Примеры предвидения будущего в художественных произведениях. Литературные предсказания. Британский комик предсказал смерть Каддафи

В литературе очень часто обсуждается феномен предвидения, который встречается в произведениях различных авторов. Исследователи творчества Жуля Верна насчитали 98 сбывшихся предвидений из 108, которые он сделал. Но это научная фантастика, и можно сказать, что и о подводных лодках, и о полетах на Луну мечтал не только он. В тоже время подобные мысли высказывались и другими людьми. Но, а как быть с гибелью парохода Титан из романа «Тщетность», написанного в 1898 г. малоизвестным писателем-фантастом Морганом Робертсоном. Действия разворачиваются на корабле «Титан». Основные характеристики судна такие: длина 243 метра, водоизмещение 70 тысяч тонн, мощность двигателей 50 тысяч лошадиных сил, скорость 25 узлов, 4 трубы, 3 винта. Холодной апрельской ночью корабль сталкивается с айсбергом и гибнет. Такова суть содержания романа. Поразительнее всего то, что через 12 лет этот сценарий полностью осуществился в реальной жизни с пароходом «Титаник». Совпали все технические параметры пароходов, место и причины гибели и даже большая часть фамилий погибших при крушении людей.

Для нас может быть интересен факт пророчества российских писателей.

Почти за сто лет до революции и того, что последовало за ней, Михаил Лермонтов написал пророческие строки:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон...

Михаил Лермонтов в стихотворении «Сон» описал даже собственную гибель:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Не прошло и года, как поэт погиб на дуэли во время своего пребывания на Кавказе.

У многих поэтов и писателей часто появлялись пророчества относительно своей судьбы помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов, но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Вот несколько примеров:

Пророчество в стихотворении Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы». Он погиб 19 января - в тот самый день, когда отмечается православное Крещение.

Драматург Александр Вампилов написал в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего 35-летия. Поэт и музыкант Юрий Визбор в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка: «Как хочется прожить еще сто лет - ну пусть не сто, хотя бы половину». Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет.



Владимир Высоцкий в одном из своих стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь - алфавит: я где-то уже в «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало.

После смерти Валентина Пикуля жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Пикуль Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19... года». Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.

Борис Пастернак заподозрил, что написанное слово может стать программой дальнейшей жизни и предостерегал своих современников-поэтов от того, чтобы предсказывать в стихах собственную смерть.

Достоевский также обладал даром предвидения и в его «Дневнике писателя» за 1877 год есть такие строки: «Предвидеться страшная, колоссальная… революция, которая потрясет все страны изменением лика мира. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови… Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются». Здесь же писатель предсказал примерное количество жертв грядущей революции (100 миллионов), а в «Бесах» - и ее сроки. Петенька Верховенский на вопрос: «Когда все начнется?» - ответил: « Лет через пятьдесят… Начнется на Масленице (февраль), кончится после Покрова (октябрь)».

Интересны предсказания русского писателя Александра Богданова, в повести «Красная звезда», в которой еще в 1904 году он предугадал не только черты надвигавшегося тоталитарного правления, но и даже его символику, вынесенную в заглавие романа.

Среди пророчеств и неслучайных совпадений есть такие, когда русский человек не знает - плакать ему или смеяться. За полвека до большевистской революции сатирик Салтыков-Щедрин написал повесть «История одного города», где под «городом Глуповом» не одно поколение русских читателей узнавало страну, в которой они жили. Губернатор-тиран, повествует Щедрин, едва приняв власть над несчастным городом, отменил все праздники, оставив только два. Один отмечался весной, другой - осенью. Именно так в первые же годы своего правления поступили большевики, отменив в стране все традиционные праздники. Из нововведенных ими праздников один отмечался весной (1 мая), другой - осенью (7 ноября). Совпадения не кончаются на этом. У Щедрина весенний праздник «служит приготовлением к предстоящим бедствиям». У большевиков 1 Мая всегда был «днем смотра боевых сил пролетариата» и сопровождался призывами к усилению классовой борьбы и к свержению капитализма. Иначе говоря, был ориентирован на бедствия грядущие. Что касается осеннего праздника, то, по Щедрину, он посвящен «воспоминаниям о бедствиях уже испытанных». И словно нарочно или в насмешку 7 Ноября - праздник, установленный большевиками, - был посвящен памяти о кровопролитиях революции.

