

12. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к слож­ному и непонятному.

1) союз и соединяет пары однородных дополнений;

2) перед повторяющимся союзом и запятая не ставится.

13. Определите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении следует поставить запятые:

С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

1)1, 2, 4; 2) 3, 4; 3)2, 3; 4) 1, 2.

14. Определите, какие знаки препинания следует поставить в предложении:

К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери (1) как то (2) медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы (Аксаков).

1) 1 (:), 2 (,); 2) 1 (,), 2 (:).

15. Укажите предложение, в котором имеется обособление:

1. Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под ака­цией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

2) Почти каждый из французских скульпторов работал одно­временно и в историко-мифологичееком (1) и в портретном (2) и в пейзажном жанре.

16. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо (1) и пляшет без устали в пахучей хвое.

1. Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая не нужна.

2. Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

17. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Среди друзей он известен как хороший шахматист .

1. союз как значит «в качестве»;

2. как присоединяет сказуемое.

18. Укажите правильный вариант постановки запятых в предло­жении:

Ухватившись за канат (1) юнга со страхом смотрел (2) на взлохмаченное пеной (3) море.

1)1 – выделяется деепричастный оборот;

2. 1 – выделяется причастный оборот;

3. 2, 3 – выделяется причастный оборот.

19. Укажите предложение с приложением:

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русал­ка.

2) Над лесом, за Камой, поднялись туманы (Шишков).

20. Укажите, где в предложении должны стоять запятые:

Мате­риал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1) 1,3; 2) 1,2,3; 3) 2,3.

21. Укажите предложение с деепричастным оборотом:

1. Деревья и кусты вырисовывались бледными (1) неясными (2) однотонными пятнами (Куприн).

2. Не находя нужного слова (1) он замолчал (2) взглянул в ок­но (3) постукал пальцами по столу (Горький).

22. Продолжите правильно предложение:

Лентой извиваясь среди лесов и полей...

1. длина реки составляла сотни километров.

2. речка давала живительную влагу сотням гектаров земли.

3. течение в реке постепенно замедлялось.

4. кое-где по берегам речки росли плакучие ивы.

23. Укажите предложение со сравнительным оборотом:

1. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклян­ный.

2. Ветра точно на свете никогда не было (Тургенев).

24. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Пушку надо осмотреть да хорошенько вычистить!

1. союз да в значении и соединяет однородные сказуемые;

2. перед союзом да никогда не ставится запятая.

25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цвета.

2) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

3) Чуя близкую зиму встревоженно каркали грачи в верхуш­ках оголенных деревьев (Поповкин).

Дополнительно (ПО ЖЕЛАНИЮ)!!!

Часть 1. Прочтите текст и выполните задания А1 -А5, В1 -В8. \

(1) Что такое Африка? (2) Где её конец? (3) И не срослась ли она, как думали некоторые ученые древности, на крайнем юге с некой неизвестной Южной Землёй? (4) Кроме того, Африка частью лежит на экваторе и ещё дальше простирается на юг. (5) А под экватором, если верить учёному древности Клавдию Птолемею, чей авторитет к Средние иска был неоспорим, плавать нельзя. (6) "Там стоит страшная жара, вода в океане кипит, будто её поставили на гигантскую плиту, и паруса сами собой загораются. (7) Так это или не так - кто мог знать? (8) Но стремление найти новые пути к заморским богатствам делало людей настойчивыми и недоверчивыми. (9) Они хотели сами убедиться, прав или нет великий грек. (10) Португальцы стали осторожно плавать вдоль берегов Африки, спускаясь всё дольше к югу. (11) И новые плавания приносили новые истины.

(12) Заново открои остров Мадейра. (М) Он лесистый и потому так назван: слово «мадейра» означает «лес». (14) Потом один за другим были открыты необитаемые острова Азорского архипелага. (15) Они постепенно заселялись, скоро стали обжитыми, и путь до них сделался отличной школой дальних плаваний. (16) На Мадейре и на Азорских островах можно кое-какой ремонт, запасаться водой, продовольствием и плыть потом дальше на юг.(17) Африканские берега были сначала унылые, все пески да пески - это великая пустыня Сахара подходит к самому океану. (18) Но вот корабли обогнули мыс, и передними возникли веселые зелёные берега, покрытые густым тропическим лесом. (19) Каждый раз, когда португальские корабли доходили до новой, более южной точки на западном берегу Африки, они ставили каменный столб - падран. ("20) Это означало, что португальцы считают эти земли своими. (21) И понемногу маленькая Португалия приобретает новые земли, становится всё более могущественной, богатее, делается первоклассной страной мореходов.

