Предсказания в искусстве которые сбылись. Предсказание в искусстве - шокирующие факты. Художник, который рисовал будущее

Предсказания в искусстве Составила: учитель МБОУ СОШ №3 станицы Крыловской Краснодарского края Крыловского района Шикуля Елена Николаевна

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к предвидению присуща великим художникам, возможно, именно в нем и состоит главная сила искусства.

Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis -откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

Альбрехт Дюрер художник Немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, Родился:21 мая 1471 г., Нюрнберг, Германия Умер:6 апреля 1528 г. (56лет), Нюрнберг, Германия В браке с: Агнеса Дюрер Родители: Альбрехт Дюрер Старшии ̆

ксилография Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис».

Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые, действительно, через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса, всадники появляются на земле поочереди, но художник специально поместил их рядом. Всё, как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний в искусстве социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины « Герника » П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Франсиско Хосе де Гойя-и- Лусьентес (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes ; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник, гравёр.

Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество!»).

К.Юон «Новая планета». Это произведение изображает необычное явление – рождение новой планеты. Используя символы и аллегории, размышляя о прошедших грандиозных событиях, К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового, прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету.

У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Они, быть может, воспринимают появление новой планеты как конец света. Люди в страхе падают ниц, закрывают головы, пытаясь укрыться, спастись от надвигающейся катастрофы. Никого космический катаклизм не оставляет равнодушным.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Ч. Айвз (1874-1954).

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) Автопортрет

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений.

Василий Блаженный

Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

П. Пикассо

картина « Герника » П. Пикассо

Герника - Пабло Пикассо. 1937 Экспрессивный холст Пикассо 1937 г. был публичным протестом против бомбардировки нацистами баскского города Герники. Его картина полна личными чувствами страдания и насилия. В правой части картины фигуры бегут прочь от горящего здания, из окна которого падает женщина; слева рыдающая мать держит на руках своего ребенка, а торжествующий бык топчет павшего воина.

Сломанный меч, раздавленные цветок и голубка, череп (спрятанный внутри тела лошади) и поза павшего воина, напоминающая распятие, - все это обобщенные символы войны и смерти. Бык символизирует жестокость, а лошадь - страдания невинных.

Вместе эти неистовые фигуры образуют подобие коллажа, выделяясь силуэтами на темном фоне, ярко освещенные женщиной со светильником и глазом с электрической лампочкой вместо зрачка. Монохромная живопись, напоминающая газетные иллюстрации, и резкий контраст света и тьмы усиливает мощное эмоциональное воздействие.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР родился в городе Хвалынске Саратовской губернии. В 1897-1905 гг. он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе В.А. Серова, после чего продолжил свое обучение в студии А. Ажбе в Мюнхене и в частных академиях Парижа. В начале своей творческой деятельности Петров-Водкин испытывал сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна». Он стал одним из первых, кто отразил символистские тенденции в русской живописи.

Купание красного коня

История создания В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка.Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

Считается, что изначально конь был гнедым, и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был потрясён. Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет. Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Восприятие современников Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так, у Сергея Есенина родились строчки: Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя! Иль ты приснилась мне! Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Вконтакте

Однокласники


25 книг, в которых выдвинуты смелые и, что самое главное, верные догадки о будущих технологиях и событиях.

1. У Марса два естественных спутника

Такую удивительно точную догадку можно найти на страницах книги «Путешествия Гулливера, написанной Джонатаном Свифтом в 1735 году. Лишь 142 года спустя, в 1872-м спутники Красной планеты - Фобос и Деймос - были обнаружены астрономами.


2. Солнечные паруса

В 1865 году в фантастическом романе «С земли на Луну» Жюль Верн выдвинул идею солнечных парусов. Эта смелая догадка получила воплощение через 145 лет, когда был использован первый солнечный парус (IKAROS).


3. Подводная лодка на электричестве

В книге «20000 лье под водой» (1870 г.) всё того же Верна удивительная подлодка «Наутилус» работает на электричестве. Реальные субмарины с электрическим двигателем появились спустя 90 лет – в 60-е годы ХХ века.


4. Кредитные карты

Эдвард Беллами предсказал появление кредитных карт в своём фантастическом произведении «Взгляд назад» за 62 года до их изобретения, которое произошло в 1962 году.


