Лиса патрикеевна герой народной или авторской сказки. Работа с загадкой и пословицами

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Два плуга

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. - Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. - От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Слепая лошадь

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям. Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче. В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра - так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади. Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки. Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду. Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня? Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев. Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю. Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса. Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени. С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса. Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере. Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел. Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор. Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется. Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина - и удивились, увидя посреди площади бедного коня - слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом. Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол. Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади...

Лиса и козел

Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает: - Что ты там, лисонька, поделываешь? - Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. - Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь. А козлу давно пить хочется. - Хороша ли вода-то? - спрашивает козел. - Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет. Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему: - Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел - всю обрызгал. " Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Жалобы зайки

Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком сидючи; плачет, приговаривает: "Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек - сереньких зайчат. Отовсюду грозит мне беда; а защищаться-то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает. Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придется бежать по ровному полю или на гору, а как под гору - то и пойдешь кувырком через голову: передние ноги не доросли. Всё бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, - уши подымутся, сердчишко забьется, невзвидишь света, пырскнешь из куста, - да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под ноги. Ох, плохо мне, серенькому зайке! Хитришь, по кустикам прячешься, по закочками слоняешься, следы путаешь; а рано или поздно беды не миновать: и потащит меня кухарка на кухню за длинные уши. Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться? Тогда бы, кажется, пошел и утопился".

Не ладно скроен, да крепко сшит

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Петух да собака

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху: - Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житье плохое. - Уйдем, - говорит петух, - хуже не будет. Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день; стало смеркаться - пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и - заснули. Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: "Ку-ку-ре-ку!" Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать: - Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик. - А за каким делом? - спрашивает петух. - Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено. - Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ. "Вот какое счастье привалило! - подумала лиса. - Вместо одного петуха будет два". - Где же твой товарищ? - спрашивает она. - Я и его в гости позову. - Там, в дупле ночует, - отвечает петух. Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду - цап!.. Поймала и разорвала лису.

Плутишка кот

I

Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран: - Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь? Отвечает им Вася: - Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала. - А за что же на тебя такая беда пришла? - спрашивают козел да баран. - Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал. - Поделом вору и мука, - говорит козел, - не воруй сметаны! Вот кот опять плачет: - Била меня баба, била; била - приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать. Заревели тут козел да баран: - Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил? Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. - Ред.), - и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

II

Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят. Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала. - Ладно, - молвил серый кот, - теперь обогреемся! - да недолго думавши и зажег целый стог сена. Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость - мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин. - Пустите, - говорит, - братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется. - Добро пожаловать, мужичок-серячок! - говорит котик. - Откуда идешь? - Ходил на пчельник, - говорит медведь, - пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась. Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.

III

Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый - и прямо к огню. - Фу-фу! Что за народ такой! - говорит белый волк козлу да барану. - Давай-ка силу пробовать. Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь: - Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится - никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит. Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. - Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, - давай бог ноги! Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: "Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем". Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали.

Охотник до сказок

Жил себе старик со старухою, и был старик большой охотник до сказок и всяких россказней. Приходит зимою к старику солдат и просится ночевать. - Пожалуй, служба, ночуй, - говорит старик, - только с уговором: всю ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь. Солдат согласился. Поужинали старик с солдатом, и легли они оба на полати рядушком, а старуха села на лавку и стала при лучине прясть. Долго рассказывал солдат старику про свое житье-бытье, где был и что видел. Рассказывал до полуночи, а потом помолчал немного и спрашивает у старика: - А что, хозяин, знаешь ли ты, кто с тобою на полатях лежит? - Как кто? - спрашивает хозяин, - вестимо, солдат. Ан, нет, не солдат, а волк. Поглядел мужик на солдата, и точно - волк. Испугался старик, а волк ему и говорит: - Да ты, хозяин, не бойся, погляди на себя, ведь и ты медведь. Оглянулся на себя мужик, - и точно, стал он медведем. - Слушай, хозяин, - говорит тогда волк, - не приходится нам с тобою на полатях лежать; чего доброго, придут в избу люди, так нам смерти не миновать. Убежим-ка лучше, пока целы. Вот и побежали волк с медведем в чистое поле. Бегут, а навстречу им хозяинова лошадь. Увидел волк лошадь и говорит: - Давай съедим! - Нет, ведь это моя лошадь, - говорит старик. - Ну так что же что твоя: голод не тетка. Съели они лошадь и бегут дальше, а навстречу им старуха, старикова жена. Волк опять и говорит: - Давай старуху съедим. - Как есть? да ведь это моя жена, - говорит медведь. - Какая твоя! - отвечает волк. Съели и старуху. Так-то пробегали медведь с волком целое лето. Настает зима. - Давай, - говорит волк, - заляжем в берлогу; ты полезай дальше, а я спереди лягу. Когда найдут на нас охотники, то меня первого застрелят, а ты смотри: как меня убьют да начнут шкуру сдирать, выскочи из берлоги, да через шкуру мою переметнись, - и станешь опять человеком. Вот лежат медведь с волком в берлоге; набрели на них охотники, застрелили волка и стали с него шкуру снимать. А медведь как выскочит из берлоги да кувырком через волчью шкуру... и полетел старик с полатей вниз головой. - Ой, ой! - завопил старый, - всю спинушку себе отбил. Старуха перепугалась и вскочила. - Что ты, что с тобой, родимый? Отчего упал, кажись, и пьян не был! - Как отчего? - говорил старик, - да ты, видно, ничего не знаешь! И стал старик рассказывать: мы-де с солдатом зверьем были; он волком, я медведем; лето целое пробегали, лошадушку нашу съели и тебя, старуха, съели. Взялась тут старуха за бока и ну хохотать. - Да вы, - говорит, - оба уже с час вместе на полатях во всю мочь храпите, а я всё сидела да пряла. Больно расшибся старик: перестал он с тех пор до полуночи сказки слушать.

