Подбираем правильные названия к вашим фотографиям. Основные понятия и термины рисования

Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах — это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.

Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).

Где рисовали первые люди?

Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.

Как называются наскальные рисунки?

Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. — вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.

Более поздние рисунки выполнялись в виде символов или условных обозначений. Человек изначально стремился к выражению мыслей с помощью знаков, письма. Живопись приближала наступление этого момента, став переходным периодом между графическими рисунками и письменностью. Изображения получили название пиктограмм. Например, на территории Армении археологами были обнаружены начертания, напоминающие все известные древние алфавиты. Самые древние изображения, найденные здесь, созданы более 9 000 лет назад. Наскальные рисунки первобытных людей — картинки, созданные первыми людьми.

Техника выполнения и материалы

Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.

Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира

Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.

Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.

Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.

Что рисовали первобытные люди?

Наскальные рисунки древних людей — это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.

Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.

Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.

Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.

Где можно увидеть наскальную живопись?

Во Франции в пещерах Ласко и Шове обнаружены рисунки, которые датируют примерно XVIII-XV тысячелетиями до н. э. На них изображены лошади, коровы, быки, медведи. В Испании в пещере Альтамира сцены охоты изображены древними художниками настолько искусно, что если смотреть на них при пылающем огне, то создается впечатление движения объектов. В Африке есть целый комплекс пещер с наскальной живописью. Это и Лаас-Гаальв Сомалиленде, и Тассилин-Адджер в Алжире. Обнаружены наскальные рисунки и в Египте (пещера Пловцов), Болгарии, Башкирии, Аргентине (пещера Куэва-де-лас-Манос) и многие другие.

Объекты искусства или примитивное отражение действительности?

Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.

Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций. Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности. А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.

Итак, выбираем названия для ваших фотографий. Мы даем имя нашему творчеству, поэтому название должно быть привлекательным, интересным, четким, легким для понимания и идеально сочетаться с искусством.

Название – это пролог. Оно всегда дополняет картину, повествуя о характере изображения, и помогает зрителю понять ее лучше. Оно должно намекать на характер изображения. Наши названия или заголовки должны создать чувство принадлежности к автору. Мы осознанно даем имена нашим детям, клички домашним животным, и так же вдумчиво стоит отнестись к названиям в этой форме искусства. Должен быть дополнительный контекст к тому, что было уже сказано картиной.

Для лучшего понимания, можно разделить способы создания заголовка к изображению на три категории.

Прямо к контексту

Постарайтесь подобрать слова, которые смогут точно описать то, что пытается передать изображение. Ваше название может быть описанием сцены, глаголом происходящего внутри действия, или просто название темы. Выбор такого рода названия должен быть простым и прямолинейным.

Отголосок неизведанного

Дерево дракона

Горстка счастья (Первые шаги)

Вера

Без улыбки


Вото: Dennis Bautista

Дышать

Настроение в словах

Настроение снимка передают амбициозные названия. Здесь следует использовать сильные и острые слова. Они должны драматизировать момент, вызывать определенные ощущения, дать почувствовать радость или боль, вселить веру или вызвать отвращение. Это даже может быть диалог между субъектами внутри кадра, голос их внутренней души, их мысли и мечты. Заголовок должен интерпретировать их слова для того, чтобы у зрителей возникало понимание и единение с картиной.

Только в бурю

Она вернется

Секрет

Я не боюсь

Мелодия в тиши

Час пик

Жизнь прекрасна

Творческий подход

О творчестве легче рассуждать, чем самому становиться творческим. Креативность - это искусство самореализации, следование внутреннему голосу. Медленно, но уверенно, этот процесс превращается в привычку, и становится характерной особенностью. Когда стремятся подобрать название со щепоткой творчества, следует мудро и осторожно отнестись к выбору слов. Часто эти названия, как стрела, попадают в яблочко, четко передавая характер картины, и надолго врезаются в глубины памяти. Творческое название, несомненно, поразит зрителя, который удивленно поднимет брови или, по крайней мере, на лицах зрителей появится улыбка.