Интересны литературные произведения академика АН СССР Ивана Ефремова. Он занимался вопросами палеонтологии. Многие находки не вписывались в существующую тогда парадигму, поэтому о их существовании он говорл в своих фантастических произведениях. Кроме того, следует учесть, что у И. Ефремова, кроме предвидения были и прогнозы, основанные на наличие научных фактов. Это касается, например, открытия алмазного месторождения в Сибири.

Ниже приведен список сбывшихся «предсказаний» Ивана Ефремова:

Открытие месторождения алмазов в Якутии - в рассказе «Алмазная труба» (до Ефремова в 1840 году геолог Р.К. Маак в своём докладе сделал вывод, что на реке Вилюй должны быть кимберлитовые трубки и алмазные россыпи.

Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае - в рассказе «Озеро горных духов».

Открытие голографии - в рассказе «Тень минувшего».

Особенность поведения жидких кристаллов - в рассказе «Атолл Факаофо».

Трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе «Туманность Андромеды» (по другой версии, оно уже было известно).

Геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности - в романе «Туманность Андромеды». В романе он называется - суточный спутник.

Экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе «Туманность Андромеды»).

Микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными. Ставит диагноз и лечит изнутри (в романе «Сердце Змеи»).

Но Ефремов был ученым и его предсказания могли основываться на экстраполяции уже известных фактов в будущие с учетом их возможного развития, поэтому предсказания Ефремова следует отнести к особому виду интуиции ученого.

В 1945 г. А. Кларк опубликовал статью под названием «Космические ретрансляторы», в которой высказал пророческую идею об использовании искусственных спутников Земли в радио- и телевизионных передачах. В то не такое уж далекое время на статью А. Кларка не обратили внимания, считая ее фантазией писателя. А спустя восемнадцать лет институт Франклина присудил ему золотую медаль за разработку идеи космической связи.

В 1947 г. Кларк написал первый рассказ о посадке на Луну, предсказав ее географические характеристики и посещение ее человеком.

Прошло немного времени, и фантазия писателя стала действительностью. Более того, в своих произведениях Кларк нередко описывает такие события, которые практически невозможно предсказать, основываясь на опыте нашей жизни. Вот пример, подтверждающий сказанное.

В своей книге «2001 год: космическая Одиссея» фантаст рассказывает об астронавтах, отправляющихся в глубины Вселенной в поисках доказательств того, что в далеком прошлом инопланетяне участвовали в зарождении и развитии разумной жизни на Земле. Путь астронавтов лежал мимо планеты Юпитер, их ждали большие трудности, связанные с огромным загадочным черным монолитом.

С момента опубликования книги А. Кларка прошло немного времени, и представитель Земли действительно побывал в иных мирах, ступив даже на лунную поверхность. Особенно удивительным в предсказаниях писателя явилось и то, что экипаж корабля «Аполонн-8», стартовавший к Луне, в самом деле видел в космосе черный монолит.

А как можно предсказать подобные события?

Интересна судьба американского писателя Дж. Колинза. Он в последнем своем рассказе описал собственную гибель. Колинз был еще и летчиком испытателем и испытывал самолет "Грумман Хеллдей". Ему предстояло последнее испытание самолета. Необходимо было выяснить как самолет выходит из пикирования. Все шло хорошо, но закончилось точно так, как он описал в рассказе. Самолет не смог выйти из пике. Правда в последнем случае трудно сказать был ли рассказ предвидением трагических событий, или события развернулись так, как это было запрограммировано в мозге Колинза. Не исключено, что он настолько вписался в образ, что уже не смог справиться с подсознанием и самолетом так, как с самолетом не справился и его герой.

Творческие личности – художники, музыканты, поэты – через свои произведения доносят до людей мысли и чувства. Иногда события, описанные людьми искусства, сбывались через какое-то время. Предсказания в искусстве являются интересной темой, требующей отдельного рассмотрения.

Предсказание будущего

Литераторы, композиторы, художники способны предсказать будущее, т.к. они обладают творческим мышлением, остротой ума. Примеры, когда давалось предсказание будущего в искусстве, не являются редкостью.

Произведения искусства предвосхищают культурные, научные открытия и исторические события. Стоит привести цитату из повести Джона Пристли «31 июня»:

«Все созданное воображением должно существовать где-то во Вселенной».