Бишка

"А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!" Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. "Не мое, - говорит, - дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу - будет с меня и этого".

Храбрая собака

Собака, что лаешь? - Волков пугаю. - Собака, что хвост поджала? - Волков боюсь.

Мышки

Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся. Собрались мышки, подпольные воровки, думушку думают, совет держат: "Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?" Ох, берегитесь мышки! Ваш приятель, Вася, недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит; хвостик вам помнет, шубочки вам порвет.

Козел

Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает, идет, блеет, коз и козляток зовет. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались. Погодите, ужо придет бородатый хозяин - всем вам порядок даст!

Лиса и гуси

Пришла однажды лиса на лужок. А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит: - Вот я сейчас всех вас съем! А гуси говорят: - Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас! - Нет! - говорит лиса, - не буду жалеть, всех съем! Что тут делать? Тогда один гусь говорит: - Позволь, лиса, нам песню спеть, а потом ешь нас! - Ну ладно, - говорит лиса, - пойте! Стали гуси все в ряд и запели: Га! Га-га! Га-га-га! Га-га-га-га! Га-га-га-га-га! Они и теперь поют, а лиса ждет, когда они кончат.

Петушок с семьей

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: - Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас! Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались. Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: "Ку-ка-ре-ку!"

Коровка

Некрасива корова, да молочко дает. Лоб у нее широк, уши в сторону; во рту зубов недочет, зато рожища большие; хребет - острием, хвост - помелом, бока оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет: "Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек".

Лиса Патрикеевна

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса - хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Ворона и рак

Летела ворона над озером; смотрит - рак ползет: цап его! Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит: - Ай, ворона! ворона! знал я твоего отца и мать, что за славные были птицы! - Угу! - говорит ворона, не раскрывая рта. - И сестер и братьев твоих знал - отличные были птицы! - Угу! - опять говорит ворона. - Да хоть хорошие были птицы, а все же далеко до тебя. - Ara! - крикнула ворона во весь рот и уронила Рака в воду.

Умей обождать

Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: "Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет". Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. "Ох! - кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!" Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло. Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: - Не пей, Петя, обожди, пока простынешь. Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели. Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: "Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь". Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.

Васька

Котичек-коток - серенький лобок. Ласков Вася, да хитер; лапки бархатные, коготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка - не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

КОЗЛЯТКИ И ВОЛК

Русская народная сказка в обработке К. Ушинского

Жила-была коза. Сделала себе коза в лесу избушку и поселилась в ней со своими козлятами. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать. Воротится коза домой, постучит в двери и запоёт: "Козлятушки, детятушки, Отомкнитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, Молочка принесла. Я, коза, во бору была, Ела траву шелковую, Пила воду студёную; Бежит молочко по вымечку, Из вымечка по копытечкам, А с копытечек во сыру землю". Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она покормит их и опять уйдёт пастись. Подслушал козу волк и, когда коза ушла, подошёл к дверям избушки и запел толстым-претолстым голосом: "Вы, детушки, вы, батюшки, Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла, Молока принесла... Полны копытцы водицы!" Козлятки выслушали волка и говорят: "Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поёшь, матушка поёт тоньше и не так причитывает!" -- И не отворили дверей волку. Волк так и ушёл несолоно хлебавши. Пришла мать и похвалила деток, что её послушались: "Умницы вы, деточки, что не отпёрли волку, а то бы он вас съел".