Рисунок - основа графики и других видов изобразительного искусства. Он может быть быстрым, ярким, передающим основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идеи будущей работы. Такой рисунок называют наброском (М.А. Врубель. «Портрет Т.П. Карсавиной) (cм. с. 16). Рисунок может быть и более вдумчивым, изучающим. Тогда его называют зарисовкой (В. Филиппенко. «Кисти рук») (1 ), Леонардо да Винчи. Зарисовки рук (2 ), Леонардо да Винчи. Зарисовки кошки в позициях и движениях) (3 ). Зарисовки хотя бы изредка делают все люди - когда надо внимательно рассмотреть, понять, из каких частей состоит предмет, какими особенностями он обладает. Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок («Модель мира» по Иоганну Кеплеру) (4 ). Четких разделительных границ между всеми этими видами рисунков, конечно, нет.

Существует учебный рисунок (М. Девятов. Голова Давида. Бумага, графитный карандаш) (5 ). Цель учебного рисунка - освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи друг на друга.

Творческий рисунок (детские работы) (6–8 ) всегда особенный, в нем автор стремитсявыразить то, что ему кажется интересным. Учиться рисовать - означает учиться особым образом мыслить. Наши глаза видят один и тот же предмет, но каждый из нас видит его по-своему, поскольку в процессе восприятия мы автоматически отбираем то, что нам важно. Эти различия в наблюдаемом объекте и составляют неповторимую индивидуальность рисунка. Таким образом, если двадцать человек будут рисовать, например, пожарную машину, то мы получим двадцать разных изображений.

Рисунок выполняется графическими материалами - карандашами, мелками, палочками обожженного древесного угля, фломастерами и ручками, а также традиционными в графике тушью и пером, вместо которого иногда применяют заостренную палочку или кисть.

Каждый художественный материал имеет свои особые качества и образные возможности.

Карандаш - самый обычный и распространенный, знакомый всем и необходимый в работе художника графический материал. Графитные, или, как говорят, простые карандаши различаются своей твердостью. Твердый оставляет жесткую серебряную линию, а мягкий - шероховатую и насыщенную. Рисовать можно острым кончиком грифеля или сточив его «лопаточкой», применяя разный нажим. Карандаш дает возможность наносить на бумагу линии и разные по характеру штрихи - когда короткие линии ложатся рядом и образуют пятно. Чтобы сделать пятно темнее, новый слой штрихов накладывают в другом направлении.

Для более крупных по размеру рисунков художники любят использовать уголь. Очень послушный руке мастера, уголь позволяет быстро и непосредственно выразить замысел, но требует особой сноровки, ведь можно «перечернить» работу. В рисовании также используется сангина - мягкие коричневые мелки, хорошо совместимые с углем. Наиболее богата по своим возможностям пастель. Это сухие цветные палочки, создающие бархатистую переливчатую поверхность, которая нуждается в закреплении на бумаге, иначе красочный слой осыплется. Существует также масляная пастель - яркая и сильная, пригодная для декоративного рисунка.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображением и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, - чтобы выполнить графический рисунок.

Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий - длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии отличаются по своему характеру. Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия может быть лихой, смелой или строгой, обстоятельной. Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение, или быть росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.

Можно сказать, что в природе линий нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия - это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы - тоже линии. У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой почерк - своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным. Характер линии выражает эмоции, чувства художника!

Линия бывает чертежной и живописной.Чертежная линия - это линия одной толщины, одного тона. Из известных мастеров такой линией работали (П. Пикассо. «Танец») (9 ), А. Матисс. «Автопортрет») (10 ). Четкий линейный рисунок у Дюрера.Живописная линия - это линия, которая из самой тонкой, светлой, прерывистой становится толстой, жирной, подчеркивающей. Особый живописный стиль создали Тициан, П. Веронезе, Тинторетто. Свободную манеру рисунка легко прочитать у Рембрандта, Рубенса. Прекрасна и эмоциональна линия у Врубеля. Смотреть работы великих мастеров необходимо для развития вкуса и понимания композиции, формы, фактуры (Дж.Б. Тьеполо. «Библейский сюжет») (11 ), (Ж.Д. Энгр. «Портрет мадам Детуш») (12 ).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнения

Почувствовать огромные возможности рисунка помогут несколько упражнений. Выполнить их можно на уроке изобразительного искусства, а также на занятиях кружка или просто дома.