Людям следует быть внимательными по отношению к художественным предсказаниям.

Жюль Верн

Знаменитый писатель Франции Жюль Верн – научный фантаст 19 века. Он предугадал научные открытия будущего во многих областях:

  1. Акваланг.
  2. Видеосвязь.
  3. Электрический стул.
  4. Летательные аппараты (самолет и вертолет).
  5. Ракеты.
  6. Луноходы.
  7. Подводные лодки.

В книге «20 тысяч лье под водой» автором описано создание «Наутилуса». Это прототип современных субмарин. В произведении «С Земли на Луну», человек использует модули и ракеты с солнечными парусами. В произведении «Робур-Завоеватель» описан аппарат, похожий на современный вертолет.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи – гений. Он музыкант, изобретатель, архитектор, скульптор, поэт, инженер. В свои дневники он заносил знания из медицины, истории, биологии, записывал стихи и делал наброски. Предсказаний в искусстве у него было особенно много.

10 гениальных изобретений Лео да Винчи:

  1. Орнитоптер.
  2. Водолазный костюм.
  3. Воздушный винт.
  4. Парашют.
  5. Подшипник.
  6. Пулемет.
  7. Самоходная телега.
  8. Танк.
  9. Идеальный город.
  10. Робот.

Орнитоптер напоминал птицу. Он должен был поднимать человека в воздух. Изобретение было сконструировано в соответствии с законами аэродинамики. Водолазный костюм был изобретен для вскрытия днищ нападающих кораблей. Устройство позволяло долго находиться под водой и видеть через стеклянные отверстия все вокруг. Дышали через подводный колокол. Винт был задуман для полетов человека. Он был похож на огромную винтовую машину с лопастями. Это изобретение привело к созданию вертолета.

Парашют имел форму пирамиды, покрытой тканью. Ученые современности изучили устройство и сделали вывод, что задумку Леонардо удастся воплотить в жизнь. Подшипник – это основа всей современной техники. Ученый был первым, кто сделал еге наброски в своей тетради. Пулемет представлял собой мушкеты на доске, сложенные в треугольник. Вал находился в центре и вращал оружие, чтобы оно стреляло через короткие промежутки времени. Аппарат состоял из 11 орудий. Этот же человек изобрел первый автомобиль, который ехал с помощью пружинного механизма.

Во времена средневековья были особенно опасны эпидемии. Изобретатель разработал план города с гидравлической системой и каналами, что помогло бы избежать массового заражения. Ученый изучал строение тела человека. Он построил робота, который был способен ходить и сидеть.

Герберт Уэльс

Писатель в произведении «Освобожденный мир» 1914 года рассказал об атомной бомбе. Он предсказал появление огромных летательных аппаратов, вмещающих более тысячи человек, ракетного двигателя и лазерного устройства. Фантаст предположил, что полеты будут кругосветными.

А.Р. Беляев

Писатель-фантаст в романе «Звезда КЭЦ» описал современные орбитальные станции. В книге «Вечный хлеб» он рассказал о возможностях генетики и биохимии. Трансплантология – это наука 20 века, которая была предсказана еще в «Голове профессора Доуэля». В романах «Человек-амфибия» и «Ариэль» Беляев размышлял о пребывании человека в необычных для него условиях (воде и воздухе).

Иногда мы даже не можем представить, насколько точно некоторые писатели предсказывают будущее мира в своих научно-фантастических книгах. По-видимому, авторы некоторых художественных романов и рассказов знают намного больше об окружающем мире, чем обычные люди. Мы выбрали самые впечатляющие предсказания писателей, которые стали реальностью в наше время.

1. Крионика

Первые намеки на теорию крионики можно найти в рассказе «Спутник Джеймсона», написанном Нейлом Р. Джонсом в 1931 году. Главный герой рассказа - профессор Джеймсон - просит перенести свое тело после смерти на орбиту Земли, надеясь, что оно сможет сохраниться при температуре абсолютного нуля.

Тем не менее концепция криоконсервации человека была популяризирована только в 1947 году американским ученым Робертом Эттингером, который позже стал известен как «отец крионики». Он написал утопический рассказ под названием «Предпоследний козырь», благодаря которому стал первым человеком, который предположил, что в будущем люди смогут выбирать, хотят ли они заморозить собственное тело, чтобы затем его воскресить.