Задачи :

1. Формировать представления о главных особенностях художественного текста;

2. Вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, слегка осуждает - «разбойница»);

3. Делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану близко к тексту с использованием авторских слов и выражений;

4. Вести наблюдение за средствами создания выразительности

(созвучия, образные выражения)

Виды работы :

1. Деление текста на части и составление простого плана;

пересказ;

2. Речевая работа (образные выражения в описании лисы; старинные слова; созвучия);

3. Выбор слова из заданного ряда для характеристики авторского отношения к персонажу.

I . Орг. момент

Проверка готовности к уроку.

II. Повторение русских народных сказок

Ребята, отгадайте загадку: "Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка!"

Кто это такая? Лиса.

Учитель. Нас сегодня Лиса пригласила посетить "Страну сказок". Она приготовила нам сюрпризы-задачки. Думаю, что мы сможем правильно их разгадать.

Итак, какие русские народные сказки вы знаете, где главная героиня - Лиса?

Я вам буду зачитывать отрывки из сказок, а вы будете отгадывать.

Учитель зачитывает: «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса - тут как тут: села под окошечко и поет:

- Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку»

Дети: «Петушок - золотой гребешок»

Какая здесь лиса? (Коварная, сначала она явно льстит петушку, затем вызывает обиду и зависть).

Хозяин, пусти меня ночевать!

Он говорит: - Некуда, лисонька тесно!»

Дети: «За лапоток - курочку, за курочку - гусочку».

Какой здесь показана лиса?

(Не только хитрая, но ещё недобрая, коварная, злая насмешница).

А какими волк и медведь?

(Лисичка со скалочкой)

Какая здесь лиса? (Глупая)

Почему? (Ей удается обмануть двух хозяев, а третий перехитрил ее. Поэтому в этой сказке лиса выглядит

Появление Лисы.

Кто это тут обо мне толкует?

Учитель. - Мы с ребятами решаем, почему ты, Лиса, попала во многие русские народные сказки и почему тебя назвали лисой?

Лиса. Я хороша собой, «лисий» - это желтоватый, «залисеть» - значит пожелтеть. Но не только за красоту меня любят. Я умна, хитра, любого вокруг пальца обвести могу, заткнуть за пояс, я всегда держу нос по ветру, у меня всегда дело в шляпе. Зарубите это себе на носу!

Учитель. Лиса, я ничего не поняла. Что ты тут наговорила? Может, ребята смогут объяснить?

Лиса. Зарубить на носу - означает запомнить крепко-накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками резами делали всевозможные заметки.

Дело в шляпе - означает, что все хорошо, все в порядке, сообщения доставлялись гонцами на лошадях.Важные несколько столетий назад, когда почти не было, все бумаги забивали под подкладку шляпы или шапки. Отсюда и возникло это выражение.

Держать нос по ветру - следить за направлением ветра, смотреть, откуда ветер дует (это людской термин, имеется в виду нос корабля).

Обвести вокруг пальца - ловко, хитро обмануть. Учитель. Лиса, откуда такие меткие выражения? Кто

тебя научил так красиво излагать свои мысли? (У нас в сказках все так разговаривают. В русских народных сказках свой язык!)

Краткая справка о художнике.

О тебе лиса не только сказки народ сочинял, но и картины художники писали. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной из картин о лисе.

Это картина Алексея Никаноровича Комарова «Рыжая птичница»

Картины этого художника украшают многие наши музеи. Любимой темой Алексея Колганова было рисовать с натуры. Пойдет в лес, сядет где-нибудь под березой и наблюдает. Рисовал деревья, домашних животных, птиц, зверей.

Комаров участвует в выставках, книги с его иллюстрациями все чаще и чаще ложатся на столы к маленьким читателям, любителям сказок, его талантливые рисунки помогали малышам складывать первые фразы, давали им поэтические образы. В его картинах живут звери, которые несут в себе людские качества, вот зайка-трусишка, мишка-сластена, лакомка и грубиян, белочка - хорошая хозяйка, а вот хитрая лиса-красавица. (Учитель показывает открытки).