Возьмем несколько разных по твердости простых карандашей и заточим их так, чтобы графит торчал из древка не менее чем на один сантиметр. Приготовим разные по фактуре листы бумаги формата А4. Учиться рисовать на первых порах лучше стоя. Лист крепим на мольберт или доску, поставив ее вертикально. Карандаш положим на руку (на пальцы) и будем придерживать большим пальцем. Мизинец оставим свободным - будем опираться им на лист бумаги. Будем придерживать карандаш нежно, как перышко. Начинаем заполнять лист бумаги штрихами. Рука должна раскачиваться над листом бумаги - не только кисть, не только предплечье, но вся рука от плеча. Примером может служить работа дирижера или скрипача - всей рукой.

Штрихи должны быть легкими. Существует несколько видов штриховки: косая, крестом и штриховка по форме. Отработаем различные виды штриховки на простых упражнениях.

Упражнение 1 . Попробуем нарисовать зимний пейзаж. Половину листа заштрихуем темнее, другую половину легкими, едва заметными движениями, светлее. Светлая часть листа - снег. Темная часть - небо. На стыке будет линия горизонта. Если подойти к рисунку творчески, то можно сделать тоновую растяжку, то есть по краям (вверху и внизу) сделать рисунок темнее. Это создаст эффект закругления неба над головой, а землю выстроит по горизонтали.

Объем и пространство можно моделировать как с помощью штриха, так и ретушью, кончиком карандаша или его боковой стороной. Иногда для усиления тона включают в работу более мягкий карандаш. Русские мастера иногда делали рисунки тремя графитными карандашами разной твердости, особенно в многоплановых пейзажных рисунках. Для художников существует важное правило в рисунке - никогда не растирать карандаш пальцем, то есть не использовать растушевку, так как при этом часто создается впечатление затертости или засаленности рисунка, появляются глухие непрозрачные тона. Растушевка требует от художника значительного опыта.

Прямо на линии горизонта нарисуем домик, окруженный заснеженным садом. Домик будет совсем маленьким, а деревья лучше слегка обозначить, обобщая форму. Можно завершить работу несколькими штрихами стирательной резинки (ластика) - стираем луну в небе - два-три касания (после каждого касания ластик необходимо очистить о ненужный лист бумаги или любую шероховатую поверхность). Не обводите луну линией - работаем только ластиком и все. Этим приемом выполняем дым из трубы и пару бликов луны на снежных сугробах. При очень сильных тоновых перегрузках рисунка его можно облегчить при помощи мелко раскрошенного не очень свежего хлеба. Положив рисунок горизонтально, следует насыпать на него хлебную крошку, а затем протереть - таким образом, не нарушая очертания рисунка, можно высветлить его целиком или отдельные места до любого тона.

Упражнение 2 . Выразительными получаются рисунки, выполненные пером и тушью. Перо как инструмент рисования своими богатыми возможностями с давних пор приковывало к себе внимание художников. Ошибки в рисунке, легко исправляемые при рисовании другими материалами, при работе пером почти неисправимы. Это обстоятельство заставляет художника быть особенно внимательным и осторожным при проведении линии. Поэтому технику рисунка пером или тростниковой палочкой следует рекомендовать на уроках изобразительного искусства как отличную школу тренировки верности руки, точности глаза. На уроке можно выполнить пером наброски сухих трав, веток деревьев, молодой елочки, березы. Работа выполняется без простого карандаша, сразу ручкой или черной тушью, что заставляет детей быть более наблюдательными и внимательными при выполнении задания.

Из отдельных рисунков может быть собрана коллективная работа, но каждая индивидуальная графическая работа уже представляет собой небольшое произведение искусства.