2. Выращенное в лаборатории мясо

Искусственно культивируемое мясо впервые упоминается в научно-фантастическом романе под названием «На двух планетах», написанном Курдом Ласвицем в 1897 году. В этой книге «синтетическое мясо» является одной из разновидностей синтетической пищи, которую принесли на Землю марсиане.

3. Высадка на Луне

В 1865 году французский писатель Жюль Верн опубликовал свой роман «С Земли на Луну…», в котором описал огромный космический пистолет, способный запускать снаряды с Земли на ее спутник.

Спустя столетие космический аппарат «Аполлон-11» совершил посадку на Луне. Писатель смог предсказать не только название аппарата, но и точное количество людей на его борту. Верну даже удалось предсказать ощущение невесомости, с которым столкнулись космонавты.

4. Крушение «Титаника»

Повесть Моргана Робертсона «Тщетность, или Крушение "Титана"» была опубликована в 1898 году. В ней автор рассказал читателям о большом «непотопляемом» корабле, который потерпел крушение после столкновения с айсбергом. 14 лет спустя был построен самый большой на то время корабль, который назвали «Титаником», и обстоятельства его крушения были теми же, что и описывал Робертсон.

5. Атомная бомба

В своем романе «Освобожденный мир» Герберт Уэллс предсказал, что в будущем погибнет большое количество людей, и причиной этого станут ручные гранаты на основе урана, которые он назвал атомными бомбами. После публикации книги прошел 31 год, и в рамках Манхэттенского проекта на Хиросиму была сброшена настоящая атомная бомба.

6. Гонка ядерных вооружений

В рассказе Роберта Хайнлайна «Никудышнее решение», опубликованном в 1941 году, описываются Соединенные Штаты, которые смогли раньше остальных стран разработать ядерное оружие и превратиться в единственную сверхдержаву на нашей планете. Хейнлайн также описывает попытки других наций разработать подобные бомбы. Позже все эти события произошли в период холодной войны, когда состоялась гонка ядерных вооружений.

7. Водяная кровать

Роберт Хайнлайн предсказал не только холодную войну, но и водяные кровати. В своем романе «Чужак в чужой стране», написанном в 1961 году, он настолько подробно описал такого рода кровати, что у их фактического изобретателя были некоторые проблемы, связанные с патентом.

8. Кредитные карты

В утопическом романе «Взгляд назад», опубликованном в 1888 году, Эдвард Беллами точно предсказал появление кредитных карт, хотя их начали использовать только с 1950-х годов.

Главный герой романа Джулиан Уэст засыпает в 1887 году и просыпается в утопическом обществе 2000 года. В этом новом обществе все люди получают от правительства одинаковую сумму кредита, которую можно использовать для покупки различных товаров.

9. Спутники Марса

В своем популярном романе «Путешествия Гулливера», опубликованном в 1726 году, Джонатан Свифт утверждал, что у Марса есть два спутника. Однако прошел 151 год, прежде чем ученые смогли на самом деле их обнаружить. В романе Свифта главный герой посещает вымышленный остров Лапуту, на котором живет много ученых и астрономов. Именно они рассказывают главному герою, что у Марса есть два крошечных спутника.

10. Bluetooth-гарнитуры и наушники

Хотя персональная стереосистема появилась только в 1977 году, Рэй Брэдбери описывал наушники, направленные на отвлечение ума от внешнего мира, в своем романе «451 градус по Фаренгейту», который был опубликован в 1953 году. Люди в описанном Бредбери обществе часто используют «ракушки» и «наперстки», которые поразительно похожи на современные наушники и Bluetooth-гарнитуры.

11. Изобретение Интернета

В 1898 году Марк Твен написал короткую историю «Из «Лондонской таймс» за 1904 год», события в которой происходили в 1904 году. История была сосредоточена на тайне преступления: убили изобретателя нового перспективного устройства, называемого Телелескопом. Новый гаджет описывается автором как «бесконтактный» телефон, который создает всемирную сеть доступной всем информации. Очень похоже на современный Интернет, не так ли?