Работа по картине А. Комарова «Рыжая птичница»

1. Расскажите, что здесь произошло? (Лиса очень ловко подкралась к птичьему двору, затаилась, выбирая кого на этот раз утащить. Выбрав самую жирную курицу, она бросилась на нее и в одно мгновение курица оказалась в ее пасти, появление лисы на птичьем дворе вызвало большой переполох. На шум и крик птиц выбежала хозяйка, но пеструшки как не бывало).

2. Рассмотрите внимательно лису и расскажите, какая она? (Лиса - хитрая, проворная. Пушистый хвост - краса рыжая головка с острой мордочкой, сильные лапы помогают лисе быстро и бесшумно передвигаться, у нее острый слух, зрение и нюх

Работа по картине Л. Михайленко «Рыжая птичница»

1. Какой эпизод из жизни лисы привлек внимание художника? (В лесу живет, а в деревне кур крадет).

2. Какой изобразил художник лису? (Голова с удлинённой мордой, очень выразительные глаза, большие заострённые уши, туловище длинное и приземистое, окраска спине ярко-рыжая, будто золотистая, ноги гибкие, тонкие, брюхо с грудкой белое, хвост пушистый с белым кончиком, кажется круглым огненным полешком. Глядя ей в глаза мы можем сказать, как довольна она сегодняшней охотой. Она поймала большую жирную курицу, будет чем полакомиться.)

3. Что изображено на боковом плане картины? (Деревня, тот птичий двор, на котором только что побывала лиса.)

4. Каким настроением проникнута репродукция? (Краски в этой картине яркие, они подчеркивают самодовольство, восторженность и хитроумность лисы.)

5. Сравните картины А. Комарова и Л. Михайленко. Что общего хотели нам рассказать о лисе оба этих художника. Ответить на этот вопрос нам поможет загадка и пословица.

Работа с загадкой и пословицами.

Прочитайте загадку и пословицы:

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла.

Конечно же, лиса. Пословицы:

Спит лиса, а во сне кур щиплет, Нанималась лиса на птичий двор, беречь от коршуна, от ястреба.

Что объединяет пословицы и загадку? (Лиса - рыжая птичница, которая охотится на птичьем дворе. Именно это и хотели нам показать своими картинами А. Комаров и Л. Михайленко).

Наш мини итог, я хочу подвести следующим стихотворением:

У лисицы острый нос, У неё пушистый хвост, Шуба рыжая лисы Не сказанной красоты. Лиса павою похаживает, Шубу пышную поглаживает. - Я - охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! Как увижу — подкрадусь И тихонько затаюсь. После прыгну и схвачу, Деткам в норку отнесу.

Ребята, посмотрите на доску.

Как вы понимаете значения этих слов?

Патрикеевна Пригибается (кланяется) Выстланы (покрыты травой поты)Принаряжена (красиво одета)

Остановимся на слове «Патрикеевна»

откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?

Выступление ученика :

Патрикей - имя старинное, происходит от латинского «патриций», то есть «аристократ». Но в старину «и» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось Патрикей, имя это делали только детям княжеского рода.

Какая же связь с лисой?

Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имяПатрикей, стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна.

Чтение текста учителем.

Я вам сейчас прочитаю текст, а вы попробуйте представить лису такой, какой ее описал автор. Выяснение первых впечатлений:

1. Какова лиса в изображении К.Д. Ушинского? Какой вы ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского -лиса красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница

На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает, ценит, ругает. Выберите нужное.

3. Почему он называет ее разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика).

4. Перечитывание текста детьми одновременно с его анализом.

1) Чтение текста детьми.

2) Беседа но вопросам:

♦ Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у нее не зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные слова. Вы встретились с уменьшительно -ласкательными словами. Они нужны, чтобы обмануть нас, вызвать доверие

♦ Каким вы представили себе «наряд» лисы?

♦ Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется? Кто может показать это?

♦ Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Какой он?

Деление текста на части и составление простого плана.

Прочитайте текст по частям (абзацам), простого плана. План.

1. Внешность лисы.

(«Лиса красавица»). Найди в первом предложении созвучные слова. Подумайте, почему шерсть у лисы названа золотистой. (Золотистая - блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена:... на груди жилет, а на шее белый галстучек. Покажи на рисунках. Скажите об этом другими словами. Кто сказал интереснее: ты или автор? Продолжаем составлять план.

2. Повадки.

(«Ходит лиса тихонько»)

3. Лисья нора.