Внимательное изучение кустарников, деревьев, растительности леса дает возможность выразительно изображать окружающую нас природу, ее неповторимую красоту. Прославленным знатоком русского леса был И.И. Шишкин. Художник знал характер, пластику, анатомию каждого дерева, куста. Он требовал и от других, чтобы по рисунку можно было узнать не только породу дерева, но и его возраст, историю его жизни, определить, где оно растет: на светлой полянке или в темной чаще, в глубоком овраге или на склоне холма.

Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» посвятил целую главу изображению деревьев (13 ). Из главы «О деревьях и зелени» можно узнать, как ветвятся деревья и по какому закону трескается их кора, какие цветы на кусте распускаются первыми и какие осенние листья задерживаются на дереве дольше всех, какое строение имеют кустарники и деревья, как влияет на их крону сильный ветер и многое, многое другое.

А замечательный русский пейзажист А.А. Рылов в наставлении начинающим рисовальщикам писал: «Хорошо нарисовать совсем маленькую елочку - трехлетнюю детку. Какие у нее славные зеленые лапки - в начале лета яркие и мягкие! У такой елочки еще мало веток, и потому ее легче нарисовать. При рисовании самое главное - правильный контур. Рисуйте его осторожно, внимательно, не давите карандашом или пером бумагу. Карандаш у художника - то же, что смычок у скрипача. Штрих должен быть легким, чутким и выразительным. Не темните рисунок тушевкой. Как можно меньше тушевки! Только главные тени затемните, а освещенную сторону предмета не надо тушевать» (А. Рылов. «Елка») (14 ). И дальше: «Чтобы нарисовать большое дерево - дуб, березу, сосну или ель, надо определить отношение ширины к высоте. Отметить карандашом наверху листа и внизу, а потом справа и слева. Найдя середину рисунка, обозначить ветви, находящиеся возле середины дерева. Общим контуром обрисовать массы листвы, выступающие вперед от ствола, и выделить их падающими тенями».

Пером можно выполнять и декоративные рисунки, построенные на изящном контуре (детские работы) (15–16 ).

Упражнение 3. Пятно - основное средство изображения на плоскости. Художник на плоскости наносит разнообразные пятна - большие и маленькие, округлые и протяженные. Они могут, изгибаясь, перетекать друг в друга, а могут быть твердо очерченными, но при этом они обязательно светлые или темные. Черное и белое - два полюса изобразительных возможностей графики. Темное обладает тайной, связано с чувством опасности, а светлое - это ясность и тепло. Между черным и белым существует огромное количество оттенков серого. Важным выразительным средством являются тональные переходы - иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна. Резкий контраст говорит о сильных драматических чувствах: тревоге, решительности, ярости. Там, где противоположности сближены, - мягкий контраст.

Графические художественно-выразительные средства – линия, штрих, тон

Попробуем изобразить природу в состоянии бури, грозы или шторма; утреннего тумана или серого дождливого дня. Задание можно выполнить углем, тушью или белой и черной гуашью. Работать надо сразу кистью «от пятна», без предварительного рисунка. Все рисунки надо начинать с определения композиционного расположения главных объектов изображаемого пейзажа, например: дерево, сарай и дорога; деревья, линия горизонта, контур дальнего леса; край берега реки и лодка; стог сена и елка и пр. Чтобы добиться выразительной композиции, целесообразно предварительно «поискать» ее в набросках - эскизах, а также использовать фотоаппарат.

Постепенно задачи изображения нужно усложнять - учиться чувствовать настроение природы: спокойную, умиротворенную гладь тихого лесного озера, тревожный закат ночного летнего неба, душистое дыхание цветущей сирени, взволнованность предгрозовой поры, чудо-радугу, праздничность серебристого инея на деревьях, романтичность убегающей змейкой за деревенские дома и дальше в поле дороги... И в соответствии с этой задачей выбирается формат бумаги, технические средства. Это легко проследить по рисункам замечательных художников (Дж. Констебл. «Вид на реку Стур» (17 ), Э. Делакруа «Всадник») (18 ), (Рембрандт. «Пейзаж с каналом») (19 ), Рембрандт. «Воскрешение Лазаря») (20 ).