(22) Во многом она обязана своему принцу Генриху. (23) Он основал в начале XV века на пустынной косе, далеко вдающейся в море, первую в Европе мореходную школу. (24) Принц Генрих, прозванный потом Мореплавателем, не жалел денег на отличных учителей-арабов. (25) Они передавали молодым португальцам своё знание навигационных карт, умение пользоваться мореходными инструментами, много времени уделяли астрономии , без которой не может обходиться моряк.

(26) Португальцы учились строить корабли. (27) Новые корабли всё с большей уверенностью прокладывают путь к югу вдоль Африканского материка, (28) И чем дальше они плывут, тем всё больше убеждаются моряки, что море не кипит, и паруса не загораются, и плавать здесь так же хорошо, как и возле родных берегов. (29) Моряки Португалии всё более смелеют. (30) Жители Африки выбегают им навстречу, меняют на стеклянные бусы и колокольчики драгоценное золото, в котором нуждалась Португалия.

А1 В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием

1. предложение 11

2. предложение15

3. предложение 24

4. предложение 27

1. кратким прилагательным

2. страдательным причастием

3. полным прилагательным

4. действительным причастием

АЗ В каком предложении все простые глагольные сказуемые, входящие в его состав, выражены формой изъявительного наклонения настоящего времени?

1. И не срослась ли она, как думали некоторые учёные древности, на крайнем юге с некой неизвестной Южной Землёй? (предложение 3).

2. Кроме того, Африка частью лежит на экваторе и ещё дальше простирается на юг (предложение 4).

3. Там стоит страшная жара, вода в океане кипит, будто её по ставили на гигантскую плиту, и паруса сами собой загораются (предложение 6).

4. Жители Африки выбегают им навстречу, меняют на стеклянные бусы и колокольчики драгоценное золото, в котором нуждалась Португалия (предложение 30).

А.4 Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1. кто мог знать (предложение 7)

2. португальцы стали плавать (предложение 10)

3. ремонт можно делать (предложение 16)

4. берега возникли (предложение 18)

А5 В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, имеющие в своём составе составные глагольные сказуемые?

А. Предложение 9 В. Предложение 16

Б. Предложение 14 Г. Предложение 26

Ответы на задания В1 -В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. В предложениях 8-11 найдите составное глагольное сказуемое, в котором вспомогательное слово является глаголом со значением начала. Напишите это составное глагольное сказуемое.

В2 Из пятнадцатого (15) предложения выпишите состав-ное(-ые) именное(-ые) сказуемое(-ые) .

В3. В предложениях 26 - 30 найдите подлежащее, выраженное местоимением. Напишите номер предложения, в состав которого входит это подлежащие.

В 4 Из двадцать третьего (23) предложения выпишите грамматическую основу.

В5 Укажите вид сказуемых, входящих в состав предложения 19.

В 6 Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

В7Из предложений 1 - 4 выпишите простые глагольные сказуемые, которые имеют форму изъявительного наклонения настоящего времени.

В 8. В предложениях 15- 16 найдите составное именное сказуемое, в котором именная часть выражает длительный постоянный признак. Напишите это сказуемое:.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 191

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8-ми заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) откупОрил

2) бралА

3) алфАвит

4) килОметр

A2 В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ?

1) Это письмо было адресовано прямому потомку АРТИСТИЧЕСКОЙ династии Асенковых.

2) Всё, что Качалов читал и показывал на эстраде, было проникновенным, высокохудожественным и АРТИСТИЧЕСКИМ.

3) АРТИСТИЧЕСКАЯ и литературная Москва с большой надеждой и нетерпением ожидала открытия нового литературно-художественного кружка.