И вновь возвращаемся к Жюлю Верну. Богатая фантазия подсказала писателю идею воздушной рекламы, когда надпись вычерчивается самолётом в воздухе посредством дымового следа.

Догадка была высказана в рассказе, написанном в 1889 году. Осуществилась она довольно скоро – в 1915 году на аэрошоу в Сан-Франциско.


6. Автоматические раздвижные двери

Другой великий фантаст Герберт Уэллс предсказал появление автоматических раздвижных дверей в романе «Когда спящий проснётся» (1899 г.). Такой тип дверей был изобретён через 60 лет.


7. Танки

А ещё через несколько лет Уэллс написал рассказ «Сухопутные броненосцы» (1903 г.), в котором описал танки. Спустя 13 лет эти боевые машины появились на полях сражений Первой мировой войны..


8. Детектор лжи

В художественной литературе первое упоминание о детекторе лжи можно встретить в произведении Э. Балмера и В. Макхагена «Лютер Трент» («The Achievements of Luther Trant», 1910 г.). Первое применение реального полиграфа произошло в 1924 году.


9. Солнечная энергия

В 1911 году Хьюго Гернсбек начал публикацию своего романа «Ральф 124C 41+» (в списке книг с самым странными названиями это произведение тоже может занять достойное место) в журнале «Modern Electrics».

Одно из технических предсказаний касалось использования энергии солнца на благо человечества. Прошло 67 лет – и в 1978 году появились первые калькуляторы, которые подзаряжались энергией нашего светила.


10. Атомная бомба

Одно из самых мрачных предсказаний, сделанных Гербертом Уэллсом, и которое, к сожалению, стало реальностью – изобретение атомной бомбы и ядерная война, описанные в книге «Освобождённый мир» (1914 г.).

Прошло чуть больше трёх десятилетий и атомные бомбы упали на японские города. Кстати, в этом же романе английский фантаст рассказал и о

дешёвой атомной энергии.


Немного дольше времени – около 57 лет понадобилось для осуществления предсказания Уэллса об использовании голосовой почты (роман «Люди как боги»). Распространение это техническое новшество получило после 1980 года.


12. Искусственное оплодотворение

Дж. Б. С. Холдейн прославился как блестящий популяризатор науки и видный учёный. В одной из своих книг «Дедал, или наука и будущее» (1924 г.), наряду с другими интересными догадками, он высказал идею искусственного оплодотворения.

Впервые успешное «зачатие в пробирке» было проведено по прошествии более пяти десятилетий, в 1973 году.


13. Генная инженерия В своей знаменитой антиутопии «О дивный новый мир» Олдос Хаксли дал яркое описание генной инженерии. Уровня, описанного в книге, сегодняшняя наука пока не достигла, хотя первые генетические манипуляции начались ещё в 1972 году.


14. Тотальный контроль

Весьма впечатляющую картину тотального контроля государства над своими гражданами нарисовал Джордж Оруэлл в своей книге «1984», написанной в 1948 году.

А недавно, в 2013-м, разразился скандал, связанный со шпионской деятельностью АНБ, которое прослушивало телефоны множества американских

и иностранных граждан.


15. Наушники типа «капли»

Описание такого типа миниатюрных наушников можно прочитать на страницах романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», изданного в 1950 году. Меломанам пришлось подождать чуть больше полувека, пока компания «Apple» выпустила на рынок первые наушники такого вида.


16. Спутники связи

В «Космической одиссее 2001 года» (1951 г.) американский писатель-фантаст Артур Кларк предсказал появление на орбите Земли искусственных спутников связи. Ждать пришлось недолго – уже в 1965 году был запущен первый такой спутник.


17. Виртуальная реальность

Пятью годами позже Кларк написал «Город и звезды», где упоминаются видеоигры в виртуальной реальности. В 1966 году, то есть всего 10 годами позже, был разработан первый авиасимулятор, воплотивший в жизнь эту догадку гениального фантаста.


18. Водяные кровати

Отличился на ниве предсказаний и другой знаменитый фантаст – Роберт Хайнлайн. В книге 1961 года «Чужак в чужой стране» даётся описание водяных кроватей, а первый патент на них был выдан в 1971 году.


19. Космический туризм

Идея космических поездок с туристической целью была высказана всё тем же Кларком в романе «Лунная пыль», а на практике её впервые осуществил Деннис Тито – первый космический турист.