Упражнение 4. Выполним несколько рисунков на стилизацию изображения. В иконописном стиле, традиционном для Палеха, нарисуем тушью несколько деревьев (детские работы) (21–22 ).

Упражнение 5. Графике доступны разнообразные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др. (детские работы) (23–28 ), у нее практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Начнем работу с композиции натюрморта. Вырежем элементы натюрморта из цветной бумаги и, перемещая их по белому листу, начнем изучение композиционных закономерностей (детские работы) (29–30 ).

(25) (26)
(27) (28)
(29) (30)

Выполнив упражнения, можно перейти к заданиям.

Рисунок на уроках ИЗО в школе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задания

Задание 1. Основными задачами при рисовании натюрморта являются: правильная и выразительная композиция рисунка, правильное перспективное построение каждого предмета; точная передача их взаимного расположения в пространстве; четкое изображение пропорций; передача в рисунке светотеневых соотношений. Начинают натюрморт с обобщенного наброска всей группы без выделения отдельных предметов. Вначале короткими отрезками намечают конечные точки группы предметов по горизонтали и вертикали. Следующий этап работы: линиями прорисовываются общие размеры и очертания каждого предмета. Ведется постоянное сравнение одного тела с другим по величине, уточняются пропорции тел по высоте, ширине. Для этого используются дополнительные линии, линии построения. Особого внимания заслуживает правильное определение уровня горизонта и перспективного сокращения плоскости стола, на которой расположена изображаемая группа предметов. От уровня горизонта и расположения плоскости подставки зависят пространственные соотношения предметов, степень перспективного сокращения их плоскостей.

Задача во многом облегчается, если все предметы изображаются так, будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те части, которые не видны. По существу, прорисовывается полный каркас каждого предмета, что позволяет избежать ошибок и неточностей в их конструктивном строении. Типичной ошибкой при рисовании группы предметов, особенно если они расположены друг к другу очень близко, вплотную, является смещение или наложение следков (очертаний основания) предметов друг на друга. Неточности в изображении пространственного расположения основания предметов возникают из-за того, что рисующий плохо чувствует расстояние, пространство между предметами. Во избежание смещения рекомендуется рассмотреть группу сверху.

Следует подчеркнуть, что все построение ведется тонкими линиями со слабым нажимом. И только постепенно, по мере уточнения рисунка как в целом, так и в деталях, проявляются линии с большим нажимом, обозначающие передние грани, углы, плоскости. Одновременно ластиком стираются вспомогательные линии, линии построения. Однако надо помнить, что при выполнении светотеневого рисунка (на этапе его линейного построения) не следует проводить линии в полную силу, поскольку при дальнейшей светотеневой разработке рисунка они будут ярко проступать, «вылезать», смотреться как искусственная проволока. Можно оставить ряд вспомогательных линий на участках рисунка, расположенных в тени. Это нужно сделать для того, чтобы не касаться лишний раз плоскости бумаги ластиком, а при дальнейшей тоновой штриховке эти линии построения все равно сольются с общим тоном.

Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания границ собственной и падающих теней, с отметки бликов. После этого широкими штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном общие тени - участки рисунка, расположенные в тени независимо от того, собственная это тень или падающая. Следующий этап - более тонкая, детальная светотеневая проработка формы каждого предмета. Для этого надо определить самые темные и самые светлые места на предметах в натуре и разницу в тоне между собственной тенью и падающей. Для этого вспомним и используем закономерности воздушной перспективы: чем ближе предмет, тем он виден ярче, контрастнее, как в свете, так и в тенях. При соблюдении этих закономерностей в рисунке будут хорошо чувствоваться пространственные планы, отношения, воздушность (детские работы) (31–32 ).

(31) (32)

Культура рисования - это правильная последовательность ведения рисунка и правильное его представление. Рисуем от общего к деталям - и опять к общему, то есть форму, детали, форму.

Задание 2. Можно выполнить натюрморт в технике монотипии (вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток) или гравюры. Сделать гравюру в условиях урока непросто, но можно сделать гравюру наклейками. Для этого используем листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветную гуашь или типографскую краску, тонкий лист бумаги, толстую кисть и ложку.