4) Алевтина прекрасно понимала, что после оглушительного провала АРТИСТИЧЕСКАЯ карьера для неё закрыта.

A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) беги

2) в обеих сумках

3) попробовает

4) красивее

A4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассматривая рисунок,

1) обратите внимание на штриховку.

2) мне вспомнилось лето.

3) неожиданно погас свет.

4) создаётся впечатление, что птица живая.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.

2) Те, кто любовался портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.

3) Станционному смотрителю офицер сказал повелительным тоном, чтобы тот подал ему лошадей.

4) Многие уже посмотрели фильм, который только что вышел на экраны и стал сенсацией.

Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.

(1)… (2)Падая на поверхность земли, они нагревают её, а их энергия при этом превращается во внутреннюю энергию почвы и тел, находящихся на поверхности земли. (3)Воздушные массы, нагревшись от поверхности земли, приходят в движение, и появляется ветер. (4)Так происходит превращение внутренней энергии, которой обладают воздушные массы, в механическую энергию. (5)Кроме того, часть энергии солнечных лучей поглощается на поверхности земли листьями растений. (6)… в растениях происходят сложные химические реакции, и в результате образуются органические соединения, то есть происходит превращение энергии, переносимой солнечными лучами, в химическую энергию.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Диапазон использования солнечного излучения в промышленности чрезвычайно высок.

2) Фотосинтез – основной поставщик свободного кислорода.

3) Солнечные лучи несут определённый запас энергии.

4) Тепловое равновесие с течением времени устанавливается между любыми телами, имеющими различную температуру.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Наоборот,

2) И это

3) При этом

4) К счастью,

A8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) энергия превращается во внутреннюю (предложение 2)

2) нагревают поверхность (предложение 2)

3) появляется ветер (предложение 3)

4) часть поглощается листьями (предложение 5)

A9 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложное бессоюзное

3) простое осложнённое

4) сложноподчинённое

A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПАДАЯ в предложении 2.

1) наречие

2) страдательное причастие

3) деепричастие

4) действительное причастие

A11 Укажите слово в тексте, которое имеет значение «взаимодействие между двумя или несколькими веществами, превращение одних веществ в другие».

1) энергия (предложение 2)

2) движение (предложение 3)

3) реакция (предложение 6)

4) лучи (предложение 6)

A12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окружё(2)ых облаками; это был обычный русский пейзаж: поля, луга, редкие деревни с соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.

A13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) развл..чение, уд..ржать, встр..чая

2) м..ссивный, забл..стать, парлам..нтский

3) перс. наж, зар..стать, прок..тившись

4) г..стиница, заж. гательный, сост..влять

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

A14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) чере..чур, бе..болезненный, не..держанный

2) с..ёмки, в..ётся, из..ян

3) непр..будный, нед..варить, р..згореться

4) пр..знаться, пр. морский, пр..ласкать

A15 В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) выгон. шь, освеща. мый

2) бор..шься, немину..мый

3) спряч..шься, закле..вший

4) уед. шь, сбав..вший

A16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. выздоравл. вать Б. тяж..сть В. увещ. вать Г. скваж..на

1) Б, В

2) А, В, Г

3) А, Б

4) А, Г

A17 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Ира (не)вольно ускорила шаг.

2) Расстались подруги (не)слишком тепло.

3) Толстого (не)раз упрекали в нарушении хронологии.

4) Выступление Андрея произвело сильное впечатление (не)только на зрителей, но и на жюри.

A18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому.

2) Коротко да ясно, (ПО)ТОМУ и прекрасно, (ЗА)ТО нехорошо, коль пространно и скучно.

3) На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

4) От выступления докладчика и (ОТ)ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.

A19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

С востока надвинулись тучи () и оттуда потянуло влагой.

1) И нужна запятая.

2) Cложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Впечатление от этой глубокой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле (1) неподвижно стоявшем (2) посреди (3) наполнившейся редкими льдами (4) бухты.

1) 1

2) 2

3) 1, 3

4) 1, 2, 4

A21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Герой (1) как известно (2) – это исключительный по смелости или по своим доблестям человек, и герой – это (3) конечно (4) главное действующее лицо литературного произведения.