20. Европейский союз

В книге Джона Браннера «Всем стоять на Занзибаре» (1969 г.) можно отыскать упоминание о Евросоюзе, который получил официальное

оформление в 1993 году.


21. Бионическое протезирование

Мартин Кайдин высказал эту идею на страницах своего «Киборга» (1972 г.). 41 год спустя, в 2013-м, был создан первый бионический протез ноги.


22. Перевод в реальном времени

В юмористическом произведении Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» (1980 г.) фигурирует «вавилонская рыбка», способная переводить с одного языка на другой в режиме реального времени.

В 2014 году «Google» внедрил функцию перевода в реальном времени в свое приложение.


23. Всемирная сеть

Основатель жанра киберпанка Уильям Гибсон в романе «Нейромант» предсказал возникновение киберпространства и хакерства.

В начале 90-х Всемирная сеть, или попросту интернет, начал охватывать своей паутиной Землю, вовлекая в свои виртуальные сети всё больше

пользователей ПК.


24. Лучший игрок в шахматы среди людей будет обыгран компьютером до 2000 года

Именно такой прогноз был сделан Реймондом Курцвейлом в книге «Век интеллектуальных машин», изданной в 1990 году, когда шахматные компьютеры были ещё довольно слабы и почти без проблем обыгрывались гроссмейстерами.

Однако спустя всего 7 лет суперкомпьютер Дип Блю обыграл Гарри Каспарова – сильнейшего шахматиста планеты.

Сегодня же шахматные программы настолько сильны, что матч между человеком и компьютером потерял всякий спортивный смысл.


25. Лунный модуль будет запущен во Флориде и, вернувшись к Земле, приводнится в океане

За 104 года до полёта «Аполлона 11» к Луне именно так всё было описано в романе Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865 г.).

По такому же сценарию всё прошло и в реальности - команда американских астронавтов во главе с Нилом Армстронгом приводнилась в специальном модуле и вскоре была подобраны авианосцем «Хорнетт».


Вконтакте

В литературе очень часто обсуждается феномен предвидения, который встречается в произведениях различных авторов. Исследователи творчества Жуля Верна насчитали 98 сбывшихся предвидений из 108, которые он сделал. Но это научная фантастика, и можно сказать, что и о подводных лодках, и о полетах на Луну мечтал не только он. В тоже время подобные мысли высказывались и другими людьми. Но, а как быть с гибелью парохода Титан из романа «Тщетность», написанного в 1898 г. малоизвестным писателем-фантастом Морганом Робертсоном. Действия разворачиваются на корабле «Титан». Основные характеристики судна такие: длина 243 метра, водоизмещение 70 тысяч тонн, мощность двигателей 50 тысяч лошадиных сил, скорость 25 узлов, 4 трубы, 3 винта. Холодной апрельской ночью корабль сталкивается с айсбергом и гибнет. Такова суть содержания романа. Поразительнее всего то, что через 12 лет этот сценарий полностью осуществился в реальной жизни с пароходом «Титаник». Совпали все технические параметры пароходов, место и причины гибели и даже большая часть фамилий погибших при крушении людей.

Для нас может быть интересен факт пророчества российских писателей.

Почти за сто лет до революции и того, что последовало за ней, Михаил Лермонтов написал пророческие строки:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон...

Михаил Лермонтов в стихотворении «Сон» описал даже собственную гибель:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Не прошло и года, как поэт погиб на дуэли во время своего пребывания на Кавказе.

У многих поэтов и писателей часто появлялись пророчества относительно своей судьбы помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов, но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Вот несколько примеров:

Пророчество в стихотворении Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы». Он погиб 19 января - в тот самый день, когда отмечается православное Крещение.

Драматург Александр Вампилов написал в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего 35-летия. Поэт и музыкант Юрий Визбор в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка: «Как хочется прожить еще сто лет - ну пусть не сто, хотя бы половину». Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет.



Владимир Высоцкий в одном из своих стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь - алфавит: я где-то уже в «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало.

После смерти Валентина Пикуля жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Пикуль Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19... года». Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.

Борис Пастернак заподозрил, что написанное слово может стать программой дальнейшей жизни и предостерегал своих современников-поэтов от того, чтобы предсказывать в стихах собственную смерть.

