После реализма. Презентация на тему "реализм как направление в литературе и искусстве". Особенности данного литературного течения

Как термин, реализм был впервые использован во Франции только в 1850 году, и первое использование термина никакого отношения к литературе не имело. В Англии о реалистическом искусстве стали говорить с 1880 года. В России это термин был использован 1857год в статье Анненкова «Заметки о русской литературе». До 57 года использовались: «реальная школа», «натуральная школа». В 20 веке было принято считать, что русская реалистическая традиция началась с реализма критического (термин Горького).

Современная теория литературы принимает:

Реализм (лат. реализ - вещественный, действительный) - это художественный метод или способ изображения мира и человека, следуя которому художник показывает жизнь в типических образах в соответствии с принципом жизнеподобия . Реалисты считают, что искусство является средством познания человека в его взаимодействии с окружающим миром, при чем реалист уверен, что среда, жизненные обстоятельства оказывают определяющее воздействующее влияние на человеческие судьбы. Одной из главных задач художника-реалиста считается исключение из поле зрения случайных фактов и явлений. Из всех предшествующих художественных систем реализм ближе всего к романтизму, потому что реализм наследует, открытую романтизмом, самоценность личности.

Первым реалистическим произведением считают «Путешествие из Петербурга в Москву».

Но «Евгений Онегин» является первым реалистичным романом, «энциклопедия русской жизни».

Изображение реальности во всей полноте интеллектуальной рефлексии. Пушкин поднимал всеобщие философские вопросы.

«Из Пинде - монте» 1838 года

Пушкин предпринял несколько формальных изменений для передачи своих рассуждений:

уточнение концепции языка художественной литературы; «многообразие мира отражается я в использовании всех языковых средств». Материальным основанием для становления пушкинского языка стали дискуссии того времени о языке, которые вели новаторы.

Основные концепты пушкинского языка:

    Ясность и краткость выражения мысли вполне могут быть свойством литературы. «Говори ты проще, ты достаточно умен для этого» Кошанский.

    Пушкин убежден, что новый язык художественный литература - это язык возникающий на сближении простонародного и книжного наречий.

    Литература допускает стилевое смешение.

    Язык литературы - это язык, который использует неисчерпаемое фольклорное богатства: идиомы и русизмы.

    Пушкин считал позитивным влияние устной речи на поэтический синтаксис.

«Только слепой курице все зерна пшеница»

Создавая новую литературу, Пушкин критично отнесся к принципам изображения мира и человека, изобретенными его литературными предшественниками.

Во-первых, спор с классицистами. Классицисты считали, что существуют предметы, которые никогда не могут стать прелестью поэзии. Во -вторых, Пушкин адресовал серьезные упреки Карамзину, перефрастичность, словесная избыточность, которая рождает вялые метафоры, которые ни к чему не служат. Пушкин выступал против подмены просторечия простомыслия: простые слова могут передавать глубокий смысл,

главные принципы: точность и краткость.

Спор Пушкина с романтиками касался романтических пейзажей и романтических элементов в образе героя.

Пушкин обосновывает исключительное место в реалистическом творчестве принципам народности и историзма. Во всей полноте эти принципы были воплощены в трагедии «Борис Годунов».

«Борис Годунов»

Драматург, в отличие от поэта, прозаика, имеет возможность изобразить только часть выразительных средств.

В основу этой трагедии лег исторический материал. Фабула этого произведения открывается событиями февраля 1808 года, на царства кличут Бориса Годунова, человека, который в реальности уже обладал властью. Формальная задержка была связана с кровью невинного младенца, но патриарх и бояре уговаривают и он вступает на престол.

Историзм и народность - основные принципы изображения мира и человека в реалистическом проведении.

Историзм - это способность понять и изобразить ведущие тенденции общественного развития, которые проявляются в исторических событиях и индивидуальных судьбах.

Для того что бы соответствовать этому принципу, художник должен обладать глубочайшими знаниями истории. Принцип так же предполагает особое отношение исторического материала с материалом современным, сопрягать события.

Пушкин не ограничивается официальной только «Историей государства Российского» Карамзина, но и к летописям, фольклору.

Принцип народности . В допушкинскую эпоху основным проявлением этого принципа считали изображение народного быта и героев из народа. Пушкин настаивал на том, что народность проявляется во взгляде на изображаемые объекты. Уникальность «Бориса Годунова» заключается в том, что взгляд этот выражается уникальным, коллективным персонажем. Народ в изображении Пушка перестает быть статистом, превращается в беспристрастного судью, воплощающего суд истории.