12. Антидепрессанты

В своем антиутопическом романе «О дивный новый мир» Олдос Хаксли демонстрирует довольно мрачный взгляд на общество, которое контролируют с помощью психологических манипуляций. Зависимые от наркотиков граждане не могут жить без таблеток, которые улучшают настроение. Эти препараты, называемые «сомой», были созданы, чтобы уменьшить печальные и тревожные мысли. Роман был написан за два десятилетия до начала первых экспериментов с антидепрессантами, но Хаксли сумел предсказать их популярность.

Научная фантастика потому и называется научной, что работающие в этом жанре писатели опираются на современные им научные достижения, чтобы спроектировать будущие. И чем крупнее талант автора-фантаста, тем более точными получаются такие предсказания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что множество современных нам явлений и предметов, которые мы считаем обыденными, когда-то были «персонажами» фантастических романов и повестей.

Например, такой банальный девайс, как наушники-вкладыши, которые сегодня за сущие копейки может купить любой школьник, впервые появились в легендарном романе американского фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», и назывались они «Ракушками». Или куда более редкое, но и более высокотехнологичное рождение детей из пробирок: его описал в романе «О, дивный новый мир!» писатель Олдос Хаксли, причем у него этот процесс был поставлен на конвейер.

Детали космических путешествий и мировые компьютерные сети, видеочаты и планшетные компьютеры – упоминания о подобных предметах и явлениях можно найти у фантастов прошлого. Кому-то из писателей удавалось угадать лишь отдельные вещи будущего, а кто-то, как, скажем, Герберт Уэллс, Жюль Верн или Артур Кларк, сумел описать чуть ли не половину нынешней машинерии и цифровой техники. Сегодня «МИР 24» рассказывает своим читателям о десяти самых известных предметах и явлениях, появление которых было предсказано в научно-фантастических произведениях.

Атомная бомба – Герберт Уэллс

Человечество еще только-только подбиралось к идее расщепления атома, а британец Герберт Уэллс в своем романе «Мир освобожденный» предсказал появление оружия, основанного на этом процессе. Произошло это в 1914 году – за три десятка лет до Хиросимы и Нагасаки!

Герой романа Холстен вызывает радиоактивный распад тяжелых элементов в 1933 году в крохотной частичке висмута: «Произошел сильнейший взрыв, в результате которого получился тяжелый газ с чрезвычайно высокой радиоактивностью – за неделю он распался Но главное было сделано – ценой ожога на груди и сломанного пальца первооткрывателя, – и с той секунды, когда невидимая частичка висмута превратилась в сгусток разрушительной энергии, Холстен уже знал, что он открыл человечеству путь – пусть еще узкий, извилистый и темный – к безграничному, неисчерпаемому могуществу».

Банковские карты – Эдвард Беллами

Социалистическая утопия «Взгляд назад» писателя-социалиста из США Эдварда Беллами впервые увидела свет в 1888 году. Роман описывал путешествие во времени на сто с лишним лет вперед – в 2000-й год, в Америку будущего, экономика которой построена на принципах социализма.

Скажем, все граждане страны обязаны трудиться в так называемой «промышленной армии», получая за свой труд гарантированный минимум. Но не наличными деньгами, а специальными картами – судя по описанию, такими, которые сейчас называются дебетовыми. Расплатиться такой картой американец 2000 года, по версии Беллами, мог в любой точке страны, что делает предсказание еще более точным. Кстати, любопытно, что в России книга «Взгляд назад» была переведена и выдержала семь изданий, последнее – в 1918 году: по понятной причине, советская власть уже не допускала переиздания романа-утопии.

Вертолет – Жюль Верн

Фото: wikipedia.org

Если быть совсем точным, то летательный аппарат, на котором покоряет воздушный океан гениальный изобретатель-одиночка Робур, герой опубликованного в 1886 году романа «Робур-завоеватель», скорее похож на автожир, чем на вертолет. Ведь у него есть не только несколько подъемных винтов, но и один тянущий впереди – а именно по такой схеме и строятся автожиры. Но все-таки в истории научной фантастики и вертолетостроения Верн останется предсказателем появления именно вертолета или геликоптера.

Правда, внешне «Альбатрос», на котором путешествуют Робур и его спутники, больше напоминает другое знаменитое предсказание Жюля Верна – подводную лодку, поскольку имеет веретенообразный корпус с надстройкой наверху, над которой вертятся множество двухлопастных винтов.