1) 1

2) 1, 2

3) 1, 2, 3, 4

4) 3, 4

A22 Укажите предложение, в котором нужно поставитьодну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В лесу появились боровики да волнушки.

2) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку то вилась по почти отвесному склону.

3) На красноватый фон обожжённой глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их чёрным лаком.

4) Лучше всего хранить книги в шкафах или на застеклённых полках.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В целом русская культура начала ХХ века в отношении к проблемам Эроса парадоксальна: она чрезвычайно богата в художественнолитературном освещении любви и исключительно бедна в философскотеоретическом осмыслении этого феномена.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится первой части.

Есть особый комплекс упражнений (1) действие (2) которых (3) направлено на насыщение тканей организма (4) кислородом.

1) 1

2) 2

3) 1, 3

4) 2, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В середине работы на Левина находили минуты (1) когда он забывал то (2) что делал (3) и (4) когда ему становилось легко.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3

3) 1, 4

4) 3, 4

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Земным воплощением Вечной Женственности, героиней «Стихов о Прекрасной Даме» стала Л.Д. Менделеева, в которую был влюблён Блок.

2) Орден Святой Екатерины – единственный орден царской России, который с 1714 года был предназначен для награждения «особ женского пола».

3) Документы – это юридически значимые письменные тексты, которые управляют действиями людей.

4) Анна Ахматова вступила в поэзию как представительница акмеизма – литературного направления, которое противопоставляло себя символизму.

A27 Прочитайте текст.

Современные компьютеры – не только машины для проведения сложнейших вычислений, как это было в начале их появления. В наше время компьютер – активный помощник человека в разных отраслях промышленности и сфере услуг (от компьютеризированного производства до автоматического оказания банковских услуг). Именно поэтому компьютеризация всех сфер жизни – важнейшее условие развития российской экономики.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Все сферы человеческой жизни напрямую зависят от развития мировой экономики.

2) Для развития российской экономики необходима компьютеризация всех сфер жизни человека.

3) Современный компьютер – это прежде всего машина для проведения вычислений, как это было и в начале его появления.

4) Современные компьютеры, производящие сложнейшие вычисления, используются на компьютеризированных предприятиях и в банковской сфере.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8; C1.

(1)Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (3)Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капéль, зáморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.

(4)В современном журнале читаем: (5)«Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. (6)Почему это происходит? (7)Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8)В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля намного меньше, чем в окружающем пространстве. (9)Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. (10)Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле, соответствующее нормальному уровню напряжения на земле. (11)После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. (12)Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми».

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

(13)Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.

(15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, заключённых в деревьях и траве, дождях и радуге, сосновой хвое и плывущих облаках, дремлющем боре и утренней росе, речном тумане и молнии. (16)Да и просто от мягкой и доброй почвы.

(17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)Это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.

(21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

(По В. Солоухину*)

*Солоухин Владимир Алексеевич (1924–1997) – поэт, прозаик, публицист,

A28 Какое утверждениене соответствует содержанию текста?

1) Человек искусственно создаёт преграды между собой и живой природой.

2) Отсутствие контакта с землёй снижает жизненный тонус человека.

3) Отсутствие контакта человека с землёй ведёт к гибели человечества.

4) Психологическая и духовная изоляция между человеком и землёй гораздо опаснее физической.

A29 Какой(-ие) тип(ы) речи представлены в предложениях 4 – 12?

1) описание

2) повествование и описание

3) рассуждение

4) рассуждение и повествование

A30 Укажите предложение, в котором есть контекстные антонимы.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (B1–B8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.

B1 Укажите способ образования слова ОЩУЩЕНИЕ (предложение 2).

B2 Из предложений 17 – 18 выпишите все сочинительные союзы.

B3 Из предложения 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.

B4 Среди предложений 18 – 21 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

B5 Среди предложений 15 – 20 найдите предложение, в котором есть обособленное уточняющее обстоятельство. Напишите номер этого предложения.

B6 Среди предложений 14 – 21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.