Достоевский также обладал даром предвидения и в его «Дневнике писателя» за 1877 год есть такие строки: «Предвидеться страшная, колоссальная… революция, которая потрясет все страны изменением лика мира. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови… Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются». Здесь же писатель предсказал примерное количество жертв грядущей революции (100 миллионов), а в «Бесах» - и ее сроки. Петенька Верховенский на вопрос: «Когда все начнется?» - ответил: « Лет через пятьдесят… Начнется на Масленице (февраль), кончится после Покрова (октябрь)».

Интересны предсказания русского писателя Александра Богданова, в повести «Красная звезда», в которой еще в 1904 году он предугадал не только черты надвигавшегося тоталитарного правления, но и даже его символику, вынесенную в заглавие романа.

Среди пророчеств и неслучайных совпадений есть такие, когда русский человек не знает - плакать ему или смеяться. За полвека до большевистской революции сатирик Салтыков-Щедрин написал повесть «История одного города», где под «городом Глуповом» не одно поколение русских читателей узнавало страну, в которой они жили. Губернатор-тиран, повествует Щедрин, едва приняв власть над несчастным городом, отменил все праздники, оставив только два. Один отмечался весной, другой - осенью. Именно так в первые же годы своего правления поступили большевики, отменив в стране все традиционные праздники. Из нововведенных ими праздников один отмечался весной (1 мая), другой - осенью (7 ноября). Совпадения не кончаются на этом. У Щедрина весенний праздник «служит приготовлением к предстоящим бедствиям». У большевиков 1 Мая всегда был «днем смотра боевых сил пролетариата» и сопровождался призывами к усилению классовой борьбы и к свержению капитализма. Иначе говоря, был ориентирован на бедствия грядущие. Что касается осеннего праздника, то, по Щедрину, он посвящен «воспоминаниям о бедствиях уже испытанных». И словно нарочно или в насмешку 7 Ноября - праздник, установленный большевиками, - был посвящен памяти о кровопролитиях революции.

Интересны литературные произведения академика АН СССР Ивана Ефремова. Он занимался вопросами палеонтологии. Многие находки не вписывались в существующую тогда парадигму, поэтому о их существовании он говорл в своих фантастических произведениях. Кроме того, следует учесть, что у И. Ефремова, кроме предвидения были и прогнозы, основанные на наличие научных фактов. Это касается, например, открытия алмазного месторождения в Сибири.

Ниже приведен список сбывшихся «предсказаний» Ивана Ефремова:

Открытие месторождения алмазов в Якутии - в рассказе «Алмазная труба» (до Ефремова в 1840 году геолог Р.К. Маак в своём докладе сделал вывод, что на реке Вилюй должны быть кимберлитовые трубки и алмазные россыпи.

Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае - в рассказе «Озеро горных духов».

Открытие голографии - в рассказе «Тень минувшего».

Особенность поведения жидких кристаллов - в рассказе «Атолл Факаофо».

Трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе «Туманность Андромеды» (по другой версии, оно уже было известно).

Геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности - в романе «Туманность Андромеды». В романе он называется - суточный спутник.

Экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе «Туманность Андромеды»).

Микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными. Ставит диагноз и лечит изнутри (в романе «Сердце Змеи»).

Но Ефремов был ученым и его предсказания могли основываться на экстраполяции уже известных фактов в будущие с учетом их возможного развития, поэтому предсказания Ефремова следует отнести к особому виду интуиции ученого.

В 1945 г. А. Кларк опубликовал статью под названием «Космические ретрансляторы», в которой высказал пророческую идею об использовании искусственных спутников Земли в радио- и телевизионных передачах. В то не такое уж далекое время на статью А. Кларка не обратили внимания, считая ее фантазией писателя. А спустя восемнадцать лет институт Франклина присудил ему золотую медаль за разработку идеи космической связи.

В 1947 г. Кларк написал первый рассказ о посадке на Луну, предсказав ее географические характеристики и посещение ее человеком.

Прошло немного времени, и фантазия писателя стала действительностью. Более того, в своих произведениях Кларк нередко описывает такие события, которые практически невозможно предсказать, основываясь на опыте нашей жизни. Вот пример, подтверждающий сказанное.

В своей книге «2001 год: космическая Одиссея» фантаст рассказывает об астронавтах, отправляющихся в глубины Вселенной в поисках доказательств того, что в далеком прошлом инопланетяне участвовали в зарождении и развитии разумной жизни на Земле. Путь астронавтов лежал мимо планеты Юпитер, их ждали большие трудности, связанные с огромным загадочным черным монолитом.