Интернет – Марк Твен

Американца Марка Твена трудно назвать научным фантастом в классическом смысле этого слова. Тем не менее, несколько фантастических произведений он создал, и среди них – рассказ «Из «Лондонской таймс» за 1904 год», написанный им в 1898 году.

Изобретение, которое обладает всеми признаками современного интернета, писатель назвал «телеэлектроскопом», или всемирным телефоном. Герой рассказа Клейтон получает его в свое распоряжение, и вот что он может делать: «Аппарат достали и подключили к международной телефонной сети. Теперь Клейтон день и ночь звонил во все уголки земного шара, смотрел на тамошнюю жизнь, наблюдал разные диковинные зрелища, разговаривал с людьми, и благодаря этому чудесному изобретению ему стало казаться, что у него выросли крылья, и он может лететь, куда хочет».

Лазер – Герберт Уэллс

Фото: wikipedia.org

Герберту Уэллсу очень хорошо удавалось предвидеть боевые машины будущего: атомную бомбу, танки или, например, лазер. Причем если о первой и вторых мало кто знает, то «лучи смерти», которыми вооружены пришельцы с Марса в романе «Война миров» (впервые опубликован в 1897 году), известны едва ли не каждому в мире.

Это уникальное для землян оружие сделало боевые машины марсиан непобедимыми, и если бы не банальная земная простуда, справиться с ними не удалось бы. Сегодня, конечно, лазер еще не стал столь простым и легко носимым оружием, но военные образцы уже не просто испытаны, а приняты на вооружение в армиях развитых стран – таких, например, как Россия и США.

Межпланетные космические корабли – Алексей Толстой

Фото: РОСКОСМОС

О существовании ракет человечество знает уже не меньше двух тысячелетий: начиненные порохом трубки для фейерверков начали использовать еще в древнем Китае. Но приспособить их к межпланетным космическим перелетам первыми решили все-таки в России.

Знаменитый революционер-народник Николай Кибальчич за несколько дней до казни (он был участником покушения на императора Александра II) выдвинул идею космического аппарата с управляемым вектором тяги. Именно по этим чертежам, вооружившись теорией другого знаменитого соотечественника, Константина Циолковского, и построили свой межпланетный корабль Мстислав Лось и Алексей Гусев – герои романа Алексея Толстого «Аэлита», опубликованного в 1923 году. И улетели на нем на Марс, где быстренько устроили революцию – со всеми вытекающими последствиями для себя и для марсиан.

Пейнтбол – Аркадий и Борис Стругацкие

Фото: wikipedia.org / Nado24

«Это было что-то вроде игрушечного автомата – с удобной рифлёной рукояткой и с плоским прямоугольным баллончиком, который вставлялся снизу, как магазин. – Что это за штука? – спросил я. – Ляпник, – сказал он угрюмо. – Дайте сюда. Я отдал ему игрушку. – Ляпник, – сказал я. – Которым, значит, ляпают. А если бы ты в меня попал?.. Надо же, теперь это за год не отмыть, придётся стену менять».

Это диалог героев романа «Хищные вещи века», написанного в 1964 году. Ничем иным, как современным нам пейнтбольным автоматом, «ляпник» Стругацких и быть не может! Так что вполне можно было бы включать это слово в современные словари, заменяя им чужеземный «пейнтбол».

Подводная лодка – Жюль Верн

Фото: wikipedia.org

Французский писатель-фантаст считается одним из самых гениальных провидцев, что легко объяснимо: Верн тщательно следил за всеми новинками науки и техники. И конечно, он был в курсе того, что конфедераты использовали подводную лодку в ходе Гражданской войны в США.

Но утлая конфедератская скорлупка с педальным приводом не идет ни в какое сравнение с главным героем романа 1870 года «20000 лье под водой» – могучим «Наутилусом», где все работает за счет электричества. Да и способность лодки Жюля Верна подолгу не всплывать на поверхность тоже куда ближе к современным атомным субмаринам. Кстати, в фактическом продолжении этого романа – «Таинственном острове» – Верн вооружил «Наутилус» торпедами, но это уже не было предвидением: это морское оружие к тому времени успешно применялось в реальности.

Робот – Карел Чапек

Чешский писатель Карел Чапек не просто предсказал появление роботов – он-то, собственно, и придумал само это слово! Оно происходит от чешского «robota», то есть подневольный труд. Впервые «роботы» появились в 1920 году в пьесе «Р.У.Р. (Россумские универсальные роботы)», написанной Карелом Чапеком вместе с братом Йозефом.