Принцип народности влияет на язык произведения.

РЕАЛИЗМ (от латинского realis - вещественный, действительный) - метод (творческая уста­новка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 1) реализм как метод; 2) реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке. И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, роман­тик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики - желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма это­го времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап - просвети­тельский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоев­ский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятель­ностью «натуральной школы».

Основные требования реализма: соблюдение принципов народности, историзма, высокой худо­жественности, психологизма, изображение жизни в ее развитии. Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социаль­ных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма - соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподоб­ное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация ха­рактеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность ре­алистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмач­ки н, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Реали́зм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. расхожем употреблении термин «реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой является то, что регистрация реалий - роман и фотография являются предпочтительными по сравнению с картиной художника, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Копирование черт внешнего мира само по себе никогда не представлялось целью искусства. По возможности верное воспроизведение действительности дополняется творческой самобытностью художника. теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоят рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, когда известны популярные образцы художественного мышления, происходит подражательное творчество, работа по шаблону.

Это - обычные черты устоявшейся школы, какой бы она ни была. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни - и каждая по своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы, которая отражает ряд завоеваний истинного реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символами нереального искусства.

Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали во имя правды доктринеры новейшего натурализма; такова и классическая драма. Достаточно напомнить, что знаменитые три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, но потому лишь, что давали возможность сценической иллюзии. Как писал Лансон, «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. аристотелевских правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии».

Глубокий внутренний реализм классической трагедии французов выродился в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в мертвые схемы, гнёт которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. Существует точка зрения, что всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к реализму. этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией реализма. На самом деле они представляют собой лишь противостояние рутине, художественной догме - реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого - хотя бы и архинатуралистического - искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения - от симфонии до арабески, от «Илиады» до «Шёпот, робкое дыханье», - которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».

Едва ли возможно поэтому говорить об истории реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в умении осознать и смелости изобразить подробности, которые оставались незамеченными художниками прежних дней или пугали их несоответствием с догматами. Таков был романтизм, такова конечная форма реализма - натурализм.

В России первый широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» Дмитрий Писарев, до этого времени термин «реализм» употреблялся Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846).

  • 1 Европейские и американские писатели-реалисты
  • 2 Русские писатели-реалисты
  • 3 История реализма
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Европейские и американские писатели-реалисты

  • О. де Бальзак («Человеческая комедия»)
  • Стендаль («Красное и черное»)
  • Ги де Мопассан
  • Ч. Диккенс («Приключения Оливера Твиста»)
  • Марк Твен («Приключения Гекльберри Финна»)
  • Дж. Лондон («Дочь снегов», «Сказание о Кише», «Морской волк», «Сердца трех», «Лунная долина»)

Русские писатели-реалисты

  • Г. Р. Державин (стихотворения)
  • Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»)
  • М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)
  • Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)
  • И. А. Гончаров («Обломов»)
  • А. С. Грибоедов («Горе от ума»)
  • А. И. Герцен («Кто виноват?»)
  • Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)
  • Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)
  • Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).
  • И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», Му-му)
  • А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»)
  • А. И. Куприн («Юнкера», «Олеся», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь»)
  • А. Т. Твардовский («Василий Теркин»)
  • В. М. Шукшин («Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай»)
  • Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго»)

История реализма

Существует мнение, что реализм зародился в глубокой древности. Выделяют несколько периодов реализма:

  • «Античный Реализм»
  • «Реализм эпохи Ренессанса»
  • «Реализм XVIII-XIX веков» (здесь, в середине 19 века, достиг наивысшего могущества в связи с чем появился термин Эпоха реализма)
  • «Неореализм (реализм XX века)»

См. также

  • Критический реализм (литература)

Примечания

  1. Кулешов В. И. «История русской критики XVIII-XIX веков»

Ссылки

В Викисловаре есть статья «реализм»
  • А. А. Горнфельд. Реализм, в литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Реализм (литература) Информацию О

В обыденном смысле читатели называют реализмом правдивое и объективное изображение жизни, которое легко сопоставить с реальностью. Впервые литературоведческий термин «реализм» употребил П.В. Анненков в 1849 году в статье «Заметки о русской литературе 1818 года».