С момента опубликования книги А. Кларка прошло немного времени, и представитель Земли действительно побывал в иных мирах, ступив даже на лунную поверхность. Особенно удивительным в предсказаниях писателя явилось и то, что экипаж корабля «Аполонн-8», стартовавший к Луне, в самом деле видел в космосе черный монолит.

А как можно предсказать подобные события?

Интересна судьба американского писателя Дж. Колинза. Он в последнем своем рассказе описал собственную гибель. Колинз был еще и летчиком испытателем и испытывал самолет "Грумман Хеллдей". Ему предстояло последнее испытание самолета. Необходимо было выяснить как самолет выходит из пикирования. Все шло хорошо, но закончилось точно так, как он описал в рассказе. Самолет не смог выйти из пике. Правда в последнем случае трудно сказать был ли рассказ предвидением трагических событий, или события развернулись так, как это было запрограммировано в мозге Колинза. Не исключено, что он настолько вписался в образ, что уже не смог справиться с подсознанием и самолетом так, как с самолетом не справился и его герой.

Люди искусства - художники, литераторы, музыканты - неординарные личности, которые многие события видят через призму своего таланта. Порой прорывает все законы физики и устремляется в будущее. Предсказание в искусстве - вещь нередкая, но феноменальная, часто пугающая.

Пророчества Жюля Верна

Потрясающее предсказание в искусстве сделал писатель-фантаст Жюль Верн. В романе "С Земли на Луну" он в 1865 году подробно описывает полет на Луну, который в реальности состоялся в 1968 году. И дело не в том, что автор нафантазировал освоение космоса, а в том, что он подробно описал корабль, точно указал его высоту и массу, экипаж из 3 астронавтов, место старта - Флорида и место посадки в Тихом океане, месяц полета - декабрь. В 1994 году была найдена рукопись Жюль Верна, ранее считавшаяся утерянной, - "Париж в 1968 году". Здесь подробно описывались не только такие как факс и ксерокс, но и современный облик города с ажурной башней. Всего автор сделал 108 предсказаний, из которых точно уже сбылось 64.

Что предвидели другие фантасты

Были и другие предсказания в искусстве. Примеры можно найти в произведениях Беляева, братьев Стругацких, Герберта Уэллса, Алексея Толстого, Рея Брэдбери. Они предсказали множество современных изобретений, такие как мобильный телефон, телевизор, 3D-изображения, "умный дом", роботы.

Поистинне шокирующее предсказание в искусстве - "Повесть о приключениях Артура Пима" Эдгара По, в которой подробно рассказывается о кораблекрушении, в результате которого спаслось 4 человека. После многих дней скитаний в открытом море, измученные голодом и жаждой, трое убивают четвертого и съедают его. Через 50 лет после выхода в свет произведения события повторились с потрясающей точностью, совпали даже имена героев. Рациональное объяснение этому дать невозможно.

Еще одно трагическое предсказание будущего в искусстве принадлежит американскому писателю М. Робертсону. В романе "Тщетность" он подробно описал катастрофу и которая произошла через 14 лет после выхода книги в свет. Совпадения реальных фактов с фантазиями просто немыслимые.

Поэт Михаил Лермонтов предсказал Октябрьскую революцию 1917 года и подробно в рифмованных строках описал собственную смерть.

Художник, который рисовал будущее

Аргентинский художник Бенжамин Парравичини в порыве творческого прозрения делал зарисовки, которые предсказали цунами в Японии и аварию на атомной станции Фукусима, полет американцев на Луну, полет в космос первого живого существа - дворняги Лайки, "мирный атом", коммунизм в Китае, фашизм и Вторую мировую войну. Революцию на Кубе под предводительством бородача Парравичини предсказал, когда Фиделю Кастро было всего 11 лет. На рисунке 1939 года, символизирующем трагический теракт 11 сентября 2001 года, изображены известные башни-близнецы, которые тогда даже не были построены. Чем можно объяснить это невероятное предсказание в искусстве? Скептики могут рассуждать о том, что трактовка символических рисунков может быть подогнана к фактам. Но каждый свой рисунок аргентинский пророк сопровождал подробными описаниями грядущих событий. Как говорится, что написано пером...