После этого роботы буквально завоевали мир, став вполне обыденным явлением сегодня. Примечательно, что Прага, где сочинил свою знаменитую пьесу чешский писатель, является родиной дальнего предка роботов – глиняного Голема. Это искусственное существо, способное выполнять команды хозяина, по легенде, создал праведный пражский раввин Лев для защиты своих соплеменников.

Спутники связи – Артур Кларк

Фото: NASA

Сегодня никому и в голову не приходит, что колоссальная часть мировой сети связи базируется на геостационарных спутниках: работает телевизор или телефон – и хорошо! Между тем, еще семь десятков лет назад такая идея была не просто революционной, а вообще выглядела завиральной. Но будущая легенда мировой фантастики англичанин Артур Кларк, работавший в Британском межпланетном обществе, считал иначе. О чем и написал в 1945 году в своем эссе «Космическая станция: Для применения радио».

В ней он впервые обосновал применение именно геостационарных, то есть расположенных на орбите в постоянном месте над поверхностью Земли, спутников связи. К этой идее Кларк, давний энтузиаст космической техники и межпланетных путешествий, пришел, основываясь на своем военном опыте: он служил в королевских ВВС и занимался специальной радиосвязью и радарами.

Предсказания в искусстве Составила: учитель МБОУ СОШ №3 станицы Крыловской Краснодарского края Крыловского района Шикуля Елена Николаевна

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к предвидению присуща великим художникам, возможно, именно в нем и состоит главная сила искусства.

Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis -откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

Альбрехт Дюрер художник Немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, Родился:21 мая 1471 г., Нюрнберг, Германия Умер:6 апреля 1528 г. (56лет), Нюрнберг, Германия В браке с: Агнеса Дюрер Родители: Альбрехт Дюрер Старшии ̆

ксилография Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис».

Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые, действительно, через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса, всадники появляются на земле поочереди, но художник специально поместил их рядом. Всё, как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний в искусстве социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины « Герника » П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Франсиско Хосе де Гойя-и- Лусьентес (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes ; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник, гравёр.

Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество!»).

К.Юон «Новая планета». Это произведение изображает необычное явление – рождение новой планеты. Используя символы и аллегории, размышляя о прошедших грандиозных событиях, К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового, прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету.

У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Они, быть может, воспринимают появление новой планеты как конец света. Люди в страхе падают ниц, закрывают головы, пытаясь укрыться, спастись от надвигающейся катастрофы. Никого космический катаклизм не оставляет равнодушным.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Ч. Айвз (1874-1954).

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) Автопортрет

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений.

Василий Блаженный

Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

П. Пикассо

картина « Герника » П. Пикассо

Герника - Пабло Пикассо. 1937 Экспрессивный холст Пикассо 1937 г. был публичным протестом против бомбардировки нацистами баскского города Герники. Его картина полна личными чувствами страдания и насилия. В правой части картины фигуры бегут прочь от горящего здания, из окна которого падает женщина; слева рыдающая мать держит на руках своего ребенка, а торжествующий бык топчет павшего воина.

Сломанный меч, раздавленные цветок и голубка, череп (спрятанный внутри тела лошади) и поза павшего воина, напоминающая распятие, - все это обобщенные символы войны и смерти. Бык символизирует жестокость, а лошадь - страдания невинных.

Вместе эти неистовые фигуры образуют подобие коллажа, выделяясь силуэтами на темном фоне, ярко освещенные женщиной со светильником и глазом с электрической лампочкой вместо зрачка. Монохромная живопись, напоминающая газетные иллюстрации, и резкий контраст света и тьмы усиливает мощное эмоциональное воздействие.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР родился в городе Хвалынске Саратовской губернии. В 1897-1905 гг. он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе В.А. Серова, после чего продолжил свое обучение в студии А. Ажбе в Мюнхене и в частных академиях Парижа. В начале своей творческой деятельности Петров-Водкин испытывал сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна». Он стал одним из первых, кто отразил символистские тенденции в русской живописи.

Купание красного коня

История создания В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка.Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

Считается, что изначально конь был гнедым, и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был потрясён. Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет. Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Восприятие современников Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так, у Сергея Есенина родились строчки: Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя! Иль ты приснилась мне! Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.