Презентация на тему матрешка в доу. Компьютерная презентация к уроку "русская матрешка"

Цель занятия: Знать историю возникновения и развития русской матрёшки;
Научиться составлять орнамент, используя вариации различных фигур.

  • Воспитание художественного вкуса.
  • Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
  • Создание образа в вышивке и росписи.

Содержание:
I. Организационный момент
II. Объявление темы урока в форме загадки:
В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица - для меньшей - темница.(Матрешка)
III. Объявить цель и задачи и содержание урока.
IV. Повторение пройденного материала проходит викторины «Согласие, несогласие» (дети работают с карточками).
V. Физкультминутка (проверка готовности к уроку)
VI. Знакомство с новой темой.
VII. Тестовая работа
VIII. Взаимопроверка
IX. Физкультминутка (разминка для глаз,офтальмологическая таблица)
X. Практическая работа
XI. Оценка работ

Изучение новой темы начинается с теоретической части (изучение истории развития матрешки) и просмотра презентации.

Матрёшка - это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось?

Япония - страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки - в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную российскую почву.

Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки - это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

Русская матрёшка стала настолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия начался настоящий матрёшечный бум. Кроме традиционной девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест. Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Так, к столетию Н.В.гоголя была выпущена серия матрёшек - героев гоголевского «Ревизора». Тема сказок тоже всегда манила мастеров русской матрёшки. Иллюстрировались «Репка», «Иван царевич», «Жар-птица» и др. Фантазия мастеров не знала границ. Сегодня достаточно популярны матрёшки, изображающие исторических и политических деятелей. Но основное предназначение матрёшки - преподнести сюрприз - остаётся неизменным.

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.

После ознакомления с теоретической частью занятия, дети приступают к практической работе.


Полный текст материала Презентация "Русская матрёшка" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РУССКАЯ МАТРЕШКА

Однажды из Японии, с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был узкоглазый деревянный старичок Фукурума. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад С.А. Малютин, а выточил токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой

Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу.

Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было.

Надо убрать все все шероховатости.

После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски

Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.

И вот уже улыбается нам русская красавица.

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЕШКА Эта матрёшка – старейшая русская игрушка. Она плотная, приземистая, с плавным переходом головы в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЕШКА

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА Эта матрешка стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

СЕМЕНОВСКИЕ МАТРЕШКИ

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЁШКА Из всех матрёшек она самая тонкая и выше других. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

ПОЛХОВ - МАЙДАНСКАЯ МАТРЁШКА

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок. А поверх сарафана фартук.