B7 Среди предложений 3 – 8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

B8 «Отношение В. Солоухина к природе помогает подчеркнуть такой приём, как _____ («постоянным ощущением погоды, спостоянным контактом» в предложении 2). Автор использует и такие приёмы, как

_____ (предложения 5 – 12) и _____ (предложения 19 – 20). А такое лексическое средство, как _____ («зёрнышко» в предложении 1, «пёрышко» в предложении 18), придаёт авторской интонации доверительный характер».

Список терминов:

1) литота

2) противопоставление

3) диалектизм

4) лексический повтор

5) метафора

6) ирония

7) цитирование

8) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

9) вопросно-ответная форма изложения

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания C1, а затем напишите сочинение.

C1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

Вариант 4. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Современная наука рассматривает художественное творчество не само по себе, а в контексте культурной и личностной коммуникаций. (2) понуждает сама природа художественного творчества. (3)Ведь, обращаясь к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения, мы вступаем в диалог - диалог культур, диалог сознаний, в котором три участника: художник, само произведение и тот, кто воспринимает произведение (читатель, зритель, слушатель).

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Рассмотрение художественного творчества в контексте культурной и личностной коммуникаций обусловлено самой природой творчества как диалога между тем, кто воспринимает произведение, художником, его создавшим, и самим произведением.

2) Читатель, зритель, слушатель, подчиняясь самой природе художественного творчества, рассматривает любое художественное произведение в контексте культурной и личностной коммуникаций.

3) Замысел произведения помогает читателю, зрителю, слушателю вступить в диалог с автором художественного произведения.

4) При обращении к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения происходит диалог культур, диалог сознаний.

5) Сама природа художественного творчества заставляет науку рассматривать творчество не изолированно, а в контексте культурной и личностной коммуникаций между художником, самим произведением и тем, кто это произведение воспринимает.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несомненно, что

Например,

Дело в том, что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4) перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

граждАнство

воссоздалА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Велимир Хлебников - русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧНЫМИ подарками!

Перед тем как ОДЕТЬ линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.

Закаливание холодом повышает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма простудным заболеваниям.

ЭТИЧЕСКИЙ кодекс врача, содержащий важнейшие понятия этой профессии, впервые был составлен в Индии.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПОЛУТОРА часов

ЧЕТВЕРО ножниц

пара БОТИНОК

упал с ПЛЕЧ

взлетал более ВЫШЕ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) нарушение построения

предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В книге «Популярная история театра» говорится, что «все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали в себя огромное количество зрителей».

2) Самгину казалось то, что хозяина слушают только из вежливости.

3) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине.

4) Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.

5) В джунглях деревья, хорошо укоренившиеся в плодородной земле, вырастают необычайной толщины, а их ветви крепко сплетаются друг с другом и, касаясь земли, пускают новые корни.

6) Алексей прошёлся по пустынной набережной, поглядел в воду, проносящуюся у подножия каменной стены, и начал медленно подниматься по ступенькам.

7) Распахнув окно, в комнату повеяло прохладой.

8) Показ фильмов последнего кинофестиваля состоится в кинотеатре «Художественном».

9) Уникальный историко-культурный и природный комплекс «Кижи» - одни из крупнейших в России музеев под открытым небом.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

соб..рательство

конс..рвировать

нач..нать

д..коративный

с..мптомы

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

испо..тишка, о..делка

ни..послать, и..брать

об..явить, раз..ём

пр..берёг, пр..рвать

об..ск, сверх..дейный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

разве..ться

отверд..вать

обналич..л

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

колебл..щийся

закле..нный

пен..щийся

(флаги) ре..т

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тяжёлый день позади, и можно уснуть, но мне отчего-то (НЕ)СПИТСЯ.

Спектакль оказался (НЕ)ИНТЕРЕСНЫМ, а скучным.

Мишенька, (НЕ)ПРИЯТЕЛЬ ли твой тебя обидел?

Ничуть (НЕ)ПРИМЕТНЫЙ ручеёк тихонько скользил по гладким камешкам к большой полноводной реке.

Бортовой компьютер уже несколько лет является (НЕ)ОТЪЕМЛЕМОЙ частью управления современным автомобилем.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД)МЫШКАМИ, а потом снова полез (В)ВЕРХ.