Необъяснимое явление - предсказание в искусстве

В 1987 году в эфир вышло шоу "Второй шанс", в одном из эпизодов которого британский комик Д. Мейхер продекламировал, что в 2011 году найдет свою смерть ливийский лидер Каддафи, который за связь с террористами попадет в ад. Лидер Ливии действительно погиб в 2011 году. Имя сценариста, оставившего это предсказание в искусстве, к сожалению, неизвестно. Ведь актер просто озвучил пророческое сочинение какого-то автора.

Свою смерть в блоге в Facebook предсказал американский музыкант Майки Уэлш. За две недели до смерти он написал, что ему приснился сон, будто бы через 2 недели он умрет от остановки сердца. Все так и случилось. Свою смерть отразил в песне и Михаил Круг, описав, что погибнет он в собственном доме.

Не только обывателей, но и научный мир изумляют предсказания в искусстве. Примеры часто поражают точностью деталей. Совпадает описание места, даты и обстановки происшествия.

Что нас ждет впереди?

Полезно сравнить предсказания в искусстве, которые сбылись, с несбывшимися пророчествами. Это дает возможность предположить, что в скором будущем человечество освоит путешествия во времени, межгалактические полеты, будут созданы биороботы и искусственный интеллект, самым прогрессивным лечением станет пересадка органов, мы наладим дружеские отношения с инопланетянами. Это - оптимистические взгляды. Пессимисты же говорят о "звездных" войнах, старении за несколько часов и полной деградации человечества до стайного образа жизни.

Судьба является довольно сложным понятием и пока еще никем полностью не изученным. Одни считают, что свою судьбу человек вершит сам, другие же придерживаются мнения о том, что существует некий Высший разум, Бог, который определяет продолжительность жизни человека, а также события, которые в ней происходят. Но к какой из этих категорий можно отнести предсказания, которые были сделаны писателями-фантастами на страницах своих произведений? Ведь очень часто бывает так, что события, описанные авторами в своих книгах, сбываются спустя годы, а то и столетия.

По сей день остается загадкой, как и почему писателям-фантастам удалось предсказать многие события будущего. В качестве наиболее яркого примера можно привести роман, написанный Морганом Робертсоном, «Тщетность». Действия романа разворачиваются на борту судна «Титан». Сюжет очень схож с реальными событиями, которые произошли с пароходом «Титаник» 14 лет спустя. Совпадения между пароходами поразительные – помимо одинаковых названий, у них приблизительно одинаковая длина. На обоих пароходах было почти одинаковое количество пассажиров, у обоих кораблей было по 3 винта и 4 трубы – характеристики судов практически идентичны. Ко всему прочему, они оба затонули в апреле. Автор романа после гибели «Титаника» был назван одним из величайших провидцев XX века. Это пророчество является одним из самых невероятных в истории человечества, настолько точно оно описывает произошедшие с «Титаником» события. Количество совпадений поражает.

Идея написания этой книги возникла у Робертсона во время болезни. Сам он утверждал, что гигантский корабль внезапно явился ему в мыслях. Он очень четко видел гибель корабля и слышал душераздирающие крики утопающих. Так что же это – предвидение событий или простое совпадение? По мнению одних, это лишь случайное совпадение, по мнению других – провидение. Так или иначе, но это совпадение поражает своей точностью.

У этой истории есть и продолжение. Моряк Уильям Ривз в апреле 1935 года стоял на вахте на носу судна под названием «Титаниан», который направлялся в Канаду. Ривз находился под впечатлением от недавно прочитанного романа Робертсона «Тщетность» и вдруг понял, что между вымышленным событием и катастрофой «Титаника» наблюдается шокирующее сходство. После этого у моряка мелькнула мысль, что в настоящий момент и его судно пересекает океан там, где и «Титаник», и «Титан» обрели свой вечный покой. Он вспомнил точную дату погружения «Титаника» под воду и его охватил неописуемый ужас. Ривз, находясь под сильным впечатлением, подал сигнал опасности. Матросы были шокированы, когда увидели, что их корабль остановился прямо перед айсбергом. Судно могло повторить судьбу «Титаника», если бы Ривз просто отмахнулся от своих мыслей.