В литературоведении реализмом называют литературное направление, которое создает у читателя иллюзию реальности. В основе его лежат следующие принципы:

  1. художественный историзм, то есть образное представление о связи времени и об изменяющейся реальности;
  2. объяснение происходящих событий социально-историческими и естественнонаучными причинами;
  3. выявление взаимосвязей между описываемыми явлениями;
  4. подробная и точная обрисовка деталей;
  5. создание типических героев, которые действуют в типических, то есть узнаваемых и повторяющихся, обстоятельствах.

Предполагается, что реализм лучше и глубже предшествовавших направлений разбирался в общественных проблемах и социальных противоречиях, а также показывал общество и человека в динамике, в развитии. Возможно, исходя из этих особенностей реализма, М. Горький называл реализм XIX века «критическим реализмом», так как он часто «разоблачал» несправедливое устройство буржуазного общества и критиковал складывавшиеся буржуазные отношения. Даже психологический анализ реалисты часто связывали с анализом социальным, пытаясь найти в общественном устройстве объяснение психологическим особенностям персонажей. На этом построены многие романы О. де Бальзака. Их персонажи были людьми самых разных профессий. Заурядным личностям наконец-то нашлось в литературе вполне престижное место: над ними больше никто не смеялся, они больше никому не прислуживали; посредственности стали главными героями, как персонажи чеховских рассказов.

Реализм выдвинул на место фантазии и эмоций, важнейших для романтизма, логический анализ и научное познание жизни. В реалистической литературе факты не только исследуются: между ними устанавливается взаимосвязь. Только так можно было разобраться в той прозе жизни, в том океане повседневных мелочей, которые теперь проявились в реалистической литературе.

Важнейшая особенность реализма в том, что в нём сохраняются все достижения литературных направлений, которые ему предшествовали. Хотя фантазии и эмоции отходят на второй план, они никуда не исчезают, на них, естественно, «нет запрета», и только авторским замыслом и авторским стилем обусловливается, как и когда ими пользоваться.

Сопоставляя реализм и романтизм, Л.Н. Толстой как-то подметил, что реализм «...это рассказ изнутри о борьбе человеческой личности в окружающей её материальной среде. В то время как романтизм берёт человека вне материальной среды, заставляет его бороться с абстракцией, как Дон Кихот с ветряными мельницами...».

Существует множество развёрнутых определений реализма. Большинство произведений, которые вы изучаете в 10 классе, — реалистические. По мере изучения этих произведений вы будете всё больше узнавать о реалистическом направлении, которое и сегодня развивается и обогащается.

Реализм имеет следующие отличительные черты:

  • 1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
  • 2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  • 3. Познание действительности идёт при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности ("типические характеры в типической обстановке"). Типизация характеров в реализме осуществляется через правдивость деталей в "конкретностях" условий бытия персонажей.
  • 4. Реалистическое искусство - искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому - гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, отличие, например, от романтизма.
  • 5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.

В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две основных концепции:

  • · Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.
  • · Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к XVIII в., к эпохе Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в., его следующий этап представляет в XX в. социалистический реализм, трактующий жизненные явления с позиций марксистско-ленинского мировоззрения. Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, типизации жизненного материала, сформулированный Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману: "типичные характеры в типичных обстоятельствах…" .
  • · Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Такая трактовка понятия реализм вырабатывалась главным образом на материале истории литературы, в то время как первая - преимущественно на материале пластических искусств.

Какой бы точки зрения не придерживаться, и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов. Реализм Мазаччо и Пьеро дела Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж.Л. Давида и О. Домье, И.Е. Репина, В.И. Сурикова и В.А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства.

При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существ, черт объективного реального мира средствами искусства. реализм искусство познание

Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира. В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления.

Важнейшая черта реализма - психологизм, погружение через социальный анализ во внутренний мир человека. Примером здесь может служить "карьера" Жульена Сореля из романа Стендаля "Красное и черное", который переживал трагический конфликт честолюбия и чести; психологическая драма Анны Карениной из одноименного романа Л.Н. Толстого, которая разрывалась между чувством и моралью сословного общества. Человеческий характер раскрывается представителями критического реализма в органической связи со средой, с социальными обстоятельствами и жизненными коллизиями. Главным жанром реалистической литературы XIX в. соответственно становится социально-психологический роман. Он наиболее полно отвечает задаче объективного художественного воспроизведения действительности.

Рассмотрим общие признаки реализма:

  • 1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
  • 2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  • 3. Типизация образов, которая достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
  • 4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
  • 5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Ведущие принципы реализма в искусстве XIX в.:

  • · объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
  • · воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
  • · предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в XX веке, условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);
  • · преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания) [ 4, с.20].