(ПО)МИМО отличного качества и тщательной проверки аппаратуры, в процессе работы над макетным образцом спутника мы ТАК(ЖЕ) требовали от разработчиков высокой культуры производства и оформления.

Решено было (В)ОДИНОЧКУ, ЧТО(БЫ) не обнаружить себя, осторожно пробираться к своим.

(НЕ)СМОТРЯ на то что к нам привозили пока лишь технологические приборы, мы всё равно попросили представить положенную техническую документацию, (ТО)ЕСТЬ паспорта, инструкции на проведение автономных и комплексных испытаний.

В ходе разработок мы смогли (НЕ)ТОЛЬКО выяснить возможности космического корабля, но и оценить надёжность работы его систем и всего корабля (В)ЦЕЛОМ.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Слева, за барьером, в гигантском провале, находится пусты(1)ый зал, где происходят все почтовые операции. Над ним возносится стекля(2)ый купол. Его краше(3)ые в синий цвет рамы и само стекло создают ощущение открытого пространства.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На красноватый фон обожжённой глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их лаком.

2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.

3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.

4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.

5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алексей (1) возмущённый несправедливым замечанием (2) быстро вышел из комнаты начальника (3) и (4) ни на кого не смотря (5) направился к выходу.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наедине с тобою (1) брат (2)

Хотел бы я побыть:

На свете мало (3) говорят (4)

Мне остаётся жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж... Да что? моей судьбой,

Сказать (5) по правде (6) очень

Никто не озабочен.

Отца и мать мою (7) едва ль

Застанешь ты в живых...

Признаться (8) право (9) было б жаль

Мне опечалить их...

(М. Ю. Лермонтов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Серьёзным конкурентом поршневым двигателям на бензиновом и дизельном топливе (1) стали газотурбинные двигатели (2) первые испытания (3) функционирования (4) которых (5) проводились уже в 50-х и 60-х годах прошлого века.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

На далёком западном крае неба (1) исступлённо метались белые молнии (2) и (3) хотя гроза не собиралась двигаться в нашу сторону (4) всё же что-то тревожное было в этом таинственном ожидании природы.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели - почти весь потонув в этой шинели, - с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя - во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, - памятник, лишённый индивидуальности и поэзии...

(10)Память разрушается, как старый город. (11)Пуст0ты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь - пустота, с которой трудно было примириться.

(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении. (34)Он стал.

(По В. П. Катаеву)

21. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 34? Выпишите это слово.

памятником

реальностью

невидимкой

привычкой

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-5 представлено повествование.

2) Предложение 9 содержит элементы описания.

3) Предложение 9 иллюстрирует то, о чём говорится в предложении 8.

4) Предложения 13 и 14 противопоставлены по содержанию.

5) В предложении 33 содержится рассуждение.

23. Из предложения 33 выпишите фразеологизм со значением «очень близко».

24. Среди предложений 10-17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Любовью к Москве проникнут весь текст В. П. Катаева: описывая её строения, достопримечательности, автор использует троп - (А)___ („необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета“ в предложении 2, »многоруким фонарям" в предложении 6). Изменения, произошедшие в городе с наступлением новой эпохи, рассказчик воспринимает очень болезненно, о чём свидетельствуют различные средства выразительности: лексическое средство - (Б)___ („старый", „новым" в предложениях 10, 11), троп - (В)___ (в предложениях 8, 10, 28), приём - (Г)___ (предложения 29-31)».

Список терминов:

2) синонимы

3) антонимы

4) синтаксический параллелизм

5) разговорные слова

6) гипербола

7) градация

9) сравнение

Вариант 4

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

помимотакже

123 или любая комбинация
этих цифр

1245 или любая комбинация
этих цифр

1234689 или любая комбинация
этих цифр

234 или любая комбинация
этих цифр

консервировать

глубокая

объявитьразъём

невидимкой

обналичил

235 или любая комбинация
этих цифр

пенящийся

рукойподать

неотъемлемой

Проблема исчезновения памятников истории и культуры. (Каковы последствия исчезновения памятников для человека?)

Исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связана жизнь человека, поэтому человек болезненно переживает этот процесс, пустота на месте уничтоженных памятников, церквушек, переулков кажется ему противоестественной.