И подобных примеров очень много. Когда-то поклонники творчества Герберта Уэллса и Жюля Верна считали невероятным применение лазерного луча или полет на Луну. Но прошло время, и изобретения, предсказанные фантастами, появились в действительности. Многое из того, что сейчас существует в реальности, в свое время предсказал Жюль Верн. Так, в 1865 году вышел его роман «С Земли на Луну», в которой описывается, как путешественники отправляются на ракете на Луну. Удивительным является то, что писатель смог правильно описать начальную скорость, которая необходима для того, чтобы преодолеть земное притяжение. Спустя век после выхода книги, американский космический корабль опустился на Луну.

Но писатель не ограничился только этим пророчеством. Ему также принадлежит роман «20000 лье под водой», в котором рассказывается про капитана Немо, который путешествовал на своем подводном электрическом корабле. Поразительно, что писатель, помимо такой подводной лодки, предугадал и высоковольтную защиту ее корпуса. Первую электрическую подводную лодку назвали именно в честь этого фантастического когда-то корабля – «Наутилус».

Существенный вклад в описание фантастического будущего, которое вдруг стало настоящим, внесли и другие писатели XIX века. Так, в 1898 году Герберт Уэллс выпустил роман «Война миров». Здесь присутствуют идеи введения в кровь питательных веществ, прообраз лазера, а также создана концепция ведения биологической войны. Задолго до мировых войн, Уэллс в книге «Война в воздухе» четко описал картину катастроф, ожидающих человечество. В то время они казались людям нереальными. Автор описал экономические катастрофы, безработное, голодающее население, правительственные кризисы, обесценение денег. Удивительно, но в реальности все произошло именно по этому сценарию. Уэллс предсказал также эскалаторы, аэропланы, электростанции и многое другое.

Одним из самых великих писателей, также подаривших миру множество фантастических романов с большим количеством предсказаний, является Роберт Хайнлайн. Описываемый в его книгах мир настолько близок нашему, что трудно представить, что эти книги были написаны десятилетия назад. Фантаст предугадал появление микроволновой печи, карманного мобильного телефона, водяного матраса, поисковых систем в Интернете.

Айзек Азимов поведал миру о проездном билете в виде кредитной пластиковой карты, саморазогревающихся консервах, атомных часах.

Еще в 1945 году Артуром Кларком было предсказано появление искусственного спутника. Кроме того, он предположил, период обращения спутника вокруг земли будет 24 часа, если он будет размещен на высоте почти 36 000 км над землей на круговой экваториальной орбите. На сегодняшний день во всем мире применяются подобные спутники для ретрансляции ТВ сигнала.

В СССР одним из самых известных зарубежных фантастов был Рей Бредбери. В его известном романе «451° по Фаренгейту» присутствует дверной замок, открываемый с помощью отпечатков пальцев хозяина, ушной приемник, компактный плеер.

Перед эпохой виртуальной реальности и появления компьютеров писатели также сделали множество пророческих предсказаний. В книге Джона Бранера «Оседлавший волну шока», которая вышла в 1975 году, впервые появилось такое понятие как «червь» — компьютерный вирус. Именно благодаря этой книге в нашу жизнь вошел термин «червь». Кроме всего этого, фантасты предвидели и другие вещи, например – появление хакеров, автоматическая рассылка компьютерными программами спама, электронные книги.

Одним из наиболее удивительных примеров того, как писатели могли предвидеть будущее, является и книга американского писателя Эдгара По под названием «Приключения Артура Гордона Пима». Книга была написана в 1838 году, в ней рассказывается о том, как четверо выживших после кораблекрушения матросов оказываются в открытом море. Трое из них, доведенные до отчаяния голодом, убивают четвертого и съедают его. Его имя в книге – Ричард Паркер. Спустя почти полвека корабль «Магнонетт» терпит кораблекрушение. Как и герои Эдгара По, спасшиеся матросы, оказались в одной шлюпке. Они много дней скитались в открытом море, и, обезумев от голода, трое из них съедают четвертого. Как это ни странно, но четвертого матроса звали Ричард Паркер.

После таких удивительных историй, возникает вопрос – кем же в действительности являются фантасты – предсказателями, обладающими хорошим литературным языком и способными писать книги, просто удачливыми писателями, которые смогли случайно попасть в точку или же пророками? Может писатели делали свои предсказания намеренно, подготавливая человечество к определенному развитию событий и наставляя его, либо все это получилось совершенно спонтанно, без заднего умысла писателей? Такие загадочные и даже мистические совпадения заставляют задуматься о том, что человечество живет в мире, где случайно ничего не происходит, и все события запланированы заранее Высшими Силами.

No related links found