Загорские матрешки


  • Работу выполнил ученик 4 «А» класса МОУ СОШ №2 Зотов Александр.
  • Руководитель: Пушкарёва Т. В.
  • Методы.
  • анализ публикаций,
  • анализ собранных иллюстраций матрёшек;
  • анализ видов и стилей росписи матрёшек.
Кто такая «матрёшка»? Понятие.
  • В словаре Даля о матрёшке нет никаких сведений.
  • В словаре Ожегова
  • «Матрёшка - полуовальная полная разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляют другие такие же куклы меньшего размера.»
В новом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой:
  • В новом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой:
  • МАТРЁШКА ж.
  • 1. Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера.// Одна из таких кукол.
  • 2. перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу
Вывод.
  • Вывод.
  • Матрёшка – токарное разъёмное красочное деревянное изделье. В быту чаще всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке. Её условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке замечена лёгкость круглящихся поверхностей, весёлая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок - вкладышей.
Имя «матрёшка» произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, другие.
  • Имя «матрёшка» произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, другие.
  • 1 версия.
  • 2 версия.
  • Имя «матрёшка» произошло от женского
  • имени Матрёна, Матрёша, в основе которого
  • лежит латинское слово mater, означающая мать.
  • 3 версия.
  • Имя «матрёшка» связано с именем индуистской
  • богини-матери Матри.
  • Название матрешки
Происхождение русской матрёшки.
  • 1 матрёшка появилась в Японии в самом конце 19 века. Одним из первых «слоёных» божков стал Фукурокуджу из Японии. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрости. Ему-то и предстояло совершить далёкое путешествие в Россию.
  • Первая русская матрешка
  • Создатель художник
  • С.М. Малютин
Работа над созданием матрёшки.
  • этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера.
  • 2 этап - ошкуривание
  • 3 этап - вытачивания деревянной формы.
  • 4 этап - приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрёшки, делает её поверхность гладкой.
  • 5 этап - работа художника.
Нетрадиционные.
  • 1 группа.
  • Матрёшки – пеналы
  • Матрёшки – сундучки
  • Матрёшки – магниты
  • Матрёшки «Ванька – встанька».
  • Матрёшка магнит
Матрёшка - брелок Матрёшка пенал для спиц Матрёшка «Ванька – встанька» Нетрадиционные.
  • 2 группа
  • Матрёшка «Кошка»
  • Матрёшка «Пингвин»
  • Матрёшка «Чебурашка и его друзья» и т. д.
Матрёшка «Пингвин» «Чебурашка и его друзья» «Винни Пух и его друзья» Матрёшка «Панда» Традиционные.
  • Сергиево – Посадская (ныне Загорск)
  • Семёновская
  • Полхов – Майданская
  • Вятская
  • Тверская
Матрёшка похожа на первую русскую матрёшку. Наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма.
  • Матрёшка похожа на первую русскую матрёшку. Наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма.
  • Загорская матрёшка.
  • Семёновская матрёшка.
  • Матрёшку семёновские мастера
  • точили более стройной и вытянутой,
  • несколько зауженной книзу.
  • Изображали бойких девушек-красавиц в
  • ярких полушалках.
Полхов-Майданская матрёшка.
  • Мастера из Поховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи. , вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», «колокольчиками», «яблочками», и кудрявыми листочками. У матрёшек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый.
Вятские матрёшки
  • В вятской матрёшке помимо традиционной росписи, в её оформлении используется оригинальный художественно – технологический приём, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.
Тверская матрёшка
  • Матрёшки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы; из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и др., но каждый раз они красуются в новом наряде!
Сказка.
  • Съехались на ярмарку матрёшки из разных городов. Хвастаются друг перед другом, у кого наряд краше, кто лучше.
  • Я,- кричит Семёновская матрёшка, - я самая стройная.
  • А у меня цветов больше, - кричит в ответ Полхов-Майдановская. Спорят матрёшки, шумят, так и разошлись. Зря спорили, хороша каждая матрёшка в своём наряде!
Заключение. Чем для меня полезна эта работа?
  • Узнал много нового и интересного.
  • Научился сравнивать, анализировать, классифицировать предметы рассматривая их со всех сторон.
  • Понял почему русская Матрёшка является символом России и так долго нравится людям.
Литература.
  • 1. Иллюстрации матрешек. Сайт Эстония. Полигон. http://www.polygon.ee/portal
  • .Trud.ru № 186 за 16.10.2002
  • 2. . С. Газарян "Прекрасное - своими руками".
  • 3. Н.Н. Алексахин "Матрешка", - М.: ООО "Издательство "Народное образование", 1998г.
  • 4. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru
  • Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"
  • 5. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г.

РУССКАЯ МАТРЁШКА

Учитель начальных классов Рыжова Т.В.


Интересные факты о Матрешке

Матрешка считается исконно русским сувениром, который стараются привезти из России иностранцы.

Матрешкой с удовольствием играют дети, матрешки служат украшением для интерьеров.

Но оказывается, у русской матрешки совсем не русские корни

До сих пор нет достоверной информации откуда появилась матрешка, мифов и легенд о ее происхождении очень много

Но большая часть исследователей склоняется к этой.


История возникновения

Прообразом русской матрешки стала фигурка японского божка, которая, как и матрешка, раздвигалась, представляя собой, вместилище для более мелкой фигурки. Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.


ПОЧЕМУ КУКЛУ НАЗВАЛИ "МАТРЕШКОЙ"?

Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.

То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»?

Тоже хорошее и распространенное имя - Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной»


Символ русского искусства

Матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.

Матрешки стали быстро распространяться по России, каждая губерния считала своим долгом «одеть» матрешку в соответствии с местными традициями.

Иногда менялся не только наряд матрешки, но и ее форма – кукла становилась то шарообразной, то продолговатой. Вопроса, где купить матрешку, уже не возникало – там, где был развит народный промысел, обязательно были матрешки.