ВАЗОПИСЬ

Искусные руки древнегреческих гончаров изготовляли сосуды самой разнообразной формы. Это овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, оливкового масла, меда; объемистые кратеры с широким горлом - для вина, смешанного с водой; плоские килики - чаши для питья; высокие, удлиненные лекифы - для душистого масла и духов и многие другие кувшины и чаши. Художники-вазописцы расписывали сделанные гончарами сосуды. На многих вазах сохранились подписи гончара и художника.

Эксекий. килик «Дионис в ладье»
Ок. 540 г. до н. э., Музей прикладного искусства, Мюнхен

Наиболее известны древнегреческие вазы двух стилей: чернофигурные и краснофигурные. Чернофигурные вазы получили распространение в VII-VI вв. до н. э. На красноватый фон обожженной глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их черным лаком. В отдельных местах по силуэту он процарапывал тонкие белые линии, усиливавшие выразительность рисунка. Самым прославленным мастером чернофигурной вазописи был живописец VI в. до н. э. Эксекий. Одно из лучших его произведений - великолепный килик «Дионис в ладье» (ок. 540 г. до н. э., Музей прикладного искусства, Мюнхен). Эксекий использовал легенду о боге вина Дионисе и морских разбойниках, которых Дионис превратил в дельфинов. Мастер создал непринужденную и поэтическую сцену. Роспись поражает композиционным мастерством, чувством ритма, органической связью с формой сосуда.

Около 530 г. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Теперь мастер заливает фон черным лаком, а фигуры и орнамент сохраняют цвет обожженной глины. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. На краснофигурных вазах образы мифологии в значительной мере уступили место жанровым и бытовым сценам, точно схваченным и запечатленным художником.

Евфроний. Пелика с изображением ласточки.
Греция. Ок. 500 до н. э. Краснофигурная роспись.
Государственный Эрмитаж. Петербург.

Искусство мастеров вазописи ценно также и тем, что дает представление о несохранившихся образцах древнегреческой монументальной живописи, которой они, несомненно, подражают.

Искусные руки древнегреческих гончаров изготовляли сосуды самой разнообразной формы. Это овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, оливкового масла, меда; объемистые кратеры с широким горлом - для вина, смешанного с водой; плоские килики - чаши для питья; высокие, удлиненные лекифы - для душистого масла и духов и многие другие кувшины и чаши. Художники-вазописцы расписывали сделанные гончарами сосуды. На многих вазах сохранились подписи гончара и художника.

Евфроний. Пелика с изображением ласточки. Греция. Ок. 500 до н. э. Краснофигурная роспись. Государственный Эрмитаж. Санкт‑Петербург.

Амфора с изображением битвы Геракла с амазонками. VI в. до н. э. Греция. Чернофигурная роспись. Государственный Эрмитаж. Санкт‑Петербург.

Наиболее известны древнегреческие вазы двух стилей: чернофигурные и краснофигурные. Чернофигурные вазы получили распространение в VII–VI вв. до н. э. На красноватый фон обожженной глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их черным лаком. В отдельных местах по силуэту он процарапывал тонкие белые линии, усиливавшие выразительность рисунка. Самым прославленным мастером чернофигурной вазописи был живописец VI в. до н. э. Эксекий. Одно из лучших его произведений - великолепный килик «Дионис в ладье» (ок. 540 г. до н. э., Музей прикладного искусства, Мюнхен). Эксекий использовал легенду о боге вина Дионисе и морских разбойниках, которых Дионис превратил в дельфинов. Мастер создал непринужденную и поэтическую сцену. Роспись поражает композиционным мастерством, чувством ритма, органической связью с формой сосуда.

Около 530 г. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Теперь мастер заливает фон черным лаком, а фигуры и орнамент сохраняют цвет обожженной глины. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. На краснофигурных вазах образы мифологии в значительной мере уступили место жанровым и бытовым сценам, точно схваченным и запечатленным художником.

Искусство мастеров вазописи ценно также и тем, что дает представление о несохранившихся образцах древнегреческой монументальной живописи, которой они, несомненно, подражают.