(«Лиса умница») почему лиса роет глубокие норы? Ответь словами из текста

4. Пища лисы.

(«Лиса разбойница»). Всерьез или в шутку автор называет лису постницей?

Почему ты так думаешь?

Чем похожа лиса из рассказа К.Д. Ушинского на лису из народных сказок? (Красотой, хитростью и повадками).

Вспомните пословицы о лисе.

Возьмите лист-вкладыш (с. 2.) Читаем пословицы.

А кто из вас слышал такую пословицу: «Лиса - всему свету краса». Подходит ли эта пословица к рассказу К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»? (Да, подходит, т.к. К.Д. Ушинский в своем рассказе каждым словом подчеркивает красоту и изящество лисы).

Работа по учебнику

Откройте учебник на с. 101.

Прочитайте про себя статью В. Волкова.

Беседа по вопросам

Вы прочитали научно-познавательную статью В. Волкова, которого тоже заинтересовало такой зверь, как... (лисица).

1. Что нового и удивительного узнали вы из этой статьи? (Хвост у лисы при поворотах работает как руль. Лиса хорошо видит и днем и ночью, за много метров слышит, как пищат мыши. Лиса - хищник).

2. Почему лису зовут хищницей? (Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз, уток, глухарей. Главная пища лисы - мыши-полевки. Уничтожая их она

приносит большую пользу).

Работа по картине Е.И. Чарушина «Лиса»

- В заключение нашего урока мне бы хотелось показать вам ещё одну картину знаменитого писателя, художника-иллюстратора Е.И. Чарушина «Лиса».

Какой здесь изобразил лису художник-иллюстратор? (Лиса сосредоточена, она мышкует, встав на пенек, прислушивается к мышам, бегающим под снегом. Малейший писк и лиса обнаружила этого грызуна).

Когда Лиса мышкует, то ходит на задних лапах, прыгает, поворачивается. Со стороны похоже, что танцует лисица. Это и запечатлел художник-иллюстратор Е.И. Чарушин.

Итог урока

Что вы узнали о лисе?

Что вам понравилось в описании лисы?

Наш урок я хочу закончить стихотворением Г. Ладонщикова:

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра,

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться _________Любит шустрая лисица.

Ушинский Константин Дмитриевич (19 февраля (2 марта) 1824г. - 22 декабря 1870г.) - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, которая до него не существовала в России. К.Д. Ушинский - хранитель сказок. Обязательно прочтите и другие его сказки. А сейчас - читаем про Лису.

Иллюстрации Ксении Павловой

"Лиса Патрикеевна "

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса - хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.

"Лиса и Козел"

Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:

Что ты там, лисонька, поделываешь?

Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса.

Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.

Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:

Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

"Жалобы зайки"

Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком сидючи; плачет, приговаривает:

"Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек - сереньких зайчат. Отовсюду грозит мне беда; а защищаться-то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает. Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придется бежать по ровному полю или на гору, а как под гору - то и пойдешь кувырком через голову: передние ноги не доросли.

Всё бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, - уши подымутся, сердчишко забьется, невзвидишь света, пырскнешь из куста, - да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под ноги.

Ох, плохо мне, серенькому зайке! Хитришь, по кустикам прячешься, по закочками слоняешься, следы путаешь; а рано или поздно беды не миновать: и потащит меня кухарка на кухню за длинные уши.

Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться? Тогда бы, кажется, пошел и утопился".

"Петух да собака"

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:

Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житье плохое.

Уйдем, - говорит петух, - хуже не будет.

Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день; стало смеркаться - пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и - заснули.

Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: "Ку-ку-ре-ку!" Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.

А за каким делом? - спрашивает петух.

Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено. - Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

"Вот какое счастье привалило! - подумала лиса. - Вместо одного петуха будет два".

Где же твой товарищ? - спрашивает она. - Я и его в гости позову.

Там, в дупле ночует, - отвечает петух.

Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду - цап!.. Поймала и разорвала лису.

"Лиса и Гуси"

Пришла однажды лиса на лужок. А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит:

Вот я сейчас всех вас съем! А гуси говорят:

Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас!

Нет! - говорит лиса, - не буду жалеть, всех съем! Что тут делать? Тогда один гусь говорит:

Позволь, лиса, нам песню спеть, а потом ешь нас!

Ну ладно, - говорит лиса, - пойте! Стали гуси все в ряд и запели:

Га-га-га-га!

Га-га-га-га-га!

Они и теперь поют, а лиса ждет, когда они кончат.