Память о России

Сейчас трудно себе представить, что еще два столетия назад такой игрушки не было в нашей стране

Пик популярности матрешки пришелся на начало 60-х годов двадцатого века, когда в Советский Союз стали приезжать иностранцы для участия в фестивалях и учебы.

Все они старались купить русские матрешки на память о России.

Почему именно матрешки, а не, скажем, платки или шкатулки?


Скорее всего, причиной популярности матрешки сувенирной было то, что она являлась олицетворением самой России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями.

Матрешка символизирует продолжение жизни. Женщина рожает дочку, которая в свою очередь подарит миру еще жизнь, и так далее.

Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства.

Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.


Загадай желание

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.

Чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться.

Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.


Матрешка в подарок

Сегодня можно купить сувенирные матрешки самого необычного вида – героев русских сказок и даже политиков. Конечно, такие матрешки делаются в основном для иностранцев, но что парадоксально – иностранцы чаще всего покупают традиционных русских матрешек, а не претенциозные новоделы.


Какова же она, настоящая русская матрешка?

Классическая русская матрешка состоит из пяти или семи кукол, самая маленькая из которых является ребенком. Сделана русская сувенирная матрешка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающим рассыхание и лаком. Расписывают матрешек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на первый взгляд и не поймешь, что краски на матрешке нет.


Одежда матрешки

Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным, но, как правило, присутствует расписной платок или кокошник и цветочный орнамент. В руках у матрешки может быть корзина с ягодами-грибами, ведро с водой, серп. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха, матрешку-девушку на выданье и матрешку – зрелую женщину. Иногда художник «одевает» матрешку в зимний наряд – полушубок, теплый платок и даже валенки. По росписи можно узнать место рождения матрешки.


Семеновская матрешка

А теперь познакомимся с Семеновскими матрешками. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием “пеструшка”, который делается “тычком”.


СЕРГИЕВО ПОСАДСКАЯ МАТРЁШКА

Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек


ВЯТСКАЯ МАТРЁШКА

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.


Полхов Майданская матрешка

Полхов - Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий – с желтым. Все элементы объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.




Роспись «Сказка о рыбаке и рыбке»


Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка!



Взял я в руки кисть и краски, Стал волшебником из сказки. На матрешке яркий сарафан Расписал под Полховский Майдан.


Матрешка Роспись "Жостовский мотив"

«Федоскино»

Слайд 2

Матрешка - это русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Русская матрёшка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Перевод слова "Матрешка" нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. В Германии их называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля". На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях, проводимых в разных уголках мира, побывали забавные веселые матрешки, очаровывая зрителей своим неповторимым русским обликом. И кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке "всего" около ста лет. Матрешка - дама Серебряного века, современница героинь Бальмонта, Блока и Бакста. Шли матрёшки по дорожкеБыло их немножечко,Две Матрёны, три МатрёшкиИ ещё Матрёшечка.

Слайд 3

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Слайд 4

Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художственно-стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена). Появление матрёшки на Руси

Слайд 5

В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет. История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Слайд 6

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы. Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала - эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина " Детское воспитание " из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Слайд 7

Село Абрамцевых – имение Мамонтовых

Слайд 8

Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель Виды русской матрёшки Сергиево - Посадская матрёшка

Слайд 9

которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства. В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари. С конца XVIII и начала XIX века дошли до нас деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике. Пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Это были настоящие деревянные скульптуры, умело раскрашенные. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения.

Слайд 10

Сергиево - Посадская матрёшка

Слайд 11

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. Семеновская матрёшка

Слайд 12

В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Делали ведёрки, яблоки, груши и другие игрушки. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелёными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни Мериново, расположенной в 8 км от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода Сергиево - Посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской, изображавшую мужика с нарисованной бородой и усами.

Слайд 13

По аналогии с пасхальными яйцами куклу решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка прообраз будущей семёновской матрёшки. Первые матрёшки расписывали фуксином, сверху покрывали клеем вместо лака, отчего роспись в целом получалась тёмной. Особенно интересны были токарные матрешки мастеров Вагиных: плешивый мужик с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе. Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсентий Федорович привез с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором-кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиево-Посадской росписи матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси.

Слайд 14

Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево- Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Слайд 15

Семеновская матрёшка

Слайд 16

Полховская игрушка Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Слайд 17

Полховская матрёшка

Слайд 18

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Вятская матрёшка