Сначала придумаем натюрморт и сделаем эскиз. Вырежем составляющие его предметы из картона. Расположим их на листе плотного картона, который будет фоном. Для наклеивания хорошо использовать картон разной толщины. Чем толще картон наклейки, тем больше светлого пространства останется вокруг после печати - так можно выделить главное в композиции. Сначала надо приклеить самые крупные части. Резаком можно удалить из них некоторые детали, которые должны остаться светлыми, или наклеить на них, как и на плоскость фона, более мелкие элементы. Это будет основа, с которой можно делать отпечатки. Отпечаток станет интереснее, если удастся разнообразить фактуру наклеек: можно сделать штрихи резаком, использовать дополнительные материалы, например кружева. Затем надо валиком нанести мокрую краску на картон с наклейками, прижать чистый лист и притирать его ложкой. Затем аккуратно снять. Получится оттиск натюрморта - эстамп. Можно сделать новый оттиск; он пропечатается немного по-другому. Это увлекательная работа, она дает возможность экспериментировать.

Для монотипии потребуется металлическая пластина (можно взять пластину из любого плотного материала). Нанесем рисунок гуашью на металлическую пластину, наложим лист бумаги и хорошо прогладим его ладонью. При такой технике исполнения возможен только один отпечаток.

Задание 3. Поиски разнообразного графического решения одного и того же мотива (детские работы) (33 ).

Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики. Графика - прекрасная возможность для художника экспериментировать и искать новые выразительные средства и приемы (детские работы) (34–35 ).

(34) (35)

Работы выполнены учащимися ГОУ СОШ № 328 г. Москвы

Обманите меня...

Обманите меня... но совсем, навсегда...

Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда...

Чтоб поверить обману свободно, без дум…

М. Волошин

Пер Боррель дель Касо, 1874.

Койфман Валерий

«Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

А. Пушкин «Признание»

В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманки», или «тромплеи» (фр. „trompe l’oile“ - обман зрения).


С виду обманка - это просто разновидность натюрморта, но отличить ее от натюрморта не трудно, слишком уж явно автор обманки пытается выдать рукотворное изображение (живопись, рисунок, фреску или мозаику) за кусок реального мира.

Применение обоих терминов («обманка» и «тромплея») для обозначения картин этого жанра является правомерным.

Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом.

Многие тромплеи, несмотря на то, что их главной задачей было лишь введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в залах музеях, где такие композиции, конечно же, не могут обмануть зрителя, зато неизменно возбуждают у него искреннее восхищение.

История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.

Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом.

Зевксис отдернул покрывало - на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию.

«Не могу, - ответил Паррасий, - ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца».


Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине.

Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее.

Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком.


В России самым знаменитым мастером тромплеи был художник начала XIX века граф Федор Толстой. Он был почетным членом многих европейских Академий художеств.


Сложно даже сказать, какие произведения в первую очередь приходят на ум любителю искусства при упоминании его имени, но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны.

И в этом искусстве Федору Толстому трудно найти равных.


Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818) он повторял столь многократно, что сам художник говорил: «... можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной».


В самом жанре обманки заложено, как сказал бы М. Булгаков, «разоблачение всяческой магии», картина сама показывает нам, как искусство обманывает нас.

В таком случае, это самый ироничный и одновременно самый виртуозный из жанров европейского изобразительного искусства.


Это своего рода попытка дать ответ на мучительный вопрос в вечном споре-диалоге художника и зрителя о том, где же грань, разделяющая мир нарисованный, т. е. мир искусства, от того, что мы условились называть миром реальности. Собственно говоря, главным содержанием картин-обманок и является эта самая грань.

Вот такие непростые размышления вызывают, казалось бы, простые картины, называемые „обманками», хотя, по сути, речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи.

Использованы картины обманки работы

Толстого Федора Петровича

1783-1873


******************************************************************



Рисунок

Рису́нок

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? рису́нка , чему? рису́нку , (вижу) что? рису́нок , чем? рису́нком , о чём? о рису́нке ; мн. что? рису́нки , (нет) чего? рису́нков , чему? рису́нкам , (вижу) что? рису́нки , чем? рису́нками , о чём? о рису́нках

1. Рисунком называется изображение объекта, фигуры человека, которые сделаны вручную карандашом, пером, углем, красками и т. п.

Цветной, чёрно-белый рисунок. | Карандашный, акварельный рисунок. | Схематический, произвольный, строгий рисунок. | Выразительный, точный рисунок. | Рисунок углем. | Рисунок в книге, на асфальте, на стене. | Папка с рисунками. | Выставка детского рисунка. | Стереть рисунок. | На правой стене висел рисунок карандашом.

2. Рисунком называется книжное изображение диаграммы, фотографии и т. д.

Стрелки на рисунке. | График см. на рисунке 5. | Ниже приводится рисунок. | На рисунке 117 дана оптическая схема спектрографа.

Иллюстрация

3. Рисунком называется умение создавать изображения или линейные элементы в картине в противоположность колориту, краскам.

Урок рисунка. | Владеть рисунком. | Учился рисунку у знаменитого художника.

4. Рисунком называют повторяющийся узор на ткани, промышленном изделии и т. д.

Рисунок чугунной ограды. | Ткань пёстрого рисунка. | Рисунок на подошвах ботинок. | Стандартный рисунок камуфляжа предназначен для лесистой местности.

Орнамент

5. Рисунком называется узор и т. д. на природных материалах - камне, дереве и т. д.

Рисунок текстуры древесины. | Малахит - единственный из зелёных самоцветов, имеющий узорчатый рисунок.

6. Рисунком называется своеобразное сочетание естественных линий на теле человека, животного, насекомого.

Рисунок ладони. | Рисунок на крыльях бабочки.

7. Рисунком называют набор общих свойств какого-либо объекта, действия, процесса.

Психологический рисунок. | Внешний рисунок действий.

рису́ночек сущ. , м.

рису́ночный прил.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "рисунок" в других словарях:

    Какое либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая… … Художественная энциклопедия

    Изображение, арабеска, виньетка, гравюра, заставка, иллюстрация, карикатура, политипаж, чертеж, фигура. Ср … Словарь синонимов

    РИСУНОК, рисунка, муж. 1. Нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем. Рисунок дерева. Карандашный рисунок. Рисунок карандашом, углем и т.д. || перен. Очертание, контур. Рисунок гор на… … Толковый словарь Ушакова

    РИСУНОК - РИСУНОК. Изучение и анализ Р. как подсобный метод для понимания содержания псих. сферы применяется психиатрией и психологией гл. обр. в двух направлениях. Во первых в отношении изучения рисунков душевнобольных как продукта пат. творчества вообще… … Большая медицинская энциклопедия

    Рисунок - Рисунок. А. Матисс. Женский портрет. Тушь, перо. 1944. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. РИСУНОК, изображение, начертание на плоскости; основной вид графики. Выполняется карандашом, мелом, пером, углем и т.д. с помощью контурных … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется (карандашом, пером, кистью, углем и т. д.) с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге. Главные виды… … Большой Энциклопедический словарь

    РИСУНОК, нка, муж. 1. Нарисованное изображение, воспроизведение чего н. Карандашный р. Р. углём. 2. Совокупность графических элементов в картине, в противоп. колориту, краскам (спец.). Художник мастер рисунка. 3. Искусство рисования. Урок рисунка … Толковый словарь Ожегова

    РИСУНОК, см. рисовать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    рисунок - РИСУНОК, зарисовка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Рисунок 13 - Рисунок 13Следы грызунов237 следы небольшой полевой мыши на снегу (237a, 237b разные варианты следов); 255a отпечатки лап серого хомячка; 255b расположение следов серого хомячка; 264 следы ондатры; 265 следы водяной крысы; 306 следы обыкновенной… … Животные России. Справочник

    рисунок - Графическое изображение на плоскости, создаваемое с помощью линий, штрихов, пятен, точек. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины части и элементы текста издания EN designfigure DE Zeichnung FR… … Справочник технического переводчика